Красное и черное сочинение на тему

7 вариантов

  1. Фредерик Стендаль принадлежал к писателям XIX в., которые писали свои произведения в эпоху реализма. В романах и повестях, которые строились из материала действительности, авторы отражали психологию человека, формирование личности под влиянием различных обстоятельств. При жизни Стендаля как писателя оценило немного людей, и среди них были Бальзак, Гете, Пушкин. Большинство считало его творчество «осколком прошедшего столетия».
    Роман «Красное и черное» был написан в 1830 году, и именно он прославил имя Стендаля как предсказателя социально-психологической прозы. Роман создавался на основе действительного жизненного случая. Однажды Стендаль в «Судебной газете» наткнулся на такой материал: в декабре 1827 года Гренобльський суд слушал дело Антуана Берте, сына кузнеца, домашнего учителя в дворянских семьях, который стрелял в мать своих учеников. Эта история стала отличным материалом для будущего произведения.
    Главный герой романа Стендаля – Жюльен Сорель, сын плотника. Он родился и вырос в провинциальном городке Вер’єрі. Главный герой не был похож на своих братьев. Вместо физического труда отдавал предпочтение чтению книг. Он ненавидел свою семью, а те, в свою очередь, презирали Жульена. Папаша Сорель считал младшего сына «обузой» для себя. Родные грубо относились к нему, и, видимо, именно за это он воспитал в себе чувство недоверия к окружающим.
    Новым этапом в судьбе Жульена становится жизнь в доме мэра, где герой знакомится с госпожой де Реналь. В сердце молодого человека просыпается чувство любви, которое пробуждает его самоотверженность и нежность. Он без остатка отдается чувству. Логические размышления Жульена приводят к предположению, что быть счастливым значит иметь богатство и власть. Но любовь рушит все эти хитросплетения ума. И лишь позже, забыв про свою гордыню, погрузившись в поток нежности, Жульен познает настоящее счастье.
    В семинарии, куда попадает потом Сорель, он видит только лицемерности и фальшь. Обещая своим ученикам спасение на небесах и сытость на земле, иезуиты готовят слепых в своем усердии служителей церкви.
    После обучения в своих кельях Сорель волею судьбы был заброшен в высший свет Парижа, где царят свои обычаи и взгляды. Юноша становится личным секретарем и библиотекарем маркиза де Ла-Моля. Жюльен чувствует чрезмерное и презрительное отношение к себе окружающих. Не может не вызывать восхищения отношение Сореля к титулованных чинов. Как он презирает тех бедных умом и духом, которые гордятся своими предками, богатством, известным родом, а не личными качествами!
    Жульен влюбляет в себя аристократку и гордячку Матильду де Ла-Моль. Он чувствует моральное удовлетворение, потому что одержал победу над лицом из высшего мира. И эта тщеславие выше любви. Нелепый выстрел в госпожу де Реналь в церкви обрывает постепенное самопознание. Оно раскрывается в стихийной душевном кризисе. В душе Сореля разрушается вера в самое дорогое, в незапятнанную и втайне богоутворюючу святыню. Попытка героя убить любимую женщину – это одновременно и попытка самоуничтожения, которая приводит его к гильотине. Ожидая казни, Жульен переживает очистки. «Нет, здесь царят звериные нравы ловких рвачей»,- такой приговор устами подсудимого Сореля выносит жизненному укладу целой исторической эпохи Стендаль.
    «Красное и черное» – не только история краха бесстыдного ловца счастья. Это трагедия человека, которая опоздала родиться. Трагедия в том, что Сорель из прошлого одолжил себе кодекс чести, но действительность привела его к бесчестью. Своим выстрелом и последующим существованием Жульен Сорель отбрасывает от себя всю ложь, которую раньше принимал за правду. Великая истина открывается перед ним в последние дни жизни. Она заключается в том, что счастье в обычных чувствах, в умении любить и прощать, в душевном тепле, в любви к ближнему.
    И уже все пропало… Сорель достойно и спокойно несет свой крест. Но, по мнению автора, именно такие фигуры, как его герой, своей гибелью заставляют задуматься над смыслом человеческой жизни.

  2. Прочитав роман Стендаля «Красное и черное», я задумалась над названием произведения и пришла к выводу, что это название идеально раскрывает суть произведения. В само название автор закладывает противостояния, различия, противоречия, которые преследуют главных героев все время.
    Роман является ярким примером реализма: Стендаль отражает правду тогдашней жизни. Событие, случившееся, жестокая, но довольно реальная: мужчина убил женщину, и его казнили. Реальность жизни страшит. А оно, в сою очередь, состоит из добра и зла – из красного и черного…
    Хотя эти символические цвета каждый может трактовать по-своему. Интересно, что же сам автор вкладывал в название романа? Можно рассматривать эти цвета как красное и черное поля рулетки – как жизнь главного героя Жульена Сореля, которому судьба преподносила разные испытания – невозможно предугадать, что станет следующим событием в его жизни, так же, как никогда не знаешь, на какое поле попадет рулетка – на красный чем на черное. Также можно рассматривать эти цвета как революцию и реакцию, как смерть и кровь… Красный цвет может олицетворять и любви, которое было главным чувством в жизни и Сореля и госпожа де Реналь. Соответственно, черный – смерть, которая забрала и Жульена, и Луизу…
    Главного героя все время преследуют символические цвета: красный и черный. Например, его женщины: Матильда – очень яркая, амбициозная, умная, волевая. Как на меня, она воплощает именно красный цвет. Госпожа де Реналь совсем другая. Она также умна, но более спокойная, не такая амбициозная, не любит веселье в высшем мире. Возможно, она олицетворяет черный цвет, по-своему очаровательный.
    Конечно, это не единственный пример воплощения этих символических цветов в романе. Ведь Жульен, в частности, хотел стать священником, которые должны носить черные рясы. Планировал парень стать в дальнейшем епископом и надеть красную сутану… Стоит вспомнить и момент, когда Жюльен пришел к церкви, и оттенок, который придали красные шторы воде, напугал его – парню показалось, что вместо воды он видит кровь.
    В конце концов, нельзя не вспомнить то, как Жульен выстрелил в Луизу. Этот его поступок, бесспорно, символизирует черный цвет. А казнь Сореля, наоборот, красный. Он смыл своей красной кровью собственный черный поступок…
    Поэтому, действительно, название романа очень символическая. Но кроме всего выше изложенного мне кажется, что эти цвета символизируют еще и жизнь самого Жульена, его внутреннюю и внешнюю сущность. Ведь он и сам не знал, чего больше хочет признания или любви, власти или поддержки и понимания окружающих. Сорель был неординарной личностью, и в нем самом сочетались зло и добро, благородство и низость, любовь и эгоизм…

  3. Морозное зимнее утро. Белый снег. Ах, если б он не растаял к Новому году! Ведь на Новый год всегда ждешь чуда, пусть самого маленького! Снег под Новый год у нас — это тоже чудо! Но я понимаю, что Новый год наступит, даже если снега не будет, поэтому устремляюсь на рынок за новогодними покупками. И скорее по привычке, чем из любопытства, я останавливаюсь у книжных рядов. И чего здесь только нет! На разный вкус, на разный цвет: от соблазняющей всех и вся Анжелики до бандитско-криминальных откровений убийц и воров! К своему несчастью, я привлекаю внимание продавца, и он с цепкостью пираньи начинает меня «поедать»:
    — Что вы хотите? О сексе? О политике’? О вампирах? Колдунах и убийствах? Или о любви?
    Я с ухмылкой повторяю последнее:
    — Или о любви….
    Тогда продавец с ловкостью официанта и затейливостью коробейника представляет свой товар: Марианны, Катерины, Анжелики, Жозефины, просто Марии — все то бесконечно любвеобильное множество современных книг, так яростно нас атакующих сегодня. И вдруг я замечаю среди этих ярмарочно-лубочных обложек книгу, что, по моим представлениям, не вписывается в этот ряд. Продавец с меткостью стрелка прослеживает направление моего взгляда и выбирает именно эту книгу.
    — Правильный выбор! Очень правильный, — одобряюще говорит он. — Советую прочитать: захватывающий роман о любви, о страсти, об измене, о романтической гибели возлюбленного и его возлюбленной.
    Я с еще большим изумлением смотрю на продавца.
    — Не верите? — продолжал он. — Да прочтите название: «Красное и черное»! Жгуче, правда? Это же любовь и ненависть…
    — А как с революцией, Бурбонами, Наполеоном? — перебиваю я.
    — Так вас интересует история? — с плохо скрытым разочарованием говорит продавец. — Я историческими книгами не торгую!
    Опешив от таких «открытий» (оказывается, «Красное и черное» Стендаля — книга не историческая?!), я уже с «высоты» своих филологических познаний с едкой иронией заявляю:
    — К вашему сведению, почтеннейший, если вы соизволите открыть книгу Стендаля «Красное и черное» и прочесть хотя бы одну строку после названия, то вы обнаружите запись, которая гласит, что «Красное и черное» есть не что иное, как историческая хроника XIX века. — И с чувством моральной победы я удалилась.
    Ах, господин Анри Мари Бейль, бывший офицер наполеоновской армии, взявший себе псевдонимом название одного маленького провинциального городка в Германии — Стендаль, могли ли вы предположить, что ваш роман будут считать «романом о романтической любви»?
    «Правда, горькая правда», — вот каков эпиграф к роману «Красное и черное». Однако правда историка и правда художника — это разная правда одной жизни. Историк пишет историю, а художник слова — роман… А роман, по утверждению самого Стендаля, — это зеркало, с которым писатель идет по большой дороге жизни. И не его вина, рассуждает дальше Стендаль, если это зеркало отражает то чистую голубизну высокого неба, а то вдруг — грязную, разбитую, ухабистую дорогу, по которой идет человек.
    Ведущий писатель Франции XIX века, одним из первых поднявший литературный стяг критического реализма, Стендаль ставил целью для художника слова реальное отображение жизни во всей ее полноте и противоречивости. Поэтому неслучаен в романе «Красное и черное» такой емкий и обобщающий подзаголовок: «Историческая хроника XIX века». А история Франции XIX века, как и практически всей Европы XIX века — это история революций, Наполеона, Реставрации и опять революции. Таким образом, цвет революций, свободы, идей равенства и братства, цвет крови человеческой, которой часто бывают оплачены эти идеи, один — красный! А цвет реакции и подавления, реставрации и угнетения другой — черный! Вот и все объяснение символического названия романа-хроники XIX века: «Красное и черное» — это два цвета целой эпохи, отраженной, как в зеркале, в одной стране — Франции XIX века.
    Но Стендаль — не просто писатель-реалист, а талантливый писатель. А всякий талантливый художник слова (как, впрочем, и любой другой художник) отличается от талантливого историка тем, что художественное произведение, написанное в определенном историческом контексте, со временем перестает быть достоянием только человеческой памяти, а поднимается в надвременное пространство и занимает свое место в душах и сердцах каждого нового поколения. Такова участь и романа «Красное и черное».
    Сам А. М. Бейль предполагал, что его «Красное и черное» приобретет большую популярность не во Франции, а в России. Почему так решил писатель, трудно сказать. Может быть, потому, что его душу всколыхнула эта необъятная, заснеженная, таинственная страна? Ведь Стендаль сумел рассмотреть в задымленной горящей Москве, занятой Наполеоном, неповторимую красоту величественных златоглавых храмов. А может быть, писатель просто интуитивно предугадал в этой северной стране тот огромный революционный потенциал, который взорвется в XX веке? Или его чутье художника помогло увидеть что-то глубинное, неординарное в людях той страны, — способность к любви (любви к земле? Родине? Богу?). Кто знает? Но предположения Стендаля об известности «Красного и черного» в России оказались верными.
    Вернемся к нашему книгопродавцу, который на базарной площади под Новый год предлагает людям глоток любви. Любви необыкновенной, страстной, жгучей… Мы, живущие в XXI веке, знаем, что «любовь бывает долгая, но жизнь еще длинней». А вот у Жюльена Сореля судьба оказалась короче его любви… А была ли вообще судьба у Жюльена Сореля? Может, это было только начало? Яркое, как вспышка, и такое же короткое — почти мгновение.
    Роман — это зеркало жизни, в которое смотрит не только писатель, но и читатель. И каждый из нас видит в таком зеркале что-то свое. Давайте пристально вглядимся в зеркало под названием «Красное и черное».
    И вот уже перед нами образ юноши с нежным, почти девичьим лицом. Таким нежным и прекрасным, что госпожа де Реналь подумала: не девушка ли это робко стоит у порога дома, и из ее красивых глаз льются слезы… Но нет! Это была не девушка, к неописуемому восторгу госпожи де Реналь, это был учитель ее детей! Могла ли предположить тогда молодая женщина, что этот юноша, почти ребенок, станет для нее всем: любовью, жизнью и даже смертью? Нет! Лишь сердце, ее чуткое сердце, тревожно забилось в груди, будто птица в клетке. Еще меньше думал об этом сам Жюльен. Входя в дом господина де Реналя, Жюльен Со-рель, сын бедняка-плотника, нес с собой шкатулку. В ней было спрятано самое большое богатство Сореля и самая большая его тайна, самое большое разочарование (как поздно он родился!) и самая прекрасная мечта юноши; там было то, что питало его гордую душу, что разжигало в нем тщеславные помыслы и себялюбивые надежды… Там был портрет Наполеона! Да! Сорель пришел в дом господина де Реналя не для того, чтоб скромно занять место у самого края «светского стола», а для того, чтобы доказать, что он, Сорель, имеет право быть в высшем свете не по рождению, а по уму, по таланту, по своей одаренности. Он сумеет это, как когда-то сумел Наполеон!
    С самых первых дней Жюльен в доме господина де Реналя заставляет восхищаться собой, прислушиваться к себе, считаться со своим мнением. В черном длинном платье, стройный и гибкий, Сорель чем-то напоминает молодого священника с такими очаровательными глазами, что не в одном девичьем сердце смогут они разжечь пламя любви.
    Ах, госпожа де Реналь! Не надо бы вам так пристально смотреть в глаза молодого учителя своих детей. Нет там еще любви к вам. Там, в этих неповторимых глазах, пока лишь отражение вашей красоты и жгучий огонь самолюбивого юноши! Он сумеет доказать себе что-то очень важное, когда удержит вашу руку в своей, когда дерзко придет ночью к вам в спальную комнату! А вот вы не сумеете его оттолкнуть…
    Да виновата ли молодая женщина, что душа, задыхавшаяся в серой бездуховности Верьера, потянулась к Жюльену с такой жаждой любви, как может только человек потянуться к спасительному рассвету после черной долгой ночи?!
    А Жюльен продолжал «завоевывать» этот светский мир. Да, никогда уже не стать ему солдатом наполеоновской армии, не ощутить уже кроваво-красного вкуса воинской славы. Поздно, очень поздно он родился!. А как к лицу ему воинский мундир! Как красиво он держится в седле! (Это он-то! Сын плотника!) Ну что ж, сутана священника Жюльену тоже хороша, и это тоже путь к власти.
    Не знал Сорель, что семинарию в Бёзансоне завоевать будет немного сложнее, чем сердце госпожи де Реналь. Юноша сначала никак не мог понять, почему вызывает он к себе такую черную ненависть? Своим прилежанием? Знаниями? Умом? «Глупец! — догадается Жюльен после. — Что я хотел доказать?! Что я умнее их?! Идиот, здесь не нужны знания!» И как ни старался Жюльен Сорель, но так и не сумел отучить себя мыслить, так и не смог стать похожим на своих серых, тупых, безликих и бездумных однокурсников, грубых и бездуховных сельских парней.

  4. 4
    Текст добавил: Cмит в Трусах

    С кем протекли его боренья?
    С самим собой, с самим собой…
    Б. Пастернак
    В центре романа Стендаля — судьба выходца из низов, пытающегося пробить себе дорогу в высшее общество, к славе и богатству. Автор подробно прослеживает весь путь героя, от первого успеха до гибели на гильотине. Но пружиной действия романа является не только преодоление Жюльеном Сорелем препятствий на пути к своему идеалу, к своей цели, но и борьба героя с самим собой, конфликт между раз и навсегда установленными принципами и душевными движениями.
    Юноша, получивший зачатки образования у старика-лекаря, бредил Наполео­ном и военной карьерой. Хрупкий, мечтательный, обладавший природным умом и отличной памятью, Жюльен резко отличался от простых деревенских парней. Он их презирал, они (даже братья) его ненавидели. Очень рано Жюльен понял, что хочет вырваться из затхлого провинциального городка в большой мир, где он мог бы найти применение своим способностям.
    Но как вырваться? Времена изменились, военная карьера оказалась недоступной сыну плотника. Оставалось духовное призвание. Не чувствуя ни малейшей склонности к нему, почти не веря в Бога, Сорель начинает притворяться, чтобы заручиться поддержкой доброго аббата Шелана. Вскоре Жюльен становится гувернером в доме мэра, господина де Реналя. В городке Верьере, где дворяне и буржуа привыкли все измерять получаемой денежной прибылью, толстосумы одновременно и презирали нищего учителя, и невольно уважали его за то, что он, зная себе цену, отказывался заискивать перед ними. Зато стоило ему возвыситься, они стали лебезить перед сы­ном плотника и клеветать друг на друга (потом, четыре года спустя, они отомстят Жюльену, дружно послав его на плаху).
    Сорель постоянно ощущал себя лазутчиком в стане врагов. Поэтому он вырабо­тал линию поведения и план действий, от которого старался не отступать. И то, что в него влюбилась жена господина де Реналя, казалось ему классовой победой, а не любовным приключением. Одержать над ней верх было делом чести. И тут он неожиданно влюбился в нее по-настоящему. Первая чистая и светлая любовь во­шла в противоречие с циническими принципами, и к чести Сореля надо сказать, что победило чувство.
    Чтобы избежать огласки и скандала, Жюльен поступает в семинарию. И тут его выверенная система продвижения неожиданно дает сбой. Выяснилось, что в атмос­фере тотальной слежки и всеобщего показного смирения и лицемерия неумение Сореля скрывать ум, способности, стремление к знаниям, даже просто свою чис­топлотность оказывается преступлением.
    Но среди духовных и светских вельмож нашлись люди, оценившие по достоин­ству ум и способности молодого человека. Он становится секретарем маркиза де Ла-Моля. Маркиз часто мысленно сравнивает Сореля со своим сыном и другими юношами из светского общества. И отдает должное целеустремленности, энергии и находчивости этого простолюдина, отмечая при этом его гордое достоинство. Жюльена ожидала быстрая блестящая карьера. Но роман с дочерью маркиза Матиль­дой, который более походил на дуэль по всем правилам, нежели на искреннее ув­лечение, расстроил все планы героя. Скучающая светская красавица решила, что способна полюбить только героя, человека действия. Отдавшись Жюльену под вли­янием минуты, она стала презирать его и себя. Этот роман, где периоды гордого охлаждения чередовались со взрывами ревности, это состязание двух честолюбцев могло окончиться полным разрывом, но едва не окончилось браком. Братья-иезуи­ты не упустили случая расквитаться с выскочкой, запугав госпожу де Реналь и послав ее руками письмо, порочащее Сореля. Последовательный карьерист уехал бы в Америку, приняв от маркиза отступное. Но герой Стендаля слишком высоко ценит собственную честь. И, стремясь отомстить, он стреляет в госпожу де Реналь.
    На суде и в камере смертников перед нами совсем другой Жюльен, наконец достигший согласия с самим собой. Он видит всю ложь и подлость окружающего мира и не хочет больше участвовать в этой всеобщей игре. Поэтому и не просит о помиловании: вернуться в жизнь — значит, снова принять условия игры. Нет, Сорель предпочитает откровенно сказать на суде всю правду и трезво оценивает тех, в чье общество еще недавно так стремился попасть: «Но вот подвернись им случай выдви­нуться при дворе, или, скажем, получить или потерять министерский портфель — тут мои честные господа из светских гостиных пойдут на любые преступления…»
    Итак, конфликт между человеком из народа и обществом разрешен: общество избавляется от ненужного героя. Героям нет места в эпоху безвременья. А гармо­ния в душе самого героя воцаряется тоже ценой полного отказа от жизненных принципов безнравственного общества, от которого он уходит в смерть.

  5. Литературная деятельность французского писателя-реалиста Анри Мари Бейля (Стендаля) началась в эпоху Реставрации. Писатель остался верен идеям французских просветителей XVIII столетия, что отразилось в его произведениях.
    Как писатель-реалист, Стендаль был убежден, что литература должна быть зеркалом жизни. “Роман, — писал он, — зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж большую дорогу с ее лужами, а еще того лучше — дорожного смотрителя, который допускает, чтобы на дороге стояли лужи и скапливалась грязь”. В своем творчестве он стремился к широкому охвату современной ему действительности, показу всех сторон жизни, правдивому изображению людей всех возрастов, всех социальных групп.
    Как и все философы-просветители, Стендаль был убежден, что человек рожден для счастья, в “погоне за счастьем” видел главную силу, которая руководит поступками и поведением людей. Настоящее счастье он понимал как умение жить насыщенной, осмысленной жизнью — энергично, активно, увлеченно. Его интересовали проявления человеческих страстей, потому что в них он видел ключ к пониманию не только внутреннего мира человека, но и его общественной функции. По мнению Стендаля, способы “погони за счастьем”, непосредственно влияющие на характер человека, у каждой исторической эпохи свои. Так, героическая эпоха революций и наполеоновских войн звала к подвигам и рождала сильные характеры, а реакционная эпоха, превратившая “погоню за счастьем” в удовлетворение вульгарных интересов, деспотично разрушает энергию и создает безликие характеры. В отличие от просветителей, Стендаль видел, что действительность, которая формируется после победы буржуазии, не дает одаренной личности проявить себя. Реакционное общество эпохи Реставрации калечило жизни людей. Это стало главной темой произведений Стендаля.
    Самая значительная работа писателя — роман “Красное и черное”. Он увидел свет спустя несколько месяцев после Июльской революции 1830 года, а действие произведения разворачивается в эпоху правления Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии; огромная армия иезуитов проникает во все уголки Франции, подчиняя своей власти души людей, — таков исторический фон, на котором Стендаль создает яркую и правдивую картину, отражающую практически все сферы общественной жизни Франции последних лет Реставрации.
    Сюжет романа основывается на реальных событиях: Стендаль заинтересовался делом некоего Антуана Берте, молодого человека, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников.
    Последующая жизнь этого молодого человека, сына крестьянина, была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к попытке самоубийства. Фактическая сторона этого дела довольно четко выдержана в романе, но писатель придал частному случаю широкий типический смысл. Значительно углубив и расширив сюжет, Стендаль постарался охватить все сферы современной ему политической и социальной жизни Франции и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность — Жюльена Сореля.
    Перед нами раскрываются быт и нравы придворной аристократии в лице де Ла Молей; провинциального дворянства в образах де Реналей; высших и средних слоев духовенства, представителями которого являются епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии и аббат Шелан. Мы встречаемся здесь с Вально — ярким представителем буржуазии, мелким предпринимателем — другом героя Фуке и крестьянами — семьей Сорелей.
    Повествование в романе ведется от третьего лица, но все события так или иначе связаны с главным героем. Характеры большинства персонажей, их нравы и образ жизни предстают перед нами в основном такими, какими видит и понимает их Жюльен Сорель. Он прекрасно сознает все недостатки этого общества, все его пороки, несмотря на то, что сам страстно стремится занять свое место среди его представителей.
    Устремления юноши благородны, но к достижению своей заветной цели он идет тернистым путем. Ведь борется герой не только за карьеру и личное счастье, Жюльен стремится утвердиться в обществе при условии, что общество признает в нем полноценную личность, незаурядную, талантливую, умную, сильную, то есть увидит в нем и примет того человека, каким он является на самом деле. Такое возможно, если Жюльен полностью приспособится к обществу, к его вкусам, запросам и требованиям. Но в этом-то и состоит основной смысл борьбы Сореля с окружающим миром. Он чужой в этой среде не только по рождению. Как человек одаренный, талантливый, он не хочет раствориться или затеряться среди посредственностей и потому избирает путь борьбы за свое “место под солнцем”.
    Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится этот путь. Мы видим, как, продвигаясь к заветной цели, Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. Почти всегда он выходит победителем в “поединках” и в конечном итоге добивается желаемого — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, но почему-то не испытывает настоящей радости, не чувствует себя счастливым. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. Но постепенно к нему приходит понимание того, что до сих пор главным стимулом, руководившим его поступками, было честолюбие, и оно вело его ложным путем. Его больше не удовлетворяет такая жизнь, ведь несмотря ни на что он сохранил живую душу. С роковым выстрелом в Луизу де Реналь перед ним открылась, наконец, вся правда о нем самом. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь. В тюрьме происходит переоценка его чувств к госпоже де Реналь и Матильде де ла Моль. Именно эти женские образы, противопоставленные автором друг другу, знаменуют борьбу двух начал в душе Сореля. Он шел по жизни, ослепленный гордостью и честолюбием, но в груди его обитала чистая и непосредственная душа. Он нашел в себе силы преодолеть и честолюбие, и гордость, и потому гордая и честолюбивая Матильда, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе, стала ему совершенно чуждой. Госпожа де Реналь, глубоко и искренне любившая его, напротив, стала особенно близкой. Происшедшая трагедия нравственно очистила и просветлила героя, освободив его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье как неизменном спутнике славы.
    Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается идти на очередную сделку с совестью, отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Природное начало, чистая душа героя берет верх. Он погибает на гильотине, но выходит победителем в борьбе с обществом.
    Перед нами промелькнула жизнь-борьба молодого честолюбивого героя, Жюльена Сореля, короткая и яркая, как вспышка. Нам открылся его характер, мы стали свидетелями его нелегкой душевной борьбы. Мы узнали, к чему он стремился, о чем мечтал и почему не смог достичь желаемого. Но почему же роман “единого героя” назван “Красное и черное”, а не “Жюльен Сорель”? В этом кроется глубокий символический смысл. История Франции XIX века, как и практически Европы XIX века, — это история революции, Наполеона, Реставрации и опять революции. А цвет революций, свободы, идей равенства и братства, цвет крови человеческой, которой часто бывают оплачены эти идеи, один — красный! Цвет реакции и подавления, Реставрации и угнетения — тоже один — черный! Не случайно автор дал роману емкий подзаголовок, назвав его “Хроникой XIX века”. “Красное и черное” — это два цвета эпохи, отраженной, как в зеркале, в одной стране — Франции XIX века.
    Красный и черный — это цвета революции и реакции. Но писателя в первую очередь интересовали душевный мир человека, пути становления и изменения характера и мировоззрения героя, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой на фоне определенной исторической эпохи. Для него важна была не столько сама интрига, сколько внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля.
    Название романа подчеркивает, таким образом, и основные черты в характере главного героя. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. А потому красный и черный — это также цвета жизни и смерти, жизнелюбия и отказа от всего земного, любви и тщеславия, цвета жестокой противоречивой борьбы в душе главного героя, честолюбивых устремлений и душевной чистоты. В этом и состоит, на мой взгляд, символический смысл названия романа Стендаля.
    Анри Мари Бейль был не просто писателем-реалистом, он был талантливым писателем. И как всякий талантливый художник слова отличается от талантливого историка тем, что художественное произведение, написанное в определенном историческом контексте, со временем перестает быть достоянием только человеческой памяти, а поднимается в надвременное пространство и занимает свое место в душах и сердцах каждого нового поколения людей. Такова участь и романа “Красное и черное”.

  6. Фредерик Стендаль принадлежал к писателям XIX века, которые писали свои произведения в эпоху реализма. В романах и повестях, которые строились из материала действительности, авторы отражали психологию человека, формирования личности под влиянием различных обстоятельств. При жизни Стендаля как писателя оценило немного людей, и среди них были Бальзак, Гете, Пушкин. Большинство считало его творчество «осколком прошедшего столетия».
    Роман «Красное и черное» был написан в 1830 году, и именно он прославил имя Стендаля как предсказателя социально-психологической прозы. Роман создавался на основе истинного жизненного случая. Однажды Стендаль в «Судебной газете» натолкнулся на такой материал: в декабре 1827 Гренобльський суд слушал дело Антуана Берте, сына кузнеца, домашнего учителя в дворянских семьях, который стрелял в мать своих учеников. Эта история стала отличным материалом для будущего произведения.
    Главный герой романа Стендаля — Жюльен Сорель, сын плотника. Он родился и вырос в провинциальном городке Верьери. Главный герой не был похож на своих братьев. Вместо физического труда предпочитал чтению книг. Он ненавидел свою семью, а те, в свою очередь, презирали Жульена. Папаша Сорель считал младшего сына «обузой» для себя. Родные грубо относились к нему, и, наверное, именно поэтому он воспитал в себе чувство недоверия к окружающим.
    Новым этапом в судьбе Жульена становится жизнь в доме мэра, где герой знакомится с госпожой де Реналь. В сердце молодого человека просыпается чувство любви, которая пробуждает его самоотверженность и нежность. Он без остатка отдается чувству. Логические размышления Жульена приводят к предположению, что быть счастливым значит иметь богатство и власть. Но любовь разрушает все эти хитросплетения ума. И только позже, забыв о своей гордыне, погрузившись в поток нежности, Жульен познает настоящее счастье.
    В семинарии, куда попадает затем Сорель, он видит только лицемерность и фальшь. Обещая своим ученикам спасение на небесах и сытость на земле, иезуиты готовят слепых в своем усердии служителей церкви.
    После учебы в семинарских кельях Сорель волею судьбы был заброшен в высший свет Парижа, где царят свои обычаи и взгляды. Юноша становится личным секретарем и библиотекарем маркиза де Ла-Моля. Жульен испытывает чрезмерное и презрительное отношение к себе окружающих. Не может не вызывать восхищения отношения Сореля к титулованных чинов. Как он презирает этих бедных умом и духом, которые гордятся только своими предками, богатством, известным родом, а не личными качествами!
    Жульен влюбляет в себя аристократку и гордячку Матильду де Ла-Моль. Он чувствует моральное удовлетворение, так как одержал победу над лицом из высшего света. И эта тщеславие выше любви. Нелепый выстрел в госпожу де Реналь в церки обрывает постепенное самопознания. Оно раскрывается в стихийной душевному кризису. В душе Сореля разрушается вера в самое дорогое, в незапятнанную и тайком богоутворюючу святыню. Попытка героя убить любимую женщину — это одновременно и попытка самоуничтожения, которая приводит его к гильотины. Ожидая казни, Жульен переживает очистки. «Нет, здесь царят животные нравы ловких рвачей», — такой приговор устами подсудимого Сореля выносит жизненном устройства целой исторической эпохи Стендаль.
    «Красное и черное» — не только история краха бесстыдного ловца счастья. Это трагедия человека, опоздала родиться. Трагедия в том, что Сорель из прошлого одолжил себе кодекс чести, но действительность привела его к бесчестия. Своим выстрелом и дальнейшим существованием Жульен Сорель отбрасывает от себя всю ложь, которую ранее принимал за правду. Великая истина открывается перед ним в последние дни жизни. Она заключается в том, что счастье в обычных чувствах, в умении любить и прощать, в душевном тепле, в любви к ближнему.
    Но уже все пропало … Сорель достойно и спокойно несет свой крест. Но, по мнению автора, именно такие фигуры, как его герой, своей гибелью заставляют задуматься о смысле человеческой жизни.

  7. Роман Стендаля «Красное и черное» до сих пор вызывает множество споров по поводу названия. Многие осмеливаются высказывать даже самые непредсказуемые версии: к примеру, что такое название – дань моде или просто способ выделиться. Действительно, на первый взгляд кажется, что заглавие не соответствует содержанию романа, никак с ним не соотносится. Постараемся разобраться с этой загадкой.
    Ромен Коломб, душеприказчик и первый биограф Стендаля, в биографической заметке о своем покойном друге писал: «Уже больше года я видел на письменном столе Бейля рукопись, на обложке которой крупными буквами стояло: «Жюльен»; мы никогда об этом не разговаривали. Как-то утром, в мае 1830 года, он вдруг прервал беседу, которую мы вели, и сказал мне: «А что если мы назовем его «Красное и черное”»». Не понимая, что он имеет в виду этой фразой, не имеющей никакого отношения к предмету нашей беседы, я спросил его, что это значит. Но он, продолжая свою мысль, ответил: «Да, его нужно назвать «Красное и черное»». И, взяв рукопись, он заменил этими словами название «Жюльен»». Ромен Коломб так и не понял смысл этого названия и склонялся к тому, что странное наименование было просто уступкой тогдашней моде и придумано, чтобы обеспечить роману успех. Поскольку, действительно, странные названия были модны в 1820-1840 годах. Но Стендаль выбрал не совсем яркие слова для заглавия, в них нет ничего поражающего, необычного, запоминающегося. Так что этот вариант, скорее всего, маловероятен.
    Попробуем пойти другим путём. История Франции XIX века, как и практически Европы XIX века, — это история революции, Наполеона, Реставрации и опять революции. А цвет революций, свободы, идей равенства и братства, цвет крови человеческой, которой часто бывают оплачены эти идеи, один — красный! Красный цвет также символизирует победу, стремление к цели, уверенность. Цвет реакции и подавления, реставрации и угнетения тоже один – черный. Автор в названии образует их взаимосвязь, указывая, несомненно, на антитезу. Но он также не исключает взаимодействие цветов и созданных ими образов, соединяя эти слова в заглавии соединительным союзом «и». Не случайно Стендаль дал роману емкий подзаголовок, назвав его «Хроникой XIX века». «Красное и черное» — это два цвета эпохи, отраженной, как в зеркале, в одной стране — Франции XIX века.
    Название романа подчеркивает, как мне кажется, основные черты главного героя. Жюльен, окруженный посторонними, обеспеченными, враждебными ему людьми, бросает вызов судьбе, пытаясь занять выгодную позицию и показать себя. Для этого требуется мобилизовать все силы, использовать все доступные ему средства. Примечательно, что Жюльен умирает, добившись своего: поняв, какую женщину он любит, а значит, в счастье. Это  жизнь, обмытая, как кровью, красным, стремительным цветом. Черный цвет же символизирует отрешенность, ведущую к пустоте, смерти. Это некого рода хандра, периодически одолевающая Жюльена. А потому красный и черный — это также цвета жизни и смерти, жизнелюбия и отказа от всего земного, любви и тщеславия, цвета жестокой противоречивой борьбы в душе главного героя, честолюбивых устремлений и душевной чистоты. В этом и состоит, на мой взгляд, символический смысл названия романа Стендаля.
    Существует множество предположений по поводу названия романа «Красное и черное». Конечно, очевидно, что после смерти самого автора мы не сможем узнать истинную причину, побудившую его сделать выбор в пользу трёх этих слов. Свое собственное мнение на эту проблему я изложила выше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *