Итоговое сочинение на литературную тему

9 вариантов

  1. Совсем скоро выпускникам предстоит первое итоговое испытание – на 6 декабря 2017 года назначено написание итогового сочинения. В этом учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах выделил пять открытых направлений тем, которые в эфире телеканала «Россия 1» объявили министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
    Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»
    Здесь выпускникам будет предложено противопоставить верность и измену, порассуждать об этих понятиях с точки зрения философии, этики, психологии, привести примеры из литературных произведения и личного опыта.
    «Равнодушие и отзывчивость»
    В основу рассуждения в этом направлении должно лечь сопоставление разных типов отношения человека к миру: от безразличия и нежелания вникать в чужие беды до стремления бескорыстно помочь и порадоваться за успехи других. На одном полюсе – люди с большим сердцем, на другом – эгоисты.
    «Цели и средства»
    Оправдывает ли благая цель любые средства для ее достижения? Выпускники оценят важность осмысленной постановки цели и этичности методов ее реализации. С такой проблемой сталкиваются многие литературные персонажи: у одних якобы благие намерения прикрывают низменные планы, для других неприемлемо отступить от принципов морали.
    «Смелость и трусость»
    Проявить отвагу, рискуя собственным здоровьем и жизнью? Или переждать опасность и уклониться от испытания? Эти противоположные стороны человеческой натуры легли в основу данного направления. Школьникам предстоит ответить, что проявляли герои: смелость или безрассудство, осторожность или трусость.
    «Человек и общество»
    Человек неотделим от социума. С одной стороны, общество формирует его личность, с другой – сам человек способен изменить окружающих. На каком уровне происходит это взаимодействие по шкале от гармоничного сотрудничества до непримиримого конфликта? Когда человеку стоит учитывать социальные нормы, а когда обществу надо пойти навстречу личным интересам?
    Как и в прошлые годы, итоговое сочинение будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». «Зачет» станет допуском для ученика к сдаче ЕГЭ. Для тех, кто заболел или не смог справиться с заданием с первого раза, предусмотрен резервный день – 7 февраля 2018 года. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья разрешается вместо сочинения написать изложение.

  2. Статус работы?

    Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
    ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.

    Зачёт — незачёт

    В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.

    А если незачёт?

    Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.

    Кто будет проверять сочинения?

    Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
    Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.

    Сколько времени отведено на экзамен?

    Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).

    Предполагаемый объём работы?

    Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.

    Идея сочинения: что оно проверяет

    Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).
    В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.
    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
    Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
    Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
    Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
    Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
    Сочинение пишите чётко и разборчиво.
    При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

    Какими будут темы?

    Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
    При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее ( в 2014 г. их объявили к началу учебного года).

    Примеры формулировок

    На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
    Почему люди пишут стихи?
    Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

    Что будет известно заранее? Тематические направления!

    Вот тематические направления 2014 года.
    Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.
    Тематическое направление
    Комментарий
    «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
    Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
    Вопросы, заданные человечеству войной
    Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Человек и природа в отечественной и мировой литературе
    Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
    Спор поколений: вместе и врозь
    Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Чем люди живы?
    Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

    «Критерии оценивания…» для всех

    Проект ФИПИ (далее цитируется)

  3. Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко сформулировать его план. Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей:
    I. Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме сочинения).
    II. Основная часть включает в себя:
    1. Первый тезис + аргумент.
    2. Второй тезис + аргумент.
    3. Третий тезис + аргумент и т.д…
    Тезис – это собственное мнение по предлагаемой теме.
    Аргумент – это подтверждение тезиса литературным примером.
    III. Заключение.
    Примечание.Основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подтверждённый аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – два. Для каждого тезиса формулируется свой аргумент!
    ВСТУПЛЕНИЕ
    С чего начать сочинение? В первую очередь важно помнить, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема сочинения. Вдаваться в абстрактные и отдалённые от темы рассуждения не стоит.
    ТРАДИЦИОННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
    Вступление включает в себя несколько ключевых компонентов:
    · основных слов темы,
    · общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
    · ключевого вопроса темы.
    Элементы вступления
    (приведённые ниже компоненты вступления располагаются последовательно друг за другом)
    Примеры
    Ключевые слова темы
    Родители и дети …
    Общие рассуждения о предмете речи
    Ребенок, рождаясь на свет, в первую очередь ощущает заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает окружающий мир. Безусловно, желая своему ребенку только самого лучшего, родители дают ему свои советы, воспитывают и учат его.
    Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).
    Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?
    Основная часть итогового сочинения
    Задаваясь вопросом – “как писать итоговое сочинение?”, важно понять, что ключевым элементом сочинения является его основная часть.
    Основная часть может включать один либо нескольких тезисов, подкрепленных литературно обоснованным аргументами. Каждая пара «тезис+аргумент» обязательно выделяется в отдельный абзац.
    ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА
    Очень важно помнить, что тезис – это первостепенно важный элемент сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.
    КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
    В итоговом сочинении может быть всего один тезис. Однако развернуть рассуждение на 350 слов по одному тезису получается не всегда. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Вместе с тем, некоторые темы уже изначально предполагают наличие как минимум двух тезисов (к примеру, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).
    При формулировке тезиса важно учитывать два серьёзных аспекта:
    · взаимосвязь тезиса и темы,
    · специфику формулировки самого тезиса.
    ТЕМА И ТЕЗИС
    Формулировка тезиса, само собой, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
    Тема-вопрос
    Если тема содержит вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
    «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.
    Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.
    Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.
    Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
    В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
    Тема Тезисы
    «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)
    (Во вступительной части задаем вопросы: почему “война” – это самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.
    «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.
    Тема – номинативное предложение (ключевые слова)
    Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
    «Гармония природы и несовершенство человека».
    (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.
    СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

    Традиционное формулирование тезиса предполагает прямое выражение мысли.
    Прямое выражение главной мысли:
    Большинство людей понимает, как важно беречь природу, сохранять окружающий мир для будущих поколений.
    Формулировка тезиса оригинальная
    Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
    Например, можно написать о каком-то случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
    Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
    Можно применить метод аналогии – сравнение с миром природы.
    Пример из жизни
    В России Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не стала исключением и моя семья. Узнав о том, что моя бабушка состояла в партизанском движении, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы выведать место расположения партизанского отряда. Прабабушка отказалась отвечать, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не только всенародный праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных нашими предками ради нашего мирного будущего.
    Вопросно-ответный вариант
    Что помогает человеку преодолевать трудности? Вероятней всего, у каждого из нас будет свой ответ на этот вопрос. По моему мнению, очень важную роль играет поддержка близких людей и семьи.
    Аналогия (сравнение с миром природы)
    Мне кажется, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.
    Примечание. Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отдалялись от нее.
    АРГУМЕНТ
    Количество аргументов в итоговом сочинении
    Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов в итоговом сочинении несколько, то к каждому из них формулируется свой аргумент!
    СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
    Аргумент включает в себя несколько компонентов:
    1) обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и указываем – “произведение”);
    2) его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения либо конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Будем не лишним несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: “герой пошёл туда-то, сделал то-то”? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
    3) промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
    Все эти компоненты располагаются друг за другом последовательно.
    Обращение к произведению
    Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
    Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
    Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Писатель говорит о новом указании – уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Автор заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.
    Промежуточный вывод в конце аргумента
    Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.
    МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
    Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.
    СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)
    Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.
    Варианты связки
    Примеры
    Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.
    Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?
    Всем известно, что человек частую губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются над тем, как сохранить природу для потомков.
    Заключение итогового сочинения
    Как писать заключение в итоговом сочинении?
    Заключение, как и другие композиционные элементы сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
    ТРАДИЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Выделяют несколько стандартных способов закончить сочинение:
    Вывод. Обычно итоговое сочинение завершают выводом из всего вышесказанного. Это, по-видимому, самый распространенный способ закончить сочинение. Вместе с тем, это и наиболее трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не отклонить от темы самого сочинения.
    Призыв. Другой достаточно распространенный вариант концовки – это призыв. Здесь лучше НЕ применять глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это будет учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Очевидно, это не очень этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь экологию», «давайте помнить и помогать ветеранам» и т.д.
    Выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части итогового сочинения, т.к. он даёт возможность избежать дублирования мысли, логических и этических ошибок. Важно понимать. что выражать надежду нужно на что-то позитивное. Писать: «Хочется верить, что природа отомстит за себя и все люди погибнут», – не стоит, сами понимаете.
    Варианты заключения
    Вывод
    Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
    Призыв
    В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа – наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг – отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
    Выражение надежды
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
    Цитата, подходящая по смыслу. Стоит заранее запастись цитатами по всем тематическим направлениям, может получиться, что какая-нибудь подойдет для итогового сочинения. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
    Зарисовка, которая возвращает к вступлению.
    Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
    Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.
    Цитата
    Таким образом, дружба имеет величайшее значение в жизни человека. Недаром Цицерон писал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
    Как добиться оригинальности в итоговом сочинении
    ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если содержит рассказ о каком-то случае из жизни, который навел на размышления по данной проблеме.
    ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ, если вы
    – Привели пример из жизни;
    – или использовали вопросно-ответный ход;
    – или провели аналогию (сравнение с миром природы).
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если оно представляет собой некую зарисовку, которая возвращает к вступлению или включает в себяцитату с обобщающим смыслом.

    Темы по направлениям итогового сочинения 2017-2018

    Направление: «Верность и измена»

  4. 29.07.2017
    Критерии оценивания итогового сочинения в ВШЭ
    (1385)
    29.07.2017
    Критерии оценивания итогового сочинения в МГУ
    (2817)
    06.02.2017
    Темы итогового сочинения 1 февраля 2017
    (4545)
    28.12.2016
    Основные вопросы по итоговому сочинению 2016/2017
    (6120)
    07.12.2016
    Темы итогового сочинения 7 декабря 2016 года
    (34314)
    05.12.2016
    Сборник для итогового сочинения
    (8975)
    18.11.2016
    Как написать заключение в итоговом сочинении?
    (2866)
    18.11.2016
    Как сделать связки в итоговом сочинении?
    (9642)
    18.11.2016
    Как привести литературные аргументы в итоговом сочинении?
    (7776)
    16.11.2016
    Как сформулировать тезис в итоговом сочинении?
    (14083)
    16.11.2016
    Как написать вступительную часть итогового сочинения?
    (6960)
    16.11.2016
    Как писать итоговое сочинение?
    (16187)
    22.10.2016
    Бланки итогового сочинения 2017
    (17234)
    22.10.2016
    Критерии оценивания итогового сочинения 2017
    (5843)
    13.10.2016
    Список литературных произведений для итогового сочинения 2017
    (6550)
    13.10.2016
    Книги и темы для итогового сочинения 2017
    (12480)
    02.10.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведениям Пушкина
    (8644)
    02.10.2016
    Клише для итогового сочинения 2017
    (34450)
    02.10.2016
    Рекомендации по написанию итогового сочинения 2017
    (4084)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Преступление и наказание”
    (6526)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Мастер и Маргарита”
    (6747)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Тихий Дон”
    (4254)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Война и мир”
    (8080)
    10.09.2016
    Примерный список литературы для итогового сочинения
    (6289)
    09.09.2016
    Пояснения к направлениям итогового сочинения 2016/2017
    (2501)
    09.09.2016
    Что нужно знать об итоговом сочинении 2016/2017?
    (2181)
    30.08.2016
    Направления тем итогового сочинения 2016/2017
    (3458)

  5. Речевые клише для написания выпускного сочинения.
    Вступление
    Тема-вопрос
    Как вы понимаете значение слов “честь” и “бесчестие”?
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(ответ на вопрос).
    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (ответ на вопрос)
    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос)
    Тема-утверждение
    “Береги честь смолоду”, – утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с народной мудростью. Действительно,…
    “Честь – вот истинная красота!” – утверждал Р.Роллан. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно,…
    Жизнь дороже чести… Трудно не согласиться с этой мыслью. Действительно, …
    Тема – ключевые слова (номинативное предложение)
    Путь чести и путь бесчестия… Что значит идти путем чести или путем бесчестия? (далее см. тема-вопрос)
    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит идти путем чести или путем бесчестия. На мой взгляд, …
    Каждый человек задавался вопросом: что же значит идти путем чести или путем бесчестия?(далее см. тема-вопрос)
    Основная часть
    Тезис
    Формулировка главной мысли сочинения
    Для солдата выбрать путь чести значит умереть с достоинством, но не изменить присяге. Путь бесчестия – это путь предательства.
    Обращение к произведению
    Многие писатели обращались к этой теме. Так, в романе….
    К теме… обращались многие русские и зарубежные писатели. Так, в романе….
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении… Так, в романе….
    Обратимся к роману… (автор, название).
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе … (автор, название).
    Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении…(автор, название).
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и … (имя писателя) в … (название произведения).
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении … (автор, название).
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    Вспомним героя повести … (автор, название).
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
    Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
    Автор повествует о…
    Автор описывает…
    Поэт показывает…
    Писатель размышляет о…
    Писатель обращает наше внимание…
    Писатель заостряет наше внимание на …
    Он акцентирует внимание читателя на…
    Он осуждает….
    Он ставит нам в пример…..
    Автор подчеркивает…
    Пушкин утверждает…
    Промежуточный вывод в конце каждого аргумента
    Писатель считает, что…
    Автор хочет донести до нас мысль о….
    Писатель подводит нас к мысли:
    Заключение
    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    В заключение хочется призвать людей к…
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    Хочется верить, что…
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

  6. Какого размера должно быть сочинение?

    ФИПИ рекомендует 350 слов – примерно столько помещается на листе A4, если печатать 12 шрифтом Times New Roman. При подсчете учитываются не только основные части речи, но и вспомогательные: предлоги, союзы, частицы, междометия. Минимальный порог – 250 слов: за меньшее количество поставят незачет.

    Какого объема цитаты можно брать?

    Прямые и косвенные цитаты не должны превышать 50% вашего текста.

    Как оформлять цитаты?

    После каждой цитаты обязательно указывайте в скобочках автора и произведение, на которое ссылаетесь. Прямые цитаты не забывайте заключать в кавычки.

    Что нужно писать в итоговом сочинении?

    В первом абзаце вы раскрываете личное отношение к теме – это ваш тезис. «Я считаю, что любовь – это единственное, на что может опереться человек в самые трудные минуты. Она вдохновляет на жизнь и борьбу…».
    В следующих 2–4 абзацах вы доказываете свой тезис. Для этого вам понадобятся примеры из литературных произведений школьной программы. «Чтобы разыскать Мастера, Маргарита пошла на сделку с дьяволом. Живя одним желанием – встреться с возлюбленным, она выполняла все поручения Воланда…»
    В последнем абзаце вы делаете вывод – как можно использовать ваш тезис в реальной жизни или о чем людям нужно помнить в связи с этим тезисом. «Опора на любимых очень помогает, например, при подготовке к итоговому сочинению. Кажется, что все романы в голове перепутались, рука и двух слов написать не может, но стоит вспомнить о человеке, который тебя всегда поддерживал…»

    Что нужно сделать, чтобы поставили зачет?

    Оценка выставляется по пяти критериям. Чтобы получить зачет, сочинение должно удовлетворять первому и второму критериям (они обязательные) и дополнительно удовлетворять одному из оставшихся критериев.
    Соответствие теме. Хоть это и звучит банально, но итоговое сочинение должно соответствовать теме. Должна быть понятна цель вашего текста: было – так (тезис), стало – так (выводы). Не следует увлекаться отступлениями и лить воду. Каждое предложение должно работать на раскрытие темы.
    Аргументация с привлечением литературного материала. Необходимо сослаться хотя бы на один литературный источник. Произведение может быть отечественным или зарубежным, художественным или публицистическим. Но просто упомянуть его название в сочинении нельзя – нужно использовать в аргументации сюжетную линию, конкретные события, характеры героев или авторскую позицию. Также запрещено искажать содержание произведения.
    Композиция и логика рассуждения. Здесь проверяется, насколько вы логично соотносите в сочинении тезис и доказательства или тезис и выводы; действительно ли из одного следует другое. Нелогичный текст производит впечатление разрозненных утверждений, которые по отдельности понятны, но вместе кажутся бессмысленными.
    Качество письменной речи. Вы должны точно выражать мысли, умело чередовать синонимы, применять грамматические конструкции и термины. Признак низкого качества речи – нельзя понять сами предложения: слова противоречат друг другу, их соседство кажется нелепым.
    Грамотность. Условие прохождения критерия – не более пяти ошибок на каждые 100 слов. К ошибкам относятся грамматические, орфографические, пунктуационные.

    Аргументы

    Любой роман или повесть классика способны дать нужные аргументы для сочинения. Но одни произведения касаются темы сочинения напрямую, то есть своими основными эпизодами, а другие косвенно. Чем ближе основная тема произведения к теме сочинения, тем ярче иллюстрация тезиса и ценнее аргумент. Приведем по три ярких литературных примера на каждое направление тем.

    Верность и измена

    Гавриил Троепольский, «Белый Бим Черное ухо». Тема произведения: верность собаки своему хозяину и жестокость людей (читай – предательство или измена людей принципам гуманизма).
    Однажды Иван Иванович заболел – сказалось полученное на войне ранение. Его повезли в московскую больницу для проведения операции. Его собака по кличке Бим осталась под присмотром старушки-соседки. Вскоре Бим затосковал, отказался от пищи и стал убегать на улицу в поисках хозяина. На пути ему попадались жестокие люди: его били, оставляли привязанным к дереву в лесу. Попадались и добрые люди, которые его выхаживали, дарили ласку и беспокоились о его судьбе. По наговору одной жительницы Бима хватают ловцы бездомных животных. Когда Иван Иванович выписался из больницы, то нашел своего четвероного друга в машине ловцов, но «две снежинки упали на нос Бима и… не растаяли». Пес от многочисленных злоключений и упадка сил скончался.
    Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени». Одна из тем произведения: предательство доверительных отношений (читай – измена негласному обещанию).
    Грушницкий – боевой товарищ главного героя повести Печорина. Он рассказывает Печорину о тайной влюбленности в Мэри и просит у него совета. Печорину не нравился Грушницкий, и от скуки он решает воспользоваться его открытостью: высмеивает его, принижает в глазах возлюбленной, а вскоре и вовсе соблазняет Мэри.
    Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита». Одна из тем произведения: верность возлюбленному.
    Ради любви к Мастеру Маргарита пошла на сделку с дьяволом. Ради него она покинула роскошную жизнь в доме нелюбимого мужа. Она прошла все испытания, устроенные ей Воландом, – летала на метле над Москвой, принимала тысячи висельников и убийц на Балу Сатаны, после бала гордо умалчивала о своей заветной мечте увидеть Мастера.
    Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/scm6MOKlLrs

    Человек и общество

    Лев Толстой, «Война и мир». Одна из тем произведения: роль человека в историческом процессе.
    В основных главах романа, но больше всего в эпилоге автор раскрывает связь отдельной личности с общими для всех событиями истории. Рождается утверждение: «Царь есть раб истории». Чем выше общественный статус человека, чем больше, казалось бы, от него должно зависеть, тем отчетливее видна предопределенность и неизбежность его судьбы. Историческое событие, по мнению писателя, в действительности складывается из противоречивых и разнообразных устремлений миллионов людей, живущих в одно время. История зависит не от воли одного или нескольких людей, а от воли всего человечества, то есть является несознательным «роевым» процессом. Автор показывает эту зависимость на примере часового механизма: «Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений… – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения.., то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества».
    Александр Грибоедов, «Горе от ума». Тема произведения: судьба человека передовых взглядов в обществе ретроградов.
    У Чацкого передовые свободолюбивые взгляды. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он в разговоре с Фамусовым. Он презирает Молчалина, для которого главными добродетелями являются «умеренность и аккуратность». Иметь свое мнение, не прислуживаться, не считаться с чинами и регалиями – все это идет вразрез с устаревшим укладом жизни и взглядами фамусовского общества. Чацкого не понимают и объявляют сумасшедшим.
    Федор Достоевский, «Преступление и наказание». Тема произведения: цена морального эксперимента.
    Раскольников на почве нищеты и теории об особых людях, «право имеющих», убивает старуху-процентщицу и нежданную свидетельницу. Тем самым он преступает общий для всех людей моральный закон – «не убий». Он полагал, что одно несчастье сможет принести счастье многим, но совесть не позволяет ему удержать груз содеянного. Благодаря Соне Мармеладовой герой находит способ избавиться от мук – раскаивается и принимает наказание.
    Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/cmX2xf09Cws

    Цели и средства

    Федор Достоевский, «Преступление и наказание». Тема произведения: пренебрежение правом на жизнь одного во имя лучшей жизни многих.
    В одном произведении поднимается много тем, поэтому мы снова в качестве аргумента взяли роман Достоевского. Только теперь посмотрим на него под другим углом. Раскольников преследовал цель – избавить себя и своих близких от гнета нищеты, преклонения перед богатыми и властными людьми. Он считает свое положение недостойным себя, но вместо того чтобы добиваться цели долгим и упорным трудом, решает сделать одно, как ему кажется, большое дело, которое разом снимет все его проблемы. Выбранное Раскольниковым средство, как мы знаем, не оправдало себя.
    Александр Пушкин, «Пиковая дама». Тема произведения: хрупкость успеха, добытого нечестным путем.
    Герман пытается раскрыть секрет трех карт. Его знает старая графиня. Герман влюбляет в себя ее воспитанницу Лизу, получает доступ в дом старухи и однажды проникает в ее спальню. От испуга старуха умирает. Позже к главному герою является приведение графини и говорит: «Я пришла к тебе против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…» Обещание жениться Герман не исполняет. На играх со знаменитым картежником-миллионером Герман два дня подряд использует выведанный секрет, его богатство растет, а на третий день допускает оплошность: вместо туза ставит на даму деньги. Это значило проигрыш. Герману мерещится, что пиковая дама усмехается и подмигивает ему и что она похожа на графиню. Разорившийся главный герой попадает в лечебницу для душевнобольных, где «бормочет необыкновенно скоро: – Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
    Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев. Тема произведения: поиск богатств как самоцель и как средство.
    Остап Бендер и Ипполит (Киса) Воробьянинов ищут сокровища. Они спрятаны в одном из 12 стульев, которые затерялись в разных уголках страны. Для Остапа эта авантюра – приятная игра. На вопрос Кисы, зачем Остапу 60 тысяч, тот отвечает: «Из принципа!» И хотя это сказано не без сарказма, в дальнейших приключениях героев мы видим, что Остапу не столь важна цель, сколько путь к ней, красота «игры». Он никогда в лоб не крадет стул, для него это «низкий сорт, нечистая работа». Он все время как будто играет перед невидимой публикой: постоянно приговаривает: «Лед тронулся, господа присяжные-заседатели», а Воробьянинову как-то сказал об их предприятии, что «наступает последний акт комедии «Сокровище моей тещи». Остап смело мог бы воспользоваться тайной своего компаньона и единолично присвоить все его богатства, однако «без него не так смешно жить» – встречаем мысль главного героя в романе.
    Другое дело – Киса. Для него сокровища – самоцель. Когда он увидел стул в руках отца Федора, то не придумал ничего оригинальнее, чем подбежать и молча дернуть его себе. В комнате Изнуренкова Киса «сразу же забыл об Уголовном кодексе, о наставлениях Остапа и подскочил к стулу». В конце Киса и вовсе теряет из-за сокровищ голову и решается на убийство «технического руководителя концессии».
    Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/vhs2ppyPDuA

    Равнодушие и отзывчивость

    Варлам Шаламов, «Плотники». Тема произведения: человечность в бесчеловечной среде.
    Заключенные колымского лагеря Поташников и Григорьев назвались плотниками, чтобы их хотя бы на несколько дней послали на более легкие работы в теплую столярную мастерскую. Они никогда не держали топоров и пил, не представляли себе столярной работы совершенно, но только обман мог уберечь их от смерти. Пожилой инструментальщик Арнштрем сразу понял, что горе-столяры соврали, но начальству об этом не сказал. Наоборот, он угостил их хлебом и отдал им выточенные самим топорища.
    Лев Толстой, «После бала». Тема произведения: непринятие всеобщей жестокости.
    Главный герой повести Иван Васильевич влюбляется в Вареньку. Вечером на балу он любуется своей избранницей, мечтает о совместном будущем с ней. Ее отец, полковник по званию, тоже на балу и выглядит в глазах Ивана Васильевича как «красивый, статный, высокий и свежий старик», как заботливый отец, который не покупает себе модных сапог, «чтобы вывозить и одевать любимую дочь».
    Ранним утром после бала главный герой наблюдает на улице картину, которая рушит его идеалы. По приказанию полковника солдаты избивают шпицрутенами (специальными прутьями для телесных наказаний) другого солдата. Спина провинившегося уже представляет собой «что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное», но полковник не слышит его мольбы. Более того, отец Вареньки бьет одного из солдат в строю за то, что, по его мнению, тот недостаточно сильно ударил виновника.
    Перевоплощение полковника из красивого статного старика в бессердечного экзекутора настолько потрясают Ивана Васильевича, что он теряет любовь к Вареньке. Герой отказывается от планов на счастливую семейную жизнь с дочерью столь жестокого человека, теряет перспективы на военном поприще, но обретает собственные нравственные ориентиры.
    Александр Пушкин, «Евгений Онегин». Тема: одиночество из-за равнодушия к чувствам другого.
    Евгений Онегин – молодой столичный аристократ. Ему наскучила пустая жизнь его окружения, и он решает переехать в деревню, доставшуюся ему после смерти дяди. Здесь он знакомится с дочерью местного помещика Татьяной Лариной. Она влюбляется в Онегина, пишет ему нежное письмо. Девушка интересна Онегину, но он отказывает, поскольку «не создан для блаженства» (для семьи):
    «Поверьте (совесть в том порукой),
    Супружество нам будет мукой.
    Я, сколько ни любил бы вас,
    Привыкнув, разлюблю тотчас… »
    Девушка страдает. На ее именины в доме собираются многочисленные гости. Сосед по деревне и приятель Онегина Владимир Ленский, влюбленный в сестру Татьяны Ольгу, уговаривает своего друга поехать на именины вместе с ним. Видя волнение Татьяны, «кучу народу» и «всякого такого сброду», Онегин злится на Ленского:
    «Траги-нервических явлений,
    Девичьих обмороков, слез
    Давно терпеть не мог Евгений:
    Довольно их он перенес.
    Чудак, попав на пир огромный,
    Уж был сердит. Но девы томной
    Заметя трепетный порыв,
    С досады взоры опустив,
    Надулся он и, негодуя,
    Поклялся Ленского взбесить
    И уж порядком отомстить».
    Евгений танцует с Ольгой, чем вызывает у Владимира ревность. Эта ссора заканчивается дуэлью, на которой Ленский погибает. Онегин покидает деревню и странствует без цели. Через два года он возвращается в Петербург, где к своему изумлению встречает Татьяну – уже замужнюю светскую даму. Онегин теряет голову, посылает Татьяне любовные письма, но ответ ее не оставляет Евгению ни малейшего шанса:
    «Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна».
    Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/dqO16besEHM

    Смелость и трусость

    Александр Куприн, «Гранатовый браслет». Тема произведения: смелость в любви.
    Вера Шеина опасалась счастья и выбрала надежный брак без потрясений. Она вышла замуж за веселого и приятного Василия, с которым было просто, но великой любви с ним она не испытала. Только после самоубийства безответно влюбленного в нее Георгия Желткова, видя его мертвое тело, Вера поняла, что возвышенная любовь, о которой говорят с трепетом, о которой мечтает каждая женщина, навсегда прошла мимо.
    Николай Гоголь, «Тарас Бульба». Тема произведения: смелость как верность отчизне.
    Остап и Андрий – сыновья Тараса Бульбы. Оба храбрые молодые казаки, не жалеющие себя в битве. Однако младшему Андрию суждено погибнуть без чести, а старшему Остапу – как истинному герою. Андрия сгубила его слабость к женщине, которую он толком и не видел, но полагал, что любит больше себя самого и отчизны. «Крепко задумался Бульба. Вспомнил он, что велика власть слабой женщины, что многих сильных погубляла она, что податлива с этой стороны природа Андрия». Он предал отца, брата, товарищей и перешел на сторону врага, поддавшись чарам прекрасной панночки. Среди казаков страшнее деяние трудно себе представить, и поэтому во время битвы у осажденного города Тарас просит казаков заманить Андрия в лес. При виде грозного отца «затрясся он всем телом и вдруг стал бледен». Со словами «я тебя породил, я тебя и убью» Тарас стреляет в Андрия, и тот погибает.
    В том же сражении Остап в пылу отчаянной неравной схватки попадает в плен. Тарас Бульба получает тяжкие ранения и теряет сознание. Оправившись, отец собирается в Варшаву, чтобы разведать судьбу любимого сына, но поспевает лишь на казнь Остапа. Молодой человек перед эшафотом призывает других пленных казаков не дать услышать «еретикам», как мучается «христианин». Своим примером он показывает, как стойко и безмолвно можно сносить предсмертные мучения. «Добре, сынку, добре!» – приговаривает Тарас Бульба. Превозмогая боль, Остап кричит: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Отец из толпы откликается: «Слышу!»
    Антон Чехов, «Человек в футляре». Тема произведения: боязнь непостижимости жизни.
    Беликов постоянно прячется от жизни в «футляр». Даже в хорошую погоду он надевает калоши, теплое пальто на вате, берет с собой зонтик, который непременно держит в чехле. Нож перочинный и часы тоже носит в чехлах. Лицо свое прячет в поднятый воротник, носит темные очки. «Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой».
    Беликов хорошо понимает только постановления и газетные статьи, в которых оговариваются запреты. Он всегда хвалит прошлое и то, чего не было. Символична и профессия Беликова – учитель древнегреческого языка – языка, на котором уже не говорят, который нужен только для понимания древних литературных источников.
    Беликов боится всего вокруг. Даже такое светлое, казалось бы, событие, как женитьба, только лишь возможность стать женатым человеком, приводит его к тревожным мыслям: «…женитьба – шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, я теперь все ночи не сплю. И, признаться, я боюсь: у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий. Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Девиз Беликова по жизни: «Как бы чего не вышло».
    Видео с разбором подходящих под направление тем произведений: https://youtu.be/cXLbFN8O5SY

    Пишем план сочинения

    Мы вспомнили конкретные примеры из художественной литературы. Советуем перечитать отдельные эпизоды из этих и других произведений, входящих в программу 9–11-х классов. Лучше брать электронные версии текстов, чтобы с помощью поиска Ctrl + F быстро находить конкретные события, описания и мысли персонажей.
    Обязательно потренируйтесь перед итоговым сочинением. Прямо сейчас запритесь в комнате, включите приятные монотонные звуки вроде шума прибоя и удобно расположитесь за столом. Не пишите сразу текст. Наметьте на листочке план.
    Тезис – сформулируйте одним-двумя предложениями ваше отношение к теме сочинения (или ваш ответ, если тема сочинения дана как вопрос).
    Источники аргументов – составьте список из 1–5 произведений, которые у вас ассоциируются с темой.
    Аргументы – вспомните или найдите в отобранных произведениях подтверждения для своего тезиса. Перепишите эти эпизоды своими словами и дополните небольшими цитатами.
    Выводы – сформулируйте одно-два предложения о применении вашего тезиса в реальной жизни.
    План сочинения готов. Теперь по нему можно писать текст, добавляя пояснения, вводные слова и предложения.

  7. А теперь изучите список тем по регионам:

    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

    106. Когда хочется остановить мгновение?
    202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
    301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
    406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
    503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
    211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
    309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
    409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
    509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калининградская область
    102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
    210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
    304. Почему в любви важно понимать и прощать?
    402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
    504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
    Уральский федеральный округ
    104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
    203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
    303. Что такое «любовь к жизни»?
    405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
    513. Почему некоторые книги люди перечитывают?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область
    105. Как судьба человека связана с историей народа?
    212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
    305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
    407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
    Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
    204. Война и дом.
    312. Можно ли быть счастливым без любви?
    408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
    511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
    Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область
    101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
    201. Что значит в жизни человека родительский дом?
    310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
    412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
    508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область
    108. Может ли человек влиять на ход истории?
    213. Что в доме самое главное?
    313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
    411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
    506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
    205. Дом – это место или люди?
    308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
    413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
    510. Какие произведения становятся классическими?
    Северо-Курильский городской округ
    111. Какие вопросы называют «вечными»?
    209. Может ли человек прожить без Дома?
    306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
    403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
    512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
    206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
    311. Светлые и трагические стороны любви.
    401. Что значит идти дорогой чести?
    502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
    Сохранить ссылку:

  8. 8
    Текст добавил: -Пельмешка-(Crazy)

    Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (6 декабря 2017 года), первую среду февраля (7 февраля 2018 года) и первую рабочую среду мая (16 мая 2018 года).

    ВРЕМЯ

    Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
    В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

    ПЕРЕСДАЧА

    В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

    ХОД ЭКЗАМЕНА

    Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени.Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете присутствуют не менее двух членов комиссии образовательной организации.
    Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
    Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
    До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.

    ЧТО БЕРЕМ С СОБОЙ

    Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
    ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
    документ, удостоверяющий личность;
    лекарства и питание (при необходимости);
    орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
    инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
    черновики.

    ЧТО НЕЛЬЗЯ БРАТЬ НА ЭКЗАМЕН

    запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения)руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

    ОТКУДА БЕРУТСЯ ТЕМЫ

    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18учебного года:
    1. «Верность и измена»»,
    2. «Равнодушие и отзывчивость»,
    3. «Цели и средства»,
    4. «Смелость и трусость»,
    5. «Человек и общество».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяетсоздавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2017/18 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    В каждом часовом поясе комплект тем становится известен в 9:45 по местному времени. До этого времени ТЕМЫ НЕ ИЗВЕСТНЫ, купить их заранее НЕВОЗМОЖНО.

    Пример комплектов тем 2016 (прошлого) года:

    Комплект №1
    1. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
    2. Актуально ли понятие чести для современного человека?
    3. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
    4. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
    5. В чём разница между другом и приятелем?
    Комплект №2
    1. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
    2. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
    3. Когда поражение закаляет характер человека?
    4. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
    5. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
    Комплект №3
    1. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
    2. Что означает «идти дорогой чести?»
    3. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
    4. Какие ошибки можно считать непоправимыми?
    5. Как отличить истинную дружбу от ложной?
    Комплект №4
    1. Какую роль в жизни человека играют чувства?
    2. Как Вы понимаете слово «честь»?
    3. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
    4. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
    5. Может ли дружба обернуться враждой?
    На экзамене нужно выбрать одну тему из предложенных пяти и написать по ней сочинение.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

    Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

    КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ

    Критерий № 1 «Соответствие теме»
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
    Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
    «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
    Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 4 «Качество письменной речи»
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
    Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 5 «Грамотность»
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  9. В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.
    На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
    Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.
    Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на дому, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
    Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

    Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

    Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
    №КритерийЧто проверяют?За что поставят «незачет»?1Соответствие темеПроверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему.Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!2АргументацияПроверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции.Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!3КомпозицияПроверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.4Качество речиПроверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком.Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.5ГрамотностьПроверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок.Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
    Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
    Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

    Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *