Итоговое сочинение по литературе на тему равнодушие и отзывчивость

10 вариантов

  1. Вступление

    Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.

    Проблема

    Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?

    Тезис №1

    Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.

    Аргументация

    Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.
    В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.

    Вывод

    Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.

    Тезис №2

    Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.

    Аргументация

    Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить. Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

    Вывод

    Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.

    Тезис №3

    Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.

    Аргументация

    Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

    Вывод

    Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.

    Общий вывод (заключение)

    Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.
    Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.

  2. 08.09.2017
    Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
    Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
    Какого человека можно назвать «равнодушным»?
    Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
    Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
    Чем опасно равнодушие?
    Может ли отзывчивость принести разочарование?
    Что значит быть отзывчивым?
    Может ли равнодушие ранить человека?
    Нужно ли учиться сочувствию?
    Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
    Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
    Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
    Всегда ли нужно быть отзывчивым?
    К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
    Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
    Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
    Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
    Можно ли научиться отзывчивости?
    Когда отзывчивость может навредить?
    Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
    Как привить чувство сотрадания детям?
    Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
    Что значит “быть бескорыстным” человеком?
    Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
    Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
    Важно ли уметь прощать?
    Сочувствие и доброта – это синонимы?
    Нужно ли бороться с несправедливостью?
    Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
    Что можно привести  к равнодушию?
    Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
    Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
    Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
    Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
    Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
    Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
    Чем опасно равнодушие к своей стране?
    Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
    Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
    Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
    Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
    только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
    Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
    Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
    Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
    Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
    Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
    По материалам сайта http://rustutors.ru

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
    Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
    Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Сохранить ссылку:

  3. Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
    “Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Равнодушие и отзывчивость
    А. П. Чехов «Тоска»
    Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
    И. С. Тургенев «Два богача»
    Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
    А. Куприн «Чудесный доктор»
    Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
    И. А. Бунин «Лапти»
    Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
    Кондратьев «Сашка»
    Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
    М. Карим «Помилование»
    Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
    В. Распутин «Прощание с Матерой»
    Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
    В. Распутин «Уроки французского»
    Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
    Б. Екимов «Ночь исцеления»
    Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
    А. Платонов «Песчаная учительница»
    Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
    А. Платонов «Корова»
    Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
    А. Платонов «Юшка»
    Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
    К. Паустовский «Телеграмма»
    Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
    В. Астафьев «Записка»
    Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
    О.Генри «Последний лист»
    Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
    Е. Носов «Кукла»
    Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
    «Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2019 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
    Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
    О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Смелость и трусость
    Цели и средства

  4. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
    Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — многоплановое произведение. Множество проблем – социальных, философских, нравственных — пытается поднять в нём автор. Одна из них – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны  «власть имущих». Это результат  несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление  было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Лужину обвинить в краже Дуняшу,  думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы  ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого порождается безнаказанностью, которая творилось в годы, описываемые автором.
    Понять другого, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, сам испытавший подобное. Раскольников , не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых такое горе; Разумихин помогает в трудную минуту своему другу- Раскольникову, сначала предлагая ему  работу, хотя сам был в трудном материальном положении, затем находясь у постели больного друга; Дуняша ради любимого  брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым; всё готова сделать для любимого Роди его мама. Соня Мармеладова оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за ним , когда его отправили на каторгу, поддерживала.  «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду.
    Отдавая, человек больше получает. Ф.М.Достоевский показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливы Разумихин и Дуня, полюбив друг друга, выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А счастливы ли Лужин с его стремлением к наживе, Свидригайлов с его подлостью? Нет. О многом задумываются читатели романа, в  том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком.
    Л.Н.Толстой. «Война и мир»
    Настоящей «энциклопедией» можно назвать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор. Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям — к близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет  Л.Толстой  на страницах романа. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают —  живут каждый своей жизнью. Но всех их объединила одна трагедия — война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек.
    Чистая, прямая, добрая, жизнерадостная Наташа Ростова и в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества. Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль. Война с ещё большей силой раскрыла в Наташе лучшие черты ей характера.
    А видим ли мы среди тех, кому нужна помощь, таких героев, как Элен, Василий и Анатоль Курагин? Где они в минуты испытаний для России? Элен вообще уехала за границу, там дождавшись окончания войны. продолжая блистать в свете. Анатоль, получивший серьёзное ранение, вызывает только жалость. Эти герои думают лишь о себе. Страх за свою жизнь движет их поступками.
    А как низко и бессердечно поступил император Франции Наполеон, когда бросил свою армию на произвол судьбы, спешно покидая Россию, которую он так хотел завоевать. Офицер, оставляющий солдат, — что может быть отвратительнее и позорнее! Равнодушие, эгоизм, безразличие, бесчувственность — вот что свойственно этому правителю, который , в  конечном итоге, потерял всё.(«…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»).
    Россия была спасена от Наполеона  всем народом, проявившим единство, мужество, героизм, основа которых — неравнодушие, отзывчивость, любовь к людям и своей стране.
    А.П.Чехов. «Вишнёвый сад»
    Всегда ли волнует судьба другого человека? Способны ли люди понять, помочь, проявить сочувствие? Ответы на эти вопросы, как и  многие другие, пытается  найти А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». Но они, к сожалению, неутешительные. Не способен проявить душевную теплоту, отзывчивость к бывшим хозяевам имения Лопахин, который, не дождавшись их отъезда, начинает вырубать вишнёвый сад, так милый сердцу Раневской  и Гаева.  Да и сама Раневская , думающая лишь о себе, о своих чувствах, фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей Варю и Анну, уезжая за границу к возлюбленному. А как трагична судьба слуги Фирса, который полвека честно прослужил своим хозяевам, но оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие никогда не приводит к счастью. Поэтому читатели не могут себе представить, что удачно сложится судьба этих героев. Призрачна любовь Раневской, неясен путь Гаева,  материальные цели, жажда денег, положения в обществе, свойственные Лопахину, уже начали опустошать его душу («За всё могу заплатить!»). Удивительно, что равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни Аня, Ни Трофимов, ни Варя не вспомнили о нём.
    Вишнёвый сад, цветущий, весь белый , красивый,  – это символ не только прекрасного будущего, которое ждёт людей, которое мечтают построить Аня и Петя Трофимов,  но и аллегорическое изображение того, что  и души людей должны быть чисты, непорочны, красивы. Равнодушие, безразличие, эгоизм никогда не помогут стать счастливыми. Только отзывчивость, гуманность, взаимопонимание и поддержка – залог того, что жизнь человека будет прекрасна, интересна, наполнена радостными моментами.
    В.Г.Короленко. «Дети подземелья»
    Два мира — мир богатых и бедных  — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания. Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним  Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее,  серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте» . Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо»- девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать  отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А  отец понял Васю, стал ближе к нему,  осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.
    Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они  ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно  здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты».Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.
    А.М.Горький. «На дне»
    «От сумы не зарекайся»,- гласит народная пословица. Разными путями пришли в ночлежку Костылёвых герои пьесы А.М.Горького « На дне», но их объединила общая судьба- необходимость жить здесь, терпя унижения, боясь за своё будущее. Много проблем поднимает автор в пьесе как социальных, так и нравственных. Актуально звучит его произведение сегодня, хотя совсем другой стала наша страна, прошло более 100 лет со дня  написания произведения. Одна из проблем — это отношение к людям, оказавшимся на дне жизни. Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать?
    Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга. Он смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом. Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость — вот что свойственно этим людям. Совсем иным показан Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни ( «..мяли много, потому мягок…). Он пытается каждому сказать доброе слово, успокоить, просто пожалеть, когда вокруг никто этого не делает. («…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» ) Да, он многое обещает ночлежникам, обнадёживает их, заведомо зная, что этого не будет никогда. Так Насте он внушает, что у неё была настоящая любовь, раз она верит в это; Актёру говорит о бесплатной лечебнице, где его могут вылечить от алкоголизма; Анну утешает, говоря, что скоро настанет покой,  все её страдания закончатся. Что же лучше: ложь во спасение или горькая правда? Конечно, мы скажем, что правда всегда лучше, какой бы она ни была. Но  и пожалеть, посочувствовать человека тоже нужно, просто сказать ему добре слово. (…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..») Равнодушие окружающих убивает людей, делает их тяжёлую жизнь невыносимой. Отзывчивость проявляется во всём — и в делах, и  в словах сочувствия. Помочь другому, быть вместе в трудную минуту — это так необходимо не только нуждающемуся, но и  самому человеку, так как это потребность доброй души, открытого сердца. Осуждать или нет Луку за его ложь — решает каждый читатель, но его доброта хоть на немного согрела людей, так нуждающихся в ней.
    Вывод.
    Человека ценят по его делам и поступкам,  по его отношению  к окружающим людям. Каких бы высот в жизни ни добился человек, если он будет безразличен , равнодушен к людям, стране, ко всему, что происходит вокруг, если будет думать только  о себе, его отвергнет общество, а значит, он не станет поистине счастливым. Нужно стремиться дарить людям тепло своей души, отзываться на чужую боль, страдания. Тогда и мир станет добрее, и  жизнь – полноценнее и насыщеннее, прекраснее. Именно эти мысли хотели донести до читателей писатели, пробуждая в сердцах желание быть человечнее, милосерднее, отзывчивее.
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
     

  5. Где проходит грань между человеком как личностью и обезличенным существом?
    Текст: Анна Чайникова
    Фото: monateka.com
    Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.

    Комментарий ФИПИ

    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.

    Словарная работа

    РАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему (Словарь Д.Н. Ушакова).
    ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.
    Синонимы
    Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность.
    Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость.
    К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?
    Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям)
    Нуждающимся в помощи
    Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину)
    Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству)
    Жизни в целом
    Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.

    Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны.

    Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.
    В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию. По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами. Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы. Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует. Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».
    Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:

    «Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души.

    Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа». Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?
    Отвечая на эти вопросы, В. Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую. Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил. Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.
    Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась». Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.
    Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением “вылущивает” из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».

    Афоризмы и высказывания известных людей:

    Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
    Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
    Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт)
    Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б. Шоу)
    Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
    Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
    Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков)
    Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский)

    Над какими вопросами стоит задуматься?

    В чем проявляется отзывчивость?
    При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
    Всегда ли нужно быть отзывчивым?
    В чем опасность равнодушия?
    Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
    Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
    К чему приводит равнодушное отношение к природе?
    Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?
    Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?

    Список рекомендуемых произведений:

    А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Н. В. Гоголь «Шинель»
    И. С. Тургенев «Два богача», «Бирюк»
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    А. П. Чехов «В аптеке», «Крокодиловы слезы», «Тоска», «Крыжовник»
    А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени»
    М. Горький «Старуха Изергиль»
    В. Г. Короленко «Дети подземелья»
    М. Шолохов «Судьба человека»
    А. Солженицын «Матренин двор»
    А. Платонов «Юшка»
    В. Распутин «Уроки французского»
    В. Астафьев «Людочка»
    В. Шаламов «Плотники», «Почерк», «Хлеб», «Тифозный карантин»
    А. Вампилов «Старший сын»
    В. Розов «Гнездо глухаря»
    Ссылки по теме:
    Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
    Аргумент в зачете — 20.09.2017
    Сочинение–2017/18: начинаем готовиться — 05.09.2017
    01.11.2017

  6. Б. Ясенский  когда-то сказал: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Попробую раскрыть смысл его высказывания. Я понимаю  слова писателя так: равнодушие – это самое страшное чувство, которое может испытывать человек, поскольку оно распространяется со скоростью света, оно  размножается, погружая весь в мир в глубокий омут, в котором нет ни единого человека, способного остановить несправедливость. В обществе равнодушных никто не предотвратит предательство и убийство, никто не поможет ближнему, оказавшемуся в беде. Такое общество обречено на вымирание. Что может быть страшнее молчаливого согласия?
    Я полностью согласна с мнением писателя. Он разглядел в безразличии его самую тёмную сторону. Совершенно несложно понять, чем опасно предательство и убийство, но как же быть с равнодушием? Оно не регулируется законом, не осуждается обществом. Равнодушие – это молчаливый убийца всего светлого, и только небезразличные люди меняют мир к лучшему.
    Многие писатели не обошли стороной тему равнодушия в своих произведениях. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали. Если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
    Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет», например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
    Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в равнодушно-механическом состоянии. Встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. К сожалению, его борьба не принесла результата: государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать. Однако его “пробуждение” нельзя назвать напрасным, потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.

  7. 17.09.2017
    Список произведений, на которые можно опираться (и обязательно нужно прочитать) при написании итогового сочинения по направлению “Равнодушие и отзывчивость”.
    А.Н. Островский «Гроза»
    В.К. Железников «Чучело»
    А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»
    Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»
    М.А.Шолохов «Судьба человека»
    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
    К. Г. Паустовский «Телеграмма»
    А.В. Вампилов «Старший сын»
    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
    Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
    М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
    В. Гюго «Отверженные»
    Х. Ли «Убить пересмешника»
    В. Г. Короленко «Дети подземелья»
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
    Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
    Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»
    С. Коллинз «Голодные игры»
    Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Ф.М. Достоевский «Идиот»
    Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день»
    М. Гелприн «Свеча горела столе»
    А.П. Платонов «Юшка»
    Б. Фредерик «Приказ есть приказ»
    В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
    А.И. Куприн «Изумруд»
    Составлено по материалам rustutors.ru

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
    Темы сочинений “Равнодушие и отзывчивость”
    Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
    Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Сохранить ссылку:

  8. Равнодушие

    Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

    Отзывчивость

    Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

    “Герой нашего времени”, М.Ю. Лермонтов – равнодушие

    Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

    “Крокодиловы слёзы”, А.П. Чехов – равнодушие

    Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

    “Крыжовник”, А.П. Чехов – равнодушие

    Николай Иванович Чимша-Гималайский – всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

    “Судьба человека”, Шолохов – отзывчивость

    Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

    “Над пропастью во ржи”, Д.Д. Селинджер – отзывчивость

    История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

    Дополнительные ссылки:

    Темы сочинений “Равнодушие и отзывчивость”
    Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
    Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
    Сохранить ссылку:

  9. В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали.  Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
    Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
    Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его “пробуждение” нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.

  10. Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Равнодушие и отзывчивость».
    Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
    Какого человека можно назвать «равнодушным»?
    Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
    Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
    Чем опасно равнодушие?
    Может ли отзывчивость принести разочарование?
    Что значит быть отзывчивым?
    Может ли равнодушие ранить человека?
    Нужно ли учиться сочувствию?
    Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
    Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
    Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
    Всегда ли нужно быть отзывчивым?
    К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
    Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
    Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
    Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
    Можно ли научиться отзывчивости?
    Когда отзывчивость может навредить?
    Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
    Как привить чувство сострадания детям?
    Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
    Что значит “быть бескорыстным” человеком?
    Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
    Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
    Важно ли уметь прощать?
    Сочувствие и доброта – это синонимы?
    Нужно ли бороться с несправедливостью?
    Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
    Что можно привести  к равнодушию?
    Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
    Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
    Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
    Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
    Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
    Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
    Чем опасно равнодушие к своей стране?
    Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
    Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
    Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
    Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
    только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
    Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
    Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности?
    Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
    Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
    Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
    Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. “Равнодушие и отзывчивость”.
    А.Н. Островский «Гроза»
    В.К. Железников «Чучело»
    А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»
    Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
    М.А.Шолохов «Судьба человека»
    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
    К. Г. Паустовский «Телеграмма»
    А.В. Вампилов «Старший сын»
    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
    Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
    М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
    В. Гюго «Отверженные»
    Х. Ли «Убить пересмешника»
    В. Г. Короленко «Дети подземелья»
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
    Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
    Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»
    С. Коллинз «Голодные игры»
    Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Ф.М. Достоевский «Идиот»
    Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день»
    М. Гелприн «Свеча горела столе»
    А.П. Платонов «Юшка»
    Б. Фредерик «Приказ есть приказ»
    В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
    А.И. Куприн «Изумруд»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *