Какие темы будут на декабрьском сочинении

12 вариантов

  1. 06.12.2018
    Представляем вам полный пакет всех тем, которые были на итоговом сочинении 5 декабря 2018 года.
    Вся полезная информация об итоговом сочинении в 2018/2019 году
    Все темы резервного дня 6 февраля 2019
    Все темы от 8 мая 2019

    Темы по направлению «Отцы и дети»

    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?

    Темы по направлению «Мечта и реальность»

    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    213. Что помогает мечтам сбываться?

    Темы по направлению «Месть и великодушие»

    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    302. Важно ли уметь прощать?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    304. Какого человека называют великодушным?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

    Темы по направлению «Искусство и ремесло»

    403. Почему нужно учиться понимать искусство?
    404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
    405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
    406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
    407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
    408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
    409. Как искусство помогает понять действительность?
    410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
    411. Что такое вечная тема в искусстве?
    412. Какова роль искусства в жизни общества?
    413. Какое искусство называют настоящим?

    Темы по направлению «Доброта и жестокость»

    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    508. Что значит быть добрым?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?

    Разбор реальных тем итогового сочинения 5 декабря

  2. 2
    Текст добавил: Прямоугольник

    Все темы итогового сочинения 6 декабря 2017 года.
    Открыть темы по направлениям:
    «Верность и измена»
    101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
    102. Как и почему становятся изменниками?
    104. Кого можно назвать верным другом?
    106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
    107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
    108. Что значит быть верным долгу?
    109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
    110. Можно ли изменить мечте?
    111. Когда измену можно простить?
    112. Какие причины могут привести человека к измене?
    113. Могут ли быть оправдания у измены?
    «Равнодушие и отзывчивость»
    201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
    202. Какого человека называют отзывчивым?
    203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
    204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
    205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
    206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
    208. Равнодушие – вина человека или его беда?
    209. Когда равнодушие бывает показным?
    210. Чем опасно равнодушие?
    211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
    213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
    «Цели и средства»
    303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
    304. Какие цели в жизни можно считать главными?
    305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
    306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
    307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
    308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
    310. Какого человека называют целеустремленным?
    311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
    312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
    313. В чём разница между целью и мечтой?
    «Смелость и трусость»
    401. Что помогает человеку стать смелым?
    402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
    403. Чем смелость отличается от безрассудства?
    404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
    405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
    406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
    407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
    409. Как связаны трусость и слабость?
    411. Что помогает человеку преодолеть страх?
    412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
    413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
    «Человек и общество»
    502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
    505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
    506. Может ли человек ставить себя выше общества?
    507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
    508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
    510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
    511. Конфликт поколений как общественная проблема.
    512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    111. Когда измену можно простить?
    201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
    305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
    403. Чем смелость отличается от безрассудства?
    508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
    Сочинения по этим темам
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    113. Могут ли быть оправдания у измены?
    209. Когда равнодушие бывает показным?
    311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
    405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
    511. Конфликт поколений как общественная проблема.
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
    211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
    308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    411. Что помогает человеку преодолеть страх?
    513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
    Уральский федеральный округ
    108. Что значит быть верным долгу?
    204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
    310. Какого человека называют целеустремленным?
    402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
    507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
    202. Какого человека называют отзывчивым?
    313. В чём разница между целью и мечтой?
    412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
    503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    Омская область
    101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
    205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
    304. Какие цели в жизни можно считать главными?
    409. Как связаны трусость и слабость?
    504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
    Иркутская область
    110. Можно ли изменить мечте?
    206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
    309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
    407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
    510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
    Забайкальский край
    102. Как и почему становятся изменниками?
    208. Равнодушие – вина человека или его беда?
    303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
    413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
    512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    Дальневосточный федеральный округ
    Магаданская область
    107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
    203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
    312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
    406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
    502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    112. Какие причины могут привести человека к измене?
    210. Чем опасно равнодушие?
    306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
    404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
    506. Может ли человек ставить себя выше общества?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    104. Кого можно назвать верным другом?
    213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
    307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
    401. Что помогает человеку стать смелым?
    505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
    Как выглядит задание: moskva17-18.docx
    Количество участников итогового сочинения 6 декабря – 654 тысячи человек.

  3. Темы для тренировки к новым направлениям 2018/19 учебного года.
    Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала ИС.
    Отцы и дети
    1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
    2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
    3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
    4. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
    5. Быть похожим на родителей – это достоинство или недостаток?
    6. Что значит преемственность поколений?
    7. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
    8. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
    9. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
    10. Быть родителями – это счастье или обязанность?
    11. Что такое «конфликт поколений»?
    Мечта и реальность
    1. Что означает «высокая мечта»?
    2. Когда реальность разрушает мечту?
    3. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
    4. Почему не все мечты сбываются?
    5. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
    6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
    7. Когда мечта превращается в цель?
    8. Можно ли убежать от реальности?
    9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
    10. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
    11. Мечтатель – это фантазер или глупец?
    Месть и великодушие
    1. Почему месть разрушает душу?
    2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
    3. Какого человека можно назвать великодушным?
    4. Какие качества присущи великодушному человеку?
    5. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
    6. Великодушие – это сила или слабость?
    7. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
    8. Что общего между великодушием и состраданием?
    9. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
    10. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
    11. Когда нужно отказаться от мести?
    Искусство и ремесло
    1. Что можно считать подлинным искусством?
    2. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
    3. В чем разница между ремеслом и искусством?
    4. Может ли ремесленник стать художником?
    5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
    6. Могут ли способности превратиться в талант?
    7. Кто такой талантливый человек?
    8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
    9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
    10. Какова роль искусства в развитии человечества?
    11. Чем настоящее искусство привлекает человека?
    Доброта и жестокость
    1. Какими качествами обладает добрый человек?
    2. Можно ли оправдать жестокость?
    3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    4. Доброта – это проявление силы или слабости?
    5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    6. Может ли доброта причинить вред человеку?
    7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    8. Кого можно назвать жестоким?
    9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
    10. Нужно ли бороться с жестокостью?
    11. Что может сделать человека добрее?

  4. 4
    Текст добавил: Рожкова Анна

    103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калиниградская область
    112.Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    204.«Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    406.Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    509.Что разрушает дружбу?

    Уральский федеральный округ

    111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Томская область
    101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306.Всегда ли победа возвышает победителя?
    403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Бурятия
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?
    Омская область
    104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    Забайкальский край, Иркутская область
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область, Хабаровский край
    108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край
    105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213.Какими качествами должен обладать человек чести?
    304.Что значит достойно пережить поражение?
    410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

  5. А теперь изучите список тем по регионам:

    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

    106. Когда хочется остановить мгновение?
    202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
    301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
    406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
    503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
    211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
    309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
    409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
    509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калининградская область
    102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
    210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
    304. Почему в любви важно понимать и прощать?
    402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
    504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
    Уральский федеральный округ
    104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
    203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
    303. Что такое «любовь к жизни»?
    405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
    513. Почему некоторые книги люди перечитывают?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область
    105. Как судьба человека связана с историей народа?
    212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
    305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
    407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
    Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
    204. Война и дом.
    312. Можно ли быть счастливым без любви?
    408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
    511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
    Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область
    101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
    201. Что значит в жизни человека родительский дом?
    310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
    412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
    508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область
    108. Может ли человек влиять на ход истории?
    213. Что в доме самое главное?
    313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
    411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
    506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
    205. Дом – это место или люди?
    308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
    413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
    510. Какие произведения становятся классическими?
    Северо-Курильский городской округ
    111. Какие вопросы называют «вечными»?
    209. Может ли человек прожить без Дома?
    306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
    403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
    512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
    206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
    311. Светлые и трагические стороны любви.
    401. Что значит идти дорогой чести?
    502. Почему литературу часто называют «человековедением»?

  6. 6
    Текст добавил: Я не твой принц

    Статус работы?

    Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть подана в вуз, который может организовать проверку и выставить баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
    ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.

    Зачёт — незачёт

    В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт, который станет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, не будет допущен к другим экзаменам.

    А если незачёт?

    Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.

    Кто будет проверять сочинения?

    Школьные учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
    Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.

    Сколько времени отведено на экзамен?

    Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).

    Предполагаемый объём работы?

    Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.

    Идея сочинения: что оно проверяет

    Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – это, прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу. Для раскрытия темы каждому необходимо выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (требование ФИПИ).
    В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.
    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
    Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
    Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
    Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
    Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
    Сочинение пишите чётко и разборчиво.
    При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

    Какими будут темы?

    Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
    При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее ( обычно их объявляют к началу или в начале учебного года).

    Примеры формулировок

    На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
    Почему люди пишут стихи?
    Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
    Непростое дело придумывать все новые и новые формулировки. Поэтому иногда новые совпадают или почти полностью совпадают со старыми и имеет смысл на этапе подготовки со вниманием отнестись к формулировкам тем прежних лет.

    Что будет известно заранее? Тематические направления!

    Для примера ознакомьтесь с тематическими направлениями 2014 года.
    Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.
    Тематическое направление
    Комментарий
    «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
    Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
    Вопросы, заданные человечеству войной
    Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Человек и природа в отечественной и мировой литературе
    Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
    Спор поколений: вместе и врозь
    Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Чем люди живы?
    Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

    «Критерии оценивания…» для всех

    Проект ФИПИ (далее цитируется)

  7. Итоговое сочинение по литературе обязательно для всех одиннадцатиклассников, поскольку оно является допуском к ЕГЭ. Его придется писать даже тем, кто совсем не интересуется литературой и не разбирается в ней. Сегодня, когда до начала экзамена остается совсем чуть-чуть, мы расскажем, стоит ли бояться декабрьского сочинения и как подготовиться к нему, если в вашем распоряжении очень мало времени.
    Когда состоится?
    Основной день назначен на 6 декабря 2017 года, но есть и дополнительные сроки: 7 февраля 2018 года и 16 мая 2018 года. Так называемые резервные дни предназначены для тех старшеклассников, которые:
    плохо написали сочинение в декабре;
    были удалены из аудитории за нарушения;
    не смогли прийти на экзамен по уважительной причине (необходимо предъявить объяснительный документ);
    не успели закончить сочинение по уважительной причине (это также необходимо подтвердить документально).
    Иными словами, со стороны Минобрнауки сделано все, что вы благополучно написали сочинение и получили допуск к ЕГЭ. У вас целых три попытки!
    Как проходит экзамен?
    Экзамен проходит в школе, он начинается в 10 часов утра по местному времени и длится 3 часа 55 минут. Ученики с ОВЗ пишут не сочинение, а изложение, и им дается на 1,5 часа больше. Время окончания будет написано на доске. Вам не потребуется ничего, кроме пары авторучек и паспорта. Черновики и бланки раздаст учитель, наблюдающий за экзаменом. Время, затраченное на инструктаж и заполнение регистрационного бланка, не учитывается.
    Какие темы вас ждут?
    Как и в предыдущие годы, темы формулируются на основе противопоставленных морально-этических и философских понятий. Вот какие направления будут в 2017/2018 учебном году.
    Смелость и трусость.
    Равнодушие и отзывчивость.
    Верность и измена.
    Человек и общество.
    Цели и средства.
    Конечно, темы вы получите только после начала экзамена, но из года в год все они составляются по одному и тому принципу. Поэтому можно просмотреть прошлогодние темы, чтобы примерно представить, что вас ожидает.
    Для удобства поиска аргументов мы составили ориентировочные списки произведений, которые помогут вам раскрыть ту или иную тему:
    1. Равнодушие и отзывчивость
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;
    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
    К. Г. Паустовский «Телеграмма».
    2. Смелость и трусость
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
    Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;
    М. А. Шолохов «Судьба человека».
    3. Человек и общество
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    А. П. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
    4. Верность и измена
    А. Н. Островский «Гроза»;
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    И. А. Бунин «Тёмные аллеи».
    5. Цели и средства
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
    А. С. Грибоедов «Горе от ума»;
    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
    Естественно, вы не успеете их все прочитать за пару дней. Но тут на помощь вам придут сборники кратких пересказов произведений, желательно, чтобы там имелись хотя бы небольшие комментарии и анализы. На их чтение у вас уйдет не более 4-5 часов.
    Как написать хорошее сочинение?
    Требования к итоговому сочинению следующие:
    Минимальный объем – 250 слов, идеально – 350 слов.
    Композиционно текст должен состоять из четырех абзацев – вступления, два аргумента из произведений художественной литературы, заключение.
    Первый абзац должен состоять из 75 слов, второй и третий – по 100 слов каждая часть, и последний – тоже 75 слов.
    Это что касается технической стороны вопроса, теперь перейдем к содержанию сочинения.
    Первый совет – выберите тему, наиболее близкую и понятную вам, к которой вы сможете правильно подобрать примеры из литературы. Например, «Всегда ли можно оправдать измену?».
    Далее выделите вопрос в данной формулировке. Например, вы утверждаете, что можно, и тогда вопрос может звучать так: «В каких случаях измена оправдана?»
    Следующий шаг – ответьте на данный вопрос. К примеру, измена оправдана, если человеком движет светлое чувство любви.
    Теперь к этому ответу необходимо подобрать аргумент из художественной литературы. Возьмем роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Анна Каренина приносит в жертву своей любви к Вронскому абсолютно все: брак, общение с сыном, репутацию, и в ее случае измену можно оправдать светлым чувством любви, которое ею движет.
    Затем сформулируйте противоположный тезис, когда измену нельзя ничем оправдать. Здесь можно привести пример из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Измену Родине, предательство нельзя оправдать любовью, какой бы светлой и чистой она ни была, и Андрей несет справедливое наказание, он расплачивается своей жизнью.
    В заключение напишите вывод. Укажите, что существуют разные точки зрения, разные жизненные ситуации, когда измену можно оправдать и когда измена является серьезным преступлением.
    Теперь вам нужно написать черновик. Пристально следите за тем, чтобы не «растечься мыслью по древу», не уйти от темы. Поэтому постоянно сравнивайте ваш тезис и аргументы. Избегайте цитат: во-первых, неверно приведенную цитату (а это обязательно проверят) засчитают за фактическую ошибку, во-вторых, их от вас никто не требует. Не выдумывайте «книг», подходящих по содержанию. Это тоже проверят. Нужно не знать досконально текст, а хорошо понимать произведение.
    Речевые ошибки – еще одна беда старшеклассников. Как их избежать? Старайтесь представлять то, о чем пишите, задавайте к словам вопросы, избегайте повторов, используйте стилистически нейтральные синонимы и местоимения и не употребляйте слова, в значении которых не уверены до конца. И, конечно, особое внимание уделите грамотности.
    Когда вы перепишите сочинение на чистовик, внимательно проверьте его на ошибки. Читайте его про себя, начиная с конца, чтобы ничто вас не отвлекло. Черновик проверяющими не учитывается, поэтому проверяйте все тщательно.
    Как оценивается итоговое сочинение?
    За сочинение ставят либо «зачет», либо «незачет». Технарям хватит «зачета», а вот гуманитариям стоит постараться, чтобы набрать как можно больше баллов, ведь эти результаты засчитываются при поступлении в вуз.
    Итак, как получить «зачет»?
    Текст должен соответствовать выбранной теме. Поэтому так важно проверять, не ушли ли вы случайно совсем в другую сторону.
    Аргументы должны быть взяты только из литературных произведений. Вы можете обращаться как к отечественным, так и к зарубежным авторам.
    Работа должна иметь четкую композицию (соблюдайте абзацы!) и не иметь грубых логических ошибок. Излагайте свою мысль предельно ясно, чтобы не возникало разночтений.
    Не допускайте речевых ошибок. Как с ними бороться, мы уже рассказали выше.
    Грамотность. Допустимое количество ошибок (орфография и пунктуация, согласование разных частей речи) не более 5 на 100 слов. Если знаете свои слабые места, не поленитесь повторить эти правила накануне экзамена. Пишите, по возможности, небольшими предложениями, чтобы не запутаться в запятых.
    Конечно, начинать готовиться к экзамену за пару дней – рискованно, но обстоятельства у всех складываются по-разному. Надеемся, что наши советы помогут вам благополучно написать итоговое сочинение, получить высокие баллы и допуск к ЕГЭ.
    «Мерлин» желает вам успехов!

  8. В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.
    На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
    Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.
    Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на дому, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
    Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

    Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

    Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
    №КритерийЧто проверяют?За что поставят «незачет»?1Соответствие темеПроверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему.Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!2АргументацияПроверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции.Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!3КомпозицияПроверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.4Качество речиПроверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком.Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.5ГрамотностьПроверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок.Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
    Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
    Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

    Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

  9. Все темы со всех регионов.
    Открыть темы по направлениям:
    «Разум и чувство»
    101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    109. Когда разум и чувство борются в человеке?
    110. Над какими чувствами разум может быть не властен?
    111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    «Честь и бесчестие»
    201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    204. «Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
    206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
    208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    211. Что может привести человека к бесчестному поступку?
    212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    213. Какими качествами должен обладать человек чести?
    «Победа и поражение»
    302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    304. Что значит достойно пережить поражение?
    305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    306. Всегда ли победа возвышает победителя?
    307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    308. Какие уроки можно извлечь из поражения?
    309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
    311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    312. Только ли горечь несут человеку поражения?
    313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    «Опыт и ошибки»
    401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    403. Что значит «учиться на горьком опыте»?
    404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    407. В чём ценность исторического опыта?
    408. Нужно ли анализировать свои ошибки?
    409. В чём различие между ошибкой и преступлением?
    410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    «Дружба и вражда»
    501. Может ли дружба принести человеку разочарование?
    503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
    505. Почему человек стремится обрести друзей?
    506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
    507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    508. В чём причины вражды между людьми?
    509. Что разрушает дружбу?
    510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    Сочинения по этим темам
    103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211. Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409. В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    204. «Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    509. Что разрушает дружбу?
    Уральский федеральный округ
    111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408. Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306. Всегда ли победа возвышает победителя?
    403. Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    Омская область
    104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    Иркутская область
    109. Когда разум и чувство борются в человеке?
    209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312. Только ли горечь несут человеку поражения?
    412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508. В чём причины вражды между людьми?
    Забайкальский край
    110. Над какими чувствами разум может быть не властен?
    205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
    310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
    407. В чём ценность исторического опыта?
    505. Почему человек стремится обрести друзей?
    Дальневосточный федеральный округ
    Магаданская область
    105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308. Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213. Какими качествами должен обладать человек чести?
    304. Что значит достойно пережить поражение?
    410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501. Может ли дружба принести человеку разочарование?
    Как выглядит задание: 77.moskva.docx

  10. Я всегда считала, что о человеке можно судить только по его поступкам. В них меньше лжи и самообмана, чем в словах, мыслях, идеях. Поступки отражают личные качества человека, проверяют его идеалы на практике. Отвечая на вопрос о том, что важнее — любить или быть любимым, мы должны в первую очередь задать другой вопрос, уточняющий: для кого и для чего важнее? Если речь идет о благе человека, о формировании его личности и всего того, что отразится в его поступках, то я отвечу, что для него, безусловно, важнее любить. Любовь к миру, к людям — это то, что всех нас связывает. Любовь помогает человеку противостоять тем соблазнам, которые оправдываются логикой и холодным расчетом, и там, где человек зачастую попадает в ловушки из-за доводов разума, это нелогичное светлое чувство помогает ему увидеть свою ошибку.
    Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно описал процесс падения и воскресения человеческой души и объяснил, как логика может поспособствовать этому падению, прикрывая разумными доводами эгоистичные и злые порывы, выдавая их за возвышенные и благородные. Герой Достоевского, Р.Р. Раскольников, — бывший студент, живущий в бедности и зависимости. Он видит, что его родственникам, которые очень его любят, приходится многим жертвовать, чтобы выслать ему хоть немного денег. Герой знает, что не только он и его семья живут в нужде, но многие добрые и достойные люди погибают от болезней, голода и произвола из-за нехватки денег. Но сам Раскольников, сколько бы он ни сочувствовал им, не хочет работать за копейки. Он считает, что рождён для более значительной роли. Герой придумывает теорию, согласно которой все люди делятся на два типа. Большинство из них — это «твари дрожащие», которые нужны только для воспроизведения себе подобных. Для них существуют установленные законы, которым они должны подчиняться, но новых идей такие люди привносить не могут. К меньшинству относятся «право имеющие», то есть те, кто имеет право решать чужую судьбу, провозглашать новые законы и идеалы, отвергая старые, преступая их, если понадобится, совершая даже грабежи и убийства. Раскольников причисляет себя к этому меньшинству и решает совершить преступление (убить и ограбить старуху-процентщицу). В своих рассуждениях он руководствуется логикой и простым математическим расчетом: одна бесполезная жизнь и тысячи жизней взамен, ну разве это не справедливо? Этот расчет, эта очевидная, как ему кажется, справедливость загораживает от него истинные причины его намерений: гордость и эгоизм. Раскольников с самого начала ставит себя над теми, чьими именами он прикрывается, совершая преступление. Он знает, что все эти люди по доброй воле никогда не убили бы, что они сами скорее умерли бы от голода. Но у них нет права голоса. Все они любят Раскольникова, но это не спасает его от той петли, в которую попадает его душа.
    Когда он испытывает свою теорию на деле, тут же обнажается её несовершенство. Убийство проходит не по плану, и вместе со старухой он убивает её сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей произошедшего. Воспользоваться украденным Раскольникову так и не удается, и в результате убийство не приносит никакой пользы. Но кроме этого, герой осознает ещё одну свою ошибку: он поставил себя выше людей, но избавиться от всего человеческого ему так и не удалось, и теперь его мучает совесть. Совесть страшнее любого человеческого правосудия. Я думаю, можно сказать, что любовь, сострадание к людям и вина сливаются в этом чувстве. На протяжении всего романа Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении, он страдает, сознается в убийстве и в конце концов спасается.
    Соня Мармеладова — персонаж, который помогает ему в духовном преображении. Она на собственном примере учит героя состраданию, любви к людям, смирению и вере. Она постоянно жертвует собой ради других и, как и Раскольников, преступает заповедь, но совсем по иной причине. Её любовь и сострадание — искренние, они не прикрывают гордость и тщеславие. И хотя её положение гораздо хуже, чем у главного героя, она продолжает безропотно сносить все лишения, своими делами доказывая искренность чувств, и ни на секунду не теряет веры. Важно заметить, что Раскольников полностью исцеляется и отвергает свою идею только тогда, когда в нем самом пробуждается истинная любовь к людям, которая всегда у него была, но которую заглушало тщеславие и критиковал разум. Нелогичная сила любви спасает только того, кто сам обладает этим даром — даром иного видения, умением неосознанно ставить прежде своих интересов чужие, не раздумывая, минуя ловушки логики. Сон, который снится герою в эпилоге романа, как бы подводит черту, наглядно показывая, что люди не могут жить одним рассудком, что, рассуждая и строя каждый свою теорию, они никогда не добьются единства.
    Для человека важно и необходимо уметь любить, жертвовать собой и сохранять веру, иначе он просто не увидит того, что вне его, он будет заперт в себе, а там, внутри, может хоть целую вечность размышлять о справедливом и правильном, исходя из собственного эгоизма и к нему же возвращаясь. Вот почему поступки одного будут ужасны, а дела другого будут полны самопожертвования, хотя оба они будут твердить одно и то же, оба будут убеждены в том, что желают блага. Весь огромный мир не может быть познан «через себя»: для того чтобы понять других, нужно забыть о своём благе. Разумеется, чужая любовь может быть маяком, может быть поддержкой, образцом для подражания, но сколько бы ни был любим человек, привыкший смотреть в себя и думать о себе, до тех пор, пока он не переступит через свою гордость и сам не научится любить, он не спасется. Его можно сравнить с тонущим, которому нужен глоток воздуха, но он боится высунуть голову из воды. А фигура человека, стоящего на берегу, зовущего его, искренне желающего его спасения, может только привести к мысли, что мир над поверхностью не так страшен. Но утопающий не будет ценить воздух и не научится плыть, не глотая воду, до тех пор, пока однажды не вдохнёт полной грудью.

  11. Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения итогового сочинения, утверждает пять открытых тематических направлений. У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы. Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений.
    В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.
    Формулировки открытых направлений для письменных работ таковы:
    Разум и чувство.
    Честь и бесчестие.
    Победа и поражение.
    Опыт и ошибки.
    Дружба и вражда.
    Темы, на которые предстоит рассуждать школьникам, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов, что дает выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют – и подобрав соответствующий материал из литературы (при написании сочинения можно использовать не только произведения отечественных писателей, но и зарубежную классику).

    Даты итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

    В соответствии с утвержденными сроками, итоговое сочинение будет проходить в следующие дни:
    7 декабря 2016 (среда),
    1 февраля 2017 (среда),
    3 мая 2017 (среда).
    Подавляющее большинство ребят напишут сочинение в декабре, остальные даты по сути являются «резервными» – в эти дни писать выпускную работу будут те, кто не смог принять участие в «основной волне» по уважительным причинам, выпускники прошлых лет, а также одиннадцатиклассники, которым не удалось получить «зачет» с первого раза (после первой неудачи у них есть право еще на две попытки).
    На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут. Для того, чтобы школьники из всех городов России были в равных условиях, для каждого часового пояса страны готовится отдельный комплект тем.

    Как оценивается итоговое сочинение в 11 классе

    Система оценивания в 2016-2017 году не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлым годом. Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».
    Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:
    объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова вклюаются в подсчет),
    самостоятельность работы(списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).
    Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.
    Работы, прошедшие «входной контроль», оцениваются по пяти критериям:
    соответствие теме,
    качество аргументации и привлечение литературного материала (хоть сочинение и не является экзаменом по литературе, но все-таки обращение за соответствующими примерами к художественной литературе является обязательным),
    композиция текста и логика изложения (отсутствие грубых логических ошибок),
    качество письменной речи (стилистика, словарный запас, адекаватность словоупотребления),
    грамотность (грамматика, орфография, пунктуация).
    Система оценивания достаточно мягкая – так, для того, чтобы получить заветный «плюсик» по критерию «грамотность», на каждые 100 слов должно приходиться менее 5 ошибок; а «незачет» по критерию «качество речи» ставится только тогда, когда корявость текста мешает понять его смысл. Для того, чтобы получить «зачет» за все сочинение, достаточно получить «плюсы» по первым двум критериям – и хотя бы по одному из трех оставшихся.
    Подавляющее большинство школьников успешно справляются с этой задачей: в два предыдущих года число выпускников, не сумевших написать сочинение, не превышало 3%.

    Кому обязательно писать выпускное сочинение

    Итоговое сочинение  – обязательное условие допуска к ЕГЭ для всех выпускников текущего года. Лишь для некоторых категорий учащихся оно может быть заменено изложением. В их числе:
    дети с ограниченными возможностями,
    выпускники со слабым здоровьем, в том числе ученики санаторно-курортных школ,
    воспитанники специальных учебно-воспитательных интернатов,
    подростки, отбывающие наказание в колониях,
    обучающиеся на дому.
    Выпускники прошлых лет, уже имеющие на руках школьный аттестат, и выпускники колледжей пишут итоговое сочинение только при желании, самостоятельно выбирая любую удобную для них дату. Однако не стоит забывать о том, что сочинение кроме «зачета» или «незачета» может принести еще и дополнительные баллы при поступлении во многих вузах (особенно гуманитарных).


  12. Какие темы будут на итоговом сочинении 2017-2018, выпускники узнают только за 15 минут до начала экзамена. Но не стоит паниковать! Вы можете потренироваться в написании сочинений, используя примерные темы от школы «САМАРУС».  Скачать тренировочные темы декабрьского сочинения 2017-2018 можно здесь.
    «Верность и измена»
    1. Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
    2. Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
    3. « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский)
    4. Лучше красота верности или красота внешности?
    5. Можно ли простить измену?
    «Равнодушие и отзывчивость»
    1. Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
    2. Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
    3. Согласны ли Вы с утверждением Н.С.Лескова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»?
    4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
    5. Что, на ваш взгляд, может быть хуже равнодушия?
    «Цели и средства»
    1. Как Вы понимаете мысль Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель»?
    2. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
    3. Как найти цель своей жизни?
    4. Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
    5. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай
    «Смелость и трусость»
    1. Согласны ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
    2. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
    3. Трусливый друг страшнее смелого врага?
    4. Где смелость, там и победа.
    5. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
    «Человек и общество».
    1. Человек для общества или общество для человека?
    2. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
    3. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
    4. «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
    5. Может ли один человек изменить общество?
    Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС» (при использовании материала, указывайте, пожалуйста, авторство).
    No related posts.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *