Клише сочинения на лингвистическую тему 9 класс

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Вова из магилева

    Клише к сочинению 9 класса
    Объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
    Сочинение состоит из следующих частей:
    1. Вступление – тезис (мысль, которую нужно доказать).
    2. Основная часть – теоретическая часть +аргументы + примеры
    3. Заключение – вывод
    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
    Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум – 3):
    • 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,
    • 3 абзац – толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
    • 4 абзац – вывод.
    Варианты вступления:
    Известный лингвист  … утверждал: « ……»;
    Я согласна с высказыванием известного лингвиста … о том, что….;
    «С………», – писал ученый Г…. Известный лингвист прав, потому что… Докажем это.;
    «С….», – писал ученый Г… Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что … Попробуем доказать это на конкретных примерах.;
    Я (полностью) согласен с …
    Не могу не согласиться с …
    Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна.
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    докажем
    покажем
    продемонстрируем
    подтвердим
    проиллюстрируем
    Я думаю, …
    Я считаю, …
    По моему мнению, …
    На мой взгляд, …
    Мне кажется, …
    Безусловно, …
    Разумеется, …
    Конечно, …
    Основная часть сочинения
    должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:
    1)объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
    2)привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
    Требованиях к примерам:
    примеров должно быть не менее 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    примеры должны иллюстрировать два разных явления языка:
    каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
    речевые клише для примеров:
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    Проиллюстрировать названное ….. явление  можно на примере …. предложения текста
    Пример …. явления можно найти в предложении № … .
    Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое ….. явление, как … .
    В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий….явление, из … предложения прочитанного мною текста.
    Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое … явление, как … . Это  под-тверждает наш вывод о том, что … .
    Заключение (вывод)
    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
    Итак, …
    Следовательно, …
    Значит, …
    Таким образом, …
    Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что … и
    1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
    2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
    Морфемы
    корень
    приставка
    суффикс
    Универсальные лексические категории
    омонимы
    синонимы
    антонимы
    паронимы
    Лексика активного и пассивного запаса 
    общеупотребительная лексика
    диалектизмы
    профессионализмы
    жаргонизмы
    арго
    эмоционально окрашенные слова
    архаизмы
    историзмы
    неологизмы
    заимствованные слова
    старославянизмы
    традиционно-поэтические слова
    народно-поэтические слова
    разговорная лексика
    просторечные слова
    книжная лексика
    термины
    фразеологизмы
    крылатые слова
    эмоционально-экспрессивная лексика
    Тропы
    метафора
    метонимия
    ирония
    гипербола
    олицетворение
    синекдоха
    литота
    эпитет
    антономасия
    аллегория
    перифраза
    художественный символ
    Стилистические фигуры
    градация
    антитеза
    оксюморон
    лексический повтор
    анафора
    эпифора
    ГАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС
    Синтаксис – раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
    Синтаксические понятия:
    способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
    повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
    восклицательные и невосклицательные предложения
    простые предложения
    двусоставные и односоставные предложения
    типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
    неполные предложения
    распространённые и нераспространённые предложения
    обращения
    однородные члены
    обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
    уточняющие и поясняющие члены
    вставные конструкции
    вводные слова и предложения
    прямая речь
    косвенная речь
    диалог
    сложносочинённые предложения
    сложноподчинённые предложения
    бессоюзные предложения
    Синтаксические средства художественной изобразительности
    риторические восклицания
    риторический вопрос
    риторическое обращение
    параллелизм
    анафра
    эпифора
    инверсия
    эллипсис
    умолчание
    смещение синтаксических конструкций
    присоединительные конструкции
    парцелляция
    многосоюзие
    бессоюзие
    градация

  2. Сочинение на лингвистическую тему
    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
    Структурные части сочинения
    Варианты речевого оформления
    1. Вступление
    – Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    2. Основная часть
    Переход к рассуждению
    – Я разделяю точку зрения …
    – Я согласен с этим утверждением.
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)
    Введение примеров
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
    предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, … С другой стороны, …
    – Например, в предложении …
    – Так, в предложении …
    3. Вывод
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    Таким образом, …

  3. ШАБЛОНЫ
    Сочинения-рассуждения о русском языке
    (подготовка к письменному экзамену в 9 классе).
    Роль пунктуации.
    Каждый ученик знаком со знаками препинания : точкой, запятой ,тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для интонации и выделения смысловых оттенков.
    Давайте представим себе, что знаки препинания отменили, что же тогда получится? Вспомним сказку С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”. Там принцесса в приказе сомневалась, где поставить запятую в предложении: Казнить нельзя, помиловать. Роль запятой была роковая.
    Если бы в данном тексте не было бы  тире, то мы бы не поняли, что перед нами диалог. Еще перед нами множество восклицательных знаков (четыре). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.
    Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для выражения своих мыслей и чувств обязательно использует знаки препинания.
    Роль ударения в словах.
    Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.
    Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок – они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов.
    Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красивее, щавель, звонит…
    Как мы убедились, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.
    Рассуждение о формах слова.
    В русском литературном языке есть нормы для форм слова. Они отличаются от нелитературных форм этих же слов, которые употребляются в разговорной речи и в диалектах.
    Я знаю, что говорить надо, придерживаясь норм, чтобы всем была понятна наша речь. Представьте, что вместо слов “ляг”, :положите”,”нет кур”от нас услышат: “У нас много гусей, курей, утей, покладите на место…” Конечно же, культурные люди нас не поймут, и мы будем выглядеть смешно. Чтобы красиво и правильно излагать свои мысли в сочинениях, изложениях нужно придерживаться норм русского языка. Недопустимо употреблять нелитературные просторечные формы слов: ложи, поклади, красивше. Учитель, несомненно, подчеркнет грамматические ошибки и отметит на полях, а я получу низкую оценку моей работы.
    Как мы убедились, употребление форм слова должно быть согласованно с культурой речи.
    Для чего нужны фразеологизмы.
    В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.
    Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину.
    Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Понятно, что моё сочинение получит высокую оценку.
    Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык.
    Значение словарей в жизни человека.
    Вы любите читать словари? Часто ли вы обращаетесь к ним? Да, я это делаю часто. Ведь словари бывают разные: толковые, этимологические, иностранных слов, сочетаемости слов, орфоэпические, терминов и другие. Получается, что словари – это источники знаний.
    Бывает часто, что ты не знаешь, как правильно поставить ударение в слове, какие формы могут быть образованы, какова история происхождения этого слов.… Во всех этих случаях я непременно обращаюсь к словарям. Вот, например, слово неделя, оказывается,  образовано от словосочетания не делать, то есть отдыхать. Все эти  сведения мы узнаем из “Этимологического словаря русского языка”. Я часто пользуюсь толковым словарем под редакцией Ожегова, в котором нахожу значения встречающихся мне слов. Это нужно для правильного выражения своих мыслей, чувств в устной, письменной речи.
    Следовательно, жизнь человека, школьника, студента немыслима без чтения словарей.
    Зачем правильно произносить слова.
    Орфоэпия-это правильное произношение слов (звуков). Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, так как внимание слушающего отвлекается, и высказывания во всей полноте не воспринимаются.
    Представим себе такую ситуацию: человек произносит слова так, как они пишутся: большого, другого, что, конечно… Мы знаем, что согласно произношению должны звучать звуки [в], [ш]- это показатель культуры речи.
    Согласно правилу слова в русском языке очень часто пишутся по- разному: процессы оглушения, уподобления согласных, а также произношение безударных гласных- это дает возможность допустить ошибки.
    Размышляя о роли правильного произношения, что оно облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль нормативной устной речи очень велика.

  4. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    в формате ГИА
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, представляет собой высказывание лингвистов, писателей, деятелей культуры о русском языке и его составляющих.
    Например:
    «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог).
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист).
    «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова).
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.).
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
    Шаг 1. Знакомимся с высказывание.
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление.
    Во вступлении необходимо:
    сформулировать позицию автора высказывания;
    выразить своё отношение к ней.
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с …
    вынужден согласиться с …
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    бесспорно мнение автора о том, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    ! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
    Шаг 4. Пишем основную часть.
    Основную часть можно начать следующими словами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки.
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    ЖЕЛАЮ УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ!

  5. Самой сложной частью экзаменационной работы по русскому языку является творческое задание ОГЭ. Оно выполняется на основе печатного текста. С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились три альтернативных задания:
    задание 15.1 – сочинение на лингвистическую тему;
    задание 15.2 – сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера);
    задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).
    Это дало выпускникам возможность выбора одного из трёх вариантов. Какой конкретный вид задания выбрать и как правильно его выполнять? Ведь каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом и требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.
    Для успешного написания одного из  сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать  все задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.
    Итак, рассмотрим, как работать с творческой формой 15.1.
    Как писать сочинение на лингвистическую тему? Используем тот алгоритм, который нацелен на 15.1.
    Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
    Часто бывает так, что  в одних случаях языковые явления упомянуты, а в других случаях они подразумеваются или подбираются самим учеником. Казалось бы, подбирай любую языковую  единицу и пиши, что хочешь. А ребята вообще не знают, о чем писать, потому что они не могут определить, а какую брать: морфемы, значение и т.д. Поэтому, естественно, проще бывает с теми высказываниями, где языковые единицы хотя бы упомянуты.
    Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). Чтобы не потерять, чтобы увидеть: вот они, мы с ними работаем.
    В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
    Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте.
    Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от девятиклассников потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера предложений. Обращаем внимание ребят на то, что такое «роль языковой единицы»? Объясняем так: «Зачем эта единица в тексте нужна? Что она дает для понимания смысла?»
    И вот, что интересно!  Всё-таки есть высказывания, которые на смысл выйти нам не позволяют. И  есть те, где понятно: как идти, куда идти, куда двигаться. Т.е. опять же смотрим, если ребенок написал: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор выражает противопоставление…». Роль раскрыл? Нет! Указанные антонимы и вне текста  всегда выражают противопоставление. Другое дело, когда ребенок пишет: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор противопоставляет белые ночи Ленинграда черным дням блокады». Мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать.
    Дальше показываем композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).
    Вступление: размышление над  смыслом цитаты.
    Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
    Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
    Вывод.
    Таким образом, сочинение состоит из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.
    Облегчат написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
    Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1
    Типовые конструкции для вступления
    Типовые конструкции для основной части (аргументации)
    Типовые конструкции для заключения
    1.Автор пишет о…
    2.В высказывании…говорится о…
    3.Как отмечает…
    4. Бесспорно мнение автора о том, что…
    5. Я полностью согласен с…
    6. Не могу не согласиться с …
    7. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    8.Попробуем доказать эту мысль примерами из текста
    1.Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
    2.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
    3.Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    4.Пример можно найти в предложении № …
    5.Рассмотрим предложение… В н?м использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    6.Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
    7.Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    1.Таким образом, итак, в заключение, как видим…
    2.Итак, можно увидеть, что…
    3.Нам удалось доказать, что…
    4.В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    5.Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Помните! В любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные шаблонные фразы.
    Во  избежание повторов при написании сочинения необходимо использовать синонимы:
    автор цитаты – лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель;
    автор говорит – утверждает, считает, пишет, рассуждает;
    высказывание – цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова;
    оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо,  бесспорно.
    Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему
    Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
    Отсутствует комментарий.
    Анализируя языковые средства, учащиеся  приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления.
    Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
    Нет ответа на вопрос: зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинение приобретает формальный оттенок.
    Творческие задания.
    Хотелось бы, чтобы разговор о тексте, о творческой работе не начинался в первый раз в 9 классе. К  нему  необходимо идти  медленно, постепенно. Для этого можно использовать систему заданий для учащихся.
    Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами.
    1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист)
    ________________________________________
    И здесь мы работаем с лингвистическими высказываниями и, соответственно,  предлагаем понять: правильно или неправильно справились.
    И следующее задание:
    Задание 2. Прочитайте высказывания  лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант.
    «У каждой части речи свои достоинства» (А.М.Пешковский, лингвист)
    Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.
    Здесь есть типичная для ученика ошибка: он путает части речи и члены предложения. О частях речи нужно говорить.
    Еще один момент. Подсказки, которые мы можем предложить.  Всегда хочется сначала показать, в каком русле работать.
    Предположим, задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого».
    Аргументируя свой ответ, приведите  примеры из прочитанного текста.
    Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.
    Подсказка:  Приведённое высказывание я понимаю так:  ___________________________________
    Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые_________________________________
    ____________________
    Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью________________________________________
    Таким образом, __________________________________
    Используемая литература.
    Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки.
    Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ОГЭ.

  6. Клише к сочинению 9 класса
    Объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
    Сочинение состоит из следующих частей:
    1. Вступление — тезис (мысль, которую нужно доказать).
    2. Основная часть – теоретическая часть +аргументы + примеры
    3. Заключение — вывод
    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
    Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум — 3):
    • 1 абзац — тезис,
    • 2 абзац — толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,
    • 3 абзац — толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
    • 4 абзац — вывод.
    Варианты вступления:
    Известный лингвист  … утверждал: « ……»;
    Я согласна с высказыванием известного лингвиста … о том, что….;
    «С………», — писал ученый Г…. Известный лингвист прав, потому что… Докажем это.;
    «С….», — писал ученый Г… Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что … Попробуем доказать это на конкретных примерах.;
    Я (полностью) согласен с …
    Не могу не согласиться с …
    Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна.
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    докажем
    покажем
    продемонстрируем
    подтвердим
    проиллюстрируем
    Я думаю, …
    Я считаю, …
    По моему мнению, …
    На мой взгляд, …
    Мне кажется, …
    Безусловно, …
    Разумеется, …
    Конечно, …
    Основная часть сочинения
    должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны:
    1)объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
    2)привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
    Требованиях к примерам:
    примеров должно быть не менее 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    примеры должны иллюстрировать два разных явления языка:
    каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
    речевые клише для примеров:
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    Проиллюстрировать названное ….. явление  можно на примере …. предложения текста
    Пример …. явления можно найти в предложении № … .
    Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое ….. явление, как … .
    В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий….явление, из … предложения прочитанного мною текста.
    Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое … явление, как … . Это  под-тверждает наш вывод о том, что … .
    Заключение (вывод)
    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
    Итак, …
    Следовательно, …
    Значит, …
    Таким образом, …
    Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что … и
    1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
    2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
    Морфемы
    корень
    приставка
    суффикс
    Универсальные лексические категории
    омонимы
    синонимы
    антонимы
    паронимы
    Лексика активного и пассивного запаса 
    общеупотребительная лексика
    диалектизмы
    профессионализмы
    жаргонизмы
    арго
    эмоционально окрашенные слова
    архаизмы
    историзмы
    неологизмы
    заимствованные слова
    старославянизмы
    традиционно-поэтические слова
    народно-поэтические слова
    разговорная лексика
    просторечные слова
    книжная лексика
    термины
    фразеологизмы
    крылатые слова
    эмоционально-экспрессивная лексика
    Тропы
    метафора
    метонимия
    ирония
    гипербола
    олицетворение
    синекдоха
    литота
    эпитет
    антономасия
    аллегория
    перифраза
    художественный символ
    Стилистические фигуры
    градация
    антитеза
    оксюморон
    лексический повтор
    анафора
    эпифора
    ГАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС
    Синтаксис — раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
    Синтаксические понятия:
    способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
    повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
    восклицательные и невосклицательные предложения
    простые предложения
    двусоставные и односоставные предложения
    типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
    неполные предложения
    распространённые и нераспространённые предложения
    обращения
    однородные члены
    обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
    уточняющие и поясняющие члены
    вставные конструкции
    вводные слова и предложения
    прямая речь
    косвенная речь
    диалог
    сложносочинённые предложения
    сложноподчинённые предложения
    бессоюзные предложения
    Синтаксические средства художественной изобразительности
    риторические восклицания
    риторический вопрос
    риторическое обращение
    параллелизм
    анафра
    эпифора
    инверсия
    эллипсис
    умолчание
    смещение синтаксических конструкций
    присоединительные конструкции
    парцелляция
    многосоюзие
    бессоюзие
    градация

  7. Добрый день! Вот клише, которые помогут написать сочинения 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ по русскому языку (текстовый формат под видео).

    Сочинение 15.1.

    1 абзац (Вступление). 
    Автор (фамилия) утверждает: (цитата)// Автор пишет о…
    В высказывании … говорится о…
    Действительно, …
    Как отмечает (фамилия), …
    Бесспорно, мнение автора о том, что… верно. (поясняем смысл высказывания)
    Я полностью согласен с … (поясняем смысл высказывания)
    Не могу не согласиться с …
    Я поддерживаю мнение…
    Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
     
    2 абзац (первый пример). 
    Эти мысли можно подтвердить примерами из текста.
    Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
    Во-первых, в предложении… (пример, подтверждающий тезис)
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
    Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    Пример можно найти в предложении № …
    Рассмотрим предложение… В н?м использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
     
    3 абзац (второй пример). 
    Во-вторых, в предложении…
    Также рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    4 абзац (Вывод). 
    Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
     

    Сочинение 15.2.

    1 абзац (Вступление). 
    В высказывании … говорится о…
    На мой взгляд, … (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)
    Анализируя предложенный (прочитанный) текст, я хочу сказать, что…
    Смысл данной фразы (//фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)…
    Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
    2 абзац (первый пример). 
    Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
    Обратимся к тексту…
    Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…
    Как справедливо замечено автором данного текста: «….»…
    3 абзац (второй пример). 
    Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
    Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…
    4 абзац (Вывод). 
    Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)
     

    Сочинение 15.3.

    1 абзац (Вступление). 
    Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
    Что такое …? (слово из задания + даём своё объяснение)
    2 абзац (первый пример). 
    Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
    Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
    Обратимся к тексту….
    Сущность данного понятия, по мнению автора текста, сводится к…
    Автору (писателю, ученому, лингвисту…) данного текста было важно показать, что…
    Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…
    3 абзац (второй пример). 
    Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…
    Кроме того, хотелось бы привести пример из жизни…
    Разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного понятия….
    Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить…
    Приводя пример из жизни, хочу обратиться к…
    Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…
    4 абзац (Вывод). 
    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию/ высказываем свою точку зрения).
    Итак, можно увидеть, что…
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    Можно сделать вывод о том, что…
    Из вышесказанного следует…

  8. Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему
    Ученый-энциклопедист П.А. Флоренский советовал дочери: «Когда читаешь… отдавай себе отчет в построении произведения, в особенностях языка… Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель… Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».
    Абзац
    Композиционная часть
    Содержание
    Требования критериев оценки сочинения
    Возможные шаблоны
    1
    Вступление (Тезис)
    Возможно цитирование высказывания. Обязательно привести на теоретическом уровне свое рассуждение, раскрывающее понимание высказывания.
    Назвать упоминаемые в цитате языковые явления (разделы языкознания) и раскрыть их роль в речи.
    Следить за соблюдением фактической точности
    Автор сказал: «…».
    «…», – утверждает известный лингвист (писатель и пр.) …
    Действительно, …
    2
    Основная часть (Доказательства)
    Доказать своё понимание высказывания на примере текста. Привести 2 примера наличия языковых явлений, назвать их и указать их конкретную роль в данном тексте.
    Обязательно 2 примера из данного текста
    Слова процитировать, на предложения указать
    Примеры должны соответствовать тезисам, т.е. иллюстрировать названное языковое явление
    Обязательно указать роль в этом тексте
    Соблюдать логику в высказывании.
    Быть точным в употреблении терминов
    Примеры без тезиса не засчитываются
    Для доказательства обратимся к примерам из текста. Во-первых, для создания (раскрытия и т.п. – назначение средства) … автор использует … (назвать средство, например, эпитеты, разговорную лексику, вводные слова и т.п.)
    В предложении № автор использует …, которые позволяют ему…
    Во-вторых, для того чтобы передать …, автор использует …
    3
    Заключение (Вывод)
    Подвести итог своим рассуждениям.
    Вывод должен соответствовать первоначальному тезису и доказательствам.
    Можно перефразировать высказывание ученого.
    Таким образом, мы убедились в истинности высказывания …
    Автор (цитаты), безусловно, был прав в том, что …
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (высказывание ученого или писателя не учитывается). Обязательно наличие 3 абзацев (деление на 4 допускается). Цитаты заключать в кавычки. Вводные слова желательно использовать и обособлять запятыми.

  9. Образцы сочинений на лингвистическую тему С2.1.
    Образец 1.
    Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
    Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
    Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.
    Образец 2.
    Язык – это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
    Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
    Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают”.
    Образец 3.
    На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, которую используют люди при общении. Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к «высокой лексике»: « В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу…” Буквально через несколько предложений И.Бунин прибегает к экспрессивно окрашенному слову: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи.
    Чтобы понять смысл второй части высказывания, вспоминаю значение слова «грамматика», раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте И. Бунин, рассуждая о сущности таланта, говорил горячо, образно. В этом поэту помогла экспрессия неполных предложений. В предложениях 10-12 он говорит: «Опишите дерево. Море. Скамейку». В подобных синтаксических конструкциях природой заложены огромные изобразительные возможности: называя предметы, Бунин более четко и ярко обрисовывает то, о чем надо писать молодому поэту.
    Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.   ( 177слов)
    Образец 4.
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
    Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу…”  Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.
    Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка “свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  (129 слов)
    Образец 5.
    «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.
    Прежде всего, мальчик в рассказе Б.Васильева, вероятно, любит читать, так как в его лексикон входит книжное слово «почин» (предложение 5). Кроме того, этот же герой нарушает грамматические нормы, неправильно строит предложения. Например, он соединяет категорическое требование «должны передать» и вежливое обращение «пожалуйста» (предложение 19, 20).
    На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.
    Образец 6.
    «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Высказывание ученого Г.Степанова, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это.
    Во-первых, разговорно-просторечные слова «большой девочки» из текста Б.Васильева – показатель примитивности ее мышления, грубости и бессердечия по отношению к своему товарищу: «трус несчастный»… (34), «только пикни у нас» (35), «мы тебе такое устроим, что наплачешься» (38).
    Во-вторых, серьезный мальчик, герой текста, нарушает грамматические нормы связей между предложениями. Правильно было бы поменять местами предложения 5 и 6. Такая речь характеризует бедность словарного запаса героя и незнание грамматики.
    Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, это и имел в виду ученый Г.Степанов.
    Образец 7.
    «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Суждение лингвиста Г.Степанова вполне понятно, потому что лексика и грамматика  связаны друг с другом. В тексте Б.Васильева мы видим как богатство лексики, так и разнообразие грамматики. Докажем это.
    Прежде всего, чтобы передать свое отношение к героине, автор использует разного рода синонимы «разговор… обеспокоил ее, удивил и обидел» (33), «она ждала…, вся была сосредоточена на этом скрипе» (40), «горечь и… обида скоро оставили Анну Федотовну» (44), «он угас, погиб, умер вторично» (52). Кроме того, описывая душевное состояние героини, автор использует сложные синтаксические конструкции. Например, сложноподчиненные предложения (14, 24, 30, 32).
    Таким образом, лексика и грамматика текста Б.Васильева – показатель художественного мастерства известного писателя.
    Образец 8.
    Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
    «Словарь языка» – это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
    В качестве примера возьмём слово «пикни» (предложение 35). Используя его в переносном значении, большая девочка требует от мальчика не возражать, не возмущаться. То есть значение слова передаёт её мысли, желания. Побуждение (требование) выражается через форму повелительного наклонения глагола «пикнуть».
    Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.(104сл.)
    Образец 9.
    Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
    «Словарь языка» – это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
    В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
    Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
    Образец 10.
    Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
    «Словарь языка» – это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
    В качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена» (предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика». Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
    Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.          (99 слов)
    Образец 11.
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», –  утверждает известный лингвист Г. Степанов. Я полностью согласен (согласна) с этим высказыванием.
    Все слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек передаёт свои мысли собеседнику. А знание строения синтаксических единиц (словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически стройно выражать наши мысли.
    Возьмём предложение №45. С помощью лексических значений слов мы понимаем, что предметом речи являются два события. Во-первых, внучка читала письмо; во-вторых, Анна Федотовна проговорила. Эти события противопоставлены друг другу и в тексте передаются с помощью сложносочинённого предложения. Оно состоит из двух простых предложений, связанных между собой противительным союзом «но».
    Г. Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
    Образец 12.
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», –  утверждает известный лингвист Г. Степанов. Я полностью согласен (согласна) с этим высказыванием.
    Все слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек передаёт свои мысли собеседнику. А знание строения синтаксических единиц (словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически стройно выражать наши мысли.
    Возьмём предложение №33. С помощью лексических значений слов мы понимаем, что предметом речи являются два события. Во-первых, она [Анна Федотовна] слышала плохо; во-вторых, разговор обеспокоил, удивил и обидел её. В тексте эти события переданы с помощью сложноподчинённого предложения. Придаточное указывает на причину того, о чём говорится в главном предложении. Это значение передаётся вопросом (почему?) и подчинительным союзом «потому что».
    Г. Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
    Образец 13.
    Известный лингвист Г.Степанов утверждал: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические – придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
    К примеру, использование контекстуальных синонимов (“мужчина лет тридцати” и “приезжий” из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии.
    А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
    Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свойзамысе.
    Образец 14.
    Лексика языка – свидетельство размышлений людей, а грамматика – процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Во-первых, словарь языка, то есть лексика, фиксирует мысль человека. Например, антонимы образно акцентируют внимание читателя на контрасте явлений (“хорошо” и “плохо” из предложений 23-24).
    Во-вторых, грамматика демонстрирует логику размышлений. К примеру, эти же антонимы с точки зрения грамматической структуры являются разнокорневыми (“хорошо” и “плохо” из предложений 23-24).
    Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.
    Образец 15.
    Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что “словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.
    К примеру, использование контекстуальных синонимов (“мужчина лет тридцати” и “приезжий” из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии.
    А, например, использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику (предложение 22).
    Итак, лексика и грамматика помогают пишущему совместно: первая – семантически, вторая – синтаксически.
    Образец 16.
    Лексика языка – свидетельство размышлений людей, а грамматика – процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Так, например, синонимы служат для характеристики разных оттенков явления, разнообразия его проявлений (предложения 10, 22), что придаёт тексту яркость и образность.
    К примеру, использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику (предложение 16).
    Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.

  10. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  11. 11
    Текст добавил: подростковая_тупость

    Универсальный шаблон к сочинению на лингвистическую тему.
    Нужны ли нам знания о .. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
    Чтобы понять, для чего нам необходимы  . (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).
    Итак, .называется (сформулируй правило)… Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление).  Это, во-первых, . Во-вторых, . помогают нам .. .
    Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция . (назови) ярко представлена в предложении № Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию .., как
    Анализируя текст, , мы ещё раз убедились, что . необходимы в языке.      Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
    речевые клише, которые помогут в написании вступления
    Лингвист, учёный, языковед,   автор высказывания, филолог Г.Степанов
    Утверждал, считал, писал, рассуждал
    Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение
    Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно
    Я (полностью) согласен с …Не могу не согласиться с …Я вынужден согласиться с …Я разделяю точку зрения …Я поддерживаю мнение …
    Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна.
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    докажем,покажем, продемонстрируем, подтвердим
    проиллюстрируем, разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
    Я думаю, …Я считаю, …По моему мнению, …На мой взгляд, …Мне кажется, …
    Безусловно, …Разумеется, …Конечно, …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *