Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Сочинение по картине О.В. Поповича «Не взяли на рыбалку»
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
Сочинение по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на Улице Неждановой в Москве» (2 вариант)
Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»
Сочинение по картине А.Я. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе»
Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Радуга»
Cочинение по картине Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой»
Сочинение по картине А. Рылова «В голубом просторе»
Сочинение по картине Шишкина «Рожь»
Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»
Сочинение по картине Нины Николаевны Ватолиной «Вести с фронта»
Сочинение по картине Ф. Рокотова «Портрет А.П. Струйской»
Сочинение-рассуждение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (3 вариант
Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Сочинение по картине А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Сочинение по картине И.И.Шишкина «На севере диком…»
Сочинение по картине Вилли Джеймса «Кот на окне»
Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»
Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина»
Сочинение по картине Перова «Охотники на привале»
Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители»
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»
Сочинение по картине Копытцевой: «Летний день. Цветет сирень»
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» (1879 г.)
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»
Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»
Сочинение по картине Попкова «Осенние дожди»
Сочинение по картине Н.Ромадина «Керженец»
Несколько советов
Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.
Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.
Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет. Примерная схема сочинения по картине
1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо). Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
создает, пишет, изображает, воспроизводит;
картина, полотно, репродукция, холст… Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.
Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи», чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»
Любое сочинение состоит традиционно из трёх частей: Вступление. Главная часть. Заключение.
Независимо от темы сочинения, независимо от вида его, три эти важные композиционные части цементируют всю работу и помогают создать правильную, грамотную логику повествования. Поэтому о них нужно помнить всегда.
Теперь конкретно о данном виде сочинения. Можно воспользоваться следующим планом-подсказкой.
План. 1 Вступление:
а) как получилось, что я увидел эту картину? (листал альбом, увидел в музее, показал друг, принесла в класс учительница и т.п)
б)Название картины, имя автора, исторический период, в котором творил художник.
в) Техника, в которой написана картина (акварель, масло, гуашь, пастель, карандаши) 1. Главная часть. Собственно сочинение.
а) Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, морской пейзаж, жанровая сцена (сельская, городская) исторический жанр, баталия (военные события, сцены боёв, поле боя)
б) Композиция картины. Как построено изображение? Вид композиции – линейная, диагональная, треугольная. Если нет ярко выраженной композиции – например, в классических портретах – можно просто написать, что в центре внимания художника и зрителя – человек.
в) Планы. Определить их и описать подробно: первый план – то, что ближе всего к зрителю, средний план, задний – обычно на заднем плане – пейзажи и небо. В этой части важно не просто перечислить планы, а описать, для чего служит каждый план и как планы связаны друг с другом, как они перекликаются. Что на картине главное, как это изображено, каков фон.
г) Цветовая палитра картины. Дать общую характеристику – яркая, жизнерадостная многоцветная, или сдержанная, скупая на разнообразие цвета. Описать тональность: тёплая гамма или холодная, светлые оттенки преобладают или тёмные – и почему. То есть, нужно не просто перечислять, а объяснять, почему художник выбрал именно эту гамму, что он хотел передать? радость, грусть, печаль, сосредоточенность, восторг и так далее.
д) Свет в картине. Откуда падает и что обрисовывает. Освещённость объектов. Каков характер светового потока: лучи, рассеянный свет, яркий солнечный, электрический, с какой стороны падает. Куда падают тени и насколько они живописны.
е) Идея картины. Ради чего создано произведение? Что хотел передать художник, какие хотел сообщить мысли, какие чувства намеревался пробудить у зрителя? Удалось ли это передать художнику? Какие чувства вызывает картина? Какое впечатление она оставляет? Заставляет ли сопереживать?
3 Заключение. Итоги и мировое значение произведения.
Описать личные впечатления и собственные чувства. Что пробудила картина, о чём заставила задуматься. Захотелось ли посмотреть другие работы художника и узнать о нём побольше.
Если работа значительная, нужно написать, в каком музее она находится и насколько она известна.
Вывод: зачем нужно смотреть картины и уметь их анализировать. Что это даёт человеку.
Пользуясь планом, нужно помнить, что к нему нужно относиться творчески. Например, что-то сократить, если картина не соответствует какому-то пункту. Можно поменять пункты местами. Например, о технике картины написать во второй или даже третьей части.
И конечно, нужно учиться владеть специальной экспрессивной лексикой, принятой в описании работ художников.
7
Основная часть. Для неба Весна выбрала ……….. (нежные, яркие, сочные, легкие)цвета. И оно стало ……., ………, ……… (высоким, бирюзовым, легким, безоблачным, воздушным, нежным)
8
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк
9
10
Первый ручеёк. Земля освободилась от снежного плена и на ней появились ………., ………., ………… (проталины, лужи, первый ручеёк) бежит журчит поёт струится стремится торопится звенит искрится
11
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк Бумажный кораблик
12
Бумажный кораблик. торопится несётся плывёт тонет подпрыгивает спешит стремится убегает
13
Бумажный кораблик. Но больше всего радуются весне дети. Ведь весной можно …………, …….., ……. (пускать в лужах кораблики, снять тёплые шапки и куртки, долго гулять) У всех людей …….., ………., ……….. настроение.
14
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк Бумажный кораблик Природа пробуждается
15
16
17
Природа пробуждается
18
Природа пробуждается. Лес Весна раскрасила ………., ………, ……. красками. Деревья нарядились чем? (пушинками вербы, клейкими листочками, набухшими почками) Высоко в небе поёт скворец. А мимо него всё летят и летят новые гости – журавли, лебеди, аисты, гуси. благоухает распускается цветёт просыпается прилетают поют растут кричат приносят
19
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк Бумажный кораблик Природа пробуждается. 3. Заключение
20
Заключение. Оглянулась Весна кругом, полюбовалась на свои картинки и осталась довольной, потому что ……….. – она хорошо поработала. – вся природа с нетерпением ждала её. Весна – замечательное время года, потому что всё вокруг оживает и радуется.
«Исторические картины Сурикова» – Мария. Впереди на коленях старая женщина. Ребята, задумайтесь над главными для человека вопросами: Где правда? Помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми. “Боярыня Морозова”. В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо.
«Урок картина мира» – Р. Декарт (1596 – 1650). Г. Галилей рассматривал движение используя явление инерции. Аристотель 384 – 322 гг. до н. э. Многие столетия люди наблюдали за падением тел. Развивал математическое направление классической механики. Прекращение воздействия приводит к немедленному прекращению движения. Макромир 1 мкм – 10?? м.
«Сочинение по картине Друзья» – Портрет Д. Кабалевского. Джорджоне Воин со своим оруженосцем. Портрет. Виктор Васнецов. Специальное наблюдение. Что необходимо использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной? Стиль описания внешности. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Фигура. Религиозно-мифологический жанр. Прочитанное.
«Известные картины» – «Музыка» – Анри Матиас. Женщина в синем костюме играет на гитаре. Рядом с ней, на полу, сидит другая женщина в желтом платье и слушает музыку. Перед ними на столике лежит тетрадь с нотами и мандарин. На заднем плане мы видим зеленые листья комнатного растения. «Натюрморт с цветами и плодами» – Караваджо. На этой картине нарисованы фрукты и овощи – это натюрморт. На столе лежат яблоки, гранат, лук, капуста, тыква, лимон, виноград. Еще мы видим белую вазу с полевыми цветами.
«Картина мира» – Точность моделей подтверждается неоднократными (повторяемыми) экспериментами. Джон Скот Холдейн шотландский ученый. Научная космология как самостоятельная отрасль знания возникла сравнительно недавно. Научная картина мира. Основные изменения: Философия науки. Открытия: сложная структура атома явление радиоактивности дискретность характера электромагнитного излучения.
«Дети на картинах» – «Портрет мальчика Челищева(1809).О.А. Кипренский. Юность и надежда. Только в начале жизни, в детстве существует радостный взгляд на жизнь). В центре картины художник поместил девочку-подростка Верушу Мамонтову. -Какие детские черты раскрыл художник в картине «Менины». Девочка сидит за столом светло-розовой блузе.
Сл
Текст
Сл
Текст
1Пишем сочинение. Часть “с”
14(истинного и ложного гуманизма); (истинной
2Азбучные истины Подготовка к сочинению
и мнимой красоты);
по методике В.Н.Александрова.
15Автор рассуждает (размышляет, делится
3Занятие №1 Сочинение-рассуждение как
своими впечатлениями) о… роли книг
вид речевой задачи на едином
(гуманитарных наук) в жизни современного
государственном экзамене. Цели: Дать
человека; (о том, в чём непреходящее
представление о сочинении-рассуждении как
значение поэзии Сергея Есенина, А. Блока,
виде речевой задачи Познакомить с
Б. Пастернака, творчества А.П.Чехова,
критериями, которые определяют содержание
неумирающей сатиры Н.В.Гоголя); (о том,
и форму письменного высказывания.
где настоящий мастер черпает вдохновение);
4І. Разминка. Какие языковые средства
(о национальных традициях) (о том,
используются в этом предложении? «Нежность
является ли народный промысел подлинным
цвела в ее сердце, будто луговой цветок,
искусством и как сохранить культурное
который сам по себе растет на поляне и
достояние талантливых мастеров прошлых
радует взор проходящего мимо человека»
столетий и настоящего времени); (о
1)антитеза; 2) метафора; 3)синтаксический
способности чувствовать прекрасное); (о
параллелизм; 4) сравнение; 5) метонимия
связи человека и природы); (о
А)1,4,5; б)2,4; в)1,3 г); 4.
необходимости заниматься спортом,
5Какое предложение является логическим
укреплять не только свои мышцы, но и дух),
продолжением следующего текста? «Должно
(о том, чем так привлекает сильных и
быть, не всем женщинам известно, что в
выносливых людей альпинизм (экстремальные
далекие времена их прабабушки нежно любили
виды спорта); (о манере вести дискуссию);
никель. Да-да, не удивляйтесь: еще в
(о нравственном состоянии современного
начале прошлого века никель считался
общества); (о состоянии современного
драгоценным металлом». А)Прошло почти
искусства, например, эстрадного);
полвека, пока немецкому ученому Рихтеру
16К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО
удалось выделить из руды относительно
ТЕКСТА (нестандартное начало). Что такое
чистый никель. Б) «В чем причина неудач?»
истинная красота? (подлинное искусство),
– ломали голову ученые всего мира. В) Не
(истинное милосердие)? Всегда ли мы
менее важное достоинство никеля – создание
способны отличить подлинное от мнимого?
разнообразных сплавов с другими металлами.
Одинаково ли мы воспринимаем прекрасное?
Г) Добыча никеля была связана с большими
(искусство), (милосердие)? Можно ли
трудностями, и крохотные его запасы
оценить красоту? (милосердие)? Меняются ли
попадали в руки ювелиров.
со временем представления о красоте? (о
6ІІ. Открытая книга. Цель: познакомить
милосердии)? Есть красота привычная,
с критериями, которые и определяют
соответствующая общепринятым идеалам. Но
содержание и форму письменного
есть красота нетленная, непреходящая, к
высказывания. Необходимо сформулировать
которой человечество возвращается вновь и
проблему исходного текста. Ключевой вопрос
вновь. Именно над этими вопросами и
действия: «О чем говорится в этом тексте?»
размышляет автор.
2.Прокомментировать сформулированную
17(Нестандартное начало). А задумываемся
проблему. Ключевой вопрос действия: «Что
ли мы, что такое красота? В чём величие
мы знаем об этой проблеме?»
творений музыкантов, живописцев, (зодчих и
3.Сформулировать авторскую позицию, т.е.
других народных умельцев)? Умеем ли мы
определить главную мысль текста Ключевой
наслаждаться музыкой, оценить великолепие
вопрос действия: «К какому выводу автор
храма? Умеем ли сами созидать красоту?
приводит читателя?» 4.Аргументировать
Является ли народный промысел подлинным
личностную позицию. Содержание действия:
искусством? Какую ценность он имеет в
обосновать свою точку зрения двумя
развитии культуры русского народа? Какова
аргументами Объем сочинения должен
роль национальных традиций и необходимо ли
составлять 250-350 слов.
их развивать? Как сохранить культурное
7ІІІ Тренировочный зал. Упражнение №1.
достояние талантливых мастеров прошлых
В саду. Прочитайте текст Выполните
столетий? Об этом заставляет задуматься
задания, которые помогут Вам проверить
автор очерка (текста, статьи). Для чего
глубину и точность восприятия исходного
живёт человек? В чём смысл жизни?
текста. Какую проблему поднимает автор в
(подлинное счастье?) Как не допустить
этом тексте? А) отношение детей к своим
ошибки в выборе собственного пути? Ответы
родителям? Б) взаимоотношение человека и
на эти непростые вопросы ищет автор.
природы? В) роль чтения в духовном
Проблема, поднятая автором, носит не
развитии человека? Г) значение веры в
абстрактный характер – эту проблему рано
жизни человека? В каком предложении автор
или поздно приходится решать каждому из
передает любовь Катерины Ивановны к своей
нас…
дочери? А) 3; б) 4; в) 5; г) 22;
18К2 – комментарий к сформулированной
8Какую функцию в тексте выполняет
проблеме исходного текста. СТАТЬЯ С.
пейзажное описание?(предложения 14-18) а)
БЕЛЫХ…(ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК…) помогает
замедляет развитие событий; б)показывает
читателю разобраться в поднятых вопросах,
красоту мира; в) придает изображенной
(в том, что…); осмыслить проблему …
картине грустную тональность: г) создает
углубляет наши представления о том, что
символический образ холодного и темного
такое…(истинный патриотизм, любовь,
мира, в котором угас свет человеческой
искусство…); – осознать, какое
любви. Какое художественное средство
произведение можно считать произведением
неверно проиллюстрировано примером из
искусства, истинным творением; – с чем
текста? а) метафора («серп месяца»); б)
связано ощущение родины у русского
восклицание? (предложение №23); в)
человека; – обогащается или портится
гипербола (предложение №6); г)
русский язык благодаря заимствованиям; –
фразеологизм («не ровен час»). Чем
необходимо ли современному человеку
обусловлена авторская оценка, выраженная в
понятие духовности, что значит «жить
предложении 24? А) жалостью; б) тем, что
духовной жизнью» в современную нам эпоху;
Катерина Ивановна сохранила любовь к людям
– какого человека можно назвать истинным
и природе; в)чувством долга перед К.И.;
патриотом, настоящим другом, по-настоящему
г)восхищением автора неутомимым
отзывчивым… – какими последствиями грозит
трудолюбием К.И. 3.Прочитайте предлагаемый
обществу утрата моральных устоев (засилие
вариант сочинения по этому тексту.
Запада, Интернета, экологические
Обратите внимание на его строение, на
катастрофы, утрата национальных традиций,
последовательность основных действий.
безразличие к прошлому нашей страны…);
9Упражнение № 2 Эликсир бессмертия.
19К3 – ПОЗИЦИЯ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Прочитайте текст. Выполните задания,
(об этом должно быть написано в тексте).
которые помогут Вам проверить глубину и
Точка зрения автора весьма определённа
точность восприятия исходного текста.
(однозначна), (убедительна),
Напишите сочинение-рассуждение по данному
(оригинальна). Автор полагает, что… –
клише. Озаглавьте действия; раскройте
выбирая тот или иной вид спорта
скобки, выбрав нужное слово.
(профессию), необходимо трезво оценивать
10Занятие №2. Проверочная работа. Цель:
свои возможности (способности, призвание),
самостоятельно написать
готовность к трудностям, к взаимовыручке,
сочинение-рассуждение по исходному тексту,
(к необходимости служить делу (науке) всю
опираясь на модель ответа из предыдущего
сознательную жизнь); – истинным творением
упражнения. І. Разминка Упражнение №1.
(подлинным произведением искусства) можно
Постройте предложения. Вставьте в
считать лишь то, в которое вложена вся
предлагаемый фрагмент подходящее по смыслу
душа художника, то, которое действительно
изречение. Упражнение №2. Конструирование
отражает интересы читателя, то
текста. Прочитайте текст. Выполните
произведение (искусство), которое поистине
задания, которые помогут Вам проверить
духовное и является источником высоких
глубину и точность восприятия исходного
стремлений); – обогащение русского языка
текста. Упражнение №3. Самостоятельная
вряд ли происходит за счёт наводнения
работа по тексту «Человек – первое детище
иностранными словами. В нашем языке
эволюции».
достаточно выразительных средств, чтобы
11Занятие №3. Проблема исходного текста.
выразить те или иные понятия и чувства.
Цели: Объяснить значение термина проблема.
Его метафоричность, многозначность и
Научиться определять проблему исходного
богатство. Иностранные слова необходимы
текста. Научиться формулировать проблему
лишь в той мере, в какой развивается
исходного текста в сочинении 1.Разминка
научно-технический прогресс и культурное
Упражнение №1. Составьте пословицы.
общение людей – ощущение родины у русского
Упражнение №2. Аргументация высказывания.
человека всегда связано с малой родиной,
(Какой пример можно использовать для
местом, где он родился и рос, природой
аргументации (4 варианта)? 2.Открытая
окружающего края (ромашками и васильками
книга. (Работа с терминами)
за околицей, птичьими трелями в роще,
3.Тренировочный зал.
берёзкой за окном…). В общем, с тем, где
12Цель: проверить, насколько глубоко и
человек ощущает себя счастливым.
точно понимаем проблематику исходного
20К-4 аргументация экзаменуемым
текста. Занятие №5 Комментирование
собственного мнения по проблеме (не
проблемы. Цели: Понять, что такое
повторять мнения автора). С мнением автора
комментарий к проблеме. Познакомиться со
нельзя не согласиться, настолько оно
способами комментирования проблемы.
убедительно. Автор предстал перед нами как
Определить место этого действия в
настоящий публицист (художник), (лирик),
композиции сочинения рассуждения Занятие
(философ). Я полностью разделяю его
№6-7. Приемы моделирования высказывания
позицию. Действительно… Нельзя не признать
Цели: Познакомиться с основными приемами
правоту автора, который призывает нас …
моделирования высказывания и научиться
Автор как настоящий публицист (художник),
использовать эти приемы для создания
(лирик), (философ), (критик) подводит
сочинения-рассуждения. Занятие
читателя к очень важному выводу… (Земля –
№8.Авторская позиция. Цели: Научиться
наш общий дом…); (Милосердие должно быть
выявлять авторскую позицию в тексте и
бескорыстным…); (Утрата культурного
формулировать ее в сочинении-рассуждении.
наследия страны может быть невосполнима…);
Занятие №9. Аргументация личностной
(Сохранение национальных традиций – дело
позиции. Занятие №10. Проверочные работы.
каждого из нас); (Нравственные ценности,
Занятие №4. Проверочная работа.
такие как: красота, честность, любовь,
13Обобщенный опыт работы над
самопожертвование – вечны); (Засилье
сочинением-рассуждением Вешкурцевой Н.Г.
телеканалов, убивает в человеке
ЕГЭ. ЧАСТЬ С К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ
способность сопереживать… ) Автор не может
ИСХОДНОГО ТЕКСТА СТАНДАРТ.
не восхищаться…(удивляться,
14Автор текста (проблемного очерка,
восторгаться)…Он помогает и нам понять
лирической зарисовки) размышляет над
(осознать…) всю красоту (значимость)…
весьма актуальными (наболевшими),
Автор стремится к осмыслению общественно
(серьёзными), (вечными) проблемами. Он
важных проблем и хочет вызвать у читателя
по-своему (по-новому), (весьма
определённый отклик. Я считаю, что это ему
оригинально, своеобразно), (очень
удалось. (Несомненно, безусловно, без
аргументировано) осмысливает и раскрывает
всякого сомнения, это ему удалось).
тему (отцов и детей); (добра и зла);
21ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ (Не повторять
(милосердия и жестокости); (жизни и
изложенного выше). Размышляя над
смерти); (экологических катастроф);
прочитанным, можно сделать вывод о том,
(западного влияния на современную
что… Итак, рассуждение (повествование)
молодёжь); (влияния компьютеризации);
автора в целом поучительно и побуждает нас
(подлинного творчества); (предназначения
к размышлениям о смысле жизни… Автор ещё
человека); (нравственного выбора);
раз убеждает нас в том, что необходимо
(истинного художника-творца и истоков его
читать классику (беречь культурное
популярности и славы); (подвига и
наследие, избегать слепого поклонения
исторической Памяти); (войны и поведения
кумирам…) ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
человека в экстремальных условиях); Пишем сочинение.ppt
Сл
Текст
Сл
Текст
1Сочинение на лингвистическую тему.
8лингвистическую тему. Тезис (формулируем
Лингвистика (языкознание) – наука о языке,
основную позицию автора и выражаем своё
об исторически сложившейся системе
отношение к ней) Аргументация: а) аргумент
звуковых, словарных и грамматических
– пример№1 б) аргумент – пример №2 Вывод
средств, служащих для передачи мысли и
Каждую часть пишем с красной строки !
взаимного понимания людей в обществе.
9Зачем нужны заглавные буквы?
2Что такое сочинение на лингвистическую
Вспоминаем теорию Заглавная (прописная)
тему? Вам придётся рассуждать о значении в
буква употребляется: для выделения начала
тексте: знаков препинания синонимов,
определённых отрезков текста – пишем
антонимов, фразеологизмов… глаголов,
первое слово предложения, а также после
наречий… приставок, суффиксов… метафор,
точки, многоточия, вопросительного,
эпитетов, антитезы…
восклицательного знаков. В русском стихе
3Работаем над сочинением-рассуждением.
выделяем начало каждой стихотворной
Внимательно прочитайте задание Осмыслите
строки.
задание (определите основную мысль
10Прописная буква. Выделение слов
высказывания: о каких свойствах, явлениях
независимо от текста: имена собственные,
идёт речь… ) Выделите ключевые слова.
наименования, некоторые нарицательные
4Пишем сочинение. Вступление раскрываем
существительные в контексте, где им
смысл высказывания – через 2-3 предложения
придаётся особый смысл, сложносокращённые
Автор анализирует, разбирает, называет,
слова.
характеризует, рассуждает, сопоставляет
11Зимние игры 2014. _Олимпийские
описывает, отмечает, подчёркивает
Паралимпийские «Жаркие. Зимние. Твои» Сочи
ссылается на…, раскрывает содержание Можно
МОК НОК Москва Гватемала.
применить цитату.
12Вступление. Зачем нужны заглвные букв?
5Основная часть. Возможное начало:
Разве не можем без них обойтись? Едва ли.
Присмотримся к словам в тексте…(фамилия
13Основная часть. Присмотримся и увидим,
автора ) Обратимся к тексту русского
что каждое из шести предложений написано с
писателя Докажем эту мысль на примерах из
заглавной буквы. Новое предложение – новая
текста Попытаемся раскрыть значение
мысль, записываем с заглавной буквы. Не
тезиса.
менее интересно, что название игр –
6Основная часть. 2 примера,
Олимпийские, Паралимпийские пишем с
подтверждающие слова автора, взятые из
прописной буквы, что придаёт спортивным
текста, называющие языковое явление,
мероприятиям особый статус, особенное
объясняющее его значение и роль в тексте
значение.
Ваши рассуждения.
14Вывод. Мы убеждаемся в том, что без
7Заключение. Вывод из всего сказанного
заглавной буквы не обойтись, что она нужна
(говорим то же самое что и во вступлении,
,чтобы понять и осмыслить текст.
но другими словами) Таким образом , итак ,
15Домашнее задание. Написать сочинение –
следовательно, в итоге можем прийти к
рассуждение на лингвистическую тему о
такому выводу, мы убеждаемся в том, что…,
значении заглавной буквы, приведя свои
обобщая сказанное.
аргументы.
8Сочинение-рассуждение на Сочинение на лингвистическую тему.pptx
Сл
Текст
Сл
Текст
1Сочинение-рассказ. по картине Ф. П.
7Рассказ – малая эпическая форма, в
Решетникова “Опять двойка”
которой дается изображение какого-либо
2Рассказ о художнике. Решетников Федор
эпизода жизни героя, кратковременность
Павлович родился в 1906году. Он
изображаемых событий, малое число
принадлежит к плеяде советских живописцев
действующих лиц – особенность рассказа.
и графиков. Учился Решетников после
«История двойки», «Опять двойка», «Как
окончания школы в институте
Митю подвели коньки».
изобразительных искусств. Федор Павлович
8Композиция рассказа. Завязка. Развитие
является автором жанра, основанного на
действия. – Эпизод литературного
подробном занимательном рассказе.
произведения, в котором возникает основной
3Свидетельство этому его знаменитые
художественный конфликт – эпизоды
работы «Прибыл на каникулы» (1948г.),
литературного произведения, в которых
«Опять двойка» (1959г.). За создание
происходит развитие основного конфликта
картины «Прибыл на каникулы»художник был
между завязкой и кульминацией.
удостоен Государственной премии в 1949
9Кульминация. Развязка. – Эпизод
году.
литературного произведения, в котором
4В 1951году художник вновь удостоен
художественный конфликт достигает
Государственной премии за картину «За
критической точки в своем развитии и не
мир». Не менее интересны произведения на
может далее сохраняться в виде конфликта,
историко-революционные, батальные,
требуя немедленного разрешения – эпизод
политико-публицистические темы «За мир»,
литературного произведения, в котором
«Апполон-Союз».
происходит разрешение основного
5В 1953году Решетников становиться
художественного конфликта.
действительным членом АХ СССР, затем в
10История двойки I Происшествие I в
1971году занимает пост вице-президента АХ
конце 2 четверти II История двойки: А)
СССР. А в 1974году получает звание
каток и коньки – самое большое зимнее
Народного художника СССР.
удовольствие; Б) обманывая других,
6Кого изобразил художник? Чем заняты
обманываешь самого себя. III. Делу –время,
герои и что заставило их замереть? Что
а потехе – час. Опять двойка! I. Началось
можно сказать о выражении их глаз? Дать
это с наступлением декабря II. Опять
характеристики героям картины Кто является
двойка! А) Запись в дневнике : «Не готов –
главным героем картины? Опишите устно
«два» Б)опять не доучил III. Сначала –
картину.
дело, потом – досуг. Сочинение-рассказ.ppt
Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Сочинение по картине О.В. Поповича «Не взяли на рыбалку»
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
Сочинение по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на Улице Неждановой в Москве» (2 вариант)
Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»
Сочинение по картине А.Я. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе»
Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Радуга»
Cочинение по картине Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой»
Сочинение по картине А. Рылова «В голубом просторе»
Сочинение по картине Шишкина «Рожь»
Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»
Сочинение по картине Нины Николаевны Ватолиной «Вести с фронта»
Сочинение по картине Ф. Рокотова «Портрет А.П. Струйской»
Сочинение-рассуждение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (3 вариант
Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Сочинение по картине А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Сочинение по картине И.И.Шишкина «На севере диком…»
Сочинение по картине Вилли Джеймса «Кот на окне»
Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»
Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина»
Сочинение по картине Перова «Охотники на привале»
Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители»
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»
Сочинение по картине Копытцевой: «Летний день. Цветет сирень»
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» (1879 г.)
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»
Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»
Сочинение по картине Попкова «Осенние дожди»
Сочинение по картине Н.Ромадина «Керженец»
Несколько советов
Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.
Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.
Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.
Примерная схема сочинения по картине
1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
создает, пишет, изображает, воспроизводит;
картина, полотно, репродукция, холст…
Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.
Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи», чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»
Любое сочинение состоит традиционно из трёх частей: Вступление. Главная часть. Заключение.
Независимо от темы сочинения, независимо от вида его, три эти важные композиционные части цементируют всю работу и помогают создать правильную, грамотную логику повествования. Поэтому о них нужно помнить всегда.
Теперь конкретно о данном виде сочинения. Можно воспользоваться следующим планом-подсказкой.
План.
1 Вступление:
а) как получилось, что я увидел эту картину? (листал альбом, увидел в музее, показал друг, принесла в класс учительница и т.п)
б)Название картины, имя автора, исторический период, в котором творил художник.
в) Техника, в которой написана картина (акварель, масло, гуашь, пастель, карандаши)
1. Главная часть. Собственно сочинение.
а) Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, морской пейзаж, жанровая сцена (сельская, городская) исторический жанр, баталия (военные события, сцены боёв, поле боя)
б) Композиция картины. Как построено изображение? Вид композиции – линейная, диагональная, треугольная. Если нет ярко выраженной композиции – например, в классических портретах – можно просто написать, что в центре внимания художника и зрителя – человек.
в) Планы. Определить их и описать подробно: первый план – то, что ближе всего к зрителю, средний план, задний – обычно на заднем плане – пейзажи и небо. В этой части важно не просто перечислить планы, а описать, для чего служит каждый план и как планы связаны друг с другом, как они перекликаются. Что на картине главное, как это изображено, каков фон.
г) Цветовая палитра картины. Дать общую характеристику – яркая, жизнерадостная многоцветная, или сдержанная, скупая на разнообразие цвета. Описать тональность: тёплая гамма или холодная, светлые оттенки преобладают или тёмные – и почему. То есть, нужно не просто перечислять, а объяснять, почему художник выбрал именно эту гамму, что он хотел передать? радость, грусть, печаль, сосредоточенность, восторг и так далее.
д) Свет в картине. Откуда падает и что обрисовывает. Освещённость объектов. Каков характер светового потока: лучи, рассеянный свет, яркий солнечный, электрический, с какой стороны падает. Куда падают тени и насколько они живописны.
е) Идея картины. Ради чего создано произведение? Что хотел передать художник, какие хотел сообщить мысли, какие чувства намеревался пробудить у зрителя? Удалось ли это передать художнику? Какие чувства вызывает картина? Какое впечатление она оставляет? Заставляет ли сопереживать?
3 Заключение. Итоги и мировое значение произведения.
Описать личные впечатления и собственные чувства. Что пробудила картина, о чём заставила задуматься. Захотелось ли посмотреть другие работы художника и узнать о нём побольше.
Если работа значительная, нужно написать, в каком музее она находится и насколько она известна.
Вывод: зачем нужно смотреть картины и уметь их анализировать. Что это даёт человеку.
Пользуясь планом, нужно помнить, что к нему нужно относиться творчески. Например, что-то сократить, если картина не соответствует какому-то пункту. Можно поменять пункты местами. Например, о технике картины написать во второй или даже третьей части.
И конечно, нужно учиться владеть специальной экспрессивной лексикой, принятой в описании работ художников.
7
Основная часть. Для неба Весна выбрала ……….. (нежные, яркие, сочные, легкие)цвета. И оно стало ……., ………, ……… (высоким, бирюзовым, легким, безоблачным, воздушным, нежным)
8
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк
9
10
Первый ручеёк. Земля освободилась от снежного плена и на ней появились ………., ………., ………… (проталины, лужи, первый ручеёк) бежит журчит поёт струится стремится торопится звенит искрится
11
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк Бумажный кораблик
12
Бумажный кораблик. торопится несётся плывёт тонет подпрыгивает спешит стремится убегает
13
Бумажный кораблик. Но больше всего радуются весне дети. Ведь весной можно …………, …….., ……. (пускать в лужах кораблики, снять тёплые шапки и куртки, долго гулять) У всех людей …….., ………., ……….. настроение.
14
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк Бумажный кораблик Природа пробуждается
15
16
17
Природа пробуждается
18
Природа пробуждается. Лес Весна раскрасила ………., ………, ……. красками. Деревья нарядились чем? (пушинками вербы, клейкими листочками, набухшими почками) Высоко в небе поёт скворец. А мимо него всё летят и летят новые гости – журавли, лебеди, аисты, гуси. благоухает распускается цветёт просыпается прилетают поют растут кричат приносят
19
План 1.Вступление. 2. Основная часть Последние сосульки Первый ручеёк Бумажный кораблик Природа пробуждается. 3. Заключение
20
Заключение. Оглянулась Весна кругом, полюбовалась на свои картинки и осталась довольной, потому что ……….. – она хорошо поработала. – вся природа с нетерпением ждала её. Весна – замечательное время года, потому что всё вокруг оживает и радуется.
«Исторические картины Сурикова» – Мария. Впереди на коленях старая женщина. Ребята, задумайтесь над главными для человека вопросами: Где правда? Помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми. “Боярыня Морозова”. В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо.
«Урок картина мира» – Р. Декарт (1596 – 1650). Г. Галилей рассматривал движение используя явление инерции. Аристотель 384 – 322 гг. до н. э. Многие столетия люди наблюдали за падением тел. Развивал математическое направление классической механики. Прекращение воздействия приводит к немедленному прекращению движения. Макромир 1 мкм – 10?? м.
«Сочинение по картине Друзья» – Портрет Д. Кабалевского. Джорджоне Воин со своим оруженосцем. Портрет. Виктор Васнецов. Специальное наблюдение. Что необходимо использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной? Стиль описания внешности. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Фигура. Религиозно-мифологический жанр. Прочитанное.
«Известные картины» – «Музыка» – Анри Матиас. Женщина в синем костюме играет на гитаре. Рядом с ней, на полу, сидит другая женщина в желтом платье и слушает музыку. Перед ними на столике лежит тетрадь с нотами и мандарин. На заднем плане мы видим зеленые листья комнатного растения. «Натюрморт с цветами и плодами» – Караваджо. На этой картине нарисованы фрукты и овощи – это натюрморт. На столе лежат яблоки, гранат, лук, капуста, тыква, лимон, виноград. Еще мы видим белую вазу с полевыми цветами.
«Картина мира» – Точность моделей подтверждается неоднократными (повторяемыми) экспериментами. Джон Скот Холдейн шотландский ученый. Научная космология как самостоятельная отрасль знания возникла сравнительно недавно. Научная картина мира. Основные изменения: Философия науки. Открытия: сложная структура атома явление радиоактивности дискретность характера электромагнитного излучения.
«Дети на картинах» – «Портрет мальчика Челищева(1809).О.А. Кипренский. Юность и надежда. Только в начале жизни, в детстве существует радостный взгляд на жизнь). В центре картины художник поместил девочку-подростка Верушу Мамонтову. -Какие детские черты раскрыл художник в картине «Менины». Девочка сидит за столом светло-розовой блузе.
Сл
Текст
Сл
Текст
1Пишем сочинение. Часть “с”
14(истинного и ложного гуманизма); (истинной
2Азбучные истины Подготовка к сочинению
и мнимой красоты);
по методике В.Н.Александрова.
15Автор рассуждает (размышляет, делится
3Занятие №1 Сочинение-рассуждение как
своими впечатлениями) о… роли книг
вид речевой задачи на едином
(гуманитарных наук) в жизни современного
государственном экзамене. Цели: Дать
человека; (о том, в чём непреходящее
представление о сочинении-рассуждении как
значение поэзии Сергея Есенина, А. Блока,
виде речевой задачи Познакомить с
Б. Пастернака, творчества А.П.Чехова,
критериями, которые определяют содержание
неумирающей сатиры Н.В.Гоголя); (о том,
и форму письменного высказывания.
где настоящий мастер черпает вдохновение);
4І. Разминка. Какие языковые средства
(о национальных традициях) (о том,
используются в этом предложении? «Нежность
является ли народный промысел подлинным
цвела в ее сердце, будто луговой цветок,
искусством и как сохранить культурное
который сам по себе растет на поляне и
достояние талантливых мастеров прошлых
радует взор проходящего мимо человека»
столетий и настоящего времени); (о
1)антитеза; 2) метафора; 3)синтаксический
способности чувствовать прекрасное); (о
параллелизм; 4) сравнение; 5) метонимия
связи человека и природы); (о
А)1,4,5; б)2,4; в)1,3 г); 4.
необходимости заниматься спортом,
5Какое предложение является логическим
укреплять не только свои мышцы, но и дух),
продолжением следующего текста? «Должно
(о том, чем так привлекает сильных и
быть, не всем женщинам известно, что в
выносливых людей альпинизм (экстремальные
далекие времена их прабабушки нежно любили
виды спорта); (о манере вести дискуссию);
никель. Да-да, не удивляйтесь: еще в
(о нравственном состоянии современного
начале прошлого века никель считался
общества); (о состоянии современного
драгоценным металлом». А)Прошло почти
искусства, например, эстрадного);
полвека, пока немецкому ученому Рихтеру
16К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО
удалось выделить из руды относительно
ТЕКСТА (нестандартное начало). Что такое
чистый никель. Б) «В чем причина неудач?»
истинная красота? (подлинное искусство),
– ломали голову ученые всего мира. В) Не
(истинное милосердие)? Всегда ли мы
менее важное достоинство никеля – создание
способны отличить подлинное от мнимого?
разнообразных сплавов с другими металлами.
Одинаково ли мы воспринимаем прекрасное?
Г) Добыча никеля была связана с большими
(искусство), (милосердие)? Можно ли
трудностями, и крохотные его запасы
оценить красоту? (милосердие)? Меняются ли
попадали в руки ювелиров.
со временем представления о красоте? (о
6ІІ. Открытая книга. Цель: познакомить
милосердии)? Есть красота привычная,
с критериями, которые и определяют
соответствующая общепринятым идеалам. Но
содержание и форму письменного
есть красота нетленная, непреходящая, к
высказывания. Необходимо сформулировать
которой человечество возвращается вновь и
проблему исходного текста. Ключевой вопрос
вновь. Именно над этими вопросами и
действия: «О чем говорится в этом тексте?»
размышляет автор.
2.Прокомментировать сформулированную
17(Нестандартное начало). А задумываемся
проблему. Ключевой вопрос действия: «Что
ли мы, что такое красота? В чём величие
мы знаем об этой проблеме?»
творений музыкантов, живописцев, (зодчих и
3.Сформулировать авторскую позицию, т.е.
других народных умельцев)? Умеем ли мы
определить главную мысль текста Ключевой
наслаждаться музыкой, оценить великолепие
вопрос действия: «К какому выводу автор
храма? Умеем ли сами созидать красоту?
приводит читателя?» 4.Аргументировать
Является ли народный промысел подлинным
личностную позицию. Содержание действия:
искусством? Какую ценность он имеет в
обосновать свою точку зрения двумя
развитии культуры русского народа? Какова
аргументами Объем сочинения должен
роль национальных традиций и необходимо ли
составлять 250-350 слов.
их развивать? Как сохранить культурное
7ІІІ Тренировочный зал. Упражнение №1.
достояние талантливых мастеров прошлых
В саду. Прочитайте текст Выполните
столетий? Об этом заставляет задуматься
задания, которые помогут Вам проверить
автор очерка (текста, статьи). Для чего
глубину и точность восприятия исходного
живёт человек? В чём смысл жизни?
текста. Какую проблему поднимает автор в
(подлинное счастье?) Как не допустить
этом тексте? А) отношение детей к своим
ошибки в выборе собственного пути? Ответы
родителям? Б) взаимоотношение человека и
на эти непростые вопросы ищет автор.
природы? В) роль чтения в духовном
Проблема, поднятая автором, носит не
развитии человека? Г) значение веры в
абстрактный характер – эту проблему рано
жизни человека? В каком предложении автор
или поздно приходится решать каждому из
передает любовь Катерины Ивановны к своей
нас…
дочери? А) 3; б) 4; в) 5; г) 22;
18К2 – комментарий к сформулированной
8Какую функцию в тексте выполняет
проблеме исходного текста. СТАТЬЯ С.
пейзажное описание?(предложения 14-18) а)
БЕЛЫХ…(ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК…) помогает
замедляет развитие событий; б)показывает
читателю разобраться в поднятых вопросах,
красоту мира; в) придает изображенной
(в том, что…); осмыслить проблему …
картине грустную тональность: г) создает
углубляет наши представления о том, что
символический образ холодного и темного
такое…(истинный патриотизм, любовь,
мира, в котором угас свет человеческой
искусство…); – осознать, какое
любви. Какое художественное средство
произведение можно считать произведением
неверно проиллюстрировано примером из
искусства, истинным творением; – с чем
текста? а) метафора («серп месяца»); б)
связано ощущение родины у русского
восклицание? (предложение №23); в)
человека; – обогащается или портится
гипербола (предложение №6); г)
русский язык благодаря заимствованиям; –
фразеологизм («не ровен час»). Чем
необходимо ли современному человеку
обусловлена авторская оценка, выраженная в
понятие духовности, что значит «жить
предложении 24? А) жалостью; б) тем, что
духовной жизнью» в современную нам эпоху;
Катерина Ивановна сохранила любовь к людям
– какого человека можно назвать истинным
и природе; в)чувством долга перед К.И.;
патриотом, настоящим другом, по-настоящему
г)восхищением автора неутомимым
отзывчивым… – какими последствиями грозит
трудолюбием К.И. 3.Прочитайте предлагаемый
обществу утрата моральных устоев (засилие
вариант сочинения по этому тексту.
Запада, Интернета, экологические
Обратите внимание на его строение, на
катастрофы, утрата национальных традиций,
последовательность основных действий.
безразличие к прошлому нашей страны…);
9Упражнение № 2 Эликсир бессмертия.
19К3 – ПОЗИЦИЯ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Прочитайте текст. Выполните задания,
(об этом должно быть написано в тексте).
которые помогут Вам проверить глубину и
Точка зрения автора весьма определённа
точность восприятия исходного текста.
(однозначна), (убедительна),
Напишите сочинение-рассуждение по данному
(оригинальна). Автор полагает, что… –
клише. Озаглавьте действия; раскройте
выбирая тот или иной вид спорта
скобки, выбрав нужное слово.
(профессию), необходимо трезво оценивать
10Занятие №2. Проверочная работа. Цель:
свои возможности (способности, призвание),
самостоятельно написать
готовность к трудностям, к взаимовыручке,
сочинение-рассуждение по исходному тексту,
(к необходимости служить делу (науке) всю
опираясь на модель ответа из предыдущего
сознательную жизнь); – истинным творением
упражнения. І. Разминка Упражнение №1.
(подлинным произведением искусства) можно
Постройте предложения. Вставьте в
считать лишь то, в которое вложена вся
предлагаемый фрагмент подходящее по смыслу
душа художника, то, которое действительно
изречение. Упражнение №2. Конструирование
отражает интересы читателя, то
текста. Прочитайте текст. Выполните
произведение (искусство), которое поистине
задания, которые помогут Вам проверить
духовное и является источником высоких
глубину и точность восприятия исходного
стремлений); – обогащение русского языка
текста. Упражнение №3. Самостоятельная
вряд ли происходит за счёт наводнения
работа по тексту «Человек – первое детище
иностранными словами. В нашем языке
эволюции».
достаточно выразительных средств, чтобы
11Занятие №3. Проблема исходного текста.
выразить те или иные понятия и чувства.
Цели: Объяснить значение термина проблема.
Его метафоричность, многозначность и
Научиться определять проблему исходного
богатство. Иностранные слова необходимы
текста. Научиться формулировать проблему
лишь в той мере, в какой развивается
исходного текста в сочинении 1.Разминка
научно-технический прогресс и культурное
Упражнение №1. Составьте пословицы.
общение людей – ощущение родины у русского
Упражнение №2. Аргументация высказывания.
человека всегда связано с малой родиной,
(Какой пример можно использовать для
местом, где он родился и рос, природой
аргументации (4 варианта)? 2.Открытая
окружающего края (ромашками и васильками
книга. (Работа с терминами)
за околицей, птичьими трелями в роще,
3.Тренировочный зал.
берёзкой за окном…). В общем, с тем, где
12Цель: проверить, насколько глубоко и
человек ощущает себя счастливым.
точно понимаем проблематику исходного
20К-4 аргументация экзаменуемым
текста. Занятие №5 Комментирование
собственного мнения по проблеме (не
проблемы. Цели: Понять, что такое
повторять мнения автора). С мнением автора
комментарий к проблеме. Познакомиться со
нельзя не согласиться, настолько оно
способами комментирования проблемы.
убедительно. Автор предстал перед нами как
Определить место этого действия в
настоящий публицист (художник), (лирик),
композиции сочинения рассуждения Занятие
(философ). Я полностью разделяю его
№6-7. Приемы моделирования высказывания
позицию. Действительно… Нельзя не признать
Цели: Познакомиться с основными приемами
правоту автора, который призывает нас …
моделирования высказывания и научиться
Автор как настоящий публицист (художник),
использовать эти приемы для создания
(лирик), (философ), (критик) подводит
сочинения-рассуждения. Занятие
читателя к очень важному выводу… (Земля –
№8.Авторская позиция. Цели: Научиться
наш общий дом…); (Милосердие должно быть
выявлять авторскую позицию в тексте и
бескорыстным…); (Утрата культурного
формулировать ее в сочинении-рассуждении.
наследия страны может быть невосполнима…);
Занятие №9. Аргументация личностной
(Сохранение национальных традиций – дело
позиции. Занятие №10. Проверочные работы.
каждого из нас); (Нравственные ценности,
Занятие №4. Проверочная работа.
такие как: красота, честность, любовь,
13Обобщенный опыт работы над
самопожертвование – вечны); (Засилье
сочинением-рассуждением Вешкурцевой Н.Г.
телеканалов, убивает в человеке
ЕГЭ. ЧАСТЬ С К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ
способность сопереживать… ) Автор не может
ИСХОДНОГО ТЕКСТА СТАНДАРТ.
не восхищаться…(удивляться,
14Автор текста (проблемного очерка,
восторгаться)…Он помогает и нам понять
лирической зарисовки) размышляет над
(осознать…) всю красоту (значимость)…
весьма актуальными (наболевшими),
Автор стремится к осмыслению общественно
(серьёзными), (вечными) проблемами. Он
важных проблем и хочет вызвать у читателя
по-своему (по-новому), (весьма
определённый отклик. Я считаю, что это ему
оригинально, своеобразно), (очень
удалось. (Несомненно, безусловно, без
аргументировано) осмысливает и раскрывает
всякого сомнения, это ему удалось).
тему (отцов и детей); (добра и зла);
21ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ (Не повторять
(милосердия и жестокости); (жизни и
изложенного выше). Размышляя над
смерти); (экологических катастроф);
прочитанным, можно сделать вывод о том,
(западного влияния на современную
что… Итак, рассуждение (повествование)
молодёжь); (влияния компьютеризации);
автора в целом поучительно и побуждает нас
(подлинного творчества); (предназначения
к размышлениям о смысле жизни… Автор ещё
человека); (нравственного выбора);
раз убеждает нас в том, что необходимо
(истинного художника-творца и истоков его
читать классику (беречь культурное
популярности и славы); (подвига и
наследие, избегать слепого поклонения
исторической Памяти); (войны и поведения
кумирам…) ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
человека в экстремальных условиях);
Пишем сочинение.ppt
Сл
Текст
Сл
Текст
1Сочинение на лингвистическую тему.
8лингвистическую тему. Тезис (формулируем
Лингвистика (языкознание) – наука о языке,
основную позицию автора и выражаем своё
об исторически сложившейся системе
отношение к ней) Аргументация: а) аргумент
звуковых, словарных и грамматических
– пример№1 б) аргумент – пример №2 Вывод
средств, служащих для передачи мысли и
Каждую часть пишем с красной строки !
взаимного понимания людей в обществе.
9Зачем нужны заглавные буквы?
2Что такое сочинение на лингвистическую
Вспоминаем теорию Заглавная (прописная)
тему? Вам придётся рассуждать о значении в
буква употребляется: для выделения начала
тексте: знаков препинания синонимов,
определённых отрезков текста – пишем
антонимов, фразеологизмов… глаголов,
первое слово предложения, а также после
наречий… приставок, суффиксов… метафор,
точки, многоточия, вопросительного,
эпитетов, антитезы…
восклицательного знаков. В русском стихе
3Работаем над сочинением-рассуждением.
выделяем начало каждой стихотворной
Внимательно прочитайте задание Осмыслите
строки.
задание (определите основную мысль
10Прописная буква. Выделение слов
высказывания: о каких свойствах, явлениях
независимо от текста: имена собственные,
идёт речь… ) Выделите ключевые слова.
наименования, некоторые нарицательные
4Пишем сочинение. Вступление раскрываем
существительные в контексте, где им
смысл высказывания – через 2-3 предложения
придаётся особый смысл, сложносокращённые
Автор анализирует, разбирает, называет,
слова.
характеризует, рассуждает, сопоставляет
11Зимние игры 2014. _Олимпийские
описывает, отмечает, подчёркивает
Паралимпийские «Жаркие. Зимние. Твои» Сочи
ссылается на…, раскрывает содержание Можно
МОК НОК Москва Гватемала.
применить цитату.
12Вступление. Зачем нужны заглвные букв?
5Основная часть. Возможное начало:
Разве не можем без них обойтись? Едва ли.
Присмотримся к словам в тексте…(фамилия
13Основная часть. Присмотримся и увидим,
автора ) Обратимся к тексту русского
что каждое из шести предложений написано с
писателя Докажем эту мысль на примерах из
заглавной буквы. Новое предложение – новая
текста Попытаемся раскрыть значение
мысль, записываем с заглавной буквы. Не
тезиса.
менее интересно, что название игр –
6Основная часть. 2 примера,
Олимпийские, Паралимпийские пишем с
подтверждающие слова автора, взятые из
прописной буквы, что придаёт спортивным
текста, называющие языковое явление,
мероприятиям особый статус, особенное
объясняющее его значение и роль в тексте
значение.
Ваши рассуждения.
14Вывод. Мы убеждаемся в том, что без
7Заключение. Вывод из всего сказанного
заглавной буквы не обойтись, что она нужна
(говорим то же самое что и во вступлении,
,чтобы понять и осмыслить текст.
но другими словами) Таким образом , итак ,
15Домашнее задание. Написать сочинение –
следовательно, в итоге можем прийти к
рассуждение на лингвистическую тему о
такому выводу, мы убеждаемся в том, что…,
значении заглавной буквы, приведя свои
обобщая сказанное.
аргументы.
8Сочинение-рассуждение на
Сочинение на лингвистическую тему.pptx
Сл
Текст
Сл
Текст
1Сочинение-рассказ. по картине Ф. П.
7Рассказ – малая эпическая форма, в
Решетникова “Опять двойка”
которой дается изображение какого-либо
2Рассказ о художнике. Решетников Федор
эпизода жизни героя, кратковременность
Павлович родился в 1906году. Он
изображаемых событий, малое число
принадлежит к плеяде советских живописцев
действующих лиц – особенность рассказа.
и графиков. Учился Решетников после
«История двойки», «Опять двойка», «Как
окончания школы в институте
Митю подвели коньки».
изобразительных искусств. Федор Павлович
8Композиция рассказа. Завязка. Развитие
является автором жанра, основанного на
действия. – Эпизод литературного
подробном занимательном рассказе.
произведения, в котором возникает основной
3Свидетельство этому его знаменитые
художественный конфликт – эпизоды
работы «Прибыл на каникулы» (1948г.),
литературного произведения, в которых
«Опять двойка» (1959г.). За создание
происходит развитие основного конфликта
картины «Прибыл на каникулы»художник был
между завязкой и кульминацией.
удостоен Государственной премии в 1949
9Кульминация. Развязка. – Эпизод
году.
литературного произведения, в котором
4В 1951году художник вновь удостоен
художественный конфликт достигает
Государственной премии за картину «За
критической точки в своем развитии и не
мир». Не менее интересны произведения на
может далее сохраняться в виде конфликта,
историко-революционные, батальные,
требуя немедленного разрешения – эпизод
политико-публицистические темы «За мир»,
литературного произведения, в котором
«Апполон-Союз».
происходит разрешение основного
5В 1953году Решетников становиться
художественного конфликта.
действительным членом АХ СССР, затем в
10История двойки I Происшествие I в
1971году занимает пост вице-президента АХ
конце 2 четверти II История двойки: А)
СССР. А в 1974году получает звание
каток и коньки – самое большое зимнее
Народного художника СССР.
удовольствие; Б) обманывая других,
6Кого изобразил художник? Чем заняты
обманываешь самого себя. III. Делу –время,
герои и что заставило их замереть? Что
а потехе – час. Опять двойка! I. Началось
можно сказать о выражении их глаз? Дать
это с наступлением декабря II. Опять
характеристики героям картины Кто является
двойка! А) Запись в дневнике : «Не готов –
главным героем картины? Опишите устно
«два» Б)опять не доучил III. Сначала –
картину.
дело, потом – досуг.
Сочинение-рассказ.ppt