Клише для сочинения рассуждения на лингвистическую тему

12 вариантов

  1. С2. Сочинение на лингвистическую тему
    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Структурные части сочинения
     
    Варианты речевого оформления
    1. Вступление
    – Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного   языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог,   учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    2. Основная часть
    Переход к рассуждению
    – Я разделяю точку зрения …
    – Я согласен с этим утверждением.
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)
    Введение примеров
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
    предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, … С другой стороны, …
    – Например, в предложении …
    – Так, в предложении …
    3. Вывод
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста)   доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    Таким образом, …

  2. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    в формате ГИА
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, представляет собой высказывание лингвистов, писателей, деятелей культуры о русском языке и его составляющих.
    Например:
    «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог).
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист).
    «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова).
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.).
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
    Шаг 1. Знакомимся с высказывание.
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление.
    Во вступлении необходимо:
    сформулировать позицию автора высказывания;
    выразить своё отношение к ней.
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с …
    вынужден согласиться с …
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    бесспорно мнение автора о том, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    ! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
    Шаг 4. Пишем основную часть.
    Основную часть можно начать следующими словами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки.
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    ЖЕЛАЮ УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ!

  3. > Проблем в современном мире очень много. Одна из них — про-блема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает. .
    > Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
    > Автор. (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о. . Он считает, что мы должны. . Для нас важно, чтобы. .
    > И с его мнением трудно не согласиться. Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что… .
    > А подтвердить обоснованность утверждения могу примерами из литературных произведений..
    > Автор (фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
    > (Задаём вопрос.) Именно этот вопрос (проблема), который не может не волновать современного человека, затрагивает… в своём тексте. Следует отметить, что данная проблема суще¬ствует давно, но актуальна и в наши дни.
    > В представленном тексте автор размышляет на тему. .
    Он считает, что «…».
    > Я полностью разделяю его точку зрения. Действительно, дан¬ная проблема очень актуальна в художественной литературе. Например, в произведении… .
    > Автор (фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
    > «…» (яркая фраза, отражающая основную мысль текста). Мне кажется, предложенный (имя автора) текст именно об этом.?
    > Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, раз-мышляет) о… . Таким образом,… поднимает важную, на мой взгляд, проблему… (и ставит перед читателем вопрос: «…?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена ос¬новная мысль текста.
    > Среди множества проблем особенно актуальной остаётся. . Именно этот вопрос, который не может не волновать современ¬ного человека, затрагивает. . (Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальность она не поте¬ряла и в наши дни.)
    > Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, уме-ренная, негативная, нейтральная, двойственная). Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что.. Авторская позиция, по моему мнению, связана с. / заключается в. . Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как. . Я согласен с. в том, что. . (С мнением автора трудно не со¬гласиться, так как. . Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что. во-вторых. .)
    > Общеизвестно, что. . Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что. . Мне кажется / представляется. . Действи¬тельно,. .
    > Доказательства высказанной мысли можно найти как в худо-жественной литературе, так и в жизни. Подтвердить обосно¬ванность своего мнения я могу, опираясь на мой небогатый пока жизненный опыт. . В качестве убедительного доказа¬тельства / аргумента можно также привести судьбу героя из¬вестного произведения. классика отечественной (зарубежной) литературы. .
    > Похожая ситуация рассматривается также писателем. в произ-ведении. . В эпизоде. герой проявляет такие качества, как. . Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над. / прийти к выводу о том, что. .
    > Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод. .

  4. Самой сложной частью экзаменационной работы по русскому языку является творческое задание ОГЭ. Оно выполняется на основе печатного текста. С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились три альтернативных задания:
    задание 15.1 – сочинение на лингвистическую тему;
    задание 15.2 – сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера);
    задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).
    Это дало выпускникам возможность выбора одного из трёх вариантов. Какой конкретный вид задания выбрать и как правильно его выполнять? Ведь каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом и требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.
    Для успешного написания одного из  сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать  все задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.
    Итак, рассмотрим, как работать с творческой формой 15.1.
    Как писать сочинение на лингвистическую тему? Используем тот алгоритм, который нацелен на 15.1.
    Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
    Часто бывает так, что  в одних случаях языковые явления упомянуты, а в других случаях они подразумеваются или подбираются самим учеником. Казалось бы, подбирай любую языковую  единицу и пиши, что хочешь. А ребята вообще не знают, о чем писать, потому что они не могут определить, а какую брать: морфемы, значение и т.д. Поэтому, естественно, проще бывает с теми высказываниями, где языковые единицы хотя бы упомянуты.
    Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). Чтобы не потерять, чтобы увидеть: вот они, мы с ними работаем.
    В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
    Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте.
    Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от девятиклассников потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера предложений. Обращаем внимание ребят на то, что такое «роль языковой единицы»? Объясняем так: «Зачем эта единица в тексте нужна? Что она дает для понимания смысла?»
    И вот, что интересно!  Всё-таки есть высказывания, которые на смысл выйти нам не позволяют. И  есть те, где понятно: как идти, куда идти, куда двигаться. Т.е. опять же смотрим, если ребенок написал: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор выражает противопоставление…». Роль раскрыл? Нет! Указанные антонимы и вне текста  всегда выражают противопоставление. Другое дело, когда ребенок пишет: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор противопоставляет белые ночи Ленинграда черным дням блокады». Мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать.
    Дальше показываем композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).
    Вступление: размышление над  смыслом цитаты.
    Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
    Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
    Вывод.
    Таким образом, сочинение состоит из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.
    Облегчат написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
    Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1
    Типовые конструкции для вступления
    Типовые конструкции для основной части (аргументации)
    Типовые конструкции для заключения
    1.Автор пишет о…
    2.В высказывании…говорится о…
    3.Как отмечает…
    4. Бесспорно мнение автора о том, что…
    5. Я полностью согласен с…
    6. Не могу не согласиться с …
    7. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    8.Попробуем доказать эту мысль примерами из текста
    1.Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
    2.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
    3.Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    4.Пример можно найти в предложении № …
    5.Рассмотрим предложение… В н?м использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    6.Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
    7.Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    1.Таким образом, итак, в заключение, как видим…
    2.Итак, можно увидеть, что…
    3.Нам удалось доказать, что…
    4.В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    5.Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Помните! В любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные шаблонные фразы.
    Во  избежание повторов при написании сочинения необходимо использовать синонимы:
    автор цитаты – лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель;
    автор говорит – утверждает, считает, пишет, рассуждает;
    высказывание – цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова;
    оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо,  бесспорно.
    Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему
    Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
    Отсутствует комментарий.
    Анализируя языковые средства, учащиеся  приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления.
    Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
    Нет ответа на вопрос: зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинение приобретает формальный оттенок.
    Творческие задания.
    Хотелось бы, чтобы разговор о тексте, о творческой работе не начинался в первый раз в 9 классе. К  нему  необходимо идти  медленно, постепенно. Для этого можно использовать систему заданий для учащихся.
    Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами.
    1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист)
    ________________________________________
    И здесь мы работаем с лингвистическими высказываниями и, соответственно,  предлагаем понять: правильно или неправильно справились.
    И следующее задание:
    Задание 2. Прочитайте высказывания  лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант.
    «У каждой части речи свои достоинства» (А.М.Пешковский, лингвист)
    Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.
    Здесь есть типичная для ученика ошибка: он путает части речи и члены предложения. О частях речи нужно говорить.
    Еще один момент. Подсказки, которые мы можем предложить.  Всегда хочется сначала показать, в каком русле работать.
    Предположим, задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого».
    Аргументируя свой ответ, приведите  примеры из прочитанного текста.
    Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.
    Подсказка:  Приведённое высказывание я понимаю так:  ___________________________________
    Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые_________________________________
    ____________________
    Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью________________________________________
    Таким образом, __________________________________
    Используемая литература.
    Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки.
    Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ОГЭ.

  5. С2. Сочинение на лингвистическую тему
    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Структурные части
    сочинения
    1. Вступление
    Варианты речевого оформления
    – Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов
    известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога)
    (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет:
    «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя,
    фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора),
    полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    2. Основная часть
    Переход к
    рассуждению
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    – Я разделяю точку зрения …
    – Я согласен с этим утверждением.
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Введение примеров
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя
    автора исходного текста)
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
    предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, … С другой стороны, …
    – Например, в предложении …
    3. Вывод
    – Так, в предложении …
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость
    утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    Таким образом, …

  6. Добрый день! Вот клише, которые помогут написать сочинения 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ по русскому языку (текстовый формат под видео).

    Сочинение 15.1.

    1 абзац (Вступление). 
    Автор (фамилия) утверждает: (цитата)// Автор пишет о…
    В высказывании … говорится о…
    Действительно, …
    Как отмечает (фамилия), …
    Бесспорно, мнение автора о том, что… верно. (поясняем смысл высказывания)
    Я полностью согласен с … (поясняем смысл высказывания)
    Не могу не согласиться с …
    Я поддерживаю мнение…
    Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
     
    2 абзац (первый пример). 
    Эти мысли можно подтвердить примерами из текста.
    Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
    Во-первых, в предложении… (пример, подтверждающий тезис)
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
    Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    Пример можно найти в предложении № …
    Рассмотрим предложение… В н?м использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
     
    3 абзац (второй пример). 
    Во-вторых, в предложении…
    Также рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    4 абзац (Вывод). 
    Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
     

    Сочинение 15.2.

    1 абзац (Вступление). 
    В высказывании … говорится о…
    На мой взгляд, … (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)
    Анализируя предложенный (прочитанный) текст, я хочу сказать, что…
    Смысл данной фразы (//фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)…
    Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
    2 абзац (первый пример). 
    Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
    Обратимся к тексту…
    Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…
    Как справедливо замечено автором данного текста: «….»…
    3 абзац (второй пример). 
    Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
    Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…
    4 абзац (Вывод). 
    Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
     

    Сочинение 15.3.

    1 абзац (Вступление). 
    Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
    Что такое …? (слово из задания + даём своё объяснение)
    2 абзац (первый пример). 
    Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
    Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
    Обратимся к тексту….
    Сущность данного понятия, по мнению автора текста, сводится к…
    Автору (писателю, ученому, лингвисту…) данного текста было важно показать, что…
    Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…
    3 абзац (второй пример). 
    Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…
    Кроме того, хотелось бы привести пример из жизни…
    Разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного понятия….
    Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить…
    Приводя пример из жизни, хочу обратиться к…
    Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…
    4 абзац (Вывод). 
    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию/ высказываем свою точку зрения).
    Итак, можно увидеть, что…
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    Можно сделать вывод о том, что…
    Из вышесказанного следует…

  7. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  8. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Начало текста
    Прочитав этот текст, я подумал: да, и со мной было такое…
    Я думаю, что с каждым бывало такое, но у автора этого текста…
    Прочитав этот текст, я вспомнил…
    Когда я прочитал этот текст, то подумал о…
    Когда я читал этот текст, я словно вспоминал то, что было со мной…
    Когда я читал этот текст, то узнавал свои впечатления…
    Я думаю, что никто не может остаться равнодушным к этой проблеме…
    Почему мы так часто бываем равнодушны к…
    Темой данного текста является…
    Темой текста служит…
    Проблема, обсуждаемая в тексте…
    Актуальность проблемы обусловлена…
    Проблема, поставленная в тексте, связана с …
    Основная часть текста
    Следует отметить, что…
    Необходимо признать, что…
    Надо подчеркнуть (что?) …
    Хочется выделить (что?) …
    Автор убедительно раскрывает (что?) …
    Автор убедительно доказывает (что?) …
    Писатель тонко замечает (что?),..
    Писатель верно подметил, как…
    Средства выразительности текста
    Текст приобретает большую выразительность благодаря…
    Текст становится более выразительным благодаря…
    Автор неравнодушен к этим проблемам, и свое волнение он  передает с помощью…
    Автор говорит об этом с иронией, которую подчеркивают такие выразительные средства, как…
    Автор сочувствует своему герою, и это проявляется (в чем?)…
    Писатель является тонким наблюдателем, что находит выражение в таких слова, как…
    Использование данных средств выразительности обусловлено необходимостью создания эффекта непосредственного общения с читателем.
    Автор усиливает выразительность текста, умело применяя такие средства выразительности, как,..
    Текст приобретает тем большую выразительность, что…
    Необходимо назвать такие выразительные средства текста, как, например…
    Выражение мнения учащегося
    С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
    По моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как…
    По-моему, злободневность этой проблемы в том, что…
    Трудно не согласиться с автором в том, что…
    Нельзя не согласиться с автором текста в (чем?)…
    Однако не совсем точным является, на мой взгляд, оценка автором (чего?) …
    Мне кажется, что в этом автор не совсем прав…
    Я думаю, что автор не прав, утверждая…
    Я думаю, что с мнением автора можно поспорить…
    В общем я разделяю точку зрения автора, однако не могу согласиться с тем, что…
    Заключение
    Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть…
    В заключение необходимо сказать…
    Итогом этих наблюдений является…
    Коммуникативный замысел
    Речевые стандарты-клише
    Комментирование основного содержания
    – анализируется (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких) проблем;
    – даётся истолкование  (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт  (чего);
    – излагается история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создания чего);
    – исследуется комплекс ( каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость (чего от чего); применение (чего в чём);
    – показывается (творческий) характер (чего); (важная) роль (чего в чём); (огромное) значение (чего для чего); влияние (чего на что); сущность (чего);
    – подвергается критике (что); рассмотрению (что); анализу (что);
    – характеризуется состояние (чего); сущность (чего);
    – рассматривается (какой) вопрос; вопрос (о чём); пример (чего).
    Выявление позиции автора
    Следует отметить, что…
    Необходимо признать, что…
    Надо подчеркнуть, что…
    Хочется выделить (что)…
    Автор даёт оценку (чему)…
    Автор выявляет сущность (чего)…
    Автор излагает свой подход (к чему)…
    Автор исходит из того, что…
    Автор показывает собственное понимание (чего)…
    Автор считает правомерным (что)…
    Автор разграничивает понятия (чего и чего)…
    Автор обращает внимание на то, что …
    Приведённые примеры автор характеризует как…
    По мнению автора,…
    Автор убедительно доказывает (что)…
    Автор аргументировано раскрывает (что)…
    Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что…
    Подчёркивая актуальность (чего), автор обращает внимание (на что)…
    По мнению автора, важное значение имеет (что)…
    Изложение собственного мнения
    Нельзя не согласиться с автором в том, что…
    Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
    По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
    Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
    Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)…

  9. Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.
    Сочинение пишется по определенному плану:
    1. Введение
    2. Постановка проблемы
    3. Комментарий к проблеме
    4. Позиция автора
    5. Ваша позиция
    6. Литературный аргумент
    7. Любой другой аргумент
    8. Заключение
    Для вступления:
    1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
    2) О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
    3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
    4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
    Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
    5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» – так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
    6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
    7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
    8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
    9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
    10) Приём «Цитата». «…,» – писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
    11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
    12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
    13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
    14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
    15) «…,» – в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
    Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
    Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:
    1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…
    2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…
    3) Данный текст посвящён теме (проблеме) …
    4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…
    5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)
    6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
    7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
    8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…
    9) Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.
    10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, – это…
    11) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
    12) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
    Для комментирования проблемы:
    1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
    2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
    3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
    4) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
    Для отражения позиции автора:
    1) Позиция автора заключается в том, что…
    2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
    3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
    4) Позиция автора такова:…
    5) Автор считает, что…
    6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
    7) Автор убеждает нас в том, что…
    8) В тексте доказывается мысль о том, что…
    9) Основная мысль текста заключается в том, что…
    10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
    Для выражения своего мнения:
    1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
    2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
    3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
    4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
    5) Мне близка позиция автора тем, что …
    Для аргументации собственной позиции:
    – с использованием жизненного опыта:
    1) Как часто приходится сталкиваться с …
    2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?
    3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …
    4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …
    – из читательского опыта
    1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
    2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
    3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
    – из зрительского опыта
    1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …
    2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …
    Для заключения:
    1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
    Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
    2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
    «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
    3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
    4) (Использование цитаты) «…,» – писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
    5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
    6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .
    Как определить проблему в предложенном тексте?
    Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема – это вопрос, которым задается автор.
    Самый верный способ определить в тексте проблему – найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    • Рекомендации к сочинению по русскому языку
    • План к сочинению по русскому языку
    • Другие материалы к С1.

  10. ШАБЛОНЫ
    Сочинения-рассуждения о русском языке
    (подготовка к письменному экзамену в 9 классе).
    Роль пунктуации.
    Каждый ученик знаком со знаками препинания : точкой, запятой ,тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для интонации и выделения смысловых оттенков.
    Давайте представим себе, что знаки препинания отменили, что же тогда получится? Вспомним сказку С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”. Там принцесса в приказе сомневалась, где поставить запятую в предложении: Казнить нельзя, помиловать. Роль запятой была роковая.
    Если бы в данном тексте не было бы  тире, то мы бы не поняли, что перед нами диалог. Еще перед нами множество восклицательных знаков (четыре). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.
    Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для выражения своих мыслей и чувств обязательно использует знаки препинания.
    Роль ударения в словах.
    Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.
    Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок – они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов.
    Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красивее, щавель, звонит…
    Как мы убедились, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.
    Рассуждение о формах слова.
    В русском литературном языке есть нормы для форм слова. Они отличаются от нелитературных форм этих же слов, которые употребляются в разговорной речи и в диалектах.
    Я знаю, что говорить надо, придерживаясь норм, чтобы всем была понятна наша речь. Представьте, что вместо слов “ляг”, :положите”,”нет кур”от нас услышат: “У нас много гусей, курей, утей, покладите на место…” Конечно же, культурные люди нас не поймут, и мы будем выглядеть смешно. Чтобы красиво и правильно излагать свои мысли в сочинениях, изложениях нужно придерживаться норм русского языка. Недопустимо употреблять нелитературные просторечные формы слов: ложи, поклади, красивше. Учитель, несомненно, подчеркнет грамматические ошибки и отметит на полях, а я получу низкую оценку моей работы.
    Как мы убедились, употребление форм слова должно быть согласованно с культурой речи.
    Для чего нужны фразеологизмы.
    В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.
    Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину.
    Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Понятно, что моё сочинение получит высокую оценку.
    Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык.
    Значение словарей в жизни человека.
    Вы любите читать словари? Часто ли вы обращаетесь к ним? Да, я это делаю часто. Ведь словари бывают разные: толковые, этимологические, иностранных слов, сочетаемости слов, орфоэпические, терминов и другие. Получается, что словари – это источники знаний.
    Бывает часто, что ты не знаешь, как правильно поставить ударение в слове, какие формы могут быть образованы, какова история происхождения этого слов.… Во всех этих случаях я непременно обращаюсь к словарям. Вот, например, слово неделя, оказывается,  образовано от словосочетания не делать, то есть отдыхать. Все эти  сведения мы узнаем из “Этимологического словаря русского языка”. Я часто пользуюсь толковым словарем под редакцией Ожегова, в котором нахожу значения встречающихся мне слов. Это нужно для правильного выражения своих мыслей, чувств в устной, письменной речи.
    Следовательно, жизнь человека, школьника, студента немыслима без чтения словарей.
    Зачем правильно произносить слова.
    Орфоэпия-это правильное произношение слов (звуков). Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, так как внимание слушающего отвлекается, и высказывания во всей полноте не воспринимаются.
    Представим себе такую ситуацию: человек произносит слова так, как они пишутся: большого, другого, что, конечно… Мы знаем, что согласно произношению должны звучать звуки [в], [ш]- это показатель культуры речи.
    Согласно правилу слова в русском языке очень часто пишутся по- разному: процессы оглушения, уподобления согласных, а также произношение безударных гласных- это дает возможность допустить ошибки.
    Размышляя о роли правильного произношения, что оно облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль нормативной устной речи очень велика.

  11. РЕЧЕВЫЕ  КЛИШЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    Краткие сведения об авторе произведения и о его творчестве. Например: «М.М. Пришвин – один из немногих авторов художественного слова, чьи произведения воспитывают в нас трепет и любовь к природе, умение рассмотреть прекрасное в окружающем нас мире. Но в данном произведении он предстает в неожиданной для меня роли философа, ищущего связь природы и человека».
    Перечисление однородных членов с обобщающим словом Например: «Верность, дружба, любовь – без этих понятий нельзя представить духовный мир человека. Известный автор современности делится с нами в своих статьях следующими размышлениями…»
    Риторический вопрос. Лучше всего в таких вопросах использовать противопоставление. Например: «Как в военное время, со всеми его жестокостями и несправедливостью может родиться в человеке сострадание? Как можно отличить, где искренность, а где лицемерие? Эти и другие вопросы поднимает в своем произведении…»
    Свои рассуждения о проблеме, поднимаемой автором. Например: «Я часто думал о том, как сложно дать четкие определения таким понятиям, как счастье, вера или любовь, а ведь в них нуждаются все без исключения. Автор в своем тексте предлагает нам поразмышлять о…»
    ПРОБЛЕМА
    ВЫРАЖЕНИЕ СОГЛАСИЯ ИЛИ НЕСОГЛАСИЯ
    В этом тексте поднимается проблема…
    В этом тексте затрагивается проблема…
    На первый план выдвигается проблема…
    Автор затрагивает (ставит, освещает) проблему…
    Я разделяю точку зрения автора…
    Я согласен с…
    Считаю, что наиболее убедительно автор…
    Я считаю, что автор необоснованно утверждает…
    Трудно согласиться…
    Хочется опровергнуть…
    Автор игнорирует…
    Нельзя не согласиться с мнением о том, что…
    Следует отметить недостатки в позиции…
    Нельзя принять утверждения…
    Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения…
    Я принимаю точку зрения автора…
    Автор не подтверждает выводы фактами…
    КОММЕНТАРИЙ
    АРГУМЕНТЫ
    В современном мире проблема… представляет особую актуальность… Чрезвычайно актуальна в последние годы проблема…
    Свои рассуждения автор начинает с …
    Чтобы мы поняли, как это важно,  автор рассказывает нам о том, что…
    Автор касается следующих вопросов…
    Нет сомнения в том, что главные усилия автора направлены…
    Приведем ряд аргументов для доказательства
    Во-первых,… Во-вторых,…
    В-третьих,… вспомним…
    Это подтверждается тем-то…,
    таким-то примером…
    В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
    В русской литературе есть тому множество примеров.
    В произведении… говорится…
    ПОЗИЦИЯ АВТОРА
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Автор убедительно доказывает, что…
    В центре внимания автора находятся…
    Автор уверен в том, что…
    Автор приходит к выводу…
    Позиция автора чётко сформулирована и аргументирована
    Автор привлекает…
    Автор исходит из того…
    Автор раскрывает…
    Автор подчеркивает…
    Самой оригинальной (интересной, любопытной…) является идея…
    Автор развивает…
    Главные усилия автора направлены…
    Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
    Из всего вышесказанного следует, что…
    В заключение можно сказать,… Итак,…
    Завершая свою мысль…

  12. С2. Сочинение на лингвистическую тему
    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Структурные части
    сочинения
    Варианты речевого оформления
    1. Вступление
    – Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога)
    (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет:
    «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    2. Основная часть
    Переход к
    рассуждению
    – Я разделяю точку зрения …
    – Я согласен с этим утверждением.
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)
    Введение примеров
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, … С другой стороны, …
    – Например, в предложении …
    – Так, в предложении …
    3. Вывод
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста
    (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    Таким образом, …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *