Итоговое сочинение по литературе на тему смелость и трусость

6 вариантов

  1. Вступление

    Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

    Проблема

    Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

    Тезис №1

    Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

    Аргументация

    Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

    Вывод

    Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

    Тезис №2

    Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

    Аргументация

    В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

    Вывод

    Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

    Тезис №3

    Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

    Аргументация

    В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

    Вывод

    Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

    Общий вывод (заключение)

    С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
    Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик»  перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.

  3. Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость» :
    “В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Смелость и трусость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Смелость и трусость
    Л. Н. Толстой “Война и мир”
    Андрей Болконский, капитан Тушин, Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
    Гринев, семья капитана Миронова, Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
    М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
    Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
    А. П. Чехов. «О любви»
    Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре»
    Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
    В. В. Быков «Сотников»
    Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
    В. В. Быков «Обелиск»
    Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
    М. Шолохов. «Судьба человека»
    Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
    Б. Васильев «А зори здесь тихие»
    Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
    Б. Васильев. «В списках не значился»
    Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.
    Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость — начало победы», – сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.
    О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.
    Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.
    В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Равнодушие и отзывчивость
    Цели и средства

  4. Мы много говорим о смелости. Большинство считает, что решительность и смелость – лучшие качества личности. Но эти люди стакивались с ситуациями, где данные характеристики человека были уместны. А может, многие из нас просто не видели смелость в бесчестных, бессовестных поступках. Я не ошибусь, если скажу, что предательство – это тоже смелость. Человек, решившийся на предательство, определенно рискует. И это обдуманный, осмысленный риск. Данный пример – яркое доказательство того, что смелость нельзя считать хорошей чертой характера, не разобравшись, в каких именно ситуациях человек совершает смелые поступки. Иногда даже трусость лучше смелости. Чтобы убедиться в этом, можно обратиться к произведениям русской классической литературы.
    Трусость никогда не считалась положительным качеством личности. Человек, не способный на смелые поступки, вряд ли многого достигнет. Даже там, где есть возможность заявить о себе, он не воспользуется единственным шансом. Трусость неуместна в ситуациях нравственного выбора, когда ценой измены можно сохранить свою жизнь. Но иногда вредна и излишняя смелость. Трусость и смелость – две крайности. Важно уметь выбирать между ними.
    Некоторые люди путают смелость с отсутствием страха, а трусость – с предательством. Но эти понятия смешивать нельзя. Настоящая смелость – это способность принимать на себя ответственность, рисковать в тех ситуациях, где это необходимо. Настоящая трусость – это отказ от реализации своих возможностей, боязнь действовать по требованиям чести. Трус не всегда является предателем, смелого человека не стоит спешить называть героем. Истинная смелость и истинная трусость – сложные понятия. И для каждого они свои.

  5. Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?
    Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
    Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979
    До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.

    Комментарий ФИПИ:

    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

    Словарная работа

    По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
    СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
    ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость.
    Синонимы
    Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
    Трусость – малодушие, нерешительность.
    В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?
    В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
    В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)
    Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.

    Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.

    В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной».
    Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же — на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.
    Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу — не высовывайтесь!» — дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие — обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.
    От Глебова требуется только одно — решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь — тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».
    Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх — совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, — страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор». Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».

    «Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.

    «Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание — предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» — обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.
    Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», — говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.
    Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», — пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга», — говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.
    Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов — трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».
    Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.

    Афоризмы и высказывания известных людей

    Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
    В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
    Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
    Испуган — наполовину побежден. (А. В. Суворов)
    Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
    Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
    Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
    Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
    Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
    Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
    Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
    Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
    Бояться любви — значит бояться жизни, а бояться жизни — значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)

    Над какими вопросами стоит задуматься?

    Что значит быть смелым в повседневной жизни?
    На что толкает человека трусость?
    Как страх связан с бесчестием?
    Какие поступки можно назвать смелыми?
    В чем разница между наглостью и смелостью?
    Кого можно назвать трусом?
    Можно ли воспитать в себе смелость?
    Каковы причины возникновения страха?
    Может ли смелый человек бояться чего-либо?
    Чем отличается страх от трусости?
    Почему важно иметь смелость при принятии решений?
    Почему люди боятся высказать свое мнение?
    Почему творчество требует смелости?
    Нужна ли смелость в любви?
    Может ли трус быть счастливым?

    Список рекомендуемых произведений:

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
    Л. Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы»
    А. П. Чехов «Человек в футляре», «О любви»
    М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
    М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
    В. Быков «Сотников»
    М. Шолохов «Судьба человека»
    К. Воробьев «Убиты под Москвой»
    Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
    В. Распутин «Живи и помни»
    Ю. Трифонов «Дом на набережной»
    Ссылки по теме:
    Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017
    Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017
    Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
    21.11.2017

  6. Проблема смелости и трусости – это извечная проблема двух противоположных человеческих качеств, которые тесно могут переплетаться в одном человеке. К примеру, в быту превозносится смелость: ведь с трусливым человеком, который боится жизненных трудностей и не может выйти из собственной зоны комфорта, мало кто хочет общаться. Но на войне как нельзя ярко проявляются свойства человеческого характера: когда над человеком нависает страх смерти, с виду отважный человек может проявить малодушие, а у “тихони” неизвестно откуда возьмутся силы противостоять врагу.
    В литературе немало произведений, поднимающих “проблему смелости и трусости”. К примеру, в произведении “Капитанская дочка” поначалу малодушный дворянский сынок Петруша Гринев становится настоящим мужчиной, не раз рискуя своей жизнью в опасной ситуации, и не боящийся вступиться за свою возлюбленную Машу перед бандой Емельяна Пугачева. А вот с виду компанейский и “разбитной” поручик Алексей Швабрин тут же перебегает на сторону врага, боясь лишиться своей жизни.
    Несомненный пример смелости показывает нам и Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Алексей вновь и вновь перебарывал свои страхи, чтобы не попасть в плен к немцам, не выглядеть смешным, пытаясь безногим инвалидом танцевать вальс и заново сесть за штурвал самолета.
    А вот в повести Куприна “Гранатовый браслет” чиновник Желтков показывает пример хоть и “несомненной любви”, но в то же время и трусости, предпочитая покончить жизнь самоубийством, чем начать борьбу за сердце замужней княгини Веры Шеиной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *