Как писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему огэ

7 вариантов

  1. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  2. 15-1
    15-2
    15-3
    15.3
    9.11 классах
    А. Алексин. Ночной обыск
    А. Алексин. О материанской любви
    А. Алексин.Отношение к чужим успехам.
    А. Гри­ди­н. О потерянном телефоне
    А. Грин. Размышления Грея
    А. Ли­ха­но­в. Голуби
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 2
    А. Ни­коль­ская. О щенках
    А. Приставкин. Рогожский рынок
    А.А. Алексин. Воспитание ребенка в семье
    А.А. Алексин. О разумности и порядке
    А.А. Лиханов. О белке
    А.Г. Алексин.Стать музыкантом
    А.И. Деникин о деле жизни
    А.Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 3
    А.П. Пла­то­но­в. О пахарях
    А.Я. Бру­ш­тейн. Завет воли к со­про­тив­ле­нию
    аттестация по русскому языку в 4
    аудиозаписи
    Б. Еки­мо­в. О бабушке
    В. Драгунский. Друг детства
    В. Дроганов (о значении киги в жизни человека)
    В. Дроганов.О книге
    В. Железников. Букет мимозы
    В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть)
    В. Песков (о роли книги в жизни человека)
    В. Пи­ку­ль. О сопереживании чужому горю
    В. Токарева. Конфликт
    В. Ча­п­ли­на. Случай с росомахой
    В. Черноречин. О коте
    В. Шаламов. Детские картинки. Из цикла «Колымские рассказы»
    В.А. Бахревский. О лебедях
    В.А. Осеев (об искусстве)
    В.А. Туз­лу­ко­в. Мечта в жизни человека
    В.И. Одноралов. О влюбленности
    В.И. Одноралов. О неуверенности в себе
    В.К. Железников. Забота о ближнем
    В.П. Аста­фье­в. Случай с ка­па­лу­хой
    В.П.Аста­фье­в. О музыке.
    вводные слова. обращения
    вебинар Подготовка к ОГЭ. Тесты
    Вебинар Системный подход в подготовке к сочинению и изложению
    внутренний мир человека
    выразительные средства лексики
    Г.Я. Бакланов. На войне
    ГИА 2016
    главные члены предложения
    грамматическая основа предложения
    демоверсии ОГЭ 2016
    демонстрационный вариант ОГЭ РЯ
    добро
    дружба
    Е.А. Пермяк. Любовь к матери
    Е.В. Гришковец о выборе профессии
    Е.И. Но­со­в. О синичке
    ЕГЭ 2015
    ЕГЭ 2016
    жизненные ценности
    зависть
    И. Му­равьёва. Зимняя прогулка
    И. Селивёрстова. Сердце матери
    И.А. Клеандрова. Мир подруг
    изложение
    изложение ОГЭ
    итоговое собеседование
    итоговое собеседование в 9
    К. Паустовский (о ценных гравюрах)
    К. Паустовский. Скрипучие половицы
    К.Г. Шахназаров. Поведение при гостях
    как писать сочинения
    Календарь сдачи ОГЭ 2016 г.
    КИМ. ОГЭ 2018
    Конкурс красоты
    купить книжки по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по русскому языку
    курс по ЕГЭ
    курс по ОГЭ
    курсы по ОГЭ
    Л. Матрос. О материнской любви
    Л. Овчинников. Случай в блокадную зиму.
    Л.Е. Улицкая. О детстве
    Л.Н. Тол­сто­й. Игра
    Л.Ф.Во­рон­ко­ва.Случай на лугу
    лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты
    Любовь Волкова. Сказки про игрушки
    М. Агеев. Случай с деньгами.
    М. Москвина. Моя собака любит джаз
    М.А. Чванов. О бездомной собаке
    М.А. Чванов. Страна детства
    М.Г. Львов­ский. О первой влюбленности
    методика изложения
    методика по работе с сочинением
    методика подготовки к написанию сжатого изложения
    модель устной сдачи ЕГЭ по русскому языку
    Н. Айна. Избиение.
    Н. Аксёнова. О счастье
    Н. Гарин-Михайловский. Спасение собаки
    новости ОГЭ 2016
    О. Ю. Рой. Воспоминания
    О.Ю. Рой. Случай с конфетой
    обособленные дополнения
    обособленные обстоятельства
    обособленные определения
    общие сведения по ОГЭ
    ОГЭ
    ОГЭ 10
    ОГЭ 11
    ОГЭ 12
    ОГЭ 13
    ОГЭ 14
    ОГЭ 15
    ОГЭ 15-3
    ОГЭ 15.2
    ОГЭ 15.3
    ОГЭ 2
    ОГЭ 2016
    ОГЭ 2017
    ОГЭ 3
    ОГЭ 4
    ОГЭ 5
    ОГЭ 6
    ОГЭ 7
    ОГЭ 8
    ОГЭ 9
    ОГЭ вариант
    ОГЭ изложение
    ОГЭ по русскому языку
    ОГЭ подготовка
    ОГЭ примеры
    ОГЭ проблематика
    ОГЭ расписание экзаменов
    ОГЭ РЯ
    ОГЭ сочинение
    ОГЭ Сочинение 15.1
    ОГЭ Сочинение 15.3
    ОГЭ сочинения
    ОГЭ Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
    ОГЭ темы сочинений
    ОГЭ устная часть
    ОГЭСочинение 15.3
    осложненные предложения
    Остромир. Детская игрушка
    П.С. Романов. Дачники
    Перспективные модели ОГЭ
    пишем изложение
    пишем сочинение
    Планы развития итоговой аттестации
    подготовка к ЕГЭ
    подготовка к ОГЭ
    подготовка к ОГЭ изложение
    Подготовка к ОГЭ по русскому языку
    подготовка к ОГЭ сочинение
    полезные ресурсы
    пособие по ОГЭ
    пособие по русскому языку
    Правила поведения во время экзаменов
    правописание приставок
    правописание суффиксов
    приемы сжатия
    примеры ОГЭ 15.3
    примеры сочинений
    примеры сочинений ОГЭ
    примеры сочинений ОГЭ 15.3
    проблематика Матренин двор
    проекты КИМ ОГЭ 2017
    Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
    работа с текстом
    разбор задание по ОГЭ
    разбор заданий по ОГЭ
    размышления ОГЭ 15
    расписание ОГЭ
    расписание экзаменов ОГЭ
    рассказ из цикла. Мелкие вещи
    рассказ о дружбе
    ревности
    С. Качалков. Картина
    С.А. Лубенец. О лучшем друге
    С.А. Лубенец. О неуверенности в себе.
    С.П. Алек­се­е­в. Еда на войне
    сайт ФИПИ ОГЭ
    сб. Река
    синтаксический анализ сложного предложения
    словарик понятий к сочинению 15.3
    словарь этических терминов
    словосочетание
    сложные предложения
    сложные предложения с различными видами связи
    сочинение
    сочинение ОГЭ
    сочинение 15 2
    сочинение 15.2
    сочинение 15.3
    сочинение ОГЭ
    сочинение ОГЭ 15.1
    сочинение-рассуждение 15.3
    сочинения о дружбе
    сочинения ОГЭ
    сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 4)
    список произведений ОГЭ
    Т. Ми­хе­е­ва
    Т. Толстая. Кино
    текст Долиной о неуверенности
    Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
    Текст Н.Дубова о неуверенности в себе
    тема дружбы
    тема любви
    темы сочинений ОГЭ
    Темы сочинения 15.3
    тесты онлайн
    требования к написанию сочинения
    Устная часть ГИА
    устный экзамен по русскому языку
    Ч.Т. Айтматов. О потерях близких на войне
    Э. Фонякова. О счастье
    Э. Шим. Случай с ракетой.
    Э.Е. Фо­ня­ко­ва. Что такое война?
    Э.Ю. Шим. О Жеке
    Э.Ю.Шим. Черемуха
    экзамен по русскому языку
    электронные учебники
    Ю. Грибов. Очерк .Листопад.
    Ю. Домбровский. Хранитель древностей
    Ю. Трифонов. Взаимоотношение в классе.
    Ю. Я. Яко­вле­в. Скорая помощь.
    Ю.Домбровский. О крабе.
    Ю.Я. Яковлев. О детских капризах
    Ю.Я. Яко­вле­в. О коржике
    Ю.Я. Яковлев. О первой влюбленности
    Ю.Я. Яковлев. Подвиг матери
    Ю.Яковлев. На театральном дворе.

  3. Вступление (введение)
    Вступление нужно для подготовки читателя к восприятию написанного вами текста.
    При написании вступления можно использовать следующие приемы:
    Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
    Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
    В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
    Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
    Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
    Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
    Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
    «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», – так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
    «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», – таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
    Помните, что вступление должно быть небольшим.
    Основная часть
    При написании основной части помните, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
    Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
    Союзы: так что, поскольку, так как, если;
    Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
    Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
    Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:
    Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
    Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
    Вводные слова: например, таким образом.
    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
    Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
    Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
    Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
    Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
    Подведение к вопросу >тезис >доказательство тезиса > выводы.
    Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведен и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части. Тезис – это то, что доказывается или объясняется. В основной части обязательно приводятся аргументы. Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса. Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует. Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

    Пишем вместе сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте»

    Вид рассуждения – рассуждение-размышление.
    Внимательно прочитаем текст.
    (1) Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
    (2) Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3) Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…
    (4) Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5) В нём была полная и совершенная чистота.
    (6) А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7) Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8) Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета… (К. Паустовский)
    https://5-ege.ru/gia-sochinenie-rassuzhdenie/
    Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.
    Вспомним, что такое прилагательное, и запишем определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»
    Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
    Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: «Признак предмета- это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
    Сделаем для себя вывод и запишем его:
    «Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».
    Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.
    Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь – это второй тезис; является средством художественной выразительности – третий тезис.
    Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.
    Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
    Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.
    Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
    От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
    Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.
    Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: Прилагательное обозначает свойства предмета».
    Перейдем к доказательству второго тезиса.
    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
    Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».
    Перейдем к доказательству третьего тезиса.
    Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
    Мы доказали третий тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».
    Обобщение. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно и др.
    Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.
    Соединим все наброски. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:
    Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
    Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.
    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
    Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
    Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.
    Еще примеры сочинений для ОГЭ.
    Рекомендуем:
    Н и нн в суффиксах
    Правописание суффиксов
    Стили и типы речи в русском языке
    Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
    План сочинения ЕГЭ по русскому языку

  4. 15.1 Сочинение на лингвистическую тему
    Необходимые условия успешного выполнения задания 15.1:
    объяснить смысл приведенного высказывания;
    найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, иллюстрирующих лингвистическое явление в высказывании, определить их роль в тексте;
    аргументировать свое объяснение найденными примерами из прочитанного текста;
    сформулировать вывод, подтверждающий тезис;
    четко и логично выстроить композицию работы:
    проверить работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.
    Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
    Структура:
    Доказываем тезис (высказывание автора) с помощью двух аргументов (примеры из текста и их роль в тексте) и утверждаем истинность тезиса в выводе.
    Схема:
    I абзац: вступление. Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания.
    II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте.
    IV абзац: вывод. Возвращение к тезису и выражение согласия с автором.
    Рекомендации
    1. Использование клише – типовых конструкций, употребляемых в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.
    Клише для вступления:
    Автор пишет о…
    В высказывании автора… говорится о…
    Как отмечает автор…
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    Я полностью согласен с автором…
    Не могу не согласиться с…
    Я поддерживаю мнение…
    Попробуем разобраться в смысле этого высказывания
    Попробую доказать эту мысль примерами из текста
    Клише для аргументации:
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №…
    Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    Пример можно найти в предложении №…
    Рассмотрим предложение… В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…, в котором автор использует…
    Рассмотрим в качестве примера предложение№… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    Клише для заключения:
    Таким образом, … Итак, … В заключение… Как видим, …
    Итак, можно увидеть, что…
    Нам удалось доказать, что…
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Принципы работы с клише:
    1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
    2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.
    3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.
    Синонимы, которые помогут избежать повторов:
    Автор цитаты: лингвист, ученый, языковед, автор высказывания, филолог.
    Он утверждает: считает, пишет, рассуждает, полагает.
    Высказывание: цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
    Высказывание автора верно: понятно, справедливо, бесспорно, неоспоримо.
    Алгоритм работы:
    1. Внимательно прочитайте цитату. Осмыслите ее. О чем в ней говорится? Выделите ключевые слова.
    2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.
    3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.
    4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.
    Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1
    Пример 1
    Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: “Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям”.
    Шаг 2. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.
    (1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять… (2)Забрать… (3)Да что там церемониться! — украсть.
    (4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, — наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.
    (11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.
    (16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно — заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.
    (20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые — лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, — а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь — это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь… (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный — белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.
    (37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.
    (40)— В последнее время, — мягко и лениво, как всегда, проговорила она, — у меня стала пропадать губная помада… (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?
    (42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.
    (47)— Это ужасно… ужасно… — повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.
    (49) — Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?
    (51)— Нет! — удивившись, ответила я. — (52)Почему больна?
    (53)— Есть такая болезнь — клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.
    (61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».
    (68)— Что так долго? — спросила мама, открыв дверь. — (69)Зазанималась?
    (70)«Бедная мамочка…» — подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:
    (72)— Мам, я воровка…
    (73)— Чего-чего? — спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.
    (74) «Бедная мамочка!» — опять подумала я и повторила:
    (75)— Я украла губную помаду. (76)Вот, — и положила на стол записку.
    (77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.
    (78)— Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? — недоуменно спросила мама.
    (79)— Не знаю… — сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.
    (81)— Ну да, — растерянно сказала мама, — понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку…
    (83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже… такая…» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».
    (По Д. Рубиной)
    Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Мысли и чувства героини передают контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложении 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопросительные предложения (№ 26-28, 31).
    Шаг III. Пишем сочинение.
    Тезис и его комментарий
    “Зачем человеку даны слово, речь?” – над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи – передавать окружающим мысли и чувства.
    Аргументы и роль языковых явлений в тексте
    Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекстных синонимов “взять”, “забрать”, “украсть”, образующих градацию, автор передает размышления героини о своем поступке в детстве.
    Восклицательные предложения № 11, 44, 51, 74 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершенный поступок.
    Вывод
    Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.
    Рекомендации по оформлению аргументов:
    1. Указывание номеров предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;
    2. Использование ключевых слов: Эпитеты “нежный”, “звонкий”, “чистый” характеризуют неповторимый голос героини.
    3. Использование цитирования: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о кторой он пишет, касается каждого из нас: “Об этом должны помнить и взрослые, и дети”.
    Важно: Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово, следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи, то следует искать синтаксические явления.
    Пример 2
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: “Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит”.
    Шаг I. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.
    Шаг II. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.
    В тексте Дины Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую ее как черствого, равнодушного человека.
    Шаг III. Пишем сочинение.
    Тезис и его комментарий
    Слова Д.С. Лихачева передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер, духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о вашем собеседнике.
    Аргументы и роль языковых явлений в тексте
    Чтобы доказать правоту ученого, обратимся к тексту Дины Рубиной. Не случайно автор подчеркивает, что учительница говорит “мягко, лениво, как всегда”. А во фразе “Послушай, девочка, а ты не больна?” чувствуется цинизм и равнодушие к ребенку.
    Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: “Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб.”. Сокращения, уместные только в деловой речи, подчеркивают отстраненность, равнодушие педагога, который должен был бы, в силу своей профессии, бережно относиться к хрупкой психике ребенка.
    Вывод
    Таким образом, Д.С. Лихачев прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.
    Использованные материалы:
    Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 96 с.

  5. Дорогие мои читатели! Предлагаю вашему вниманию серию моих собственных видеоуроков, посвящённых написанию сочинения в формате ОГЭ (ГИА).
    Сочинение на лингвистическую тему — одно из самых сложных заданий ОГЭ по русскому языку. Требуется написать рассуждение по высказыванию того или иного писателя, публициста, филолога и т.п.
    Чтобы справиться с заданием 15.1, необходимо обладать хотя бы элементарно развитым интеллектом: иначе не получится даже понять смысл предложенной фразы. А ведь её нужно объяснить — и не как-нибудь, а на теоретическом уровне, то есть с использованием знаний по лингвистике.
    После этого вы должны будете ещё и подтвердить мнение автора высказывания (а заодно и своё собственное), опираясь на языковой материал текста, по которому выполняли тестовые задания. И в заключение вам придётся сделать вывод. Всё это — в небольшой по объёму работе.
    Сложно ли это? Отвечу честно и однозначно: очень сложно. Пусть кинет в меня камень тот учитель, который со мной не согласен… Поверьте, такая работа непроста даже для лингвиста-профессионала. Мои видеоуроки — попытка помочь вам, дорогие девятиклассники, справиться с заданием 15.1 на достойном уровне.
    В видеоуроках я постаралась подробно рассказать, как пишется каждая из частей  сочинения на лингвистическую тему. Разумеется, вы бы мало что поняли, если бы я не показала всё, о чём говорю, на конкретном примере. Поэтому на протяжении трёх видеоуроков я пишу вместе с вами сочинение по демоверсии ГИА 2014 года (в демоверсии ОГЭ 2015 года это задание 15.1). 
    Итак, вы готовы к урокам? Приступаем!

  6. Самой сложной частью экзаменационной работы по русскому языку является творческое задание ОГЭ. Оно выполняется на основе печатного текста. С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились три альтернативных задания:
    задание 15.1 – сочинение на лингвистическую тему;
    задание 15.2 – сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера);
    задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).
    Это дало выпускникам возможность выбора одного из трёх вариантов. Какой конкретный вид задания выбрать и как правильно его выполнять? Ведь каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом и требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.
    Для успешного написания одного из  сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать  все задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.
    Итак, рассмотрим, как работать с творческой формой 15.1.
    Как писать сочинение на лингвистическую тему? Используем тот алгоритм, который нацелен на 15.1.
    Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
    Часто бывает так, что  в одних случаях языковые явления упомянуты, а в других случаях они подразумеваются или подбираются самим учеником. Казалось бы, подбирай любую языковую  единицу и пиши, что хочешь. А ребята вообще не знают, о чем писать, потому что они не могут определить, а какую брать: морфемы, значение и т.д. Поэтому, естественно, проще бывает с теми высказываниями, где языковые единицы хотя бы упомянуты.
    Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). Чтобы не потерять, чтобы увидеть: вот они, мы с ними работаем.
    В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
    Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте.
    Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от девятиклассников потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера предложений. Обращаем внимание ребят на то, что такое «роль языковой единицы»? Объясняем так: «Зачем эта единица в тексте нужна? Что она дает для понимания смысла?»
    И вот, что интересно!  Всё-таки есть высказывания, которые на смысл выйти нам не позволяют. И  есть те, где понятно: как идти, куда идти, куда двигаться. Т.е. опять же смотрим, если ребенок написал: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор выражает противопоставление…». Роль раскрыл? Нет! Указанные антонимы и вне текста  всегда выражают противопоставление. Другое дело, когда ребенок пишет: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор противопоставляет белые ночи Ленинграда черным дням блокады». Мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать.
    Дальше показываем композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).
    Вступление: размышление над  смыслом цитаты.
    Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
    Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
    Вывод.
    Таким образом, сочинение состоит из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.
    Облегчат написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
    Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1
    Типовые конструкции для вступления
    Типовые конструкции для основной части (аргументации)
    Типовые конструкции для заключения
    1.Автор пишет о…
    2.В высказывании…говорится о…
    3.Как отмечает…
    4. Бесспорно мнение автора о том, что…
    5. Я полностью согласен с…
    6. Не могу не согласиться с …
    7. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    8.Попробуем доказать эту мысль примерами из текста
    1.Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
    2.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
    3.Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    4.Пример можно найти в предложении № …
    5.Рассмотрим предложение… В н?м использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    6.Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
    7.Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    1.Таким образом, итак, в заключение, как видим…
    2.Итак, можно увидеть, что…
    3.Нам удалось доказать, что…
    4.В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    5.Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Помните! В любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные шаблонные фразы.
    Во  избежание повторов при написании сочинения необходимо использовать синонимы:
    автор цитаты – лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель;
    автор говорит – утверждает, считает, пишет, рассуждает;
    высказывание – цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова;
    оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо,  бесспорно.
    Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему
    Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
    Отсутствует комментарий.
    Анализируя языковые средства, учащиеся  приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления.
    Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
    Нет ответа на вопрос: зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинение приобретает формальный оттенок.
    Творческие задания.
    Хотелось бы, чтобы разговор о тексте, о творческой работе не начинался в первый раз в 9 классе. К  нему  необходимо идти  медленно, постепенно. Для этого можно использовать систему заданий для учащихся.
    Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами.
    1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист)
    ________________________________________
    И здесь мы работаем с лингвистическими высказываниями и, соответственно,  предлагаем понять: правильно или неправильно справились.
    И следующее задание:
    Задание 2. Прочитайте высказывания  лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант.
    «У каждой части речи свои достоинства» (А.М.Пешковский, лингвист)
    Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.
    Здесь есть типичная для ученика ошибка: он путает части речи и члены предложения. О частях речи нужно говорить.
    Еще один момент. Подсказки, которые мы можем предложить.  Всегда хочется сначала показать, в каком русле работать.
    Предположим, задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого».
    Аргументируя свой ответ, приведите  примеры из прочитанного текста.
    Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.
    Подсказка:  Приведённое высказывание я понимаю так:  ___________________________________
    Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые_________________________________
    ____________________
    Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью________________________________________
    Таким образом, __________________________________
    Используемая литература.
    Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки.
    Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ОГЭ.

  7. Для задания 15.1 слово «сочинение» звучит чересчур громко. Потому что сочинение — это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему» С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвичтическая»…  Это значит — «о языке».
    Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. ?? Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят.
    «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать.
    «Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование».
    Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало — переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут — просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».
    «Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале».
    То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.
    «Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского».
    То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…
    «Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».
    А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо — это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо — это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…
    Писать меньше 70 слов нельзя — будут вычитать баллы или вообще не оценят. Писать больше 70 слов можно. На свой страх и риск. Чем больше слов, тем больше количество вероятных ошибок — помните.
    Итак, вы подготовились и начинаете писать…
    Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».
    «(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он.(10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед».
    Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ.
    Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение?
    Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону.
    Так что же самое трудное в написании сочинений?
    Развернуть »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *