Как писать сочинение рассуждение на литературную тему

9 вариантов

  1. Как писать сочинение-рассуждение
    Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
    умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
    один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
    функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Схема сочинения-рассуждения
    1. Вступление.
    2. Тезис.
    3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
    4. Вывод.
    Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
    В роли аргументов могут выступать:
    исторические факты;
    статистические данные;
    эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
    пословицы и поговорки, афоризмы;
    мнения авторитетных людей…
    Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
    Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
    Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
    Достаточно привести такой пример…
    Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
    Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
    В этом легко убедиться, обратившись к…
    Например…
    Допустим…
    По свидетельству (кого-либо)…
    Предположим…
    Так как; потому что…
    Во-первых, во-вторых и т.д.
    В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
    Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…
    Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
    основной тезис соответствует теме сочинения,
    отобранные доказательства достаточно весомы,
    между частями сочинения тесная логическая связь,
    выводы четко сформулированы.
    Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. “Первое сент.”. – 2001. – № 30.
    Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
    Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

  2. Что такое сочинение на литературную тему.
    Сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕ­НИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассу­ждения ученика по поводу того,
    • как изображён тот или иной литературный персонаж;
    • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характери­зует;
    • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
    • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.
    Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).
    Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.
    Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.
    Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения – своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика – её доказательство
    И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано – требуется доказать – доказательство – подведе­ние итогов.
    Дано – это тема сочинения.
    Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.
    Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:
    • анализ конкретных литературных фактов;
    • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
    Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.
    Композиция сочинения.
    Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Все чин-чином идёт», то есть во всем наблюда­ется порядок, свидетельствует об этом.
    Следовательно, этимология слова «сочинение» показывает, что написать сочине­ние – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.
    Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

  3. Разделы:
    Русский язык, Литература
    Изучая литературу в школе, дети учатся
    понимать, анализировать романы, повести,
    рассказы, стихотворения; читая их – получать
    эстетическое наслаждение. Следствием того, как
    учащиеся поняли прочитанное, являются их устные
    ответы и письменные сочинения. И устный ответ, и
    сочинение являются школой не только постижения
    произведений художественной литературы,
    искусства вообще. Они становятся школой развития
    речи, учат обдумывать явления жизни, выражать
    свое мнение о них. Три составные части изучения
    литературы в школе – чтение, устный ответ,
    сочинение – способствуют всестороннему развитию
    личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил:
    “Чтение делает человека знающим, беседа –
    находчивым, а привычка записывать – точным”.
    Работа над сочинением учит развивать мысли на
    избранную тему, воспитывает, формирует
    литературные взгляды и вкусы, дает возможность
    высказать то, что тревожит и волнует, она
    побуждает задуматься над тем или иным вопросом,
    лучше понять его, привести в порядок свои мысли,
    тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает
    учащихся к литературному творчеству, в
    значительной мере формируя его общую культуру и
    социально-нравственные ориентиры. Именно
    поэтому сочинение является важнейшей формой
    аттестации учащихся. К заданиям повышенного
    уровня сложности в ЕГЭ по литературе относится
    развернутый ответ в объеме 5-10 предложений – С1-С4.
    А также развернутый вопрос на проблемный вопрос
    С5. И если с заданиями базового уровня учащиеся
    справляются чаще всего успешно, то задания, где
    надо уметь письменно проанализировать текст
    художественного произведения, вызывает у них
    определенные трудности. В связи с этим
    необходимо этому учить.
    Первым и важнейшим условием правильного
    восприятия и осмысления произведения является
    знание его текста. Знать текст – значит понимать
    и помнить основные события, характеры, поступки
    действующих лиц (не только главных, но и
    второстепенных, они нередко играют важную роль в
    произведении, как, например, Платон Каратаев в
    “Войне и мире”, сестра старухи – процентщицы в
    “Преступлении и наказании”), картины быта,
    описание обстановки, пейзажа, отдельные детали,
    композицию произведения, систему образов.
    Научиться читать – значит научиться думать.
    Работу над текстом обычно начинаем со
    следующего:
    – прочитав заголовок, подумайте, о чем, по-вашему
    мнению, пойдет речь, вспомните, что знаете об
    этом; попытайтесь представить, какие вопросы
    будут освещены;
    – читайте текст, значение непонятных слов и
    выражений выясните по словарю и справочникам;
    – в тексте старайтесь увидеть главное, отделив
    его от частностей, от второстепенного; если
    считаете нужным, составьте план рассказа о
    прочитанном;
    – при наличии вопросов в конце текста ответьте
    на них;
    – проверьте, как вы усвоили прочитанное;
    – перескажите текст.
    Знание текста является необходимым условием
    работы над сочинением, но простого пересказа
    недостаточно. Требуется знание жизни,
    определенный духовный опыт, увлеченность
    литературой, понимание психологии людей и умение
    выразить себя. Свои особенности имеют сочинения
    о произведениях разных родов и жанров
    литературы.
    Как и любому делу, научить писать сочинение
    можно, если человек будет много трудиться и
    практиковать. Работа над сочинением строится по
    принципу: от малого к большому, от легкого к
    трудному.
    На это и нацеливает нас программа по литературе
    Р.Н. Бунеева.
    В учебнике 9 класс подробно рассмотрены все
    этапы работы над сочинением – рассуждением
    литературную тему. Приведены примеры.
    Так, после изучения комедии Д.И. Фонвизина
    “Недоросль”, следует творческая работа
    “Составление речевой характеристики героя по
    образцу” в виде таблицы. В одной графе
    представление героя: содержание высказывания,
    индивидуальные особенности речи, эмоциональная
    выразительность слога, вывод о том, как речь
    характеризует личность героя драматического
    произведения. Во второй указывается герой и
    анализируются выбранные эпизоды.
    С сочинением – рассуждением учащиеся знакомы
    давно. Р.Н. Бунеев предлагает познакомиться с
    рассуждением проблемного характера. Значит,
    необходимо разрешить эту проблему, найти ответ,
    который и станет основным тезисом рассуждения.
    Например, предлагается вопрос: Почему именно
    романтизм пришел на смену классицизму? А далее
    показана поэтапная работа.
    – сначала сформулируем прямой ответ на
    поставленный вопрос: Романтизм, в отличие от
    классицизма, отвечал определенным требованиям,
    предъявляемым к искусству новой исторической
    эпохой начала19 века.
    – затем определяем мотивирующую часть ответа.
    Мотивировать, т.е. обосновать. Развивать
    высказанную мысль можно путем подбора
    доказательств (аргументов). Наша формулировка
    легко расчленяется на две части вопроса: 1. В
    какую историческую эпоху произошла смена
    литературных направлений? 2. Каким определенным
    требованиям эпохи отвечал романтизм в отличие от
    классицизма? И первая, и вторая часть распадаются
    на составные характеристики, которые и
    перечисляются в учебнике.
    – теперь необходимо подвести итоги,
    сформулировать краткие выводы, “собрать”
    перечисленные характеристики романтизма.
    Итак, эпоха начала 19 века потребовала от
    искусства и литературы отказа от жестких законов
    и условностей классицизма. Это было время
    разочарований в переменах, а потому поиска иных
    идеалов, иных ценностей. Отсюда – новое
    содержание и форма художественных произведений,
    раскрывающие переживания автора; его стремление
    перейти от слов к действию; новые герои, яркие
    индивидуальности; нарушение сложившейся
    жанровой системы.
    Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем
    задачу, переходим к следующему этапу работы над
    сочинением- рассуждением на литературную тему.
    При изучении темы “А.С. Грибоедов” Сначала
    предлагается теоретический материал, а затем
    задания:
    -познакомьтесь с началом
    сочинения-рассуждения. Предположите, на какую
    тему написано сочинение, сформулируйте его идею.
    – проанализируйте следующие темы сочинений,
    выделите ключевые слова в каждой теме, найдите
    темы – утверждения, темы – вопросы.
    – напишите сочинение по самостоятельно
    выбранной теме – вопросу.
    Теперь, когда учащиеся знают о способах
    формулировки тем сочинений. Учимся писать
    вступление. К этому времени изучен роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин”.
    Практическое занятие.
    На материале учебника для 9 класса. Задание:
    определите, можно ли обойтись без вступлений в
    сочинениях на следующие темы (предлагаются 7 тем),
    ответы сравните с рассуждением автора.
    Дается теоретический материал.
    Вступления к сочинениям на литературную тему
    условно делятся на:
    – историческое (показывается знание и понимание
    историко-литературного процесса, теории
    литературы);
    – биографическое (указываются предшественники
    автора, показывается знание текстов);
    – аналитическое (проводится анализ темы, на
    основе которого определяются подходы к ее
    раскрытию);
    – лирическое (своего рода эмоциональный зачин).
    Существует несколько приемов написания
    вступления. Самые распространенные из них:
    – прием цепочки (место в истории литературы –
    особенность произведения – риторический
    вопрос);
    – прием перечисления (во вступлении изложен
    план основной части).
    Отрабатываем в классе все эти приемы на темах
    романа “Евгений Онегин”.
    Итак, учащиеся уже умеют анализировать тему
    сочинения на литературную тему, разворачивать
    его основную часть, писать вступление, используя
    прием цепочки или прием перечисления. Заключение
    сочинения также может строиться в соответствии с
    некоторыми “законами”.
    Рассмотрим их на примере темы “Роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин” как “энциклопедия
    русской жизни” Подобные темы легко делятся на
    две части: “Роман А.С. Пушкина “Евгений
    Онегин”/как “энциклопедия русской жизни”.
    Во вступлении мы обращаемся, как правило, ко
    второй части темы – (как “энциклопедия русской
    жизни”), а заключение лучше посвятить первой
    части темы (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
    оставил особый след в истории русской
    литературы.)
    Если во вступлении желательно употребить все
    слова из темы, то в заключении следует упомянуть
    хотя бы 1-2 слова. В любом случае вступление и
    заключение должны быть связаны между собой и по
    содержанию, и по стилю.
    В заключении уместно “вписать” конкретное
    произведение в какую- либо литературную
    традицию, связать творчество писателя с эпохой,
    обозначить его предшественников и
    последователей. Но это не простое перечисление, а
    достаточно подробное изложение.
    Пробуем определить содержание вступления и
    заключения сочинения на тему “Мастерство М.Ю.
    Лермонтова в создании характера Печорина”.
    Разделим тему на части: Мастерство Лермонтова в
    создании характера Печорина.
    Во вступлении будем писать о способах создания
    характера Печорина вообще. Для этого лучше
    использовать прием перечисления.
    В основной части будем отвечать на вопрос,
    который вытекает из темы: В чем конкретно
    заключается мастерство Лермонтова в создании
    характера Печорина?
    В заключении остановимся на первой части темы
    (“Мастерство Лермонтова”) и подведем итог,
    обозначив, в чем Лермонтов был новатором (создал
    первый в русской литературе психологический
    характер). Далее можно подчеркнуть величину
    мастерства М.Ю. Лермонтова.
    Анализируем с учащимися еще несколько тем.
    Затем предлагаем выбрать одну из тем и написать
    вступление и заключение, составить тезисный план
    основной части сочинения.
    Навык такой работы приходит не сразу, а
    вырабатывается со временем. Но им может овладеть
    каждый.
    В своей работе мы исходим из того, что обучение
    сочинению на литературную тему должно носить
    системный характер, поэтому будет продолжаться в
    10-11 классах.
    18.12.2013

  4. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
    Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

  5. Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

    Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

    Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
    Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
    Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
    Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
    Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
    Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
    Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
    Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

  6. Сочинение на свободную тему
    Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не только конкретного художественного произведения, но и творчества авторов, которые раскрывают те же темы или идеи. При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.
    Композиция сочинения
    Сочинение обычно состоит из трех частей:вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод.
    Вступлениеможет содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной частинеобходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение– это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное.
    Вступление занимает почти треть общего объема сочинения, основная часть – две трети, заключение – самая короткая часть работы.
    Эпиграф– это желательный, но не обязательный элемент ученической письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято: с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак; обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии).
    Цитаты– это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитатами не следует злоупотреблять, они должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех-четырех).
    План сочинения
    План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы.
    План может быть простым, сложным или смешанным.
    Например:
    План
    1. Введение.
    2. Постановка проблемы.
    3. Комментарий к проблеме.
    4. Позиция автора.
    5. Ваша позиция.
    6. Литературный аргумент.
    7. Любой другой аргумент.
    8. Заключение.
    Или
    План
    I. Вступление
    1. … … … …
    2. … … … …
    3. … … … …
    II. Основная часть
    1. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    2. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    III. Заключение
    Требования к объему сочинений
    Нормы оценивания сочинений
    Класс

  7. КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ.
    Требования к сочинению:
    ? Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
    ? Сочинение должно быть основано на знании текста.
    ? Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по
    выбранной теме.
    ? В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой
    терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке
    однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под
    ним понимаете.
    ? В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена
    персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского “Гроза”, а Катерина; не
    Андрей – у Толстого, в “Войне и мире”, а князь Андрей), нельзя путать события, их время и
    место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в
    датировке и т.д.
    ? Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую
    логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения:
    вступление (“вход в тему”), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение
    (итоги по теме, выводы, “выход” из темы).
    ? Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным
    аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений,
    дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику
    считаются сопутствующим материалом.
    ? Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
    ? Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания
    сочинения.
    ? Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть
    писателей “Львом Николаевичем” (о Толстом), “Мариной Ивановной” (о Цветаевой),
    “Николаем Васильевичем” (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной
    клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь
    обязательно!
    ? Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
    ?
    Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте
    план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать
    проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть
    вашей работы.
    Виды тем по литературе:
    Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того
    или иного вида.
    Итак, различают следующие виды тем:
    ? проблемные,
    ? сопоставительные,
    ? обзорные,
    ? темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
    ? анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
    ? анализ эпизода,
    ? сочинение по цитате,
    ? смешанные,
    ? свободные.
    Проблемные темы – те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем)
    научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам
    термин “проблема”. Например:
    “Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя “Мертвые души”;
    “Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина”;
    “Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?”
    Если формулировка такой темы начинается со слова “проблема”, то саму работу над темой
    начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их,
    ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или
    продиктованы временем.
    Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
    Сопоставительные темы – то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более
    объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно
    включается несколько объектов, соединенных союзом “и”. Например:
    Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева “Отцы и дети”.
    В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования,
    заявленным в формулировке.
    Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие
    обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
    Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его
    описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем
    составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных
    эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
    “Образ Петербурга в русской лирике серебряного века”.
    “Изображение войны в книге Л.Толстого “Война и мир”.
    “Темное царство” в драме А.Островского “Гроза”.
    “Москва и москвичи в изображении М.Булгакова”.
    Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и
    умение видеть объект “сверху”, разом отмечая все его основные особенности в их развитии.
    Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
    О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем
    курсе.
    Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее
    знание литературоведческих понятий и отработанные навыки “обращения” с ними: вы должны уметь
    характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет,
    интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и
    т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов
    художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача – показать
    своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым
    сформулирована тема. Примеры подобных тем:
    Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
    Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в “Записках охотника”.
    Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.
    Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать
    проблемный вопрос, “спрятанный” в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь
    подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно
    указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во
    вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты),
    при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
    Безусловно, б?ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов – и описательность
    (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому
    предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению,
    являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход – обзорный,
    проблемный, аналитический или другой – вы изберете как ведущий.
    Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не “привязанную” к какойлибо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт
    человека, но следует помнить, что промежуточную аттестацию вы будете сдавать не по философии и
    не по “житейскому опыту”, а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать
    именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого
    литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже
    приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение
    жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить
    необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
    Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная
    часть, заключение.
    Учтите некоторые рекомендации:
    Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ,
    на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые
    будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам
    понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем
    понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные
    предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само
    произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
    Как известно, едва ли не самое трудное – это начать. Существует довольно разнообразный набор
    вариантов введения к сочинению. Давайте познакомимся с ними поближе.
    1. Историческое введение.
    Суть его можно в шутку выразить словами: “жизнь в те ещё годы”. А если серьёзно, это
    характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных,
    политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто
    необходимо. Например, выбрали вы тему “Социально-философская проблематика спора “отцов и
    детей” (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”). Согласитесь, что в данном случае как
    нельзя более уместно в начале
    сочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х гг. XIX в. России, бурно спорящей о
    путях своего дальнейшего, революционного или реформистского, развития. Но беда в том, что
    историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и
    почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей
    пытайтесь его избегать.
    2. Аналитическое введение.
    Это введение наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о личности,
    умеющей логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу
    центрального понятия темы сочинения. Например, тема “Народность поэмы А. Т.
    Твардовского “Василий Тёркин”. Конечно, самое уместное начать такое сочинение с
    характеристики понятия “народность”, с описания его признаков. Это сразу же поставит
    сочинение на правильный путь, на рельсы доказательств, что поэма Твардовского обладает
    всеми названными вами признаками и тем самым являет собой народное произведение.
    Причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения, для которого подходит аналитическое
    введение, включала в себя литературоведческий термин. Предположим, вам попалась
    “Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне». Вот и
    поразмышляйте, почему гуманизм (понятие вроде бы тривиальное — “любовь к
    людям”) может быть истинным и ложным и как содержание этого понятия зависит от
    конкретной социально-политической ситуации. Ведь одно дело — гуманизм сытого,
    обеспеченного человека и совсем другое — гуманизм угнетённого, раба.
    3. Биографическое введение.
    Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя:
    факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного
    произведения, эволюция взглядов художника. Предположим, вы остановились на теме “Любовь
    и дружба в лирике А. С. Пушкина”. Историческое введение здесь выглядит «притянутым за
    уши», бессмысленным; анализировать понятия любви и дружбы тоже как-то нелепо. А вот
    вспомнить о “лицейском братстве”, о других многочисленных верных друзьях Пушкина, об Анне
    Петровне Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о Наталье Николаевне как нельзя
    более уместно.
    4. Сравнительное введение.
    С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный
    контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные
    традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например,
    досталась вам тема “Нравственные искания героев Л. Н. Толстого”. Взять историческое
    введение? Но о каком периоде рассказывать? 1805—1812 гг. (время действия “Войны и
    мира”)? Или 1850—1860 гг. — время написания романа? Возможностей использовать
    аналитическое введение практически нет. Биографическое? Но ведь речь должна идти о
    героях… В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку “поэт в
    России — больше, чем поэт”, что проповедническая, нравственно страстная нота характерна
    для всех лучших представителей русской литературы, а уж
    нравственный авторитет Л.
    Н. Толстого просто огромен. Тем самым вы и обнаружите свою эрудицию, и прямо
    подойдёте к предмету вашего анализа.
    5. Введение — характеристика произведения
    Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных
    писателем (например, “Образы Чацкого и Молчалива в комедии А. С. Грибоедова “Горе от
    ума”), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской
    литературе, его новизны и значимости. В данном конкретном случае целесообразно сказать
    несколько слов о традиционной социальной заострённости русского театра, об идейном
    замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.
    6. “Лирическое” введение.
    Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или просто не
    даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему сочинения с вашим
    личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения (опять же в шутку!) можно
    сформулировать в таком виде: “Ах, как я люблю Пушкина!” или: “Был со мной однажды
    случай…” Ну, и далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас
    поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество. Такое
    введение очень подойдёт, например, к теме “Читая его творения, можно превосходным
    образом воспитать в себе человека” (Белинский о Пушкине) “.
    7. Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью (“В наше
    время, когда особенно большую роль играет…”). Однако к такому введению следует относиться
    очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы и, во-вторых, такое начало
    иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным.
    Если вы внимательно выслушали обзор различных введений, то легко согласитесь с тем, что
    заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам — учитывая, однако, в
    заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.
    Но если вы ограничитесь только выводами, концовка будет выглядеть слишком куцей, оборванной. И
    чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут
    оказаться очень полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются
    заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а
    также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы
    читаем литературу прошлого, как бы примеряя её к себе и к своему времени. Именно одним из
    указанных способов уместно закончить сочинение, скажем, на тему “Нравственные искания героев Л.
    Н. Толстого”. Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим “аккордом”, ещё
    раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.
    Что касается написания основной части сочинения, то здесь, конечно, слишком многое
    определяется конкретикой темы и такие детальные рекомендации, как данные выше, попросту
    невозможны. Однако нужно помнить о некоторых принципах или приёмах, которые могут оказать вам
    немалую помощь.
    Прежде всего, пункт плана, посвящённый основной части сочинения, не должен совпадать с
    темой. Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть должна включать как
    минимум два, а лучше — три или четыре пункта плана, каждый из которых с разных сторон
    поможет раскрыть тему глубоко и всесторонне.
    Основная часть: главное ее содержание – это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы,
    которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что
    вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
    Заключение: задача этой части – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй
    части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны
    обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в
    формулировку выбранной темы: если в ней были слова “проблема”, “композиция”, “образ”, “пейзаж”
    и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом
    по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму – от вопросительной к
    утвердительной.
    1. Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно
    проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для
    анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской
    зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также
    вашего внимания и степени подготовки.
    2. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики
    содержания произведения.
    Использованные источники
    1. Литература 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и
    профильный уровни). В трёх частях. Авторы: Ионин Г.Н., Беленький Г.И. и др. – М.:
    Мнемозина, 2010
    2. Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: «ДЕКОМ»,
    1995

  8. Как известно, каждое сочинение должно обязательно содержать три основные части: вступление, основную часть и заключение. Работу над сочинением лучше начать в черновике.
    Во вступлении можно рассказать об истории создания произведения, о том, какую роль оно сыграло в жизни и творчестве писателя. Также можно обратиться к творчеству других авторов, писавших на подобную тему.
    Сочинение, посвященное литературному произведению, не должно превратиться в банальный пересказ. В нем должны содержаться мысли пишущего по поводу прочитанной книги. Если своих мыслей так и не приходит, можно прочитать вступительную статью к произведению, однако не следует переписывать ее дословно. Лучше пересказать ее своими словами, выбрав отдельные, показавшиеся наиболее точными моменты.
    Также следует внимательно вчитаться в тему сочинения и попытаться ответить на поставленный в ней вопрос. Если речь идет об определенной проблеме, поднятой в произведении (например: «Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), нужно попытаться сформулировать, в чем автор видел данную проблему, как охарактеризовал ее в произведении, какие художественные средства использовал.
    Если это образ того или иного персонажа (например: «Татьяна – любимая героиня Пушкина»), необходимо вспомнить, как автор описывает его внешний облик, характер и поступки. Затем попытаться сделать выводы о личности персонажа, исходя из его поступков.

    Использование цитат и критических статей

    Для того чтобы мысли, изложенные в сочинении, выглядели убедительно, их необходимо проиллюстрировать цитатами. Для удобства в использовании цитат, их лучше подобрать и выписать из произведения заранее. Разумеется, цитаты должны быть заключены в кавычки.
    Не следует бояться использовать критическую литературу. Однако при этом обязательной является ссылка на автора критической статьи.
    После того как основная часть сочинения написана, необходимо подвести итоги. Кратко, в двух-трех предложениях необходимо сформулировать выводы из основной части. Здесь может присутствовать и оценка самого произведения или его центральных персонажей, и обоснование актуальности темы произведения, и перекличка с современностью. Строго говоря, это и будет заключение.
    А теперь следует еще раз перечитать написанное, проверив его на наличие как орфографических и пунктуационных, так и речевых и стилистических ошибок. Когда все проверено и исправлено, можно переписывать работу на чистовик. Сочинение готово!

  9. 1. Вникните в тему сочинения и постарайтесь четко понять, о чем в нем будет говориться. Сделайте акцент на название при его наличии: зачастую именно название позволяет экзаменуемому определить основную идею представленного материала. Также важно дать свой комментарий к заголовку, но если он отсутствует, то не нужно придумывать свой вариант.
    2. Проанализируйте статью и выявите ее основную проблему. Ответьте на вопросы: какие темы поднимает автор в своей работе и что он хочет донести до читателя? Здесь важно определить его позицию по заданной проблематике и раскрыть его выводы.
    3. Расскажите о своих мыслях по поднятой проблеме. Недостаточно кратко выразить свое отношение к теме, отметив лишь свое согласие или несогласие с точкой зрения автора. Важно привести собственные аргументы, в качестве которых могут выступать ваш личный опыт, а также примеры из публицистики и литературы. Если вы не разделяете позицию писателя, то постарайтесь сформулировать свои возражения в мягкой форме. Не нужно бояться своего мнения, поскольку оценка за сочинение (эссе) выставляется совершенно по другим критериям. Здесь важно раскрыть основу ваших рассуждений и подкрепить их слабыми и недостаточно аргументированными тезисами автора: возможно вы найдете в статье какие-либо неточности, непоследовательность слов писателя, излишне эмоциональные высказывания и т.д.
    4. Экзаменуемые очень часто допускают неточности при написании сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. Среди них наиболее распространены такие ошибки, как:
    Изложение вместо сочинения. Не нужно писать пересказ прочитанной статьи: здесь вы должны интерпретировать ее основную идею и обозначить свой конкретный вывод.
    Структурный анализ. Многие выпускники указывают в своих работах число предложений и абзацев в статье, чего совершенно не стоит делать. Не нужно перечислять ключевые фразы, в которых содержится подтверждение основной идеи. Вы должны раскрыть главную проблему и выразить свое к ней отношение, а не делать анализ структуры текста.
    Имя автора. Не забывайте указывать в своей работе Ф. И. О. писателя.
    5. Важно учитывать, что все разделы сочинения тесно взаимосвязаны, поэтому, допустив ошибку в определении проблематики статьи, вы рискуете свести на нет всю вашу работу. Обязательно перечитайте написанное вами эссе и соотнесите его тезисы с затронутой проблемой. Если вы обнаружили несоответствия, исправьте все неточности.
    6. Тщательно продумайте алгоритм написания сочинения. Обязательно определите для себя, с чего начать эссе, о чем писать в его основном разделе и какие сформулировать выводы.
    7. Следите за тем, чтобы объем вашего сочинения соответствовал правилам ЕГЭ. Минимальный размер текста – 150 слов. Подсчитываются самостоятельные и служебные части речи, то есть все слова, написанные без пробелов (например, как-то – одно, все же – два, но фамилия и инициалы считаются одним словом: А. С. Пушкин). Цифры и другие знаки не учитываются (100 % – это ноль слов, 10 лет – одно слово).
    8. Вначале напишите эссе на черновике (если позволяет время), проверьте его на ошибки, внесите корректуры, а затем перепишите работу на лист ЕГЭ, не допуская помарок и новых ошибок.
    9. Переписав свой текст на чистовик, обязательно проверьте его еще раз на грамматические, речевые и пунктуационные ошибки.

    План

    Для того чтобы на сто процентов подготовиться к написанию сочинения (эссе) по русскому языку, необходимо четко представлять себе план будущей работы.
    1. Вступление. Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Помните, что структура сочинения на ЕГЭ по русскому требует краткого вступления, состоящего из 3-4 предложений. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.
    2. Определение и постановка основной проблемы статьи. Очень важно правильно понять главную тему текста: если вы допустите здесь ошибку, вы поставите под угрозу всю вашу работу. Не путайте понятия «проблема текста» и «отношение автора к этой проблеме». Проанализируйте статью и выявите связь поднятой темы с современным социумом. Помните, что автор рассматривает конкретный случай, ваша же задача – увеличить масштабы описываемой ситуации до размеров всего человечества. Если вы сможете сформулировать проблематику в одном риторическом вопросе, то это станет только плюсом вашего сочинения по русскому. Для того чтобы четко структурировать свои мысли и правильно донести их до читателя, воспользуйтесь на ЕГЭ речевыми клише.
    3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме. В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом. В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого. Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.
    4. Отражение авторской позиции. Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.
    5. Ваша точка зрения и ее аргументация. В этой части недостаточно выразить свою поддержку автору или несогласие с его мнением. Здесь вы должны предоставить доказательства в пользу идеи писателя либо же против его тезисов. Если вы согласны с позицией повествователя, то вам необходимо привести два аргумента в защиту его позиции: при этом в качестве доказательств нужно использовать не цитаты из текста, а доводы из собственного опыта и литературы. Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте: вам требуется сформулировать свое личное мнение. Если же вы выступаете против позиции писателя, вам нужно укрепить свои рассуждения соответствующими аргументами и постараться изменить точку зрения читателя по поводу поднятой проблемы. В работе вам помогут нижеприведенные клише.
    6. Заключение. Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:
    Подведения итога главных идей автора.
    Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.
    Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.
    Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.
    Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.

    Темы для сочинения

    Для того чтобы лучше подготовиться к сочинению по русскому языку на ЕГЭ, важно также изучить все возможные темы и потренироваться в написании эссе. Итак, на ваш выбор будут представлены следующие тематические направления:
    Нравственная проблематика.
    Любовь к родине и женщине.
    Темы о войне.
    Отцы и дети. Проблемы молодежи.
    Темы о природе и животных.
    Темы о культуре, искусстве и науке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *