Как писать сочинение на лингвистическую тему огэ 2016

10 вариантов

  1. 15-1
    15-2
    15-3
    15.3
    9.11 классах
    А. Алексин. Ночной обыск
    А. Алексин. О материанской любви
    А. Алексин.Отношение к чужим успехам.
    А. Гри­ди­н. О потерянном телефоне
    А. Грин. Размышления Грея
    А. Ли­ха­но­в. Голуби
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 2
    А. Ни­коль­ская. О щенках
    А. Приставкин. Рогожский рынок
    А.А. Алексин. Воспитание ребенка в семье
    А.А. Алексин. О разумности и порядке
    А.А. Лиханов. О белке
    А.Г. Алексин.Стать музыкантом
    А.И. Деникин о деле жизни
    А.Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 3
    А.П. Пла­то­но­в. О пахарях
    А.Я. Бру­ш­тейн. Завет воли к со­про­тив­ле­нию
    аттестация по русскому языку в 4
    аудиозаписи
    Б. Еки­мо­в. О бабушке
    В. Драгунский. Друг детства
    В. Дроганов (о значении киги в жизни человека)
    В. Дроганов.О книге
    В. Железников. Букет мимозы
    В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть)
    В. Песков (о роли книги в жизни человека)
    В. Пи­ку­ль. О сопереживании чужому горю
    В. Токарева. Конфликт
    В. Ча­п­ли­на. Случай с росомахой
    В. Черноречин. О коте
    В. Шаламов. Детские картинки. Из цикла «Колымские рассказы»
    В.А. Бахревский. О лебедях
    В.А. Осеев (об искусстве)
    В.А. Туз­лу­ко­в. Мечта в жизни человека
    В.И. Одноралов. О влюбленности
    В.И. Одноралов. О неуверенности в себе
    В.К. Железников. Забота о ближнем
    В.П. Аста­фье­в. Случай с ка­па­лу­хой
    В.П.Аста­фье­в. О музыке.
    вводные слова. обращения
    вебинар Подготовка к ОГЭ. Тесты
    Вебинар Системный подход в подготовке к сочинению и изложению
    внутренний мир человека
    выразительные средства лексики
    Г.Я. Бакланов. На войне
    ГИА 2016
    главные члены предложения
    грамматическая основа предложения
    демоверсии ОГЭ 2016
    демонстрационный вариант ОГЭ РЯ
    добро
    дружба
    Е.А. Пермяк. Любовь к матери
    Е.В. Гришковец о выборе профессии
    Е.И. Но­со­в. О синичке
    ЕГЭ 2015
    ЕГЭ 2016
    жизненные ценности
    зависть
    И. Му­равьёва. Зимняя прогулка
    И. Селивёрстова. Сердце матери
    И.А. Клеандрова. Мир подруг
    изложение
    изложение ОГЭ
    итоговое собеседование
    итоговое собеседование в 9
    К. Паустовский (о ценных гравюрах)
    К. Паустовский. Скрипучие половицы
    К.Г. Шахназаров. Поведение при гостях
    как писать сочинения
    Календарь сдачи ОГЭ 2016 г.
    КИМ. ОГЭ 2018
    Конкурс красоты
    купить книжки по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по русскому языку
    курс по ЕГЭ
    курс по ОГЭ
    курсы по ОГЭ
    Л. Матрос. О материнской любви
    Л. Овчинников. Случай в блокадную зиму.
    Л.Е. Улицкая. О детстве
    Л.Н. Тол­сто­й. Игра
    Л.Ф.Во­рон­ко­ва.Случай на лугу
    лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты
    Любовь Волкова. Сказки про игрушки
    М. Агеев. Случай с деньгами.
    М. Москвина. Моя собака любит джаз
    М.А. Чванов. О бездомной собаке
    М.А. Чванов. Страна детства
    М.Г. Львов­ский. О первой влюбленности
    методика изложения
    методика по работе с сочинением
    методика подготовки к написанию сжатого изложения
    модель устной сдачи ЕГЭ по русскому языку
    Н. Айна. Избиение.
    Н. Аксёнова. О счастье
    Н. Гарин-Михайловский. Спасение собаки
    новости ОГЭ 2016
    О. Ю. Рой. Воспоминания
    О.Ю. Рой. Случай с конфетой
    обособленные дополнения
    обособленные обстоятельства
    обособленные определения
    общие сведения по ОГЭ
    ОГЭ
    ОГЭ 10
    ОГЭ 11
    ОГЭ 12
    ОГЭ 13
    ОГЭ 14
    ОГЭ 15
    ОГЭ 15-3
    ОГЭ 15.2
    ОГЭ 15.3
    ОГЭ 2
    ОГЭ 2016
    ОГЭ 2017
    ОГЭ 3
    ОГЭ 4
    ОГЭ 5
    ОГЭ 6
    ОГЭ 7
    ОГЭ 8
    ОГЭ 9
    ОГЭ вариант
    ОГЭ изложение
    ОГЭ по русскому языку
    ОГЭ подготовка
    ОГЭ примеры
    ОГЭ проблематика
    ОГЭ расписание экзаменов
    ОГЭ РЯ
    ОГЭ сочинение
    ОГЭ Сочинение 15.1
    ОГЭ Сочинение 15.3
    ОГЭ сочинения
    ОГЭ Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
    ОГЭ темы сочинений
    ОГЭ устная часть
    ОГЭСочинение 15.3
    осложненные предложения
    Остромир. Детская игрушка
    П.С. Романов. Дачники
    Перспективные модели ОГЭ
    пишем изложение
    пишем сочинение
    Планы развития итоговой аттестации
    подготовка к ЕГЭ
    подготовка к ОГЭ
    подготовка к ОГЭ изложение
    Подготовка к ОГЭ по русскому языку
    подготовка к ОГЭ сочинение
    полезные ресурсы
    пособие по ОГЭ
    пособие по русскому языку
    Правила поведения во время экзаменов
    правописание приставок
    правописание суффиксов
    приемы сжатия
    примеры ОГЭ 15.3
    примеры сочинений
    примеры сочинений ОГЭ
    примеры сочинений ОГЭ 15.3
    проблематика Матренин двор
    проекты КИМ ОГЭ 2017
    Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
    работа с текстом
    разбор задание по ОГЭ
    разбор заданий по ОГЭ
    размышления ОГЭ 15
    расписание ОГЭ
    расписание экзаменов ОГЭ
    рассказ из цикла. Мелкие вещи
    рассказ о дружбе
    ревности
    С. Качалков. Картина
    С.А. Лубенец. О лучшем друге
    С.А. Лубенец. О неуверенности в себе.
    С.П. Алек­се­е­в. Еда на войне
    сайт ФИПИ ОГЭ
    сб. Река
    синтаксический анализ сложного предложения
    словарик понятий к сочинению 15.3
    словарь этических терминов
    словосочетание
    сложные предложения
    сложные предложения с различными видами связи
    сочинение
    сочинение ОГЭ
    сочинение 15 2
    сочинение 15.2
    сочинение 15.3
    сочинение ОГЭ
    сочинение ОГЭ 15.1
    сочинение-рассуждение 15.3
    сочинения о дружбе
    сочинения ОГЭ
    сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 4)
    список произведений ОГЭ
    Т. Ми­хе­е­ва
    Т. Толстая. Кино
    текст Долиной о неуверенности
    Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
    Текст Н.Дубова о неуверенности в себе
    тема дружбы
    тема любви
    темы сочинений ОГЭ
    Темы сочинения 15.3
    тесты онлайн
    требования к написанию сочинения
    Устная часть ГИА
    устный экзамен по русскому языку
    Ч.Т. Айтматов. О потерях близких на войне
    Э. Фонякова. О счастье
    Э. Шим. Случай с ракетой.
    Э.Е. Фо­ня­ко­ва. Что такое война?
    Э.Ю. Шим. О Жеке
    Э.Ю.Шим. Черемуха
    экзамен по русскому языку
    электронные учебники
    Ю. Грибов. Очерк .Листопад.
    Ю. Домбровский. Хранитель древностей
    Ю. Трифонов. Взаимоотношение в классе.
    Ю. Я. Яко­вле­в. Скорая помощь.
    Ю.Домбровский. О крабе.
    Ю.Я. Яковлев. О детских капризах
    Ю.Я. Яко­вле­в. О коржике
    Ю.Я. Яковлев. О первой влюбленности
    Ю.Я. Яковлев. Подвиг матери
    Ю.Яковлев. На театральном дворе.

  2. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  3. С 2.

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

    Сочинение-рассуждение 1

    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.
    Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).
    А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

    Сочинение-рассуждение 2

    Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира.?В чем же заключается его богатство?
    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение № 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения .
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо:  сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова
    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с …
    вынужден согласиться с …
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    бесспорно мнение автора о том, что …
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

    Шаг 4. Пишем основную часть

    Основную часть можно начать следующими словами
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте …(называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя …(фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …  и т.д.
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Общий план:
    1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2.Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3.Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    !За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Шаг 5. Пишем заключение.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

  4. ПОДГОТОВКА К ОГЭ – 2016 написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
    Когда суть дела обдумана заранее,
    Слова приходят сами собой.
    Гораций
    СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА
    ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
    Тезис (положение, которое необходимо доказать)
    Аргументы (доказательства), примеры
    Вывод
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А.Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»
    ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!
    ТЕЗИС.
    Начать сочинение можно словами автора высказывания.
    Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок!
    Абзац!
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А.Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»
    Лексика и фразеология
    Лексика и грамматика
    Синтаксис
    Пунктуация
    Язык и речь
    Язык художественной литературы, средства речевойвыразительности
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А.Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»
    Эту фразу я понимаю так.
    С высказыванием Гончарова трудно не согласиться.
    Несомненно, утверждение Гончарова верно.
    Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Внимательно перечитайте текст.
    Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    1 пример
    Внутренний мир героя
    (предложения 49,51,52 )
    В подтверждении тезиса приведу пример из текста.
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
    В качастве примера приведу предложение … текста
    Рассмотрим предложение. В нем …
    Проиллюстрировать это можно на примере… предложения.
    В справедливости этой мысли можно убедиться на примере… предложения.
    АБЗАЦ!
    2 пример
    Внутренний мир тёти Нины
    (предложения 10,13,39)
    Еще одним примером может стать предложение…
    В качестве второго примера я хотел(а) привести …
    АБЗАЦ!
    Вывод
    Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»
    Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.
    Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.
    Из вышесказанного следует…
    План
    Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.
    Первый пример на основе прочитанного текста.
    Второй пример на основе прочитанного текста (или из жизни).
    Вывод.
    Должно быть 4 абзаца!
    Объём сочинения не менее 70 слов .
    Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:
    Правильно ли разделен текст на абзацы;
    Не нарушена ли логика, связь слов;
    Нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических);
    Перепишите сочинение в тетрадь аккуратным, разборчивым подчерком.
    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

  5. Для задания 15.1 слово «сочинение» звучит чересчур громко. Потому что сочинение — это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему» С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвичтическая»…  Это значит — «о языке».
    Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. ?? Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят.
    «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать.
    «Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование».
    Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало — переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут — просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».
    «Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале».
    То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.
    «Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского».
    То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…
    «Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».
    А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо — это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо — это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…
    Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните.
    Итак, вы подготовились и начинаете писать…
    Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».
    «(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он.(10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед».
    Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ.
    Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение?
    Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону.
    Так что же самое трудное в написании сочинений?
    Развернуть »

  6. Скачать материал
    Формулировка задания:
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом…».
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Прочитать текст полностью

    Структура сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ по русскому языку:

    1 абзац. Тезис.
    2 абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
    3 абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
    4 абзац. Заключение (по тезису).
    ТЕЗИС, который станет началом вашего сочинения, формулируется очень просто. Следует только помнить, что любой тезис – это утверждение. Вдумчиво прочитайте задание и, опираясь на него, сформулируйте свой тезис.
    ПРИМЕР: Слова К.Г. Паустовского я понимаю так: (далее идет ваше мнение в виде утверждения) любую мысль, любое чувство можно просто и точно выразить словами. Чтобы избежать логических ошибок, проведем “мостик” к прочитанному тексту: Писатели в своих произведениях часто используют удивительную образность и гибкость русского языка. Далее непосредственно обратимся к тексту: Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это.
    АРГУМЕНТ 1 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Начинайте аргументы с вводных слов: Во-первых, (далее идет аргумент, отражающий смысл высказывания Паустовского) в предложении № 17 письма называются “бесценными”. Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины, выразить бережное отношение, с которым героиня хранила письма.
    АРГУМЕНТ 2 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Во-вторых, (ищем еще одну интересную языковую особенность и приводим ее в пример) в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры Васильев очень точно описывает опустошенное внутреннее состояние старушки, посте того как она заметила пропажу ценностей.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Должно обязательно перекликаться с тезисом. Используйте формулу для начала: Подводя итог всему вышесказанному, можно убедиться в справедливости слов (далее формулируем мысль, утверждаемую в тезисе) К.Г. Паустовского, который говорил, что даже самые сложные чувства и переживания можно выразить русским словом. Б. Васильеву, автору предложенного для анализа текста, помогают в этом средства художественной выразительности. С их помощью он он передает, что с утратой писем, которые представляли для Анны Федотовны большую духовную ценность, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

    Как найти аргументы в тексте?

    Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент Вам может подсказать задание № 3, в котором требуется определить средство художественной выразительности, использованное в предложении, ведь в задании 15.1 вам предстоит рассуждать именно о языковых особенностях предложенного текста на основе цитаты. Также хорошими аргументами всегда являются:
    1. Однородные члены предложения (помогают описать предмет/явление).
    2. Диалоги героев (показывают отношение героев к изображаемому, описываемому)
    Вот и все! Успехов на экзамене!

  7. Мастер класс.
    Тема: Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2016
    Демвариант ОГЭ – 2015
    Цель урока
    Составить план-алгоритм к лингвистическому сочинению
    Синонимичное словосочетание
    Лингвистическое сочинение = сочинение
    о языке
    План-алгоритм лингвистического сочинения
    1-й шаг: Запиши высказывание данного автора в виде прямой или косвенной речи.
    1 абзац лингвистического сочинения
    «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», – писал К.Г. Паустовский.
    Возможный вариант понимания высказывания
    «Всё можно передать русским словом».
    Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
    План-алгоритм лингвистического сочинения
    1-й шаг : Запиши высказывание данного автора в виде прямой или косвенной речи.
    2-й шаг : Прокомментируй высказывание о русском языке на основе двух примеров-аргументов (1Л+1Г) из данного текста. Помни! Аргумент состоит из 3 частей: 1) пример из текста; 2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления; 3) указание его роли в тексте .
    Лингвистические явления – аргументы
    Демвариант ОГЭ – 2015
    4
    Демвариант ОГЭ – 2015
    Образец лингвистического сочинения
    «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», – писал К.Г. Паустовский.
    Прочитав рассказ Бориса Васильева, я ещё раз убедилась в правоте этих слов. Мне кажется, что Б.Васильев написал свой рассказ для того, чтобы мы поняли бесчеловечность поступка школьников, укравших у Анны Федотовны письмо сына, погибшего на войне. Это письмо было дорого для неё как единственная память о сыне. Поэтому автор в самом конце текста, в предложение 53, вводит метафору: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» Это сложное предложение, с многоточием. Многоточие – признак незаконченной мысли. Автор как будто спрашивает у нас: «А что будет завтра?..»
    Да, любые человеческие мысли и переживания, любые события и обстоятельства – всё можно передать русским словом!
    Анализ сочинения-образца
    1. Какое это сочинение по типу речи?
    2. Обоснуйте своё мнение.
    3. Найдите предложения с аргументами.
    4. Определите тип этих аргументов.
    5. Каким заданием из теста воспользовался автор этого сочинения?
    6. Сколько абзацев в сочинении?
    7. А как бы вы назвали третий абзац?
    План-алгоритм лингвистического сочинения
    1-й шаг : Запиши высказывание данного автора в виде прямой или косвенной речи.
    2-й шаг : Прокомментируй высказывание о русском языке на основе двух примеров-аргументов (1Л+1Г) из данного текста. Помни! Аргумент состоит из 3 частей:
    1) пример из текста; 2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления; 3) указание его роли в тексте.
    3-й шаг : Сделай вывод. Подведи итог своим рассуждениям.
    Второй урок – рефлексия
    Самостоятельная работа:
    Лингвистическое сочинение
    Домашнее задание
    1-й уровень: повторить лексику §64 – 69 (6 кл.) и выписать примеры лексических явлений.
    2-й уровень: Н.Сенина «Русский язык. Подготовка к ГИА – 2015», стр. 109 – 114, составить краткий словарь лексических терминов.
    Спасибо за внимание.

  8. 15.1 Сочинение на лингвистическую тему
    Необходимые условия успешного выполнения задания 15.1:
    объяснить смысл приведенного высказывания;
    найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, иллюстрирующих лингвистическое явление в высказывании, определить их роль в тексте;
    аргументировать свое объяснение найденными примерами из прочитанного текста;
    сформулировать вывод, подтверждающий тезис;
    четко и логично выстроить композицию работы:
    проверить работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.
    Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
    Структура:
    Доказываем тезис (высказывание автора) с помощью двух аргументов (примеры из текста и их роль в тексте) и утверждаем истинность тезиса в выводе.
    Схема:
    I абзац: вступление. Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания.
    II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте.
    IV абзац: вывод. Возвращение к тезису и выражение согласия с автором.
    Рекомендации
    1. Использование клише – типовых конструкций, употребляемых в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.
    Клише для вступления:
    Автор пишет о…
    В высказывании автора… говорится о…
    Как отмечает автор…
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    Я полностью согласен с автором…
    Не могу не согласиться с…
    Я поддерживаю мнение…
    Попробуем разобраться в смысле этого высказывания
    Попробую доказать эту мысль примерами из текста
    Клише для аргументации:
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №…
    Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    Пример можно найти в предложении №…
    Рассмотрим предложение… В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…, в котором автор использует…
    Рассмотрим в качестве примера предложение№… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    Клише для заключения:
    Таким образом, … Итак, … В заключение… Как видим, …
    Итак, можно увидеть, что…
    Нам удалось доказать, что…
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Принципы работы с клише:
    1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
    2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.
    3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.
    Синонимы, которые помогут избежать повторов:
    Автор цитаты: лингвист, ученый, языковед, автор высказывания, филолог.
    Он утверждает: считает, пишет, рассуждает, полагает.
    Высказывание: цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
    Высказывание автора верно: понятно, справедливо, бесспорно, неоспоримо.
    Алгоритм работы:
    1. Внимательно прочитайте цитату. Осмыслите ее. О чем в ней говорится? Выделите ключевые слова.
    2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.
    3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.
    4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.
    Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1
    Пример 1
    Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: “Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям”.
    Шаг 2. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.
    (1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять… (2)Забрать… (3)Да что там церемониться! — украсть.
    (4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, — наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.
    (11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.
    (16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно — заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.
    (20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые — лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, — а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь — это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь… (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный — белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.
    (37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.
    (40)— В последнее время, — мягко и лениво, как всегда, проговорила она, — у меня стала пропадать губная помада… (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?
    (42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.
    (47)— Это ужасно… ужасно… — повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.
    (49) — Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?
    (51)— Нет! — удивившись, ответила я. — (52)Почему больна?
    (53)— Есть такая болезнь — клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.
    (61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».
    (68)— Что так долго? — спросила мама, открыв дверь. — (69)Зазанималась?
    (70)«Бедная мамочка…» — подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:
    (72)— Мам, я воровка…
    (73)— Чего-чего? — спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.
    (74) «Бедная мамочка!» — опять подумала я и повторила:
    (75)— Я украла губную помаду. (76)Вот, — и положила на стол записку.
    (77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.
    (78)— Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? — недоуменно спросила мама.
    (79)— Не знаю… — сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.
    (81)— Ну да, — растерянно сказала мама, — понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку…
    (83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже… такая…» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».
    (По Д. Рубиной)
    Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Мысли и чувства героини передают контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложении 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопросительные предложения (№ 26-28, 31).
    Шаг III. Пишем сочинение.
    Тезис и его комментарий
    “Зачем человеку даны слово, речь?” – над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи – передавать окружающим мысли и чувства.
    Аргументы и роль языковых явлений в тексте
    Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекстных синонимов “взять”, “забрать”, “украсть”, образующих градацию, автор передает размышления героини о своем поступке в детстве.
    Восклицательные предложения № 11, 44, 51, 74 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершенный поступок.
    Вывод
    Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.
    Рекомендации по оформлению аргументов:
    1. Указывание номеров предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;
    2. Использование ключевых слов: Эпитеты “нежный”, “звонкий”, “чистый” характеризуют неповторимый голос героини.
    3. Использование цитирования: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о кторой он пишет, касается каждого из нас: “Об этом должны помнить и взрослые, и дети”.
    Важно: Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово, следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи, то следует искать синтаксические явления.
    Пример 2
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: “Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит”.
    Шаг I. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.
    Шаг II. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.
    В тексте Дины Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую ее как черствого, равнодушного человека.
    Шаг III. Пишем сочинение.
    Тезис и его комментарий
    Слова Д.С. Лихачева передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер, духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о вашем собеседнике.
    Аргументы и роль языковых явлений в тексте
    Чтобы доказать правоту ученого, обратимся к тексту Дины Рубиной. Не случайно автор подчеркивает, что учительница говорит “мягко, лениво, как всегда”. А во фразе “Послушай, девочка, а ты не больна?” чувствуется цинизм и равнодушие к ребенку.
    Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: “Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб.”. Сокращения, уместные только в деловой речи, подчеркивают отстраненность, равнодушие педагога, который должен был бы, в силу своей профессии, бережно относиться к хрупкой психике ребенка.
    Вывод
    Таким образом, Д.С. Лихачев прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.
    Использованные материалы:
    Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 96 с.

  9. Дорогие мои читатели! Предлагаю вашему вниманию серию моих собственных видеоуроков, посвящённых написанию сочинения в формате ОГЭ (ГИА).
    Сочинение на лингвистическую тему — одно из самых сложных заданий ОГЭ по русскому языку. Требуется написать рассуждение по высказыванию того или иного писателя, публициста, филолога и т.п.
    Чтобы справиться с заданием 15.1, необходимо обладать хотя бы элементарно развитым интеллектом: иначе не получится даже понять смысл предложенной фразы. А ведь её нужно объяснить — и не как-нибудь, а на теоретическом уровне, то есть с использованием знаний по лингвистике.
    После этого вы должны будете ещё и подтвердить мнение автора высказывания (а заодно и своё собственное), опираясь на языковой материал текста, по которому выполняли тестовые задания. И в заключение вам придётся сделать вывод. Всё это — в небольшой по объёму работе.
    Сложно ли это? Отвечу честно и однозначно: очень сложно. Пусть кинет в меня камень тот учитель, который со мной не согласен… Поверьте, такая работа непроста даже для лингвиста-профессионала. Мои видеоуроки — попытка помочь вам, дорогие девятиклассники, справиться с заданием 15.1 на достойном уровне.
    В видеоуроках я постаралась подробно рассказать, как пишется каждая из частей  сочинения на лингвистическую тему. Разумеется, вы бы мало что поняли, если бы я не показала всё, о чём говорю, на конкретном примере. Поэтому на протяжении трёх видеоуроков я пишу вместе с вами сочинение по демоверсии ГИА 2014 года (в демоверсии ОГЭ 2015 года это задание 15.1). 
    Итак, вы готовы к урокам? Приступаем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *