Мастер и маргарита сочинение на тему добро и зло в романе

12 вариантов

  1. Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
    Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с
    добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет
    волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
    “Мастер и Маргарита” — одна из ключевых, автор показывает читателям эту
    вечную борьбу добра и зла. «Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге
    описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события
    библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
    Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги. Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом
    Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в
    том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.
    Булгаков недаром пишет, что он “вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
    Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих
    качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами
    и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно
    определяет “кто есть кто”: Степа Лиходеев, известный человек в культурном
    мире Москвы, – бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой-
    взяточник; Фокин, буфетчик “Варьете”,- вор; барон Майгель, служащий одной
    из контор, – доносчик, а “тщательно маскирующийся под пролетария” поэт А.
    Рюхин – закоренелый лицемер В слово “добро” автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
    характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора
    идея Иешуа, что «все люди добрые”. То, что она высказывается в описании
    времени, когда жил Понтий Пилат, то есть “двенадцать тысяч лун” назад, при
    повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу
    писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже
    обладает вечностью. “Изменились ли эти горожане внутренне?”–прозвучал
    вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
    “нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы”. Таким образом,
    главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает
    против людских пороков, “самым тяжким” из них считая трусость, которая
    порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры. Итак, тема добра и зла у Булгакова – это проблема выбора людьми
    принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и
    его свита, – воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает
    только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и
    соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к
    самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней
    любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя – идеал.
    Мастер – тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков
    общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о
    котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный
    роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.
    Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно,
    еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
    Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
    порождают зло. Евгений

  2. 2
    Текст добавил: Популярный Ютубер

    Автор переносит нас во времена прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который имел четкое мнение: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. И вдруг появляется Иешуа, его мысли в корне расходятся с постулатами Понтия. Он считает, что не бывает злых людей, такими они становятся из-за того, что не счастливы. Прокуратору симпатизирует этот человек, но он не может смириться с тем, что кто-то может ему противоречить. В результате Иешуа казнен, казнен человек, несший людям добро и свет. Независимость этого персонажа приводит в восторг, он и после смерти остается верен себе, той истине добра и любви, проповедником которых он и был.
    Но Понтий Пилат не обретает спокойствия, скорее даже наоборот, он жалкий трус, который наказан за свой поступок бессмертием и вечными муками совести. Хотя Иешуа его прощает. Этот персонаж в романе – отображение нравственной силы, к которой нужно стремиться. И люди верят в Христа, стремятся к добру, ведь он ушел из жизни, но оставил ростки своей веры. Они бессмертны. Их не вырвать.
    Мастер понял свое предназначение – он должен написать роман о Христе, мыслящей личности, которая даже через страдания несет людям свет и добро. За эту истину он дорого заплатит, потеряв всякую надежду, Мастер уходит от людей в дом для душевнобольных. И там-то он обретает покой. Нам же остается его произведение, оно нетленно. Борьба добра и зла на этом не заканчивается. Из поколения в поколение люди будут искать нравственный идеал, стремиться его достичь, стать чище и лучше, поборов зло и пройдя все препятствия.

  3. Мастер и Маргарита — многогранная работа, написанная Булгаковым. Ее хочется перечитывать, раздумывая над поднятыми проблемами, где освещается тема морали, нравственности общества, тема религии, проблема семейных ценностей, а главное, в романе писатель затрагивает извечную борьбу добра и зла и это является центральной темой всего произведения. Автор показывает читателю, насколько неразделимые эти понятия, ведь для того, чтобы понять доброе начало, существует в противовес ему зло, и наоборот, чтобы распознавать зло, существует понятие добра. Как раз о добре и зле, что раскрывает автор в романе, более подробно и остановимся в нашем сочинении.

    Мастер и Маргарита тема добра

    Сколько бы не существовало человечество, вопросы доброго и злого всегда существовали. Люди постоянно пытаются разграничивать эти понятия, да только границу между ними провести непросто, поэтому эти вопросы не теряют своей актуальности. К данной проблематике обратился и Булгаков, в очередной раз пытаясь переосмыслить ее в своем романе. При этом тематика раскрывается неоднозначно. Читатель начинает понимать, что добро хоть и приносит пользу, да только зло не всегда несет в себе вред.
    Если говорить о добре, то сразу вспоминается образ Иешуа, который представляет собой доброе начало. Этот человек идет по пути добра и считает добрыми окружающих. Мало того, мы замечаем доброе начало даже в Понтии Пилате, который приговорил к смерти Га-ноцри. Не было бы огонька добра в сердце Пилата, то и собственный приговор ему бы был безразличен. А так он начинает переживать, в нем говорит совесть, да только трусость не позволяет все изменить.
    Сила добра представлена в романе и любовью двух героев. Благодаря главным героям в лице Мастера и Маргариты, автор показывает, насколько сильным бывает чувство любви, позволяющее менять мир вокруг и людей в целом.

    Зло в романе Булгакова

    Продолжая рассуждения в нашем эссе по роману Мастер и Маргарита на тему добра и зла, хочется остановиться и на второй стороне медали. Зло представлено в образе Воланда. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Он уверен, именно злое начало преобладает в душах всех людей и чтобы его разбудить не понадобится много усилий. В целом, сам Воланд не вносит зло в этот мир, он только судит. Зло идет от самого человека, поэтому с уверенностью можно сказать, что именно жители столицы и являют собой зло.

  4. Тема: – Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.
    В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла — Воланд.
    Иешуа — это воплощение чистой идеи. Он — философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», — обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.
    Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус — жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.
    Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.
    Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.
    Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.
    Поэтому Воланд в художественном мире романа — не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками.
    На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание — нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.
    Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство — самые тяжкие человеческие пороки.
    Роман «Мастер и Маргарита» — роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

  5. Но почему же сатана вызывает только улыбку и положительные эмоции? Ответом на вопрос служит эпиграф к роману, где как раз говорится, что зло совершает вечно благо. В этом романе Воланд – это вершитель судеб, он выступает за равновесие между злом и добром, пытаясь восстановить его. Однако его поступки всё равно нельзя назвать добрыми, ведь только при помощи зла он показывает людям на собственные пороки.
    Добром в романе также выступает чувство между Мастером и Маргаритой. Их любовь показывает, на что готов пойти человек, как меняется он и мир вокруг с помощью такой силы. В Москве находилась нечистая сила, появился шабаш, творилась тёмная магия. И вроде всё пошло не так, ведь это любви помогла нечистая сила. Однако любовь сама по себе есть божественный дар, что доказывает, что любовь – это проявление добра и самоотдачи.
    Роман полон не только загадок, но и ценностей. Булгаков красочно описал нечистую силу, ставя её на передний план, однако здесь всё же преобладает чистая и светлая любовь, всепоглощающая и всепрощающая. Добро выставляется в романе как сила созидания, которую ничто не может извратить или уничтожить.
    Также автор показал равновесие: добро не может существовать без зла. На фоне злодеяний, которые происходили в Москве, добро становится нужнее обществу. Об этом даже говорит сам Воланд.
    Ещё одной главной мыслью автора становится сцена с балом сатаны. То есть человек должен пройти через все ужасы, круги ада, чтобы осознать одну простую истину: любовь – это единственная дорога, которая сделает его не только счастливым, но и также повелителем собственной жизни. Он же не станет рабом, коим был прокуратор, он будет по-своему свободен.

  6. Сочинение ученицы 11 класса Макиевской Кьяры на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»
    В романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгаков поднимает множество интересных, актуальных и важных для общества проблем. В своём произведении автор задумывается о роли настоящей любви в жизни и творчестве, о храбрости и трусости, об истинных и ложных жизненных ценностях, о вере и безверии и о многих других вечных вопросах, но больше всего в романе меня заинтересовала проблема добра и зла.
    В отличие от многих других классических авторов М.А. Булгаков не проводит очевидную и четкую грань между добром и злом, подчеркивая неоднозначность данной проблемы. М.А. Булгаков наводит читателя на эту мысль ещё с самой первой страницы романа, а именно с эпиграфа, представленным цитатой из “Фауста”: “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
    Именно эта фраза замечательно характеризует образ одного из ключевых героев романа – Воланда. Воланд является булгаковской интерпретацией Сатаны, настоящим представителем зла, но можно ли утверждать, что Воланд является самым страшным злом, описанным на страницах произведения? С первых глав у читателя может создаться именно такое представление, но с каждой новой страницей и каждым новым эпизодом образ Воланда раскрывается все сильнее и сильнее. В основном из московских глав мы узнаем, что в действительности Воланд не совершает никаких жестоких злодеяний, он лишь обнажает истинный облик москвичей, срывает с них маски и демонстрирует все их главные пороки: алчность, зависть, жадность, лицемерие, жестокость и эгоизм. Автор наглядно показывает это в эпизоде сеанса чёрной магии в театре Варьете, где Воланд и его свита проводят череду своеобразных фокусов, в ходе которых открываются истинные лица москвичей. Тогда Воланд отметит: “Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”
    В то же время некоторых героев Воланд не просто проучил, а смог научить чему-то важному, повлиять на судьбу и поменять жизнь в лучшую сторону. Сразу же вспоминается история жизни поэта Ивана Бездомного. Встреча с Воландом повлекла за собой для Ивана множество бед, главной из которых стало пребывание в больнице для душевнобольных, однако именно там судьба Ивана колоссально меняется, ведь там он знакомится с Мастером. Мастер стал для Бездомного мудрым учителем, способным научить Ивана различать ложные и истинные жизненные ценности и сумевшим помочь ему выбрать верный жизненный путь.
    Также нельзя не отметить роль зла и нечистых сил в жизни Мастера и Маргариты. Ведь в конечном итоге Воланд помог влюблённым воссоединиться и обрести покой и счастье, для Мастера и Маргариты Воланд и его свита по-настоящему “совершили благо”.
    Интересен и тот факт, что и добро в понимании М.А. Булгакова не так уж однозначно. Например, если вспомнить жизненный путь Маргариты, нельзя не обратить внимание на то, что жизнь её не была праведной, ведь Маргарита не была верной женой, согласилась стать настоящей ведьмой, гневно и беспощадно отомстила литературным критикам и приняла помощь от самого Сатаны, однако несмотря на все эти факты Маргарита представляется нам исключительной и идеальной женщиной, в душе которой есть место искренней любви, милосердию и храбрости. Маргарита обладает верными взглядами на жизнь, она ценит духовность, а не что-то материальное и пустое. На страницах романа среди москвичей возможно найдётся множество порядочных семьянинов и сдержанных и интеллигентных людей, однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы считаться человеком, несущим в себе лишь добро, особенно если за маской порядочности и интеллигенции скрываются ненависть и зависть, именно поэтому Маргарита значительно сильнее располагает к себе читателя, нежели, к примеру, члены МАССОЛИТа.
    Проблема неоднозначности добра и зла также поднимается автором и на ершелаимских страницах романа. В ершелаимских главах ещё сильнее ощущается условность таких понятий, как “добрый человек” и “злой человек”. С первого взгляда может показаться, что нельзя рассуждать о доброте Понтия Пилата, ведь он не смог найти в себе смелости побороть страх перед ответственностью из-за своей должности, вследствие чего Иешуа приговорили к смертной казни. Понтий Пилат всей душой ощущал, что Иешуа невиновен, но он не смог помешать исполнению приговора. Из-за Понтия Пилата умер невиновный человек, казалось бы, как можно после этого искать что-то светлое в его душе? Но, раскаявшись, Понтий Пилат смог обрести прощение и свободу. Его неравнодушие и муки совести означали наличие света и чистоты в душе, именно поэтому Понтий Пилат все-таки  смог взойти на лунную дорогу и проследовать по ней вместе с Иешуа и своим самым дорогим земным существом – любимым псом.
    В то же время сразу хочется обратиться к образу Иуды. И на его душе лежит тяжкий грех за смерть Иешуа, разница лишь в том, что Иуда не сожалел о содеянном, в его сердце не было места милосердию и совести, ради денег он смог легко обречь человека на смерть и дальше думать о своей личной жизни, строить планы и жить спокойной и довольной жизнью. Равнодушие и жестокое хладнокровие – вот что отличает Иуду от Понтий Пилата. Именно поэтому Иуда не заслужил спасения и был лишён своей жизни.
    Таким образом, по мнению М.А. Булгакова, нельзя разделять мир на добро и зло, хороших людей и плохих. Жизнь невероятно сложна, поэтому нельзя судить о человеке, не попробовав разобраться в его характере, ничего не узнав про его судьбу и прошлое. Устами Воланда в разговоре с Левием Матвеем А.М. Булгаков выразил очень важную мысль: “Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?” М.А. Булгаков отмечает важность и зла, и добра в жизни людей, ведь одинаково в жизни важны как и свет, так и тень. Добро и зло  являются неотъемлемыми частями жизни всех людей в целом, а в отдельности – души каждого человека, но лишь сам человек способен выбрать путь, по которому ему предстоит идти. Именно поэтому М.А. Булгаков не даёт четких ответов и не внушает какую-то определенную точку зрения, в романе “Мастер и Маргарита” он лишь показывает возможные дороги на жизненном пути, а читатель самостоятельно должен сделать выводы для себя лично. Именно поэтому спустя столько лет роман “Мастер и Маргарита” остаётся таким же актуальным и интересным для людей, ведь каждый читатель способен найти и увидеть в нем часть себя, после чего он уже никогда не сможет остаться равнодушным к великому творению М.А. Булгакова.

  7. МАОУ«СОШ № 27
    с углубленным изучением отдельных предметов»
    Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Автор: Шапкина
    Виктория Дмитриевна,
    ученица 11 Б класса
    Руководитель: Субоч
    Раиса Ивановна,
    учитель русского языка,
    литературы и МХК
    Балаково
    2013
    Содержание
    Введение
    Глава 1. Добро и зло в ершалаимских главах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Глава 2. Добро и зло в московских главах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Глава 3.  Соотношение добра и зла в двух пластах романа
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    На  протяжении всей своей истории развития  люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека и в окружающем мире во многом определяло развитие как внешних, так и внутренних событий в жизни человека.
    Что же  в конечном итоге победит: добро или зло?   Можно ли  однозначно разрешить этот философский вопрос? Одним из первоисточников этой темы можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, вступающими в постоянное противодействие. На протяжении  столетий   философы, поэты и писатели, подхватив эту тему, пытались найти свой ответ на вопрос. Не стал исключением и Михаил Афанасьевич Булгаков, который,  обращаясь к вечному вопросу бытия, переосмыслил его под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века, создал многоплановый роман «Мастер и Маргарита». Произведение вошло в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Вот почему для исследования был выбран    роман  М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а темой исследования стало   соотношение добра и зла в романе.
    Актуальность  исследования подтверждается тем, что тема добра и зла, поднятая в произведении, всегда существовала в литературе и относится к вечным темам искусства. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита”.
    Цель  работы – определение соотношения  добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
    Задачи:
    проанализировать ершалаимские главы романа, выяснить,  какие герои находятся на стороне добра, а какие – на стороне зла;
    проанализировать московские главы романа, определить, кто из героев представляет добро, а кто олицетворяет зло;
    сопоставить добро и зло в двух пластах романа, выяснить соотношение этих  явлений в произведении.
    Гипотеза: предполагается в ходе исследования определить соотношение добра и зла в пользу добра.
    При исследовании использованы методы  анализа,  сравнения и обобщения.
    Объект исследования: роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    Предмет исследования:  проявления добра и зла в образной системе романа М. А. Булгакова.
    В  работе использованы работы известных литературоведов: Яновской Л.М. , Абрагама П.Р. , Соколова  Б.Е. , Петелина В.В. и др.
    Работа состоит из трех глав: первая глава посвящена выявлению образов, стоящих на сторонах добра и зла в ершалаимских главах, вторая глава – выявлению образов, олицетворяющих  добро и  зло в  московских главах романа, и третья глава определяет соотношение добра и зла в романе в целом.
    Глава 1. Добро и зло в ершалаимских главах романа
    М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    В романе «Мастер и Маргарита» писатель продолжает вечную тему  борьбы добра и зла. Причем делает это своеобразно – перед  нами появляются два романа. В одном автор описывает события 20-30-х годов ХХ века, в другом – события библейских времен. Булгаков представляет вниманию двуединое пространство. Оно состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о   Мастере. Эти романы, с одной стороны, противопоставлены друг другу, а с другой стороны, в них представлена единая история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.
    Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед нами  оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, который   пришел в мир  с учением о добре. Но его истину современники не приняли, и Иешуа был приговорен к позорной смертной казни — повешению на столбе. Именно эти образы и будут в центре исследования.
    Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа. Но писатель подчеркивает существенную разницу между своим персонажем и Христом. Иешуа не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Автор в данном случае сосредоточен на человеческой сущности Богочеловека, не отвергая и божественного его начала: в финале Иешуа представляет собой высшую божественную силу, по поручению которой Левий Матвей предстает перед Воландом с просьбой о награде Мастера покоем.
    Иешуа в романе предстает перед читателем, прежде всего, нравственно прекрасным человеком, незаслуженно пострадавшим, но  опору в самом себе и в своей истине, которой он остался верен до конца. Самое удивительное понимание добра в романе — это истина Иешуа. Он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Иешуа считает «добрым» и прокуратора, прощает его. Причем прощать настолько естественно для  Иешуа, что это не выглядит жертвой, а предстает как естественное свойство его натуры, живущей вне законов зла. Доброта и готовность к прощению – эти качества являются определяющими образ Иешуа как образ, несущий  доброе начало.
    Понтий Пилат — реальная историческая личность. Прокуратором Иудеи Понтий Пилат был в 26–36 гг. н.э. «Булгаковский Понтий Пилат значительно облагорожен по сравнению с прототипом. М. Булгаков в своем романе разворачивает глубинный евангельский сюжет сомнений, страха, и предательства Пилатом Иисуса»,[1] – отмечает Л.М. Яновская.
    Соглашаясь с этим утверждением, отметим, что в изображении
    М. Булгакова – это сложный и драматичный персонаж,  внутри которого идет борьба добра и зла. Он двойственен по своему положению. С одной стороны, является вершиной политической власти в Ершалаиме, но с другой стороны, он всего лишь чиновник кесаря, его собственные карьера и жизнь зависят от единственного слова императора.
    «Это подневольное положение порождает политическую трусость, которая называется «пилатчиной»: это –  отказ от доброй воли, совершение поступков против человеческой совести»,[2]- утверждает
    П.Р. Абрагам. Пилат не только сразу же понимает невиновность Иешуа Га-Ноцри, но и пытается его спасти, предлагая своему арестанту солгать и опровергнуть показания доносчиков. И все-таки, проявляет малодушие: из-за трусости и боязни немилости императора Тиверия,  Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Совершается непоправимая  трагическая ошибка – Иешуа  казнят. Могущество Понтия Пилата оказывается мнимым. Он трус, верный слуга кесаря. В  этом смысле он явно выразитель злого начала в романе.
    Но прокуратор пытается хотя бы частично искупить свою вину перед невинным бродячим философом. По приказу Понтия Пилата страдания Иешуа были сокращены: его пронзают копьем, чтобы сократить его мучения. Прокуратор  даже мстит за смерть Иешуа убийством Иуды, но и это не помогло ему приблизиться   к истине Иешуа.
    В.В. Петелин отмечает «два плана в развитии действия, которое отражает борьбу живущих в Пилате двух начал. И то, которое можно определить как духовный автоматизм, обретает над ним на какое-то время фатальную власть, подчиняя все его поступки, мысли и чувства. Он теряет над собой власть».[3] Сначала   видим явное падение человеческого, но потом впоследствии замечаем и возрождение в его душе человечности и сострадания, доброго начала. Понтий Пилат совершает над самим собой беспощадный суд. Он грешен.  Его душа переполнена добром и злом, ведущих между собой неотвратимую борьбу. Но внимание Булгакова привлекает не грех, а то, что за этим следует – страдание, раскаяние, искренняя боль.
    Интересно  мнение Л.М. Яновской о том, что «совершая зло под давлением обстоятельств, которым не смог противостоять, Пилат мучается из-за совершенного им зла «двенадцать тысяч лун», и то, что его совесть пробудилась, не может не вызвать к нему сочувствия».[4]
    Существует и другая оценка поступка героя. В.А. Чалмаев считает: «Даже после прощения Пилат не может освободиться от мысли о «прошлой казни», ищет подтверждение тому, что ее не было. Тем не менее, он уже неотделим от Иешуа. Он вечно будет воплощением «пилатчины», ухода от своей совести. Понтий Пилат получил свое наказание за трусость – бессмертие вечной вины».[5] Отсюда осуждение   как  естественная реакция на действия Понтия Пилата.   Однако стоит ли  торопиться с осуждением героя, ведь в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа  уходит по лунной дорожке. Мне  почему мне всё-таки ближе оценка Л.М. Яновской, которая более точно, на мой взгляд, отражающей замысел самого писателя, избегающего категоричности.
    Понтий Пилат и Иешуа ведут дискуссию о добре и зле. Иешуа верит в добро, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в неискоренимости зла в человеке. Может быть, ошибаются оба? Путь по лунной дорожке стал итогом  в споре Пилата и Иешуа, который навечно их сблизил; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.
    Итак, в ершалаимских главах романа Иешуа – носитель  добра, символ нравственной стойкости и человечности. А Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра,  потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность.  Образы  Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
    Глава 2. Добро и зло в московских главах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Изменился ли мир спустя две тысячи лет спустя? Пришло время подвести итоги. Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в области христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли московские жители внутренне, если изменились внешние обстоятельства? Какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе современное человечество с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри.
    Вторая часть романа «Мастера и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Роман о Мастере представляет собой реалистичную, конкретную и исторически достоверную «булгаковскую Москву», где время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину. Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.
    Обратимся к московским главам романа. Здесь высмеиваются и обличаются пороки, свойственные современникам писателя. В Москве, где царит несправедливость, атеизм и зло, живут Мастер и Маргарита. Именно эти образы прежде всего будут в центре исследования.
    Главный герой Мастер – появляется только в 13-й главе. Это одна из самых загадочных фигур романа. Многие исследователи, такие как
    М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин,  вполне обоснованно считают Булгакова его прообразом. У Мастера и Булгакова одна общая трагедия – трагедия непризнания. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой, как утверждает Б.В. Соколов, воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».[6] «Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой», [7] – пишет В.И. Немцев.
    Мастер – безусловно, автобиографический персонаж, но построенный с опорой на известные литературные образы, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он мало похож на человека 20-х – 30-х годов, и, по мнению В.И. Немцова, «его можно легко переместить в любой век и в любое время».[8] Это философ, мыслитель, творец, и с ним в первую очередь связана философия романа.
    У Мастера нет настоящего имени. Он  пережил непризнание, преследования в литературной среде. В своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа он выразил авторское понимание истины. Еще неопубликованный роман отвергнут критикой, и не может увидеть света в литературном мире. Необходимость веры и необходимость поиска истины, которую Мастер хотел донести до людей, оказались также отвергнуты, как и он сам. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Но в мире, где роль человека определяется исключительно его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь и творчество.
    Поверить в это даёт нам возможность один  из центральных образов в романе – образ  Маргариты. Милосердие, бесконечная любовь и беззаветная преданность любимому человеку – вот что отличает героиню. Она берет на себя активную роль в судьбе Мастера и пытается вести  борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой он отказывается.
    Героиня борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с Дьяволом. Ее участие в бале Сатаны вместе с величайшими грешниками, которые после бала превращались в прах, возвращались в небытие, совершается в потустороннем мире, где Маргарита никому не причиняет вреда и потому этот грех не требует искупления в мире реальном.
    Эта женщина избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и, в конечном счете, побеждает смерть, когда восходит со своим возлюбленным к новой  жизни, вечному покою. Воланд предоставляет им «покой» и соединяет два сердца навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода.
    Маргарита стала поэтическим образом любящей женщины, способной на самые самоотверженные поступки ради любви. Для писателя Маргарита – идеал. А Мастер – носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, отступление от борьбы за свою идею. Маргарита помогает возлюбленному, вступая  в открытую  борьбу за добро.
    В раскрытии темы добра и зла в московских главах огромную роль играет образ Воланда. Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил. Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он в самом начале романа вводит евангельскую тему, рассказывая о допросе Иешуа Пилатом. Именно Воланд определяет весь ход действия московских сцен. Внешне он напоминает дьявола. Но если традиционный «христианский» дьявол внушает зло, лжет и искушает, то в романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, который даже вызывает у читателя симпатию.  Все  действия Воланда и его свиты в Москве подчинены главным целям – встрече Мастера и Маргариты для определения их судьбы, а также возвращение рукописи романа о Понтии Пилате.
    Разоблачению московского народонаселения посвящена двенадцатая глава «Черная магия и ее разоблачение». В ней идет речь о скандальном представлении в театре Варьете. Воланда интересует «важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»[9]
    Вывод Воланда известен: человеческая природа не может так быстро перемениться, все осталось по-прежнему. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, не смогли ничего изменить в современной Москве. Такой вывод делает Булгаков.
    Были ли  прототипы у Воланда? Скорее всего,  нет, потому что сам писатель  подчеркивал в письме С. Ермолинскому: «У Воланда никаких прототипов  нет, очень прошу тебя, имей это в виду».[10]
    Изображение дьявола в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Не случайно в образе Воланда сочетается черты героев многих литературных источников. Так например,  имя Воланда и эпиграф к роману заимствованы из «Фауста» Гёте.
    Воланд наделен всезнанием. Он видит будущее и прошлое, знает мысли своих героев, их намерения и переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что он творец всего этого мира. Я согласна с мнением В.В. Петелина в том, что если «…снять всю внешнюю мишуру, все эти превращения, фантастические картины, все эти одежды, годные только для маскарада, то перед нами предстанет сам Булгаков, тонкий и ироничный».[11] Именно таким тонким и ироничным предстает передо мной
    М. А. Булгаков как автор романа.
    Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не внушает и не сеет зла, он не лжет и не искушает. «Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно»,[12] – говорит Л.М. Яновская. И я согласна с этим компетентным мнением.
    Таким образом, в московских главах романа Мастер – носитель   добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ  добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
    А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле  творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
    Глава 3. Соотношение добра и зла в двух пластах романа
    «Добро и зло» – понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. По логике вещей добро должно «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Так ли на самом деле обстоит дело в романе?
    «Мастер и Маргарита» – двойной роман. Однако, несмотря на очевидное противопоставление двух пластов романов, они образуют единое романное пространство. Даже сюжетные линии обоих пластов романа заканчиваются в одной пространственно-временной точке, где получают свое освобождение Пилат и Мастер. Сходство ситуаций и персонажей древнего и современного романов соответствует единому сюжетному завершению. И только в этом сопоставлении раскрывается замысел произведения. Ершалаим и Москва – две сценические площадки двух актов одной всечеловеческой трагедии – описаны в одном лирическом ключе.  А Воланд – ключевое  звено, связывающее два параллельно существующих мира.
    В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается и в диалектическом взаимодействии добра и зла. По Сковороде, добро не может существовать без зла, либо люди просто не будут знать, что это добро. Воланд говорит Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?».[13] Должно быть, некое равновесие между добром и злом в Москве было нарушено: чаша весов резко склонилась в сторону зла, а Воланд пришел, чтобы восстановить равновесие.
    В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добро и зло воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого по образу к Христу, и Воланда, сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия – в Москву 30-х гг. ХХ века. Воланд пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где царила ложь, несправедливость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
    На Земле должно быть равновесие добра и зла, а если люди попытаются нарушить эту гармонию, то Земля превратится в рай или ад, в зависимости от того, в какую сторону люди «склонили» свой Дом. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны, и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга.
    Дуалистическая концепция Булгакова сводилась к тому, что мир поделен между Богом и Дьяволом и что они правят миром заодно. В ранних редакциях Булгаков колебался и все-таки ставил свет выше тьмы. В последнем разговоре с мастером Воланд говорит:
    – Я получил распоряжение относительно вас…
    – Разве  вам могут велеть?
    – О   да. Велено унести вас…. [14]
    В этом варианте Бог приказывал сатане и, следовательно, отвечал за все зло мира. В окончательном виде «вина» Бога снимается, князь тьмы получает свое царство в полную власть, и былое распоряжение становится всего лишь просьбой даровать мастеру покой (однако не свет). Здесь зло следует логике парадокса Гёте: желая зла, зло все-таки (иногда) приносит благо. Эта парадоксальная роль делает тьму если не светом, то очищающим огнем.
    Нигде в романе не говорится о каком-либо «равновесии» добра и зла, света и тьмы, или о приоритете добра. Эта проблема явно определена, но окончательно не решена автором ни в пользу добра,  ни в пользу зла.
    Итак, добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла, как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную  роль,  так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
    Заключение
    В ходе проведенного исследования, проанализировав ершалаимские главы романа,  выяснено, что Иешуа – носитель  добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра,  потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность.  Образы  Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
    Определено, что в московских главах романа Мастер – носитель   добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ  добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
    А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле  творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
    Сопоставление добра и зла в  двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную  роль,  так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
    Гипотеза не нашла своего подтверждения, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.
    Список использованной литературы
    Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков. Философские науки. 1990.
    Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций. – М., 1989
    Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий / И.Белобровцева, С.Кульюс. – М., 2007.
    Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. Мастер и Маргарита. – М., 1992.
    Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993.
    Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа “Мастер и Маргарита” / Публ., вступит.ст. и коммент. В. Лосева. М., 1992.
    Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара 1991.
    Петелин В.В. Возвращение мастера: ст. о М.А. Булгакове – М., 1986.
    Соколов Б.В. «Булгаковская энциклопедия». – М., 1999.
    Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2. – 9- е изд. М., 2010
    Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1993.

  8. Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо,..
    Гете
    Вершиной творчества Михаила Афанасьевича Булгакова стал роман “Мастер и Маргарита”, в котором основную философскую линию составляет тема добра и зла, их противоборства и их взаимосвязи.
    Добро и зло.. Сколько существует мир, столько существует спор между “тьмой” и “светом”, между положительным и отрицательным началами. И все это время люди стараются разграничить эти понятия. Отделить одно от другого, противопоставить. Но потому-то и продолжается этот спор вечно, что невозможно провести границу, не существует исключительного добра и исключительного зла. Осмыслить еще раз эту проблему — в новом, неожиданном, своеобразном ключе — решился и автор романа “Мастер и Маргарита”.
    События, описанные в романе, разделены во времени и пространстве. Но они объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее. Искали эту истину библейские герои: Понтий Пилат — прокуратор Иудеи “в белом плаще с кровавым подбоем” и подсудимый Иешуа. Прокуратор ассоциируется с жестокостью и хладнокровием. Да и сам он называет себя “свирелым чудовищем”. Но Иешуа обращается к нему без злобы и страха: “Добрый человек! Поверь мне…” Ни на секунду не отступая от своих жизненных убеждений, этот смелый человек утверждает, что “…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”, что “рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Понтий Пилат приказывает казнить Иешуа, но совесть всегда будет мучить его, потому что он понимает, что Иешуа прав. Прокуратор чувствует превосходство духа нищего философа над собой, великим властителем людей. Философия угнетателя оказывается беззащитной перед высшей правдой и гармонией мира.
    Пилат поставлен перед выбором: пойти по пути зла и сохранить карьеру или отстоять добро, сохранить свою душу и совесть чистыми. Такой выбор жизнь ставит перед каждым из нас, перед всем человечеством. И ошибаются те, кто стремится избежать необходимости сделать этот выбор, потому что справедливость рано или поздно восторжествует и зло будет наказано. “Все будет правильно, на этом построен мир”., — утверждает Воланд. В романе Воланд — специалист по черной магии, то есть по злу. Именно он обладает правом наказывать людей, творящих зло. По его решению Берлиозу отрезает голову трамвай, Иван Бездомный попадает в психиатрическую клинику, Лиходеева вышвыривают из собственной квартиры, финдиректора Римского превращают в жалкого запутавшегося старика, буфетчик, торгующий “осетриной второй свежести”, умирает от рака. Воланд просвечивает человечество, словно рентгеном, раскрывая всю глубину и размеры царящего в нем зла. На его балу нескончаемой чередой проходят “короли, герцоги, кавалеры, самоубийцы, висельники, отравительницы и сводницы, тюремщики и шулера, палачи, доносчики, изгнанники, безумцы, сыщики, растлители”. И каждого из них ждет своя участь, неминуемое наказание за грехи и зло. Вражда, распри, недоверие к людям инакомыслящим, зависть и жадность господствуют в мире. И Воланд обнажает сущность всех негативных явлений в обществе, показывает в истинном свете все скрытые пороки человечества.
    Всему этому злу в современном мире пытается противостоять Мастер, трагическая судьба которого во многом пересекается с судьбой Иешуа. Мастер также подвергается великим испытаниям за попытку написать роман об Иисусе. Его единственным стремлением было напомнить людям о проповеди добра и любви. Он уверен в том, что все люди не могут стать добрыми и что им нужно прощать обиды. Мастер пока не постиг высшей правды, но его вера в то, что “рукописи не горят”, если это честные книги, дает ему право на понимание в’будущем высшей правды и гармонии мира.
    Временной интервал длиной почти в два тысячелетия разделяет события романа о Иешуа и романа о Мастере. Но проблемы, возникающие в библейском и современном мире, не меняются. Философские раздумья о добре и зле присутствуют в спорах Пилата и Иешуа и разговорах Воланда с обывателями. Таким образом, автор утверждает, что проблемы эти актуальны для любой эпохи и даже связаны друг с другом неразрывной связью.
    Воланд в романе Булгакова не вносит в мир зла, а только судит его. Зло приходит через самого человека. Точно так же только через человека приходит добро — Иешуа не вносит в мир добра, а лишь отстаивает его своим поведением. Ни Воланд, ни Иешуа не вмешиваются в дела и поступки людей. Они являются только своеобразными “индикаторами” этих поступков. Добро или зло совершают сами люди. Только люди делают этот неизбежный выбор в своей жизни. Понтий Пилат в свое время делает свой выбор, но Маргарите жаль его, она готова вмешаться в его судьбу, так же как в судьбу несчастной Фриды или в судьбу Мастера. Потому что она изначально выбрала добро. В ее сердце живет милосердие. То же милосердие руководит и женщиной в зале, которая, глядя, как Жоржу Бенгальскому отрывают голову, кричит: “Ради бога, не мучьте его!” И толпа, которая вторит ей: “Простить! Простить!”, тоже проявляет милосердие. Но такая же толпа в свое время потребовала от Пилата казни Иешуа. “Ну что же… — говорит Воланд, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних”.
    Маргарита защищает добро, но ей противостоит организованная система зла, сопротивляться которой в одиночку невозможно. Для того чтобы победить мир, который “во зле лежит”, Маргарите необходимо что-то сверхъестественное. И она заключает договор с дьяволом — становится ведьмой. Этим она искажает саму человеческую природу — но это ее плата за стремление победить в мире зла.
    Погибнуть героине не дает лишь ее самоотвержение, ее способность к предельному самопожертвованию. Она готова погубить душу, чтобы только спасти Мастера. И она спасает свою любовь. Но теперь ей предстоит пройти очищение огнем и смертью. Маргарита приносит жертву во имя любви. Мастер также жертвует собой — ради того, чтобы дать жизнь своей книге. Этим автор утверждает главную истину — свершение блага, добра невозможно без творческого участия зла, добро и зло составляют единое целое, которое и носит название “жизнь”. Они вместе образуют порядок — ту самую правильность, справедливость, о которой говорил Воланд. Вот почему Воланд и Иешуа всегда будут следовать в сознании людей рядом — как полюсы единого мироздания. Выбирая сторону Иешуа, человек заслуживает свет, на стороне Воланда — тьма. Но всех их ждет “жизнь вечная”.
    Левий Матвей, до конца следующий за Иешуа, так же вечен, как гости на балу у Воланда. Только сам человек способен отличить добро от зла, и в этом заключается его свобода и его ответственность. Но являясь властителями в своей сфере: Иешуа — в сфере добра, Воланд — в сфере зла — обе стороны способны мерить людей только своими мерками. Поэтому Иешуа никогда не осуждает зла, отстаивая добро, так же как и Воланд не борется с добром, а осуждает и высвечивает только зло.
    Создавая свое произведение, Булгаков стремился показать людям, насколько ошибочно и даже опасно недооценивать зло, точно так же, как слишком прямолинейно истолковывать взаимоотношения с добром. В таком истолковании проблемы добра и зла, как универсальных принципов бытия, с которыми имеет дело человек, автор “Мастера и Маргариты” ближе всего стоит к философии К. Г. Юнга с его предупреждением относительно необоснованного оптимизма христианской доктрины о человеке и Боге.
    Роман М. А. Булгакова удивительно сложен и многогранен. Он стоит вне пределов одной темы или одной эпохи. Он вечен, потому что вечны не только вопросы, затронутые автором — борьба добра и зла, поиски высшей истины, — но и вечна любовь, соединившая его героев. Даже человек, который не верит ни в Бога, ни в дьявола, ни в чудеса, читая произведение великого писателя, начинает остро ощущать реальность его персонажей: Воланда и Понтия Пилата, Иешуа и Мастера, Маргариты и Берлиоза и целой вереницы других, ярких, живых персонажей, которым подарил вечную жизнь гений М. Булгакова.

  9. Но ни побои, ни смертный приговор не могут заставить пропо­ведника изменить своим принципам — безграничной вере в преоб­ладание в человеке доброго начала. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он ни повел. Так, например, сборщик податей, наслушавшись его речей, «стал смягчаться… наконец, бро­сил деньги на дорогу» и пошел за философом, как верный пес. Опа­саясь силы слов Иешуа, прокуратор запрещает людям даже разгова­ривать с проповедником.
    Сила Иешуа в духовности, бескомпромиссности, в верности са­мому себе, в стремлении делать добро. Его разум и дух абсолютно свободны. Этого больше всего боятся и прокуратор, и первосвя­щенник иудейский Иосиф Кайфа.
    Прокуратор в романе не просто злодей, осудивший на казнь человека за инакомыслие. В душе он симпатизирует нищему про­поведнику и склонен скорее спасти его, чем казнить. Когда-то Пи­лат был храбрым воином, прямым и честным, умевшим ценить му­жество и отвагу. Он не преклоняется перед императором Тиберием, он служит ему верой и правдой, так как боится за свою жизнь, за свою карьеру. А «трусость — самый тяжкий порок», — неоднократ­но повторяет М. Булгаков. Прокуратор испытывает страшные муки совести: «И ночью, и при луне мне нет покоя».
    Булгаковский прокуратор не просто трус или отступник. Он и мститель, и жертва. Приказав тайно ликвидировать предателя Иуду, Понтий мстит не только за Иешуа, но и в какой-то степени за себя, так как он и сам может пострадать из-за доноса импера­тору Тиберию.
    На первый взгляд может показаться, что истинным носителем зла в романе является Воланд с его свитой. Их сатанинским про­делкам посвящена большая часть романа. Но булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая яв­ным. Автор показывает различные стороны человеческой пошлос­ти, нравственного разложения, высмеивает тех, кто отступил от добра, утратил веру в высокий идеал, стал служить не Богу, а Сата­не. Сатана не столько сбивает с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводит начистую воду и наказывает закоре­нелых грешников: берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев мога-рычей, Никифоров иванычей и др.
    Главным смыслом жизни для Мастера является поиск ответа на вопрос, что первично и что вторично — Добро или Зло? Закончив роман, Мастер приходит к выводу: «Злых людей нет на свете». Есть люди, искалеченные обстоятельствами. Имеющуюся в нихдоброту нужно освободить, но не силой власти, а силой слова. Маргарита — добрый ангел Мастера — помогает сохранитьего мудрые слова, пред­назначенные для людей. Роман «Мастер и Маргарита» — произведение не только фило­софское, но и автобиографическое. В нем отразилась трагическая судьба писателя, боровшегося за право быть самим собой, борьба с той удушливой атмосферой, которая царила не только в литератур­ной среде 20—30-х гг., но и в обществе, задавленном тиранической властью.
    Мы не можем поставить знак равенства между Иешуа и Булга­ковым. Во-первых, писателю не свойственны смирение и благочес­тивые проповеди. Во-вторых, как сатирик Булгаков больше сродни Сатане. В писателе есть черты и Иешуа, и Воланда. Булгаков — это Мастер с его сложной судьбой и возвышенной любовью.
    Но мысли Иешуа о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда… человек перейдет в цар­ство истины и справедливости…», — позиция самого писателя.
    Булгаков, как и Мастер, не смог одержать победу, но остался роман, которому суждена долгая жизнь («рукописи не горят»), и каждое новое поколение найдет в нем вечные нравственные ориен­тиры, которые указывают путь к добру, любви, милосердию.[/sms]

  10. “Мастер и Маргарита” – это яркий и неординарный роман, творение М. Булгакова, которое тот писал не один год, с 1928 – 1940 г., вкладывая душу.
    Как в любом творчестве, одной из центральных предстает тема “добра” и “зла”. Причем, нет четкого разграничения на “добрых” и “злых”, хороших и плохих… Все более тонко, пронизано намеками, более глубинным смыслом, чем может показаться на первый взгляд.
    Произведение – это роман внутри романа. Главный герой – некто “Мастер” – выигрывает в лотерею определенную сумму, что позволяет уйти из музея, жить в подвальчике и создавать роман. Герои Булгакова – это книжные персонажи, о которых пишет Мастер, а те появляются в Москве.
    Иешуа Га-Ноцри противопоставлен Воланду, олицетворяющему “зло”. Сравнивая двоих центральных персонажей, Михаил Афанасьевич рассказывает, как у каждого был покалечен один из глаз, только у Иешуа “подбит”, а у Воланда – “с червоточиной”. Этот прием позволяет достигнуть наглядного различия неодинаковой сущности обоих героев.
    Но если сатана должен предстать истинным злом, рассадником пороков, играющим на людских слабостях, по-недоброму подшучивающим над жертвами, то все не столь однозначно: нет четких границ, настолько очевидно подчеркивающих, что Воланд истинно отрицательный персонаж, – воплощение Зла. Он лишь призма, которая пропускает через себя людские пороки и позволяя те увидеть в чистом виде неискаженными, ничуть не преуменьшенными. Читатель наблюдает натуру “черного мага”, в сравнении с душами людей, где явны пороки, изъяны, человеческие слабости, доходящие до крайности. По сути Воланд, который содействует гибели Берлиоза, не так уж виновен в его смерти, сколько второй сам “наказан” за безверие и малодушие. Воланд не более, чем обличитель: он насмехается над гротескными и негармоничными чертами людей, а сам только является маркером-индикатором­, свидетельствующим о несовершенстве мироздания, показывая, как искривлены алчностью, неверием души живущих на земле. Чего только стоит та сцена в театре, когда зрители лихорадочно начинают собирать купюры?!
    Медики не верят Ивану Босому, поэтому держат писателя в больнице. Это они виноваты, в итоге, что нормальный человек не может покинуть закрытое учреждение, полагая, что “сошел с ума”. А тот лишь пытался вывести на чистую воду Воланда с его проказами, штучками, фокусами, проделками. Никто не хочет отвечать за другого!
    А Понтий Пилат показан, насколько труслив – это большой недостаток! Слышится Пилату во сне:
    Еще бы, тот симпатизировал Иешуа, не желая казнить, – напротив, пощадить… Попытки спасти не увенчались успехом: вместо одного из двух помилованных свободу подарили Варавве, вору: тот был отпущен, а Иешуа отправлен на казнь… И Пилат “со спокойной совестью” приводит в действие приговор!
    Вот, Понтий Пилат без сопротивления выполняет то, что должен, казня невинного… и понимая, что он убивает человека честного!
    Из всех Маргарита – добрый, чуткий персонаж, за любовь готовый хотя бы ведьмой стать на балу у сатаны… Просящая милости за своего Мастера.
    Воланд, в итоге, предстает способным на милостивый поступок: возвращает Мастера, дарит покой… Настоящее, истинное Зло ни на йоту не способно на добрые поступки. Поэтому зло – это не Воланд, кто проверяет на прочность людские характеры, а те, кто допускают в себе пороки, не исправляясь, поддаваясь на провокации, осуждая других. Это людские алчные души, сотрудники МАССОЛИТа и другие, подобные им.

  11. В мистическом романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» затрагивается один из вечных вопросов человечества. В мировой литературе постоянно проскальзывает эта глубокая тема – противостояние добра и зла. Поднимает ее и Михаил Афанасьевич в своем философском творении, в которое он вложил много сил, терпения и почти двенадцать лет жизни. Сам автор расценивал этот роман как послание потомкам, которое вошло в литературную историю одним из самых необычных и будоражащих сознание произведений.
    В романе исторические события тесно связаны с современной жизнью. Их объединяет одна идея, которая прослеживается на протяжении всего произведения – ожесточенное противостояние добра со злом. Это является основной проблемой, потому что ни одна из сторон не может одержать победу, и они обречены на вечное противоборство.
    Иешуа Га-Ноцри преподносится автором как воплощение добра, а Воланд – воплощение зла. Эти образы следуют с читателем на протяжении всей книги. Они противоположны друг другу по своей сути, но между ними прослеживаются и сходства во многих деталях.
    Иешуа – главный герой в произведении Мастера. Его образ несет собой истину, чистоту человеческой души и сочувствие. Он верил, что в людях преобладает свет и добро, даже смерть не смогла охладить в нем веры.
    Воланд – воплощение зла и порока. Его мировоззрение противоположно взглядам Иешуа. Он считает, что в человеке преобладает злое начало, что душа человека по своей природе эгоистична и корыстна. Однако дьявол выступал за равновесие в мире, за равность добра и зла. Собственно, его целью прибытия в Москву было восстановить то самое равновесие, которое нарушилось в сторону зла. Он и его преданная свита карали и высмеивали тех, кто отступал от добра, кто был развращён, издевались над такими людьми.
    Таким образом, Булгаков хотел донести до читателя очень важную мысль. Эта мысль заключается в том, что добро и зло неразрывно связаны друг с другом. А также, что каждый поступок подразумевает под собой ответственность, будь он плохим или хорошим.

  12. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро.
    А. П. Чехов
    Тема добра и зла волновала многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим и плохим. Как же относился к этой теме М. Булгаков? Спустя двадцать пять лет после его смерти, где-то с середины шестидесятых годов, началась бурная публикация произведений этого писателя. В течение всего нескольких лет одно за другим в свет выходят такие произведения, как «Записки юного врача» (1963 год), «Белая гвардия» (1966 год), «Мастер и Маргарита» (1966—1967 гг.). Романами Булгакова зачитывались пенсионеры и студенты, ученые и рабочие, многие цитировали отрывки его произведений наизусть. Судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм предсказания Воланда о том, что «рукописи не горят».
    Будто заранее было предсказано, что паренек, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдя через такие испытания эпохи, через войны и революции, голод и бедствия, станет мужчиной, известным драматургом, узнает вкус славы и гонения, а спустя четверть века вернется к нам своими книгами.
    «Добро и зло» — понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Своеобразие романа заключается в том, что перед нами два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой — с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей — поиском истины. Булгаков создавал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому роман стал для нас, русских, уникальнейшим документом той эпохи. И в то же время этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть даже основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
    В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-философ- ская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
    Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед прокуратором предстал человек 27 лет, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, у которого руки «связаны за спиной, под левым глазом синяк». Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастливые». Понтий сразу же убедился в невиновности арестанта, кроме того, он понял, что Иешуа обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить.
    Поэтому прокуратор задумал спасти этого таинственного человека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Однако осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кариофа за 30 сребреников предал Иешуа, представив показания, по которым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что «всякая власть — насилие над людьми», что «настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины».
    Итак, Иешуа казнен. Но почему же мучается Пон- тий Пилат? Иешуа нес людям добро, у него был высокий уровень сознания и чистая душа. Он, и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи рабства выше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, — Левий Матвей. Значит, истина, свет, добро и правда все же победили.
    События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляются сатана и его свита, Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
    Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость.
    Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит жителей города по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев — все получают по заслугам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, «он не совершает ни одного плохого деяния», но это жестоко, так как Воланд вершит правосудие, рассматривая поступки человека, а не самого человека и его внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ничего не изменилось к лучшему, так какое же это благо?
    Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.
    Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, ла- гунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой — клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где он прозревает и становится последователем и учеником Мастера.
    Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.
    На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.
    «Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать, много писать. «Рукописи не горят», — произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все в нем осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *