Итоговое сочинение на тему путь

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Мамина радость

    Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба – слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
    В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
    Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
    Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
    Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания – это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
    В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер – оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик – своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
    Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели – к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа – это путь Наполеона: через кровь – к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал – это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный – исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
    Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого – страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое – это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет – и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека – вне времени и пространства в обычном понимании.
    Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

  2. Образ дороги (пути).
    Материалы к выпускному сочинению
    Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
    Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.
    А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
    М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
    Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник — это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
    Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога’ лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
    Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
    М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
    И думаю: когда-нибудь и я,
    Устав от вас, враги, от вас, друзья,
    И от уступчивости речи русской, —
    Надену крест серебряный на грудь,
    Перекрещусь и тихо тронусь в путь
    По странной по дороге по калужской.

  3. 3
    Текст добавил: =ДеВчУшКа иЗ сНеЖкА=

    1. «Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага». (Лао-цзы)
    2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам». ( Ф. Сидней)
    3. «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери)
    4. «Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно». (Л.Н.Т олстой)
    5. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе». (Г. Гессе)
    6. «Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде». (Л.Н. Толстой)
    7. «Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз…»
    8. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу». (А. Вильмен)
    9. «Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд». (С.Д. Довлатов)
    10. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». (Оноре де Бальзак)
    11. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным». (Н.В. Гоголь)
    12. «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». (Л.Н. Толстой)
    13. «Не плыви по течению, не плыви против течения — плыви туда, куда тебе нужно». (Восточная мудрость)
    14. «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен». (Л.Н. Толстой)
    15. «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». (И.В. Гёте)
    16. «Всегда выбирайте самый трудный путь – на нём Вы не встретите конкурентов». (Шарль де Голль)
    17. «Судьба – путь от неведомого к неведомому». (Платон)
    18. «Где розы – там и тернии – таков закон судьбы». (Н.А. Некрасов)
    19. «Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает». (Шота Руставели)
    20. «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль)
    21. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». (Оливер Холмс)
    22. «Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом». (Жан Поль)
    23. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)
    24. «Живет лишь тот, кто не для одного себя живет». (Менандр)
    25. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали». (Мишель де Монтень)
    26. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». (Альберт Эйнштейн)
    27. «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». (В.Г. Белинский)
    28. «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И.В. Гете)
    29. «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед». (Эмиль)
    30. «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью». (Л.Н. Толстой)
    31. «Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни». (Марк Аврелий)
    32. «Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь». (Мишель де Монтень)
    33. «И в одном поезде можно ехать в разные стороны».
    34. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский)
    35. «Не поднимайте пыли на жизненном пути». (Пифагор Самосский)
    36. «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». (Ф. Бэкон)
    37. «Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи)
    38. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс)
    39. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас». (З. Фрейд)
    40. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать!» (И.А. Бунин)
    41. «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». (Альбер Камю)
    42. «Счастье – это не станция, а способ путешествовать».
    43. «Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен». (Эрнст Симон Блох)
    44. «Путешествие оценивается по найденным друзьям, а не по пройденным милям». (Тим Кэхилл)
    45. «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни — непрестанное движение вперед». (Генри Уэлис)
    46. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А.Эйнштейн)
    47. «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». (В. Бергсон)
    48. «Цель жизни – поиск совершенства, а задача каждого из нас – максимально приблизить его проявление в самом себе». (Ричард Бах)
    49. «Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать». (А.де Сент-Экзюпери)
    50. «Жизнь – это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает». (А.Моруа)

  4. Предмет речиВозможные формулировки темыВозможные формулировки главной мыслиЦитатыЛитературный пример
    Путь до какого-либо места
    Путевые заметки
    Чем людей привлекают песни о дороге?
    Моё путешествие в…
    Что меня поразило в другой стране?
    Какую книгу я возьму с собой в дорогу?
    Как я побывал в незнакомом городе.
    В чем смысл путешествий?
    Как путешествия влияют на людей?
    “Дороги существуют для того, чтобы по ним идти…”
    Счастье трудных дорогВ чужой стране/чужом городе меня больше всего поразили люди/нравы/здания/законы и т.д.
    Путешествие – вот то, что помогает формировать личность.
    Дорога помогает разобраться в самом себеДолго ль мне гулять на свете
    То в коляске, то верхом,
    То в кибитке, то в карете,
    То в телеге, то пешком?
    Александр Пушкин
    Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.
    Иван Бунин
    У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то.
    Лао-Цзы
    Это не люди создают поездки – поездки создают людей.
    Джон Стейнбек
    Дорога удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, всё равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды – в будущем; и всё это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
    Сергей Аксаков. Детские годы Багрова-внука
    Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка
    Дэвид Бирн. Весь мир. Записки велосипедиста
    Макс Фрай. Большая Телега
    Ален де Боттон. Искусство путешествовать
    Александр Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
    Антон Чехов. Степь
    Жизненный путь
    Поиски смысла жизни
    Судьба
    Поиски смысла жизни в мировой литературе
    Жизнь прожить – не поле перейти
    Дороги, которые мы выбираем
    Всяк, кто живет, уйдет, бессмертен только тот, кто славу добрую при жизни обретет. (Саади)
    Что значит выражение: «Оставь за собой след» (Ральф Уолдо Эмерсон)?
    Без поиска собственного пути нет смысла жить.
    Что влияет на выбор жизненного пути?
    Для чего мы торопимся жить?
    Безопасная дорога будущего
    Счастье трудных дорог
    Тема поиска смысла жизни – одна из основных тем мировой литературы.
    Надо преодолеть любые трудности, если путь ведёт к истине/познанию/любви/Богу и т.д.
    Любой жизненный путь имеет смысл.
    Смысл имеет только та жизнь, которая идёт по верному пути.
    Смысл жизни в существовании.
    Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться.
    Анри Бергсон
    Когда наступит Судный день, нас в первую очередь спросят: «Путешествуя по большим дорогам и обходным тропинкам своей жизни, пытался ли ты помочь другим людям?» Шарп Джеймс
    Рождаясь, человек не видит линий
    Идет вперед неведомой судьбой
    И главное для человека в жизни
    Какой он след оставит за собой
    Один идет прямой стрелой дороги
    Сквозь грязь и серость окружающей толпы
    Другой, согнувшись, втягивая плечи
    В любой момент готов шмыгнуть в кусты

    Один лишь шаг, как трудно он дается
    Спокойно жить, иль побороть свой страх
    Но выбирать однажды всем придется
    И сделать в жизни самый важный шаг
    Владислав Старостин.
    Мы все умрем, людей бессмертных нет,
    И это все известно и не ново.
    Но мы живем, чтобы оставить след:
    Дом иль тропинку, дерево иль слово.
    Не все пересыхают ручейки,
    Не все напевы время уничтожит,
    И ручейки умножат мощь реки,
    И нашу славу песня приумножит.
    Расул Гамзатов
    Дорога без конца,
    Она когда-то выбрала тебя,
    Твои шаги, твою печаль и песню.
    Только вот идти по ней
    С каждым шагом все больней,
    С каждой ночью все светлее,
    С каждым словом все смертельней,
    С каждой песней все трудней!
    Т. Калинина
    Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим.
    Конфуций
    Татьяна Калинина. Дорога без конца
    Иосиф Бродский. Шествие
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Альбер Камю. Миф о Сизифе
    Михаил Лермонтов. Герой нашего времени
    Борис Пастернак. Доктор Живаго
    Антон Чехов. Ионыч
    Путь нравственных исканийЧеловек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь. (Владимир Микушевич)
    Почему именно воспитание в семье является определяющим фактором для жизненного пути человека?
    Поиск делает человека личностью.
    Путь нравственных исканий в мировой литературе.
    Согласен ли я с утверждением Льва Толстого, что спокойствие – это душевная подлость?
    Путь нравственных исканий – важнейшая тема литературы.
    “…Надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать…”
    Путь нравственных исканий мучителен, но он необходим.
    Когда наступит Судный день, нас в первую очередь спросят: «Путешествуя по большим дорогам и обходным тропинкам своей жизни, пытался ли ты помочь другим людям?»
    Шарп Джеймс
    К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники.
    Владимир Набоков
    Достается не дешево
    Счастье трудных дорог,
    Что ты сделал хорошего,
    Чем ты людям помог?
    Этой мерой измеряются
    Все земные труды,
    Может вырастишь деревце
    На земле Кулунды.
    Может, строишь ракету?
    Гидростанцию? Дом?
    Согреваешь планету
    Своим мирным трудом
    Иль под снежней порошей
    Жизнь спасаешь кому?
    Делать людям хорошее –
    Хорошеть самому.
    Л. Татьяничева
    Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость.
    Лев Толстой
    Лев Толстой. Война и мир
    Николай Лесков. Очарованный странник
    Фёдор Достоевский. Бесы
    Путь к победе
    Путь и цель
    …По военной дороге…
    Как я добился успеха.
    Как добился успеха мой кумир.
    Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти. (Оноре де Бальзак)
    Дорогу осилит идущий.
    Отвечает ли человек за того, кто пошёл за ним?
    Цель оправдывает средства?
    Чтобы достичь цели, нужно ясно её представлять.
    Победить может только тот, кто ежедневно прилагает к этому усилия.
    Узнать, хороша ли была цель, можно только достигнув её.
    Цель оправдывает средства.
    Цель не должна оправдывать средства.
    Путь к победе в ВОВ был нелёгок, но русские воины прошли его с честью.
    Главное идти, цель пути найдётся сама. Горечь давняя,
    А не много ли
    Накопилось ее в груди?
    Только мне фронтовыми дорогами
    Захотелось спокойно пройти.
    Где траншеи — там поле.
    Ровное…
    Заросли травой блиндажи,
    Но лежит здесь частица кровная
    Обожженной в боях души.
    Михаил Борисов
    Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.
    Поль Валери
    Не знаю, как вам объяснить, но после этой ночи я другой стал. Я словно вперед вижу, если можно так выразиться. Я знаю, что дорога перед нами длинная и ведет она во тьму, но я не могу повернуть назад. Я уже не ради эльфов иду, и не ради драконов, и не чтобы горы посмотреть. На самом деле я не знаю, чего хочу, но я должен что-то совершить прежде, чем все это кончится, и это что-то меня ждет не в Шире, а там, впереди. Мне надо пройти этот путь до конца – понимаете?…
    Джон Рональд Руэл Толкин. Властелин Колец
    Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет Мне и не хочется идти.
    Иван Тургенев. Отцы и дети
    Достижение цели – не самое главное в жизни. Дорога сама по себе может являться главным мотивом, из-за которого стоит продолжать жить. Двигаться в каком-нибудь направлении, не переживая каждый шаг, как экзамен. Просто получая удовольствие от движения.
    Хорхе Букай. Давай расскажем вместе
    Константин Корнеев. На дорогах войны
    Михаил Шолохов. Судьба человека
    Александр Пушкин. Дубровский
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Альбер Камю. Миф о Сизифе.
    Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно Быть богом.
    Николай Гоголь. Мёртвые души
    Елена Ильина. Четвёртая высота
    Сергей Абрамов. Выше радуги
    По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
    Николай Островский. Как закалялась сталь
    Путь и попутчикиЕсли с другом вышел в путь.
    Что делать, если все попутчики разошлись?
    Что делать, если друг отказался идти с тобой?
    Пути друзей разошлись. Плохо ли это? Человеку в дороге обязательно нужны попутчики.
    Нельзя никого винить в том, что дорого друзей расходятся.
    Нельзя никого заставить идти своей дорогой.
    На новой дороге можно найти новых друзей.
    Друзья всегда должны быть рядом, куда бы не завела их жизнь.
    Нельзя бросать друга в пути.
    Со случайным попутчиком легче разговаривать, чем с близкими людьми.Шагаю, шагаю – кто мне запретит!
    И шаги отсчитывают путь.
    За тобой готов до бесконечности идти –
    Только ты не сверни куда-нибудь.
    Владимир Высоцкий
    Один в поле не воин (поговорка)
    В разговоре с незнакомыми людьми люди истиннее, они открывают своё сердце.
    Ошо
    Давай с тобой поговорим,
    Прости, не знаю, как зовут.
    Но открывается другим
    Все то, что близким берегут.
    Олег Митяев
    …Потому что дружба, как любовь, –
    Это двухколейная дорога!
    Эдуард Асадов
    Владимир Высоцкий. Песня о друге
    По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
    Джек Лондон. Любовь к жизни
    Перепутье
    Выбор на жизненном пути
    Стоит ли менять свои цели, если они оказались недостижимыми?
    Тема выбора в русской литературе.
    Моё мнение о выражении “не мы такие – жизнь такая”?
    Всегда ли человек ответственен за выбор на своём пути?
    Мотив лёгкого и трудного пути в литературе.
    Нельзя бояться пойти не тем путём, надо пробовать, двигаться.
    Проблема выбора – одна из основных проблем литературы.
    Авторы литературных произведений призывают выбрать трудный путь.
    Выбирать всегда надо путь наименьшего сопротивления.
    Выбирать надо опасные и трудные пути.Любой путь – лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь – это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний.
    Карлос Кастанеда
    Опушка – и развилка двух дорог.
    Я выбирал с великой неохотой,
    Но выбрать сразу две никак не мог
    И просеку, которой пренебрег,
    Глазами пробежал до поворота.
    Вторая – та, которую избрал, –
    Нетоптаной травою привлекала:
    Примять ее – цель выше всех похвал,
    Хоть тех, кто здесь когда-то путь пытал,
    Она сама изрядно потоптала.
    И обе выстилали шаг листвой –
    И выбор, всю печаль его, смягчали.
    Неизбранная, час пробьет и твой!
    Но, помня, как извилист путь любой,
    Я на развилку, знал, вернусь едва ли.
    И если станет жить невмоготу,
    Я вспомню давний выбор поневоле:
    Развилка двух дорог – я выбрал ту,
    Где путников обходишь за версту.
    Все остальное не играет роли.
    Роберт Фрост
    Перекресток семи дорог, вот и я.
    Перекресток семи дорог, жизнь моя.
    Пусть загнал я судьбу свою,
    Но, в каком бы ни пел краю,
    Все мне кажется, я опять на тебе стою.
    Сколько минуло лет, сколько дней…
    Я прошагал весь свет, проплыл сто морей.
    И, вроде, все как всегда, вот только одна беда –
    Все мне кажется, я на нем свернул в никуда
    Андрей Макаревич
    – Какая дорога правильная, отче? – спросил он наконец. – Как распознать ее среди других дорог?
    – Если движешься в том направлении, в котором твой страх растет, ты на правильном пути.
    Милорад Павич. Последняя любовь в КонстантинополеМихаил Булгаков. Белая гвардия
    Валентин Распутин. Живи и помни.
    Василь Быков. Сотников.
    Владислав Крапивин “Гуси-гуси, га-га-га”
    Антон Чехов. Вишнёвый сад
    По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
    Александр Пушкин. Капитанская дочка
    Михаил Шолохов. Тихий Дон
    Андрей Макаревич. Перекрёсток
    Трудности на путиСогласен ли я поговоркой “умный в гору не пойдёт”?
    Мотив лёгкого и трудного пути в литературе.
    Лёгкий или трудный путь я выбрал бы при решении жизненной проблемы?Трудности делают человека сильнее.
    Трудности заставляют человека проявить качества характера.
    В трудной дороге проверяются друзья.
    Умный человек избежит трудностей.
    Сильный человек не побоится трудностей.
    Трудности не должны останавливать того, кто идёт к цели.
    Авторы литературных произведений призывают выбрать трудный путь.
    Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели.
    Иоганн Гёте
    Разве дорога становится хуже от того, что по краям ее в изгороди торчат колючки? Путник идет своей дорогой, а злые колючки пусть себе торчат на своих местах.
    Стендаль. Красное и чёрное
    Всё, что меня не убивает, делает меня сильней.
    Фридрих Ницше
    Собаки лают – караван идёт (пословица)
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича
    Михаил Шолохов. Тихий Дон
    Владимир Высоцкий. Песня о друге
    Начало пути
    Выбор пути
    Дороги, которые мы выбираем.
    Дороги, которые нас выбирают.
    Можно ли не делать выбор жизненного пути?
    Есть ли смысл надеяться на удачу?
    Как я понимаю смысл слова “предназначение”?
    Лиха беда – начало…
    На ком лежит ответственность за то, какой жизненный путь выбрал человек?
    Хорошее начало – половина дела.
    Выбирать всегда надо путь наименьшего сопротивления.
    Выбирать надо опасные и трудные пути.
    Хорошее начало – половина дела.
    Нельзя бояться начать путь.
    Самые трудные дороги начались с первого шага.
    Авторы литературных произведений призывают выбрать трудный путь.Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
    Лао-цзы
    Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть.
    Ромен Роллан
    Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует.
    Иоганн Гёте
    Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
    Данте Алигьери
    Достойный человек не идет по следам других людей.
    Конфуций
    Всегда выбирайте самый трудный путь – на нём Вы не встретите конкурентов.
    Шарль де Голль
    И если станет жить невмоготу,
    Я вспомню давний выбор поневоле:
    Развилка двух дорог – я выбрал ту,
    Где путников обходишь за версту.
    Все остальное не играет роли.
    Роберт Фрост
    Средь мира дольнего
    Для сердца вольного
    Есть два пути.
    Взвесь силу гордую,
    Взвесь волю твердую,-
    Каким идти?
    Николай Некрасов
    Но странный стук зовёт в дорогу,
    Может сердце, а может стук в дверь.
    И когда я обернусь на пороге,
    Я скажу одно лишь слово – «Верь!»
    вера, дорога
    Виктор Цой
    Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого.
    Вениамин Каверин. Два капитана
    Эрнест Хумингуэй. Снега Килиманджаро
    Николай Некрасов. Стихотворения
    Конец пути
    Итоги
    Стоит ли жалеть о том, что осталось в прошлом?
    Есть ли цели, которые обязательно нужно достигнуть в жизни?
    Как я понимаю выражение “свет в конце тоннеля”.
    Конец жизненного пути в литературе.
    Не всегда цель пути – приз на финише, иногда смысл в самом пути.
    У жизни и смерти нет конца.
    Пускай, приняв неправильный полет
    И вспять стези не обретая,
    Звезда небес в бездонность утечет;
    Пусть заменит ее другая;
    Не явствует земле ущерб одной,
    Не поражает ухо мира
    Падения ее далекий вой,
    Равно как в высотах эфира
    Ее сестры новорожденный свет
    И небесам восторженный привет!
    Зима идет, и тощая земля
    В широких лысинах бессилья,
    И радостно блиставшие поля
    Златыми класами обилья,
    Со смертью жизнь, богатство с нищетой –
    Все образы годины бывшей
    Сравняются под снежной пеленой,
    Однообразно их покрывшей, –
    Перед тобой таков отныне свет,
    Но в нем тебе грядущей жатвы нет!
    Евгений Баратынский
    Радость или злобу сотри с лица
    Жизни и смерти нет конца..
    Иосиф Бродский. Шествие
    Пройди много дорог, вернись к своему дому, и взгляни на всё как будто в первый раз.
    ЭлиотАндрей Платонов. Возвращение
    Притча о блудном сыне
    Евгений Баратынский. Осень
    Иосиф Бродский. Шествие
    Потеря пути
    Тупик
    Дорога в никуда
    Как понять, что ты потерял свой путь?
    Жизненные дороги, ведущие в тупик.
    Дорога в никуда. Стоит ли идти по ней?
    Как относиться к людям, живущим без цели?
    Тема потери пути в литературе.Наркомания/алкоголизм/смоубийство и.т.п. – дорога в никуда.
    Надо принимать тех, кто блуждал, но вернулся.
    Иногда мы не видим смысла в дороге, но он есть.
    Настоящий тупик – это отсутствие движения.
    Если путь открыт – всё получится.
    Любая жизнь – дорога в никуда, надо научиться искать смысл в существовании.
    Нельзя бояться пойти не тем путём, надо пробовать, двигаться.Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
    Фрэнсис Бэкон
    Хоть убей, следа не видно;
    Сбились мы. Что делать нам!
    В поле бес нас водит, видно,
    Да кружит по сторонам.
    Александр Пушкин. Бесы
    Притча о блудном сыне
    Евгений Баратынский. Осень
    Альбер Камю. Миф о Сизифе
    Александр Пушкин. Бесы
    Александр Пушкин. Капитанская дочка
    Ложный путьЧем страшен выбор ложного пути?
    Так ли страшен выбор ложного пути?
    Путь измены в литературе.
    Стоит ли осуждать того, кто пошёл ложным путём?
    Как отличить правильный путь от ложного?
    Кто не с нами – тот против нас?Никто не знает, какой путь правильный.
    Ложный путь – это путь измены.
    Нельзя никого осуждать за выбор ложного пути.
    Того, кто выбрал ложный путь, нужно постараться вернуть на путь истинный.
    Нельзя бояться пойти по ложному пути, никто не знает, какой путь истинный.
    Давайте делать паузы в пути,
    Смотреть вокруг внимательно и строго.
    Чтобы случайно дважды не пройти
    Одной и той неверною дорогой.
    Андрей Макаревич
    Ложный шаг не раз приводил к открытию новых дорог.
    Лешек Кумор.Валентин Распутин. Живи и помни.
    Нодар Думбадзе Я вижу солнце
    Эрих Фромм. Бегство от свободы.
    Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого
    Путь к самому себеНадо ли идти путём самопознания?Самым важным для человека является путь к самому себе.
    Путь самопознания могут осилить не все.
    У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе.
    Герман Гессе
    Путешествие, как самая великая наука и серьезная наука, помогает нам вновь обрести себя.
    Альбер Камю Герман Гессе. Сиддхартха
    Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
    Эрих Фромм. Бегство от свободы.
    Лев Толстой. В чём моя вера
    Путь как метафораСмог бы Мцыри найти дорогу домой?
    Мотив дороги/путешествия в русской литературе.
    Всякое ли движение – это жизнь?
    Тема дороги в творчестве одного из писателей (на выбор)
    Тема путешествия типична для литературы 19 века.
    В литературных произведениях мотив дороги связан с размышлениями о смысле жизни.
    Мотив дороги может быть связан с темой тяжёлой судьбы.
    Движение – это жизнь.
    То насыпью, то глубью лога,
    То по прямой за поворот
    Змеится лентою дорога
    Безостановочно вперёд.
    Вперёд то под гору, то в гору
    Бежит прямая магистраль,
    Как разве только жизни в пору
    Всё время рваться вверх и вдаль.
    Борис Пастернак
    Русский человек, ежели знает, куда ему надо, никогда с пути не собьётся. Петли может класть хуже зайца по первой пороше, но до места всегда доберётся.
    Святослав Логинов. Дорогой широкой
    Порой бывает так, что жизненная дорога из легкой и прямой сначала превращается в кривую тропинку, потом начинает петлять, а заканчивается и вовсе тупиком у трясины.
    Олег Рой. Тайна
    Венедикт Ерофеев. Москва – Петушки
    Михаил Лермонтов. Мцыри
    Николай Гоголь. Мёртвые души
    Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине
    Александр Пушкин. Бесы
    Святослав Логинов. Дорогой широкой
    Притча о блудном сыне

  5. Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба – слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
    В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
    Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
    Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
    Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания – это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
    В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер — оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик – своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
    Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели – к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа – это путь Наполеона: через кровь – к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал – это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный – исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
    Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого —  страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое – это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет – и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека – вне времени и пространства в обычном понимании.
    Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

  6. Сергеева Виктория 11А
    1
    Введение
    (Тема)
    Тема пути-дороги является одной из центральных тем в русской литературе. Её затрагивали в своих произведениях такие классики, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Некрасов, Грибоедов. Причиной актуальности данной темы является многозначность самого понятия «путь». В прямом значении путь означает место, по которому надо пройти или проехать, а в переносном – это средство достижения какой-нибудь цели. Это не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этап жизни, как отдельного человека, так и целой нации. Рассмотрим несколько примеров из русской литературы, затрагивающих данную тему.
    2
    Главная часть
    (доказательства, выводы, детали)
    В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» описывается путешествие Чичикова, главного героя произведения, который ездит по всей стране и скупает у помещиков мёртвые крестьянские души для своего имения. В начале произведения особое внимание уделяется характеристике образов помещиков, которых Чичиков посещает одного за другим. Каждая его встреча с помещиком предопределяется описанием дороги, поместья. Здесь образ дороги воплощается в прямом значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова, то ухабистые просёлки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке. Путь сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».  В данном случае путь рассматривается в прямом значении, как путешествие, поездка из одного места в другое. Финалом пути является лирическое отступление – образ дороги, где Гоголь сравнивает Русь с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперёд в будущее. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, становится символом “громадно несущейся жизни”, символом исторического пути России. Это лирическое отступление имеет размышления о судьбе страны, о её месте и значимости в целом мире. В этом случае дорога рассматривается как жизненный путь России и движение в истории целого народа.
    Кроме того, ярким примером служит история из романа Л. Н.Толстого «Война и мир», где путь рассматривается как этап жизни отдельного человека. Пьер Безухов пытается определить своё место в жизни, что ведёт непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению героя. В начале романа Пьер очень увлечён светской жизнью, идеями масонства и разочарования, его привлекает роскошь во всём. Он живёт по велению сердца, а не разума. Но события, происходящие с Пьером, заставляют его сильно измениться. Особенно большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Платоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влияние на изменение взглядов героя. Пьер становится терпеливым ко всем тяготам и невзгодам, по-новому начинает смотреть на жизнь. Так из вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни и не держащего слова человека, Пьер становится абсолютно другим. В этом случае путь рассматривается как движение человеческой души, развитие личности.
    3
    Заключение
    Таким образом, тема пути-дороги в отечественной литературе обширна, многогранна и глубока. Ведь в произведениях путь рассматривается не только как путешествие, но и как личная судьба человека, как дорога души к Богу и гармонии и, наконец, как судьба России и движение в истории целого народа.
    «Тема пути-дороги в русской литературе»

  7. Тема «Путь» интересна тем, что очень актуальна для выпускников, а значит, им легче будет высказать свои мысли  по ней. Ведь каждый из вас, ребята, стоит перед выбором: куда пойти учиться, чему посвятить свою жизнь — а это тоже  выбор пути, профессионального.
    Однако выбор приходится делать практически ежедневно: как поступить в той или иной ситуации.  А это зависит от того, каков человек.  Именно об этом и нужно будет писать в сочинении.
    А примеров из литературы — масса. Практически каждый герой произведений делает свой тот или иной выбор. Примеры конкретных произведений литературы по данной теме есть на этом сайте.
    Кроме того, вы можете найти материал на сайте esse-ege.ru в разделе «Выбор». А я постараюсь предложить вам наиболее общие рассуждения по теме, которые вам помогу написать вступление и заключение, станут связующим звеном между частями сочинения, между аргументами.

    Тема: «Путь»

    У каждого человека свой путь в этой жизни. Его выбор зависит от очень многих факторов: семьи, в которой живёт человек, его окружения и даже от эпохи, времени, которое тоже не может не отразиться на формировании личности. Однако и сам человек тоже во многом определяет свой путь, особенно тогда, когда он уже осознанно делает выбор.
    Человеку свойственно постоянно стоять пред выбором. Один из важнейших — это выбор того, кем и каким быть на земле. Какие нравственные принципы человек положит в основу своей жизни, что станет для него идеалом – от ответов на эти вопросы зависит, каким человеком станет каждый из нас.
    Жить по законам добра, справедливости, чести очень сложно. Слишком много в жизни соблазнов свернуть с этого пути, найти более лёгкие средства для достижения целей. А там? где легко, очень часто господствует  ложь, клевета, жестокость, бездушие, даже преступление. Нужно ли поддаваться этим негативным явлениям в жизни общества, чтобы добиться чего-то, надо ли идти на сделку с совестью ради удовлетворения чаще всего плотских желаний? Это снова решает каждый.
    Выбор пути, поведения, поступка, слова…Мы постоянно выбираем. Порой это делаем обдуманно, взвешенно. А иногда — импульсивно, не задумываясь, раскаиваясь потом и за обидно сказанное слово, и за невнимание к близким, и за забывчивость. Стыд и раскаяние обязательно приходят.
    А если не приходят,- спросят некоторые,- а если всё проходит гладко, и человек спокойно живёт, даже процветает, не прислушиваясь к голосу совести. Что тогда? Трудно давать советы людям, ведь каждый на любую ситуацию смотрит с высоты своего видения мира, своей жизни, да и лет, прожитых им. Однако одно всё же сказать можно. За всё человеку приходится в жизни расплачиваться. И расплата — это одиночество,  душевная пустота, отсутствие  друзей, преданных, надёжных,  любви, настоящей, искренней. Это душевный холод, когда вдруг человек поймёт, что идти – то дальше некуда, стремиться не к чему, путь прерван.
    Путь человека — это путь, совместный с людьми, жизнь — ради кого-то, это путь патриота и гражданина своей страны. Тогда к чему все планы вообще? Все наши победы и успехи в первую очередь ради кого-то, чтобы они оценили, поняли нашу значимость, почувствовали, как мы им дороги. А вот ради этого жить — то как раз стоит!
    Очень важен выбор профессионального пути. Посвятить жизнь любимому делу, многое сделать в той области, в которой работаешь — это тоже огромное счастье. Признание профессионализма обществом, оценка его окрыляет человека, делает его активным, жизнерадостным. А это настроение автоматически передаётся окружающим. Легко и интересно жить с людьми, добивающимися успехов в своей профессии. Они — пример своим детям, а это, согласитесь, не так уж и мало.
    Научиться понимать людей, находить друзей, единомышленников, видеть искренние чувства — это настоящее искусство, которому учатся всю жизнь. Очень важно, какие люди идут по жизни рядом с человеком. Это тоже во многом определяет его путь.
    «Мы выбираем, нас выбирают»,- поётся в известной песне. Пусть это выбор пути, который прокладывает себе человек, будет правильным, продиктованным нравственными законами, которые с детства внушаются каждому человеку. И тогда путь будет светлым и радостным не только для человека, но и для окружающих,для всех, кто идёт по жизни  рядом.
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *