Литература 5 класс сочинение на тему

9 вариантов

  1. ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
    Приключения Герды в поисках Кая

    Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена по­беждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его ска­зок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозмож­ные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обре­тают множество друзей, разрушают злые чары и выходят по­бедителями.
    Мне очень нравится сказка “Снежная королева”, в ко­торой маленькая девочка Герда борется за освобожде­ние своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.
    Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приклю­чений, но она упорно продолжает искать своего друга, отваж­но идя навстречу опасностям.
    Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде не нужен этот спокойный сказочный мирок, она идет дальше, попадая в зимнюю стужу в летней одежде.
    По дороге Герда повстречала доброго ворона, который по­мог ей попасть во дворец, где, вполне возможно, обитает Кай. Но и во дворце Герду настигает разочарование — женихом невесты оказался не ее названый брат. Герда делится с прин­цессой своими печалями. Принцесса искренне хочет помочь Герде, предлагая ей богатства. Но Герду сердце зовет дальше в дорогу, поэтому принцесса распорядилась выдать Герде теп­лую шубку, муфту, шапочку, лошадей и золотую карету, и Герда снова отправляется в путь.
    Когда Герда едет через лес, на карету нападают разбойни­ки. У Герды отбирают все, что ей подарила принцесса. Не­обузданная маленькая разбойница, дочь атаманши, выслуша­ла печальную историю Герды. Она никогда не знала о такой любви и верности и отпускает Герду, отдав ей своего лНо зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении юбимо­го оленя, который сможет доставить девочку в царство Снеж­ной королевы.
    Еще долго путешествует Герда, ее силы постепенно исся­кают, северные жители вовремя поддержали девочку с серд­цем, полным любви и надежды.
    В конце пути Герда попадает в царство Снежной короле­вы. Увидев равнодушного и холодного Кая, она бросилась к нему и горько заплакала. Отчаянные, горячие слезы растопи­ли кусочек льда в сердце мальчика, и Снежная королева по­теряла силу и власть над детьми. Счастливые Герда и Кай возвратились домой.
    Только стойкость и верность помогли Герде выдержать все испытания, через которые ей пришлось пройти, а самоот­верженная любовь помогла вернуть Кая к нормальной, пол­ноценной жизни.

  2. Дорогие друзья!
    Эта книга включает в себя варианты сочинений по литературе для 5-го класса. Произведения, отобранные для анализа, и темы сочинений соответствуют школьной программе по литературе.
    Данная книга может быть использована при работе со всеми существующими учебниками по всем выбранным школой учебным программам.
    Книга поможет учащимся понимать замысел автора, анализировать как стихотворное произведение, так и прозу. На предложенной нами основе дети смогут формулировать свои мысли, делиться впечатлениями от прочитанного, писать собственные сочинения.
    Опираясь на нашу книгу, ученики легко выполнят письменные и устные творческие задания по литературе.
    Желаем удачи!
    Содержание:
    Моя любимая басня И. А. Крылова 1
    Что погубило героя баллады В. А. Жуковского “Кубок” 1
    Добро и зло в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” 2
    Патриотизм стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино” 2
    Тема свободы в сказке В. М. Гаршина “Attalea princeps” 2
    Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Заколдованное место” 2
    Образ русской женщины в отрывке из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” (“Есть женщины в русских селеньях…”) 3
    Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму” 3
    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник” 3
    Последний бой Пети Ростова – героя романа Л. Н. Толстого “Война и мир” 4
    Комическое и трагическое в рассказе А. П. Чехова “Хирургия” 4
    Образ лета в стихотворении И. С. Никитина “Утро” 4
    Образ осени в стихотворении Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” 5
    Образ зимы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимний вечер” 5
    Образ весны в стихотворении А. А. Фета “Весенний дождь” 5
    Изображение крестьянской жизни в стихотворении А. В. Кольцова “Косарь” 5
    Роль “дурного общества” в жизни Васи – героя повести В. Г. Короленко “Дети подземелья” 6
    “Тапёр” – рождественский рассказ А. И. Куприна 6
    Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Тёплый хлеб” 6
    Тема труда в рассказе А. П. Платонова “Никита” 7
    Почему выжил в тайге Васютка – герой рассказа В. П. Астафьева 7
    Изображение Великой Отечественной войны в стихотворении К. М. Симонова “Майор привёз мальчишку на лафете…” 7
    Воспоминания о детстве в стихотворении И. А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер…” 7
    Список использованной литературы 7

    Ольга Ушакова
    Готовые сочинения по литературе. 5 класс

    Дорогие друзья!
    Эта книга включает в себя варианты сочинений по литературе для 5-го класса. Произведения, отобранные для анализа, и темы сочинений соответствуют школьной программе по литературе.
    Данная книга может быть использована при работе со всеми существующими учебниками по всем выбранным школой учебным программам.
    Книга поможет учащимся понимать замысел автора, анализировать как стихотворное произведение, так и прозу. На предложенной нами основе дети смогут формулировать свои мысли, делиться впечатлениями от прочитанного, писать собственные сочинения.
    Опираясь на нашу книгу, ученики легко выполнят письменные и устные творческие задания по литературе.
    Желаем удачи!

    Моя любимая басня И. А. Крылова

    Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество.
    Сократ
    Из басен Ивана Андреевича Крылова больше всего мне нравится басня “Свинья под Дубом”. В ней автор высмеивает невежество, глупость, эгоизм, неблагодарность, лень.
    Все эти человеческие недостатки и пороки воплощены в образе главного героя басни – Свиньи. Всё, что нужно Свинье, – жёлуди. Но она не понимает даже того, что их даёт ей Дуб, корни которого Свинья подрывает. Её эгоизм Крылову помогают передать такие слова: “наелась желудей досыта, до отвала”, “наевшись, выспалась под ним”, “жирею”. Свинье всё безразлично, даже то, что она губит дерево, которое даёт ей пищу:
    “Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
    Ничуть меня то не тревожит;
    В нём проку мало вижу я;
    Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
    Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею”.
    Противопоставлением образу Свиньи является образ Ворона, который олицетворяет воспитанность, знания.
    Ещё один герой басни – Дуб – называет Свинью “неблагодарной”. Ведь она питается благодаря Дубу, спит под ним, однако не только не благодарит его за это, но и подрывает его корни!
    Читая басню, мы понимаем, что её герои не случайно наделены человеческими чертами, ведь в действительности Свинья, Ворон и Дуб не умеют разговаривать. Используя приём аллегории, через образы животных Крылов высмеивает человеческие недостатки. Так, Свинья – это олицетворение невежества.
    Мораль басни заключается в следующих строках:
    Невежда также в ослепленье
    Бранит науки и ученье,
    И все учёные труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
    С героем басни – Свиньёй – Крылов сравнивает людей, которые не замечают даже очевидного, не ценят того, что даёт им природа, не стремятся к знаниям. Из-за своей ограниченности такие люди не понимают, что всё окружающее их – это “плоды” природы и знаний, которыми они неблагодарно пользуются.
    Мне нравятся басни Крылова, потому что, обличая в них людские пороки, автор призывает людей стать лучше. Его произведения не потеряли свою значимость и сегодня.

    Что погубило героя баллады В. А. Жуковского “Кубок”

    Жестокость не может быть спутницей доблести.
    М. Сервантес
    Название баллады Василия Андреевича Жуковского “Кубок” символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. Баллада начинается со слов царя, которые звучат как вызов:
    Кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой,
    В ту бездну прыгнет с вершины?
    Бросаю мой кубок туда золотой:
    Кто сыщет во тьме глубины
    Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
    Тому он и будет наградой победной.
    Кажется, что царь сам не верит в возможность такого “подвига опасного”. Не верят в это даже смелые рыцари, которые “недвижно стоят”, когда царь уже в третий раз произносит эти слова.
    Молодой паж бросается в морскую пучину за кубком. Жуковский восхищается смелостью, красотой, молодостью этого героя, называя его “красавцем отважным”. Именно молодостью можно объяснить такой отчаянный поступок. Паж хотел отличиться, стать героем, получить золотой кубок и руку царевны.
    Интересно описание схватки юноши с морем. Кажется, что и читатель, и автор, и герои баллады вместе переживают за пажа и не верят в его спасение:
    И бездна таинственно зев свой закрыла:
    Его не спасёт никакая уж сила.
    Образы моря и его “страшных жильцов” передают весь ужас, который испытал юноша. Эпитеты, использованные Жуковским, также нагнетают страх:
    …В пучину бездонной, зияющей мглы
    Он бросил свой кубок златой.
    На удивление всем, паж выжил и достал кубок: “Спас душу живую красавец отважный”. Не случайно автор употребил слово “душа” – этим он противопоставляет пажа царю. Мы понимаем, что такой царь ни с кем не будет делить престол и не отдаст дочь простому пажу. Но одурманенный славой юноша не осознаёт этого: “…И в сладость была для него та награда”.
    Образ царя наполнен жестокостью и безжалостностью. Интересно, что его дочь наоборот проявляет к пажу сострадание и жалость. Но даже её смелая просьба не останавливает царя:
    …Краснея, царю говорит:
    Довольно, родитель, его пощади!..
    Вместе с царевной Жуковский жалеет юношу, но одновременно он и осуждает его безумный поступок. Исполняя капризы царя, молодой паж неоправданно рискует собственной жизнью:
    Тогда, неописанной радостью полный,
    На жизнь и погибель он кинулся в волны…
    Выиграв схватку с морем, герой проиграл схватку с коварством царя. “В нём жизнью небесной душа зажжена…”, – так пишет автор о молодом юноше. Но царь безжалостно потушил этот огонь жизни “волной за волною”.

  3. Сочинение «Если бы у меня была волшебная палочка»
    Сочинение «Если бы я был директором школы», 5 класс
    Сочинение «Жилин и Костылин – разные судьбы»
    Сочинение «Как я провёл зимние каникулы?»
    Сочинение «Кем я хочу стать?»
    Сочинение «Моё домашнее животное»
    Сочинение «Моё любимое животное – кошка»
    Сочинение «Моё любимое животное – собака»
    Сочинение «Моё хобби», 5 класс
    Сочинение «Мой друг»
    Сочинение «Мой лучший друг»
    Сочинение «Мой характер»
    Сочинение «Моя любимая книга»
    Сочинение «Моя мечта»
    Сочинение на тему «Бездомные животные»
    Сочинение на тему «В дурном обществе», 5 класс
    Сочинение на тему «Весна пришла»
    Сочинение на тему «Воскресная прогулка», 5 класс
    Сочинение на тему «Дни недели рассказывают о себе», 5 класс (маленькое)
    Сочинение на тему «Дружба», примеры из литературы
    Сочинение на тему «Если бы у меня была волшебная палочка»
    Сочинение на тему «Если бы я был директором школы»
    Сочинение на тему «Если бы я был президентом»
    Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс
    Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы», 5 класс
    Сочинение на тему «Зачем человеку нужен язык», 5 класс
    Сочинение на тему «Зачем я изучаю русский язык», 5 класс
    Сочинение на тему «Зимняя сказка»
    Сочинение на тему «Именно в труде и только в труде велик человек»
    Сочинение на тему «Интересный случай из моей жизни»
    Сочинение на тему «Как я провела летние каникулы» (для девочек)
    Сочинение на тему «Как я провёл летние каникулы»
    Сочинение на тему «Как я провёл лето», 5 класс
    Сочинение на тему «Какой бы я хотел оставить след на Земле?», 5 класс
    Сочинение на тему «Какой должна быть школьная перемена и почему»
    Сочинение на тему «Кем бы я хотел стать и почему?», 5 класс
    Сочинение на тему «Легко ли быть подростком 21 века?»
    Сочинение на тему «Летние радости»
    Сочинение на тему «Летние радости», 5 класс
    Сочинение на тему «Любимый день недели»
    Сочинение на тему «Моё любимое животное – кошка»
    Сочинение на тему «Моё любимое животное – собака»
    Сочинение на тему «Моё хобби»
    Сочинение на тему «Моё хобби – рисование»
    Сочинение на тему «Мой друг»
    Сочинение на тему «Мой любимый герой»
    Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс
    Сочинение на тему «Мой любимый литературный герой»
    Сочинение на тему «Мой любимый предмет»
    Сочинение на тему «Мой любимый урок»
    Сочинение на тему «Мой любимый учитель»
    Сочинение на тему «Мой характер»
    Сочинение на тему «Моя будущая профессия»
    Сочинение на тему «Моя будущая профессия – врач»
    Сочинение «Моя будущая профессия – журналист»
    Сочинение на тему «Моя будущая профессия – парикмахер»
    Сочинение на тему «Моя будущая профессия – учитель»
    Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс
    Сочинение на тему «Моя любимая сказка», 5 класс
    Сочинение на тему «Моя мечта»
    Сочинение на тему «Путешествие»
    Сочинение на тему «Путь Васи к правде и добру», 5 класс
    Сочинение на тему «Чем я больше всего люблю заниматься и почему?», 5 класс
    Сочинение на тему «Что нельзя купить?», 5 класс
    Сочинение на тему «Юбилеи российских писателей»
    Сочинение на тему «Я – гражданин России»
    Сочинение-описание друга
    Сочинение «Памятный день летних каникул», 5 класс
    Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение», 5 класс
    Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь», 5 класс
    Сочинение по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
    Сочинение по картине Комарова «Наводнение», 5 класс
    Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине», 5 класс
    Сочинение по картине Куинджи «Берёзовая роща», 5 класс
    Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку», 5 класс (Попович)
    Сочинение по картине Нисского «Февраль. Подмосковье», 5 класс
    Сочинение по картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», 5 класс
    Сочинение по картине Пластова «Летом», 5 класс
    Сочинение по картине Поповича «Не взяли на рыбалку», 5 класс
    Сочинение по картине Решетникова «Мальчишки», 5 класс
    Сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство»
    Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу», 5 класс
    Сочинение по картине Юона «Русская зима», 5 класс
    Сочинение по литературе на тему «Жилин и Дина», 5 класс
    Сочинение про лучшую подругу
    Сочинение про море
    Сочинение «Только в труде велик человек»
    Что такое дружба? Сочинение-рассуждение
    Поделиться:

  4. Главная
    Олимпиада по русскому языку
    Олимпиада по литературе
    Cочинения по русскому языку и литературе
    Cочинения по русскому языку и литературе за 5 класс
    Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)
    Cочинения 5 — 11 класс
    Варианты написания сочинений на различные темы по русскому языку и литературе.
    Готовые школьные сочинения.
    Примеры сочинений
    за 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класс.
    Примеры написания сочинений школьной программы по русскому языку и литературе
    за все классы.
    Готовые сочинения по русскому языку и литературе 5 класс.
    Правильное написание сочинения -это написание собственного высказывания в виде размышления.
    Размышление передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
    В размышлениях выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме.
    С о ч и н е н и е 5 к л а с с.
    Сочинение на тему «Листопад».
    Унылая пора, очей очарованье – какие замечательно точные строчки написал Пушкин почти два столетия назад. Немного изменилось с той поры: все также осенью дни идут на убыль, все так же солнце меньше греет, а ночи становятся прохладнее.
    Осенняя природа удивительно красива, ее изумительное сочетание красного, желтого, коричневого заканчивается то бурным, то мягким шелестом падающих листьев. Как чудесно наблюдать за разными деревьями, некоторые опадают при первом похолодании, а некоторые не верят, что наступила осень и упорно ждут тепла. Но ласковое тепло придет через полгода.
    Только осенью происходит интересное природное явление: шуршащие листочки падают вниз. По дороге к земле они успевают станцевать сложный и немного печальный танец. Листья кружатся, ложатся на землю, вновь поднимаются ветром вверх, чтобы окончательно опуститься на холодный и влажный асфальт. Некоторым листьям удается долететь до верхних этажей многоэтажных домов и оттуда посмотреть на красивую осень внизу. Эта пора, когда асфальт в городе на несколько недель становится золотым. Как все недолговечное, красота золотого листопада насыщенна очаровательной грустью и предвкушением черно-белых красок зимы. Потом появляются люди в оранжевых жилетах и начинают мести улицы. Они неспешно метут, листья мягко шуршат и покорно укладываются в большие черные пакеты. Только в лесу листья некому убирать, и они лежат чудесным разноцветным ковром, создавая из года в год одеяло для зимнего леса
    Осень бывает разной. В сентябре она переливается сочными красками и радостно делится с нами своими дарами садов, полей и огородов. В октябре с его холодными ночами и бодрящими днями начинается листопад. Прогретые дневным солнышком листья желтеют, краснеют и падают. На голых ветках уже нет птиц, остались только вороны. Их грустные крики как будто говорят: осень пришла, осень пришла! Начинается период холодных дождей, после которых земля усыпана уставшими листьями и ветками. И вот наступил ноябрь, листьев уже почти не осталось. Редкие одинокие листочки крепко держатся на ветвях. Злой ветер бросает их, крутит, выворачивает, стремясь оторвать и отправить в путешествие, из которого листья уже никогда не вернутся. А потом наступает момент, когда деревья замирают в ожидании холодной зимы, но они знают, что зима закончится, и задорные воробьи возвестят о начале весны.
    Сочинение на тему «Добро и зло в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная Королева».
    Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка «Снежная Королева». Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля.
    Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. «Снежная Королева» — не исключение. Вот только герои, выступающие на той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.
    Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей.
    Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду. Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя.
    Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни.
    Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.
    Сочинение на тему «Почему нужно беречь книгу?».
    С момента создания первых книг люди относились к ним очень бережно. Книги хранили в лучших помещениях, отводили для них самые сухие места. Книги украшали золотом и драгоценными камнями, потому что книга во все времена считалась источником знаний. Она всегда занимала важное место в жизни каждого человека. Даже безграмотные люди очень трепетно обращались с книгами. Тех же, кто уничтожал книги, считали варварами. Захватив какой-нибудь город или страну, завоеватели старались уничтожить не только самых уважаемых граждан, но и книги, считая и их врагами, способными нанести вред захватчикам.
    Почему же книги нужно беречь? Наверное, многие согласятся со мной, что книга – это величайшее достояние человечества, дарующее людям знания, благополучие, процветание. Кто-то скажет, что это не так. Но вспомните, откуда черпали знания люди в древности. Конечно, из книг и манускриптов. Даже научные труды писались в виде литературных произведений. К грамотному человеку всегда относились с особым почтением. Грамотея считали отмеченным Богом. По возможности детей старались научить читать и писать.
    Особенности отдельно взятого народа складываются из его традиций, того наследия, которое народ получил от предыдущих поколений. Откуда мы черпаем опыт предков? Из книг. Люди узнавали что-то новое и старались запечатлеть это сначала в наскальных рисунках, а затем в книгах. Не будь трудов знаменитых ученых, писателей мы не знали бы своей истории. В народе про человека, не знающего своего прошлого, не ценящего опыта предков, называют Иваном, родства не помнящим. В старину это считалось самым страшным преступлением: не знать, откуда ты родом, кто были твои предки.
    Современные люди часто забывают свои корни. Занятые собой, своими проблемами, в суете повседневной жизни мы забываем остановиться и посмотреть в свое прошлое. И только книги возвращают нас к вечным человеческим ценностям таким, как любовь, сострадание, милосердие. Книги учат нас оставаться людьми. Всегда, при любых обстоятельствах не терять своего человеческого лица. Исчезнет книга – исчезнет Человек. Останутся отдельные индивидуумы, разобщенные, не имеющие понятия о великих нравственных ценностях, завещанных нам предками.
    Сочинения по русскому языку и литературе 5 класс.
    Сочинение — это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса. Это результат достижений в изучении русского языка и литературы. Свидетельство о знании текста художественного произведения, умении анализировать текст, зрелости суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения позволяет обеспечить проникновение в авторский замысел, постичь объективный смыс произведения. Главное требование к сочинению — логическая стройность изложения. Тема должна быть раскрыта четко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переход от одной мысли к другой последовательным, суждения логичны. Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.

  5. Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби. На уроках литературы и во время внеклассных бесед учитель литературы становится проводником по миру моих любимых книг. Он помогает мне понять и осознать прочитанное, интересуется моим мнением, учит формулировать свои мысли, рекомендует к прочтению некоторые из своих любимых книг, подходящих для моего возраста. Так, уроки литературы в школе помогают мне систематизировать свои знания.
    Во-вторых, на уроках литературы нас знакомят избранным кругом произведений русской классики. Эти произведения тщательно отбирались в школьную программу не одно десятилетие, они прошли проверку временем и стали общепризнанными мировыми шедеврами. На уроках мы знакомимся с историей русской словесности начиная с былин и песен, сформировавшихся на заре русского государства, и заканчивая повестями и романам, созданными в прошлом столетии. История русской литературы очень увлекает меня. Всегда интересно погрузиться в прошлое собственной страны, особенно если это – прошлое её изящной словесности. Любопытно узнавать, что волновало людей двести, триста лет назад, в каких реалиях они жили, во что верили, как и что любили, к чему стремились, ради чего жили.
    В-третьих, литература – это путешествие не только во времени, но и в пространстве. Изучаемые произведения позволяют переноситься из лесов русской глубинки в древние города, из полусказочной Малороссии «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя в меланхоличный, серый, давящий Петербург «Преступления и наказания» Достоевского. Уроки литературы – лучшие экскурсии, которые мы совершаем, не покидая пределов класса.
    В-четвертых, литература – это знакомство не только со временами и местами и их нравами, но еще и знакомство с отдельными людьми. Понятно, что их жизни разительно отличались от наших нынешних. Тем не менее, вечные проблемы человечества, которые поднимают авторы-классики в своих произведениях, потому и называются «вечными», что сохраняют свою актуальность и по сей день. Я обращаюсь к литературе за советом, за ответами на волнующие меня вопросы – и если не могу разгадать ответ самостоятельно, прибегаю к помощи отзывчивого учителя, который всегда разъясняет для меня особенно трудные места, даёт ключи к разгадкам самых сложных и неподатливых человеческих характеров.

  6. Борька не мог сам подняться. Тогда дедушка взял его на руки и понес домой. У теленка была сломана нога, а из боль­шой раны на боку текла кровь. Мы промыли и перевязали рану. А на сломанную ногу наш сосед-ветеринар наложил шину и туго забинтовал.
    Каждый день мы старательно обрабатывали рану лекар­ствами и меняли повязку. Я приносил Борьке свежую траву и поил молоком. Теленок быстро поправился. Шину мы сня­ли, рану вылечили, и теленок снова стал веселым и жизнера­достным.
    Мой день в школе
    (сочинение-повествование)
    Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает. Проходит десять минут, и коридоры наполняются веселым ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам.
    В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам о героических подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе интересно!
    На первой перемене у нас зарядка, которую проводят стар­шеклассники .
    Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый люби­мый — география. Сегодня я узнала, как нужно ориенти­роваться на местности. Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход — не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
    Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить. Свободного времени почти не оста­ется, но я рада, что день был плодотворным и я не потра­тила время зря.

  7. Сравнительная характеристика
    Остапа и
    Алдрия………………………………………………………………………………….
    59
    МИХАИЛ
    ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
    61
    Басенное
    начало в сказках
    М. Е.
    Салтыкова-Щедрина…………………………………………………………………..
    61
    ИВАН
    АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
    62
    Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе
    И. Бунина
    “Цифры”…………………………………………………………………………….
    62
    МАКСИМ
    ГОРЬКИЙ
    63
    Портрет
    бабушки в повести М. Горького
    “Детство”…………………………………..
    ………………………………………………………
    63

    I
    вариант
    ………………………………………………………………………………….
    63
    //
    вариант
    ………………………………………………………………………………..
    64
    АНДРЕЙ
    Ш1АТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
    66
    “В
    прекрасном и яростном мире”
    (сочинение-отзыв)………………………………………………………………………………
    66

    СОЧИНЕНИЯ ПО
    ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    68
    РОБЕРТ
    БЁРНС
    68
    Бедность
    не порок
    (По стихотворению Р. Бёрнса “Честная
    бедность”)………………………….. 68
    ДЖОРДЖ
    ГОРДОН БАЙРОН
    69
    Любовь к
    свободе в творчестве Дж.
    Байрона…………………………………… 69
    ИОГАНН
    ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
    70
    Человек и
    природа • •
    (По балладе И. В. Гете “Лесной
    царь”)……………………………………………… 70
    ЭДГАР
    ПО………………………………………………………………………………………….
    72
    Отзыв о
    рассказе Э. По
    “Лягушонок”………………………………………………..
    72
    ВАЛЬТЕР
    СКОТТ
    73
    Мужественные герои В. Скотта
    (По роману
    “Айвенго”)………………………………………………………………………
    73
    О.
    ГЕНРИ…………………………………………………………………………………………..
    74
    Бесценный
    дар
    (По
    рассказу О. Генри “Дары
    волхвов”)…………………………………………… 74
    ДЖЕК
    ЛОНДОН
    75
    В чем
    смысл жизни?
    (По рассказу Д. Лондона “Любовь к
    жизни”)…………………………………. 75
    ЯРОСЛАВ
    ИВАШКЕВИЧ
    77
    “Гибель
    Икара”
    (сочинение-отзыв)…………………………………………………………………..
    ДЖЕЙМС
    ОЛДРИДЖ
    78
    “Последний дюйм”
    (сочинение-отзыв)……………………………………………………………………………..
    78
    СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ
    ТЕМУ

    80
    Портрет
    моей сестры
    (сочинение-описание)……………………………………………………………………….
    80
    Дом, в
    котором я хочу жить
    (сочинение-описание)……………………………………………………………………….
    80
    Мой папа
    за работой
    (сочинение с элементами
    описания)………………………………………………..
    81
    В. Серов.
    “Девочка с персиками”
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    82
    Портрет
    А. С. Пушкина кисти О. Кипренского
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    83
    В.
    Пукирев. “Неравный брак”
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    84
    Помогите
    найти1
    (сочинение-описание,
    объявление)………………………………………………….
    85

    I
    вариант
    ……………………………………………………………………………….
    85
    II
    вариант
    ……………………………………………………………………………..
    85
    Пропала
    собака
    (объявление)………………………………………………………………………………………
    85
    Скворечник
    (сочинение-описание процесса
    труда)……………………………………………. 86
    Как пекут
    куличи
    (сочинение-описание процесса
    труда)……………………………………………. 86
    Человек,
    цивилизация, земля
    (сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………
    87
    Кем быть?
    (сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………
    88
    Как я
    познала истинную ценность вещей
    (сочинение-заметка в
    газету)…………………………………………………………….
    89
    Как мы с
    мамой отстали от поезда
    (сочинение-рассказ на основе данного
    сюжета)…………………………….. 90
    Утро в
    летнем лагере
    (сочинение-репортаж)………………………………………………………………………
    92

  8. На уроках литературы  большой интерес у учащихся 5-6 классов вызывает такой вид работы, как написание сочинения. Учащимся нравится составлять собственные высказывания на заданную тему. Создание прозаического текста  способствует развитию устной и письменной речи . Сочинение передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
    При написании сочинения выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме. Ниже приводятся работы моих учеников, созданные после изучения темы «Сказки о животных».
    Егорова Полина, 5 «Б»
    Волшебная палочка.
    Жили – были два мышонка Однажды на прогулке нашли они волшебную палочку. Мышата решили её проверить, взмахнули палочкой и попросили сыра. И тот час же на пеньке появился большой кусок сыра. Обрадовались мышата! Взяли палочку себе. Стали жить – поживать, да добра наживать.
    Однажды проснулись мышата, а палочки нет! Стали её искать. А тем временем хитрый крысёнок украл волшебную палочку себе в норку. Стал палочку трясти и сыра просить, но палочка не работает. Разозлился крысёнок и выбросил волшебную палочку. Мышата догадались, кто украл палочку, пошли к крысёнку и подобрали волшебную палочку возле дома крысёнка. Ворованная волшебная палочка не исполняла желания.
    Не бери того, что тебе не принадлежит.
    Курчанова В.5Б
    Как лиса и заяц мудрости научились.
    Встретились как-то лиса и заяц. Видит заяц, тащит лиса в своей пасти рыбу. Спрашивает заяц:
    -Где рыбу взяла? Украла ,небось ,опять!?
    -Да, у дедки с бабкой стащила. Старые, не замечают, как я рыбку-то таскаю! -с хитрой ухмылкой сказала лиса.
    -Ух, ты! А морковь у них есть?- с восхищением спросил заяц.
    -Да целая грядка!
    -Думаю, не жалко им пару-тройку будет.
    Вдруг подлетает к ним старый ворон.
    -Пару-тройку не жалко. А вот если увлечёшься, то заметят. Не хорошо это, чужое брать!
    Никто не послушал ворона. Так и разошлись по обе стороны.
    Вот как-то захотелось зайцу есть, а нечего, и вспомнил про бабку с дедкой, и пошёл к ним в огород.
    Взял заяц одну  морковку, вторую, третью…И сам не заметил, как всё съел. Видит, бабка с дедкой выходят. Увидели они, что морковь всю съели, и заплакали, загрустили.
    Стыдно стало зайцу, и пошёл он к ворону. Пока шёл он к ворону, лису встретил, и сказал, что о поступке их думает. Лисе тоже стыдно стало, и вместе они к ворону пошли.
    -Что нам делать?- спрашивают они у мудрого ворона.
    -Уже ничего,- ответил им ворон. – Впредь думать будете, прежде чем что-то делать!
    Надолго они запомнили свой урок. И прежде чем сказать  что-нибудь или сделать, как следует всё обдумывают.
    Еремина Лиля 5Б
    Кот и Мышонок
    Встретились как-то раз Кот и Мышонок. Кот уж нацелился на Мышонка, а тот заметил Кота и бежит на утёк от него. Загнал Кот Мышонка в угол, а Мышонок и говорит:
    – Не ешь меня, мне больно, лапка у меня болит.
    Знает Кот, что такое боль, у самого тоже было. Пожалел он Мышонка, и на этом подружились они и дружили так до конца своих дней.
    Ведь силен не тот, кто слабого обидел, а тот, кто помог ему и пожалел.
    Кристова Полина 5А
    Ворона и синица.
    Жили были ворона и синица.  И как то посчастливилось синице найти и украсть бусы у               барыни. Вот села она на ветку и любуется. А тут и ворона прилетела, и принесла себе и деткам сыр.    Увидела бусы и говорит : «Ой, какие бусы, да какие новые, красивые, поменяй ты мне их на мой сыр.»
    Ну думает синица: «Зачем мне бусы?» – и отдала их вороне за сыр.
    – А где ты их взяла?
    – Да там, у барыни подобрала.
    И полетела ворона за новыми драгоценностями. А синица за едой.
    И вот наступила зима. У вороны все гнездо было в драгоценностях, а у синицы было много запасов. Как то раз гуляла барыня в лесу, увидела свои драгоценности, и забрала себе. Прилетела ворона, видит – нет ничего, и пришлось ей умирать от холода, пока синица жила в тепле и сытости.
    Русакова Инна 5А
    Лисички
    Жили были две лисицы-сестрицы. Поспорили как-то они ,у кого дом лучше получится… Построили сначала из кирпича да из камня. Ходили -ходили друг к другу в гости да все завидовали. Начали перестраивать. Построили дом соломенный и из листьев. Ходили друг  к другу в гости да опять начали завидовать… В конце концов, когда наступили холода, построили они себе дома из снега да изо льда. Уж не пускали они друг друга к себе- то в гости. Так и замерзли они порознь в своих ледяных домах.

  9. Новейшие сочинения, Все темы 2015, 5-9 классы, Калугина Л.В., 2014.
    В сборник вошли образцовые сочинения по русскому языку и литературе для 5-9-х классов по основным темам, рекомендованным программой для общеобразовательных учебных заведений. Сочинения предлагаются учащимся не для списывания готового текста, а для анализа, творческой работы, критики, формирования собственного мнения, а также как лучшие авторские образцы. К каждому сочинению составлен план, на основе которого можно проследить логическую последовательность изложения, написать собственное сочинение, проявить индивидуальность. В конце сборника приведены цитаты, пословицы и крылатые выражения, которые можно использовать в качестве эпиграфа или для подтверждения своих мыслей.
    Издание будет полезно учащимся 5—9-х классов как при написании сочинений в школе, так и при подготовке к экзаменам.
    Композиция сочинения.
    Сочинение обычно состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод.
    Вступление может содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение – это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *