Капитанская дочка сочинение на тему дом

15 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Анастасия Бесселовская

    альбомы
    (1)
    “Большая книга”
    (3)
    “Вишнёкый сад”
    (1)
    “Дети мои”
    (1)
    “Дождь в Париже”
    (1)
    “Золотой трон”
    (1)
    “Опосредованно”
    (1)
    11 класс
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (170)
    альбомы
    (528)
    аналитика
    (11)
    Анна Ахматова
    (1)
    аргументы
    (5)
    аргументы к сочинению
    (5)
    Астрахань
    (30)
    аттестация
    (1)
    Б.А. Ланин
    (1)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (29)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (2)
    Брюсов
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (2)
    видео
    (67)
    внеурочная деятельность
    (1)
    Водолазкин
    (1)
    вопросы образования
    (3)
    воспитание
    (35)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (3)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (66)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (1)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (110)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    закон
    (1)
    заметки
    (1)
    заметки к урокам
    (2)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (2)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    исторический роман
    (1)
    история
    (1)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (1)
    итоговое сочинение
    (24)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    кино
    (1)
    классика
    (15)
    классика литература
    (1)
    классный час
    (1)
    книги
    (8)
    книги о детях
    (1)
    книги писатели
    (2)
    комедия
    (1)
    компьютер
    (1)
    конкурсы
    (64)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (76)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (244)
    КТП
    (2)
    культура речи
    (9)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (5)
    летнее чтение книги
    (1)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лингвисты
    (1)
    лирика
    (2)
    литература
    (75)
    литературные премии
    (2)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (161)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (102)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    моностих
    (1)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    Обращение к читателям
    (1)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (28)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    педагогика
    (1)
    пейзажи
    (2)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (48)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    пунктуация русский язык
    (1)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (12)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    родная (русская) литература
    (1)
    Рождество
    (4)
    Розенталь
    (1)
    русский родной язык
    (1)
    русский язык
    (59)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семантика
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    словари
    (33)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (4)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    статьи
    (1)
    стихи
    (3)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (29)
    тональный словарь
    (1)
    Тотальный диктант
    (56)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    факты
    (1)
    факультатив
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    Чехов
    (1)
    чтение
    (14)
    чувства
    (1)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (3)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

  2. БЕЛОГОРСКАЯ КРЕПОСТЬ В ЖИЗНИ ПЕТРА ГРИНЁВА – ВТОРОЙ ДОМ
    Что может стать для человека вторым домом? Школа, детский дом, театр, церковь… Для главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Петра Гринева, вторым домом стала Белогорская крепость, которая находилась в оренбургских степях.
    Петр мечтал служить в Семёновском гвардейском полку. Но по настоянию отца он был послан в далёкий армейский гарнизон. По дороге Гринев размышлял о своём начальнике – капитане Миронове, представляя его строгим, сердитым стариком, который мог за любое ослушание посадить под арест на хлеб и на воду. Петр ожидал увидеть грозные бастионы, а вместо них увидел деревушку и бревенчатый забор. Комнатка в деревянном доме Ивана Кузмича Миронова, коменданта крепости, была убрана по-простому, по-старинному. Василиса Егоровна, жена капитана, пожалела Петра, сказала ему, чтобы он не печалился из-за службы в таком захолустье. Потом Гринев направился к месту проживания. Кругом «простиралась печальная степь». Грустно, тоскливо стало молодому человеку. Вот в каком месте он должен был проводить свою молодость. Вскоре Петр познакомился с Алексеем Ивановичем Швабриным, который был выслан в дальний гарнизон за смертоубийство в дуэли. Он говорил по-французски, был веселым и рассказал Гриневу о семействе коменданта, о его дочке – Марье Ивановне, которую он охарактеризовал совершенной дурочкой.
    Во время обеда Василиса Егоровна расспросила Гринева о его семье и рассказала о том, что Маша – бесприданница. Петр заметил, что Маша покраснела и даже заплакала. Ему стало жаль её, и он сменил тему разговора.
    Гринев был принят в семье Мироновых как близкий человек, и жизнь для него стала даже приятной. Иван Кузмич был простым, добрым и честным человеком. Марья оказалась благоразумной и чувствительной девушкой. Гринев постепенно привязался к семейству коменданта. Служба Гринева была нетяжёлой. Он стал читать, переводить и сочинять стихи. Обедал всегда у коменданта. Однажды Гринев поссорился с Алексеем Швабриным. Он сочинил стихи для Маши, предложил Швабрину оценить их и услышал оскорбительные слова о девушке. Швабрин сказал Гриневу, что для того чтобы Маша встречалась с ним, лучше вместо стихов подарить ей сережки, и что он знает по опыту о её поведении. Гринев назвал его лжецом. Швабрин вызвал его на дуэль, и Петр принял вызов. Маша нравилась ему все больше. Во время дуэли Гринев был ранен, и Марья Ивановна ухаживала за ним.
    Вскоре Петр признался Маше в любви. Они ждали благословения родителей Петра. Так мирно и спокойно, без серьёзных потрясений, служил бы юноша Гринев во втором своем доме. Но грозные события, которые произошли в Белогорской крепости, значительно изменили жизнь молодых людей.
    Петр Гринев не испугался нападения Пугачева. Накануне сражения с пугачевцами Гринев мечтал о героическом военном подвиге: «С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия». Он сказал коменданту, что их долг – «защищать крепость до последнего издыхания».
    Жена коменданта отказалась уезжать из крепости, сказав, что она решила «вместе жить – вместе и умирать». Когда Пугачев захватил крепость, комендант Миронов отказался присягать ему и был казнен. А Василису Егоровну казак ударил саблей по голове, и она умерла. Маша Миронова стала сиротой. Ответственность за судьбу единственного оставшегося в живых человека из семейства Мироновых взял на себя Петр Гринёв. После того как оренбургский генерал отказал Петру в помощи, молодой человек вернулся в свой второй дом, чтобы спасти любимую. Здесь он узнал Пугачева как человека, который мог быть милосердным, ведь он стал устроителем счастья Маши и Петра – их «посажёным отцом».
    Таким образом, Белогорская крепость стала для Гринёва вторым домом, где его добродушно приняли, где он встретил первую свою любовь и учился бороться за честь любимой девушки и за её освобождение, где учился отстаивать воинскую честь, вникал в вопросы общественной жизни, связанные с человеком другого социального положения. Там он, будучи семнадцатилетним юношей, познавал жизнь.
    В этом отдалённом гарнизоне жизнь по-настоящему испытывала Петра. Именно здесь, в Белогорской крепости, произошли с ним события, которые имели важное влияние на всю его жизнь и дали его душе «сильное и благое потрясение». Белогорская крепость для Петра Гринева стала не только местом службы, но и местом, где молодой дворянин приобрёл ценный жизненный опыт, о котором он будет рассказывать своим потомкам.
    Другие учебные материалы можно посмотреть на стр.
    ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ… (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
    (http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2245/
    НА ПУТИ К СЧАСТЬЮ. (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
    http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2247/
    РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ В ЖИЗНИ КАТЕРИНЫ КАБАНОВОЙ.
    http://egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/2214/index.php?bitrix_include_areas=N
    Назад в раздел

  3. Первоначально Пушкин, хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. Второй теме, несомненно, Пушкин отводит значительно меньше страниц, однако достаточно, чтобы раскрыть суть крестьянского бунта и познакомить читателя с предводителем крестьян Емельяном Пугачевым. Чтобы его образ был более достоверным, автору нужен был герой, лично знавший Пугачева и впоследствии высказавшийся бы относительно виденного. Таким героем стал Петр Гринев, дворянин, честный, благородный молодой человек. Нужен был дворянин, и именно благородный, с той целью, чтобы рассказанное им выглядело правдоподобно и ему поверили.
    Детство Петруши Гринева ничем особенным не отличалось от детства других детей поместных дворян. Устами самого героя Пушкин с иронией говорит об обычаях старинного поместного дворянства: «Матушка еще была мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом… Если паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось».
    Иронизирует автор и над учебой Петра Гринева: в пять лет к мальчику был приставлен в качестве дядьки Савельич — дворовый человек, которому такое доверие было оказано «за трезвое поведение». Благодаря Савельичу Петруша к двенадцати годам освоил грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Следующей ступенью в обучении стал выписанный из Москвы «вместе с годовалым запасом вина и прованского масла» француз мосье Бопре, который должен был учить мальчика «всем наукам». Однако из-за того, что француз сильно увлекался вином и прекрасным полом, Петруша оказался предоставлен самому себе. По достижении сыном семнадцати лет отец, исполненный чувства долга, отправляет Петра послужить на благо родины.
    Описания самостоятельной жизни Петра Гринева уже лишены иронии. Из предоставленного самому себе и простому русскому крестьянину Савельичу молодого человека получился благородный дворянин. Проигравшись по неопытности в карты, Петр ни за что не поддался уговорам Савельича упасть в ноги победителю с просьбой простить долг. Им руководит честь: проигрался — отдай. Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки.
    Встреча с «вожатым» выявляет в Петре Гриневе такое чисто русское качество, как щедрость. Оказавшись во время пурги в степи, Гринев с Савельичем случайно наткнулись на человека, знавшего дорогу. Потом, уже на постоялом дворе, Петру Гриневу очень захотелось отблагодарить этого незнакомого человека. И он предложил ему свой заячий тулуп, который, по словам Савельича, стоил немалых денег. На первый взгляд поступок Гринева — проявление юношеской беспечности, но на самом деле это проявление благородства души, сострадания к человеку.
    Прибыв на службу в Белогородскую крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу Миронову. Благородство и честь не позволяют ему пропустить мимо ушей клевету, обращенную на его возлюбленную со стороны другого дворянина, Алексея Швабрина. Результат этого — дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу жизни.
    Автор не зря вводит в повесть умного, начитанного и вместе с тем подлого и бесчестного Швабрина, причем тоже дворянина. Сравнивая двух молодых офицеров, Пушкин утверждает, что высокая нравственность — не удел людей отдельного сословия, и тем более она никак не связана с образованностью: подлецами могут быть дворяне, а благородство может быть отличительной чертой простого человека, Пугачева например.
    Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали и возможность казни. Он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь, слишком хорошо усвоил он
    слова, сказанные в напутствие отцом: «Береги платье снову, а честь смолоду». Честен Гринев и в разговоре с Пугачевым: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Более того, на вопрос Пугачева, может ли Гринев дать обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той же искренностью и прямотой ответил: «Как могу тебе в этом обещаться… Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?».
    Искренность Гринева поразила Пугачева. Проникшись уважением к молодому человеку, он отпускает его. Разговор Пугачева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает благородство дворянина, с другой — такое же качество его противника: оценить другого человека по достоинству может только равный.
    Все то же благородство, а также любовь и нежная привязанность не позволяют Гриневу назвать на суде имя Маши Мироновой, а ведь это могло многое объяснить в истории с Пугачевым, избавить от заключения.
    События в повести излагаются от лица Гринева, который спустя много лет рассказывает о двух годах из своей жизни, о встрече с Пугачевым. Повествователь стремится рассказать все без преувеличений, объективно. Пугачев в его глазах не выглядит сущим зверем. И мы верим ему, мы не можем не верить: слишком хорошо знаем мы этого человека — благородного, честного, справедливого. И мы задумываемся: кто же на самом деле этот Пугачев и что же это такое — пугачевщина?
    Источник: tvory.info

  4. Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии. Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть — «Капитанская дочка», и сами исторические события, думается, важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.
    Обстоятельства жизни Гринева в Белогорекой крепости перед самым нашествием Пугачева были «несносны»: отец не дал ему своего согласия на брак с Машей, она избегала Гринева, дух его упал, он стал мрачен и задумчив. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», — вспоминает Гринев.
    И название повести, и мемуарную форму произведения критики обычно мотивируют взаимоотношениями Пушкина с цензурой. Однако думается, философский, общечеловеческий аспект содержания «Капитанской дочки» представлялся автору не менее важным, чем исторический аспект ее содержания. Поэтому очень важна в повести тема отчего дома, семьи, родственных отношений. Ведь именно здесь закладываются основы человеческой личности, формируются нравственные качества.
    В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Как отмечает А. И. Ревякин, в образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. «Береги честь смолоду», — напутствует он сына, отправляя его на военную службу.
    Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, — выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг. Своей скромностью, простодушием, умением выполнить свое дело без картинного героизма и показушной храбрости он напоминает нам лермонтовского Максима Максимыча, толстовского капитана Тушина. Капитан Миронов по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен.
    Столь же добродушен Иван Кузьмич и в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Она разбирает ссору капрала Прохорова с Устиньей, дуэль Гринева со Швабриным. Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу.
    Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни «боевым духом» Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, «выдающимися» качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт. Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует — императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.
    Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие.

  5. В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» перед нами два дома – дом Гринёвых и дом капитана Миронова. Сначала мы знакомимся с провинциальным семейным «гнездом» Гринёвых.
    Хозяином и главой этого семейства является Гринёв – старший. Человек принципиальный, благородный, обладающий понятием чести, долга, собственного достоинства. Отец – суровый, но справедливый. Мы узнаём, как отец Петруши строго обошёлся с французом – учителем Бопре за его безнравственное поведение.
    В доме Гринёвых размеренный, неторопливый ритм жизни, где каждый занят своим делом.
    В таких семьях ребёнок проходил программу начальной школы. А от средств и состояния родителей зависело, кто и как будет дальше учить ребёнка. В «Капитанской дочке – это Савельич. Петруша выучился грамоте в двенадцать лет.
    В романе мы видим самый ответственный момент – когда надо решить судьбу единственного сына. Нелегко досталось Гринёву-отцу решение судьбы единственного сына. В родном доме отец благословил сына на службу и дал такие наставления: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отцовское начало-это символ Дома Гринёвых. Андрей Петрович любит своего сына, заботится о нём. Но главное для отца – сохранить в сыне те понятия чести и долга, которыми он напутствовал его. Отца волнует ,что его сын «шпагу носить ещё не достоин».
    А. С. Пушкин показывает стройную картину Дома и семьи.
    Мать – мягкая, добрая, ласковая. У неё Петруша был баловнем, единственным и любимым сыном. Он чаще старался быть рядом с матерью. Авдотья Васильевна не только нежная и любящая мать, но и хозяйка Дома. Она по-матерински относится и к слугам, старается понять их.
    Пушкин обращает внимание на то, что модели поведения матери и отца в доме различны. Но это различие создаёт в Доме возможность удивительно прочного союза, нерасторжимость единства в Доме, что является главной ценностью русского Дома и русской Семьи.
    Дом и Семья Гринёвых – это жизненная и нравственная крепость, где кроются глубокие и мощные нравственные корни. Именно из этой крепости вынес Пётр Андреевич Гринёв те нравственные ценности и ориентиры, которые так помогли ему в жизни.

  6. Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии. Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть — «Капитанская дочка», и сами исторические события, думается, важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.
    Обстоятельства жизни Гринева в Белогорекой крепости перед самым нашествием Пугачева были «несносны»: отец не дал ему своего согласия на брак с Машей, она избегала Гринева, дух его упал, он стал мрачен и задумчив. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», — вспоминает Гринев.
    И название повести, и мемуарную форму произведения критики обычно мотивируют взаимоотношениями Пушкина с цензурой. Однако думается, философский, общечеловеческий аспект содержания «Капитанской дочки» представлялся автору не менее важным, чем исторический аспект ее содержания. Поэтому очень важна в повести тема отчего дома, семьи, родственных отношений. Ведь именно здесь закладываются основы человеческой личности, формируются нравственные качества.
    В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Как отмечает А. И. Ревякин, в образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. «Береги честь смолоду», — напутствует он сына, отправляя его на военную службу.
    Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, — выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг. Своей скромностью, простодушием, умением выполнить свое дело без картинного героизма и показушной храбрости он напоминает нам лермонтовского Максима Максимыча, толстовского капитана Тушина. Капитан Миронов по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен.
    Столь же добродушен Иван Кузьмич и в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Она разбирает ссору капрала Прохорова с Устиньей, дуэль Гринева со Швабриным. Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу.
    Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни «боевым духом» Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, «выдающимися» качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт. Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует — императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.
    Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие.

  7. “Капитанская дочка” одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Оно написано в 1836 году и до сих пор передает те события так красочно и не забываемо.
    Читая повесть, невозможно не восхищаться характером Петра Андреевича Гринева. Будучи взрослым человеком он честно признавался в том, что в отроческие годы жил как босый пацан, бегал за птицами и играл в игры с другими босыми мальчишками. В семнадцать лет по велению родного отца поехал в Белогорскую крепость. По пути Петруша с своим слугой Савельичем заехали в Симбирск. Там, будучи чрезмерно самоуверенным и легкомысленным, Петруша проиграл 100 рублей в снукер Зурину. Усвоив, что долг платежом красен, он грубо разговаривает с Савельичем, чтоб тот выдал ему нужную сумму. Но Петр умеет прислушиваться к совести и признавать себя неправым; поэтому он позже извиняется перед Савельичем. Молодежный, с отсутствием мало хоть маломальского опыта и наивный, он страшно мечтает поскорей повзрослеть. Однако для этого он часто выбирает не те способы. И хотя в душе он добр и стыдиться плохих поступков, которые совершает по неопытности, все равно не перестает экспериментировать со своим поведением.
    Встретившись во время бурана с путником, который вывел их к настоящему двору, Петруша одаривает его заячьим тулупом, поступая благородно.
    Первые впечатления Петруши от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Он скучает. Он начал увлекаться написанием стихов и постепенно влюбляется в Машу Миронову. Из-за любви к Маше он решается на дуэль с Швабриным. Ну и Петруша показывает себя с другой стороны как защитник, благодетель и отважный человек. Он уже не дворянский мальчишка, он умеет постоять за свою честь, умеет обращаться со оружием.
    Большое влияние на характер Петруши сыграла любовь его к Марии. Мы видим, что Петруша не просто влюблен, он готов сделать все для своей возлюбленной. Взросление Петра и готовность к самопожертвованию проявляются во время казни Петруши, когда он вел себя спокойно и смело смотрел в глаза Пугачеву.
    Предложение Пугачева перейти к нему Петруша отверг и остался верен присяге, не изменил своей чести.
    Любовь к Маше заставила Петрушу нарушить воинскую дисциплину. Спасая Савельича, Петруша вновь проявляет доброту и смелость. Смело и правдиво он разговаривает с Пугачевым, чем вызывает доверие и тем самым спасает и себя и свою возлюбленную Марию.
    Петруша все же не задумывается как со стороны он выглядит, когда принимает помощь Пугачева. Но все же попав в тюрьму, Петруша даже и не пытался защищать себя, не желая впутывать в судебный процесс Марию.
    В повести мы видим постепенно взрослеющего Петра, свято соблюдающего данную присягу и завет отца. Его характер, порой юношеский, но добрый и стойкий. Умение платить добром за добро и быть благородным не может не вызывать восхищение.

  8. «Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    «Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)
    «Капитанская дочка»
    «Капитанская дочка» А.С. Пушкина – послание потомкам
    Автор – повествователь – герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка»
    Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым»
    Белогорская крепость в жизни Гринева
    Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    Береги честь смолоду
    Береги честь смолоду (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
    Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина)
    Береги честь смолоду – вариант 2
    Береги честь смолоду… (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») – вариант 2
    В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    Взгляды и характер Гринева
    Герои “Капитанской дочки”
    Герои «Капитанской дочки» в исторической метели
    Герой повести, о котором я хотел бы рассказать
    Гринёв и Швабрин (по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Гринев и Швабрин в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Гринев и Швабрин у А.С. Пушкина “Капитанская дочка”
    Гринёв и Швабрин – соперники или враги (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей “Дубровский” и “Капитанская дочка”)
    Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина
    Жить не по лжи
    Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка»
    Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Изображение пугачевского движения
    Историческая повесть «Капитанская дочка»
    История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    История Маши Мироновой
    История Маши Мироновой (по «Капитанской дочке» А. Пушкина)
    История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка»)
    История создания повести “Капитанская дочка”
    Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору)
    Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Композиционные особенности повести «Капитанская дочка»
    Композиция повести «Капитанская дочка»
    Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его?
    Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина)
    Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    Мое любимое произведение А. С. Пушкина
    Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

  9. Повествование в «Капитанской дочке» Петром Андреевичем Гриневым, который рассказывает о своей молодости, ввергнутой в круговорот исторических событий. Гринев выступает в романе, следовательно, и как рассказчик, и как один из главных героев описываемых событий.
    Петр Андреевич Гринев – типичный представитель провинциального русского дворянства второй половины XVIII в. Он родился и вырос в имении своего отца, помещика Симбирской губернии. Детство его прошло так, как оно проходило у большинства небогатых провинциальных дворян того времени. С пяти лет он был отдан на руки крепостному дядьке Савельичу. Одолев на двенадцатом году грамоту под руководством дядьки, Гринев поступает под надзор мосье Бопре, гувернера-француза, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла» и оказавшегося горьким пьяницей.
    Описывая с добродушным юмором свои ученические годы, Гринев говорит: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» . Было бы, однако, ошибкой думать, что перед нами недоросль типа Митрофанушки из комедии Фонвизина. Гринев рос понятливым и любознательным подростком и впоследствии, поступив на службу, пишет стихи, читает французские книги и пробует силы даже в переводах. Решающее влияние на духовный склад Гринева оказала здоровая обстановка семейного быта, простого и скромного. Отец Гринева, от ставной премьер-майор, прошедший суровую школу жизни, был чело веком твердых и честных взглядов. Провожая сына в армию, он дает такие наставления: «Служи верно, кому присягнешь; на службу не на прашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской началь ника; береги платье снову, а честь смолоду» . Чувство чести и сознание долга Гринев и унаследовал от отца. Первые жизненные шаги юного Гринева обнаруживают его юношеское легкомыслие и неопытность. Но юноша доказал своей жизнью, что он усвоил себе основное правило отцовской морали: «береги честь смолоду» . В течение двух лет Гринев переживает много событий: зна комство с Пугачевым, любовь к Марье Ивановне, дуэль со Швабриным, болезнь; он чуть не погибает при взятии крепости войсками Пугачева и пр. На наших глазах характер юноши развивается и крепнет, и Гринев превращается в зрелого молодого человека. Чувство чести и мужество спасают его в жизненных невзгодах. С бестрепетным мужеством он смотрит в глаза смерти, когда Пугачев приказывает повесить его. Раскрываются все положительные стороны его характера: простота и не испорченность натуры, доброта, честность, верность в любви и пр. Эти свойства натуры пленяют Марью Ивановну и вызывают симпатию со стороны Пугачева. Гринев с честью выходит из жизненных испытаний. Гринев – не герой в обычном смысле этого слова. Это обыкновенный человек, средний дворянин. Это типичный представитель тех армейских офицеров, которые, по выражению историка В. О. Ключевского, «делали нашу военную историю XVIII века» . Пушкин не идеализирует его, не ставит в красивые позы. Гринев остается скромным рядовым человеком, сохраняя все черты реалистического образа.

  10. Тема: – Семья Мироновых на страницах повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”

    А. С. Пушкина можно назвать замечательным психологом. В его произведениях читатель открывает для себя целый ряд разнообразных характеров и личностей. Вот, например, семья капитана Миронова. Мы знакомимся с ней на страницах повести «Капитанская дочка».
    Бесспорно, главой этой семьи является Василиса Егоровна — жена коменданта крепости. Женщина хозяйственна и деловита настолько, насколько и храбра: «На дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домком». Она очень любила своего мужа, который всегда советовался с ней и робел в случае ее гнева: «Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью».
    Мужа и жену Мироновых автор не зря называет «людьми самыми почтенными». Иван Кузмич — сын солдата, сумевший дослужиться до офицерского чина. Он был «человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Глубокая порядочность и развитое чувство долга были присущи всей его семье. Когда Белогорскую крепость, в которой Миронов был комендантом, захватили взбунтовавшиеся крестьяне под предводительством Пугачева, Иван Кузмич решительно и бесповоротно отказался присягать на верность: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Героическое мужество и храбрость стоили жизни капитану Миронову и его жене, отказавшейся покидать мужа, дом и крепость в тяжелую минуту: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать».
    Машу Миронову мы практически сразу узнаем как «благоразумную и чувствительную девушку». Она горда и обладает чувством собственного достоинства, хотя в общении проста и мила. В начале повести мать говорит о Маше как об ужасной трусихе, но мы знаем, какого мужества и какой смелости стоило ей отказать предателю Швабрину. А какой решимостью необходимо было обладать, в одиночку отправляясь в далекий незнакомый Петербург, чтобы защитить имя любимого от клеветы!
    Я считаю, что Мироновы — честные и храбрые люди, патриоты своей родины, люди, достойные подражания.

  11. Мое любимое пушкинское произведение — это «Капитанская дочка». В этом произведении автору удалось раскрыть образы героев, природы. Удалось также передать дух той эпохи. Это произведение хочется перечитывать множество раз. И никогда не устанешь это делать. Читая, ты воображаешь себя на месте Марьи Ивановны, думаешь, как бы я поступила на ее месте. Переживаешь за судьбу героев. Именно поэтому «Капитанская дочка» одно из моих любимых произведений А. С. Пушкина.
    Произведение начинается с эпиграфа: «.Береги честь смолоду.», что заставляет нас задуматься, о чем же это произведение. И так главный герой произведения — это Петр Андреевич Гринев, молодой сержант гвардии. Он красив, умен, немного знал французский. До шестнадцати лет был, как он сам говорил, недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один момент все изменилось, его направляют на службу. Но Петр представляет себе, что служба это развлечение. Но отец направил Петрушу в Оренбургскую губернию в Белогорскую крепость. Петр расстроился, планы его рушились, вместо офицера гвардии в Петербурге, какой-то сержант еще и в Белогорской крепости. Дальняя дорога в крепость его угнетает. Вот несколько строк: «.Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями.». В кибитке ему снится сон. И как оказалось позднее сон вещий. Приехав в Белогорскую крепость, он знакомится со Швабриным. На первый взгляд приятным человеком, но позже станет ясно, что это предатель. Предатель Родины, предатель своего народа. Он боялся смерти, и во что бы то ни стало, делал все, чтобы добиться своего. Пусть даже это будет стоить жизни отцу Марьи Ивановны. Но вернемся к их знакомству. Швабрин рассказывает Петруше о капитанской дочке Марье Ивановне. Он описывает ее как совершенную дурочку. И естественно если Вам описывают человека с дурной стороны, то и отношение у Вас будет к нему не очень хорошее. При первом знакомстве с Марьей Ивановной Перт действительно смотрит на нее как на дурнушку, но стоит ему приглядеться, как Петр понимает, что это не так. Маша была девушкой лет семнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. Маша дичилась по началу Петра. Но через несколько недель это прошло. Гринев находит в ней благоразумную и чувствительную девушку. Петр влюбился. И здесь он пишет замечательные стихи. Очень чувствительные, окрыленные:
    Мысль любовну истребляя,
    Тщусь прекрасную забыть,
    И ах, Машу избегая,
    Мышлю вольность получить!
    Но глаза, что мя пленили,
    Всеминутно предо мной;
    Они дух во мне смутили,
    Сокрушили мой покой.
    Ты, узнав мои напасти,
    Сжалься, Маша, надо мной,
    Зря меня в сей лютой части,
    И что я пленен тобой.
    Швабрин осуждает его, как позже выяснится, он тоже был неравнодушен к Маше, но она его отвергла. И теперь он описывает Машу с дурной стороны. Все это приводит к поединку. Этого поединка можно было избежать, но, увы. Перчатка брошена, дуэль. Петр ранен в дуэли. Маша ухаживает за ним. Вот тут и выясняется, что Маша тоже испытывает нежные чувства к Петру. Но свадьбы не будет. Отец Петра не дает благословения. Петр Андреевич ссорится с Машей. Но тут по крепости прошла молва о наступлении Пугачева. Мне кажется, именно приход Пугачева в Белогорскую крепость сыграл важную роль в раскрытии характеров героев. Пушкин раскрывает полностью образы героев, показывает их положительные и отрицательные стороны. Мне очень нравится этот переломный момент. Здесь мы и узнаем, каков на самом деле Швабрин. Во время прихода Пугачева с его «войском» вешают на виселице отца Маши, расстреливают ее мать. Марья Ивановна находится в шоке. Пока Пугачев был в крепости, Машу выдавали за племянницу дьяка. Маша долгое время не могла отойти от этих ужасных событий. При этом рядом с ней не оказалось в этот момент Петра. Гринев был направлен в Оренбург. Но и он долго не смог продержатся, ничего не зная про Машу. Он мучается в догадках, что же происходит с Машей, ведь она осталась во власти Швабрина, так как он стал комендантом крепости. Но тут приходит письмо от Марьи Ивановны. Несколько строк, которые я посчитала самыми важными из этого письма: «.Я живу в нашем доме под караулом. Алесей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны… а мне легче. умереть, нежели сделаться женой такого человека, каков Алесей Иванович. Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то повезет меня в лагерь к злодею… Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную…». Петр, прочитав это письмо, чуть было не сошел с ума. После того, как генерал не отпустил его покинуть лагерь, он отправился без разрешения в Белогорскую крепость. По дороге в крепость он встречает лагерь Пугачева, но Пугачев не убивает его. А наоборот выслушивает и отправляется вместе с ним в крепость. Марья Ивановна увидев Пугачева, не согласилась уходить, так как Пугачев убийца ее родителей. С одной стороны ее поступок верен, остаться в крепости, но с другой стороны быть женой Швабрина, который так жестоко издевался над ней. Но я не могу судить ее поступки. И так Пугачев узнает, что на самом деле Маша приходиться дочерью коменданта Миронова. Но узнав это, он не приказывает повесить Гринева, а наоборот приказывает дать пропуск Петру во все заставы и крепости. В этот момент можно сказать, что Швабрин остался без ничего он потерял любимую им женщину, упал в глазах Гринева. История могла бы на этом и закончится, но в этом момент арестовывают Петра. Его обвиняют в том, что он вошел на службу к Пугачеву. Это нелепость, но все-таки это так. А виной тому зависть Швабрина счастью Гринева. Это по его словам Гринев был отражен от Пугачева в Оренбург шпионом. Это, казалось бы, конец, Петра должны судить, Марья осталась бы одна. Но Маша поехала в Петербург к самой императрице просить прошение. Но в саду Маша, встречает женщину, которая выслушивает всю ее историю. А как потом оказалось, это была сама императрица. На следующий день Марью Ивановну пригласили во дворец. И вот что сказала ей императрица: «.Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потруднитесь отвезти к будущему свекру.».
    На этом и заканчивает повесть «Капитанская дочка». Много было волнительных моментов. Переживая за судьбу героев, ты переворачиваешь одну страницу за другой. И не замечаешь, как прочитал повесть. В этой повести заложены реальные события. Ведь, как известно Пушкин ездил по губерниям, где побывал Пугачев, и собирал информацию о его пребывании. На основе этих записей он и написал это произведение, которое мне очень понравилось.

  12. Капитанская дочка
    История проходит через
    Дом человека, через его частную жизнь.
    Ю.М.Лотман
    Восстание дворян на Сенатской площади в С.-Петербурге.
    14 декабря 1825. Это событие стало наивысшим моментом декабристского движения и началом его конца. После разгрома восстания, А.С.Пушкин предпринимает попытки переосмыслить происходящие события и их роль в судьбе дворян, среди которых были его друзья. В 30 годах XIX века Пушкин наиболее часто обращается к теме восстаний и задумывается об их влиянии на судьбы не человечества вообще, а отдельно взятой личности. Этому способствовали ряд произошедших в те годы событий: французская революция 1830 года, холерные бунты в России, восстания военных поселений в Новгороде и Старой Руси.
    И именно в это время судьба как бы подсказала Пушкину неожиданный сюжет, который, казалось, помогал решению проблемы, так остро поставленной восстанием, потерпевшим поражение. 17 февраля 1832 года Пушкину доставили подарок Николая I «книгу» – многотомное «Полное собрание законов Российской империи», – присланную в помощь его занятиям историей Петра I. В двадцатом томе поэт обнаружил множество материалов, связанных с восстанием Пугачева: манифесты Екатерины II, ее именные указы, «наставления», а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств дел пленных мятежников – Пугачева и его товарищей. Среди этих официальных документов особое внимание Пушкина привлекла «Сентенция 1775 года января 10. О наказании смертною казнею изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников. С присоединением объявления прощаемом преступником».1
    В «Сентенции» довольно подробно рассказывалось о ходе восстания и его участниках. Там-то и обнаружил Пушкин неожиданное и взволновавшее его сообщение о дворянине, перешедшем на сторону Пугачева.
    Мысль, интересовавшая Пушкина, была подтверждена историческим фактором – дворянин из «хорошего», то есть родового дворянства перешел на сторону Пугачева и участвовал в народном восстании. Тогда-то и возник замысел исторического произведения (повести? романа?) о дворянине – пугачевце.
    Первый план не стал основой задуманного произведения – явно не доставало фактического материала. Пушкин вновь вернулся к замыслу о дворянине – пугачевце и в 1833 году составил новый план.
    В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к военному министру А.И.Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах военного министерства с документами второй половины XVIII века. Первые материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля. Изучение их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине пугачевце.
    К 22 мая он уже закончил ее черновой вариант. В июле Пушкин попросил разрешение выехать в Казанскую и Оренбургскую губернии, мотивируя свою просьбу желанием ознакомиться с местами, которые должны быть описаны в подготавливаемом им романе. 7 августа поездка была разрешена, И Пушкин получил четырехмесячный отпуск. 18 августа он выехал в Петербург. 1 октября, после посещения Казанской и Оренбургской губернии, Пушкин прибыл в Болдино, где и завершил свою работу над «Историей Пугачева».
    Но и после этого Пушкин не приступил к написанию романа. Только через год, в октябре-ноябре 1834 года, или даже 1834-1835 годах, Пушкин записывает новый план романа.
    В этом плане совершенно снята проблема перехода дворянина-офицера на сторону Пугачева. За ним сохранилась лишь функция свидетеля. Некоторые из названных в плане событий уже довольно близки к «Капитанской дочке».
    Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь жениха. Но интересна во всем этом роль случая, судьбы!
    C того времени как Гринев попадает на службу в Оренбург, жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике В. Скота, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который выводит заблудившихся путников к жилью. Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым. Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы.
    Попав в Белгородскую крепость в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронева, 18-летнюю Машу и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, прибывает в отчаянии. (Естественно, Маша, в конце концов, поселится у родителей Гринева, а Швабрин перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя злого гения).
    Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельевича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца и милует барчука за минуту до смерти. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком), мало того отпускает на все четыре стороны.
    Отправившись в Оренбург, дабы поторопить освобождение белгородской крепости, Гринев случайно узнает, что Маша, спрятанная белгородской попадьей, теперь в руках предателя Швабрина. Петр Андреевич пытается уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, он самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду и случайно остается жив.
    Причем Гринев случайно оказывается в руках Пугачева именно в тот момент, когда тот прибывает в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белогородову не удается «попытать» дворянина.
    Пугачев тронут рассказом о девушке насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогородскую крепость, и даже узнав, что Маша-дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает поженить и готов принять на себя обязанности посаженного отца (так случайно сбывается сон Гринева, который привиделся ему сразу после бурана).
    Отпущенные Пугачевым, Гринев, Маша, Савельевич попадают в засаду правительственных войск (сюжетная вариация на тему эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к месту службы до бурана, проиграл сто рублей « на бильярде». Отправив Машу в отцовское имение, Петруша остается в отряде после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и не может отвести от себя обвинение, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском селе; случайно не узнает царицу и простодушно рассказывает обо всем. Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова. Случайно Гринев присутствует на казни Пугачева. Случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которой скрывается сам Пушкин.
    Тема судьбы прослеживается, как мне кажется, следующим образом:
    – во-первых, стечение случайных обстоятельств в жизни героев
    – во-вторых, судьба представлена, как некая стихия, природная или историческая, здесь эту роль природной судьбы выполняет метель.
    Метель (метель)- смятение, мятеж, смута; волнения переживания, испуг, страх.
    Эта самая метель у Пушкина – прозаика – и станет судьбоносной для Петра Гринева. Это та самая метель, которая показывает читателю, что в данный момент мир находится в состоянии метели, ясно одно: заблудившемуся путнику не миновать беды. Что или кто там виднеется в дали? Божий храм, как в повести «Метель»? Нет … «волк или человек», «пень или волк».
    Пушкинский мотив в метели как литературная традиция появляется «в произведениях писателей XIX, XX веков. (Блок «Двенадцать», Булгаков «Белая гвардия», Пастернак «Доктор Живаго»).
    Сил нам нет кружиться доле;
    Колокольчик вдруг умолк;
    Кони стали… «Что там в поле?»
    «Кто не знает? Пень иль волк?».
    Пушкин «Бесы» 1
    – в-третьих, немало важна роль вещего сна- предсказателя судьбы.
    Сон Петра Гринева (глава Вожатый)- вещий, пророческий сон весь трагизм дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором,- предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под свое благословение,- быть может, добрый знак для самого Гринева.
    Пугачев сыграл спасительную роль в судьбе Гринева, проявляя «государеву» милость так же, как Екатерина II проявила милость к его дальнейшей судьбе. Пугачев тоже вовлечен в тот круг добра, о котором постоянно напоминает автор романа.
    Светлая вера Пушкина в добродетель человека способствовала тому, что Пугачев в романе показан противоречиво, несколько идеализированно. Поступки его непредсказуемы: добро и зло, злодеяние и милость. Мы можем себе задать вопрос! «Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой, со всеми, кто не присягнул «государю», Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?».
    Мятежника в офицере поразила смелость, верность дому, его страстное желание защитить возлюбленную, пусть даже ценой собственной смерти, его подверженность сердечному влечению, а не рассудку – все те качества, которых не было у самого Пугачева.
    Из метели появится Пугачев, мятежный характер раскрыт в романе: метель положила определенную трагическую предрешимость судьбы.
    Таким образом, судьба Гринева соотнесена с изображаемыми историческими событиями: подавление пугачевского бунта в России. Характер героя дается через призму восприятия или фигуры Пугачева от их первой встречи в дороге во время бурана и до последнего кивка головой Гриневу с Лобного места на красной площади.
    Пугачев играет в судьбе Гринева и его любимой Маши Мироновой огромную роль, не однажды спасая обоих от смерти. Великодушное отношение Пугачева к Гриневу не может не расположить доброго и отзывчивого молодого человека. «Ты мой благодетель»- говорит Гринев в минуту эмоционального порыва. Но в основе отношения Петра Гринева к Пугачеву лежит не благодарность, а бескорыстная искренняя симпатия (впрочем, взаимная). И Гренев, классический враг Пугачева, не может не признать его обаяние: «Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему».1
    Пушкин видит роковую неизбежность борьбы, понимает историческую обоснованность крестьянского восстания, отказывается видеть в его руководителях «злодеев». Но он не видит пути, который от идей и действий любого из борющихся лагерей вел бы к тому обществу человечности, братства и вдохновения, туманные контуры которого возникли в его сознании.
    В «Капитанской дочке» Пугачев наделен достаточной властью, чтобы самостоятельно и вопреки своим сподвижникам спасти и Гринева и Машу Миронову. Пушкин начинает ценить в историческом деятеле способность проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре. Прямое, без последующих звеньев, обращение Маши к Екатерине II, доступность и человечность, который не ставить между жизнью и собой мертвой фикции закона, независимость Пугачева от мнения своих «пьяниц», которые «не пощадили бы бедную девушку», обеспечивают счастливые развязки человеческих судеб.
    «Гринев – не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVII века, с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатию автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью. В нем видны черты более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за пределы его времени»1. Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает на Гринева. В этом глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь врага, у правительства – как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному лагерю. Швабрин – к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками (дуэль), с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугой Пугачева. Швабрин морально ниже, чем рядовой дворянин Зурин, который, воспитанный в кругу сословных представлений, не чувствует их бесчеловечность, но служит тому, в справедливость чего верить. Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы подняться над «жестоким веком», а сохранить в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
    Таким образом, в романе «Капитанская дочь» Пушкин показывает как бы стихия, случайность, сон, не вмешивались в судьбу – человек сам творец своей судьбы.
    1Макагоренко – Пушкин – Москва 1995 c.15
    1 Пушкин собрание сочинения. Москва – 1949 c.560
    1 Пушкин собрание сочинения. Москва-1949.c.569
    1 Макагоренко – Пушкин в школе 1995 г. Москва.c.

  13. 13
    Текст добавил: НаЦЕпила_КорОнУ_И_нЕ_ЕпёТ

    Низость и двоедушие Алексея Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Алексей Швабрин — один из героев повести “Капитанская дочка”. В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы “увидеть наконец человеческое лицо”. Однако не только высокомерием определяется характер этого героя.
    Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попро” сту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”. Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе.
    Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения — поэмы “Полтава” — мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин — прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.
    Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести “Капитанская дочка”?

  14. А.С.Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме “Борис Годунов” поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести “История села Горюхина” и продолжает ее в “Дубровском”.
    Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773—1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
    В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.
    Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.
    Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.
    Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.
    Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.
    Читая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

  15. 15
    Текст добавил: Двадцатигранник

    «Капитанская дочка» – это многожанровое произведение. Его можно рассматривать и как повесть, и как мемуары, и как исторический роман. Я больше склоняюсь к последней версии, потому что в произведении описывается история двух влюбленных – Петра Гринева и Марьи Мироновой, которые по неожиданным стечениям обстоятельств оказались связаны с предводителем народного восстания того времени, одним из главных героев книги – Емельяном Пугачевым.
    Создавая «Капитанскую дочку», Пушкин подолгу работал в архивах, ездил в места, где происходило восстание. Поэтому все герои, все события, описываемые в произведении, очень реалистичны. Повествование идет от имени главного героя – Петра Андреевича Гринева. Благодаря этому у читателя создается впечатление, что повествующий сам жил в то время, все видел своими глазами, был участником тех событий.
    Петру Гриневу, или Петруше, как называла его мать, было шестнадцать лет, когда отец решил отправить его в армию. До сих пор живший весело, гоняя голубей и играя с дворовыми мальчишками, Петруша восхищался мыслью о службе в Петербурге, о свободе, об офицерском чине. Большего он и желать не мог! Но вдруг надежды неожиданно рухнули: отец объявил, что Петр едет служить в Оренбург.
    Так, совершенным мальчишкою, выращенный в родительском доме в атмосфере любви, словно парниковый цветок, уезжал он в глухую деревню, крепко запомнив напутственные слова отца : «… береги платье снову, а честь смолоду».
    Впервые хорошие черты характера Гринева проявились по дороге в Оренбург. Тогда, подарив из сострадания незнакомому человеку, оказавшемуся Пугачевым, заячий тулуп, он заложил основу дружеских отношений между собой и беглым каторжником.
    Приехав в Белогорскую крепость, Гринев не увидел грозных бастионов и башен. Крепостью называлась небольшая деревушка, окруженная бревенчатым забором, гарнизоном – человек двадцать старичков, не умевших отличить «право» от «лево». Да и порядки здесь были не армейские: ни учений, ни проверок. В семье капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости, Гринев был принят очень радушно. Служба его не обременяла, и постепенно жизнь его делалась даже приятною. Капитан Иван Кузьмич был необразованным, но очень честным и добрым. Его жена, Василиса Егоровна, управляла крепостью, как своим домом. Дочь капитана, Марья Ивановна, Сначала не понравилась Петру: его новый друг А. Швабрин описал Машу очень глупой. Но, познакомившись с девушкой, Петр изменил свое мнение. Постепенно он привязался ко всему семейству.
    Незаметно (наверное, даже для самого Петра) привязанность к Марье Ивановне перерастает в любовь. Почти каждый день Гринев обедал в доме у коменданта, там же проводил и остаток дня. Маша нравилась ему все больше и больше. С А. И. Швабриным он тоже виделся каждый день, но он становился ему все менее приятен. Особенно Гриневу не нравились шуточки Швабрина о Маше.
    Петр стал увлекаться литературой. Однажды он сочинил песенку, в которой объяснялся в любви к Маше. Под предлогом просьбы о совете (на самом деле он рассчитывал на похвалу) он понес стишок к Швабрину. Но тот начал насмехаться над песенкой, задевая чувства Петра, и, как всегда, оскорбляя Машу. Петр назвал Швабрина мерзавцем и лжецом, на что Швабрин ответил вызовом на дуэль. Гринев не мог не заступиться за честь любимой девушки, он не мог снести нанесенного ему оскорбления, и принял вызов. На дуэли он был ранен (Швабрин, воспользовавшись тем, что его соперник отвлекся, ударил его шпагой в грудь).
    Вся семья капитана ухаживала за Гриневым. Маша не отходила от постели больного. Рана была несильной, Петр поправился. После дуэли его любовь к Маше сделалась еще сильнее. Он предложил девушке выйти за него замуж, она согласилась. Но отец Петра, видевший в этой любви лишь детское увлечение, не дал согласия на брак. После взятия Белогорской крепости пугачевцами, Гринев был вынужден уехать в Оренбург. Ему нелегко далось это решение, потому что он боялся оставить Марью Ивановну одну в крепости, начальником которой по повелению Пугачева был назначен Швабрин.
    После нескольких недель пребывания в Оренбурге Гринев получил письмо от Маши, в котором она просила защитить ее от Швабрина, вынуждавшего ее выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр просит у оренбургского генерала дать ему людей, чтобы избавить Белогорскую крепость от бунтовщиков. Но генерал отказал Гриневу в помощи. Не понимая чувств молодого человека, испугавшись ответственности и поражения, генерал считает, что лучше Маше побыть женою изменника. Не найдя помощи у «друга», Петру ничего не оставалось делать, как искать поддержку у «врага» – Пугачева. Приехав в Бердскую слободу, тогдашнему пристанищу атамана бунтовщиков, Гринев просит у Пугачева помощи, рассказав ему все, не упоминая лишь о том, что Маша – дочь Миронова – коменданта Белогорской крепости. Пугачев, видя в Гриневе очень честного и мужественного человека, почти не задумываясь согласился ему помочь. Даже узнав о том, что Маша – дочь капитана Миронова, он не рассердился, понимая причину обмана.
    После освобождения любимой Гринев навсегда покидает Белгородскую крепость. За время пребывания в ней в характере Петра многое изменилось, даже, можно сказать, у Петра появился характер. Он уже не беззаботный и легкомысленный мальчишка, а мужчина, способный обдумать и принять правильное решение. Он научился отвечать за свои слова, держать обещания, говорить всегда честно. Но главное, что удалось сделать Петру – это сохранить свою честь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *