Краткое сочинение на тему слово о полку игореве

14 вариантов

  1. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  2. В основе “Слово о полку Игореве” лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году нов-город-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
    Однако автор “Слова” превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно он призывает прийти на помощь Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и вла-димиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Автор “Слова” настойчиво подчеркивает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц – войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.
    Автор “Слова” не возражает против феодальных взаимоотношений своего времени, утверждавших удельную систему (со всеми пагубными последствиями раздробленности Руси) , он возражает лишь против междоусобиц, посягательств на чужие земли (“се мое, а то мое же”) , убеждает князей в необходимости жить в мире и безусловно подчиняться
    старшему по положению – великому князю киевскому.
    Поэтому так прославляются в “Слове” победы Святослава Киевского. Именно он обращается с укором к Игорю и Всеволоду, отправившимся “себе славы искати”, именно он с горечью порицает “княжеское непособие”.

  3. 3
    Текст добавил: Ходячая энциклопедия

    Автор – Дмитрий Беломойцев.
    Сочинение по произведению “Слово о полку Игореве”.
    Создатель “Слова о
    полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь
    и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим
    князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и
    Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и
    приходить в упадок.  Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился
    историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега.
    Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие
    княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших
    захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным
    границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав
    русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи.
    Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел
    в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в
    плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских
    князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь
    половцам на родную землю.
    “Слово о полку
    Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это
    величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой
    точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей,
    описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о
    полку Игореве”, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит
    о разъединении Великой Руси. Он – великий русский мыслитель- рисует разные слои
    народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие
    стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как
    “сведоми къме-ти”, воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ засапожника кликомъ
    плъкы побеждають, звонячи въ пра-деднюю славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны
    страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части
    произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход
    против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее
    давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на
    это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит
    степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.
    В Путивле к князю
    Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку
    Игореве” он описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая
    своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие
    головы”.
    С объединенными
    силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую
    землю.  Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери.  Но Игорь
    решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая
    острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на
    рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, взяв много
    золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены,
    разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли
    в степь и собирают новое войско, больше прежнего.  Огромная орда надвигается на
    лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод
    предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают
    сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    На утро сама
    природа предвещает тяжелую развязку:
    “Ночь прошла, и
    кровяные зори
    Возвещают бедствие с
    утра.
    Туча надвигается от
    моря
    На четыре княжеских
    шатра.”
    Столкнулись две
    огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой
    сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур
    Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали
    Игоревы знамена.  Половцы одолели русское войско своим несметным количеством.
    Много русских воинов полегло в той битве.  Самого князя Игоря
    Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода
    Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего
    русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев.
    Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и
    Всеволода, они вновь пошли на Русь.  Разлилась печаль по русской
    земле:”…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали
    собирать дань с городов “ по белке со двора”.
    Вторая часть
    произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный,
    рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и
    Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится
    сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает
    бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в
    том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев,
    потерпели неудачу.
    Благодаря этому
    толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только
    общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв
    объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду
    Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить
    все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от
    врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор
    рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В
    Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу
    с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор
    изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев.  И, словно
    услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения.
    Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как
    к великой реке:”О река. Немало в тебе величья!”.  Он обращается к Донцу как к
    первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой
    Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается
    безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение
    заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя
    Игоря.
    Главная идея
    “Слова о полку Игореве”  в том, что вся Русь должна  быть  единой, а не
    разделенной на множество мелких княжеств. Такая  раздробленность неизбежно
    приводит сильное государство к неминуемой  гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского
    показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только
    общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно
    предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

  4. “Слово о полку Игореве” — самая выдающаяся достопримечательность Киевской Руси
    Мировая литература знает немного таких произведений, которые бы захватывали новые и новые поколения, пересекали границы стран и материков, приобретали все более широкую и громче славу. И именно к таким памятников принадлежит бессмертное «Слово о полку Игореве» — героический, исполненный горячей любви к родине, к своему народу произведение.
    «Слово» не рассказывает о всех подробностях похода и поражения Игоря, как это сделали летописцы. Неудачный поход Новгород-Северского князя — это для автора только повод, чтобы высказать свои мучительные раздумья, свое переживание за судьбу родной земли и ее народа, чтобы осудить княжеские междоусобицы и несогласия, Главная идея «Слова …» — это призыв русских князей к единению и защиты родных земель.
    Начиная рассказ о самом поход, автор подчеркивает главное — храбрость и отвагу русского войска. О своих воинов Всеволод говорит, что они с детства воспитывались для ратного жизни: «А мои те Куряны — воины ловкие, под трубами увитые, под шлемами злелияни, концом копья згодовани …», они знают свое дело и всегда готовы к бою, чтобы искать себе чести, а князю славы. И сам Всеволод предстает как былинный богатырь, как мощный буй-тур. В «Слове …» ему нет равного среди мужественных. Храбрым изображено и предводителя похода Игоря. Его мужество и решительность проявляются в том, что он ведет на врага полки, несмотря на дикие и страшные предсказания — затмение солнца, грозовую ночь, вой волков, брехання лис и зловещее кружение орлов, сопровождающие войско, ожидая его гибели. Игорь видит себя и свою судьбу рядом с судьбой всех русских воинов, готов разделить с ними и славу победы, и горечь поражения, «с вами, русичи; хочу голову положить либо напиться шлемом с Дона» Настоящий рыцарь, человек чести, он считает , что когда случится несчастье — русичей разобьют, то лучше умереть от меча, чем попасть в плен: «Братья и дружина! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть ». Мужество, героизм, слава и честь стоят в «Слове …» очень высоко. О первой победную схватку с половцами автор говорит кратко, лишь сообщая, захватившие русские воины добычи великое множество. Но главная цель Игоря — освободить Русь от лютого врага и снискать себе славы.
    Но эта первая схватка решили судьбу похода. Решающая битва была впереди. Приближение ее обрисована мощными и тревожными образами стихий природы. Возвращение короля предвещают кровавые звезды, из моря надвигаются черные тучи, чтобы затмить четыре солнца — четырех князей, а в тучах трепещут синие молнии. «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого? »Появление неисчислимого половецкого войска разворачивается в огромную панораму:« Земля гудит. Реки мутно текут. ПОЗИЦИЯред земли половецкой.
    Не выдержав натиска вражеского войска, погиб Игорева жена, а сам князь попал в плен.
    «Слово о полку Игореве» — самая выдающаяся достопримечательность литературы Киевской Руси. Мировая литература знает немного произведений, которые, подобно этому, захватывают все новые и новые поколения, пересекают океаны и языковые границы, завоевывая новых поклонников. «Слово» относится именно к таким произведениям, ибо оно полно горячей любви к родине, к своему народу, потому что поднимает общечеловеческие проблемы ответственности за свои поступки, мира и войны, единства.

    Образ князя Игоря

    Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославич. Это гордый и отважный, готовый отдать жизнь за родину рыцарь. Он презирает смерть, плен для него — величайший позор: «Лучше ведь убитым быть, — говорит он, — чем пленным …»
    Игорь — волевая натура: он один сумел вернуть тысячу отступающих воинов назад, выступив на помощь Всеволоду, что изнемогал, окруженный половцами.
    Все эти свойства вызывают симпатию к князьям Вместе с тем автор осуждает Игоря за неосмотрительность, недальновидность, славолюбие. Он слишком горяч, поэтому способен твердо оценить ситуацию. Его поспешность привела к трагедии: жена полностью разгромлена, сотни женщин стали вдовами, сотни детей — сиротами, князья «пересели из седла золотого и в седло невольничу», а главное — открылись настежь ворота для новых нападений половецких орд. Поэтому «тоска разлилась по русской земле», печаль буйная течет среди земли Русской », даже« никнет трава жалостью, а дерево с тоской к земле приклонилося ».
    В неволе «Игорь не спит, Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до маленького Донца» и детально обдумывает план побега, ибо только следующими мудрыми действиями он может искупить свою вину перед родным краем. Этого хотят все, даже природа.
    Рассказывая о походе Игорева войска, автор не остается сторонним наблюдателем, он мучительно переживает ход событий и не может удержаться от комментирования поступков Игоря, от осуждения князей за распри, которые превращают родную страну в огромное кладбище, и умоляет русичей объединиться.
    «Слово о полку Игореве» составило на меня очень большое впечатление. Я научилась понимать и любить литературу того времени и узнала много нового и интересного из истории Русской земли.

  5. Это значит, что в «Слове о полку Игореве» нет вымысла, все основано на реальных исторических событиях.
    Когда Боян, т. е. древнерусский сказитель, сла­гал песню, то давал волю своей фантазии:
    Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву,
    Серым волком по полю кружил,
    Как орел, под облаком парил,
    Растекался мыслию по древу.
    Автор предлагает слушателям повесть о князе Игоре, который вел своих воинов «на землю Поло­вецкую за землю Русскую».
    Игорь собирает свою дружину, но видит сол­нечное затмение, которое покрывает все войско. Невзирая на дурное предзнаменование, Игорь при­зывает идти к Дону и сражаться с половцами, так как
    Лучше быть убиту от мечей,
    Чем от рук поганых полонену!
    Дружина Игоря продолжает свой поход. Но дур­ные предзнаменования являются на протяжении всего пути войска Игоря:
    А беда несется вслед за ним:
    Птицы, поднимаясь над дубами,
    Реют с криком жалобным своим,
    По оврагам волки завывают,
    Крик орлов доносится из мглы —
    Знать, на кости русские скликают.
    Русские воины переходят Дон и готовятся к сра­жению. Рано утром в пятницу войска Игоря раз­бивают половецкие полки, захватывают «половец­ких дев», богатую добычу:
    …Золота без счета,
    Груду аксамитов и шелков,
    Вымостили топкие болота Япанчами красными врагов.
    Войско Игоря разбивает лагерь в поле. В это время половцы собирают силы. Под предводитель­ством хана Кончака они нападают на русских. Вои­ны Игоря сражаются отважно. Особенно отличил­ся в бою брат Игоря Всеволод. Автор вспоминает о прежних битвах времен князя Олега. В этих битвах русские воины прославились. Но затем наступили времена междоусобных войн, в которых русские убивали русских. Война между «братиями» приво­дила к тому, что, пока они воевали между собой, их земли становились легкой добычей для «поганых».
    И кует крамолу брат на брата.
    А враги на Русь несутся тучей,
    И повсюду бедствие и горе.
    Автор призывает русских князей к объедине­нию в борьбе против одного неприятеля. Войска Игоря сражаются с половцами «с утра до вечера» три дня. На третий день «пред полуднем пали зна­мена Игоревы». Автор говорит о том, что именно Игорь и Всеволод попытались дать отпор общему для всех князей Руси врагу, в то время когда ос­тальные занимались усобицей.
    Здесь братья явились продолжателями дела свое­го отца Святослава, который много раз бился с вой­сками половцев.
    В то время, когда войска братьев терпят пора­жение, Святославу в Киеве снится плохой сон. Во сне он видит, что ему подносят отравленное питье, покрывают его, лежащего на кровати, черной «пе­леною», каркают вороны и проч. Бояре, которым рассказал Святослав свой сон, говорят, что снови­дение, видимо, означает, что оба его сына попали в беду.
    Святослав говорит свое «золотое слово». В нем отец сетует на то, что его сыновья не ко времени пошли воевать с врагами, так как не захотели им помогать другие князья. Святослав вспоминает о доблести предков, о временах Рюрика и Влади­мира. Он призывает русских князей отомстить за поражение войска Игоря:
    Встаньте, государи, в злат-стремень За обиду в этот черный день,
    За Русскую землю,
    За Игоревы раны —
    Удалого сына Святославича!
    Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля. В своем плаче она обра­щается к великому Днепру, к солнцу с просьбой
    оберегать ее мужа и вернуть его ей живым и не­вредимым.
    Но рано скорбит Ярославна о муже.
    Игорь в плену. Темной ночью он совершает по­бег. За ним погоня — ханы Кончак и Гза преследу­ют беглеца, но безуспешно.
    Природа — реки, птицы — помогает Игорю до­стигнуть родной земли.
    Автор заканчивает повествование здравицей в честь Игоря и других князей.

  6. “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник литературы Древней Руси XII века. Интерес к этому удивительному произвединею не исчезает и в наши дни. Оно известно не только в России. “Слово о полку Игореве” переведено на многие языки мира, причем по несколько раз. Россиянам же оно дорого прежде всего потому, что пронизано глубокой любовью к русской земле. Интересен памятник еще и потому, что в нем отражена богатая и высоко духовная культура Древней Руси. Несмотря на то, что поэма посвящена историческому событию 1185 года ( походу князя Игоря Святославича на половцев), она полна разнообразных и ярких чувств автора. Повествование о начале похода он называет тревожным, предвещая печальное окончание этого события. С первых строк автор пытается довести до читателя патриотическую идею летописи, которая заключается в единении князей в борьбе за Русь. Горестно ему, что невелики силы Игоря Святославича Новгород-Северского, что не сговорился он с киевским князем Святославом и ” навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую “. Но  отчетливо чувствуется и гордость за то, что князь Игорь ” …построил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа”, чтобы дойти до берега Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива.  Не пожалел князь и своих сыновей ради спасения родины. Они тоже участвовали в далеком походе. Не остановила Игоря и грозная предзнаменование, которое тьмую покрыло всех его воинов. Он сам понимал и дружине своей объяснил, что больше чести быть зарубленным в битве, чем бесславно дожидаться половецкого похода у себя дома. Не хотел князь Игорь прятаться за чужие спины, а жаждил сам вступить в бой и с сынами русскими или голову сложить, или на Дону половцев победить.
    В наши дни этот поход воспринимается как легенда или как исторический факт, что в XII веке князь Игорь Святославич Новгород-Северский совершил неудачный поход на половцев и был пленен ими. Но, задумавшись над этим фактом, понимаешь, что половцы были хорошо обученными воинами. Совершать набеги и грабить было их профессией, которая кормила и обогащала. Русские же жили мирной жизнью, но, если приходила беда, вставали на защиту своей земли, бились не на жизнь, а на смерть. Вот и тогда поднялись все, хотя и не хотелось, вероятно, но долг перед родиной все перевешивал.
    Невольно вспоминаются стихт Александра Блока из цикла “На поле Куликовом”:
    Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
    Не вернуться, не взглянуть назад.
    За Непрядвой лебеди кричали,
    И опять, опять они кричат…
    На пути – горючий белый камень.
    За рекой – поганая орда.
    Светлый стяг над нашими полками
    Не взыграет больше никогда.
    Та же тревога, что и в “Слове…”. Белый камень – символ выбора пути: прямо пойдешь – убитому быть. Ясно, какой выбор сделан, ясно, что выбрана смерть, а не бесславный плен.
    Так и в “Слове…” трубы еще только трубили, созывая войско в Новгороде, а в пути уже стяги развевались над построенными войсками.
    Одобрял поход Игоря его брат, буйный тур Всеволод. Он тоже был готов в битве с врагом за русскую землю и заранее оседлал коней у Курска. Его опытные воины не раз бывали в бою и прекрасно знают, что можно погибнуть, но готовы биться, “ища себе чести, а князю – славы”.
    Автор “Слова…” передает тревожное настроение воинов перед предстоящей битвой, которая усиливается по мере удаления от родных границ. Птицы ждут добычи, орлы клекотом зовут зверей на кости, но русские сыны собой заслонили свои поля, не желая уронить честь свою, а князю найти славу. Автор “Слова…” не упускает возможности подчеркнуть, что Игорю важно было защитить землю русскую, а не присвоить богатую добычу после битвы.
    Золото, ткани, всякие драгоценности достались войску Игореву, ему же – боевые знаки врагов.
    Ощущение радости победы проходит уже ранним утром следующего дня : зори – кровавые, тучи – черные, в которых сверкают синие молнии. Все предрекает беду, а четыре солнца (Игоря, Всеволода, Олега и Святослава) могут прикрыть эти тучи, полные смертельных стрел. Ждать помощи неоткуда: ” Русская земля! Уже ты за холмом”.
    В эом сетовании автора сожаление о том, что не обратился Игорь-князь князю Киевскому.
    Но как отважно сражаются князья. Ярый тур Всеволод на переднем краю битвы, не помня о своих княжеских обязоннастей, о любви к жене, бьется вместе со своей дружиной, срубая поганые половецкие головы. Он не чувствует даже ран своих в пылу битвы. Такой ожесточенной рати не помнила Русская земля. С раннего утра до вечера билось войско Игорево. От коленых стрел, от копий булатных среди поля половецкого черная земля была зесяна костями павших, кровью полита, а взошли горем эти кости на Русской земле.
    Автор горюет от поражения Игорева, о его и Всеволода пленении. Плачет природа, “никнет трава от жалости, дерево с тоской к земле приклонилось”.
    Виною проигранной битвы автор считает корысть русских князей. “Это мое, и то тоже мое”. Поганые враги в это время не упускали момента и приходили с победой на землю Русскую. Горе пришла страшное:князья русские “сами на себя крамолу ковали”, а половцы поганые брали дань с каждого двора. Вот так ” ударило насилие половецкое на свободу русских”, и наступило время зависимости от врагов. И все это произошло потому, что Игорь и Всеволод не захотели сражаться вместе с другими князьями против поганых иноземцев.
    Осудил их за то великий Святослав, заявив, что без чести для себя они кровь поганую пролили. Обвиняет храбрых, мужественных воинов за то, что будущую славу победы хотели поделить только между собой, забыв о главной цели: любыми силами защитить свою землю.
    Для автора “Слова…” понятно и близко “золотое слово” Святослава. Он слышит призыв его к князьм на защиту Руси, просит выступить в поход за обиду этого времени, отомстить за землю Русскую, за раны Игоревы. Веские доводы приводит автор, призывая к объединению. Не один князь погиб, защищая свои границы от врагов Руси, действуя в одиночестве. Именно из-за междоусобиц пришло насилие от земли Половецкой.
    Заканчивает автор повествование радостными  словами: ” Солнце светиться на небе, а Игорь – князь в Русской земле”. Рады города и села возвращению Игоря, и это дает надежду, что горькие уроки не пройдут даром.
    “Слово о полку Игореве” не забывается уже столько лет. Ведь то, что происходило тогда, неразрывно связано с тем, что происходит в наше время. И сейчас, и тогда люди не хотели умирать, они дорожили своей жизнью. Эта связь показывает, насколько важна и ценна жизнь в любое время. Никто не хотел идти на верную смерть, но русские люди всегда способны забыть о себе, борясь за свободу своей Родины.

  7. Цель похода князя Игоря, к сожалению, не обоснована. Им движут тщеславие и слепые амбиции. Для того князь организовывает нападение небольшим войском на целую армию половцев. Ослепленный желанным признанием, Игорь вступает в бой против врага, один без поддержки других князей, что приводит не только к поражению, но и смерть его брата Всеволода. Отдельное место в «Слове» занимает мать-природа, которая путем знамений пытается указать князю на бесполезность его действий, которые он на большой сожалению, игнорирует. Половцы окружили Игоря. Бой был большой, о таком бое еще не слышали. Черная земля была кровью залита. Храбро дрались, но пали головы. Однако, здесь важна не цель похода, а его последствия и урок, который выносит князь Игорь, после неравной битвы.
    Святослава, отца Игоря, славили за освобождение Руси, а Игоря все осудили за смерть брата Всеволода и гибель всей дружины. Во время пребывания в плену у хана Кончака, князь находит в себе мужество признать, что вся его политика провальная, а междоусобные войны ослабляют государство Русь. Игорю становится стыдно и горько за свое отношение к простому народу, за чувство честолюбия, его ослепления славой, что повлекло за собой смерть невинных воинов-дружинников и крестьян. Поражение Игоря Святославича имело плохие последствия для всей Руси. Половцы использовали борьбу между князьями русичами. Вот что делает братоубийственная война с некогда мощной и богатой страной. Ярославна обобщающий образ женщин и девушек, которым присущи верность и любовь, переживания за жизнь родного человека.

  8. Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
    «Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
    На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.
    По форме и содержанию повествования «Слово о полку Игореве» очень близко к такому фольклорному жанру, как плач и слава. Поэт очень эмоционален и патриотичен – он воспевает отвагу русских воинов, проклинает половцев.
    «Слово о полку Игореве» — это уникальное произведение, причём не только литературное, но и историческое.

  9. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.
    В это время половцы близко подошли к
    южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь
    Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их
    дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в
    степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Север-
    ский, собравший небольшое войско, пошел в поход на
    половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам
    князь был взят в плен. Благодаря этому событию, по-
    ловцы, почувствовавшие разобщенность русских кня-
    зей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим
    походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” является историческим
    памятником древнерусской литературы. Это величайшее
    произведение своего времени. “Словом о полку Игоре-
    ве” нам с дольшой точностью передан образ Древней
    Руси. В него входят характеры русских людей, описа-
    ния природы, мирного труда. Главным чувством, вол-
    новавшим автора “Слова о полку Игореве”, была лю-
    бовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор
    скорбит о разъеденении Великой Руси. Он-великий
    русский мыслитель- рисует разные слои народа XII
    века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и
    трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие
    дружиннники, куряне им описаны как “сведоми къме-
    ти”, воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ заса-
    пожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-
    деднюю славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны
    страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступ-
    ление князя Игоря Новгород-Северского в поход про-
    тив половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хо-
    чет избавить Русь от ее давних врагов. В день выс-
    тупления происходит солнечное затмение. Несмотря на
    это зловещее предзнаменование, несмотря на все
    опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не
    изменяет своего решения. Он остается тверд в своей
    воле.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь
    Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку
    Игореве” он описывается как великий воин:”Куда ты,
    Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом,
    там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и Буй-Тур
    Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю.
    Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери.
    Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к слав-
    ной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами
    князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву
    с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в тума-
    нах”, русское войско побеждает половцев, взяв много
    золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает,
    что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает
    идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли
    в степь и собирают новое войско, больше прежшего.
    Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он
    остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод
    предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте
    отступил, но они решают сразиться с половцами, во
    много раз превосходящей их силой.
    На утро сама природа предвещает тяжелую развяз-
    ку:
    “Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.”
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не
    было. С огромным мужеством и отвагой сражались рус-
    ские войска. Во время боя проявляется ратная доб-
    лесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял
    в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.
    Половцы одолели русское войско своим несметным коли-
    чеством. Много русских воинов полегло в той битве.
    Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли
    в плен. После описания неудачного похода Игоря и его
    дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль,
    горе всего русского народа, русской земли. Разгром
    русского войска приободрили половцев. Их набеги на
    Русь стали бусчисленными. Остановленные Святославом,
    отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь.
    Разлилась печаль по русской земле:”…стонет Киев
    над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали
    собирать дань с городов ” по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу
    Великому. Он описывается как умный, рассудительный
    правитель и полководец. Он не одобряет поступков
    Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это при-
    вело к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как
    предзнаменование. Великий киевский князь собирает
    бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают
    ему, что главный смысл сна в том, что два сына Свя-
    тослава с небольшим войском, отправившись на полов-
    цев, потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к
    мысли , что половцев можно победить только общими
    силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В
    него вложен призав объединить свои силы ко всем
    князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суз-
    дальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав
    призывает прекратить все распри между собой, иначе
    половцев не победить, призывает защитить Русь от вра-
    гов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Нов-
    город-Северского из половецкого плена. В Путивле го-
    рюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру,
    Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из
    половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает
    всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев.
    И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура
    вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он до-
    бирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к не-
    му, как к великой реке:”О река. Немало в тебе величья!”.
    Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с
    Русью, которая представляется ему единой, неделимой
    Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но
    она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца
    и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается
    ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвра-
    щения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся
    Русь должна быть единой, а не разделенной на множество
    мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приво-
    дит сильное государство к неминуемой гибели. На примере
    князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке
    крупного врага не победить. Это можно сделать только об-
    щими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророчес-
    ким произведением.Оно предсказало дальнеийшее историчес-
    кое развитие России в последующую эпоху.

  10. «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием…
    монгольских полчищ».
    Карл Маркс.
    Известнейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написано на рубеже XII-XIII веков. Поводом для его написания послужило нашествие татаро-монгольских орд. В это время Русь была ослаблена княжескими противостояниями, и автор с горестью пишет:
    Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же».
    И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.
    Пока точно неизвестно, кто был автором поэмы, однако существует множество гипотез относительно этого.
    В поэме описывается неудачный поход князя Игоря на половцев. В экспозиции дается краткое описание Игоря и причин похода на половцев, завязка – выступление русских войск, кульминация – поражение князя Игоря, а развязка – побег Игоря из половецкого плена. Композиция «Слова…» полностью соответствует основной авторской идее – призыву к объединению Руси. Главными действующими лицами являются князь Игорь, его брат Всеволод, князь Святослав и жена Игоря Ярославна.
    Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением к своей дружин, Игорь говорит:
    «Братья и дружина!
    Лучше быть убиту от мечей,
    Чем от рук поганых полонёну!
    Сядем, братья, на лихих коней,
    Да посмотрим синего мы Дону!»
    Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова…». Однако автор характеризует Игоря как позитивно, так и негативно. Это связано с тем, что после трагического поражения Игоря военное положение Руси значительно ухудшилось, армия ослабла, а половцы проникли дальше в глубь Руси.
    Близок к Игорю по многим чертам и его брат Всеволод: отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличает Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. В связи с этим автор называет Всеволода «Буй Тур». «Буй» – значит отважный, сильный, храбрый, гордый, а «Тур» – символ мужества и силы. Все эти черты в полной мере характерны Всеволоду.
    Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав – умудренный государственным и жизненным опытом исторический деятель. Его «золотое слово» занимает центральное место в произведении.
    Светлый образ русской женщины дан в «Слове…» в лице Ярославны, жены князя Ярослава. Ее плач имеет немаловажное значение для всей поэмы.
    Огромную роль в поэме играет природа. Она вместе с Игорем радуется при победе, тужится и печалится при поражении. Например, она предвещает поражение перед второй битвой с половцами:
    В час ранний
    кровавые зори свет возвещают;
    черные тучи с моря идут.
    Мне кажется, что «Слово о полку Игореве» – одно из гениальнейших произведений русской литература, которое служит достоянием русского народа!
    ?

  11. Сочинения по этому произведению пишут каждый год и несмотря, что “Слово о полку Игореве” проходят в младших классах, сочинение по нему писать сложно. Без плана не обойтись, в нем должны быть начальная мысль , основа и итог сочинения. Пишем по произведению, поэтому план строим по произведению.
    В начале пишем о том. какое место занимает поэма в мировой и русской литературе, считается ли это произведение памятником литературы и почему. Указываем автора и когда поэма стала известной.
    Далее приступаем к основе, разбирая по частям поэму.
    1 Много витязей прекрасных знавала русская земля, но особые невзгоды выпали на долю князя Игоря. В неспокойные времена, когда набеги половцев угрожали ежедневно мирному течению жизни, князь Игорь невзирая на грозное предзнаменование решает выступить первым против врага. Недаром в самом начале рассказчик славит Игоря, упоминая его славные удалые деяния. Князь решает постоять за свою Отчизну, не боясь сложить голову в бою. Очень красочные образы представлены в первой части поэмы, описание курян, дружины Игоря и Всеволода , заставляет восхититься силой и мужеством русских витязей, наших предков. Отвага Игоря и его брата Всеволода подстегнула броситься им на помощь Святослава, другого русского князя. Взаимовыручка, бесстрашие русских воинов служит примером как надо защищать свою Родину. Автор поэмы рассказывает о той битве с гордостью за своих современников, он также поражен их смелостью. Но печальные нотки все-таки проскальзывают в повествовании, автор не может оставить без внимания факт некоторой необдуманности поступков князя Игоря. И здесь видна мудрость автора, который вынес на всеобщий суд свое суждение, ставшее последствие народной мудростью, без единства сильный очень уязвим, без единства победы не добиться.
    Игорь бросился в бой в одиночку, не посоветовавшись с другими воинами, пренебрегая грозным знамением и потерпел поражение. Гордость за смелость духа Игоря и горечь от поражения в битве – основной леймотив произведения. Главная мысль поэмы заключается в воззвании автора ко всем русским племенам и княжествам, к объединению, чтобы не было напрасных жертв, чтобы русское государство было сильным, надо иметь скоординированные решения и только тогда Русь будет непобедимой.
    “Слово о полку Игореве” носит не только назидательный характер, это прежде всего художественное повествование, но написанное очень ярким и живым языком. Автор находит слова, бьющие по самому сердцу, здесь и описание воинских дел князя, и описание грозных половцев и плач Ярославны. Жена Игоря настолько живая в своем проявлении чувств, автору настолько точно удалось воссоздать ее образ, что невольно проникаешься огромным сочувствием к нелегкой женской доле, быть женой воина.
    Вот таким образом немного дописать о “Плаче Ярославны”, подвести итого всему произведению в целом и все.

  12. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – вариант 4
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
    «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Историческая основа «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
    Каким я представляю себе автора «Слова…»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Композиция “Слова о полку Игореве”
    Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 2
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 3
    Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
    Образы князей в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Отзыв на «Слово о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
    Русская земля в «Слове о полку Игореве»
    Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
    Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
    Человечность “Слова о полку Игореве”

  13. 13
    Текст добавил: Drums & Flo on Bits records

    Читая «Слово о полку Игореве».
    Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей
    всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
    частных целей.
    Л. Н. Толстой
    План:
    I. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древней русской литературы.
    II. «Слово…» и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    Около восьми веков назад было создано произведение «Слово о полку Игореве». Оно является величайшим памятником древней русской литературы. «Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством — тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Такая любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Интерес к этому произведению возрастает с каждым днём.
    «Слово о полку Игореве» это отнюдь не произведение русского народного творчества, но оно близко к нему по своей идеальной сущности. Слова насыщенны образами народной поэзии. Близка к народным плачам, лирическая песнь Ярославны, в которой есть обращения к ветру, Днепру и солнцу. Народен и сон Святослава. Народного богатыря напоминает Всеволод, который сражается с врагами и куда поскачет, там лежат головы половецкие. Нередко в произведение встречаются эпитеты, метафоры, различные обороты, взятые из русского народного творчества (чистое поле, волки серые, синее море и т.д.). Народные образы «Слова о полку Игореве» тесно связаны с народными идеями.
    На примере похода Игоря Святославича в Новгород, автор показывает к чему может привести отсутствие единению. Князь терпит поражение только потому, что он пошёл один. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что они пошли без него («в поход, ища себе славы»). Он упрекает их в том, что они хотели похитить его славу и разделить между собой.
    Свой призыв к объединению автор воплотил в образе русской земли. Этот образ автор рисует обширные пространства. В «Слове о полку Игореве» включены образы птиц и зверей, которые наделены человеческим разумом: соловьи, кукушки, лебеди, лиса, вороны, гуси. Образ Родины, полные городов, рек, многочисленных обитателей противопоставлены образу половецкой степи. Создавая «Слово о полку Игореве», автор сумел окинуть во взорах всю Русь целиком, объединил в своём описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    Я думаю, что это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось и изучается многими поэтами, историками. Его переводили В. Жуковский, Лихачёв, Заболоцкий и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Ещё я думаю, что значение «Слова…» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности, её народности.

  14. Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже ХП-ХШ веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
    Проследим в общих чертах, как развивается в “Слове…” поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель “Слова…” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить “не по замышлению Бояна”, а по былям (действительным событиям) своего времени.
    Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация сюжета “Слова…”
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаначальников: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже “кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди.
    К “золотому слову” Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. Это центральное место в произведении.
    Тема личной судьбы Игоря вводится в поэму “плачем Ярославны”. Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнаемой”. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция “Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *