Как писать сочинение на литературную тему 11 класс

10 вариантов

  1. ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ
    Для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».
    Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).
    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
    Сочинение оценивается по пяти критериям.
    Критерии №1 и № 2 являются основными.
    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям  1 и  2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).
    При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.В подсчет включаются все слова, в том числе и служебные. Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
    Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
    Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
    Критерий № 1 «Соответствие теме»
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 4 «Качество письменной речи».
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий №5 «Грамотность»
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  2. Мы возвращаемся к идее культа выпускного сочинения: кстати, он прекратился всего лет семь назад. И через 7-8 лет мы вряд ли изобретем какую-то другую форму аттестации, кроме сочинения.
    Что на практике?
    Нет ничего сложнее, чем научить ребенка писать. Выготский называл письмо алгеброй речи. Это осознанный и волевой процесс, мотивы письменной речи всегда лежат в рамках интеллектуальной деятельности человека. Деятельность начинается с потребности. Речевая деятельность реализует потребность в общении: мы читаем, пишем, говорим и слушаем, потому что хотим общаться. Чтобы написать хорошую работу, нужно захотеть высказаться.
    У текста всегда есть адресат. Хорошо, когда мы самое обычное сочинение кому-то адресуем. Например, пишем не просто рецензию, а письмо автору учебника. Дети сразу просят взять словарь: вдруг читатель увидит наши ошибки? Вы сами тоже можете быть адресатом сочинения: напишите ребенку ответ, хотя бы две строчки: общайтесь с учеником, дайте ему обратную связь. Не реагируйте на письмо только оценкой.
    Хорошо ли мы понимаем, что такое текст? Это точно не последовательность грамматически связанных между собой предложений. В тексте всегда есть соответствие теме и глубина раскрытия проблемы — в этом вся суть. Если довольствоваться последовательностью предложений, то мы так и будем дальше читать каждое лето тысячи никудышных сочинений со всей России.
    Сочинение — не средство контроля, а обучения. Как получается у нас на уроках? Написали, сдали, не перечитывая, потом получили отметку и в лучшем случае сделали работу над ошибками. И в чем тут обучающий эффект?! Самое главное должно начаться после того, как сочинение написано.

  3. Какие герои живут по чести?
    Честь и бесчестие. Два нравственных понятия, которые абсолютно противоположны друг другу. Но живущие рядом, а иногда идущие рука об руку.
    Как жить по чести? Что под этим подразумевается? И действительно ли «честь дороже жизни», – как сказал известный немецкий поэт Ф. Шиллер?
    Очень ярко представлен человеком чести герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – Пётр Гринёв. Вырасти бесчестным ему было практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.  Отправляя сына служить Отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … И помни пословицу: береги платье снову, а честь –  смолоду”.
    И Петр берег. По дороге к месту службы он проигрался в карты, но честно отдал долг, не слушая уговоров Савельича.
    Будучи честным человеком, Гринёв не мог терпеть неправду. Ложь Швабрина о семье капитана Миронова, в том числе и о Маше, которую любил Гринёв, воспринимается им как оскорбление. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Что касается Швабрина, то он в произведении — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятие “честь” вовсе не существует. Ему ничего не стоит присягнуть другому государю, оклеветать человека, и даже выстрелить в спину, в то время как Гринев и тут благороден.
    Ещё один герой чести – Остап из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
    Два брата: Остап и Андрий… Их обоих Тарас Бульба воспитывает одинаково, в первую очередь внушая каждому, что превыше всего – любовь к Родине, к родной земле.
    Для Остапа главное – не потерять своей чести, служить на благо Отчизны. В бою со шляхами он показывает неистовую храбрость, уважение к своим товарищам, верность своей Отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергают его страшным мукам, он не говорит ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умирает как верный сын своей Родины.
    Для Андрия главным оказалась любовь, но не к Отечеству, а к женщине, которая толкнула его на предательство, а значит на бесчестие. Эта любовь отняла у него дом, брата, отца, и самое главное – честь.  Андрий же кроме презрения вызывает ещё боль и страх, от того, что он не одинок в своих поступках, приводящих к предательству. И погибает он не на поле боя, а от руки своего отца, Тараса Бульбы. Тарас произносит крылатую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью». Андрий сам обрёк себя на забвение, сделав себя бесчестным среди своих товарищей.
    Таким образом, мы понимаем, что человек чести всегда остаётся победителем. Такие качества как честность, благородство, смелость помогают пройти все испытания с достоинством.

  4. Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
    Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.
    Определившись с темой, подберите эпиграф.
    Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:
    аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении,
    – вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения,
    – аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения.
    На черновике составьте план работы.
    Подберите доказательства своих мыслей и идей:
    – цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их,
    – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения,
    – подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.
    Определите стиль изложения своей авторской позиции.
    Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.
    Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.
    Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
    Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.
    Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.
    Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.
    Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.
    Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы.
    Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.
    Проверьте пунктуацию.

  5. Композиционная часть сочинения
    Примеры речевых клише и скрепы
    1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть
    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
    Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис.
    Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.
    За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы
    Размышляя над тем, что …, не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
    Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы.
    В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе
    В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям…
    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
    Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими.
    1. Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, то есть во вступлении).
    2. Каждый тезис начинается:
    Во-первых, (тезис + аргумент)
    Во-вторых, (тезис + аргумент)
    1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении:
    В этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе
    2. Каждый тезис начинается:
    Например, (тезис + аргумент)
    Кроме того, (тезис + аргумент)
    2. Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)
    Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
    Можно привести и другой пример.
    Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, – это произведение (ФИО, название)…
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о…, возьму произведение…
    В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ…
    Эта же тема рассматривается и в произведении…
    3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение
    К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
    И в заключение мне бы хотелось сказать, что…
    Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «…»
    В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что …
    В заключение хочется призвать людей …
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что

  6. 7
    Если формулировка такой темы начинается со слова “проблема”, то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
    8
    2. Сопоставительные темы – то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом “и”. Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева “Отцы и дети”. В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
    9
    3. Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы “Образ Петербурга в русской лирике серебряного века”. “Изображение войны в книге Л.Толстого “Война и мир”. “Темное царство” в драме А.Островского “Гроза”. “Москва и москвичи в изображении М.Булгакова”.
    10
    Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект “сверху”, разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
    11
    4.Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки “обращения” с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача – показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема
    12
    Мастерство Л.Толстого в изображении истории. Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в “Записках охотника”. Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.
    13
    5. Сочинение по цитате здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, “спрятанный” в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа
    14
    6. Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не “привязанную” к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что промежуточную аттестацию вы будете сдавать не по философии и не по “житейскому опыту”, а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
    15
    Композиция сочинения Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.
    16
    Вступление Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
    17
    1. Академический «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости. Подходит не к каждой теме.
    18
    От «Я» «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции.
    19
    Киношный «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции.
    20
    Дневниковый «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»
    21
    Цитатный «Что вы, что вы над собой сделали!» – говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение.
    22
    Основная часть Главное ее содержание – это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
    23
    Заключение Задача этой части – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова “проблема”, “композиция”. “образ”, “пейзаж” и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму – от вопросительной к утвердительной.
    24
    Выражение личной позиции Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа… Порой возникает недоумение: «Что мы можем сказать нового? Что мы умнее Белинского?» Необходимо помнить, что «своё» – всегда с издержками. Но, своего бояться, – от «себя отказаться!». Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность. Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому
    25
    Работа над черновиком. Переписывание сочинения. Писать хорошо – это вычёркивать плохо написанное. А.П. Чехов
    26
    Как работать над черновиком 1. свериться с планом: есть ли отклонения? Возможно, какие-то части работы прописаны недостаточно полно, что-то, возможно, надо исключить…, 2. убедиться, что идея проходит через всё сочинение, 3. проверить, правильно ли выделены абзацы, 4. постараться избежать общих фраз (Замените имена и названия. Получится? Следовательно, сочинение состоит из общих фраз), 5. сделать стилистическую и речевую правку, 6. сверить цитаты с текстом произведения, 7. проверить орфографию и пунктуацию.
    27
    Переписывание При переписывании сочинения надо помнить, что сначала указывается число, название работы. Затем без кавычек тема (исключение представляют цитаты). Эпиграф пишется в правом верхнем углу без кавычек, обязательно указывается без скобок фамилия автора, после неё точка не ставится. План в чистовой вариант переписывать не рекомендуется. Чистые строчки нигде не оставляются. Необходимо обращать внимание на ясность начертаний, правильность переносов. Чтобы меньше было исправлений, сначала надо прочитать предложение целиком, а потом его переписывать.
    28
    Десятое сентября. Сочинение. Любовь – одно из лучших и возвышенных чувств человека. Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена И.А.Бунин

  7. Статус работы?

    Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
    ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.

    Зачёт — незачёт

    В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.

    А если незачёт?

    Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.

    Кто будет проверять сочинения?

    Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
    Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.

    Сколько времени отведено на экзамен?

    Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).

    Предполагаемый объём работы?

    Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.

    Идея сочинения: что оно проверяет

    Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).
    В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.
    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
    Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
    Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
    Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
    Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
    Сочинение пишите чётко и разборчиво.
    При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

    Какими будут темы?

    Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
    При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее ( в 2014 г. их объявили к началу учебного года).

    Примеры формулировок

    На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
    Почему люди пишут стихи?
    Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

    Что будет известно заранее? Тематические направления!

    Вот тематические направления 2014 года.
    Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.
    Тематическое направление
    Комментарий
    «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
    Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
    Вопросы, заданные человечеству войной
    Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Человек и природа в отечественной и мировой литературе
    Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
    Спор поколений: вместе и врозь
    Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Чем люди живы?
    Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

    «Критерии оценивания…» для всех

    Проект ФИПИ (далее цитируется)

  8. Литература .Рекомендации
    “Как писать сочинение по литературе”.
    В рекомендациях к темам №№ 8-9 мы разобрали значение слова “сочинение”. К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования. Внимательно их изучите и запомните.
    Требования к сочинению:
    Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
    Сочинение должно быть основано на знании текста.
    Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
    В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
    В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского “Гроза”, а Катерина; не Андрей – у Толстого, в “Войне и мире”, а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
    Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление (“вход в тему”), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, “выход” из темы).
    Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
    Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
    Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
    Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей “Львом Николаевичем” (о Толстом), “Мариной Ивановной” (о Цветаевой), “Николаем Васильевичем” (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
    Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
    Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
    Виды тем по литературе:
    Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.
    Итак, различают следующие виды тем:
    проблемные,
    сопоставительные,
    обзорные,
    темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
    анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
    анализ эпизода,
    сочинение по цитате,
    смешанные,
    свободные.
    Проблемные темы – те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин “проблема”. Например:
    “Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя “Мертвые души”;
    “Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина”;
    “Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?”
    Если формулировка такой темы начинается со слова “проблема”, то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
    Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
    Сопоставительные темы – то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом “и”. Например:
    Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева “Отцы и дети”.
    В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.
    Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
    Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
    “Образ Петербурга в русской лирике серебряного века”.
    “Изображение войны в книге Л.Толстого “Война и мир”.
    “Темное царство” в драме А.Островского “Гроза”.
    “Москва и москвичи в изображении М.Булгакова”.
    Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект “сверху”, разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
    О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе.
    Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки “обращения” с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача – показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:
    Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
    Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в “Записках охотника”.
    Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.
    Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, “спрятанный” в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
    Безусловно, б?ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов – и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход – обзорный, проблемный, аналитический или другой – вы изберете как ведущий.
    Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не “привязанную” к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по “житейскому опыту”, а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
    Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации:
    Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
    Основная часть: главное ее содержание – это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
    Заключение: задача этой части – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова “проблема”, “композиция”. “образ”, “пейзаж” и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму – от вопросительной к утвердительной.
    Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
    Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.
    Написание сочинения – одна из самых важных и сложных задач в вашем обучении.
    Рассмотрим значение слова “сочинение”: в его состав входит корень “-чин-“, имеющий значение “порядок, иерархия”. То есть, сочинение – это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
    Сочинение по литературе – это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода – это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.
    Обратите внимание! В последние годы российская школа на выпускном экзамене обязательно предлагает темы сочинений, связанные именно с анализом эпизода литературного произведения. Освоив эту работу, вы тем самым отработаете одну из тем выпускного сочинения.
    В этой работе много заданий, предполагающих объемный ответ. Вы можете выполнять их как в самом окне задания, так и в любом текстовом редакторе и потом с помощью копирования перенести в окно ответа.
    Напоминаем, что все ответы сначала лучше давать на бумаге, а потом переносить в компьютер.
    Рекомендованная литература к работе 6:
    Как написать сочинение. Сост. Н.М.Елкина. – М., 1997.
    Полтавец Е. Как писать сочинение: Для школьников и абитуриентов. – М.: ЗАО ИЗД-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  9. Методические рекомендации к написанию
    экзаменационного сочинения по литературе (11 класс)
    Подготовка к сочинению. При написании сочинения по литературе следует помнить:
    • объем сочинения 4-5 страниц;
    • суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
    • почерк должен быть разборчивым;
    • соблюдать поля;
    • писать желательно синей или фиолетовой пастой;
    • на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
    • выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
    • на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;
    • строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
    • не сбиваться на пересказ текста;
    • не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
    • не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
    • если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
    • если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал…»: «критика встретила произведение восторженно…» и т.п.);
    • то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века…», «относится к ранней лирике…»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого…»; «антипод главного героя» и т.п.;
    • главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок – великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека…») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
    • удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; • привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
    • рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы. В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом. Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение. В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества. Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века. Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем учеников к конспектам уроков, на которых рассматривались поэтические произведения. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие). Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего ^сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам:
    1) «просто» проанализировать стихотворение;
    2) сопоставить его с каким либо другим стихотворением (этого или другого автора);
    3) проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;
    4) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении). Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана. Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:
    1) время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;
    2) предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения;
    3) образы произведения и средства (тропы) их создания;
    4) композиция стихотворения.
    Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
    Этапы работы и рекомендации.
    Требования к оформлению сочинений.
    Черновик, работа с ним.
    Проверяем сочинение.
    План – залог успеха.
    Основные части сочинения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *