Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы — стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д. — поэма «Труды и дни» Гесиода); «замкнутое» (ограниченное сюжетными рамками — рассказ «Муму» И.С. Тургенева) и «открытое» (включенное в конкретную историческую эпоху — роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через восприятие автора или героев, описывается в традиционных единицах измерения времени — днях, неделях, месяцах и т.д. — рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя — восприятие времени Раскольниковым в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского «Последний поэт», «Приметы») и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, человеческой личности и т.д. — роман «Князь Серебряный» А.К. Толстого, поэма «Пугачев» С.А. Есенина). Кроме того, М. Бахтин выделяет также психологическое время (разновидность субъективного времени), кризисное время (последнее мгновение времени перед смертью или перед соприкосновением с мистическими силами), карнавальное время (выпавшее из реального исторического времени и включающее в себя множество метаморфоз и трансформаций).
Также стоит отметить такие художественные приемы, как ретроспекция (обращение к прошлому героев или автора), проспекция (обращение к будущему, авторские намеки, иногда открытые указания на события, которые произойдут в будущем).
Временной поток неразрывен, но люди для удобства условно разделяют его на три части: прошлое, настоящее и будущее. В нашей власти изменить настоящее и будущее, на прошлое никто из нас повлиять уже не может. Авторы фантастических произведений нередко описывают попытки изменения прошлого, но это только фантазии и существуют они лишь для развлечения.
Как же нужно жить человеку, чтобы быть в гармонии со временем? Это, оказывается, не так уж просто. Чтобы быть счастливым и правильно строить свою жизнь, человеку необходимо помнить уроки прошлого, но при этом не застревать в нем, радоваться настоящему и думать о будущем. Не всем это удается. Некоторые, как герои «Вишневого сада», живут прошлым, не успевая за переменами. Кто-то, наоборот, думает только о насущных проблемах, не анализируя предыдущий опыт и не задумываясь о том, что будет завтра. Важно суметь обрести баланс между этими тремя составляющими нашей жизни.
Среди людей всегда встречались личности, способные думать наперед. Они стремились продвинуть человечество, максимально приблизить будущее, изобретая новые и новые технологии. Благодаря им мы далеко ушли от первобытного строя и имеем развитую цивилизацию. Думаю, не за горами уже высокие технологии, описанные когда-то писателями фантастами.
Никто из нас не может повлиять на ход времени, но в наших силах заполнить свою жизнь яркими запоминающимися моментами, работать на благо всего человечества, приносить пользу обществу. Мы должны сделать так, чтобы наша жизнь прошла не напрасно.
Вариант вступления
Пример
Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа
Советы к аргументации 1) эмоциональный ввод в тему День приближается к концу. Обычный осенний день… А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок… В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время…». Странное название… Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку… Пушкин, Лермонтов, Толстой… Так вот же они, победившие время! Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н. Островский, пьесы и др.) 2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут. Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.) 3) обоснование причин обращения к этой теме Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает… Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе. Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. 4) использование оригинальной цитаты «- Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
– Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
– Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!».
Знакомые строчки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики! Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова… За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких) 5) оформление вступления в виде вопросов Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу? Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Вспомните поэму М.Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.
Можно обратиться к книге Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени
Время – удивительное понятие! Непрестанно занимое мысли человека, составляя основу его жизни, оно является одним из самых важных и сложных понятий в философии и науке. На протяжении всей своей истории, человечество размышляет о времени: философы Древней Греции (Платон, Аристотель), теологи средневековья (Августин Блаженный), мыслители Нового Времени (Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц) и мы, жители двадцать первого века, каждый пытается найти ответы на вопросы: что же такое время? куда оно движется? что уготовило нам?
Как многое может время! Оно летит, словно стрела, пущенная в небо, мчится, словно скорый поезд, оно приносит долгожданную радость встречи и отнимает лучшие мгновения жизни, неумолимо двигаясь вперед, к неизвестной цели. Как часто минуты растягиваются в часы, а часы пролетают, как одна минута. Разве не самая заветная мечта человека – замедлить ход времени там, где ему хотелось бы подольше насладиться приятными мгновениями жизни? Разве не хотел бы человек, приближаясь к неугодным событиям, что бы время их никогда не наступило? Множество примеров того, каким бывает и что может значить время для человека, можно обнаружить в художественной прозе и в поэзии.
Так, на страницах произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», время тянется бесконечно долго, однообразно, передавая тягость положения героя: время для него словно остановилось и заставляет годами проживать один и тот же день. На примере одного дня из жизни одного человека, автор рассказывает о целой эпохе, о жизни миллионов людей, о времени, в котором ему самому посчастливилось жить: точно также тянулось время для всех тогдашних жителей СССР, заключенных, словно в тюрьму, в советскую действительность.
Напротив, в стихотворении Тютчева «времени поток бежит неуловимо», оставляя человеку лишь короткое воспоминание, «обрывок мысли, взгляд», другими словами, не оставляя почти ничего и заставляя усомниться, «а было ли все то, чего уж больше нет?». Автор досадует, что с течением времени в памяти остается лишь само событие, ощущения же от него стираются.
Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку даже некогда подумать о будущем. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.
Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения существуют между нами? Какое значение имеет для нас прошлое, настоящее и будущее? Как они влияют на нас?
В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футуристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений. Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.
В произведениях русской литературы основным компонентом является не время, а пространство. Время в русском национальном космосе всегда вторично. Есть, конечно, и некоторые исключения. Например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает революционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым. И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.
Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плывет по течению революционного времени — мощному, стремительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места. Но в революционном вихре Живаго сумел сохранить чистой душу.
Революционная эпоха отражена в творчестве многих русских писателей. Одни из них выступали в качестве строгих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий. Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображенский не признает пролетариат. Ему претит идеология толпы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он собственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового времени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Невоспитанность, хамство, торжествующее невежество, неудержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в образе Шарикова сатирическое звучание.
Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом. Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Что есть время? Время – это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что тратим время впустую, ведь тратить время – значит тратить жизнь.
Все мы – рабы Хроноса, пленники прошлого или будущего. Мало кто живет настоящим, наслаждаясь каждым днем: одних чересчур волнует будущее, другие живут былым.
Так, герои «Вишневого сада» Чехова погрязли в рутине минувшего. Трофимов, вечный студент, размышляет: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом.» Но ему ли говорить о важности прошлого, увязшим в прошлом настолько, что оно не дает ему продвинуться дальше, стать кем-то большим, чем просто студентом?
Зацикленность на былом или грядущем отравляет жизнь, не дает ощутить ее в полной мере, познать со всех сторон. Но без дум об этом не обойтись, иначе можно забыть о чем-то важном, оставшемся в прожитом, или, не задумавшись о предстоящем, не понять, чего хочется от жизни. Старуха Изергиль Горького жила настоящим, в какой-то мере она прожила свою жизнь счастливо, повинуясь провидению, не задумываясь о завтрашнем и быстро забывая о проходящем. «А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, — ничего… Но скучно стало…» – так говорит она. И действительно, вся ее жизнь – своеобразный гарем времени: на смену дням идут годы, на смену одним любовникам другие, настоящего дома у нее нет, и ее ничто из этого ее нисколько не волнует.
Прошлое и будущее – бессмертные стражи литературы, мне известно совсем немного произведений, где тема времени оставалась бы в стороне. Это и граф Монте-Кристо Дюма, сделавший время своим вечным спутником свершения мести, и Маргарита, готовая ждать встречи с Мастером хоть бесконечность, и Павел Петрович Кирсанов, живущий пережитками прошлого. Время – наш друг, и лишь от нас самих зависит, в какую сторону мы будем крутить стрелки циферблата, чтобы устроить жизнь.
Художественное пространство и время (хронотоп) – пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах. Основные признаки пространства в литературном произведении:
1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.
2. Воспринимается читателем ассоциативно. Основные признаки времени в литературном произведении:
1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.
2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.
3. Представления о движении и неподвижности.
4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего. Образы художественного времени Краткая характеристика Пример
1. Биографическое
Детство, юность, зрелость, старость
“Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л.Н. Толстого
2. Историческое
Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества
“Отцы и дети” И.С. Тургенева, “Что делать” Н.Г. Чернышевского
3. Космическое
Представление о вечности и вселенской истории
“Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова
4. Календарное
Смена времен года, будней и праздников
Русские народные сказки
5. Суточное
День и ночь, утро и вечер
“Мещанин во дворянстве” Ж.Б. Мольера
Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы — стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д. — поэма «Труды и дни» Гесиода); «замкнутое» (ограниченное сюжетными рамками — рассказ «Муму» И.С. Тургенева) и «открытое» (включенное в конкретную историческую эпоху — роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через восприятие автора или героев, описывается в традиционных единицах измерения времени — днях, неделях, месяцах и т.д. — рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя — восприятие времени Раскольниковым в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского «Последний поэт», «Приметы») и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, человеческой личности и т.д. — роман «Князь Серебряный» А.К. Толстого, поэма «Пугачев» С.А. Есенина). Кроме того, М. Бахтин выделяет также психологическое время (разновидность субъективного времени), кризисное время (последнее мгновение времени перед смертью или перед соприкосновением с мистическими силами), карнавальное время (выпавшее из реального исторического времени и включающее в себя множество метаморфоз и трансформаций).
Также стоит отметить такие художественные приемы, как ретроспекция (обращение к прошлому героев или автора), проспекция (обращение к будущему, авторские намеки, иногда открытые указания на события, которые произойдут в будущем).
Временной поток неразрывен, но люди для удобства условно разделяют его на три части: прошлое, настоящее и будущее. В нашей власти изменить настоящее и будущее, на прошлое никто из нас повлиять уже не может. Авторы фантастических произведений нередко описывают попытки изменения прошлого, но это только фантазии и существуют они лишь для развлечения.
Как же нужно жить человеку, чтобы быть в гармонии со временем? Это, оказывается, не так уж просто. Чтобы быть счастливым и правильно строить свою жизнь, человеку необходимо помнить уроки прошлого, но при этом не застревать в нем, радоваться настоящему и думать о будущем. Не всем это удается. Некоторые, как герои «Вишневого сада», живут прошлым, не успевая за переменами. Кто-то, наоборот, думает только о насущных проблемах, не анализируя предыдущий опыт и не задумываясь о том, что будет завтра. Важно суметь обрести баланс между этими тремя составляющими нашей жизни.
Среди людей всегда встречались личности, способные думать наперед. Они стремились продвинуть человечество, максимально приблизить будущее, изобретая новые и новые технологии. Благодаря им мы далеко ушли от первобытного строя и имеем развитую цивилизацию. Думаю, не за горами уже высокие технологии, описанные когда-то писателями фантастами.
Никто из нас не может повлиять на ход времени, но в наших силах заполнить свою жизнь яркими запоминающимися моментами, работать на благо всего человечества, приносить пользу обществу. Мы должны сделать так, чтобы наша жизнь прошла не напрасно.
Вариант вступления
Пример
Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа
Советы к аргументации
1) эмоциональный ввод в тему
День приближается к концу. Обычный осенний день… А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок… В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время…». Странное название… Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку… Пушкин, Лермонтов, Толстой… Так вот же они, победившие время!
Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время
Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н. Островский, пьесы и др.)
2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору
Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут.
Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.)
3) обоснование причин обращения к этой теме
Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает… Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память.
Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе.
Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.
4) использование оригинальной цитаты
«- Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
– Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
– Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!».
Знакомые строчки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики!
Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова… За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы
Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких)
5) оформление вступления в виде вопросов
Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?
Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Вспомните поэму М.Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.
Можно обратиться к книге Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени
Время – удивительное понятие! Непрестанно занимое мысли человека, составляя основу его жизни, оно является одним из самых важных и сложных понятий в философии и науке. На протяжении всей своей истории, человечество размышляет о времени: философы Древней Греции (Платон, Аристотель), теологи средневековья (Августин Блаженный), мыслители Нового Времени (Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц) и мы, жители двадцать первого века, каждый пытается найти ответы на вопросы: что же такое время? куда оно движется? что уготовило нам?
Как многое может время! Оно летит, словно стрела, пущенная в небо, мчится, словно скорый поезд, оно приносит долгожданную радость встречи и отнимает лучшие мгновения жизни, неумолимо двигаясь вперед, к неизвестной цели. Как часто минуты растягиваются в часы, а часы пролетают, как одна минута. Разве не самая заветная мечта человека – замедлить ход времени там, где ему хотелось бы подольше насладиться приятными мгновениями жизни? Разве не хотел бы человек, приближаясь к неугодным событиям, что бы время их никогда не наступило? Множество примеров того, каким бывает и что может значить время для человека, можно обнаружить в художественной прозе и в поэзии.
Так, на страницах произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», время тянется бесконечно долго, однообразно, передавая тягость положения героя: время для него словно остановилось и заставляет годами проживать один и тот же день. На примере одного дня из жизни одного человека, автор рассказывает о целой эпохе, о жизни миллионов людей, о времени, в котором ему самому посчастливилось жить: точно также тянулось время для всех тогдашних жителей СССР, заключенных, словно в тюрьму, в советскую действительность.
Напротив, в стихотворении Тютчева «времени поток бежит неуловимо», оставляя человеку лишь короткое воспоминание, «обрывок мысли, взгляд», другими словами, не оставляя почти ничего и заставляя усомниться, «а было ли все то, чего уж больше нет?». Автор досадует, что с течением времени в памяти остается лишь само событие, ощущения же от него стираются.
Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку даже некогда подумать о будущем. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.
Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения существуют между нами? Какое значение имеет для нас прошлое, настоящее и будущее? Как они влияют на нас?
В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футуристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений. Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.
В произведениях русской литературы основным компонентом является не время, а пространство. Время в русском национальном космосе всегда вторично. Есть, конечно, и некоторые исключения. Например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает революционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым. И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.
Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плывет по течению революционного времени — мощному, стремительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места. Но в революционном вихре Живаго сумел сохранить чистой душу.
Революционная эпоха отражена в творчестве многих русских писателей. Одни из них выступали в качестве строгих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий. Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображенский не признает пролетариат. Ему претит идеология толпы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он собственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового времени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Невоспитанность, хамство, торжествующее невежество, неудержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в образе Шарикова сатирическое звучание.
Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом. Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Что есть время? Время – это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что тратим время впустую, ведь тратить время – значит тратить жизнь.
Все мы – рабы Хроноса, пленники прошлого или будущего. Мало кто живет настоящим, наслаждаясь каждым днем: одних чересчур волнует будущее, другие живут былым.
Так, герои «Вишневого сада» Чехова погрязли в рутине минувшего. Трофимов, вечный студент, размышляет: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом.» Но ему ли говорить о важности прошлого, увязшим в прошлом настолько, что оно не дает ему продвинуться дальше, стать кем-то большим, чем просто студентом?
Зацикленность на былом или грядущем отравляет жизнь, не дает ощутить ее в полной мере, познать со всех сторон. Но без дум об этом не обойтись, иначе можно забыть о чем-то важном, оставшемся в прожитом, или, не задумавшись о предстоящем, не понять, чего хочется от жизни. Старуха Изергиль Горького жила настоящим, в какой-то мере она прожила свою жизнь счастливо, повинуясь провидению, не задумываясь о завтрашнем и быстро забывая о проходящем. «А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, — ничего… Но скучно стало…» – так говорит она. И действительно, вся ее жизнь – своеобразный гарем времени: на смену дням идут годы, на смену одним любовникам другие, настоящего дома у нее нет, и ее ничто из этого ее нисколько не волнует.
Прошлое и будущее – бессмертные стражи литературы, мне известно совсем немного произведений, где тема времени оставалась бы в стороне. Это и граф Монте-Кристо Дюма, сделавший время своим вечным спутником свершения мести, и Маргарита, готовая ждать встречи с Мастером хоть бесконечность, и Павел Петрович Кирсанов, живущий пережитками прошлого. Время – наш друг, и лишь от нас самих зависит, в какую сторону мы будем крутить стрелки циферблата, чтобы устроить жизнь.
Художественное пространство и время (хронотоп) – пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.
Основные признаки пространства в литературном произведении:
1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.
2. Воспринимается читателем ассоциативно.
Основные признаки времени в литературном произведении:
1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.
2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.
3. Представления о движении и неподвижности.
4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.
Образы художественного времени
Краткая характеристика
Пример
1. Биографическое
Детство, юность, зрелость, старость
“Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л.Н. Толстого
2. Историческое
Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества
“Отцы и дети” И.С. Тургенева, “Что делать” Н.Г. Чернышевского
3. Космическое
Представление о вечности и вселенской истории
“Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова
4. Календарное
Смена времен года, будней и праздников
Русские народные сказки
5. Суточное
День и ночь, утро и вечер
“Мещанин во дворянстве” Ж.Б. Мольера