Макар чудра сочинение на тему любви

13 вариантов

  1. Рассказ «Макар Чудра» – романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане – свободолюбивые и непокорные. Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.
    Цыгане издревле связаны с понятиями «вольной» жизни и абсолютной свободы. Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища. Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции.
    В «Макаре Чудре» мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода. Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: «Что же важнее для человека, любовь или свобода?» И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви.
    Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет «опутать», ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: «Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю!… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь».
    Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.
    Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.
    Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: «Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня. Волю-то я люблю больше, чем тебя!».
    Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко. Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине.
    Ведь он самый лучший из цыган: «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем. Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!»
    Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: «Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган – никогда!» Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека. Они тоже видят в любви угрозу «воле».
    Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: «А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!» И результатом этого поединка будет чья-то жизнь. Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: «Я знала, что ты так сделаешь». То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них – тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями.
    Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы. Так и происходит.
    После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: «А они оба кружились во тьме ночи. Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

  2. Рассказ «Макар Чудра» – романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане – свободолюбивые и непокорные. Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.
    Цыгане издревле связаны с понятиями «вольной» жизни и абсолютной свободы. Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища. Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции.
    В «Макаре Чудре» мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода. Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: «Что же важнее для человека, любовь или свобода?» И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви.
    Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет «опутать», ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: «Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю!… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь».
    Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.
    Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.
    Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: «Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня. Волю-то я люблю больше, чем тебя!».
    Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко. Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине.
    Ведь он самый лучший из цыган: «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем. Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!»
    Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: «Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган – никогда!» Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека. Они тоже видят в любви угрозу «воле».
    Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: «А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!» И результатом этого поединка будет чья-то жизнь. Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: «Я знала, что ты так сделаешь». То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них – тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями.
    Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы. Так и происходит.
    После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: «А они оба кружились во тьме ночи. Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

  3. Рассказ «Макар Чудра» — романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане — свободолюбивые и непокорные. Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.
    Цыгане издревле связаны с понятиями «вольной» жизни и абсолютной свободы. Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища. Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции.
    В «Макаре Чудре» мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода. Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: «Что же важнее для человека, любовь или свобода?» И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви.
    Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет «опутать», ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: «Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь».
    Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.
    Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.
    Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: «Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня. Волю-то я люблю больше, чем тебя!».
    Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко. Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине.
    Ведь он самый лучший из цыган: «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем. Бывало, пойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!”
    Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: «Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган — никогда!» Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека. Они тоже видят в любви угрозу «воле».
    Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: «А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!» И результатом этого поединка будет чья-то жизнь. Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: «Я знала, что ты так сделаешь». То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них — тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями.
    Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы. Так и происходит.
    После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: «А они оба кружились во тьме ночи. Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

  4. В первом опубликованном рассказе — «Макар Чудра» легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком. В подтверждение мысли, что самым дорогим в человеке является внутреннее чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре, для которых даже узы любви были посягательством на свободу. Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей, в основе рассказа лежит иная мысль: человек не может бороться за свободу других, если сам не добился внутренней свободы.
    Между прочим, у Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя счастья другого человека: «…нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Но это уже тема легенды о Данко.
    Одним из отличительных признаков романтических рассказов Горького принято считать то, что действие в них обычно происходит среди многокрасочной и величественной природы — в Карпатах, на Дунае, в Бессарабии, в украинском Причерноморье, на Кавказе. Однако это характеризует не только цикл романтических произведений. Не менее прекрасна природа и в ряде реалистических рассказов Горького 90-х годов. Только в тех и других по-разному соотнесены природа и человек. В романтических рассказах, как правило, яркая личность гармонирует с величественной картиной природы, в реалистических — роскошные пейзажи нередко противопоставлены серой и скучной жизни обывателей или нищете тружеников. Рисуя красочные пейзажи в реалистических рассказах, писатель нередко подчеркивает, что прекрасная природа как бы тоскует по людям. Очень выразительно сказано об этом в финале рассказа «Коновалов», где тщетной попытке маленьких серых людей сковать свободу морских волн противопоставлено живое, чувствующее и многое понимающее море. Ласковое, умиротворенно смеющееся море показано в «Мальве», и этот образ естественно сливается с образом свободолюбивой красавицы Мальвы. А серенький человечек Яков сумел заметить в море только соленую воду.
    Таким образом, для Горького картины природы были важны и сами по себе — как олицетворение красоты и богатства родной земли, и как художественные символы. В, романтических рассказах символичность, условность пейзажей выступает на первый план. В них есть и некоторая декоративность, соответствующая стилю этих произведений — сказок, легенд, аллегорий.

  5. Горький Максим (Пешков Алексей Максимович) 1868-1936
    Макар Чудра
    Рассказ М. Горького “Макар Чудра” принадлежит к ранним романтическим произведениям писателя. Часто героями таких рассказов становились цыгане, в которых Горький ценил прежде всего их стремление к абсолютной свободе, страстность и врожденное чувство красоты, близость к природе. В рассказе “Макар Чудра” действие происходит на природе, которая словно наблюдает за отношениями героев и сопереживает им. В основе рассказа лежит любовный конфликт. Лойко Зобар и Радда
    полюбили друг друга страстной пламенной любовью. Но каждый из них так же сильно любил и свободу. Это стремление к воле и желание быть независимым оборачивается гордыней, которая приводит к трагедии. Завязкой любовного конфликта в рассказе является встреча героев. Они сразу заметили друг друга, но они настолько привыкли к свободе, что не захотели подчиняться чужой воле и своим чувствам. Как бы хорошо Лойко ни играл на скрипке и ни пел песни, Радда только смеялась над ним. Кульминация в их отношениях наступает тогда, когда Радда требует, чтобы гордый цыган поклонился ей в ноги, а Зобар хочет полностью подчинить
    себе Радду. Никто из них не хотел усмирить своей гордыни. Поэтому развязкой этой истории любви могла быть только смерть обоих влюбленных. Только после смерти Радды Лойко поклонился ей в ноги и вскоре последовал за ней.
    План произведения
    1. Старый цыган рассказывает автору о любви.
    2. Гордая Радда любит Лойко, но не показывает этого.
    3. Лойко Зобар убивает Радду, а ее отец – Лойко.

  6. 6
    Текст добавил: looking from the inside

    Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону.
    Прямо иди. Может, и не загинешь даром.
    Вот и все, сокол!
    М. Горький
    Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М.Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был “Макар Чудра”.
    Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно: “Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…”
    — Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть,— так считают герои этого рассказа. Никакие сокровища мира не заменят человеку свободу. В этом рассказе пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. В рассказе есть отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данило рассуждает, что “это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!”, или ответ Рады на предложение пана: “…кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?”
    Образная и яркая речь героев, прекрасная южная природа, на фоне которой происходит действие, но нет пока определенной цели у героев, ради которой они так высоко чтут свою личную свободу. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.
    Молодой Горький “размахнулся”, показал красоту и силу свободного человека, но еще не знает, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.
    А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…” Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.
    Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе “Макар Чудра”, получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.

  7. Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В девятнадцать лет Алексей Пешков пытался покончить жизнь самоубийством, а когда его спасли, совершил вторую попытку. Не имея образования, профессии, будущий писатель революции перебивался с хлеба на воду, работая батраком. Он скитался по просторам отечества в поисках новых людей, новых видов деятельности. Лишь встреча с Калюжным изменила его жизнь. Рассказ «Макар Чудра» был услышан им от этого человека. Александр Калюжный способствовал напечатанию этого рассказа. Подзаголовок рассказа гласил: «Драма из цыганской жизни».
    Всё в рассказе связано с романтическим двоемирием. Величественный пейзаж: море, степь, небо – окружает главного героя-рассказчика. А в центре он – Макар Чудра – гордый, независимый, свободный! Но так ли уж он свободен этот могучий, смелый цыган? Нет ли в его высказываниях зависимости от каких-то положений, сковывающих его сознание? Его жизнь – вечное скитание, он никогда ни к кому не привязан, он одинок – и горд этим. Его понятие о счастье отражается в его повести о трагической любви двух красивых молодых цыган.
    Лойко в его рассказе наделён не только гордой натурой, он красив, смел, отважен, никто из девушек не устоял перед его красотой и талантом обольщения. Но Радда была не менее красивой и гордой. Однако Лойко в устах Макара наделён эпитетом – удалой, в Радда – девка «чёртова», «дьявольская», «проклятая». Кажется, что виновата во всех бедах именно она. Но первая встреча этих двух цыган предопределила их будущность. В тот момент, когда Радда похвалила игру Лойко, она почти призналась в своей симпатии к молодому человеку. Но тот, по своей всегдашней привычке, решил пустить пыль в глаза, надеясь на лёгкую победу: он сказал, что сделал свою скрипку из груди молодой девушки, а струны свил из её сердца. Но не тут то было. Радда резко ответила на выпад Лойко: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок,— вот лгут люди!» С этого момента и началась их любовь-страсть, которая является образцом поединка, противостояния.
    Кто же победил? В тот момент, когда Радда отдает приказ молодому человеку, поклониться ей в ноги и поцеловать руку, она фактически обрекает себя на смерть. Возлюбленный, который подчиниться её воле, ей не нужен. Она прямо сказала, что любого бы обабила, который покорился её воле. А такие ей не нужны. «Прянул в сторону Лойко и крикнул на всю степь, как раненный в грудь». В этом крике – решение убить Радду. Не жить им друг без друга, но и подчиняться никто не хочет другому.
    Макар Чудра сочувствует обоим героям, но больше всё-таки Лойко, потому что его начало стоит на стороне мужчины, за ним, по его убеждению, право. А вот оценка героя-повествователя, который знает другую жизнь, где люди не так подчинены своей любви к свободе, где ясно, что не воля, а взаимная любовь делает человека и счастливым, и по-настоящему свободным, принимает сторону Радды. «…Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
    В мире романтических героев нет полутонов, всё максимально обострено, напряжено. На фоне красоты природы, в которой Максим Горький любит всё порывистое, беспредельное, бездонное, где игривые или сердитые волны сменяют вихрь или раскаты грома с сверкающей молнией, развиваются такие же отношения: любовь – стремительная и всепоглощающая, которая ведёт к смерти. В этом и сила и слабость цыганской натуры.

  8. Из всех рассказов М. Горького, прочитанных мной в рамках школьной программы, “Макар Чудра” оставил наиболее глубокий след в моей душе.
    Во-первых, в этом произведении меня привлекла поэтическая история любви, положенная в основу сюжета, а во-вторых, какой-то особый дух свободы, наполняющий этот рассказ. Да, безусловно, все произведения Горького этого периода (“Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Челкаш”) посвящены ярким и независимым личностям, обладающим сильными свободолюбивыми характерами. Страсть к свободе — вот что определяет и помыслы, и поступки персонажей. Но в выбранном мной рассказе оба героя отданы во власть иной, порабощающей, даже закабаляющей страсти — страсти любовной. Какое же чувство восторжествует в их душах? Каким образом разрешится конфликт между желанием любить и быть любимым и стремлением к полной свободе и независимости? Неудивительно, что финал у рассказа трагический. Однако не стоит забегать вперед.
    “Макар Чудра” построен по принципу “рассказ в рассказе”. Перед читателем — холодная осенняя ночь, сильный влажный ветер с моря, пламя костра, песня юной цыганки и рассказ старого цыгана о страстях и чувствах не менее ярких, чем огонь, не менее сильных, чем ветер. На мой взгляд, автор использует так называемую рамочную композицию, чтобы настроить читателя соответствующим образом, ведь историю Зобара и Радды можно истолковывать по-разному. Какую же точку зрения предлагает Горький своему читателю?
    Проанализируем начало рассказа. Действие происходит ночью, в густой мгле, под жалобный вой ветра: рассказчик (очевидец и косвенный участник описываемых событий), лежа в “сильной, красивой позе”, пасет коней, символизирующих стремительность и свободу. Рассказ Чудры звучит осенней беззвездной ночью, а осень с ее холодными ветрами и увядающей природой — загадочный период, не поддающийся логическому объяснению, равно как и финал любовной истории Радды и Зобара, который является неожиданным для читателя, настроившегося на идиллию.
    Читатель-обыватель склонен осуждать чрезмерную гордость девушки и жестокость парня. Он просчитывает в уме много вариантов завершения этой истории: Зобар отказывает Радде в ее просьбе, и они расходятся; Зобар соглашается, и дело заканчивается свадьбой. Но возможен ли другой вариант развязки, не тот, о котором говорится в легенде? Присмотримся к главным героям.
    Оба они — молодые цыгане, с молоком матери впитавшие дух вольной жизни. Автор характеризует их отдельными поэтическими фразами: красоту Радды “можно было бы на скрипке сыграть”, Зобар “сердце бы вырвал из груди и отдал… лишь бы (ей) от этого хорошо было”.
    Подобного рода характеристика — не только дань жанру легенды. Она позволяет читателю вникнуть в суть рисуемых писателем образов. Едва прочитав эти слова, мы уже видим перед собой героев как реально существующих людей. И понимаем, что свободолюбивая, гордая Рама просто не может уйти с богатым паном, купившись на звон золота, а Зобар — не украсть понравившегося ему коня, хоть того и охраняет полк солдат.
    Для этих героев невозможность сделать то, что требует душа, необходимость переступить через себя, сделав что-нибудь против воли, равносильны долгой и мучительной смерти, потому что свобода — их сущность, их дух.
    И два этих человека встречаются, “коса находит на камень”. Тут я хочу сделать маленькое отступление. Говорят, что любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Но разве может Радда подчиниться Зобару, став его женой? А вот Зобар…
    Впрочем, разве это подчинение? Ведь поцеловав руку Радды, он убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода (Радда ему его не оставила, а ей, в свою очередь, выбора не оставила любовь к свободе), в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Хотя, по моему мнению, это гораздо гуманнее (как ни парадоксально звучит), чем оставить Зобара жить на свете без любимой.
    Радда же не зря умирает со словами: “Я знала, что ты так сделаешь!”. Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее.
    Мораль этой истории автор влагает в уста Макара Чудры: “иди своим путем, не сворачивай в сторону…”.
    Оба они — Зобар и Радда — шли своим путем, не изменяя себе, и их имена навеки останутся в памяти людей. Это неудивительно — ведь М. Горький, великий писатель, был прежде всего великим человеком, сильным и справедливым, поэтому его произведения читали, читают и будут читать.

  9. 1. Романтические рассказы М. Горького.
    2. Композиция рассказа, сюжет, герои, конфликт.
    3. Разрешение конфликта. Авторская позиция.
    Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол!
    М. Горький
    Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма «нового этапа». В одном ряду стоят его революционно-романтические «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Их яркие герои наделены основной чертой — страстью к свободе. Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость.
    Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. «Макар Чудра» был первым опубликованным рассказом М. Горького. Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой. Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу.
    Рассказ построен необычно — автор использует рамочную композицию, это так называемый «рассказ в рассказе». Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный. Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры.
    Герои Горького — это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни—в свободе. Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, «говор морской волны веселит ему сердце». Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее. Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска. Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую «как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода для него — самая большая ценность на свете.
    Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго — у него не было ничего заветного и он ничего не боялся. Вот как характеризует его Макар Чудра: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его».
    Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться. Вот что говорит Радда Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом». Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане — настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти. Однако жесто-косердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь. Почему так ведет себя «дьявольская девка» Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти. Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство.
    Как относятся к происходящему цыгане? Им «даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке — пусть эта девка и Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно». Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен. Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а потом становится перед мертвой девушкой на колени. Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя. Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко.
    Пейзаж в рассказе передает чувства героев — «море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган». Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра — эти зарисовки выглядят как обрамление легенды. Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы. Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи.
    История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека. По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни. Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.

  10. 1. Романтические рассказы М. Горького.
    2. Композиция рассказа, сюжет, герои, конфликт.
    3. Разрешение конфликта. Авторская позиция.
    Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол!
    М. Горький
    Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма «нового этапа». В одном ряду стоят его революционно-романтические «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Их яркие герои наделены основной чертой — страстью к свободе. Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость.
    Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. «Макар Чудра» был первым опубликованным рассказом М. Горького. Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой. Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу.
    Рассказ построен необычно — автор использует рамочную композицию, это так называемый «рассказ в рассказе». Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный. Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры.
    Герои Горького — это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни—в свободе. Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, «говор морской волны веселит ему сердце». Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее. Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска. Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую «как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода для него — самая большая ценность на свете.
    Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго — у него не было ничего заветного и он ничего не боялся. Вот как характеризует его Макар Чудра: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его».
    Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться. Вот что говорит Радда Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом». Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане — настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти. Однако жесто-косердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь. Почему так ведет себя «дьявольская девка» Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти. Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство.
    Как относятся к происходящему цыгане? Им «даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке — пусть эта девка и Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно». Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен. Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а потом становится перед мертвой девушкой на колени. Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя. Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко.
    Пейзаж в рассказе передает чувства героев — «море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган». Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра — эти зарисовки выглядят как обрамление легенды. Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы. Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи.
    История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека. По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни. Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.

  11. Идешь ты, ну и
    иди своим путем, не сворачивая в сторону.
    Прямо иди.
    Может, и не загинешь даром.
    Вот и все,
    сокол! М. Горький
    Сплав
    романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М.Горький,
    явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким
    произведением, с которым Горький вошел в литературу, был “Макар Чудра”.
    Небольшой по
    объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей:
    прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о
    жизни поражают глубиной и простотой одновременно: “Разве ты сам — не жизнь?
    Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты
    кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…”  — Единственная ценность на земле — свобода,
    ради нее стоит жить и умереть,— так считают герои этого рассказа. Никакие
    сокровища мира не заменят человеку свободу. В этом рассказе пока только намечен
    автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является
    самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. В рассказе есть
    отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данило
    рассуждает, что “это только паны продают все, от своих свиней до своей совести,
    а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!”, или ответ Рады на предложение пана:
    “…кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?”  Образная и яркая речь героев, прекрасная
    южная природа, на фоне которой происходит действие, но нет пока определенной
    цели у героев, ради которой они так высоко чтут свою личную свободу. Это скорее
    индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.
    Молодой Горький
    “размахнулся”, показал красоту и силу свободного человека, но еще не знает,
    куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и
    зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только
    путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. “Никогда я никого не
    любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю
    больше, чем тебя.
    А без тебя мне
    не жить, как не жить и тебе без меня…” Здесь каждый из героев хочет доказать
    свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее
    игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут
    прекрасными, молодыми и несломленными.
    Горький
    продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного
    человека, только намеченный в рассказе “Макар Чудра”, получает новый и глубокий
    смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный
    порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою
    Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннем
    творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его
    самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  12. Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону.
    Прямо иди. Может, и не загинешь даром.
    Вот и все, сокол! М. Горький
    Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М.Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был “Макар Чудра”.
    Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно: “Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…”
    — Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть,— так считают герои этого рассказа. Никакие сокровища мира не заменят человеку свободу. В этом рассказе пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. В рассказе есть отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данило рассуждает, что “это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!”, или ответ Рады на предложение пана: “…кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?”
    Образная и яркая речь героев, прекрасная южная природа, на фоне которой происходит действие, но нет пока определенной цели у героев, ради которой они так высоко чтут свою личную свободу. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.
    Молодой Горький “размахнулся”, показал красоту и силу свободного человека, но еще не знает, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.
    А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…” Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.
    Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе “Макар Чудра”, получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *