Изложение с элементами сочинения на тему памятник подлецу

8 вариантов

  1. Голубая  ель
    Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной  в  одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое  дерево из сказки.
    Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
    Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая  ель стала гордостью всего дома, его украшением. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий  запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
    И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом…
    На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
    Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
    Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном .
    (По Т.ТЕСС).

  2. Тема урока: Изложение «Памятник подлецу». (2 урока)
    Тип урока: развитие речи.
    Цель урока: подготовка учащихся к написанию изложения
    Задачи:
    Отработка умения подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения. Повторение и закрепление умения определять стиль и тип речи. Отработка умения использовать в речи различные синтаксические конструкции. Повторение отдельных видов орфограмм.
    Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения.
    Воспитание бережного трепетного обращения ко всему живому на Земле, ответственности каждого и за все, что окружает его.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    -Я хочу начать наш урок со слов  французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»
    2.Мотивация учебной деятельности учащихся
    -Вы уже знаете, что первая часть экзамена (ОГЭ) в 9 классе – это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.
    3.Постановка цели и задач урока.
    Какова цель нашего урока? (Продолжим учиться написанию изложения)
    Сегодня мы должны будем написать подробное изложение, поэтому целью этого урока и будет подготовка к нему.
    4.Актуализация знаний уч-ся.
    Что такое изложение?
    Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.
    5.Работа по теме урока.
    Изложение ( очерк старейшей журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс). Текст называется непривычно «Памятник подлецу».
    -Как это понять: «памятник подлецу»? За что? И какой это памятник? Слушайте внимательно текст, и вы найдете ответы на все эти вопросы.
    Чтение учителем текста «Памятник подлецу» .
    Памятник подлецу.
    Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель.
    Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.
    Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

  3. Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
    Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.
    Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
    И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, – смотрели с болью, содроганием, гневом…
    На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.
    Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
    Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

  4. Дополните рассказ памятник подлецу
    Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
    Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.
    Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
    И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, – смотрели с болью, содроганием, гневом…
    На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.
    Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
    Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
    Дополнить на тему “всё в таких руках”

  5. Какую тему для изложения в 6 классе выбрать в конце первого семестра, перед Новым годом?
    Конечно, что-то новогоднее. Наталье Николаевне очень понравился рассказ с ярким названием
    *Памятник подлецу*. Как раз можно познакомить детей с оксюмороном. Вот какой текст она прочитала.
    В одном из поселков жители небольшого двухэтажного дома на четыре семьи посадили во дворе
    сосенку для того, чтобы, как принято, украшать ее под Новый год.В их населенном пункте
    лесную красавицу купить сложно. Дети были в каждой семье. Они росли вместе с посаженным
    у дома деревцем и каждый год с радостью помогали родителям украшать его. Шло время.Ребята
    уже и школу закончили, поступили учиться в городские вузы и техникумы, разъехались кто
    куда, но новогодние праздники проводили дома, все так же наряжая сосенку фонариками и
    игрушками.
    Первым по утрам из дома всегда выходил дед Матвей : подышать свежим утренним воздухом,
    на небо посмотреть, определить без синоптиков, какая погода ожидается, ворон, что сидят на деревьях и галдят перед полетом на дневную кормежку, пугнуть. А еще дед очень любил сосенку
    Такое впечатление создавалось, что он с ней, как с живой ,разговаривал. Только о чем – не
    слышно. Может быть, рассказывал, как ему одиноко: жена давно померла, дети и внуки в город перебрались.Соседи, конечно, хорошие, помогают, если что-то надо, но одному в квартире неуютно. Сыновья зовут к себе, а он не может уехать из родных мест.
    Сегодня дед вышел раньше обычного: хотел о чем-то поговорить со своей любимицей, пока соседи спят – выходной день. Посмотрел на облака, на птиц. Пугать не стал, а то раскри-
    чатся, разбудят всех. Пошел к сосне.
    Матвей протер глаза: совсем зрение село, ничего толком не разглядеть без очков. Чудится
    что-то невообразимое. Вот, дерево свое не узнает. Маленьким кажется. Надел очки и замер
    от неожиданности: дерево, действительно, стало меньше. Сначала он не понял, почему.
    Их красавица стояла без верхушки! Самую красивую часть ее кто-то безжалостно срубил. Не хотелось верить своим глазам. Еще раз протер очки – нет верхушки. Долго он стоял перед
    обезображенным деревом. Ни мыслей, ни чувств, казалось, не было – пустота.
    Стали выходить соседи. Хотели пораньше нарядить сосну – к приезду детей. Увидев это
    варварство, ахали, удивлялись, возмущались, что-то говорили – Матвей ничего не восприни-
    мал. Он вспомнил, как недавно смотрел по телевизору передачу о том, что деревья человеку
    могут давать силу и здоровье. Прижмешься к стволу, обхватишь его руками, постоишь
    так некоторое время и почувствуешь, как дерево делится с тобой жизнью. Там еще говорили,
    что деревья могут человека любить или бояться, смотря как он к ним относится. И страдают
    они от боли, если их ломают или вот так безжалостно рубят.
    Матвей медленно пошел к дому…Искать виновного не стали, хотя в их поселке сделать это
    было нетрудно: народу живет немного.
    -До чего мудро поступили,- сказала Наталья Николаевна,- если у человека осталась хоть
    капля совести, он сам себя будет казнить. А если нет – то и наказание ему вряд ли поможет.
    А сделали жители этого дома вот что.На большом куске фанеры огромными буквами написали:
    *Памятник подлецу* и повесили эту таблицу на самом видном месте сосны так, что далеко
    было заметно. Все, конечно, читали надпись. Наверняка тот, кто испортил дерево, тоже
    читал…
    Цель этого урока была в том, чтобы основательно подготовить учеников к рассуждению, что
    такое совесть.Сейчас поговорят, а на другом уроке напишут. Можно, конечно, дать само-
    стоятельно поразмышлять над этой темой, но хотелось услышать их живой разговор, посмот-
    реть на реакцию от прочитанного.
    Сначала было тихо. Наверное, дети осмысливали то, что услышали. Потом заговорили все сразу. Она их утихомирила и попросила высказываться по одному. Спора в общем-то не полу-
    чилось, потому что все единодушно осудили поступок и посочувствовали соседям. Многим было
    жаль старика Матвея. *Хорошо,-подумала учительница,-сопереживание – замечательное каче-
    ство. С этим у ребят все в порядке*.
    А самое главное началось позже. Как это бывает на уроках такого типа (опытные учителя
    не видят ничего плохого в том, что так получается), дети тему увели в сторону. Не потому,
    чтобы позлить учителя, а непреднамеренно: хотели высказать то, что их волновало.
    Начала Нина Сизова, всегда немногословная девочка: -Наталья Николаевна, мы живем на
    пятом этаже. Каждый год я вижу, как после праздников соседи выбрасывают ненужные уже
    елочки прямо из окон. Мне так жалко эти елочки.
    -А напротив нашего окна стоят мусорные баки, и там целые горы елок после Нового года,-
    перебила ее Юля Иванова.
    -А мы из елок во дворе делаем шалаш! – это вечно почему-то кричащий, а не говорящий спо-
    койно, Колька Шаповалов.
    Тут же, не слушая друг друга, подключились к обсуждению темы остальные ученики.
    Наталья Николаевна помолчала, подождала: может быть, иссякнут рассказы и дети сами
    утихомирятся. Но не тут-то было. Пришлось применить *диктатуру*. Смолкли.
    -А у нас елка стоит почти два месяца – до папиного дня рождения,- Галка Петрова выпали-
    ла, обрадовавшись, что ее услышат. Тут же нашлись ее последователи, но строгий взгляд
    учительницы остановил желающих высказаться, и опять стало тихо.
    Маша Соколова дисциплинированно подняла руку:
    -Наталья Николаевна, а Вы елку большую покупаете? Интересно, почему ей важно это знать?
    -Нет, Маша, елка у нас не очень большая – метра полтора. И не покупаем мы ее, потому что давным-давно нам подарили это искусственное деревце, с тех пор мы его и украшаем.
    От настоящего не отличишь. Удобно, практично. Дети хотели еще поговорить, но звонок
    с урока прервал все споры
    А после зимних каникул на уроке русского языка шестиклассники писали изложение-рассуж-
    дение по рассказу *Памятник подлецу*.
    Как положено, в начале второго полугодия проводится классное родительское собрание.
    В 6-а классе родители активны и дисциплинированны, поэтому явка всегда высокая. Так
    было и на этот раз. После решения некоторых текущих вопросов мама Пети Чернова, скромно-
    го, незаметного мальчика (такие дети есть в каждом коллективе) стала рассказывать о
    том, что ее сын наотрез отказался от покупки настоящей ели или сосны. В крайнем случае,
    согласился он, пусть будет искусственная. *У Натальи Николаевны искусственная, я тоже
    хочу такую!*- сын был непреклонен. И тут выяснилось, что от елок отказались еще несколь-
    ко детей.
    -Понимаешь, мама,- убеждала Лиля Белова,- во-первых, часто елки рубят не по-научному,
    как попало. От этого страдает окружающая природа, а во-вторых, мы участвуем в этом
    безобразии, если покупаем их.
    -А моя вообще чуть не плакала, рассказывала, как ей жалко елочку, когда ее волокут на
    помойку, а она свои веточки в разные стороны тянет, как будто о помощи просит,- поделилась мать Жени Кривоноговой.
    -Зря Вы, Наталья Николаевна, навязали детям свое мнение, ненужную сентиментальность.
    Бывает же и плановая вырубка леса,- вступил в разговор отец одного из учеников. Как часто это бывает, на собрание приходят в основном мамы. На этого папу *накинулись*
    почти все женщины в классе. Он вроде шутя поднял в примирении руки – спорить не стал,
    но видно было, что остался при своем…
    Мамы никак не могли успокоиться (как их дети на уроке). А учительница подумала, что
    сила художественного слова огромна. Только нужно умело этим пользоваться, особенно если
    работаешь с детьми…

  6. Дорогие ребята!
    Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации. Постарайтесь выполнить эти задания.
    1.Прочитайте текст.
    2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
    3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
    Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
    Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
    4.Определите жанр произведения.
    народная сказка
    литературная сказка
    рассказ
    басня
    стихотворение
    былина
    5. Где происходят события?
    6.Назовите главных героев произведения.
    7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
    Голубая ель
    Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном (см. 1). Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ели, чтобы она чувствовала себя, как дома. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, – смотрели с болью, содроганием, гневом… На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: « Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку». Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
    1. Дёрн – густо заросший травой, скреплённый корнями многолетних растений верхний слой почвы, а также вырезанные пласты из этого слоя.
    Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *