Какой план сочинения можно составить на темы ярославна героиня

6 вариантов

  1. Первая часть «плача» – разговор с ветром. У стихии легкие крылья и сильная мощь. Ветер носит стрелы, гонит корабли, сбивает с ног. Фольклорный мотив проходит через весь плач. Одинаковое начало, повтор при обращении, усиление образа, сравнения. Автор пишет как профессиональный литератор. Он владеет приемами психологического параллелизма, сопоставляя женщину с образами из произведений народного творчества. Переводы дают разных птиц: кукушка, чечетка, но они все одиноко кричат на ветру, кличут любимого. Женщина готова взлететь и оказаться рядом с мужем, чтобы разделить боль и муки плена. Она хочет обтереть «князю кровавые раны», смягчить «отвердевшее тело». Ярославна бросает укор ветру. Он помог половцам, оставил Игоря, развеял его войско, склонил их буйные головы. Настроение героини колышется как ковыль трава.
    Затем женщина просит помощи у реки. Красиво и напевно льются слезы, как в песнях о разлуках. Река может «прилелеять» мужчину к родному берегу. Глагол «лелеять» меняет свое основное значение. Ласкать меняется на «приближать». Днепр может сохранить «господина на дальней стороне». Он славный и родной. Зори помогают Ярославне, усмиряют ветра, успокаивают деревья и травы. Плач слышен далеко, он должен дойти до половецких земель, пронестись над русской землей.

    Сила горя и любви

  2. Женщина – символ любви, нежности, материнства и семейного очага. Мужчина – воин, защитник, добытчик. Как правило, именно эти противоположные, но дополняющие друг друга, черты воспевали авторы литературы во всех своих произведениях. Но некоторым мастерам слова удалось нарушить общепринятые каноны и воспеть в литературных шедеврах женщину, как надежную опору своего мужа, сильную и выносливую, мужественную русскую женщину. Именно такой героиней в “Слове ополку Игореве” выступает Ярославна – преданная жена князя Игоря.
    Образ Ярославны – олицетворение всех русских женщин того периода – вошел в историю письменности как классический образ отечественной литературы.
    Ярославна появляется лишь в одном небольшом эпизоде литературного произведения, однако отведена ей роль раскрывает лучшие проявления женщины во времена Древней Руси. Она любит своего мужа, верна ему и преданна, но ради любви готова пойти на риск, не жалея даже своей собственной жизни. Когда Ярославна узнает о разгроме Игорева войска и о взятии мужа в плен, ее охватывает отчаяние, она горько плачет и готова лететь к любимому, чтобы в последние минуты его жизни “обтирать князю кровавые раны”. Но вскоре княгиня упрекает природные стихии в том, что допустили подобное:
    О ветер, ты, ветер! К чему же так сильно веешь? На что же наносишь ты стрелы ханскиеСвоими легковейными крыльямиНа воинов лады моей?
    “Плачь Ярославны” – это олицетворение скорби всех жен полководцев, это их страдания, ожидания, нерушимая вера в победу. Героиня “Слова…” использует любые попытки, чтобы помочь мужу на расстоянии. Она взывает о помощи к реке и солнцу русской земли. И результат не заставляет себя ждать:
    И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному – Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому.
    Не смотря на то, что Ярославна в отчаянии, она хватается за последнюю надежду – природные силы. Ее тесная связь с природой выбрана автором не случайно, ведь и саму героиню он сравнивает с кукушкой. Этим сравнением автор передает читателям одиночество княгини, ее жалобный плач.

  3. План по сочинению:
    1. Вступление
    2. Композиция и деление слова на тематические части
    3. Природа и его роль в “Слове”, применение средств худ. выразительности в “Слове”
    4. Заключение
    Сочинение – “В чём актуальность этого произведения в наши дни?”
    Природа бытия “Слова” является непознанной до сих пор, многочисленные изучения не привели к какому либо конкретному результату. “Слово” как поэма, песнь, повесть, тем самым – большое объединение жанров. Древнерусский фольклор, в самом его красочном представлении. “Слово” является великим достоянием литературы 12 века.
    “Слово” не имеет авторства, но можно смело утверждать, что его создатель был высоко образованным человеком. В произведении четко передана историческая эпоха того времени. Все “Слово” делится на три части:
    1. Поход великого князя Игоря
    2. Святославу снится вещий сон / “Золотое слово” Святослава, в котором он упрекает князей – Игоря и Всеволода за чрезмерную самонадеянность и призывает всех к объединению против эффективной борьбы с половцами. Тут же важен и “Плачь Ярославны”.
    3. Побег князя из плена
    Композиционный строй поэмы
    Первая часть как вступление
    Вторая часть как рассуждение. Здесь Святослав призывает князей не дробится, а объединится на всеобщее благо. Лирическим концом во второй части, является плач Ярославны, скорбный и несчастный…
    «О Русская земля! ты уже за холмом!»; «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича»
    Третья часть завершающая, в которой князь спасается и возвращается из плена.
    Вы только посмотрите как выстроена поэма, очень лаконично и размеренно. Каждая часть, каждый эпизод на своем законном месте, отсутствует разрыв. Поэма обладает не только исторически-просветительской функцией, но и философской (“золотое слово” Святослава”) и лирической (плач Ярославны). Также стоит заметить не мало важную роль в поэме играет – природа. Она олицетворяет собой опасность, выступает как и союзник так и враг для князя Игоря..
    Применение в “Слове” образов – символ. Солнце как добрый союзник, предупреждающий князя об опасности…
    Но, взглянув на солнце в этот день,
    Подивился Игорь на светило:
    Середь бела дня ночная тень
    Ополченья русские покрыла.
    (отрывок из поэмы)
    Див (мифическое существо) олицетворяющие вражеские силы, также, это снова прием образ-символ *символичность* (за счет образа-символа, создается ощущение таинственности, неведомой опасности)
    Кличет Див над ним с вершины древа,
    Кличет Див, как половец в дозоре
    (отрывок из поэмы)
    Именно по приведенным выше аргументам “Слово” является по праву уникальным произведением и по сей день.

  4. План:
    1. Вступление. Система персонажей в «Слове».
    2. Единственный женский образ произведения – княгиня Ярославна.
    3. «Живая сила» образа.
    4. Обращение Ярославны к стихиям – самый лиричный эпизод в «Слове».
    5. Заключение. Образ Ярославны – воплощение истинно русского характера.
    «Слово о полку Игореве», датированное 12 веком, является одним из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Оно «наполнено» большим количеством героев. Почти все они, за одним-единственным исключением, мужчины, принадлежащие к высшим сословиям русского общества. И это совершенно неслучайно. Традиции того времени требовали от неизвестного автора воспевания ратной силы и могущества русского государства в лице князей и их войск.
    Но создатель «Слова» оказался очень смелым человеком – он дерзнул нарушить многие каноны, по которым создавались произведения данного жанра.
    Нововведения автора коснулись и персонажей «Слова». Так, в частности, вопреки всем правилам, в этом произведении появляется женский персонаж. Больше того, он играет важную роль в судьбе главного героя, в реализации идеи всего «Слова».
    Этим персонажем является жена князя Игоря – княгиня Ярославна. Героиня появляется лишь в одном эпизоде, ближе к концу произведения, но по своей значимости эпизод с ее участием занимает одно из центральных мест в «Слове», наряду с «золотым словом» Ярослава.
    Автор показывает нам свою героиню в горе и отчаянии – она узнала о разгроме войск Игоря, о плене ее мужа. Следуя языческим традициям, Ярославна обращается ко всем стихиям с мольбой о помощи. В ее словах мы чувствуем огромную любовь к мужу, силу ее переживаний.
    Автор показывает нам не запрограммированную схему, маску, а живого человека со всем многообразием и противоречивостью его чувств. Так, Ярославна в своем горе даже упрекает стихии – как они могли допустить плен Игоря, его поражение:
    О ветер, ты, ветер!
    К чему же так сильно веешь?
    На что же наносишь ты стрелы ханские
    Своими легковейными крыльями
    На воинов лады моей?
    Эпизод с участием Ярославны имеет четкую композицию – он делится на четыре части. Все они начинаются приблизительно одинаково, заостряя внимание на горе героини, силе ее любви к мужу: «Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи», «Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая» и т.д.
    Важно, что образ этой героини обрисован в фольклорных тонах, подчеркивая ее связь с родной землей, ее истинно русский характер. Так, Ярославна сравнивается с птицей – «на заре одинокой чечеткою кличет» (прием психологического параллелизма).
    В первой части эпизода показывается лишь огромное горе и отчаяние этой героини. Услышав страшную весть, она стремится к своему «ладе», хочет быть с ним рядом, переносить вместе все муки или поддержать его в последнюю минуту: «Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его».
    Вторая часть – это обращение к ветру. Его Ярославна упрекает в том, что он не помог князю Игорю и, «как ковыль-траву», развеял веселие героини. Третья и четвертая же часть – это обращение княгини к реке и солнцу с просьбой о помощи.
    Почему именно к этим стихиям взывает Ярославна? Мне кажется, что для нее и для автора «Слова» Дон является олицетворением русской земли. А к кому еще обращаться человеку в трудную минуту, как ни к самому родному – отчизне? Поэтому Ярославна просит Дон: «Прилелей же ко мне ты ладу мою, Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слез я на море!»
    И последней инстанцией, самой сильной и могущественной, для героини является солнце. Но она и к нему обращается хоть с ласковым, но упреком:
    Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей,
    Что в безводной степи луки им сжало жаждой
    И заточило им тулы печалию?
    На мой взгляд, это говорит о степени горя героини. Она не побоялась даже солнца – самого почитаемого божества у славян – настолько сильна была ее любовь к мужу.
    Таким образом, Ярославна – один из важнейших образов в «Слове». Эта героиня является воплощением истинно русской женщины: верной, преданной, любящей, сильной, готовой пойти на все ради своего мужа. В ряду других образов «Слова» характер Ярославны помогает воплотить патриотическую идею автора, прославить русскую землю и ее народ, вызвать восхищение, гордость и почтение у читателей.

  5. вот прекрасные цитаты… исходите из них
    ЯРОСЛАВНА Не одна Ярославна заплачет! \ Пьет Каяла багряную муть -\ Захлебнулась!. . А птицы маячат\ Жадным клювом бойцов полоснуть.. . Александр Ширяевец 1928 После побоища\(Васнецовское)
    ЯРОСЛАВНА Там она, в Путивле, раным-рано\ На стене стоит и причитает: \ “Ветр-Ветрило! что ты, господине, \ Что ты веешь, что на легких крыльях\ Носишь стрелы в храбрых воев лады! Слово о полку Игореве. Перевод Аполлона Майкова
    ЯРОСЛАВНА Я понял недавно, \ Я понял недавно, Что Таня Петрова\ В душе Ярославна. Агния Барто
    ЯРОСЛАВНА В этой ровной черте оборонного вала. \ (Ярославна! Твой голос и здесь прорыдал…) \ Восемнадцатый век — чтобы степь пустовала, \ На лесном рубеже городил города. Елена Тагер 1948 Велегласно блаженствуют утки в канаве,
    ЯРОСЛАВНА Хорошо что Ярославна \ Тихой иволгой плачет на сырых палисадах \ На обветшалых безмраморных стенах \ По берегам белых озёр Ярослав Ивашкевич. 1969 Перевод Андрея Базилевского “Новая Польша” 2001 АЗИАТЫ\ Травы Толстого
    ЯРОСЛАВНА Вот зорный плач Ярославны\\ В Путивле, с башни дозорной: \ “О Днепр, о сударь преславный, \ Ведь камень пробил ты горный! Марк Тарловский 1938 Среди придунайских плавней \Из переложения “Слово о полку Игореве”
    Ярославна Когда-то шумели, теперь поутихли, \Под старость любезней – покой и почет, \А то, что опять Ярославна в Путивле\Горюет и плачет, так это не в счет. Александр Галич Баллада о чистых руках
    ЯРОСЛАВНА Рано плачет Ярославна на стене градской в Путивле: \”Славный Днепр, пробил ты горы сквозь земли той Половецкой, \Святославовы суда ты, в стан Кобяков мча, лелеял, \Возлелей, о господине, моего примчи ты Лада, \Чтобы утром я не слала слез к нему на море рано”. Константин Бальмонт 1930 Слово о полку Игореве
    ЯРОСЛАВНА Так горько плачет Ярославпа В Путпвло рано на стене: \«Ветер, ветер в чистом поле, Быстролетный милый друг, Поневоле иль по воле Веешь спльно так вокруг? Александр Прокофьев 1939 СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ\ ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ
    ЯРОСЛАВНА То не кукушка в роще темной\Кукует рано на заре -\В Путивле плачет Ярославна, \Одна, на городской стене: Иван Козлов 1825 ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ\Княгине 3 А. Волконской
    Ярославна у ворот: \ “Ветер вольный, ты гуляешь\ По небесным вышинам, \ Для чего же посылаешь\ Стрелы вражеские к нам? \ Или, ветер, недостало\ Голубых тебе морей? \ Иль на них тебе не стало\ Белокрылых кораблей? \ Для чего, когда лелеял\ Море синее твое, \ По ковыль-траве развеял\ Всё веселие мое? ” Николай Берг 1845 ПЕСНЯ ЯРОСЛАВНЫ\ИЗ “СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”
    ЯРОСЛАВНА У Ярославны дело плохо, ей некогда рыдать\Она в конторе с полседьмого, у ней брифинг ровно в пять\А все бояре на Тойотах издают Playboy и Vogue\Продав леса и нефть на Запад, СС-20 на Восток\Князь Владимир, чертыхаясь, рулит в море на доске\Я гляжу на это дело в древнерусской тоске Борис Гребенщиков 1996 Древнерусская тоска
    ЯРОСЛАВНА\\Сохранен твой след осенним ливнем, Грозами и русскою зимой, Ярославпа — свет мой на Путивле, Спет мой, день мой, век недолгий мой! Александр Прокофье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *