Лингвистическое сочинение на тему словообразование

3 варианта

  1. 7
    Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова. Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будуще м времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа. Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова. Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова.
    8
    Морфемный состав слова Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее). Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник). Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный). Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-). Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый). Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их: -СЬ и -СЯ.
    9
    В русском языке существуют следующие способы образования слов: неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному (существительное); морфологический: приставочный (развеселый – веселый); суффиксальный (красноватый – красный); приставочно-суффиксальный (втайне – тайна); бессуффиксный (синь – синий); сложение (газопровод).
    10
    Способы образования слов в русском языке Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются: сложением целых слов (диван-кровать); сложением части слова и целого слова (турфирма); сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон). Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются: сложением начальных звуков (вуз); сложением начальных букв (МГУ); сложением слогов или частей слов (полпред); смешанным способом (главк).
    11
    Русский язык выделяется среди других языков богатством словообразовательных суффиксов. Сравните: дом – домик – домишко – домище – домина; брат – браток – братец – братишка; рука – ручища – ручка – ручонка – рученька. Одни звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически; в одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других – отрицательная (деваха, старикан, старикашка). Есть суффиксы, указывающие на размеры предметов и одновременно отражающие отношение к ним говорящего (домище, домина, ножища, детина, большущий, здоровенный – домик, комнатка, комнатушка, деточка, крохотный, малюсенький). Слова, к которым присоединяются уменьшительные суффиксы, очень часто получают и ласкательный оттенок: маленький домик, крошечная девчушка. С помощью суффикса можно придать слову шутливую окраску (бумаженция, старушенция); оттенок пренебрежения (солдатня, матросня); отрицательное оценочное значение (спанье, кислятина, пошлятина, галдеж, скукота).
    12
    Стилистические возможности словообразования Для глагола еще большие возможности представляет образование новых слов с помощью приставок, например: бегать – добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др. Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления (исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску.
    13
    А- / ан- – греческого происхождения (передаёт отрицание). Аналог русских приставок “не-“, “без-“. Анти- – греческого происхождения (гр. “против”). Аналог русской приставки “противо-“. Безо-/без-/бес- – “за исключением”, “кроме” Во- / в- – “внутрь, внутри”. Возо- / воз- / вос- / взо- / вз- – “вверх”. Взаимо- – “обоюдно”. Вне- – “снаружи”. Вы- – “из, изнутри”. До- – передает направление За- – “сзади, за спиной, за спину”.
    14
    Ино- – другой На- – “наверх, наверху”. Надо- / над- – сверху (не прикасаясь). Обо- / об- / о- – “вокруг, кругом”. По- – “вдоль”. Подо- / под- – “внизу, ниже низа предмета”. Пере- // пре- – “через верх”. При- – “рядом”, также передаёт приближение, неполное действие. Про- – “сквозь”. Противо- / против- – слово-приставка. В русском языке в этом значении используются также аналогичные греческая приставка “анти-” (антинародный) и латинская приставка “контр-” (контрнаступление).
    15
    Со- / с- – быть вместе, делать совместно. Со- / с- – спускать(ся) вниз. Среди- – слово-приставка со значением “по-середине”: средиземный. У- (глагольная приставка) – отдаление. Через- / черес- // чрез- – “слишком”.
    16
    Суффиксы имен существительных. Суффикс -ан- (-ян-) образует имена существительные со значением: части тела, характеризующейся интенсивным внешним признаком ( пузан, лобан, губан); лица, склонного к тому, что названо исходным словом ( интриган, политикан, критикан, грубиян); названия животного (орлан); явления, характеризующегося отношением к тому, что названо исходным словом ( буран) Суффикс -анин (-янин) образует существительные со значением лица по месту жительства (горожанин, селянин).
    17
    Суффиксы имен существительных. Суффикс -ени[j-э] (-ни[j-э]) образует существительные со значением действия ( цветени[j-э], формировани[j-э], спасени[j-э]). Суффикс -ет-(-от-) образует имена существительные со значением: 1) отвлеченного признака ( быстрота, доброта, нищета); 2) совокупности лиц ( беднота, пехота); 3) действия с общим значением шума (грохот, топот). Суффикс -еств-(-ств-) образует существительные со значением: союза, объединения лиц, которые названы в исходном слове (братство, начальство, юношество, землячество); со значением учреждения (посольство, представительство); отвлеченного признака (лукавство, богатство, изящество, супружество ); лица, наделенного признаком, названным исходным словом (божество, ничтожество, высочество).
    18
    Суффиксы имен существительных. Суффикс -есть (-ость) образует существительные со значением отвлеченного признака или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость). Суффикс -ец образует существительные со значением: лица по принадлежности к стране, территории, городу, где оно проживает или откуда происходит (испанец, новгородец, горец); лица, характеризующегося каким-либо свойством (мудрец, глупец, упрямец); предмета или явления, характеризующегося признаком или действием, названным словами, от которых они образованы (резец, рубец, холодец). Суффикс -ец может выступать как суффикс субъективной оценки.
    19
    Суффиксы имен существительных. Суффикс -ик (-ник) образует существительные, обозначающие: лицо по свойству или признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию (целинник, химик, очник) предмет, предназначенный для чего-либо (чайник, приемник, бумажник); предмет, обозначающий книгу или сочинение (задачник, справочник); пространство или территорию, покрытые чем-то или содержащие что-то (ельник, малинник). Суффикс -ик может выступать как суффикс субъективной оценки
    20
    Суффиксы имен существительных. Суффикс -льщик (-льщиц-) образует существительные со значением лица по роду деятельности, занятию или действию ( бурильщик, точильщик, чистильщик). Суффикс -тель (-итель) образует существительные со значением: лица, принадлежащего к той или иной профессии, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, искатель, воспитатель, спасатель); предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие (двигатель, выключатель, глушитель).
    21
    Суффиксы имен существительных. Суффикс -ун образует существительные со значением: лица по действию, характерному для него (бегун, крикун); животных по характерному для них признаку (грызун, скакун). Суффикс -чик (-щик, -чиц-) образует существительные со значением: лица по роду деятельности (бетонщик, переводчик, жестянщик, буфетчик); предмета (машины, механизма, приспособления), который производит действия ( погрузчик, буксировщик).
    22
    Суффиксы субъективной оценки. В русском языке есть суффиксы субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально- экспрессивной окраской. Суффиксы существительных: еньк-(дороженька), -оньк- (березонька), -онк-(книжонка), -енк-(лошаденка), -ц-(зеркальце), – ашк-(старикашка), -ин-(домина), -ищ-(голосище), -ец(братец, морозец), -ик(билетик, букетик), -чик (моторчик, карманчик), -ок (дружок, снежок), -иц-(водица, лужица), -к-(головка, ночка), -инк- (пылинка, росинка), -очк-(звездочка, мордочка), -ушк-(дедушка), -юшк-(волюшко), -ышк-(солнышко), -ишк-(домишко), -очек (листочек), -ечко (семечко), -ушек (воробушек), -ышек (колышек). Суффиксы прилагательных: -еньк- (добренький), -оньк-(легонький), -ехоньк- (смирнехонький), -оханьк- (горькоханький), -ешеньк- (скорешенький), -ошеньк- (легошенький) Суффиксы наречий: -онько (легонько), -енько (давненько), -енечко (хорошенечко), -онечко (тихонечко) и др.
    23
    24
    Сочинение 1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога А. И. Тихонова: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    25
    Текст из «Варианта Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ год» (1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. (3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку… (4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар. (9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
    26
    (11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она жаловалась? (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя? (16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. (24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
    27
    – (25)Сыграйте, дяденька, ещё. – (26)Что тебе, мальчик, сыграть? – (27)Что хотите, дяденька. (28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл. (30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее. (33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил. – (34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. – (35)Вася думал вслух, не переставая играть. – (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота.
    28
    (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине… (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор. (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всё равно она оборвалась.
    29
    (50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть. – (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: – (55)За что? – (56)Я не знаю, за что… (57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла. (61)Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось. (По В. Астафьеву) * *Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.
    30
    План работы Рабочие записи I.Вступление Смысл высказывания русского филолога А. И. Тихонова: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Корень несёт в себе главное: лексическое значение слова. Приставка и суффикс служат для образования новых слов, они также могут придавать слову субъективную оценку.
    31
    План работы Рабочие записи I.Осно вная часть II. Примеры из текста: 1. Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домишко ( предл. 3), избушка ( 18), столик ( 21), палочка (« 23), тихонько ( 24), штырёчки (28), тонюсенький ( 44), дяденька (53). Это соответсвует настроению текста. 2. Вслушиваться – предложение 5, не просто слушать, приставка В- придаёт значение усиления действия, суффикс –ИВА- – постоянное действие, постфикс –СЯ – внутреннее состояние субъекта, настроение, переживание 3. Приоткрыл – предложение 24, приставка при- обозначает неполноту действия, суффикс –Л указывает на то, что глагол употреблён в прошедшем времени.
    32
    План работы Рабочие записи I.Заключение III. Несомненно, главное лексическое значение слова заключено в корне, но не случайно приставку и суффикс называют значимыми частями слова? Они придают слову дополнительные значения. Следовательно, абсолютно прав А. И. Тихонов, утверждая: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».
    33
    Сочинение 1 Строительным материалом для слова могут быть приставки и суффиксы. Присоединяясь к корню, они могут образовывать новые слова, могут обладать возможностями давать словам субъективную оценку. Об этом говорит лингвист А. И. Тихонов, отмечая, что «смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». В этом легко убедиться, анализируя любой текст, в том числе и отрывок из произведения В. П. Астафьева. Обратимся к предложению 5. В нём есть слово «вслушиваться». Не случайно автор употребляет именно этот глагол: приставка В- в данном случае придаёт значение усиления действия, суффикс –ИВА- указывает его повторяемость, постоянство, постфикс –СЯ – на внутреннее состояние героев, на их настроение, переживание.
    34
    Сочинение 1 В тексте много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домишко ( предложение 3), избушка ( 18), столик ( 21), палочка (« 23), тихонько ( 24), штырёчки (28), тонюсенький ( 44), дяденька (53). Эти слова соответствуют нежному, лиричному настроению, которое возникло под влиянием музыки. Несомненно, главное лексическое значение слова заключено в корне, но не случайно приставку и суффикс называют значимыми частями слова. Эти морфемы образуют новые слова, могут придавать экспрессивные значения. Следовательно, абсолютно прав А. И. Тихонов, утверждая: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».
    35
    Сочинение 2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога А. И. Тихонова: «Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    36
    Текст из варианта Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Часть 2 (1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой. (3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку. – (5)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ. – (6)Дагни, – вполголоса ответила девочка. (7)Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. (8)Испугаться она не могла, так как глаза Грига смеялись. – (9)Вот беда! – сказал Григ. – (10)Мне нечего тебе подарить. (11)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (12)Слушай, Дагни, я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, а лет через десять.
    37
    (15)Дагни даже всплеснула руками. – (16)Ой, как долго! – (17)Мне её ещё нужно сделать. (18)Я сделаю её, может быть, за несколько дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю подарки для взрослых, а ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (20)А теперь давай корзинку, ты её едва тащишь. (21)Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (22) Корзина действительно была тяжёлая, и Дагни, вздохнув, протянула е Григу. (23)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: – (24)Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни. – (25)Разве вы не зайдёте к нам? – (26)Спасибо. (27)Сейчас мне некогда – (28)Прощай, Дагни! …
    38
    (29)Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец отвёз её погостить к своей сестре в город. (30)Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. (31)Был тплый июнь, стояли белые ночи, и концерты проходили в городском парке под открытым небом. (32)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. (33)Дагни впервые слышала симфоническую музыку. (34)Она произвела на неё странное действие. (35)Все переливы оркестра вызывали в Дагни множество картин, похожих на сны. (36)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя. (38)Тётушка смотрела на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.
    39
    – (39)Что случилось? – спросила Дагни. (40)Тётушка схватила её за руку и прошептала: – (41)Слушай! (42)Тогда Дагни услыхала, как человек во фраке сказал: – (43)Слушатели из последних рядов просят меня повторить. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия. (45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря. (47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
    40
    (49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет! (По К. Паустовскому)* * Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
    41
    Морфологический Фонетический Традиционный Дифференцирующие написания 1. Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов. 2. Правописание безударных гласных в корнях, проверяемых ударением 3. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и др. 1. Правописание приставок на –з, -с. 2. Правописание приставок рос – рас, роз-раз. 3. Правописание и (ы) после приставок, оканчивающихся на согласный 1. Правописание –и, -а после твердых шипящих (жи, ши, ча, ща). 2. Написание –ого прилагательного. 3. Правописание непроверяемых гласных и согласных. 4. Правописание непроизносимых согласных и др. 1. Написание слов- омофонов: Компания – кампания, поджег дом – поджог дома.
    42
    План работы Рабочие записи I.Вступле- ние Сущность высказывания: чтобы грамотно писать, нужно хорошо знать словообразование и морфемику. Вспомним принципы русской орфографии. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний. Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней, приставок, не изменяющихся на письме и окончаний. По ФОНЕТИЧЕСКОМУ принципу пишутся приставки на –з, -с, приставки рос – рас, роз-раз,, и (ы) после приставок, оканчивающихся на согласный
    43
    План работы Рабочие записи I.Осно вная часть II. 1 Множество слов с приставками, которые всегда пишутся одинаково: проводил (предл. 1), сделал (7), показался (23) и другие. 2. В предложении 11 правописание приставки в слове «придумал» зависит от её значения. В том и другом случае, чтобы правильно написать слово, надо выделить приставку. 3. В словах «собирал»( предл. 4) и «росли» ( 48) надо помнить правописание корней с чередующимися гласными. 4. В предложениях 2 и 31 неоходимо правильно подобрать проверочное слово, иначе получатся совершенно не те слова, которые нужны для верного прочтения текста: л Еса (л Ес), о если напишем «л Иса», речь пойдёт о пушистом зверьке. В 31-ом предложении при написании слова «ст Ояли» используется проверочное слово «ст Ой»Ю напишем «ст Аяли», получится, что ночи ст Аяли, то есть исчезли, прошли. ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ВЫБЕРИ ТЕ ПРИМЕРЫ-АРГУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОКАЖУТСЯ ТЕБЕ НАИБОЛЕЕ ЯРКИМИ.
    44
    План работы Рабочие записи I.Заключение III. Для грамотного письма необходимо хорошо знать, как образуются слова, уметь правильно выделять в них морфемы. Безошибочное написание частей (форм) слова (морфем) – показатель знаний о языке. Таким образом, А. И. Тихонов абсолютно верно утверждал: «Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания».
    45
    Сочинение Чтобы грамотно писать, нужно хорошо знать словообразование и морфемику. Основным из принципов русской орфографии является морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний. Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней, приставок, не изменяющихся на письме, и окончаний.
    46
    В тексте К. Г. Паустовского много слов, приставки в которых, согласно морфологическому принципу, всегда пишутся одинаково: проводил (предложение 1), сделал (7),показался (23) и т. д. В предложениях 2 и 31 неоходимо правильно подобрать проверочное слово, иначе получатся совершенно не те слова, которые нужны для верного прочтения текста: л Еса (л Ес), а если напишем «л Иса», речь пойдёт о пушистом зверьке. В 31-ом предложении при написании слова «ст Ояли» используется проверочное слово «ст Ой», напишем «ст Аяли», получится, что «ночи ст Аяли», то есть исчезли, прошли, растаяли. Для правильного применения этой орфограммы нам нужны подобрать однокоренное слово.
    47
    Итак, для грамотного письма необходимо хорошо знать, как образуются слова, уметь правильно выделять в них морфемы. Безошибочное написание частей слова (морфем) – показатель знаний о языке. Таким образом, А. И. Тихонов абсолютно верно утверждал: «Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания».
    48

  2. Учебное сообщение на тему:Словообразование как наука.
    Выполнил:Чиркин Кирилл.
    Г.Минск сш.№6 6«а» класс
    2006-11-19
    Тема моегоучебного сообщения — «Словообразование как наука». Это
    Научный терминрусского языка, который изучает процесс образования, складывания слов иззначимых частей, значения идущие от основы слова ( то есть корней, суффиксов иприставок), изучается лексегологией и словообразованием. Значениями окончанийзанимается морфология. Морфологией называют науку о формах (по-гречески морфэи есть форма) слов, об их способности изменяться, например, склоняясь илиспрягаясь.
    А теперь рассмотрим способы словообразования.
    1. Суффиксальный — суффикс присоединяется к основепроизводящего слова. Например: школа — школьник, дом — домик,   речка — реченька.
    2. Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову. Например:играть — поиграть, бегать — выбегать, бить — разбить.
    3.Постфиксальный — постфикс присоединяется к целому производящему слову. Например:  смотреть — смотреться, учить — учиться,ссорить — ссориться.
    4.Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются  к основе  производящего слова. Например: река — заречный, город –  пригородный, море — приморский, кровать — прикроватная.
    5.Приставочно-постфиксальный — приставка и постфикс одновременно присоединяются к целому слову.Например: мыть — помыться, любить — влюбиться.
    6.Суффиксально — постфиксальный — суффикс и постфикс одновременноприсоединяются к основе слова. К примеру: ветвь — ветвиться, красота — красоваться.
    7.Переход из одной части речив  другую — перейдя из одной части речи вдругую слово меняет свои морфологические и синтаксические свойства: становитьсядругой частью речи и другим членом предложения. Например: диспетчерская (прил.)- диспетчерская (сущ.).
    8.Слияниенескольких слов — слово образуется путём слияния целых слов, составляющихсловосочетание. Например: радио, станция — радиостанция; зерно, сушка — зерносушка; кино, театр — кинотеатр.
    9.Сложение — соединительная морфема, которая объединяет основу слова и целое слово.Например: вагон, ресторан: вагон-ресторан; юг, восток: темный, зеленый — тёмно-зелёный.
    10.Сложениев сочетании с суффиксальным способом — слово образуется путём сложениянескольких слов с одновременным присоединением суффикса. Например: железнаядорога — железнодорожный, сто лет — столетний, пять лет — пятилетний.
    11.Сложениесокращённых основ — слово образуется путём сложения части основы ицелого слова, частей основ нескольких слов, начальных букв слов, начальныхзвуков слов. Например: сельпо — сельское почтовое отделение, сбербанк — сберегательный банк, универмаг — универсальный магазин, АТС — автоматическаятелефонная станция, ГАИ- государственная авто инспекция, юрфак — юридическифакультет.
    Изучение способов словообразования помогаеттем, кто испытывает трудности в разборе слов по составу.
    А знаете ли «вы»что тот «кусочек», который присоединяется к исходному слову ипревращает его в производное, и называется Д Е Р ИВ А Т О Р. Следовательнодериватор — тот, кто производит, производитель. В нашем случае дериватор — это помощник в производстве новых слов. Примеры: фонарь + ик — фонарик, по + гулять — погулять, при + ставить — приставить.
    В своём учебном сообщении я раскрыл секретсловообразования.
    Город + при — пригород + н — пригородный. Такие словообразовательные цепочкиможно строить двумя способами: от простого к сложному и наоборот. Например: отпростого к сложному и наоборот. Пример: горняцкий — к получиться горняк — якполучиться: гора. Занимательной частью русского языка является игра«Волшебные квадраты»
    Придуманная учёным М.ВПановым.
    ИТАЛЬЯНЕЦ — ИСПАНЕЦ
    |                                     |
    |                                     |
    ИТАЛЬЯНКА ——–  ИСПАНКА
    Вспомним, что у квадрата всестороны равны. А у волшебного квадрата? А в нашем случаи в верхней строчкестоит название жителя страны, а в нижней название жительницы. Значит, равенствосторон нашего квадрата стоит в одинаковом смысловом преращении:верхняя строка он, нижняя — она. Зная и изучая способы словообразования нашязык становится богаче.

  3. Глагол — самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения. Семантическая структура глагола более емкая и гибкая, чем все другие грамматические категории. Это свойство глагола зависит от особенностей его грамматического строя. Глагол семантически характеризуется тем, что обозначает действие (процесс) в его отношении к лицу или предмету, которыми это действие осуществляется. Важнейшей синтаксической ролью глагола является то, что он выступает сказуемым; наиболее типичные глагольные формы и употребляются только как сказуемое. Глагольные формы, сближающиеся с другими частями речи, могут быть другими членами предложения: подлежащим, дополнением, обстоятельством. Глагол располагает наиболее разнообразным управлением. Глагол обладает многочисленными грамматическими категориями, большая часть которых тесно связана с его семантикой и принадлежит только ему. Таковы категории лиц, выражающие отношение действия к деятелю; времен, указывающие, как протекает действие во времени; наклонений, устанавливающие отношение действия к реальности; видов, детализирующие протекание действия в отношении к его ограничению, результату, повторности; залогов, выражающие отношение действия к субъекту и объекту. Категории числа, а также рода у глагола являются общими с другими частями речи и обычно, как у прилагательных, служат средством согласования с существительным. Глагол располагает разветвленной системой форм, имея изменения по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. Для словообразования глагола характерно широкое использование приставок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *