Краткое сочинение на тему отцы и дети

8 вариантов

  1. Роман «Отцы и дети» был написан великим классиком русской литературы Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1862 году, который был достаточно тяжелым годом для всей России.
    В романе рассматриваются проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, которая существовала всегда. Она четко проявляется в те моменты, когда развитие общества переламывается и меняет свое направление. Тогда отцы и дети несут за собой разные идеи, будучи людьми из разных эпох. Такое время наступило в России в середине 19-го века. Именно тогда консервативное дворянство воевало с молодежью, которая была пропитана революционно-демократическими идеями. Такая тема задета в произведении «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Роль «старого поколения» играют братья Кирсановы, а «младшего поколения» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.
    Сильнее всего выделяется конфликт «старых» и «молодых» в отношениях между молодым «нигилистом» Евгением Базаровым и дворянином Павлом Петровичем – истинным представителем русской аристократии. Также Тургенев отлично сумел показать то, насколько тяжелы были взаимоотношения Базарова с его родителями. То же самое касается Кирсанова младшего и его отца. Автор ставит друг против друга два поколения как при помощи различающихся идей, так и внешним видом. Описывая Евгения Базарова, Иван Сергеевич Тургенев подчеркивает в нем его извечно печальный вид, отличный для того времени ум (Базаров учился на врача, поэтому относился к интеллигенции) и отгороженность от окружающего мира. При характеристике Павла Петровича отмечаются его чопорный внешний вид, ухоженность, красивая внешность, блестящая лаковая обувь.
    В произведении образ жизни «старых» дворян противопоставляется быту «новых». Павел Петрович живет, как истинный дворянин, придерживающихся старых идей. Он празден, все себе позволяет, бездельничает. Он принимает все, что оставили предки. Ему противопоставлен Базаров – приверженец нигилистских взглядов. Молодой человек день и ночь ответственно работает, занимается медициной, старясь принести пользу обществу. Базаров-нигилист ни во что не верит, а также считает любовь обыкновенной химической реакцией в человеческом мозгу. Для него старшие не являются авторитетом.

  2. (396 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, волнующая человечество. К сожалению, людям, которых разделяет всемогущее время, непросто найти общий язык, и это повторяется из века в век. Многие авторы русской и зарубежной литературы писали об этом в своих книгах и выработали методы решения этого конфликта. Посмотрим, можно ли помирить отцов и детей, когда разрыв уже сделал трещину в семейных отношениях?
    В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова. Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин. Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да. Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.

  3. «Отцы и дети» в романе Тургенева
    Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д. а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
    Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.
    Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.
    Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание.
    Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.
    Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.
    Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
    На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.
    Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.
    Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.
    Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.
    На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
    Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.
    Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.
    Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
    Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
    Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

  4. Нравственное противостояние героев в прозе 19 века (на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
    Нужны ли были России такие люди,как Базаров
    Базарова Арина Власьевна — мать главного героя
    Характеристика образа Кирсанова Аркадия Николаевича
    Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Почему И. С. Тургенев назвал Базарова “лицом трагическим”?
    Гоголевские мотивы в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”
    Смысл споров Павла Петровича и Базарова и основная идея романа Тургенева «Отцы и дети»
    Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Страстное, грозное, бунтующее сердце
    Одинцова
    Базаров Василий Иванович — отец Евгения
    В чем заключается драматизм образа Базарова
    ОБРАЗ БАЗАРОВА. СИЛА И БЕССИЛИЕ ГЕРОЯ РОМАНА ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”
    Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова
    Образы “отцов” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Интеллигенты-дворяне в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Жанровые и композиционные особенности романа И. Тургенева “Отцы и дети”
    Полемика с Антоновичем о Базарове — главном герое произведения Тургенева «Отцы и дети»
    Фенечка Анна Одинцова княгиня Р — героини романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»
    Жанровые и композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Трагедия Евгения Базарова
    Два Евгения – Онегин и Базаров.
    Влияние Тургенева на своременников и его место в русской классической литературе.
    Герой времени в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    В чем заключается трагизм нигилиста Е. Базарова?
    Образы Аркадия и Базарова в романе И.Тургенева “Отцы и дети”
    Мифологический и метафорический контекст романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»
    Конфликт двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
    “Отцы” и “дети” в одноименном романе И. С. Тургенева
    ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В “ОТЦАХ И ДЕТЯХ” И.С. ТУРГЕНЕВА
    Характер конфликта в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Лишний Базаров
    Женский характер в прозе Тургенева (“Отцы и дети”)
    АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА “Рудин”, “Отцы и дети”
    Конфликт, изображенный Тургеневым в романе «Отцы и дети»
    Описание образов второстепенных героев в романе «Отцы и дети»
    Суть споров отцов и детей в романе И. С. Тургенева
    «Отцы и дети» образец социально-психологического романа
    Судьба Базарова и отношение автора к герою в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Смысл названия романа. “Герой времени” в “Отцах и детях”. Художественный прием “психологической пары”
    Смысл заглавия романа “Отцы и дети”
    Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
    Является ли Базаров сильной личностью
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” в русской критике
    О ЧЕМ СПОРИЛИ Е. БАЗАРОВ И П. П. КИРСАНОВ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”?
    Разночинец Евгений Базаров
    Моё отношение к Евгению Базарову.
    “Барчуки проклятые” в романе И. С Тургенева “Отцы и дети”
    Взаимосвязь образов: Базаров и его родители
    Мое отношение к Базарову (1)
    Евгений Базаров — представитель нового времени
    Новый герой русской литературы XIX века
    Образ и характеристика Базарова в романе «Отцы и дети»
    Проблематика романа “Отцы и дети”
    Проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Мой подзащитный Евгений Базаров
    Своеобразная художественная летопись в романе «Отцы и дети»
    Столкновение мировоззрений (по роману И. Тургенева “Отцы и дети”)
    Сатирические мотивы и их роль в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Конфликт двух мировоззрений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Конфликт разночинцев и дворян в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Является ли Базаров сильной личностью?
    Что такое “базаровщина”
    Отец и сын Кирсановы
    Философия Базарова и ее испытание жизнью
    Роман Тургенева «Отцы и дети» и его критики
    Антитеза как художественное средство
    Давайте поспорим, Базаров
    Россия конца пятидесятых годов 19 века
    Базаров 1
    Павел Петрович 1
    Базаров Евгений Васильевич – главный герой произведения И.С. Тургенева
    Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать
    Ситников, Кукшина
    Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым и их идейное значение
    Герои антагонисты в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кирсанов
    Характеристика образа Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
    Трагизм образа Базарова
    Женские образы в романах И.С.Тургенева “Отцы и дети” и И.А.Гончарова “Обломов”
    Принцип контраста в романе «Отцы и дети»
    Базаров и Павел Петрович Кирсанов
    Нужны ли Базаровы России?
    Авторская позиция в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Базаров в любви и смерти
    с
    «Бунтующее сердце» Базарова
    Пейзаж и его функции в романе «Отцы и дети»
    Кто такие «дети» в романе Тургенева «Отцы и дети»
    «Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева
    Дворяне и разночинцы двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров — представитель разночинной интеллигенции – по роману
    Младшее поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием
    Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Образ нигилиста, бунтаря, разночинца романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Отцы и дети, Тургенев, Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
    Противостояние поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Художественный прием «психологической пары» в романе
    Страстное сердце в романе «Отцы и дети»
    О сюжете романа Тургенева «Отцы и дети»
    Характеристика образа Кати
    Судьба поколения: Базаров и братья Кирсанова
    Образ «нового человека» в романе “Отцы и дети” Тургенева И.С.
    Контекст романа «Отцы и дети»
    Человек схвачен автором в каждом движении Базарова (По роману «Отцы и дети»)
    Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Фабульная сторона романа «Отцы и дети»
    Что такое «базаровщина»
    Вечное в Базарове
    Базаров – черты личности
    ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”
    Пейзаж в произведении “Отцы и дети”.
    Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», его авторская оценка.
    Три усадьбы в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Кульминация взаимоотношений Базарова и Одинцовой
    Мое первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нем
    Мое отношение к Базарову (2)
    Образы демократов (по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»)
    ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ В ИДЕЙНОМ СПОРЕ “ОТЦОВ И ДЕТЕЙ” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Ирония как художественный прием в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Тип демократа шестидесятника в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Последняя глава романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева
    Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем
    Фигура Базарова (Роман “Отцы и дети”)
    Сцена объяснения Аркадия и Кати
    Тип демократа шестидесятника в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Сила и слабость базаровского нигилизма
    Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (по роману “Отцы и дети”)
    Спор двух поколений в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Аркадий и Базаров (И.С. Тургенев “Отцы и дети”)
    Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия
    Каково авторское отношение к Базарову
    Роль пейзажа XI главы в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    ВЕЧНЫЕ ТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (РУДИН, ИНСАРОВ, БАЗАРОВ)
    Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    “Учитель” и “ученик”
    Художественный прием «психологической пары» в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»
    Тургенев «Отцы и дети»
    Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Демократ Базаров и либералы Кирсановы
    Базаров и Кирсанов
    Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова
    Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов»
    Базаров и русский народ
    Образ Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»
    Любовь в жизни Базарова и Кирсановых
    Тема дружбы в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети” Базаров и Аркадий
    Второстепенные образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    «Демократ до конца ногтей» Базаров
    «…Они лучшие из дворян и именно потому выбраны мною чтобы доказать их несостоятельность» (по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»)
    Базаров 3
    Роль эпизода в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» (приезд Аркадия и Базарова в Марьино)
    Слово и дело Базарова
    Что я принимаю и что не принимаю в Базарове
    Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Значение сюжетной вставки о княгине Р. в романе И. Тургенева “Отцы и дети”
    Описание природы и ее роль в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Почему Базаров так свысока относится к Аркадию
    Зачем в романе “Отцы и дети” представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой
    Образ «нового человека» в романе
    Художественные особенности романа Тургенева «Отцы и дети»
    Образ Анны Сергеевны Одинцовой и её роль в романе
    Дерево как символическая деталь в романе “Отцы и дети”.
    Герои романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Афоризмы в романе «Отцы и дети»
    Проблема самоопределения героев в романе “Отцы и дети”
    Одинок ли Базаров?
    Психологизм И. С. Тургенева (по роману «Отцы и дети»)
    Проблема положительного героя в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
    Любовь и дружба в жизни Базарова
    Страстное грозное бунтующее сердце(по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети)
    Образ Базарова
    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика
    Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
    Образ «нового человека» и отношение автора к нему в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Евгений Базаров: неоднозначность образа
    Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе “Отцы и дети”
    Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети»
    Ирония в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Базаров, нигилист, представляет «новых людей»
    Кто и что повлияло на духовную эволюцию Базарова
    Особенности психологизма романа Тургенева «Отцы и дети»
    Сравнительная характеристик Базарова и Павла Петровича Кирсанова
    Способы раскрытия образа Базарова
    Сцена у стога (Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети»)
    Герой времени в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Cравнительная характеристика персонажей: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
    Трагическая смерть Базарова и ее причины
    Павел Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева
    Базаров «лицо трагическое»
    Антитеза в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Герои-антагонисты в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    В чем заключается трагизм нигилиста Е Базарова
    Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Мой обвиняемый Евгений Базаров
    «Лишние люди» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Черновая рукопись романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Об идейной моде и убеждениях в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына
    Характеристика образа Базаровой Арины Власьевны
    Тема любви в русской прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы и дети»)
    Почему встреча Базарова и Одинцовой не привела к счастью взаимной любви
    Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)
    Проблема поколений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Базаров и герои Н. Чернышевского
    Базаров это “новый человек” эпохи 60х годов XIX века.
    Анализ романа “Отцы и дети” Тургенева И.С.
    Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева “Отцы и Дети” и в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”.
    Базаров как представитель разночинной интеллигенции (по роману “Отцы и дети”)
    Павел Петрович 2
    Николай Петрович
    Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)
    Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”
    Конфликт «Отцов и детей” в изображении И. С. Тургенева
    Сюжет и композиция романа «Отцы и дети»
    Главный композиционный приём «Отцов и детей»
    СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”
    Базаров – Тургенев
    Главный композиционный приём «Отцов и детей»
    Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Отражение общественной борьбы 60х годов xix века в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    О моде и убеждениях (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
    Черты характера Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.
    Жизнь и смерть Евгения Базарова
    Образ Евгения Базарова
    Рассматривая картину В. Перова «На сельском кладбище» я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти
    Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова
    Три усадьбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    «Тайна» Павла Петровича в романе «Отцы и дети»
    Приёмы Чехова в характеристике героев в романе «Отцы и дети»
    Можно ли считать Базарова положительным героем?
    Одинцова Анна Сергеевна
    Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Своеобразная художественная летопись в романе «Отцы и дети»
    Конфликт двух мировоззрений в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Способы раскрытия образа Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Нужен ли Базаров России? (по статье Д.И. Писарева «Базаров»)
    Евгений Базаров и Павел Кирсанов
    Афоризмы в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров “лицо трагическое”
    Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети»
    “Страстное, грешное, бунтующее сердце” (образ Евгения Базарова)
    Как Д.И. Писарев в статье «Базаров» защищает И.С. Тургенева
    История создания и анализ романа “Отцы и дети” Тургенева И.С.
    Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
    Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети»
    Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых
    Афоризмы в романе “Отцы и дети”.
    О характере идеала Тургенева
    “Отцы и дети” Тургенев
    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА (И.С. Тургенев “Отцы и дети”)
    Почему “сон Обломова” является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа?
    Рудин, Инсаров, Базаров произведениях И. С. Тургенева
    Роль эпизода в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров и русский народ (по роману И. Тургенева “Отцы и дети”)
    Полемика с М. Антоновичем о Базарове – главном герое произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Споры Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым
    Ученическое произведение по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева
    Женский характер в прозе И.С. Тургенева
    Споры критиков о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Кто прав? (споры Базарова)
    Характеристика образа Кукшиной Авдотьи Никитишной
    Существует ли сегодня проблема отцов и детей
    Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре отцов и детей
    Художественное мастерство Тургенева в романе «Отцы и дети»
    Павел и Николай Петрович Кирсановы в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
    “Отцы и дети” в русской критике
    Базаров — “новый человек”
    Проблема отцов и детей в романе Ивана Тургенева
    Характеристика образа Ситникова
    Базаров и Павел Петрович Кирсанов. (И.С. Тургенев “Отцы и дети”)
    Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»)
    Любовь и дружба в жизни Базаров
    Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века (И.С. Тургенев “Отцы и дети”)
    Объяснение Базарова с Одинцовой
    Особенности психологизма романа Тургенева «Отцы и дети»
    Образ Евгения Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Сюжетно композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Последняя глава романа «Отцы и дети»
    Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться
    Народ и герои романа “Отцы и дети”
    Приёмы Чехова в характеристике героев в романе «Отцы и дети»
    Что побеждает: жизнь или нигилизм Базарова
    Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика героев
    Чтоя принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова
    «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Образ Базарова (по роману Тургенева “Отцы и дети”)
    Конфликт Базарова и Кирсанова конфликт двух эпох
    “Отцы и дети” как философский роман
    Непримиримость взглядов и идеологий на страницах романа «Отцы и дети»
    «Отцы и дети», как философский роман
    Конкретно историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова
    История княгини Р. в романе И.Тургенева “Отцы и дети”
    Антитеза как художественное средство на примере романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Сходное и противоположное в характерах Аркадия и Базарова в романе «Отцы и дети»
    Был ли Аркадий Кирсанов “добрым приятелем” Базарова
    Формула жука
    «Страстное, грешное, бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)
    Антитеза в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров и Павел Кирсанов
    Тема любви в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Замысел и сюжет романа Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров — революционер демократ
    Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”
    Художественный прием «психологической пары»
    Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика
    Сюжетная линия Павла Петровича в романе «Отцы и дети»
    Образы стариков Базаровых
    Трагичность образа Базарова
    Образ Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Диалогические сцены в романе «Отцы и дети»
    Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Взаимосвязь образов Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»
    Перемены в характере Базарова в развитии романа
    Кто такие «дети» в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Евгений Базаров и Павел Кирсанов в идейном споре “Отцов и детей”
    Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе “Отцы и дети”
    «Русский Инсаров» в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Евгений Базаров как представитель нового времени
    Женские образы в прозе И.С.Тургенева
    Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
    Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева “Отцы и дети”
    Базаров и старшие Кирсановы
    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Композиция и сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    РОМАН И.С.ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”. ОБРАЗ БАЗАРОВА.
    Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева “Отцы и дети”
    По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.
    Характеристика женских образов в романе «Отцы и дети»
    Трагизм образа Базарова
    Мой обвиняемый Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Мой подзащитный Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Мастерство писателя в романе “Отцы и дети”
    Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров и вечные ценности
    Тема человека и природы в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров Евгений Васильевич главный герой романа «Отцы и дети»
    Базаров и его мнимые единомышленники
    Дружба и любовь в жизни Базарова
    Визит к Евдоксии Кукшиной
    ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”
    Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых
    Мифологические и библейские мотивы в романе И. Тургенева “Отцы и дети”
    Базаров и его отношение к искусству
    Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе “Отцы и дети”
    Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Почему у Базарова не нашлось других последователей кроме Ситникова и Кукшиной
    Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА БАЗАРОВА (И.С. Тургенев “Отцы и дети”)
    Герой своего времени
    Столкновение теории с жизнью (По роману Тургенева «Отцы и дети»)
    «Демократ до конца ногтей» Базаров
    Базаров, как трагический герой (по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»)
    Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто же прав? (Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Евгений Базаров перед лицом России
    Евгений Базаров – моя противоположность
    Отец и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями
    Базаров 2
    Базаров и Павел Петрович Кирсанов, как антиподы и двойники (Сопоставительная характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети»)
    Сила и слабость Базарова
    Как я понимаю нигилизм Базарова
    Портрет в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роль эпизода «Ночь в Марьино» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике
    История отношений Базарова с Одинцовой
    О происхождении Базарова
    Конфликт «Отцы и дети»
    Аркадий Кирсанов
    Характеристика образа Кирсанова Павла Петровича
    Жизненные испытания Базарова в романе «Отцы и дети»
    Отцы и дети в изображении И. С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»)
    «Отцы» и «дети» в одноименном романе
    Базаров представитель разночинной интеллигенции
    Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались
    Роль пейзажа в раскрытии идейно художественного содержания романа
    Моё отношению к главному герою романа «Отцы и дети»
    Тема дворянской усадьбы в романе И. Тургенева “Отцы и дети”
    Последняя глава романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
    Мировоззренческий кризис Евгения Базарова
    Столкновение теории с жизнью
    Базаров — предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева
    Описание природы и ее роль в романе Тургенева «Отцы и дети»
    На мой взгляд Базаров герой романа
    История работы Тургенева над романом «Отцы и дети»
    Главная психологическая пара романа: Базаров и Павел Петрович Кирсанов
    Критика романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
    Трагическое величие Базарова
    Почему Базаров одинок в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    «Учитель» и «ученик»
    Тема дворянства, его роль в жизни по роману «Отцы и дети»
    Трагическое одиночество Базарова
    Черты портера Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Столкновение теории с жизнью (По роману Тургенева «Отцы и дети»)
    ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Взаимосвязь образов Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»
    Дуэль Павла Петровича с Базаровым
    Автор и его герой в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева
    БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
    Базаров черты Личности.
    Замысел и сюжет романа Тургенева «Отцы и дети»
    Мое отношение к роману Тургенева «Отцы и дети»
    Россия конца пятидесятых годов 19 века И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Мой подзащитный Евгений Базаров
    Полемика с Антоновичем о Базарове
    Сцена объяснения Аркадия и Кати
    Авторская позиция в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Своеобразие языка романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»
    Сатирические мотивы и их роль в романе И. Тургенева “Отцы и дети”
    Любовь в жизни Базарова и Кирсановых
    Жанровые и композиционные особенности романа “Отцы и дети”
    Природа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    «Отцы и дети» антинигилистический роман
    Характеристика образа Кирсанова Николая Петровича
    Диалогические сцены в романе «Отцы и дети»
    Базаров представитель разночинной интеллигенции
    Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Образ Кирсанова в романе “Отцы и дети”
    Базаров – герой трагический
    Базаров 4
    Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”
    ОБРАЗ БАЗАРОВА
    “Отцы и дети” в русской критике
    Гоголевские мотивы в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой
    Смогла ли счастливо сложиться жизнь Базарова и Одинцовой?
    «БАЗАРОВ и ОДИНЦОВА. Испытание любовью»
    Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
    Отец и сын Кирсановы в романе И.О. Тургенева “Отцы и дети”
    Сюжетно-композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Базаров — победитель или проигравший?

  5. Проблема «Отцов и детей»-2
    Сегодня первое июня, и я пишу выпускное сочинение. Это сочинение особенно ответственно, потому что оно подводит итог моего одиннадцатилетнего обучения и покажет: правильно ли я определила свое призвание, умею ли я владеть словом, смогу ли я раскрыть свой внутренний мир. И я волнуюсь: ведь выбранная мной тема непроста. Из всех тем я остановилась на седьмой потому, что на сегодняшний день она самая актуальная.
    Проблема “отцов и детей” — это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.
    У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.
    В романе Тургенева Базаров — представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.
    Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.
    Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание — это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.

  6. Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
    «Барчуки проклятые» (Н.П., П.П., Аркадий Кирсановы, Одинцова).
    «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
    Почему Базаровы нужны России?
    Базаров и русский народ.
    «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).
    Смысл заглавия романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
    Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
    Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
    Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
    Что делает Базарова героем своего времени?
    Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Базаров — «лицо трагичное» (Д. И. Писарев).
    Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
    Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Лишние люди в литературе ХIХ в. и «новый герой» И. С. Тургенева
    Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
    Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?
    Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя
    1. Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.
    2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
    3. Базаровская теория.
    4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
    5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
    6. Победа и поражение Базарова.
    7. Сцена смерти Базарова.
    8. Роль эпилога в романе.
    Споры вокруг романа
    Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки  и порицание  современников.  Жестоко  бранили  и автора,  и Базарова.
    Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.
    «Хотел ли  я обругать  Базарова  или  его  превознести? Я этого  сам  не знаю,  ибо я не знаю,  люблю  я его  или  ненавижу!» «Вся  моя  повесть  направлена  против дворянства  как  передового  класса». «Выпущенным  мною  словом  „нигилист“  воспользовались  тогда  многие,  которые  ждали  только  случая,  предлога,  чтобы остановить  движение,  овладевшее  русским  обществом… Когда  я вернулся в Петербург,  в самый  день  известных  пожаров  Апраксинского  двора,  слово „нигилист“  уже  было  подхвачено  тысячами  голосов,  и первое  восклицание,  вырвавшееся  из уст  первого  знакомого,  встреченного  мною  на Невском,  было:  „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать  нашей  реакционной  сволочи  возможность  ухватиться  за кличку— за имя;  писатель  во мне  должен  был  принести  эту  жертву  гражданину“. „Мне  мечталась фигура  сумрачная,  дикая,  большая,  до половины  выросшая  из почвы,  сильная,  злобная, честная— и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».
    Тургенев  показывает  Базарова  противоречиво,  но он не стремится  развенчать его, уничтожить.
    Позиция  М. Н. Каткова,  редактора  журнала«Русский вестник» (статьи«Роман  Тургенева  и его  критики», «О нашем  нигилизме(по поводу романа Тургенева)»).
    «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь,  как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)
    «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее.  Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)
    Катков  отрицает  нигилизм,  считая  его  болезнью,  с которой  нужно  бороться,  но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
    Взгляды Ф. М. Достоевского.
    Базаров—  «теоретик»,  находящийся в разладе  с«жизнью», жертва  своей  сухой  и отвлеченной  теории.  Это  герой,  близкий к Раскольникову.  Не рассматривая  теорию  Базарова,  Достоевский  считает,  что  всякая отвлеченная,  рассудочная  теория  приносит  человеку  страдания.  Теория  разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.
    Позиция М. А. Антоновича(статьи«Асмодей  нашего  времени»,  «Промахи», «Лжереалисты»).
    Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость  и художественную ценность романа. В романе«…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные
    собственными  именами».  Автор  не расположен  к молодому  поколению  и«отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров,  по мнению  Антоновича, —  «обжора,  болтун,  циник,  пьянчужка,  хвастунишка,  жалкая карикатура  на молодежь,  а весь  роман— клевета  на молодое  поколение». Позицию
    Антоновича поддержала«Искра» и некоторые сотрудники«Русского слова».
    Взгляд Д. Минаева(стихотворение«Отцы  иль  дети?»  Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию«отцов» и«детей».
    Роман  в оценке  Писарева(статьи«Базаров», «Нерешенный  вопрос»,  «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.
    «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя  выходит  личностью  сильною  и внушает  каждому  читателю  невольное уважение.  Тургенев  склонен  к идеализму,  а между  тем  ни один  из идеалистов,  выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе
    характера».
    Писарев  объясняет  положительный  смысл  главного  героя,  подчеркивает жизненную  важность  Базарова;  анализирует  отношения  Базарова  с другими героями,  определяет  их отношение  к лагерям«отцов» и«детей»; доказывает,  что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие
    романа.
    Мысли Д. Писарева  о романе  разделил  А. Герцен.
    Споры  о романе  продолжались и продолжаются  сейчас,  потому  что  в романе  Тургенев  последовал  словам  Боткина:  «Не бойся  раскрыть  свою  душу  и стать  перед  читателем  лицом  к лицу».
    Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами,  становится  неумирающим  прошедшим».  Незатихающие  споры  вокруг романа— лучшее доказательство этих слов.
    Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
    «Барчуки проклятые» (Н.П., П.П., Аркадий Кирсановы, Одинцова).
    «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
    Почему Базаровы нужны России?
    Базаров и русский народ.
    «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).
    Смысл заглавия романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
    Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
    Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
    Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
    Что делает Базарова героем своего времени?
    Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Базаров — «лицо трагичное» (Д. И. Писарев).
    Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
    Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Лишние люди в литературе ХIХ в. и «новый герой» И. С. Тургенева
    Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
    Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?
    Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя
    1. Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.
    2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
    3. Базаровская теория.
    4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
    5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
    6. Победа и поражение Базарова.
    7. Сцена смерти Базарова.
    8. Роль эпилога в романе.
    Споры вокруг романа
    Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки  и порицание  современников.  Жестоко  бранили  и автора,  и Базарова.
    Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.
    «Хотел ли  я обругать  Базарова  или  его  превознести? Я этого  сам  не знаю,  ибо я не знаю,  люблю  я его  или  ненавижу!» «Вся  моя  повесть  направлена  против дворянства  как  передового  класса». «Выпущенным  мною  словом  „нигилист“  воспользовались  тогда  многие,  которые  ждали  только  случая,  предлога,  чтобы остановить  движение,  овладевшее  русским  обществом… Когда  я вернулся в Петербург,  в самый  день  известных  пожаров  Апраксинского  двора,  слово „нигилист“  уже  было  подхвачено  тысячами  голосов,  и первое  восклицание,  вырвавшееся  из уст  первого  знакомого,  встреченного  мною  на Невском,  было:  „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать  нашей  реакционной  сволочи  возможность  ухватиться  за кличку— за имя;  писатель  во мне  должен  был  принести  эту  жертву  гражданину“. „Мне  мечталась фигура  сумрачная,  дикая,  большая,  до половины  выросшая  из почвы,  сильная,  злобная, честная— и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».
    Тургенев  показывает  Базарова  противоречиво,  но он не стремится  развенчать его,
    уничтожить.
    Позиция  М. Н. Каткова,  редактора  журнала«Русский вестник» (статьи«Роман  Тургенева  и его  критики», «О нашем  нигилизме(по поводу романа Тургенева)»).
    «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь,  как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)
    «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее.  Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)
    Катков  отрицает  нигилизм,  считая  его  болезнью,  с которой  нужно  бороться,  но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
    Взгляды Ф. М. Достоевского.
    Базаров—  «теоретик»,  находящийся в разладе  с«жизнью», жертва  своей  сухой  и отвлеченной  теории.  Это  герой,  близкий к Раскольникову.  Не рассматривая  теорию  Базарова,  Достоевский  считает,  что  всякая отвлеченная,  рассудочная  теория  приносит  человеку  страдания.  Теория  разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.
    Позиция М. А. Антоновича(статьи«Асмодей  нашего  времени»,  «Промахи», «Лжереалисты»).
    Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость  и художественную ценность романа. В романе«…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные
    собственными  именами».  Автор  не расположен  к молодому  поколению  и«отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров,  по мнению  Антоновича, —  «обжора,  болтун,  циник,  пьянчужка,  хвастунишка,  жалкая карикатура  на молодежь,  а весь  роман— клевета  на молодое  поколение». Позицию
    Антоновича поддержала«Искра» и некоторые сотрудники«Русского слова».
    Взгляд Д. Минаева(стихотворение«Отцы  иль  дети?»  Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию«отцов» и«детей».
    Роман  в оценке  Писарева(статьи«Базаров», «Нерешенный  вопрос»,  «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.
    «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя  выходит  личностью  сильною  и внушает  каждому  читателю  невольное уважение.  Тургенев  склонен  к идеализму,  а между  тем  ни один  из идеалистов,  выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе
    характера».
    Писарев  объясняет  положительный  смысл  главного  героя,  подчеркивает жизненную  важность  Базарова;  анализирует  отношения  Базарова  с другими героями,  определяет  их отношение  к лагерям«отцов» и«детей»; доказывает,  что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие
    романа.
    Мысли Д. Писарева  о романе  разделил  А. Герцен.
    Споры  о романе  продолжались и продолжаются  сейчас,  потому  что  в романе  Тургенев  последовал  словам  Боткина:  «Не бойся  раскрыть  свою  душу  и стать  перед  читателем  лицом  к лицу».
    Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами,  становится  неумирающим  прошедшим».  Незатихающие  споры  вокруг романа— лучшее доказательство этих слов.

  7. Проблему отцов и детей, пожалуй, никогда не перестанут поднимать писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт между людьми разных поколений нередко встречается и в наше время. Но особенно остро подобная проблема встаёт в обществе, переживающем переломные моменты, когда наблюдается противостояние взглядов старшего и молодого поколения не только в бытовой борьбе, но и в политической или социальной.
    Такая проблема показана и в знаменитом произведении Тургенева «Отцы и дети». Здесь мы наблюдаем конфликт поколений, выходящий далеко за семейные рамки. Это борьба глобальных идей, эпох: старое дворянство в данном романе конфликтует с демократической интеллигенцией.
    Молодого нигилиста Базарова и представителя дворянства Кирсанова вроде бы ничего не связывает, но основной конфликт разгорается именно между этими людьми. Я думаю, что к проблеме отцов и детей нельзя относиться как к чему-то личному, это не просто непонимание между кровными родственниками. Это очень большая и серьёзная проблема – борьба между старшим поколением, привыкшим существовать согласно своим старым уставам, и молодёжью с новыми взглядами на жизнь, с желанием чего-то изменить. Молодые люди нередко ошибаются, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому всегда лучше к чему-то стремиться, чего-то менять в своей жизни и в жизни общества в целом.
    Герои романа Базаров и Кирсанов спорят о никогда не теряющих свою актуальность вещах. Это пути развития страны, науки и искусства, также они обсуждали материальные ценности и, конечно, жизнь простого народа.
    В наше время проблема «Отцов и детей» не менее актуальна. Старшее поколение часто навязывает нам свои взгляды и интересы. Но лично я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что молодое поколение сможет создать по-настоящему крепкое общество, и старшим не стоит вставать на их пути со своими устаревшими порядками.

  8. 8
    Текст добавил: Максимальный максимум

    В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена, для развития общества это противоречие является двигателем, непременным условием прогресса. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети ” не потерял своей актуальности.
    Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети”, в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.
    Для более подробного рассмотрения этой проблемы мне кажется целесообразным условно выделить три части: во-первых, конфликт дворянства в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенции (Базаров); во-вторых, это конфликт Аркадия с отцом, не имеющий такой серьезной идейной почвы, но от этого не менее болезненный; и в-третьих, конфликт Базарова с родителями, который придает роману особую остроту, .пронзительность.
    Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными демократами заявлена буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночинца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему, рассматривая его со стороны.
    Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам “молоденьким мальчиком”, романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления: “Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!”. А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это “обывательское”, простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии.
    Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной шшизм и развязность Аркадия и, в то же самое время, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были “яблоком раздора”. Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.
    На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость.
    Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется, прежде всего, в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму.
    Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что “всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я”. Здесь, я думаю, Базаров неправ. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать.
    Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от них, и не было бы этого трагического одиночества, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То” как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги.
    Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте “отцов” и “детей”. Но все-таки, по каким-то трудно уловимым интонациям чувствуется, что ближе для него сторона “отцов”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *