Краткое сочинение на тему природа в слове о полку игореве

10 вариантов

  1. Содержание:

    Вступление.
    Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве».
    Природа в «Слове о полку Игореве».
    Анализ эпизода «Плач Ярославны».
    Роль природы в «Слове о полку Игореве».
    «Слово о полку Игореве» – один из самых известных дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году (по другим данным – на один-два года позже). Его текст представляет особый интерес для потомков, поскольку рисует живую и яркую картину событий того времени.
    Переводом «Слова…» с древнерусского языка на современный в разные годы занимались филологи и литераторы, в том числе поэты В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А. Евтушенко. Далее по тексту отрывки из произведения приводятся в переводе Николая Заболоцкого.

    Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве».

    Основу сюжета «Слова…» составляют реальные исторические события. В центре повествования – поход на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Однако отраженный в произведении исторический контекст гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. За отдельным, пусть и масштабным, фрагментом в долгой череде русско-половецких войн стоит идея объединения правителей всех удельных княжеств раздробленной Руси.
    Вместе с этой мыслью неизвестный автор через века передает нам самое главное из чувств – любовь к Родине, к земле, к народу, к родной природе.

    Природа в «Слове о полку Игореве»

    Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.
    Так, в самом начале «Слова…» происходит редкое явление, которое могло бы стать поворотным в походе Игоря на половцев – солнечное затмение:
    Но, взглянув на солнце в этот день,
    Подивился Игорь на светило:
    Середь бела дня ночная тень
    Ополченья русские покрыла.
    Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути. Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича. Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:
    Птицы, поднимаясь над дубами,
    Реют с криком жалобным своим,
    По оврагам волки завывают,
    Крик орлов доносится из мглы.
    И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:
    О Русская земля!
    Ты уже за холмом.
    «На рассвете, в пятницу, в туманах…» проходит первый бой, который войско Игоря благополучно выигрывает. А вот на следующее утро природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Тучи надвигаются от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:
    Степь поникла, жалости полна,
    И деревья ветви приклонили…
    И закрылось небо, и погас
    Белый свет над Русскою землею.

    Анализ эпизода «Плач Ярославны»

    А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь?
    Мечешь их на русские полки?
    Обращается Ярославна и к Солнцу:
    Что ж ты войско князя удалого
    Жаркими лучами обожгло?
    За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:
    Возлелей же князя, господине,
    Сохрани на дальней стороне.
    Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:
    Вздрогнула земля,
    Зашумела трава,
    Буйным ветром вежи всколыхнуло…
    Но восходит солнце в небеси —
    Игорь-князь явился на Руси.

    Роль природы в «Слове о полку Игореве»

    Описание природы присутствует в большинстве произведений литературы, и в каждом ей отводится определенная роль. В «Слове о полку Игореве» травы и деревья, реки и степи, животные и птицы, Солнце и Ветер не только проявляют чувства, свойственные человеку, но и стремятся прийти на выручку героям.
    Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.
    Природные богатства нашей необъятной Родины в полной мере нашли свое отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Описание обширных природных просторов раскрывает полноту и мощь, красоту и щедрость русской души, способность к сопереживанию и сочувствию, а также стремление во что бы то ни стало освободить родную землю от посягательств врагов.

  2. (На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
    Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее. Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова» – исключительным знатоком русской природы.
    Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного» Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони. Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро. Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.
    Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий. Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели. Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

  3. Русская природа выступает в «Слове о полку Игореве» как отдельное действующее лицо. Она реагирует на все происходящие события, как живой человек. В некоторых местах поэмы природа разъясняет читателю непонятные моменты.
    Автор – очень чуткий наблюдатель. В своем произведении он подмечает многие мелкие детали. Например, приводится описание берегов Донца, которые в «Слове…» имеют серебряный цвет. На первый взгляд может показаться, что это просто эпитет. Но в действительности воды Дона имеют беловатый оттенок, потому что содержат в себе много мела. В летнее время года берега Дона обмелевают, оставленный на косах и отмелях мел отсвечивает серебром.
    Очень точное наблюдение автора можно отметить в эпизоде побега Игоря из плена. Князь благодарит Донец за то, что тот спрятал его. Чтобы не попасться в руки половецким князьям, Игорь бежал только по ночам. Днем же ему приходилось скрываться в зарослях на берегу степных рек. О приближении людей беглецу сообщали гоголи и чайки. Когда их поведение становилось беспокойным, Игорь начинал бежать дальше.
    Еще одной мастерски подмеченной деталью описания природы являются дятлы, которые указывают Игорю дорогу к реке. Степная река и деревья, находящиеся только на берегах, не видны издалека, поэтому стук дятлов помогал князю двигаться в нужном направлении.
    Природа, безусловно, имеет огромное значение в «Слове о полку Игореве», но автор не добавляет прямого описания пейзажей. Природа воспринимается им не как нечто прекрасное, чем стоит любоваться, а как главный помощник человека в трудную минуту. Она влияет на ход описанных событий и является одним из главных их участников. Природа в «Слове…» наделена человеческими качествами – она так же изменчива, как живое существо. В поэме множество эпизодов, где природа играет главную роль: она предсказывает исход сражения еще в начале похода, помогает Игорю бежать из плена, к ней обращается с мольбой жена Игоря Ярославна. Разберем каждый эпизод поподробнее.
    Участие природы в повествовании заметно с самого начала. Свет солнца меркнет, и наступает затмение, начинается гроза. Все это должно уберечь Игоря от неудачного похода. Дикие птицы и звери тоже пытаются помешать безрассудному поступку князя. Движение половецкого войска навстречу русской дружине сопровождается синими тучами. Поражение княжеского войска отражается на состоянии природы: деревья в печали и роняют листву, а трава никнет к земле.
    Автор отмечает изменение природы из-за княжеских распрей. Войны Олега приводят к тому, что пустеют пашни.

  4. Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  5. В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  6. 6
    Текст добавил: адвокат-инженер

    Природа в поэме ведет непрекращающийся диалог (поначалу – монолог) с русским народом.
    В самом начале, когда только Игорь выступает против половцев, случается солнечное затмение, предвещая беду. Но воины уже раскалены, им не терпится ринуться в бой.
    Между тем лес наполняется тревожными звуками, все животные – и птицы, и звери, обеспокоены. Повсюду разносится
    Окрыленные первой победой, русские решаются на второй ночлег в степи. Утро начинается с кровавого рассвета, природа вновь посылает тревожное знамение.
    Русское войско повержена, все кругом скорбит: поникли даже листья на деревьях.
    В далеком краю плачет Ярославна. Она упрекает природу (в частности, ветер и Солнце) в том, что она отвернулась от русских, не защитила их должным образом. Вместе с тем она умоляет ее сохранить мужа, Игоря, вернуть его лодки домой.
    Природа, конечно же, услышала эту мольбу: враз всколыхнулось море, вихрь поднялся и понесся в сторону родного дома.
    Когда Игорь возвращался домой, звонко и радостно пели соловьи, а дятлы своими стуками помогали держаться верной дорогой.
    В конце поэмы мы становимся свидетелями душевной беседы реки Донца и Игоря. Река говорит князю, что своим возвращением он принес Руси радость великую, Игорь же благодарит ее за теплый прием.
    Мы видим, что природа целиком и полностью стоит на стороне русских, она и предупреждает, и помогает, и выручает воинов Руси. Читатель, чувствуя такую мощную поддержку, верит в избранность русского народа и в то, что ему обязательно улыбнется удача.

  7. 7
    Текст добавил: ОрбИт_бЕЗ_сАхАрА

    “Слово о полку Игореве”, ценнейший по своему художественному значению памятник древнерусской литературы, отличает своеобразие и целый ряд характерных особенностей, резко выделяющих его из ряда современных ему летописных памятников.
    Принимая концепцию, согласно которой “золотое слово” Святослава является идеологически центральным моментом всего повествования; концепцию, трактующую “Слово” как произведение агитационное; ряд особенностей можно объяснить именно некоторой спецификой назначения.
    Не скованный рамками летописных канонов, предписывающих максимально-точную передачу хронологической и фактической сути событий, автор “Слова” получил неограниченный простор для буйного полёта творческой мысли; объявив ведение песни “по былинам сего времени, а не по замышленiю Бояню” он по сути следует именно вторым путём. Так текст не только прошит лирическими зарисовками, несущими не столько фактическую, сколько эмоциональную нагрузку, не только изобилует красочными сравнениями и метафорами – на протяжении него автор не раз жертвует событийной и хронологической достоверностью, (а иногда даже относится мыслью к прошлому княжеских побед и поражений, что было нехарактерно для обычных летописных списков) для достижения наибольшего психологического воздействия.
    В поисках ответа на вопрос о том, кто же был человек, воспевший поход Игоря и способствовавший Святославу в деле сплочения князей русских для решительного похода на половцев, большинство исследователей сходятся на том, что он принадлежал дружине князя киевского Святослава, либо – дружине Игоря, князя Новгород-Северского; хотя часть исследователей допускали галицко-волынское происхождение автора “Слова”.
    Но родился ли он в Киеве, Новгород-Северском или Галицко-Волынском княжестве, был ли дружинником или междукняжеским поэтом, остаётся несомненной как приближенность его к придворным княжеским кругам, так и тесная, неразрывная связь с народным началом. Впрочем, ничего странного в этом не было, так как выходцы из крестьян и холопов нередко попадали не только в младшую, но даже в старшую дружину. Эта связь с народом проявляется и в определённо сильном влиянии, которое оказала на поэта устная словесность (влияние это представляется большим, чем литературы книжной), и в анимистической системе мироощущения, восприятия природы, духом которой проникнуто всё “Слово”.
    Профессор Н. К. Гудзий отмечал, что в “Слове” “больше, чем в любом другом русском памятнике присутствуют элементы языческой мифологии”. И действительно, сама природа является в произведении активно действующим лицом; присутствуют старые языческие боги – Велес, Даждь-Бог, Стрибог, Хорс; появляются мифические Див, Обида с “лебедиными крылы”, Карна и Жля. Но, принимая во внимание время, когда жил автор “Слова” и его приближенность к околокняжеским кругам, нет оснований считать, что он не был связан с христианством (подтверждения этому находятся и в тексте: вспомним хоть заключительное “аминь”). Следует учитывать так же, что в те времена ещё очень живо было двоеверие, поэтизировавшее природу, языческая основа которого особенно сильно чувствовалось в народном, массовом восприятии мира.
    Почему же безымянный автор обращается в основном к языческим, а не христианским связям? На это существует ряд оснований.
    Во-первых, это уже оговоренное выше влияния литературы устной, т.е. народной, которой языческое начало было исконно ближе.
    Во-вторых, зная, что именно на устоявшуюся языческую основу, веками жившую на Руси, было привнесено, причём насильственно, христианство, встречавшее активный отпор, после обусловившей двоеверие; нам кажется справедливым предположить, что поскольку два столетия новой веры (недолгий срок для несколько медлительного и упрямого русского менталитета) не могли в корне изжить взлелеянное столетьями, автор “Слова” мог, исходя из специфики своих задач, резонно рассчитывать – сознательно или интуитивно – что скорей найдёт отклик, апеллируя к глубинным, устойчивым понятиям, которые живы исконной, “генетической” памятью предков в душе каждого русского человека – независимо от того, князь он или простой крестьянин.
    Оставив, впрочем, этот фактор на правах догадки, обратимся к третьему, наиболее, на наш взгляд, значимому. Решающую роль, по-видимому, сыграло то обстоятельство, что внутреннему творческому самоощущению автору “Слова” живое и яркое поэтическое восприятие, свойственное язычеству, было ближе и созвучней холодноватой сдержанности христианства. Здесь любопытно вспомнить Веселовского, который отмечал, что с приходом христианства яркие эпитеты сменяются на полутона (опять же – чем ярче, эмоциональней произведение, тем больше у него шансов произвести сильное впечатление).
    Неудивительно поэтому, что образ природы в “Слове” является доминирующим. В полном соответствии с языческим мироощущением природа в “Слове” — не фон, театр, на котором разворачиваются события, — она органически связана с каждым действующим лицом, одновременно взирая на происходящее и принимая непосредственное в нём участие. Она во всём и всё в ней.
    Природа здесь — не бессловесна, она звучит, говорит в полный голос: “нощь стонущи”, “галици свою ръчь говоряхуть”, “земля тутнетъ”, а Донец обращается к Игорю с речью человеческой.
    Вообще, всё “Слово”, как и сама природа, звучит, поет, звенит на разные голоса: в нём “крычат тълъгы”, “тутнетъ земля”, “трубы трубятъ”, “гримлютъ сабли”, “трещатъ” и “поютъ копiа харалужныя”, “вьются голоси”, а Ярослав с вельможами побеждают не просто так – “звонячи въ прадедною славу”. Именно через образ природы выражает автор сочувствие, сострадание – не столько даже войску Игоря, лично его поражению, сколько всей Русской земле, предчувствуя, чем может обернуться для неё это поражение. Принимая живое участие в людях, природа предстаёт в “Слове” жалеющей и помогающей. Вещим сердцем чуя беду, всячески старается она предупредить Игоря, а когда не внимает он знамению – то и помешать: “солнце ему тъмою путь заступаше; нощь стонущи ему грозою”. Не дремлют и силы враждебные дружине Игоря: “уже во бъды его пасетъ птиць по дубiю; влъци грозу въ срожать по яругамъ; орли клектом на кости звъри зовутъ; лисицы брешутъ на чръленыя щиты”. “О Руская землъ, уже за шеломянемъ еси!” — сокрушается автор: родная земля не дала бы в обиду, защитила бы своих сынов.
    Но вот “падоша стязи Игоревы” и “ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось”, так же, как почти век назад “уныша цвъты жалобою, а древо съ тугою къ земли пръклонилося”, когда погиб юный князь Ростислав.
    Единство природы и человека особо подчеркивается упоминанием богов – олицетворенных сил природы – как родственников: Боян назван внуком Велеса, ветры – Стрибожьими внуками, русский народ – Даждь-Божьими внуком. Поэтому необыкновенно органично выглядит то, что причитания Ярославны обращены к стихиям – ветру, солнцу и Днепру, их заклинает она не быть суровыми к её милому. “Възлелъй, господине, мою ладу къ мнъ, абыхъ не слала к нему слез на море рано” — просит она Днепр.
    Гениальный композиционный ход: плач Ярославны стоит не после пленения Игоря, что было бы естественно, а гораздо позже, перед самым его бегством – благодаря этому плач становится магическим заклинанием, вызвавшим самое бегство Игоря.
    И уже “Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую”; снова природа покровительствует князю – “врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа”, чтобы слышал Игорь погоню; дятлы ему “тектомъ путь къ ръцъ кажутъ”, Донец приветствует и “теплыми мъглами” укрывает”.
    Создается впечатление, что персонаж “Слова” — не князь Игорь с дружиной, не брат его, буй-тур Всеволод, даже не Святослав, хотя он и выведен здесь идеальным князем, что было далеко от действительности; главное здесь – сама природа, основной образ которой – русская земля, народ, о которых дума, тревога автора.
    В этом образе воплощена народность, беспокойство судьбой “внука Даждьбожьего”, боль за родную землю, где не так давно “рътко ратаевъ кикахуть, иъ часто врани граяхуть, трупiя себъ дъляче” — что-то будет с ней далее, не отдадут ли ее снова на растерзание – вражеским ли нашествиям, своим ли междоусобицам.
    Естественные же, природные линии просматриваются в богатом наборе художественных средств, используемых автором “Слова”. Излюбленное его средство раскрытия событий и фактов – символическое соответствие. Наступление войск половецких он описывает как идущие с моря “чръныя тучи”, которые “хотятъ прикрыти” четыре солнца, то есть погубить четырех князей; битва сравнивается с посевом: “черна земля под копыты костьми была посеяна, а кровью польяна, тугою взыдоша по Руской земли”, с брчным пиром: “ту кроваваго вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи: сваты напоиша, а сами полегоша за землю Рускую”; Святослав, вспоминая Всеславовы похождения, с молотьбой кровавый бой сравнивая: “На Немизъ снопы стелютъ головами, молотятъ цепи харалужными, на тецъ животъ кладутъ, въютъ душу отъ тъла”. Постоянно используются и более простые символические образы: “копие преломити конець поля половецкаго”, “испити шеломомъ Дону”, “летая умом под облакы”, “Игорь князь высъдъ из седла злата а въ съдло кощiиево”. Неисчислимые метафоры, на которых стоит все “Слово”: беда “пасет птиць по дубию”, “кровавыя зори свътъ повъдаютъ”, князья “сами на себъ крамолу ковати”, “печать жирна тече средь земли Рускыи”.
    Показательны – сплошь из мира природы – и эпитеты; на протяжении “Слова” князья постоянно сравниваются с соколами, “Дремлетъ въ полъ Ольгово хороброе гнъздо. Далече залетъло!” — говорит автор, когда войско отдыхает перед решающей битвой. Боян – “соловiю стараго времени”, Всеволода неизменно величают “буй-тур” или “ярътур”; “акы тури рыкаютъ” храбрая дружина; “Гзакъ бъжитъ сърым вълком”; половчанин поганый – “чръный ворон”. Ярославна “зегзицею рано кычеть”, а Игоро спасается из плена “горнастаемъ”, “белымъ гоголемъ”, “бусымъ влъкомъ” и “соколомъ”.
    Многие употребляемые автором эпитеты заимствованы отчасти из устной, отчасти из книжной поэтической традиции. Так, например, эпитет “борзый”, как и во многих других письменных памятниках, прилагается в “Слове” лишь к коню, причем в устной поэзии не встречается такое сочетание; эпитет же “златой” и всяческие его производные (“златоверхий”, “златокованый” и др. ), во многих сочетаниях, в коих он дан в “Слове”, находит параллели и в устной поэзии.
    Но, хотя “Слово” остается памятником, несомненно отразившим в себе некоторые особенности стиля, предшествовавшей и современной автору литературе, это не дает, однако, оснований обвинять его в отсутствии своего голоса, преувеличивать значение элементов заимствования в “Слове” (как это сделал в своем “Взгляде на “Слово о полку Игореве” В. Ф. Миллер).
    В силу своей уникальности, (при том, что аналогичные литературные памятники безвозвратно для нас утеряны), “Слово о полку Игореве” остается неоценимым достоянием русской литературы и культуры в целом, свидетельствуя о ее высотах, оставленных древней Русью в наследство последующим векам русской поэзии. Нельзя не отметить, что именно народный колорит является основой поэтики, им до последней детали проникнут ценнейший древнерусский литературный памятник.

  8. «Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
    Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
    В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
    Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».
    Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
    Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
    Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
    Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

  9. Картины природы в «Слове…»
    СОДЕРЖАНИЕ.
     Введение                                                                                                                  стр. 2
    1. Религиозные представления человека 12 века                       стр. 4
    2. Картины природы в «Слове…»                                                     стр. 6
    Подробные описания природы в «Слове…»                        стр. 6
    Образы Русской земли в «Слове о полку Игореве»      стр. 10
     Заключение                                                                                                 стр.14
     Список литературы                                                                          стр.15

    ВВЕДЕНИЕ.
    В наше время можно встретить огромное количество разнообразных литературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот, маленького. У
    одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения с неизвестным автором – редкость. Одним из них является , например, «Слово о полку Игореве».
    « «Слово о полку Игореве» – памятник, написанный вскоре после похода Игоря на
    половцев, вероятнее всего, между 1185 и 1187 гг. Это первое дошедшее до нас лиро-эпическое произведение, уникальное по своему поэтическому уровню», – по
    словам Н.И.Прокофьева. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и
    другие. Книга рассказывает о реальном событии – походе Игоря Святославича против половцев. По словам известного исследователя древнерусской литературы,
    «это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. С одной стороны, автор – простой повествователь, испытывающий все те чувства, что
    и обычный человек. С другой стороны, он явно не был простым человеком, так как он очень подробно рассказывает нам весь Игорев поход. Этого рядовой воин знать
    не мог. Поэтому автор мог быть дружинником.
    По словам Д. С. Лихачева, «сам автор «Слова …», скорее всего, был приближенным
    Игоря Святославича (он ему сочувствует) или Святослава (он сочувствует и ему)». Однако кем бы ни был автор, можно с уверенностью сказать, что он был,
    несомненно, высокообразованным человеком.
    Он предстает перед нами и как опытный, тонкий в своих суждениях человек. В рассуждениях он полагался не только на факты,
    свидетельства современников, но и на свой жизненный опыт.
    Практически все авторы в эпоху Средневековья не подписывали свои произведения. Дело в том, что все они были глубоко верующими
    людьми, во всем вокруг видевшими бога. Даже перо и бумага, на которой они писали, считались святыми. Писатели представляли, что сам бог руководит ими,
    поэтому они считали свои произведения творениями бога.
    Кроме того, люди в эпоху Средневековья полагали, что все окружающее их – живое. Все, что они видели, они одушевляли. Поэтому, люди
    того времени были очень суеверны. И они представляли свои произведения посланиями от бога, его дарами. Вот почему произведения того времени никогда не
    подписывались.
    Т.о., авторство «Сказания о Борисе и Глебе», «Слова о погибели Александра Невского», как и «Слово о полку Игореве», и многих других
    древних произведений словесности сейчас установить невозможно.
    В «Слове о полку Игореве» нельзя однозначно определить жанр. «Деление произведений древнерусской литературы достаточно условно. Это
    происходит потому, что восточнославянские книжки не имели единого представления о жанровых категориях», – по словам Е. Рогачевской. В начале появились лишь
    церковные писания, и к 12 веку они уже имели стройную систему жанров. А вот светские произведения, появившиеся намного позже, не имели, да и просто не
    могли ее иметь в 12 веке, потому что тогда эти произведения были большой редкостью. Именно поэтому в «Слове…» имеются признаки многих жанров. Например,
    песни и плача (плач Ярославны), слова и ораторской речи (золотое слово Святослава), кроме того воинской повести (описание битв, войны), былины и т.д.
    При переводе на современный язык это отражается переводчиками в виде строф разного объема, разной длинны стиха, наличия или отсутствия рифмы.
    Читая «Слово …», понимаешь, что люди 12 века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы
    или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие – срочно
    переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины
    природы.
    Рассказ о походе княжеских войск сопровождается большим количеством ярких описаний природных явлений (солнечное затмение,
    гроза, сильный ветер). Даже в повести, описывающей военные события, битвы (поход князя Новгород-Северской земли со своей дружиной на половцев), большое
    внимание уделяется пейзажам, картинам Русской земли.
    Для нас, современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом
    старинном произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п., что и было кратко освещено ранее. Однако
    вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она  и заслуживает особого внимания и
    рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.
    Глава 1.
    Часть 1.
    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 12 ВЕКА.
    Интересно выяснить, каковы были религиозные представления людей времени «Слова…».
    «В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и не понятных, то добрых и
    готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, а кот умеет
    говорить человеческим голосом. Для них весь окружающий мир был пронизан волшебством. Такая вера получила название «язычество», т.е.
    народная вера. Славяне – язычники верили в родство людей с разными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг». *
    Все божества делились на человекоподобные божества (леший, русалка, полудницы), домашние божества (домовой), божества – чудовища
    (змей, ящерица, морской царь и др.). В образах этих божеств связь человека с природой ясно видна. Читая «Слово…», мы видим человека среди рек, полей и
    лесов.
    Язычники, как уже было сказано, верили во многих богов. Древним мужским божеством был Род – бог неба, грозы и плодородия.
    Язычники так же верили в бога зерна. – Ярило, громовержца и царя морских стихий – Перуна, бога – отца – Стрибога, небесного бога – Сварога и многих других.
    Например, при описании солнечного затмения в «Слове…», автор упоминает Сварога, при рассказе о грозе и ливне – Рода и Перуна.
    Поклонение им происходило в самых различных формах: от простой веры до жертвоприношения.
    В «Слове…» славянские боги упоминаются очень часто, причем не только прямо, но и косвенно. «Боян – Велесов внук», пахари –
    Дажьбожьи внуки, даже ветер назван Стрибожьим внуком. Значит, автор «Слова…» видит вокруг себя мир, сотворенный богами. Этот мир живет под их
    покровительством. Жизнь людей неотделима от невидимого, могущественного мира богов.
    Очень ярко представления русичей о мире, отражались и в плаче Ярославны. Она поочередно обращается к ветру, к Днепру и к солнцу.
    *Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта +»1996 год.
    Исследователи древнерусской литературы считают, что плач Ярославны – это не только плач по погибшим воинам, но и древнее
    заклинание, в котором содержится прямое обращение к высшим силам. «В плаче – заклинании столько… чувства…, что не остались равнодушными даже силы природы…По
    крайней мере, так думал автор, и так мыслили его современники».
    В 988 году произошло крещение Руси, т.е. принятие христианства.
    «Если говорить совсем коротко, то христианство – это религия, в основе которой лежит вера в то, что… бог пришел в мир. Он
    родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение изменили судьбу всего
    человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан единым, предвечным богом».*
    Но к 12 веку на Руси прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее.
    Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что
    автор – христианин.
    Игорь едет по Боричеву
    к святой Богородице Пирогощей.
    «Боричев – это спуск от центральной части Киева, где находился княжеский терем
    и храмы, на городской Посол, где находилась церковь Богородица Пирогощая.»
    В «Слове о полку Игореве» все явления природы основаны на вере в различные божества.
    Итак, опираясь на мнения исследователей, можно утверждать, что, с одной стороны, природа представлена, как мир различных
    божеств, таинственных сил, а с другой – мир человека, окруженного духами, божествами, силами природы. Мир человека, живущего в согласии с силами природы
    или, наоборот, в противоречии с ними.
    Человек 12 века одушевлял природу, окружающую его, все необычное (природные явления, смена фаз луны, день и ночь и т. д.) они
    объясняли как действие богов. В «Слове…» сверхприродный мир олицетворетворен. Он таинственный, одушевленный и не может быть равнодушным. Т.о. в «Слове…»
    представлен взгляд человека, одушевляющего природу, т. е. язычника.
    *Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта +»1996 год.
    Часть 2.
    КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…»

    С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы. Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному.
    Автор «Слова…» уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны,  развернуты, а некоторые – кратки.
    В развернутых – в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. Например,
    рисуя картину солнечного затмения (рассказу об этом посвящается 2 большие строфы в поэтическом переложении Н. Заболоцкого), автор «Слова…» сочетает как
    рассказ о природном явлении, так и описывает страх, смятение людей, беспокойное поведение животных и птиц.
    Развернутые описания природы во всем произведении имеют сходную композицию. Сначала происходит какое-то событие, а потом оно
    подкрепляется описанием природы. Получается эмоционально богатый эпизод, в котором автор не только рассказывает об определенном событии, но и создает его
    образ, живописную картину.
    ПОДРОБНЫЕ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…».
    Сюжетное повествование в «Слове…» начинается с описания солнечного затмения. О нем в произведении говорится дважды: после
    вступления и после обращения к Бояну и речи Всеволода.
    Тогда глянул Игорь на Солнце
    И видит, что тьма от Солнца
    Все войско его накрыла…

    Князь вступил в золотое стремя
    И поехал по чистому полю
    Солнце тьмою дорогу  ему заступило
    Ночь громовыми стонами птиц пробудила,
    Свист звериный поднялся.
    Диво кличет с вершины древа,
    Велит послушать – земле незнаемой,
    И Поморию, и Посулию,
    И Сурожу, и Корсунию,
    И тебе, тмутороканский болван.
    Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной
    стороны, радость, а с другой – печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные
    чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.
    Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно
    всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю –
    «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует
    слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле
    незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса – все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.
    Солнечное затмение наступило 1 мая 1185 года в 3 часа 25 минут. Астрологи утверждают, что в 12 веке уже были «Таблицы лунного
    течения». По ним велся календарь, рассчитывались фазы луны, устанавливались дни новолуний и появление комет. Возможно, русский князь располагал какими-либо
    астрологическими сведениями об этом дне. И, вероятно, это помогло сохранить спокойствие перед затмением.
    Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем
    предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные
    зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.
    И в другой день полосой кровавой
    Повещают день кровавой зори…
    Идут тучи черные от моря,
    Тьмой затмить хотят четыре солнца…
    Синие в них молнии трепещут…
    Грому быть, великому быть грому!
    Лить дождю калеными стрелами!
    Поломаться копьям о кольчуги,
    Потупиться саблям о шеломы,
    О шеломы половчан поганых!
    (Перевод Майкова А.)
    Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева,
    «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с
    половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут,
    прах над полями несется».
    Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной
    стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его
    страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.
    Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую
    очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Т.о. выбраны прилагательные, называющие насыщенные,
    мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании
    читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.
    Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть
    грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли  не только вопреки разуму,
    воле дружины, но и против воли самой Природы.
    Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла сражаться с могучими половцами и
    пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.
    Совершенно иной представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению
    и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и радостное возвращение.
    И прыснуло море в полуночи.
    Смерчи нагнали мглу.

    Погасли вечерние зори.

    Застучала земля, зашумела трава,
    Половецкие вежи задвигались.
    В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствует освобождению Игоря: «погасли вечерние зори», «застучала земля,
    зашумела трава, половецкие вежи задвигались».
    В этом эпизоде автор не рисует столь живописной картины, как, например, в солнечном затмении или грозе. Ему важно рассказать о
    действиях природы, ее помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель использует разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела»,
    «задвигались». Т.е. природа охраняет Игоря от половцев.
    И сказал Донец:
    «Здравствуй, Игорь-князь.
    Много тебе  – славы,
    Русской земле – веселья,
    А Кончаку – досады».
    И ответил реке беглец:
    – О Донец! И тебе много славы.
    Князя ты на волнах лелеял,
    Траву подстилал зеленую
    На своих серебряных берегах,
    Одевал его теплою мглою,
    Тенью зеленого дерева,
    Гоголем стерег на воде,
    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
    В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не только он спас Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом особую
    роль.
    В этом пейзаже автор использует большое количество прилагательных, чтобы подчеркнуть всю
    красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленого дерева» и т.д. Писатель рассказывает о ее помощи князю, благодарит ее
    за это. Здесь описываются действия природы, благодарится за них.
    Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об опасности. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих
    серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», – по словам Д.С. Лихачева. Т. е. все вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери – все
    помогает Игорю вернуться домой.
    А где Игорь проедет,
    там вороны не каркают,
    там сороки стихают,
    там галки молчат.
    Только поползни ползают.
    Только дятлы стучат –
    путь к реке кажут.
    Да веселые песни
    соловьи распевают,
    свет-зарю возвещают.

    солнце светит на небесах –
    Игорь князь в Русской земле.
    В этом эпизоде мы ощущаем веселье, радость, торжество. На Русскую землю вернулось счастье, радость. Автор подчеркивает это сменой
    символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. Т.е. все плохое исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время
    пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.
    Роль пейзажей в этом произведении очень велика. Во-первых, они отражают мировоззрение людей 12 века, их веру, представления об
    окружающей природе, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражает чувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец, автор
    придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей
    природе, его веру и поклонение богам.
    Глава 2.
    Образы – символы в «Слове о полку Игореве».

    Образ Русской земли в произведении.
    Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не
    только по пейзажем, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для
    автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя 12 века невозможно правдивое, убедительное
    повествование о походе русской дружины.
    Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале
    Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в
    начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая
    логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».
    На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила
    тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.
    Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в
    Русской земле».
    В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет
    его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в
    «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца
    померкли… Олег и Святослав».
    Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках,
    воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.
    Волки грозно воют по оврагам,
    Орлы клекотом на кости зверей воют,
    Лисицы брешут на червленые щиты.
    Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они
    предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.
    Тогда по русской земле
    редко пахари кричали,
    но часто вороны граяли,
    трупы между собой разделяя.
    А галки свою речь говорили –
    хотели лететь на кормление – уедие.
    А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символах добра, победы и торжества. Игорь победил
    и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени.
    Соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают.
    Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.
    Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз,
    например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.
    Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет
    интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено
    во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные
    вороны».
    Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали
    синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.
    А белый цвет имеет противоположный смысл – добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а
    также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. «Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов,
    серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты».
    Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула,
    Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом
    берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако
    практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.
    – О Донец! И тебе много славы.
    Князя ты на волнах лелеял,
    Траву подстилал зеленую
    На своих серебряных берегах,
    Одевал его теплою мглою,
    Тенью зеленого дерева,
    Гоголем стерег на воде,
    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
    Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою
    мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».
    И еще одну реку описывает автор – Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому
    многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.
    Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве» и играет
    огромную роль в образе Русской земли.
    Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую
    землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует
    удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и
    русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Многие ученые говорят о художественном значении «Слова…». Неопытному человеку это будет непонятно: ведь
    в произведении очень сложный и непонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, что автор создал во всем произведении единую картину.
    Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы.
    «Слово о полку Игореве» – произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова…»очень точно
    соответствует его идейному замыслу. Т.е. образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели – идеи единства Руси ».
    В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она
    открывает нам мир человека 12 века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.
    Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой метафоры – песни поэта, описывающей
    охоту, а заканчивает – торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большое значение образам природы. Лишь с их помощью
    мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека.
    С одной стороны, автор «Слова…» уделяет огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении
    очень много. Дело в том, что через них писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много.
    С другой стороны, писателю важны и образы – символы в «Слове…». Писатель использует их потому, что они
    выражают мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов – символов для писателя 12 века невозможно точное и
    убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее
    важный источник установления личности писателя, его образа жизни.
    Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о полку Игореве», как средство выражения
    своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.
    Список литературы.
    1. «Преданья старины глубокой». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
    2. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве»: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: «Слово о
    полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
    3. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве». Статья. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А.
    Черниченко). Москва, 1997.
    4. «Читаю «Слово о полку…»». (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
    5. «Слово о полку Игореве» (Под редакцией Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е.Гафт). Москва, 1978.
    6. Лихачев Д.С. вступительная статья, дословный и объяснительный перевод с древнерусского языка
    «Слова о полке Игореве». В книге: «Слово о полку Игореве».(Под ред. Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е. Гафт). Москва 1978.
    7. Лихачев Д.С. «Свет и тьма» в «Слове о полку Игореве». Статья. В книге «Слово о полку Игореве» и
    культура его времени. (Под ред. Д.С. Лихачева). Москва,1985.
    8. Рогачевская Е. «Жанровая система древнерусской литературы». В книге: «Древнерусская литература. Книга
    для чтения». Москва, 1993.

  10. Древнерусские авторы не стремятся писать картины природы, описывать ее статические состояния, спокойные пейзажи. Древнерусские авторы уделяют природе не много внимания и только тогда, когда она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние, когда она проявляется в действии: в грозе, в буре, в разливах рек, в засухе, в затмениях солнца, в явлениях комет, в темноте ночи, мешающей сражающимся, в жаре, истомляющей воинов, и т. д. и т. п. В древнерусских произведениях нет описаний бездействующей природы, служащей только фоном для повествования. В тех немногих случаях, когда природа присутствует в древнерусских произведениях, она играет в них прямую, а не косвенную роль, она «событийна», описываются только ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования, в развитие сюжета.
    Средневековые русские писатели как бы еще не осознают самостоятельной ценности картинных описаний природы для литературы. Хотя природа занимает исключительно большое место п «Слове», но роль ее, по существу, та же. В «Слове» нет пейзажа самого по себе. Природа воспринимается автором «Слова» только и ее изменениях. Природа в «Слове» введена п события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю и его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, спет -солнца померк; ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава.
    Между природой и человеком стираются границы. Образ Обиды – девы с лебедиными крыльями, образы языческих богов стоят где-то между природой и людьми. Люди постоянно сравниваются и с птицами и со зверями: с турами, соколами, галками, воронами, «лютым зверем», кукушкой и т. д. и т. п. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра. Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания. Союз природы и человека, с такою силою развернутый в «Слове»,- союз поэтический. Природа для автора «Слова» – гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание его действию.
    Наблюдательность автора «Слова» особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Действительно, Игорю приходилось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых зарослях степных рек. О погоне его предупреждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки и черняди. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно. Знание степной природы сказывается и там, где автор «Слова» говорит, что дятлы «тектом» указывали Игорю путь   к   реке. Степную   реку,   запрятавшуюся   в   глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки Игорю указывал далеко слышный в степи «тект» дятлов. Можно было бы значительно увеличить количество примеров, доказывающих глубокое знание автором «Слова» степной природы.
    Живая картина старой половецкой степи, донесенная до нас в составе «Слова»,- яркое свидетельство, что «Слово» написано очевидцем, а может быть, и участником степного пути Игоря.
    «Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из «Слова» вносили в свою поэзию А. Радищев (в «Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам»), В. Жуковский (в «Певце во стане русских воинов»), А. Пушкин (в «Руслане и Людмиле»), К. Рылеев (в стихотворениях «Бонн», «Владимир Святой», «Рогнеда»), Ф. Глинка («Ярославны голос слышится», «Сетование русской девы»), Н. Языков («Песнь барда»), И. Козлов («Плач Ярославны»), А. Островский (в «Снегурочке»), В. Соловьев (в стихотворении «Ответ на плач Ярославны»). С удивительным искусством использованы образы «Слова» в стихах о России А. Блока, у Валерия Брюсова, М. Волошина, С. Городецкого и в произведениях И. Бунина. Образами «Слова» населяет свою повесть «Кровный узел» Б. Лавренев. «Слово» звучит в «Думе про Опанаса» Э. Багрицкого, в стихах М. Цветаевой, А. Прокофьева, Н. Рыленкова, П. Тычины, М. Рыльского, Л. Первомайского, М. Бажана и многих других. Образы «Слова» несут в себе удивительную поэтическую силу; они используются поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесенные в современную поэзию, они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей родины, особенно степных.
    «Слово о полку Игореве» вошло в русскую музыку: опера А. П. Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений русского и советского оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. Напомним картины В. Г. Шварца «Плач Ярославны» и «Боян», В. Г. Перова «Плач Ярославны» и особенно знаменитую картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» В. М. Васнецова, а также этюды, эскизы и декорации к опере «Князь Игорь» Н. Рериха, «Вещее затмение» А. Ф. Максимова, иллюстрации к «Слову» В. А. Фаворского и палехского художника И. И. Голикова. «Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переведу «Слова» оставил Пушкин. Переводил «Слово» и Шевченко. Превосходный перевод «Слова» на белорусский язык принадлежит Я. Купале.
    Работы о «Слове» выходят в Америке и в Японии, в Индии и Финляндии, в Китае и в Италии, в Чехословакии и Болгарии. «Слово» привлекает исследователей самых различных стран сочетанием общечеловеческого содержания с национальным, типичных средневековых особенностей художественной формы с непреходящими эстетическими ценностями. Его поэтические достоинства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Картины природы в «Слове о полку Игореве» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве»
    Поэзия А. Рембо (в поисках гармонии с миром)
    Обзор методических работ по изучению «Слово о полку Игореве»
    Русская литература ренессанса и барокко
    Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *