Краткое сочинение на тему конек горбунок

12 вариантов

  1. Петр Ершов сам признавал, что начало своей истории взял в фольклоре русского народа. Это самый богатый на сказки и мудрые рассказы источник. В нем черпали свои идеи и другие авторы. В русской народной сказке основное внимание уделяется борьбе правды со злом. Злые братья обманывают своего младшего брата. И делают это они не раз. Почему они так поступают? Чтобы обогатиться за счет наивности и простоты Ивана. На этом и заканчивается основная история в народной сказке. Однако Ершов продолжил рассказывать про Ивана и постепенно сделал его настоящим героем.
    Итак, основные персонажи поэмы – это братья Ивана и сам Иван, а так же его верный конь Горбунок. Есть в сказке еще и глупый царь, и завистливый начальник конюшен, и прекрасная Царь-девица. Все они прототипы основных характеристик самого народа. Ершов, применил разные способы передачи информации, сатиру и лирику. Все это он сделал для того, чтобы ярче раскрыть каждый из образов.
    Обобрав Ивана, оба брата живут обычной, ничем не примечательной жизнью. А вот Иван строит свою карьеру. Его назначают работать при царских конюшнях. Возможно, так и жил бы Иван, как и многие слуги царя. Женился бы, занял бы место главного конюшенного. Однако, несмотря на то, что все зовут Ивана дураком, он, по сути, просто немного ленивый и немного нерасторопный человек, который привык полагаться на случай. Ему повезло, что его другом был мудрый Конек-Горбунок. Этот конь мал и неказист, но при этом, много знает и всегда подсказывает Ивану, как правильно стоит поступить тому. Иван не всегда слушается Горбунка. И это приводит к тому, что конюх попадает в разные истории. и снова конь помогает выйти из истории без потерь. В итоге, Иван становится красавцем. И он женится на самой прекрасной девушке.

  2. Ключевыми персонажами произведения являются Конек-Горбунок и его хозяин по имени Иван, представленный писателем в образе третьего крестьянского сына, слывущего дурачком.
    Иван становится обладателем маленького Конька-Горбунка во время ночного дежурства на полях, на которых белая кобылица с золотистой гривой вытаптывает посевы. Для обретения свободы кобылица дарит Ивану помощника в виде Конька-Горбунка и двух прекрасных лошадей.
    Совершая продажу полученных лошадей, Ивану удается обрести перо Жар-птицы, которое он прячет под шапкой. Лошади приобретаются царскими конюхами, но в ту же ночь волшебные кони снова возвращаются к Ивану и юноше приходится начать работу в царских конюшнях.
    Прознав о наличии у Ивана волшебного пера Жар-птицы, царь призывает крестьянскому сыну добыть для него волшебную птицу. С помощью верного Конька-Горбунка Иван выполняет задание царя.
    Но царь на этом не успокаивается и дает Ивану новое задание привезти к нему Царь-девицу, у которой матерью является Месяц, а братом – Солнце, желая сделать ее своей женой. Но привезенная Иваном девушка соглашается выйти за царя замуж только при условии получения перстня, добытого со океанского дна.
    Снова Иван с Коньком-Горбунком отправляются в путь и привозят добытый сундук с драгоценностью. Однако Царь-девица ставит царю новое условие, заключающееся в необходимости его омоложения. Для этого нужно провести процедуру омовения в котлах с холодной и горячей водой, а затем в чане с кипящим молоком. Царь страшится бросаться в кипяток и посылает сначала Ивана совершить этот процесс. Конек-Горбунок организует процесс так, что целый и невредимый Иван становится после омовения еще красивее. Царь повторяет процедуру и оказывается сваренным в кипятке.
    В финале сказки Иван женится на Царь-девице, и они живут счастливой жизнью.

    2 вариант

    Главными героями этого произведения выступают Конек-Горбунок и Иван. Иван выступает хозяином этого коня. Иван это младшей из трех сыновей крестьянина, которого все считают за дурака. Но он далеко не такой.

  3. П.П. Ершов слышал много сказок, а потом сочинил свою сказку «Конек-горбунок».
    Сказка состоит из трех частей.
    Из первой части мы узнали о семье Ивана, о его жизни в доме отца. Здесь же автор рассказал о том, как главный герой выполнил поручение отца, как получил Конька-горбунка, как его обманули братья.
    Вторая часть сказки посвящена жизни Ивана при дворце. Здесь он ухаживает за красивыми конями, живет при дворце. Но старый конюх завидует Ивашке и старается подставить его, чтобы царь убрал Ивана, а конюха принял на прежнее место работы. В этой части Конек-горбунок помогает своему хозяину поймать чудесную жар-птицу. Но завистливый слуга, снова врет царю и говорит, что Иван достанет царь-девицу.
    В третьей части сказки, Ершов рассказывает о том, как Иванушка искал царь-девицу. Для этого ему пришлось отправиться на небо и заручиться помощью Месяца и Солнца, помочь чудо-рыбе Кит, достать волшебное кольцо и увезти во дворец царевну. Во всем этом ему помогал верный друг Конек-горбунок. Он же подсказал Ивану, как искупаться в котлах с горячим молоком и не погибнуть.
    В конце сказки Иван стал царем, а прекрасная царь-девица его женой.
    Мне очень понравилась эта сказка и ее главный герой Иванушка-дурачок. Только глупым я его назвать не могу. Он добрый и честный, говорит правду там, где другой бы соврал. Именно за это его и считают все дурачком. Он собрал в себе все положительные черты характера, доказал своей жизнью, что честно жить может и трудно, но интересно.

  4. Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень. В конце сказки он становится царём и женится на Царь-девице.
    Главный герой произведения — Иван-дурак — честно несёт службу у вздорного царя. Царь жесток и деспотичен. Все его думы — не о заботе о государстве, а об одной лишь женитьбе на прекрасной Царь-девице. В описаниях этого горе-правителя много иронии: он смешон и глуп в своей уверенности, что снова станет молодым. Ивану-дураку пришлось приложить много труда, проявить смелость и настойчивость, чтобы выполнить царские поручения.
    Но справедливость восторжествовала (сцена купания героев в кипящих котлах). Царь бесславно погибает, а Иван становится красавцем и обладателем всего, что сам добыл для царя. Конечно же, не без волшебной силы Конька-горбунка. Конёк-горбунок не слуга, а товарищ Ивана, его чудесный помощник, который не только выручит из беды в трудную минуту, но и скажет — как друг другу — горькую правду.
    Смысл сказки — в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто хочет разбогатеть, богатство не достаётся. А Иван-дурак всего достиг, потому что жил честно, был щедрым и всегда оставался верным своему долгу и слову. В произведении привлекает всё: и главный герой Иван-дурак, и его верный друг Конёк-горбунок, и описание чудес, ритм стиха, и красота поэтического слова.
    Лучший сайт с ГДЗ 2014 года!
    Хочешь 5 по химии? Все ОТВЕТЫ и РЕШЕНИЯ здесь!

  5. В русских сказках прослеживается любопытный момент, что родители уповают только на своих взрослых детей, а младшие обычно предоставлены сами себе. Это явление произошло из уклада жизни русской семьи в то далёкое время. В сказке Конёк Горбунок, младший сын Иванушка считался ни на что ни годным человеком. Иван сын бедных родителей, которые занимались сельским хозяйством. Он оказался смышлёным юношей с глубоким внутренним миром. Частенько его заставали лежащим на земле с мечтательной улыбкой на губах. За такое странное поведение он получил прозвище “дурак”. Хотя, как показали дальнейшие события, именно Иван оказался самым решительным и храбрым из всего семейства. Когда он сидел со своими братьями в засаде, то именно ему удалось поймать хитрого вора, который опустошал их посевы. Два других брата в это время сладко спали на сене. Когда Иван поймал волшебную лошадь, то скрыл это от своих родных. Чтобы навести их на ложный след ему приходиться на ходу выдумать историю, про чёрта, который и вытаптывал пшеницу. После того, как кобыла даёт ему слово больше не приходить на их семейное поле, то он рассказывает семейству, что ему удалось договориться с чёртом. На самом деле в сказке Конек – Горбунок Петра Ершова два главных персонажа. Один из них Иван, а второй его помощник небольшой горбатый конь Горбунок, он немного наивный, но очень добрый. С его помощью младшему сыну всегда сопутствует удача. Даже в тот раз, когда два его брата, обманув его, продают великолепных коней с золотыми гривами, ему достаётся красивое перо волшебной жар-птицы.
    конек горбунок сочинениеКак и водится в подобных сказках, все вокруг совершенно не понимают, что это именно Иван решает все проблемы. Впрочем, ему хватает смелости попросить об услуге самого царя.
    Главный герой подчёркивает основные положительные черты характера русского народа. Честность, прямолинейность, способность не переживать по пустяками и найти выход из любой, даже из самой тяжёлой ситуации. В конце-концов такие качества характера, как дружелюбие, смелость, храбрость, открытость натуры помогают основному персонажу книги Конек Горбунок не только получить признание у простого люда, решить все свои проблемы, но в итоге стать царём.

  6. Сочинение на тему : Ершов П.П. Произведение “Конек-Горбунок”
    В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — “и так, и сяк”, младший — Иван — глупец. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают нести дежурство по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черед младшего брата, он идет в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удается вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трех коней: двух — красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего — конька “ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами” — Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трех обещанных коней.
    Через некоторое час Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоем с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конек-Горбунок объясняет Ивану, что случилось, и предлагает нагнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все сообща они отправляются в столицу.
    Остановившись в поле на ночлег, братья вдруг замечают вдали огонек. Данило посылает Ивана принести огоньку, “чтобы курево раз-весть”. Иван садится на Конька-Горбунка, подъезжает к огню и видит что-то странное: “чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится”. Конек-Горбунок объясняет ему, что это — перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесет ему много неприятностей.Конек-Горбунок объясняет ему, что это — перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесет ему много неприятностей. Иван не слушается совета, подбирает перо, кладет его в шапку и, возвратившись к братьям, о пере умалчивает.
    Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце — назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив денежки и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.
    А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое час царский спальник — боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало прогнать его из дворца, — замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они постоянно накормлены, напоены и вычищены. Решив узнать, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достает из шапки завернутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самое Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идет к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своем горесть. Конек вызывается Ивану помочь.
    На следующий день, по совету Горбунка получив у царя “два корыта белоярова пшена да заморского вина”, Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в плотный лес.Они едут целую неделю и наконец приезжают в плотный лес. Посреди леса — поляна, а на поляне — гора из чистого серебра. Конек объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар-птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому забраться под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать семя с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удается поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван — царский стремянной.
    Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое час один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живет на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поет песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочка Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь-девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идет к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого надобно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатер, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей.
    Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конек велит Ивану раскинуть шатер, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдет в шатер, поест, попьет и начнет игрывать на гуслях, вбежать в шатер и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конек. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери — Месяцу и брату — Солнцу. И на иной день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь.
    Подъезжая к океану, они видят, что поперек него лежит огромный кит, у которого “на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит”.Подъезжая к океану, они видят, что поперек него лежит огромный кит, у которого “на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит”. Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днем — отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и сообщает Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад тот самый кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощен и отпущен в море.
    Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.
    Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается вылезать за него замуж, говоря, что он слишком стар для нее, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: надобно поставить три больших котла: один — с холодной водой, иной — с горячей, а третий — с кипящим молоком — и искупаться по очереди во всех трех котлах. Царь опять зовет Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конек-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнет хвостом, макнет мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет — а уж после этою Иван может прыгать более того в кипяток. Иван все так и делает — и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: “бух в котел — и там сварился”. Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведет его под венец.Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведет его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.

  7. О всех чудесах Конёк-Горбунок рассказывает так, как будто сам там не раз бывал и видел все своими глазами. Он рассказывает о серебряной горе с волшебными птицами и о дочери месяца, которая два раза в год подплывает к берегу. Но такие знания героя удивляют не сильно, ведь и сам он необычного происхождения.
    Каждый раз, когда Иван приходит к своему другу с поникшей головой и рассказом о новом испытании, конёк утешает его, поддерживает ласковым словом и рассказывает, что нужно сделать. Конёк ни капельки не сердится на глупого Ивана, хоть знает, что все беды из-за его упрямства. Но он не забывает и напомнить: «От того беда твоя, что не слушал ты меня».
    В третьей части сказки П. Ершова Конёк-Горбунок и его друг отправляются на поиски перстня, который лежит на дне океана. Горбунок опять знает наперед, что спросят у Ивана и как правильно поступить. Конёк проявляет еще одну необычную способность: он знает путь на небо и легко доставляет хозяина к небесным светилам. Во время этого путешествия Конёк-Горбунок с Иваном не только выполняют задание царя, но и освобождают Чудо-юдо рыбу-кита от тяжкого бремени, а корабли из десятилетнего плена.
    Наконец, в последней части сказки дело доходит до настоящей «службы», а не «службишки». Слово без уменьшительно-ласкательного суффикса намекает, что дело предстоит намного сложнее, предыдущих. Службой Конёк-Горбунок называет спасения Ивана, когда тому предстоит искупаться в трех котлах. Здесь уж конёк-игрушка проявляет всю свою любовь к другу, о чем говорит: «Тут нужна моя вся дружба»; «И скорее сам я сгину, чем тебя, Иван, покину».
    Образ Конька-Горбунка – еще одно доказательство того, что маленькое сердце может таить большую любовь. Это пример настоящего друга, у которого нам, людям, есть чего поучиться.

  8. 8
    Текст добавил: Ёжик РаСтАмАн

    Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.
    П.П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.
    Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
    Чудесный конь помогает положительному герою.
    Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.
    Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
    За горами, за лесами,
    За широкими полями,
    Против неба – на земле,
    Жил старик в одном селе.
    Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
    Братья сеяли пшеницу
    Да возили в град-столицу:
    Знать, столица та была
    Недалече от села.
    В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
    Чистить коней начинает,
    Умывает, убирает,
    Гривы длинные плетет,
    Разны песенки поет …
    А убрав их в оба чана
    Нацедить сыты медвяной
    И насыпал дополна
    Белоярого пшена
    Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами. Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки). Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога – Ярилы .
    Подъезжают; у ворот
    Из столбов хрустальный свод;
    Все столбы те завитые
    Хитро в змейки золотые,
    На верхушках три звезды,
    Вокруг терема сады,
    На серебряных там ветках
    В раззолоченных во клетках
    Птицы райские живут.
    Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
    Чудно дело! Так и быть,
    Стану царь тебе служить.
    Только чур со мной не драться
    И давай мне высыпаться,
    А не то я был таков.
    Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени. Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

  9. Содержание
    Введение
    1. История создания, опубликования сказки
    2. Особенности поэтики сказки
    Заключение
    Литература
    Введение
    Почти два века украшает сказка «Конёк – Горбунок» Петра Павловича Ершова русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Нашу литературу, особенно чтение детей невозможно представить без этого шедевра. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.
    Полтора десятилетия в Ишимском государственном педагогическом институте, носящем имя педагога, просветителя и поэта П.П. Ершова, проводятся чтения; многие научные работы из области филологии, представленные на этих чтениях, посвящены исследованиям сказки нашего замечательного земляка.
    При написании исследовательской работы наряду с учебниками по истории русской детской литературы были использованы материалы работ преподавателей ИГПИ – В.Н. Евсеева, Т.П. Савченковой, Н.Т. Дегтярёвой, М.Ф. Калининой и других исследователей сказки. Особенно интересен нетрадиционный взгляд на образы в сказке и её жанр доктора наук Валерия Николаевича Евсеева.
    1. История создания, опубликования сказки
    Со времён Пушкина русская литература приобрела народный характер. Пушкинское начинание тот час было подхвачено. Сказка «Конёк – Горбунок» стала одним из откликов на призыв великого поэта повернуть русскую литературу к народности.
    На протяжении всей жизни Ершова не покидала мысль описать Сибирь. Он мечтал создать роман о родине подобно романам Фенимора Купера.
    Думы о народе стали причиной рождения сказки «Конёк – Горбунок». Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех, которым она пользовалась ещё в рукописи.
    Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями по самой дешёвой цене. Возлагая большие надежды на Ершова, Пушкин будто бы сказал: «Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить».
    Впервые сказка была напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834 году, позже издавалась отдельными изданиями. Царская цензура внесла свой коррективы – сказка вышла с купюрами. Пушкин ввёл Ершова в поэтические круги. Есть свидетельства, что он сам отредактировал сказку и написал к ней вступление.
    Сказка Ершова заняла место рядом со сказками Пушкина. Так она рассматривалась и современниками. Официальная критика отнеслась к ней с тем же пренебрежением, что и к сказкам Пушкина: это лёгкая побасенка для праздных людей, не лишённая, однако, занимательности. [5, с.11-12]
    2. Особенности поэтики сказки
    Своеобразен жанр сказки. Рассмотрим две точки зрения: В.П. Аникин рассматривает творчество П.П. Ершова как реалистическое и считает, что сказка «Конёк – Горбунок» — отклик поэта на процесс формирования в литературе реалистической сказки. Нетрадиционен взгляд на жанр в исследованиях о П.П. Ершове профессора В.Н. Евсеева: «Конёк – Горбунок» — произведение поэта – романтика, «пародийно – фольклорная сказка», в которой «задаёт тон романтическая ирония автора»; начинающий поэт выразил идеи «свободы как великой ценности романтического сознания». В сказке можно найти и черты романтической поэмы (стихотворная форма, трёхчастная структура, эпиграфы к частям, лиро–эпический характер повествования, напряжённость сюжета, незаурядность событий и главных героев, экспрессивность стиля.
    В «Коньке – Горбунке» присутствуют и признаки романа: значительная протяжённость истории жизни Иванушки Петровича, эволюция его характера, смена функций действующих лиц, развёрнутость портретов, пейзажи, описательность, диалоги, переплетение «сказочной обрядности» с обилием реалистических сцен и подробностей, будто выхваченных из жизни, широта социального фона. [2, с.42-43]
    В первой половине 19 века среди народных сказок сюжетов, подобных «Коньку – Горбунку» не встречалось. Только после выхода в свет сказки фольклористы начали находить сюжеты, возникшие под влиянием этой сказки.
    Однако в целом ряде народных сказок есть мотивы, образы и сюжетные ходы, присутствующие в «Коньке – Горбунке»: сказки о Жар – Птице, волшебном коне Сивке – Бурке, о таинственном налёте на райский сад, о том, как старому дураку – царю доставляли молодую невесту и пр.
    Ершов талантливо соединил сюжеты этих сказок, создав великолепное, яркое произведение с захватывающими событиями, чудесными приключениями главного героя, его находчивостью и жизнелюбием. [ 6, с.119 — 120]
    Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную форму, логическую последовательность в развитии событий, отдельные части органически сплетаются в единое целое. Все действия, совершаемые героями, оправданы классическими законами волшебной сказки.
    Произведение делится на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающим читателей на предстоящие события.
    Первая часть, как и положено, начинается с присказки «жили – были», которая вводит читателя в курс событий, знакомит с героями.
    Вторая и третья части начинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя от основного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что это присказка, а сказка будет впереди. [ 1, с.284]
    Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.
    В первой части это пленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом о дальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.
    Во второй части в центре два события: Иван с помощью Конька – Горбунка ловит Жар – Птицу и доставляет во дворец Царь – Девицу. Как и во многих волшебных сказках, Иван выполняет третье, кажется, непосильное задание – добывает перстень Царь – Девицы и встречается с Китом, заодно побывал на небе, где беседовал с матерью Царь — Девицы Месяцем Месяцовичем, освободил Кита от мучений, за что тот и достал Ивану перстень.
    Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.
    Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик. [ 3, с.72-73]
    Образы, персонажи, тема, идея сказки :
    Все три части связаны между собой образом Ивана и его верного друга Конька. В образе Ивана выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота ершовского реализма. С точки зрения людей «здравого смысла», которые мирятся с ложью, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому смыслу». Но всегда получается так, что эта иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей над пресловутым «здравым смыслом».
    Вот отец посылает стеречь пшеницу братьев Ивана. Один поленился – провёл ночь на сеннике, а второй струсил – бродил всю ночь у соседского забора. И оба солгали отцу. Иван не таков. Зато ему достались чудесные красавцы – кони и игрушечный конёк.
    Честно несёт Иван трудную службу у вздорного царя, простодушно не замечая зависти и козней царских придворных; прилагает много труда, проявляет смелость и настойчивость, выполняя все царские поручения. И наградой ему становится всё, что он добыл для царя, в придачу становится писаным красавцем и самим народом избран царём. Конечно, в этом ему помогала волшебная сила Конька – Горбунка, но ведь на то и сказка, чтобы волею её автора волшебные силы оказались на стороне добрых, честных, доверчивых, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом. Вот почему Иван – дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью – жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителем всех жизненных невзгод. [ 5, с.55]
    В образе простодушного Ивана не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван бывает дурашливым, порой ленится, любит поспать. Поэт не скрывает, что герой дурак и в прямом смысле. Но дурачества у него особые. Недаром всюду, где автор говорит об Иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным».
    «Умные» братья Ивана являются сторонниками существующего благообразия, носителями «здравого смысла» — эгоистичными и благополучными в сравнении с младшим братом. Есть в сказке эпизод: Иван догоняет братьев, укравших у него коней, чтоб продать их в городе и поживиться и кричит им:
    Стыдно, братья, воровать!
    Хоть Ивана вы умнее,
    Да Иван – то вас честнее…
    Однако, герой не злопамятен, и в финале первой части конфликт благополучно снимается: каждый не в ущерб другому достигает желаемого. И на царской службе Иван честен и добр, никому не чинит козней, хотя вокруг многие недоброжелатели разжигают страсти. Завидует Ивану прежний начальник конюшни – он обговаривает героя, подводит его под царский гнев и опалу. Царь и царедворцы причинили Иванушке много зла, но все их хитроумные происки оказались напрасными – и тут он, дурак, противопоставлен «умным» людям. Возникает вопрос: кто же, в самом деле, глуп? Конечно, те, кто его притесняет. Они не совершают «дурацких» поступков, но их «ум» сопряжён с хитрыми, жестокими делами. Потому автор и ставит «умных» в глупое положение, а Иван потому берёт верх, что дела умных в собственных глазах, здравомыслящих оказываются недалеки от глупости. [ 5, с.56]
    Во всех случаях Иван проявляет самостоятельность, не стесняется высказать собственное мнение, не теряет чувства собственного достоинства. Увидав Царь – Девицу, говорит, что она «вовсе не красива». Разговаривая с царём. Обращается к нему не только без титулов, но и на «ты», как к равному.
    Попав на небо, Иван не обнаруживает ни бога, ни ангелов, ни рая. И, хоть царство ему и понравилось, ведёт он там себя совершенно свободно, как и на земле.
    Нигде Иван не вспоминает бога, только раз он «помолился на забор, / И пошёл к царю во двор» — не на иконы или восток, и в этом эпизоде просматривается авторская ирония.
    Необычен образ помощника Ивана – конька – «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два горба.
    Оба героя – закадычных друга – отклонение от принятой сказочной нормы; первый – дурак, второй – неказист, уродлив с точки зрения обывательского взгляда. Конёк – воплощённая сущность Ивана – являет подлинное содержание человеческого – несказочного бытия, главное в котором – доброта, желание оказать помощь, любовь, дружба, не построенная на расчёте. [ 2, с.92]
    Отчего же конёк двугорб? Может, этот образ пришёл из детства – Ершов жил в Петропавловске и Омске – городах, являющихся вратами в земли полуденные – Индию, Персию, Бухару; там на базарах встречал он небывалых для Сибири животных – двугорбых верблюдов и длинноухих осликов. Но, пожалуй, это слишком упрощённая аналогия. Образ Иванушки Ершов писал с балаганного Петрушки – любимца русского народа. Петрушка был неказист: носат, горбат. Не «переместились» ли горбы со спины Петрушки на конька?
    Есть и ещё гипотеза: конёк – дальний «родственник» древнемифологического крылатого коня, способного взлететь к Солнцу. У миниатюрного ершовского конька крылья «отпали», но бугры мышц («горбы») сохранились, а с ними и могучая сила, способная доставить Иванушку на небо. Человеку всегда хотелось летать, поэтому образ конька притягателен для читателя. [ 5, с.17]
    Миф – «детское» сознание человечества, а детские комплексы живучи. Однако, парадокс в том, что миф серьёзен, а автор «Конька – Горбунка» ещё и заразительно смеётся. Его конёк в три вершка. Трудно представить, как усядется Иванушка не на мифического коня, а оседлает тринадцатисантиметрового скакуна. Но в сказке возможно всё. Равнодушному взгляду трудно обнаружить чудо в окружающей жизни, его не обнаружили и братья Ивана, выгодно продав красавцев – коней. Рост конька мог соответствовать кукольному из народного театра Петрушки, над приключениями которого смеялся русский народ.
    Продолжая пушкинские традиции, Ершов все стрелы сарказма направляет в фигуру «славного» царя – жалкого, глупого, лениво почёсывающегося от скуки самодура.
    Все появления царя сопровождаются репликами вроде: «Царь сказал ему, зевая», «Царь, затрясши бородою, закричал ему вослед». К концу сказки презрительное отношение к царю вполне ясно. Он «точит балясы» перед Царь – девицей, желает на ней жениться, но она его увещевает:
    Все цари начнут смеяться,
    Дед – то, скажут, внучку взял!.
    Из диалога царя с девицей видно, что она, пятнадцатилетняя, умнее и честнее не способного мыслить старикана. Его смерть в котле («Бух в котёл — / И там сварился») довершает образ ничтожного правителя. Каков поп, таков и приход. Царь – самодур, дворяне – лакеи. Желая угодить, они пресмыкаются; изображают дурацкие сценки, желая посмешить правителя.
    Дворяне и царь обирают народ: царь бесцеремонно считает добро Ивана своим. Требуя у него перо Жар – птицы, кричит:
    В силу коего указа
    Скрыл от нашего ты глаза
    Наше не привычен царское добро –
    Жароптицево перо?
    Но царь только главный притеснитель народа. Беда в том, что с ним хозяйничает и вся его челядь. Ершов рисует яркую картину собирательства народа. Притесняют не только крестьян, но и дворовых людей. Как бы ни трудился народ, всё равно он остаётся нищим. Братья Ивана горестно восклицают:
    Сколь пшеницы мы не сеем,
    Чуть насущный хлеб имеем,
    До оброков ли нам тут?
    А исправники дерут.
    Появление «градского отряда» во главе с городничим свидетельствует о полицейском режиме. С народом обращаются как со скотом: сторож кричит, бьёт людей бичом. Народ, не протестуя, безмолвствует.
    Городничий, надсмотрщики, конные отряды, «расшевеливающие народ» — вот картины крепостнической Руси, проступающие через игровой ершовский стих. Веселье, вспыхнувшее в толпе, несказанно удивило представителей власти, им непривычен люд, выражающий эмоции. [ 6, с.120-121]
    Бытовое и фантастическое переплелось в сказке. Сказочное мироздание состоит из трёх обособленных царств – земного, небесного и подводного. Основное – земное, имеющее множество характеристик и примет, наиболее детализировано:
    За горами, за лесами,
    За широкими полями…,
    пшеницу братья возили
    … в град – столицу:
    Знать, столица та была
    Недалече от села.
    Кроме «топографии» земное царство имеет свою погоду, приметы царского и крестьянского быта. Это царство и самое густонаселённое: тут и крестьяне, и стрельцы, звери и птицы, царь и его слуги, купцы и таинственный «царь Салтан». Небесное царство похоже на земное, только «земля – то голубая», те же терема с русскими православными крестами, забор с воротами, сад. Подводное царство противоречиво: оно огромно, но меньше земного; его обитатели необычны, но подчинены один другому по законам земного царства. Все три царства при своей, кажется, непохожести являются одним по сути, подчиняются одним и тем же социальным законам – законам царской чиновничьей России, а в отношении географии, мироустройства – по законам восприятия мира россиянином – степняком, для которого нет и не может быть ничего больше и необъятнее, чем земля с её полями, лесами и горами. [ 3, с.69-70]
    Удивляют читателя персонажи, населяющие подводное и небесное царства.
    Образ «Чуда – Юда рыбы Кит» — отзвук мифов о происхождении Земли (тверди на трёх китах):
    Все бока его изрыты,
    Частоколы в рёбра вбиты,
    На хвосте сыр – бор шумит,
    На спине село стоит…
    — деревня, мужицкая крестьянская Русь. Кит «подневольный», «страдающий», как и Иван, последний на социальной лестнице, по сюжету сказки переживает превращение в самовластного тирана.
    Ершов, рассказывая о необычной небесной семейке – Царь – девице, её матери Месяце Месяцовиче и «братце» Солнце, ориентируется на мифологические представления сибирских народностей, сходные с китайской мифологической традицией, где Солнце осмысливается как «ян» — мужское начало, а Луна – «инь» — женское.
    В контексте сюжета сказки мифопоэтическая символика образа Царь – девицы связана с божеством Света и стихией Огня. С её исчезновением после похищения Иваном нарушился круговорот жизни – наступили перемены в природе: не светит месяц три дня и три ночи, Солнце во мгле («…сын мой красный / Завернулся в мрак ненастный»). Согласно архаичным мифам рождённые Солнцем дети помогают ему светить. Небесная семья есть царство мёртвых, христианский рай, куда живому путь заказан; попав в это царство, Иван обрёл новый статус и невесту. Одна из основных характеристик героини – её девичество, она пребывает в роли потенциальной невесты. Брачный мотив в сказочном финале реализуется в свадебном обряде инициации (посвящения героя), что соответствует традициям русских фольклорных сказок. Мифологическая функция Царь – девицы – хранить свет светил (Луны и Солнца), т.е., хранить и давать жизнь. Отправляясь за ней и добыв её, ершовский Иванушка выполняет роль культового героя. Сюжет сказки – модель вечного круговорота жизни и смерти. [ 5, с.28-29]
    Язык сказки:
    Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния народа. Он перенёс в текст и литературную манеру народного творчества.
    Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, исстари свойственным русскому народу и отразившемся в его устном художественном творчестве.
    Как и Пушкин, Ершов не злоупотребляет метафорами, эпитетами, украшающими слова. Исключения составляют обрядовые сказочные выражения: «очи яхонтом горели», «хвост струился золотой», «кони буйны», «кони буры, сивы». Зато выпуклому, чисто народному образу он умеет дать большую смысловую нагрузку. Как герой Иван представлен в двух планах, так и каждое его слово, фраза двусмысленны. В его описаниях нередко звучит ирония, издёвка. [ 4, с.23]
    Смешное в сказке создают и комические ситуации, шутки, пословицы, присловья. Вот братья бегут посмотреть коней:
    И Данило, и Гаврило
    Что в ногах их мочи было
    По крапиве прямиком
    Так и дуют босиком.
    Чтоб напугать братьев, о своём дозоре Иван сочинил нарочито страшную и смешную историю:
    Вдруг подходит дьявол сам
    С бородою и с усам;
    Рожа словно как у кошки,
    А глаза – то что те плошки!
    Вот и стал тот чёрт скакать
    И зерно хвостом сбивать.
    Выезд городничего по пустячному делу на базар описан столь торжественно, что выглядит комично. Чтобы подчеркнуть безделье царских слуг, автор так охарактеризовал конюхов, которым царь поручил надзор за двумя конями:
    Десять конюхов седых,
    Все в нашивках золотых,
    Все с цветными кушаками
    И с сафьянными бичами.
    Виртуозно поэт изобразил шутливую сказочную сценку, как Иван повёл коней:
    И под песню дурака
    Кони пляшут трепака;
    А конёк его горбатко
    Так и ломится вприсядку
    К удивленью людям всем.
    У народа Ершов перенял присказки; в сказке они несут определённую нагрузку:
    Муж – то примется за шутки,
    А жена за прибаутки.
    И пойдёт у них тут пир,
    Что на весь крещёный мир.
    Эта присказка ведётся,
    Сказка вскоре же начнётся.
    Как у наших у ворот
    Муха песенки поёт.
    Что дадите мне за вестку,
    Бьёт свекровь свою невестку:
    Посадила на шесток,
    Привязала за шнурок,
    Ручки к ножкам притянула.
    Ножку правую разула,
    Не ходи ты по зорям,
    Не кажися молодцам.
    Эта присказка велась,
    Вот и сказка началась…
    Эта присказка – не просто украшение сказки. В ней изображён народный быт. Вместе с тем присказка мастерски использована как композиционный элемент. Включённая в текст, она служит как бы для передышки читателю:
    Едут близко ли, далёко,
    Едут низко ли, высоко,
    И увидели ль кого,
    Я не знаю ничего.
    Скоро сказка говорится,
    Дело мешкотно творится.
    Только, братцы, я узнал,
    Что конёк туда вбежал,
    Где (я слышал стороною)
    Небо сходится с землёю,
    Где крестьянки лён прядут,
    Прялки на небо кладут. [ 4, с.37-38]
    Изумительные народные образы — «небо сходится с землёю», «прялки на небо кладут» — чаруют воображение автора своей чудесностью и вместе с тем ощутимой реальностью, одновременно эти образы заставляют приостановиться, задуматься, отдохнуть от стремительного сюжета и сосредоточиться в созерцательном раздумье.
    Сказка отличается высокими поэтическими достоинствами. Быстро развивающийся сюжет, состоящий из ярких сказочных событий, то смешных и забавных, то страшных, так и влечёт читателя за собой. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что создаёт динамичность. Иногда встречается целый каскад глаголов. В тексте много глагольных рифм, почти всегда они звонкие. Рифмующиеся слова несут наибольшую смысловую нагрузку. Это помогает прочнее запоминать содержание. [ 4, с.51]
    Поэт умеет сказать многое набольшим количеством слов: выразить сложную мысль, нарисовать картину. Передать чувства, вызвать улыбку:
    Кобылица та была
    Вся как зимний снег, бела,
    Грива в землю, золотая,
    В мелки кольца завитая.
    Ершов мастерски передаёт движение. Та же кобылица. Когда сел на неё Иван,
    Змеем голову свила,
    И пустилась как стрела,
    Вьётся кругом над полями,
    Виснет пластью надо рвами,
    Мчится скоком по горам,
    Ходит дыбом по лесам.
    По – народному строятся в сказке аллитерации (звукоподражание):
    Та – ра – рам, та – ра – рам,
    Вышли кони со двора.
    Одним из традиционных художественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение, принимающее всеохватывающий характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты, персонажи имеют своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуре возникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическими повторами. Происходит удвоение жанра – сказка в сказке, удваиваются «сферы вселенной» (земное и подводное, земное и небесное царства). Функция удвоения – создание и разрушение сказочной реальности; сатирично описаны «двойники – братья» «Данило да Гаврило».
    Каждое новое задание Ивана начинается с повтора:
    Тут посыльные дворяне
    Вновь пустились звать Ивана.
    Вот к царю Иван явился,
    Поклонился, подбодрился,
    Крякнул дважды и спросил:
    «А почто ж меня будил?»
    Выполнив это первое трудное задание, навлекает на себя второе, которое предваряет новая вариация повтора:
    А посыльные дворяне
    Побежали до Ивана;
    В крепком сне его нашли
    И в рубашке привели.
    За этим следует третье задание:
    «Гей! Позвать ко мне Ивана», —
    Царь поспешно закричал
    И чуть сам не побежал,
    Вот Иван к царю явился,
    Царь к нему оборотился.
    Эпизоды повторяются каждый раз в обновлённой, усиленной вариации. Каждый раз пришедшего домой Ивана Конёк спрашивает:
    Что, Иванушка, невесел,
    Что головушку повесил?
    Композиционные повторы сопровождают повторы синтаксические. Повторяются отдельные слова, рядом стоящие фразы, обороты, отдельные стихи. Царь говорит Ивану:
    Делать нечего, придётся
    Во дворце тебе служить.
    Будешь в золоте ходить,
    В красно платье наряжаться,
    Словно в масле сыр кататься.
    Иван отвечает:
    …эка штука!
    Во дворце я буду жить,
    Буду в золоте ходить,
    В красно платье наряжаться,
    Словно в масле сыр кататься.
    Повторы придают сказке убедительность и особую занимательность. [4, с.60-62]
    Удвоение является ключом к философской концепции «Конька – Горбунка»: если в существующей незыблемой космически всеохватной иерархии отношений царь есть зло, оно неминуемо сменится добром.
    Поэтика сказки дышит народной стихией. Народные пляски – трепак, вприсядку, песни «Ходил молодец на Пресню», «Как по моречку по морю», пословицы, поговорки, весь дух и склад сказки, вплоть до исторических реминисценций типа «Словно шёл Мамай войной», с чтением сказки об Еруслане — буквально всё дышит народным духом. Если к этому прибавить и восприятие мира, понятие о добре и зле, о красивом и беззаботном вплоть до слов «Месяц Месяцович», «Чудо–Юдо рыба Кит», присказки, прибаутки, шуточки – всё идёт от народа и выражает его дух и мировосприятие. [ 4, с.71]
    Автор с детства был воспитан народной поэзией и создал свою сказку уже после сразу полюбившихся читателю сказок Пушкина. Неслучайна перекличка «Конька – Горбунка» со сказками великого поэта.
    Жуковский, Пушкин и Ершов обращались к народным сказкам. Жуковский старался облагородить их сюжеты, сгладить острые углы и социальные противоречия в них. Пушкин возвёл их до уровня высокой поэзии, сконцентрировал в них всё лучшее, характерное для народного творчества, избавив от всего случайного, наносного, освободил язык от простонародных элементов.
    Ершов был подхвачен народной стихией. Кажется, что он написал сказку быстро, на одном дыхании. И не всегда беспокоился о более тщательном отборе слов, об отделке стиха. Поэтому в тексте сказки много просторечных слов, диалектизмов, не вошедших в литературный язык, таких элементов не было в сказках Пушкина.
    В целом сказка написана звонким четырёхстопным хореем, отличается музыкальностью стиха. Иногда случается нарушение ритма. Попадаются словесные натяжки: «жары – птицы», «версту, другу пробежал», «молвил ловчий мря со смеху», «канальски отличиться» и др. Всё это является следствием некритического отношения к народному творчеству, невнимания к строгому отбору языковых единиц, к отделке стиха. Но сказка и потрясает красивейшими образными, ёмкими народными выражениями как «утро зориться», «смотреть вполуглаз», «напраслина» и пр. [ 5, с.9]
    Заключение
    Создавая сказку, Ершов напал на золотую жилу; это последствие близости к народу, великое внимание к его творчеству.
    Замечательная сказка, любимая и знакомая нам с детства, переведенная на многие языки мира, стала одной из самых популярных для многих поколений детей. На её сюжет написаны и поставлены оперы, балеты, полнометражные фильмы.
    Как и Пушкин, и Жуковский, Ершов писал свою сказку для всей читающей России. Но она органически вошла в детскую литературу. В первую очередь, сказка детская в своей безудержной фантазии, в удивительных приключениях, динамичном сюжете, красочности, игривой ритмике, песенном складе, образе главного героя – отважном представителе народа, в победе добра над злом, уважении к человеку, к нашему великому языку.
    Литература
    1. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы / А.П. Бабушкина. – М.: Просвещение, 1948. – 409 с.
    2. Жизнь и творчество П.П. Ершова: Семинарий: науч.–методич. пособие к курсу и спецсеминару для студентов, учителей и преп. вузов / сост.: М.Ф. Калинина, О.И. Лукошкова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 2002. – 208 с.
    3. Народная и литературная сказка: межвуз.сб.науч.тр. ИГПИ им. П.П. Ершова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1992. – 198 с.
    4. Особенности языка сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок»: сб.науч.ст. / ред. Л.В. Шапошникова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2007. — 76с.
    5. Пётр Павлович Ершов – писатель и педагог: тезисы докладов и сообщений. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1989. – 75 с.
    6. Сатин, Ф.М. История русской детской литературы / Ф.М. Сатин. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.

  10. Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В нем выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. С точки зрения людей «здравого смысла», которые мирятся с неправдой, подлаживаются, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя, Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому смыслу». Но всегда получается так, что эта Иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей над пресловутым «здравым смыслом».
    Вот отец посылает стеречь пшеницу братьев Ивана. Но один поленился – провел ночь на сеннике, а другой струсил – проходил всю ночь у соседского забора. И оба преспокойно солгали. Не таков Иван. Зато ему, а не братьям достались чудесные кони и Горбунок. Честно несет Иван трудную службу у вздорного царя, простодушно не замечая зависти и козней царских придворных. Сколько пришлось приложить труда, проявить смелости и настойчивости, чтобы выполнить все царские поручения. И вот награда – Иван владеет всем, что сам добыл для царя, да сверх того еще становится писаным красавцем и избранным самим народом царем. Конечно, в этом ему помогла волшебная сила Конька-Горбунка.
    Но ведь на то и сказка, чтобы волею ее автора чудесные силы оказались на стороне добрых, доверчивых, честных, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом.
    Вот почему Иван-дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью – жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителем всех жизненных невзгод. В образе простодушного, наивного Ивана не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван Ершова бывает и дурашливым, любит спать, порой ленится. И поэт, и народные сказочники не скрывают, что их герой- дурак в прямом и точном смысле этого слова.
    Но дурачества-то Ивана особые. Недаром всюду, где автор говорит об Иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным». Есть в сказке эпизод: Иван догоняет братьев, которые украли у него коней и гонят их в город, чтобы продать и пожи виться. Иван кричит старшему и среднему брату:
    * «Стыдно, братья, воровать!
    * Хоть Ивана вы умнее,
    * Да Иван-то вас честнее:
    * Он у вас коней не крал».
    Дурачок тут противопоставлен «умным» братьям. И на царской службе он верен себе: доверчив и добр, никому не строит козней, хотя вокруг него и кипят недобрые страсти. Ивану завидует прежний начальник над конюшней – он оговаривает Ивана, подводит его под царский гнев и опалу. Царь и царедворцы причинили Ивану много зла, но все их хитроумные происки оказались напрасными. Иванушка-дурачок и тут противопоставлен мнимоумным, мнимоздравомыслящим людям. И сам собой является вопрос: кто же в действительности глуп? Конечно, те, кто притесняет Ивана, не совершают дурацких поступков, но их «ум» сопряжен с хитрыми, недобрыми, жестокими делами и деядиями. Ершов потому и ставит «умных» в глупое положение, а Иван у него потому и берет верх над всеми, что дела здравомыслящих людей, тех, кто умен в собственных глазах, оказываются совсем не далекими от глупости. «Умный» царь смешон, глуп в своей любовной страсти, глуп в желании заполучить Жар-птицу как очередную забаву-игрушку, глуп в уверенности, что опять станет молодым. Он жесток, деспотичен, показан не в заботах о государстве, а в хлопотах о женитьбе на прекрасной Царь-девице. Цензуре очень не понравилось такое изображение царя – скучающего лежебоки.
    Смысл сказки – в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто хочет разбогатеть, богатство не достается; кто жаждет власти, ее лишается. А Иван-дурачок всего достиг. В соответствии с традициями народной сказки в конце повествования дурак перерождается и становится умным по-настоящему.

  11. Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень. В конце сказки он становится царём и женится на Царь-девице.
    Главный герой произведения — Иван-дурак — честно несёт службу у вздорного царя. Царь жесток и деспотичен. Все его думы — не о заботе о государстве, а об одной лишь женитьбе на прекрасной Царь-девице. В описаниях этого горе-правителя много иронии: он смешон и глуп в своей уверенности, что снова станет молодым. Ивану-дураку пришлось приложить много труда, проявить смелость и настойчивость, чтобы выполнить царские поручения.
    Но справедливость восторжествовала (сцена купания героев в кипящих котлах). Царь бесславно погибает, а Иван становится красавцем и обладателем всего, что сам добыл для царя. Конечно же, не без волшебной силы Конька-горбунка. Конёк-горбунок не слуга, а товарищ Ивана, его чудесный помощник, который не только выручит из беды в трудную минуту, но и скажет — как друг другу — горькую правду.
    Смысл сказки — в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто хочет разбогатеть, богатство не достаётся. А Иван-дурак всего достиг, потому что жил честно, был щедрым и всегда оставался верным своему долгу и слову. В произведении привлекает всё: и главный герой Иван-дурак, и его верный друг Конёк-горбунок, и описание чудес, ритм стиха, и красота поэтического слова.
    Лучший сайт с ГДЗ 2014 года!
    Хочешь 5 по химии? Все ОТВЕТЫ и РЕШЕНИЯ здесь!

  12. Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень. В конце сказки он становится царём и женится на Царь-девице.
    Главный герой произведения — Иван-дурак — честно несёт службу у вздорного царя. Царь жесток и деспотичен. Все его думы — не о заботе о государстве, а об одной лишь женитьбе на прекрасной Царь-девице. В описаниях этого горе-правителя много иронии: он смешон и глуп в своей уверенности, что снова станет молодым. Ивану-дураку пришлось приложить много труда, проявить смелость и настойчивость, чтобы выполнить царские поручения.
    Но справедливость восторжествовала (сцена купания героев в кипящих котлах). Царь бесславно погибает, а Иван становится красавцем и обладателем всего, что сам добыл для царя. Конечно же, не без волшебной силы Конька-горбунка. Конёк-горбунок не слуга, а товарищ Ивана, его чудесный помощник, который не только выручит из беды в трудную минуту, но и скажет — как друг другу — горькую правду.
    Смысл сказки — в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто хочет разбогатеть, богатство не достаётся. А Иван-дурак всего достиг, потому что жил честно, был щедрым и всегда оставался верным своему долгу и слову. В произведении привлекает всё: и главный герой Иван-дурак, и его верный друг Конёк-горбунок, и описание чудес, ритм стиха, и красота поэтического слова.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Что мне понравилось в сказке «Конёк-горбунок» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Пересказ народной сказки «Царевна-лягушка»
    Трагизм в драме «Боярыня»
    Изложение сюжета поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Сказания 1-12
    Смех сквозь слезы в сочинении «Царь Плакса и Лоскотон»
    Сочинение-размышление (миниатюра) Почему я хочу стать учителем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *