Грибоедов горе от ума сочинение на тему век нынешний и век минувший

8 вариантов

  1. Время, описанное в комедии, стало переломным для России. Молодые, образованные, умные люди понимали, что по-старому жить нельзя, что стране необходимы перемены, она должна двигаться вперед. Но архаичная аристократия изо всех сил держалась за свои застарелые порядки и не хотела сдавать позиции. Для этих людей устоявшийся образ жизни был естественным и единственно верным.
    Фамусов, осознавая неизбежность перемен, говорил: «Тогда не то, что ныне…». Ему отчаянно хотелось сохранить мир в привычном виде, и рассуждения Чацкого казались ему глупыми, ненормальными. Фамусов и его общество были ограниченными, отсталыми людьми. Они не видели ничего плохого в крепостном праве, считали, что в жизни главное – хорошо устроиться, а общение с человеком должно строиться на пользе, которую он может принести.
    Чацкий же, напротив, утверждал, что служба должна быть делу, а не чинам: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он был уверен, что человека эксплуатировать нельзя, а отношение к нему должно основываться на его личных качествах, а не на положении в обществе. Также герой считал необходимым продвигать русскую культуру, науку и просвещение, в отличие от фамусовского общества, которое боготворило все заморское.
    К сожалению, это общество не приняло Чацкого с его идеями, а за то, что он стал возмутителем спокойствия, объявило его сумасшедшим. Так Грибоедов показал отсталость и регресс «века минувшего», подчеркнув тем самым неизбежность его устранения. Чацкий стал «первой ласточкой», показавшей, что новое поколение не намерено терпеть устаревший порядок.

  2. Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в России много – крепостное право, воспитание и образование молодёжи, производство в чины. Нынешний век представлен молодым дворянином  Чацким, получившим образование в Европе. Он хочет применить полученные  знания в России. Но, увы, Россия живёт в веке минувшем с его страшной, уродливой язвой – крепостным правом. Минувший век представлен консерваторами-феодалами во главе с Фамусовым. Они не собираются без боя сдавать свои позиции. И вот скрестились шпаги словесной дуэли, только искры летят.
    Первый раунд – отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал – дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.
    Раунд второй – отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова – образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует – Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.
    Раунд третий – отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании – он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.
    «Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.

  3. 3
    Текст добавил: оТкРоЙ гЛаЗкИ я Не В тВоЕй СкАзКе

    Знаменитая комедия «Горе от ума» представляет собой не что иное, как высмеивание нравов дворянского сословия начала девятнадцатого столетия.
    Ее автор, Александр Сергеевич Грибоедов, ярко и мастерски показал конфликт закоренелых на старых порядках помещиков и молодого продвинутого поколения. Две стороны получили наименования «век нынешний» и «век минувший». А назвал их так молодой человек, главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Листая страницы любимого произведения, мы неизбежно сталкиваемся со спором этих двух противоборствующих лагерей. Посмотрим же, каковы их взгляды, на чем основана концепция каждого.
    Итак, «век минувший» по числу представителей гораздо шире своих оппонентов. Самой яркой и масштабной фигурой, представляющей эту сторону, является управляющий казенного дома, Павел Афанасьевич Фамусов. В его доме и происходят все события, описанные в пьесе. Конфликт отцов и детей можно проследить уже и на его взаимоотношениях с дочерью Софьей. Девушке 17 лет, Фамусов вдовец, и воспитывал ее один.
    Застав дочь наедине с Молчалиным, отец начинает вести нравоучительные беседы. Виной всему, считает он, образование и те книги, которыми так увлечена Софья. В обучении он не видит никакой пользы. Иностранные учителя ценятся по количеству, а не по тем знаниям, которые они могут дать. Примером для подражания дочери Фамусов предлагает себя, подчеркивая, что отличается поведением монаха. Но за несколько минут до этого откровенно заигрывает со служанкой.

  4. В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» действие происходит в годы, когда становится очевидным раскол в дворянской среде. Это время с 1816 по 1824 год. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям.
    Понятия «век нынешний» и «век минувший» — нравственно-философские.
    Мировоззрение представителей «века минувшего» (Фамусова) сложилось в прошлом столетии, в «золотой» екатерининский век, и с тех пор никаких изменений не претерпело.
    «Век минувший» — это люди разного возраста и положения: Фамусов, Скалозуб, Молчалин, графиня Хлестова, Загорецкий, гости на балу.
    Основная черта, их объединяющая, — консерватизм, сохранить все «как делали отцы», «суж-денья черпают из забытых газет». «Новизна» неприемлема для Фамусова. Грибоедов вводит мотив «глухоты», случающейся с Фамусовым каждый раз в беседах с Чацким («Не слушаю! под суд! под суд!»).
    Жизненный идеал — «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» (о Максиме Петровиче), «угождать всем людям без изъятья»; «С ключом, и сыну ключ умел доставить»; «Богат, и на богатой был женат».
    Роднит всех представителей «века минувшего» ненависть к просвещению. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Фамусов показывает свою неприязнь к засилью иноземного: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы!»
    Однако это неприятие основано не на глубоком чувстве патриотизма, а на желании оградиться от «губителей карманов и сердец». На бал Фамусов не забывает пригласить французика из Бордо.
    «Век нынешний» представлен в пьесе Чацким (и некоторыми внесценическими персонажами: профессора педагогического института, которые «упражняются в расколах и безверье», племянник княгини Тугоуховской Федор, «химик и ботаник»). Взгляды Чацкого на жизнь противоположны мировоззрению «фамусовского общества».

  5. Главная роль, конечно, роль Чацкого,
    без которого не было комедии, а была бы,
    пожалуй, картина нравов
    И.А. Гончаров
    Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии — конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания “века нынешнего” и “века минувшего” была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии “Горе от ума”, актуальна она и в наши дни.
    Итак, в центре комедии — конфликт между “одним здравомыслящим человеком” (по оценке Гончарова) и “консервативным большинством”. Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между “веком нынешним” и “веком минувшим”.
    “Век минувший” в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, — их множество. Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, — радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. “Собрать все книги бы да сжечь!” — восклицает он. Чацкий же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку вперить ум, алчущий познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо говоря ей (“Кто беден, тот тебе не пара”), то Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета”. Стремление Чацкого — это служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает Молчалина, привыкшего угождать “всем людям без изъятья”:
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платье,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была!
    Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккуратностью.
    Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то Чацкий говорит: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь,” смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”. О делах фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”.
    Другим представителем “века минувшего” является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь фамусов. Ведь Скалозуб — “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки”, он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не обморочишь”, — говорит Скалозуб.
    Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров, “Мильон терзаний”).
    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. “Так! Отрезвился я сполна!” — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”. И я полностью согласна с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких — “страдательная”, но в то же время всегда “победительная”.
    Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто”… он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших “и честь, и жизнь… не раз” на “борзые три собаки”. Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Горе от ума”, направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. “Век минувший”, то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему — он службу вдруг оставил…”), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая таким образом не только от своего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время “века минувшего” проходит, а ему на смену приходит “век нынешний”, сильный, умный, образованный.
    Комедия “Горе от ума” имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые люди того времени горячо приветствовали появление этого произведения, а представители реакционного дворянства были возмущены появлением комедии. Что же это — столкновение “века минувшего” и “века нынешнего”? Конечно, да.
    Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и совершенно справедливые слова написаны на могильном памятнике А.С. Грибоедова: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской”.

  6. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Передовая для своего времени комедия вызвала особый интерес в обществе. Опальный Пушкин, находившийся в ссылке в Михайловском, прочтя комедию, был в восторге от нее. Основной проблемой произведения является так характерная для того времени проблема противостояния двух эпох, проблема двух мировоззрений: “века минувшего”, защищающего старые устои, и “века нынешнего”, выступающего за решительные перемены. Рассмотрим это подробнее.
    “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, — писал Грибоедов. Действительно, в “Горе от ума” “век нынешний” представляет на сцене один Чацкий, а “век минувший” — все остальные. Но один Чацкий стоит их всех: он умен, образован, честен, справедлив, уважает русскую культуру. Он полон передовых идей, которые в обществе не принимают. Моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы. Вот почему главному герою так чужды нравы и обычаи “века минувшего”. Чацкому не свойственны лицемерие, карьеризм, невежество:
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
    Подставить стул, поднять платок… или:
    Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
    Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
    Их слабодушие, рассудка нищету…
    Однако в начале комедии автор показывает нам совсем другого Чацкого: это страстно влюбленный молодой человек, он “остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив”. Нет даже никаких намеков на вольнодумство. Все происходит согласно правилам классицизма: Чацкий влюблен в Софью, а та любит Молчалина. Но ситуация резко меняется, когда герой начинает общаться с представителями “века минувшего”. Из пылко влюбленного он моментально превращается в обличителя старых устоев. В комедии появляется новый конфликт — общественный, который выражается в столкновении “века нынешнего” и “века минувшего”. “Горе от ума” превращается из любовной комедии в общественную. В ней широко развертывается борьба Чацкого с “веком минувшим”, представленным в лице Фамусова, Скалозуба, Хлестовой и других, которые не желают менять жизнь, их устраивает сложившаяся система жизненных принципов и ценностей. Они выступают против образования, свободы, передовых идей:
    Нет! Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь.
    И эти люди “века минувшего” способны погубить каждого, кто посмеет бороться с их устоями:
    Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным!
    Но Чацкий посмел бороться. Разве может терпеть передовой человек советы Фамусова поступать так, как Максим Петрович, который готов был играть роль шута, чтобы добиться расположения вышестоящих? Разве может он терпеть то, что Софья готова выйти замуж за Скалозуба только потому, что он “и золотой мешок, и метит в генералы”? Конечно, нет! Чацкий открыто высказывает свое мнение, он не боится обличать тех, кто, по его мнению, нарушает моральные устои общества: Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
    Однако таких людей, как Чацкий, мало. Сторонников же Фамусова гораздо больше: это все дворяне России, причем не только они. Молчалин ведь тоже всецело принадлежит фамусовскому обществу. Итак, поддерживающих “век минувший” большинство, а, как известно, мнение большинства определяет судьбу остальных. Мыслящего и живущего иначе Чацкого они считают “карбонарием”, “якобинцем”, вольнодумцем, а с последними, как известно, обходились очень сурово.
    Постепенно о Чацком формируется мнение, что он сумасшедший. На самом же деле в основе сплетни лежит каламбур: “Вот нехотя с ума свела”, — говорит Софья, подразумевая сумасшествие любовное. Но не привыкшее мыслить глубоко общество понимает все дословно: Чацкий — сумасшедший. Слух о его безумии распространяется молниеносно, чему активно способствовали два эпизодических персонажа: господин N. и господин В.
    Итак, Чацкий пал жертвой сплетен. Он попытался бороться с обществом, но оно оказалось сильнее, объявило героя сумасшедшим, избавившись таким образом от неугодного человека. Борьба Чацкого с фамусовским обществом закончилась: он проиграл и вынужден уехать из Москвы. Но он сделал свое дело: спокойная жизнь фамусовского общества кончилась.
    Таким образом, проблема “века нынешнего” и “века минувшего” — это проблема не только XIX века, она остается всегда. Поэтому комедия актуальна и в наши дни.

  7. Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. В детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион[4]; через три года Грибоедов поступил в университет на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук. Умер Грибоедов в Тегеране 30 января 1829 года при расстреле. Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» — это черта Чацкого.
    Главная мысль комедии показать противостояние старого и нового века. Точнее высмеять пороки старого века такие как крепостничество, карьеризм, подхалимство, низкий уровень образования. Ведь даже в самом начале мы видим из диалога Фамусова с его дочкой, что он ей запрещает читать книги, а наоборот говорит идти вечером на встречи. Фамусов и его общество олицетворяют минувший век ведь они живут прошлым они как уже было сказано против нормального обучения, у них так и остается чинопочитание, подхалимство, преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, не ценят в людях личные качества, а чин и деньги. Этот век представляет собой часть московского дворянства, состоящее из Фамусовых, Хлестоковых, Тугоховски, и они живут по принципу: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь/ потому что. / В чинах мы небольших».
    Фамусов является одним из представителей прошлого века, со всеми характерными для того времени взглядами, манерами, действиями, высказываниями и единственное чему он преклоняется это чины и деньги. Характеризует своего барина служанка Лиза. Фамусов живет по старинке, своим идеалом считает своего дядю, Максима Петровича, который «в чины выводит» и «пенсии дает». Также огромным пороком является бедность в обществе Фамусова, но все же он проявляет искреннюю заботу о своей дочери. Но все же это общество обладает большой силой. И наш главный герой оказывается жертвой того времени. Его упрямство и дерзость стали причиной неприязни общества Фамусова к нему. Но в беседе со Скалозубом Фамусов всё-таки неплохо отзывается о Чадском. И ему жаль что нет такого человека в его окружении, но Чадский хочет служить делу которое ему нравиться, а не лицам. Софья и Молчалин сверстники Чадского, но из-за того что они воспитывались в этом обществе то довольно таки неглупые люди стали на одну сторону с обществом Фамусова. Чадского спас его отъезд, ведь скорей всего с ним бы произошло тоже самое что и с Софией.
    Чацкий, не приемлющий идеи и нравы «века минувшего», становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. Чацкий не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.
    «Век нынешний» и «век минувший» сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. «Век нынешний» сменяет «век минувший», ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

  8. «Век нынешний» и «век минувший».
    В комедии «Горе от ума», написанной в начале 19 века, А. С. Грибоедов касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
    В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья, Молчалин). «Век минувший» – это не только показатель возраста, но и система устаревших взглядов.
    Так в каких же вопросах заключаются основные противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим»?
    Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе. Идеалами для них служат такие люди, как Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать». Все характерные черты чинопочитания того времени ярко выражены в образе Мочалина: он молчалив, боится высказывать свое мнение, ищет расположение у всех, чей чин выше его собственного, ради того, чтобы стать важным чиновником, он готов на многое. Для Чацкого главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед гостями дома Фамусова.
    Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает заявление полковника Скалозуба:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу:
    Мне только бы досталось в генералы.
    Чацкий же не желает служить «лицам», именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий – носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в просвещении:
    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда
    Безумных развелось людей, и дел, и мыслей.
    Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро распространился,, и никому не составило труда в него поверить.
    У представителей двух веков разные взгляды на любовь. Фамусов из самого светлого и чистого чувства сумел извлечь выгоду: для своей дочери он избрал в мужья Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». Понятно, что при таком отношении, о настоящей любви говорить не приходится. Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье. Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу» Молчалина, а он, в свою очередь, с помощью Софьи собирался получить очередной чин:
    И вот любовника я принимаю вид
    В угодность дочери такого человека
    Единственный раз мнения Фамусова и Чацкого совпадают в вопросе о влиянии иностранцев на Россию, но у каждого на то свои причины. Чацкий говорит, как истинный патриот, он противник «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам, ему противно слушать речь людей фамусовского общества, где господствовало «смешенье языков: французского с нижегородским». Фамусов негативно относится к иностранцам лишь потому, что он отец, и его дочь может ненароком выйти замуж за какого-нибудь француза:
    А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
    Оттуда моду к нам, и авторы, и музы:
    Грабители карманов и сердец.
    В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим». Он верит, что будущее принадлежит его собратьям по духу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *