Краткое сочинение на тему образ князя игоря

9 вариантов

  1. Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  2. Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

  3. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского.
    Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря.
    Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской.
    Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по — разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  4. 4
    Текст добавил: Имени Фамилио

    Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  5. Образ князя Игоря, героического эгоиста прошлого.
    Произведение «Слово о полку Игореве» датируется концом XII века и повествует о событиях 1185 года, а именно – о неудачном походе братьев Игоря и Всеволода Святославовичей на земли половцев. В те времена Русь была разделена на княжества, в которых царил феодальный строй. Децентрализация власти приводила к частым междоусобицам и подвергала земли русичей постоянным набегам со стороны воинственных соседей. Основной угрозой были половцы, контролировавшие огромную территорию – от границ современной Румынии до востока Казахстана.
    Образ князя Игоря в произведении не является однозначным. Автор восторгается патриотизмом и мужеством братьев-полководцев Игоря и Всеволода, бросивших вызов столь грозному супостату. Однако осуждает эгоизм князей, ищущих славы, не заботящихся о последствиях. Жажда возвращения Руси земель, захваченных «погаными», то есть – язычниками, достойна восхищения. Но чрезмерный авантюризм похода приносит не только поражение своим зачинщикам, но и напасти всей земле русской.
    Игорь выступает активным, харизматичным лидером, ведущим за собой верное войско. Все качества, присущие князю, возводятся автором текста в абсолют. Создается образ правителя, воплотившего все доблести военачальника тех лет. Бесстрашного воина не пугает ни солнечное затмение, явившееся накануне похода, ни другие злые знамения и увещевания. Дружина его ищет себе чести, а князю – славы, преданно следуя за предводителем. И тот не уступает принципам своего времени, считая рать своей семьей. После первой победы в бою, случившемся уже через сутки после начала похода, войско получает немалую добычу, но князь оставляет себе лишь знамена поверженного противника. Этим он являет не только свое честолюбие, но и преданность своей воинственной братии.
    После недолгого отдыха к стану князей подходит основное войско половцев, побороть которое братьям Святославичам не суждено. Игорь мужественно сражается, бросая все свои силы на помощь войску Всеволода, окруженного противником. Потерпев поражение, герой попадает в плен. Герой, еще недавно говоривший, что лучше пасть от меча, нежели быть плененным.
    Автор срамит эгоизм правителей русских земель – как Игоря, устроившего столь безрассудный набег, так и других князей, устроивших междоусобный дележ территорий. Образ главного героя являет собой пример преступной самоуверенности, приведшей не только к внутренним раздорам, но и к внешней напасти в виде половецкого нашествия.
    От имени Святослава Киевского автор обращается к его сыновьям. В своей речи он обвиняет братьев в принесенной беде, грозящей всему народу. Но в то же время – отдает должное их мужеству, тем самым еще раз подчеркивая важность этого качества в глазах современников.
    Жена Игоря, юная Ярославна, равно оплакивает и пленение мужа, и гибель его войска. Олицетворяя всю русскую землю, она призывает силы природы, словно взывая к древним богам своего народа. И Бог указывает путь пленнику в Русскую землю, помогая бежать из плена. Игорь долго добирается до родного края, переосмысливая свои деяния. Ему открывается вся катастрофичность его эгоистического поступка, прикрытого благими намерениями.
    По прибытию в Киев князь заявляет о своей готовности принять участие в общей битве с половцами, тем самым выказывая свое покаяние. Он уже не считает зазорным просить помощи соотечественником, понимая, что его личная гордыня не должна преобладать над целями всего народа. Произведение заканчивается восхвалением поумневшего князя, автор будто подводит итог – сила русичей в единстве.

  6. Князь Игорь Святославович
    Характеристика образа князя Игоря довольно интересна. Его описывают смелым, честным, прекрасно осведомленным человеком. Про него нельзя было сказать, что он сначала делает, а потом думает. Князь просчитывал каждый свой шаг, но, к сожалению, предупреждения и уговоры мудрых людей, окружавших Игоря, не остановили его. Мудрости, так необходимой Игорю, ему не хватало. Герой, к сожалению, ею не обладал.
    Мнение историков
    Как и в большинстве случаев, мнения ученых-историков не столь однозначны. «Слово о полку Игореве» не было исключением. Перед нами вновь два противоборствующих лагеря. На одной стороне – те, кто считает Игоря настоящим героем-патриотом, непоколебимо оборонявшим свою землю. Они считают, что летопись отображает всю Русь, а образ князя Игоря олицетворяет собой всех князей, правящих на Руси. Другие, наоборот, представляют его бездумным и безрассудным князем. Поход Игоря был заведомо обречен на провал, смысл такой жертвенности не ясен. Но все же в одном историки сходятся, Игорь так и не состоялся как мудрый политик, но воинской доблести ему было не занимать.
    Есть еще и третий лагерь, он не такой многочисленный, как первые два, но не упомянуть о нем было нельзя. Третье мнение заключается в том, что князь Игорь был истинным корыстолюбцем, решившим просто-напросто прославиться как герой-освободитель, защитник русской земли, и тем самым потеснить своей возросшей популярностью великого князя Святослава.
    Поэтизация образа
    Поэтизация и характеристика образа князя Игоря автором несла сугубо политический характер, в поэме «Слово о полку Игореве» ясно наблюдается призыв к объединению разрозненных русских княжеств. Автор древнерусского шедевра прекрасно понимал, что княжья междоусобица на Руси не ведет ни к чему хорошему, лишь к внешнеполитической нищете и коллапсу. Таким образом автор стремится сплотить князей, напомнить им об их родственных связях. В летописи активно обсуждаются все приверженцы раздробленности и междоусобицы, а также один из их зачинателей — князь Олег.
    Для того чтобы эффект был ярким и красочным, он (автор) наделяет Игоря качествами доблестного воина и рыцаря. Ведь в произведении «Слово о полку Игореве» жанр – поема. Князь способен на великий поступок, на любую жертву, для него нет ничего сложного в том, чтобы совершить подвиг. Все действия и поступки князя Игоря совершаются только во благо Руси. Он не лишен красноречия и, как любой полководец, перед боем красивыми, мужественными и полными отваги словами воодушевляет свою дружину. Позиция Игоря достаточно ясна — лучше погибнуть в бою чем быть в неволе: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Таков образ князя
    Присмотревшись к эпитетам, которыми наделяет князя автор, можно с уверенностью сказать, что именно он думает об Игоре. Автор отождествляет образ князя Игоря с соколом, называет его «солнце красное». На пути князя встречается отряд половцев, и его воины с легкостью, разбив их, приносят ему победу. Конечно, много добычи русичи получили после победы: дорогие аксамиты, золото, паволоки, красивых половецких девушек угнали в плен. В летописи сказано «добычи было настолько много, что коврами, кожухами, драгоценными камнями и даже золотом прокладывали себе путь через реки, болота

  7. Осуждение разобщенности русских князей

    «Слово о полку Игореве» было создано в 12 веке н.э. – более восьми веков назад. Тем не менее оно не теряет своей актуальности по сей день. Дело в том, произведение это воспевает родную землю, повествует о любви к родине, о преданности ей.
    Как такового главного героя в поэме нет. Главным действующим лицом становится Русская земля.
    Для автора очень важно указать на разобщенность русских князей, их политические предпочтения, сводящиеся к прославлению собственного имени. Результатом такой политики и стал поход против половцев Новгород-северного князя Игоря, закончившийся поражением.

    Поход Игоря

    Желая заполучить славу победителя Игорь отправляется в поход один, не смотря на увещевания и предупреждения знающих людей и знамений природы: затмение, гроза, свист зверей – все предвещает гибель его войска.
    Не взирая на жажду личной славы, мы понимаем, что Игорь любит свою родину. Именно поэтому автор испытывает симпатию по отношению к своему герою как храброму, отважному воину, готовому на смерть за родную землю.

    Поражение Игоря

    Мелочность интересов князя, эгоистичность мышления привели к расколу Руси на несколько княжеств и войне между ними. Честь княжеская оказалась значительнее, чем честь родной страны. Автор искренне скорбит по этому поводу и призывает князей к примирению.

    Плач Ярославны

    Центральный, основной эпизод «Слова…» — это плач Ярославны – молодой жены князя Игоря, которая оплакивает его пленение. В ее плаче, замечательном по своей экспрессии и выразительности, мы видим отражение душевного состояния всей русской земле.
    Девушка призывает на помощь силы природы. Она обращается к ветру с упреком в том, что он обрушивает стрелы половецкие на русских воинов. Говорит она и с Солнцем, вопрошая почему же оно обожгло своими лучами войско князя Игоря. Видя любовь и заботу Ярославны, ее искреннее страдание, можно с уверенностью сказать, что жена Игоря – воплощение идеала русской женщины.

    Осознание Игорем своих ошибок

    Вернувшись в Киев после плена, Игорь начинает отчетливо понимать совершенные им и другими князьями ошибки. Его сознание словно переворачивается, он готов к совместному походу против врага. Это означает, что его эгоизм побежден разумом.
    Поддерживая решение Игоря о единении княжеств, автор обращается радостным приветственным словом ко всем князьям, борющимся во славу Родины.

  8. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.>
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  9. Образ князя Игоря в “Слове о полку Игореве”
    Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве» . Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас – людей, живущих уже в двадцать первом веке?
    «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом.
    Автор «Слова… » осуждает эгоизм русских князей, раздоры и местническую политику. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря показано, к чему приводит их нежелание отстаивать общерусские интересы.
    Игорь идет в поход на половцев один, никого не слушая, а потому и терпит поражение. Он самостоятельно отправляется в поход из-за славы, князь, безусловно, любит свою родину, но желание личной славы правит им, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения» :
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила,
    Свист звериный встал, Взбился див —
    Кличет на вершине дерева,
    Велит прислушаться…
    Но все же автор симпатизирует Игорю, ведь он действительно отважный, храбрый, настоящий воин, который готов умереть за землю русскую:
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навея свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую
    Но эгоизм и безрассудство князя, привели к междоусобной борьбе, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. В конечном результате это привело к междоусобицам, к раздорам, к потере единства Руси как государства и к нашествию половцев на русскую землю.
    Однако центральный эпизод даёт иной поворот – плач Ярославны юной, жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины, она оплакивает пленение мужа, скорбит о павших русских воинах. В песне она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило» , Днепр Словутич, «светлое и присветлое солнце» – ее плач – олицетворение плача всей земли русской.
    И все же когда Игорь вернулся в Киев, к тому моменту в душе героя происходит переворот, он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он готов принять участие в совместной битве против половцев, а значит, эгоистические стремления Игоря оказывается побеждены разумом.
    Именно потому и завершается все повествование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *