Итоговое сочинение на тему разум и чувства

10 вариантов

  1. Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.
    Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.
    Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.
    Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

  2. Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
    1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
    2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
    3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
    Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

    Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

    Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
    Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
    Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
    1. «Разум и чувство»,
    2. «Честь и бесчестие»,
    3. «Победа и поражение»,
    4. «Опыт и ошибки»,
    5. «Дружба и вражда».
    Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

    Рекомендованная литература

    Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики.
    Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
    1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
    2. А.П. Чехов «Ионыч»,
    3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
    4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
    5. В.А. Каверин «Два капитана»,
    6. В.В. Быков «Сотников»,
    7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    8. Генри Марш «Не навреди»,
    9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
    10. Джек Лондон «Белый клык»,
    11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
    12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
    13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
    14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
    15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
    16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
    17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
    18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
    19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
    20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

    Аргументы к теме “Разум и чувство”

    Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
    1. Соответствовать теме
    2. Включать в себя литературный материал
    3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
    4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
    5. Быть грамотно оформлен.
    К теме “Разум и чувство” можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.С. Грибоедова “Горе от ума”, Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».

    Примеры итоговых сочинений

    Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
    Пример сочинения на тему: “Должен ли разум брать верх над чувствами?”
    К чему прислушиваться, к разуму или чувствам – таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.
    Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.
    Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.
    Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.
    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

  3. Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.
    На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
    Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
    Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».
    (403 слова)

  4. Список примерных тем:
    1. Внутренний конфликт: чувства против разума.
    2. “Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами” (Эрих Мария Ремарк).
    3. “Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести” (В.Г.Белинский).
    4. “Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле” (А.С.Пушкин).
    5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств” (М.Пришвин).
    6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь” (Пифагор).
    7. “Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями” (Н.В.Гоголь).
    8. “Разуму не постичь надобностей сердца” (Люк де Клапье Вовенарг).
    9. “Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге” (В.Г.Белинский).
    10. “Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце” (Шиллер).
    11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни” (Л.Н.Толстой).

  5. Разум и чувства – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, взаимодействующие и конфликтующие друг с другом. Очень часто чувства выступают против разума. Что же происходит в такой ситуации? – человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства диктуют совсем другое, он лишается покоя и внутренней гармонии. Так внутри человека зарождается борьба, которая зачастую заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт мы наблюдаем произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделяет теорию «нигилизма» и отрицает буквально всё: будь то поэзия, музыка, искусство и даже любовь. Но, встретив на своём жизненном пути Анну Сергеевну Одинцову – красивую, умную, непохожую на других женщину, он влюбляется по-настоящему. Неожиданно он ощущает в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. У него внутри бушуют противоречия, нигилистические взгляды рушатся: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Чувства начинают бороться с разумом и жизнь становится для него невыносимой. Герой уже не в состоянии продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – всё у него валится из рук. Да, подобные разлады между чувствами и разумом порой делают жизнь невозможной, так как нарушается необходимая для счастья гармония, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Не лишним будет вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, которая имеет право преступить закон и даже пойти на убийство ради общего блага. Но, после убийства старухи-процентщицы, герою становится не по себе, его терзает совесть. Это тревожное и болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленной теории.
    Я считаю, что чувства всегда преобладают над разумом, потому что мы не можем их контролировать. Разум мы можем развивать, менять своё представление о чём-либо, а чувства охватывают порой человека так, что он может пойти даже на преступление или, не справившись с порывами чувств, покончить жизнь самоубийством из-за неразделённой любви.

  6. Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?
    В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод – всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
    Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца – Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» – напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…
    Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…

  7. Разум и чувства часто противоречат друг другу. Часто человек чувствует одно, но разум диктует ему совсем иное. Поэтому не всегда получается объединить эти два понятия. Однако раздумья относительно разума и чувств всё-таки встречаются. В чём, в общем-то, нет ничего удивительного, ведь эти составляющие считаются важными элементами внутреннего мира каждого отдельного человека. От разума и чувств зависят и поступки человека, а также его устремления.
    Но совместимы ли эти понятия вообще? Если говорить о любви, то, вероятнее всего, о разуме здесь не может идти и речи, обычно влюбленные не сильно рассуждают, принимая решения относительно своего объекта симпатии. Однако иногда всё-таки разум с чувствами более менее успешно «уживаются» в одном человеке и при этом удачно дополняют друг друга.
    Но чаще всего между этими двумя понятиями разгорается настоящая борьба, что вызывает внутренний конфликт, который не всегда получается заглушить. Не зря эта тема довольно популярна среди писателей и поэтов. Персонажи различных произведений во все времена стояли перед выбором, дать волю чувствам, либо же принять разумное решение.
    Это же произошло и с героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольниковым, который во многих своих поступках поддавался именно чувствам, а не разуму. В результате ни к чему хорошему это не привело. Поэтому, я думаю, что каждый человек, перед тем как принять то или иное решение, должен задуматься о последствиях, к которым может привести поступок. Ни в коем случае нельзя руководствоваться одними только чувствами, тем более не стоит, как говорят, рубить с плеча.
    Непросто приходится импульсивным, эмоциональным людям, которые просто неспособны себя контролировать, попадая в неприятную ситуацию. Потом они долго жалеют о содеянном, но уже ничего не могут исправить. Зачастую все глупые поступки люди совершают в подростковом возрасте, а вот зрелые люди становятся на сторону разума и почти никогда не руководствуются чувствами, чтобы что-либо предпринять.
    Человек должен всё чувствовать, пробовать, но при этом руководствоваться разумом. Внутри должно быть равновесие, которое защитит от излишней эмоциональности или чрезмерного цинизма.
    (308 слов)

  8. Грибоедовский Чацкий в ответе Софье на её замечание, что он говорит о людях одни колкости, произносит замечательный афоризм:
    Ум с сердцем не в ладу.
    Неужели так может быть? Разве можно чувствовать одно, а думать – другое? Попытаюсь разобраться в этих словах. Если отечественная литература так часто пишет об этом разладе, значит, он имеет место быть…
    По утверждению А.С.Грибоедова, Чацкий – человек умный. Ум его острый, новаторский. Он в своём стремлении изменить порядок вещей так решительно и смело говорит обо всех только то, что думает, считает справедливым и правильным. Чацкий видит в чинопочитании Молчалина низость, скудоумие, считает, что все гости на балу люди жалкие, алчные, являются стяжателями и крепостниками. Рассыпаясь в многословии, он не замечает, как за его спиной рождается коалиция, объединяющая недавних врагов. Но чувства его не обманывают. В кульминационный момент он произносит:
    Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
    Но ум продолжает диктовать заведённый принцип восприятия, и последние монологи показывают, что чувства лишь обозляют его и без того острый ум. Не разобравшись, кто виноват в происходящем, он раздаёт всем ярлыки, более всего выливает обвинений в адрес девушки, к которой приехал свататься. Недаром А.С.Пушкин вовсе отказал Чацкому в уме, по его мнению, умный человек не так должен был себя вести. Разве любящий человек мог так недальновидно относится к поведению объекта своей любви? Если бы Чацкий хотя бы на мгновение подчинил свой разум чувству…. Может, всё произошло не так трагично, и не было бы столько разбитых сердец в итоге повествования.
    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров славится своим умом, его авторитет в среде нигилистов непререкаем. Он сам уверовал в свои умственные способности. Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами. Вскоре происходит главная встреча в его недолгой жизни. Она, Анна Сергеевна Одинцова, перевернёт всё его сознание, изменит отношение к жизни, к тем целям, ради которых он обрёк себя на муку. Любовь в том идеалистическом виде, который он считал смешным, недостойным внимания мыслящего человека, настигла его, поглотила всё его сознание вместе с рассудком, отказывающимся адекватно, по законам разума, воспринимать порядок вещей. Нигилиста поглотил романтик, потерявший голову от тех органов чувств, которые, по его мнению, он всегда контролировал. Зрение, слух, обоняние и осязание, оказываются подчинены не только физиологии…
    Разум и чувство должны жить «в ладу» друг с другом, ведь человек не машина и не может быть в разладе, а то может произойти поломка… Будет жаль жизни, напрасно прожитой.

  9. ПИШЕМ
    СОЧИНЕНИЕ
    ВМЕСТЕ
    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
    «Разум и чувство»,
    «Честь и бесчестие»,
    «Победа и поражение»,
    «Опыт и ошибки»,
    «Дружба и вражда».
    Тематическое направление

    «Разум и чувства»
    «Разум и чувство».
    Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    Притча о чувствах и разуме
    Когда Старца спросили:
    — На что нам опираться в жизни: на чувства или на разум?
    Он сказал:
    — Чувства есть у разума, разум есть у чувств.
    Тогда его спросили:
    — Что лучше: чувства разума или разум чувств?
    А Старец им:
    — Какое крыло лучше у птицы: правое или левое?
    Тогда они спросили:
    — Выходит, они равноценны?
    И он сказал:
    — Да, если они ваши.
    Александр Евгеньевич Гаврюшкин
    Нет чувств без разума и разума без чувств.
    Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
    «Я Вас люблю» – срывается из уст,
    А разум с чувствами идут стена на стенку.
    Они враги, друзья, антитела?
    Что их роднит и что их различает?
    Для разума важней всего дела,
    А чувства о любви лишь помышляют…
    Когда они едины, это взрыв.
    Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
    А если врозь – болезненный нарыв,
    Который, воспаляясь, жить мешает.
    Все знания без чувств, увы, мертвы.
    На знаниях нам счастье не построить.
    Что толку в том, что так разумны мы?
    Наш разум без любви так мало стоит!

    Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
    А разум говорит: «На самом деле
    Ошибку совершаешь, не спеши!
    Немного подожди, хотя б неделю…»
    Так что главней? Всевышний, подскажи…
    Возможно разум, чудеса творящий,
    Иль наши чувства, ведь без них, увы,
    Любви мы не познаем настоящей?
    Нет чувств без разума и разума без чувств.
    Цвет белый помогает видеть чёрный .
    Мир без любви так неуютно пуст,
    В нём одинок наш разум непокорный.

    Темы сочинения
    в форме вопроса
    Должен ли разумный человек жить чувствами?
    в форме высказывания (афоризма, пословицы)
    Разум — счастливейший дар человека и его проклятие. Эрих Фромм
    в форме назывного предложения
    Спор разума и сердца…
    в форме утверждения
    Чувства сильнее разума…

    Разум — счастливейший дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

    Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства в этом помогают

    Разум — счастливейший дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

    Пишем вместе вступление
    Пишем вместе вступление
    Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания Эриха Фромма и даст своё толкование этому афоризму.
    Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание Эриха Фромма.
    Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору.
    Группа 4 начнёт сочинение с обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности.
    можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!);
    можно остановиться на образе одного или нескольких героев;
    можно сопоставить героев, противопоставить их;
    можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения;
    можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогут раскрыть тему.
    Литература в помощь
    1) Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия Татьяны Лариной)
    2) Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке)
    3) Драма А.Н. Островского «Гроза» (Трагедия Катерины)
    4) Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Трагедия Сонечки Мармеладовой)
    5) Рассказы И. Бунина о любви.
    6) Повесть А.И. Куприна «Олеся» (Дар/проклятие Олеси)
    7) Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (Вера Николаевна Шеин, Анна Николаевна, Желтков)
    8) Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» (Всю жизнь Андрея Соколова)
    Правила завершения итогового сочинения
    чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение;
    помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях;
    хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5-6 предложений, оптимально – 3-4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!);
    не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.
    Варианты заключения
    Варианты заключения
    Группа 1. Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей.
    «Когда забьется сердце — разум умолкает» (известный немецкий писатель Генрих Манн):
    Группа 2. Призыв.
    Совет: при такой концовке используйте слова «давайте», «давайте задумаемся…», «давайте помнить…», «Давайте сделаем так, чтобы…».
    Группа 3. Выражение надежды.
    Совет: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
    Группа 4. Взгляд вперёд.
    Совет: пофилософствовать о том, что будет, если…
    Домашнее задание
    Закончите работу над сочинением, используя прием «Цветные поля».
    Выполняя письменную работу, отчёркивайте поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:
    красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
    зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
    синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
    чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»
    СПАСИБО ЗА УРОК!
    УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ!

  10. Проблематика борьбы разума и чувства, как составляющих человеческой души, широко освещается во множестве произведений культуры, в том числе и литературных произведениях, книгах. Например, ярко показано это в повести Гоголя “Тарас Бульба”, где именно чувства молодого казака Андрия и подтолкнули его на измену, привели к гибели в конечном итоге, заглушив голос разума. В комедии Грибоедова “Горе от ума” главный герой Александр Чацкий отказывается поверить, что у девушки его мечты – Софьи, ради которой он вернулся в Москву, уже есть отношения с невыразительным и скучным Молчалиным. Чацкий отказывается верить своему разуму и глазам, его чувства говорят совсем иное, что быть такого не может.
    В повести Пушкина “Капитанская Дочка” также отчетливо показан конфликт эмоций и разума, именно из-за сильной влюбленности в Машу Миронову, дочь коменданта крепости, главный герой идет на большой риск, на который бы возможно не решился, не будь у него чувств к Маше.
    Таким образом, можно сделать вывод что проблема разума и чувств – актуальна всегда, как и в старинные времена, так и в настоящее время, потому что является неотъемленой частью человеческой психики и как следствий – поведенческих установок и реакций. В выводе к итоговому сочинению можно также привести собственные размышления на эту тему, которые бы подчеркнули главную мысль сочинения по русской литературе. Порой именно личные примеры, эмпирический опыт, полученный в каких-либо ситуациях, событиях, может стать отличной иллюстрацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *