Итоговое сочинение на тему природа и человек

6 вариантов

  1. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», – так писал более ста лет назад Л.Н. Толстой. Есть ли счастье у людей сегодня? Все меньше становится чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей. В крупных городах людям уже нечем дышать.
    Кто виноват в том, что исчезло единение человека с природой? Почему наступило противостояние? Ответы на эти вопросы ищут те, кто обеспокоен будущим человечества и Земли. Среди защитников жизни на планете и русские писатели. Не одно десятилетие к их мнению прислушиваются, обсуждают их книги, на них равняются экологи и политики. Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова раскрываются наболевшие проблемы взаимоотношений человека и природы. Но если в произведениях В. Астафьева и В. Распутина природа погибает, хотя и не всегда покоряется, то у Айтматова она начинает мстить человеку за все страдания.
    С первых строчек романа «Плаха» читатель чувствует тревожные мотивы конца света, гибели природы перед сокрушающей деятельностью человека. «Машины, вертолеты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…». Причина надругательства над природой самая прозаическая: область не выполняет план по мясосдаче. В результате решено выполнить его за счет ресурсов природы. В заповедных местах зверски истребляются сайгаки.
    Читателю хочется найти ответы на многие вопросы. Главный из них -совместимы ли поступки человека и природы? И выходит, что чаще всего несовместимы. Что может быть трагичнее такого ответа, ведь человек сам – дитя природы.
    В романе «Плаха» природу олицетворяет семья волков. Волки – свободные, властные животные. Поражает образ волчицы Акбары с прозрачно – синими божественными глазами. Именно так красива, по мнению Айтматова, должна быть в нас природа. Пока связи Акбары с миром людей не нарушены, она может жалеть голого, беззащитного человека. Но вот человек вмешивается в хрупкую гармонию природы: устраивает бойню. Во время охоты на сайгаков убивает, сжигает, похищает волчат. Потеряв три выводка,
    волки начинают мстить человеку. Однажды возле человеческого жилья Акбара встречает ребенка: «Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом». От этой фразы тепло становится на душе. Для Акбары, как для любой матери, дети – смысл жизни. Но волчица уносит ребёнка, и звучит трагический выстрел, который зачеркивает обе жизни.
    Трагедия семьи Бостона приравнивается к трагедии семьи волков. Описывая гибель волчонка Большеголового во время расстрела и гибель сына Бостона, писатель обращается к одному образу: мир теряет звуки. И жена Бостона, оплакивая сына, «…припала к изголовью и завыла так, как выла ночами Акбара».
    В каждую строчку романа писатель вдохнул частицу своей души. Его гражданская позиция говорит о том, что он не может оставаться равнодушным, предвидя бедствия, страдания человечества, занятого самоуничтожением. Нарисовав глобальное противостояние человека и природы, Айтматов призывает к совести, добру и ответственности каждого. «Плаха» звучит трагическим предупреждением: если человек погубит природу, то и себе он вынесет смертный приговор.
    Проблема «человек и природа» – нравственная. Потому что отношение человека к природе можно считать критерием гуманности. Она вырастает в проблему совести как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире.
    Проблема «человек и природа» и социальная. Потому что очень важно, кто будет на Земле хозяином, в чьи руки попадут природные богатства. Будут ли эти руки принадлежать людям бережливым, трудолюбивым и старательным. И будет ли благодаря им цвести край родной,
    Раскрывая эти аспекты проблемы, литература помогает отстоять не только лучшее в жизни, но и саму жизнь, даёт рецепты гармоничных отношений человека и природы.
    Закончить сочинение я хочу словами уральского писателя Николая Никонова, потому что к его словам мне нечего добавить:
    «Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с
    камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить….»
    (620 слов)
    Автор Анна Цыпаева

  2. Человек и природа
    Вступление
    Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
    О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX – начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
    Переход к аргументам
    Тема взаимоотношений между человеком и природой во все времена была очень актуальна. Она находит свое отражение в произведениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина, М. Пришвина, К. Паустовского. В своем сочинении я попытаюсь раскрыть эту тему, опираясь на роман Ч. Айтматова «Плаха», в котором, на мой взгляд, эта проблема поставлена наиболее остро.
    Трагическое противостояние человека и природы
    Сохранение земли, лесов, рек и озер …Возник этот вопрос как общественно значимый в середине 19-го века, когда тургеневский Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» как бы от имени всех нигилистов России произнес: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Фраза стала своеобразным девизом для людей по отношению к природе. За полтора века человек-хозяин столько перерыл, перекопал, взорвал на земле, что экологическая проблема стала одной из самых злободневных на планете.
    Н.Никонов в одном из своих эссе поднимает свой голос в защиту природы и делает это очень эмоционально. По мнению автора, «земле нанесен, коль не смертельный, то вполне надломивший ее удар». Н.Никонов в противовес действиям своих современников приводит в пример отношение к природе людей в старину, когда праздновался Духов день, день благодарения земли. В этот праздник запрещалось брать в руки лопату, копать, полоть…Публицист выражает уверенность, что дождется земля доброго хозяина, который любовно погладит ее и засеет с любовью, и вспашет, и восстановит день ее именин – Духов день.
    Природу надо беречь, потому что за варварское отношение к себе земля мстит человеку: мельчают моря, надвигается пустыня, затопляются заливные луга…Но главная ее месть – ожесточение, злоба, которые появляются в душе царя природы – человека.
    Свой голос в защиту матушки-земли поднимали и поднимают российские писатели. Произведения В.Астафьева «Царь-рыба», Б.Можаева «Изгой», В.Распутина «Пожар» кричат о том, что пора остановиться и понять:
    Не царь природы человек,
    Не царь, а сын…
    Когда все мы поймем, что о земле надо заботиться, исчезнет как таковая экологическая проблема.
    Таким же примером равнодушного отношения к природе является одна из сцен раскулачивания из повести А. П. Платонова «Котлован», когда пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и рубил их, чтобы они не стали общими, то есть по тем временем никому не принадлежащими, а значит, никому не нужными. Действительно, что бы стало с его садом, если бы о нем никто не заботился, если бы о нем забыли? «А деревья эти – моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен!» – говорил он.
    Таким образом, природа должна быть и мастерской, и храмом для человека, а он должен быть и работником, и ее хозяином, потому что «сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны»,- как говорил Д. С.Лихачёв.
    Влияние природы на человека
    Пушкин и природа (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
    Открытие русской природы произошло у Пушкина в Михайловском. Михайловское и Тригорское — это места, где Пушкин открыл русский простой пейзаж. Вот почему Михайловское и Тригорское святы для каждого русского человека.
    Пушкин, идя от природы России, постепенно открыл для себя русскую действительность.
    Культура природы, отношения человека и природы (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
    У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) — состояние природы противоестественное.
    Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца, не засоряет рек…
    Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек.
    Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.
    Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.
    Пейзаж страны — это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу — это то же, что не хранить родную культуру. Она — выражение души народа
    И чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком.
    Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»
    Примером того, что деревья могут чему-то научить человека, что-то подсказать, прийти к важному жизненному решению, может стать эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом (. Дважды герой останавливается перед могучим деревом: первый раз, когда оно еще не проснулось от зимней спячки, второй – когда весна разбудила старого великана и заставила помолодеть. Это преобразование вдохновило князя, заставило сделать два важных вывода, что « жизнь не кончена в 31 год…” и жизнь должна идти не только для него одного, « чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!”
    Таким образом, можно сделать вывод, что деревья могут  научить нас доброте и бескорыстию, вере в себя и в свои силы.
    В романе Л.Н. Толстой «Война и мир» главная героиня Наташа Ростова так восхищается умиротворенным ночным пейзажем, что даже забывает о сне. Красота родной природа очень близка юной девушке, несмотря на то что она воспитана гувернанткой- француженкой.
    В рассказе В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» повествуется о том, что старик каждый вечер приходит на берег озера и любуется вслух красотой заката. Как поражают нас слова  пожилого человека, так подробно характеризующего  красоту природы, когда мы узнаем, что он уже 10 лет ничего не видит! Не видит! А духовной связи с природой не растерял!
    Могу сделать вывод, что проходят века, а русский человек, будь он богатой графиней, лесорубом  или слепым стариком, тонко чувствует свою связь с природой.
    Так, герой произведения Б. Екимова «Ночь проходит» Шаляпин, одинокий пожилой бобыль,  крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя  хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.
    А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды  после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец  заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. «Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: «Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало…» Вот оно, влияние красоты природы на человека!
    Вспоминаю Саню Неверова, героя рассказа В. М. Шукшина «Залетный», который, по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучалась в его дверь, он вдруг страстно захотел жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит герой.
    Цветы имеют над человеком невидимую власть. Совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.
    Ярким примером этого может послужить рассказ А.Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет-семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок   «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена красотой цветов. Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит  к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!
    Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
    Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М.Булгакова. Именно  «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо  и…влюбиться!
    Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.
    Экологические проблемы
    Все меньше окружающей природы,
    Все больше окружающей среды!
    Р. Рождественский
    Что станет с человеком, если он не будет связан с землей, предсказал почти век назад русский писатель Евгений Замятин в романе-антиутопии «Мы». Его герой-нумер, попав после Великой Катастрофы за Зеленую Стену, чуть не задохнулся от непривычного для дыхания свежего воздуха, был потрясен тем шумом, который издавали различные жители леса. Но самое большое удивление у него вызвали зеленая трава и солнце, показавшееся Д-503 нестерпимо ярко-огненным.
    Пример того, как нужно относиться к природе, дает нам герой романа В.П.Астафьева «Царь-рыба» Аким, которого автор сравнивает со стойким северным цветком. Мать “подарила ему братьев и сестер, тундру и реку, чистое небо, солнце… цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега…”. И он благодарен ей за это. Всю доброту, все тепло своего сердца Аким с радостью отдает окружающим: “Дети и собаки его любили — верный признак души открытой и незлой”. Верой в лучшее будущее, в то, что человечество одумается и тем самым спасет себя, живет этот человек.
    Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история – грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.
    Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей. Семья волков Акбары и Ташчайнара оказываются «человечнее» человека, губившего их потомство. И это страшно!
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МУДРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. М. ПЕСКОВА (журналист, фотограф и путешественник)
    “…рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик, каждый ручей. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды” “Речка моего детства” (1978)
    “У природы нет пасынков, все для нее одинаково любимые дети: и человек, и какая-нибудь синица, и божья коровка” “Птицы на проводах” (1982)
    “…сам человек – тоже частица природы, и ему обязательно надо жить с природой в мудром согласии” “Птицы на проводах” (1982)
    ” Таким образом, могу сделать вывод о том, что человек должен трепетно относиться к природе и беречь все живое, что его окружает.
    Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я считаю: экология и нравственность соединены одной линией жизни.
    О братьях наших меньших
    Вспоминаю стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»,  для героя которого лес  — родная стихия: дед переживает за всех его обитателей. Во время весеннего наводнения он спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Вот это по-настоящему человеческое отношение к «братьям нашим меньшим»!
    Вспоминаю знаменитую сцену из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», когда «охота Ростовых» взяла, но не убила могучего волка, яростно рычащего, с ненавистью сверкавшего глазами на охотников, которые с восторгом смотрели на «соструненного» матерого хищника.
    Боец Кошкин, герой рассказа Ю. Коваля «Алый»,  воспитывая из щенка настоящую пограничную собаку, всегда помнил об этом. Результат не заставил себя ждать: человек и животное стали неразлучными друзьями. И, когда при задержании преступника Алый получил серьезное ранение, боец не отходил от него ни на минуту и тяжело перенес гибель четвероногого друга.
    В рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» повествуется о встрече в голодные 30-е годы мальчика и  тощей и облезлой собаки с пустыми глазами. Чтобы ни делал герой рассказа, собака, «воспитанная голодной улицей», не могла поверить ему. Она быстро хватала принесенный мальчишкой хлеб и как-то боком быстро уходила…Сколько злобы могло увидеть в своей жизни от людей животное, чтобы не поверить в бескорыстные действия мальчика.
    Таким образом, могу сделать вывод, что взаимоотношения человека и животного должны строиться на ответственности за того, кого мы приручили.
    Полноценной и веселой была жизнь хозяина-возчика, героя одной из книг Василия Пескова главы «Ревность» книги «Отечество», потому что у него были пес Дым и лошадь. С умилением пишет автор: «Эта троица неразлучна, хозяин  не чаял души в обоих”. Любили животные ласку:  “поскребёт он пальцами между ушей Дыма, и тот от счастья седлом выгибает спину, а лошадь, чуть  тронет Степан её холку, начинает тереться мордой о куртку”. Соперничают два существа в преданности человеку. Им было не безразлично, как ценит эту преданность человек. А он их любил всей душой, заботился и холил.
    Сетон-Томпсон в “Рассказах о животных” писал, что самая неприхотливая и  выносливая собака – это дворняга: она не быстронога, не сильна, но у неё имеется здравый смысл. Автор уверен, что «все вымрут собаки, за исключением дворняги». Не случайно и в космос первыми полетели именно они. А как преданны бывают эти псы! Сетон-Томпсон советует тем, кто желает взять в друзья малышу собаку, выбирать обыкновенного бездомного пса, который познал уже все тяготы собачьей жизни.
    В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.
    Таким образом, могу сделать вывод, что если мы поможем определиться хотя бы одному живому существу в его жизни, то выполним свой долг по отношению к братьям нашим меньшим.
    Любовь к русской природе – любовь к Родине
    Любовь к родине (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
    Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
    К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии
    Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.
    Земля –наш дом
    Земля — наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.
    И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!
    Земля – это Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!
    Василий Песков, журналист, фотограф и путешественник, ведущий программы «В мире животных» в 1975-1990 годах, автор рубрики «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда», в своей книге «Отечество» писал: «Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом О т е ч е с т в о. Но все-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних (ХХ век) дней. Это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Старое Новое, Вечное – таков символический ключ путешествия» Песков до конца жизни неравнодушно относился к природе.
    У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик». Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом – отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлилось в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному, любить русскую природу, свою Родину.
    В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!
    Средняя Россия славится тонкой, неброской красотой. Не зря так много русских классиков восхищенно описывали эти места  в своих произведениях. Вспомним, повесть К. Г. Паустовского «Мещерская сторона», где он с любовью изображает скромную, но притягательную русскую природу: «сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой», «обширные болота, покрытые ольхой и осиной, …пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды». Разве это не самые прекрасные места на Свете?
    Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
    Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.
    Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
    Последствия научных открытий
    Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с “собачьим сердцем” – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
    В другом рассказе М.Булгакова. “Роковые яйца” наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.
    Просто для размышления…
    Человек и природа существуют бок о бок с самого сотворения мира. Земля и природа давала и дает человеку пищу, помогает утолить жажду, услаждает его взгляд весной морем красивых цветов, летом приглашает людей отдохнуть под тенью деревьев, а осенью насладится красотой багряных листьев, шуршащих под ногами.
    Но, к сожалению, развиваясь, человечество все дальше отдаляется от природы. Мы проводим время не в лесу, а за компьютерами в Интернете, строятся заводы, из-за которых ежесекундно в воздух выбрасывается масса загрязняющих элементов, загрязняется вода, засоряется почва, которая дает жизнь множеству растений, загрязняется сам воздух, которым мы дышим. А сколько животных было истреблено человеком в погоне за деньгами, сколько всего живого было занесено в Красную книгу по причине вымирания!
    Конечно, мы не можем все вместе поступить в партию «Зеленых», резко стать вегетарианцами или отказаться носить шубки из животного меха. Но все же мы должны постараться сделать то, что в наших силах, чтобы сохранить природу первозданной и прекрасной. Просто стоит понимать, что природа она живая и если мы хотим пользоваться ее благами, то стоит относится к ней с любовью и уважением.
    А это значит, что идя по улице нельзя сорвать с дерева веточку, бросать на улице мусор, после пикника на природе стоит тщательно потушить костер и прибрать лужайку. Эти правила совсем не сложные, и если каждый из нас будет их выполнять, то тем самым мы сделаем пусть небольшой, но все же ощутимый вклад в сохранение природы. Просто нам не стоит считать себя царями природы, а нужно стремится стать ее другом, который заботится обо всем, что его окружает. И тогда, даже через много-много лет наши пра-пра-правнуки будут купаться в чистой речке, дышать свежим воздухом, любоваться замечательными цветами и бегать босиком по изумрудной траве…
    Из этого рассказа можно взять несколько аргументов.
    1.Старик не видит уже более 10 лет, а ПОМНИТ красоту родной земли до мельчайших подробностей. Это, конечно, неравнодушный, любящий свой край человек.
    2. Девушка – художница ОБЯЗАНА видеть все прекрасное, но она как слепая! Старик, рассказывая ей о красоте родной земли, словно открывает девушке глаза.
    В.Шукшин. Старик, солнце и девушка
    Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.
    Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место — у коряги — и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях — коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.
    Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:
    — Здравствуйте, дедушка!
    Старик кивнул головой.
    С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.
    — Отдыхаете?
    Старик опять кивнул головой. Сказал;
    — Отдыхаю.
    На девушку не посмотрел.
    — Можно, я вас буду писать? — спросила девушка.
    — Как это? — не понял старик.
    — Рисовать вас.
    Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц.
    — Я ж некрасивый теперь, — сказал он.
    — Почему? — Девушка несколько растерялась. — Нет, вы красивый, дедушка.
    — Вдобавок хворый.
    Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала:
    — Вы очень красивый, дедушка. Правда.
    Старик слабо усмехнулся:
    — Рисуй, раз такое дело.
    Девушка раскрыла свой чемодан.
    Старик покашлял в ладонь:
    — Городская, наверно? — спросил он.
    — Городская.
    — Платют, видно, за это?
    — Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят.
    — Надо стараться.
    — Я стараюсь.
    Замолчали. Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку.
    — Вы здешний, дедушка?
    — Здешный.
    — И родились здесь?
    — Здесь, здесь.
    — Вам сколько сейчас?
    — Годков-то? Восемьдесят.
    — Ого!
    — Много, — согласился старик и опять слабо усмехнулся. — А тебе?
    — Двадцать пять.
    Опять помолчали.
    — Солнце-то какое! — негромко воскликнул старик.
    — Какое? — не поняла девушка.
    — Большое.
    — А-а… Да. Вообще красиво здесь.
    — А вода вона, вишь, какая… У того берега-то…
    — Да, да.
    — Ровно крови подбавили.
    — Да. — Девушка посмотрела на тот берег. — Да.
    Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине — между рекой и горами — тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго — тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
    — Ушло солнышко, — вздохнул старик.
    Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так — слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.
    — Хорошо, — сказал негромко старик.
    А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: “Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..”
    Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! “Надо работать, работать, работать…”
    — Вы завтра придете сюда, дедушка? — спросила она старика.
    — Приду, — откликнулся тот.
    Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел.
    Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел — ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.
    Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.
    Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку — старался не шуметь. Молчали.
    Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны,
    На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:
    — Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много — четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь…
    Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала.
    — Трудно было жить? — невпопад спрашивала она.
    — Чего ж трудно? — удивлялся старик. — Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.
    — Сыновей жалко?
    — А как же? — опять удивлялся старик. — Четырех таких положить — шутка нешто?
    Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.
    А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря.
    — Ненастье завтра будет, — сказал старик.
    Девушка посмотрела на ясное небо:
    — Почему?
    — Ломает меня всего.
    — А небо совсем чистое.
    Старик промолчал.
    — Вы придете завтра, дедушка?
    — Не знаю, — не сразу откликнулся старик. — Ломает чего-то всего,
    — Дедушка, как у вас называется вот такой камень? — Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек.
    — Какой? — спросил старик, продолжая смотреть на горы.
    Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.
    — Такой? — спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. — Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали.
    Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел.
    — На… камешек-то, -сказал он и протянул девушке камень. — Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко — не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож — с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, — синенькие, тоже с рябинкой с такой.
    Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой.
    — Вы где живете, дедушка?
    — А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, — старик показал дом на берегу, — дальше — Бедаревы, потом — Волокитины, потом –Зиновьевы, а там уж, в переулочке, — наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было.
    — Спасибо.
    — Я пошел. Ломает меня.
    Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. “Нет, не слепой, — поняла девушка. — Просто слабое зрение”.
    На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. “Солнце — оно тоже просто встает и просто заходит, -думала девушка. -А разве это просто!” И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно.
    Не пришел старик и на третий день и на четвертый.
    Девушка пошла искать его дом.
    Нашла. В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску.
    — Здравствуйте, — сказала девушка.
    Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул:
    — Здорово.
    — Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка…
    Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала.
    — Жил, — сказал мужик. — Вот домовину ему делаю.
    Девушка приоткрыла рот:
    — Он умер, да?
    — Помер. — Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. — А тебе чего надо было?
    — Так… я рисовала его,
    — А-а. — Мужик резко зашаркал рубанком.
    — Скажите, он слепой был? — спросила девушка после долгого молчания.
    — Слепой.
    — И давно?
    — Лет десять уж. А что?
    — Так…
    Девушка пошла из ограды,
    На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.

  3. На мой взгляд, человек является частью природы, а точнее остается, однако, только сейчас. В дальнейшем люди смогут практически полностью выйти из природы и в этом есть свой резон и определенное преимущество.
    Ведь, если на данный период люди остаются частью природы, то кем они, по сути, остаются? Животными, совершенно верно, но ведь именно люди стремятся себя всячески отделить от животного мира и сделать себя чем-то большим. Конечно, до сих пор примитивные народности могут иметь тотемные верования, а простые люди даже в чем-то подражать животным и видеть в животных примеры позитивного развития каких-то качеств.
    Тем не менее, все эти верования, по моему мнению, являются атавизмом, также как хвост или шерсть на теле, от которой люди спокойно избавляются в процессе собственного развития. Человеку свойственно именно отделять себя от природы и становиться не просто чем-то отдельным, но и чем-то большим, то есть превосходить существующие условия и положение дел.
    Поэтому у человека есть собственная природа – культура. В дальнейшем люди смогут заменить многие факторы, которые являются сугубо природными и создавать искусственные: свет, пищу, воду. Также не потребуется какого-то природного ландшафта для обитания, какие-то природные нормы отступят и будут смещены идеями сугубо человеческими.
    Даже сейчас люди могут размножаться практически без использования изначальных природных механизмов, а в этом фактически заключается основа природы. Даже сейчас люди обитают в городах, где зачастую вообще практически полностью отсутствуют растения и животные, а на какой-то праздник управляющие городом могут улучшить погоду при помощи специальных распылителей или других технологий.
    Поэтому современный человек мне кажется только переходным этапом к чему-то большему. Не известно чем станет нечто новое и каким в действительности будет человек нового времени, но вполне ясным видится факт его существования вне природы, в совершенно особых условиях, которые созданы самостоятельно и не опираясь на какие-то природные механизмы. Остается только вопрос будет ли существовать природа без человека?

    Сочинение 5

    Природа – очень объёмное и многогранное понятие, включающие в себя нашу планету, её ресурсы и обитателей. И всё это находится в гармонии и равновесии между собой. Точнее, находилось до недавнего времени. Человек является порождением природы, её дитём. Но в то же время, человек приносит огромный вред природе, другим живым обитателям. Ни одно другое живое существо не приносило нашей планете столько вреда и разрушений. И что самое главное, человек губит вместе с природой своё будущее. Ведь именно будущим поколениям придётся жить в мире оставшимся после нас.
    Загрязнение окружающей среды отходами жизнедеятельности негативно влияет на экологию. Численность и разнообразие животных и растений сокращается. Они болеют, мутируют. Места, где ранее жизнь била ключом становятся непригодными для проживания в результате выбросов химических отходов. Случаи, когда предприятие сбрасывает в лес или реку такие отходы вместо утилизации не так уж и редки, и постоянно появляются в СМИ.
    Сбрасываемый бытовой мусор в моря и океаны приводит в медленной и мучительной смерти водных обитателей. Рыбы, застрявшие в пластиковых упаковках, как в рыболовных сетях, стали легендарным символом жесткого обращения и неуважения человека к природе. А ведь пластик разлагается от нескольких десятков до сотен лет! Сколько бедных рыбок за этот промежуток времени успеет погибнуть в его смертоносных объятьях? Как хорошо, что находятся в мире добрые люди, плавающие по загаженным морям и пытающиеся выловить и собрать мусор для дальнейшей его утилизации.
    Разливы нефти в океане способны погубить до нескольких десятков тысяч живых существ, как это было с разливом нефти в Мексиканском заливе.  Всего одна человеческая оплошность способна унести тысячи жизней на свет иной. Нет никого более разрушительного на Земле чем человек.
    В конечном итоге человечество вредит самому себе, уничтожая экосистему. Вредные вещества, выпущенные в биосферу, так или иначе, окажут влияния на самих людей, прямо или косвенно. Выхлопные газы отравляю воздух, которым мы дышим. А сброшенные токсичные отходы через пищевую цепочку могут оказаться на тарелке с обедом.
    Для сохранения своего вида людям необходимо научиться жить в гармонии с природой. Не нанося ей вреда.

  4. Природа – наш дом и верный друг. К сожалению, очень часто люди не берегут всё богатство нашей планеты и не задумываются о своих поступках. Есть много примеров, когда человек наносил серьёзный вред окружающей среде. Люди живут в огромных городах и даже не задумываются о том, что они тоже являются неотъемлемой частью природы. Мы окружили себя высокими бетонными зданиями и заводами, которые загрязняют воздух и реки. А ведь вода нужна всем живым организмам, и если люди не опомнятся, то вскоре весь мир лишится чистой воды.
    Человек наносит вред не только окружающей среде, но и птицам, и животным. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять в руки «Красную книгу», в которой перечислено большое количество вымирающих видов зверей. Но ещё более печальные примеры человеческой жестокости по отношению к природе можно найти в «Чёрной книге», где можно найти сотни животных, которые вымерли. И ведь вся трагедия заключается в том, что чаще всего они умирали от рук людей. Достаточно вспомнить Каролинских попугаев и Райских птиц, которых беспощадно истребляли ради наживы.
    И ведь сейчас истребление несчастных животных продолжается. Каждый год браконьеры беспощадно уничтожают диких зверей ради развлечения, но так поступать нельзя. Ведь вымерших животных невозможно вернуть. Природа отнюдь не мастерская человека, а часть его жизни. Людям стоит одуматься и понять, что потребительское отношения убьёт не только нашу планету, но и всё человечество в целом. Мы должны беречь мир природы и делать всё, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений. Сейчас можно видеть, как климат меняется в худшую сторону, и это происходит потому, что Земля перенасыщена мусором. Но если каждый из нас постарается не наносить вред планете и жить в гармонии с природой, то всё изменится, и мы сможем сохранить этот прекрасный мир.
    Сочинение на тему “Человек и природа” (вариант 2)
    Мини-сочинение на тему “Человек и природа” (вариант 3)

  5. Защита родной земли – это святая обязанность всех. Все мы в ответе за природу перед потомками, перед историей. Человек – часть природы. Иногда он ставит себя сильнее и выше природы. Вправе ли он так делать? Никогда не нужно забывать, что человек – старший по разуму, и он должен заботиться обо всем на свете. Сегодня одной из важных проблем является угроза экологической катастрофы.
    Не случайно многие люди бьют тревогу, стараясь предупредить нас о том, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя. Человек опустошает недра земли, вырубывает леса, выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных химических веществ. И в то же время пьет загрязненную воду, питается продуктами, выращенными на отравленной земле. Мы редко задумываемся о том, как все это отразится на нашем здоровье и здоровье будущих поколений. Нас не интересует вопрос, надолго ли хватит природных ресурсов при таком их интенсивном использовании. Ведь люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, даже без общения со зверями и птицами. А в погоне за деньгами истребляются многие животные, уничтожаются редкие растения.
    Ученые разных специальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее. На Земле уже исчезли многие виды растений и животных.
    Мы порой забываем, что природа – это и источник вдохновения. Представьте себе поэта, который никогда не слышал пение птиц и журчание ручья, не любовался восходом или заходом солнца, красотой цветка. Да, наверное, и не станет поэт настоящим поэтом, если не сможет любить природу, не сможет удивляться и восхищаться ею так, как это делал Н. Рыленков. Он считал, что природа и человек неотделимы, но нужно помнить, что
    Она отдаст нам все: бери, но не уродуй
    Известной красоты для суетных затей.
    И тянет нас побыть наедине с природой,
    Как заглянуть в глаза наставницы своей.
    Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Человек разрушает природу собственными руками. Он уничтожает все, что он видит, что ему больше нравится. А ведь отношение к природе, к земле определяет духовный уровень людей.
    Бездуховное отношение к жизни, когда человек живет по принципу «после нас хоть потоп», эгоизм, равнодушие может привести к духовной деградации.
    Каждый из нас должен быть не только хозяином, но и верным другом природы. И только тогда она сможет открыть свои кладовые, одарить здоровьем, дать все необходимое для человека. Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Верно заметил Н. Рыленков:
    Борьба с природой?
    Нет, мне страшно слышать это.
    Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать.
    Любовью к ней зажжен в нас тот источник света,
    Который столько тайн помог нам разгадать.
    Гармония человека и природы оказывается обязательным условием продолжения жизни на Земле. Эта гармония помогает в наши дни противостоять разрушительному натиску на человеческую душу ненависти, жестокости, равнодушия.
    План
    1. Земля – кормилица наша.
    2. Защита природы – обязанность каждого человека:
    а) угроза экологической катастрофы;
    б) природа – источник вдохновения.
    3. Гармония человека и природы.
    Эпиграф
    И так хороша в голубом одеянье,
    Такой теплотой согревает Земля,
    Что просто нельзя не беречь нам, земляне,
    Планеты родной – своего корабля.
    И. Шаферам

  6. Человек и природа неразрывно взаимосвязаны между собой. Это было всегда. Первобытные люди настолько трепетно относились к природе, почти боготворили ее. И огонь, и вода, и земля, и небо… Все стихии виделись первобытному человеку божествами. Да и растения, и животные, и птицы. Это трепетное отношение к природе и сейчас теплится в душе каждого человека. Например, мое отношение к ласточкам. Я очень люблю ласточек. Приезжаю в деревню к бабушке, открываю скрипучую деревянную калитку, обнімаюся с бабушкой, пью с ней чай, а потом – к реке. Ласточки уже там. Они кружат так низко, что крыльями якобы касаются воды. В глине стремительного противоположного берега гнезда ласточек. Там они выкармливают своих птенцов.
    Живая природа удивительная. А еще, я знаю, природа лечит. Те же собаки и кошки. Дыхание собак, как выяснили ученые, создает в квартирах и домах противомикробным среду. Не зря же нашими предками сложены поговорки: “Кошка на больное место ложится”, “Собака лизнет – все болезни вылечит”. И как жаль, что в наше время отношение человека к природе стало таким безжалостно-потребительским. Человек вырубает леса, выбрасывает в атмосферу загрязняющие ее вещества, отравляет воду озер, рек и морей. Разве это допустимо? Ведь мы живем от природы, дышим ее воздухом, питаемся ее плодами. И надолго ли хватит природных ресурсов при таком их непродуманном варварском использовании? Может, на наш век и хватит. А наши дети? Я знаю, много людей, в частности, писателей, боролись и борются за природу. Вот, например, известный писатель Чингиз Айтматов в своем романе “Буранный полустанок” пишет о Арал, высыхает и каждый год становится меньше, климат, который меняется в худшую сторону, землю, которая скудіє на глазах. Еще Айтматов предлагает нам способы использования природных богатств.
    Природу надо беречь. Человек должен жить в гармонии с природой. Каждый из нас должен быть не «царем природы», а составной ее частью. Ведь природа и есть наша Родина. Как сказал замечательный писатель Пришвин: “Охранять природу – значит охранять Родину”. Так давайте же прислушаемся к этому мудрому совету.
    Современное общество неразрывно связано с природой, под ее влиянием оно медленно, постепенно, но неизбежно складывалось много веков. Так появился современный человек, ставший угрозой для окружающего мира, для природы, которая дала ему возможность существовать и развиваться. Поэтому сегодня надо поднимать вопрос о настройки гармоничных взаимоотношений человека и природы и бить тревогу, ибо человечество целенаправленно день за днем уничтожает свой собственный дом?
    Для того, чтобы показать всю абсурдность ситуации, что сложилась в современном мире, автор можно сравнить нашу планету с космическим кораблем, а ее жителей – с космонавтами внутри этого корабля, сознательно разрушающими. Нет никакой разницы между маленьким кораблем и огромной планетой – это вопрос только размеров и времени.
    Я считаю, что современный человек для планеты – своеобразная болезнь, каждый день наносящая ей непоправимый вред. Со мной невозможно не согласиться. К сожалению, люди забывают о том, что природа – их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе.
    Моя точка зрения находит подтверждение в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Главный герой этого произведения, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией, которую выражает так: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Именно таким И. С. Тургенев видит “нового” человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.
    С другой стороны, прогрессивная часть современного общества начинает осознавать важность заботы о природе. Глобальное потепление, расширение территорий существующих пустынь и возникновение новых, дефицит энергетических ресурсов и другие проблемы, уже перешедшие в категорию международных, заставляют человека задуматься о том, где она будет жить через сто или тысячу лет. В связи с этим проводятся многочисленные конференции, на которых обсуждаются возможные пути выхода из экологического кризиса.
    Человечество всегда будет зависеть от природы и ее состояния. На данном этапе обществу необходимо пересмотреть свое небрежное отношение к окружающему миру и перестать изо дня в день разрушать свой единственный дом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *