Матренин дом сочинение на тему дом

11 вариантов

  1. «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие». Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
    Матренин двор – воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого – обыденная жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
    Солженицын пишет о своей героине: «Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире». Родственники Матрены, опережая события, начинают делить «добро», разбирая «отдельный сруб горницы» «по ребрышкам», чтобы везти его в Черусти.
    Чувствуя себя «потерянной», испытывая тревогу за то, «чего теперь не будет», Матрена все равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями – не строителями. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Теперь же она пошла помогать тем, кто «не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить». История с разломом избы началась из-за «старого Фаддея», с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.
    Именно этот герой, с «почтенной», «величавой» внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его «руки…ухватились ломать» дом. Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то…» Но она не изменяет представлений героя о том, что «добро» – это «имущество», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо».
    Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, «замела дорогу непомерными сугробами». Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»
    В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.
    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие – старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.
    Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»
    Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли…туда же…понесло и Матрену. Что она там подсобить могла…два паровоза…тех троих расплющили…» Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов – и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».
    Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: «В плаче, заметил я, холодно- продуманный, искони-заведенный порядок». В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.
    Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: «Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей», Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и «сам возил бревна на саночках».
    Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель – как можно больше забрать.
    Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. «Матренин двор» – это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.
    Автор так заканчивает свой рассказ: «Избу Матрены до весны забили», а сама хозяйка осталась для своих односельчан «не понятой» и «чужой». Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.

  2. Что является главным в жизни человека, какие ценности должны выступать на первый план? Это очень многозначный и философский вопрос. Над ним можно долго размышлять и спорить. Ведь сколько людей, столько и мнений. Одни встанут на сторону материальных ценностей и достатка, а другие (я думаю, таких будет меньше) – на сторону духовных ценностей.
    Точно такой вопрос возникает, когда читаешь рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор». Автор показал здесь обычную русскую женщину с нелёгкой судьбой, которая всю жизнь бескорыстно трудилась на благо своей родины, своей деревни и своей семьи. И что же она имела к своим шестидесяти годам? У нас ведь принято оценивать человека по его внешнему облику, по благоустройству его жилья. Как говорится «встречают по одёжке…»
    Матрёна жила одна в доме, который ей достался от мужа. Это его семья когда-то строила его, для жизни будущей многодетной семьи. Но родители мужа умерли, муж не вернулся с войны, шестеро детей тоже умерли, и Матрёна осталась одна в доме. Построенный дом был достаточно высокий, так как в нём было восемнадцать венцов. Крыша была на два ската, накрыта щепой и украшена окошком под чердаком. Только со временем щепа изгнила, брёвна избы от старости посерели, ворота тоже пришли в непригодность. По первому взгляду на дом сразу было видно, что с момента постройки здесь никто ничего не чинил, и всё требовало ремонта.
    Двор за калиткой не был крыт, но за входной дверью были ступеньки, которые вели на просторные мосты под высокой крышей. Налево от двери были тоже ступеньки, ведущие входящего вверх в горницу, за ними ступеньки вниз, в подклеть. А направо от входа располагалась сама изба с чердаком и подполье. Все эти части дома были под одной крышей, поэтому постройка представляла большой дом. А ведь действительно, построен он был давно и добротно. Изба была с русской печью и достаточно просторная. Самая лучшая часть дома, где было четыре окна, была уставлена лавками и табуретками, на которых Матрёна разместила горшки и кадки с фикусами. Создавалось впечатление, что они, как живая толпа присутствующих в доме, заполняют одиночество хозяйки.

  3. В рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» дом является настоящим персонажем произведения.
    Большое внимание уделено его внешнему виду. Он был сделан добротно, рассчитан на большую семью. Только вот от времени сгнила щепа, покосились ворота, посерели бревна. Калитка была на запоре, но ее легко можно было открыть, просто просунув руку. Двор не был крыт крышей. Но многое в доме находилось под одной вязью.
    Хозяйничала в избе старая одинокая женщина 60 лет – Матрена Васильевна.
    Внутренне убранство помещения ничем не отличалось от внешнего и еще больше указывало на бедность и нищету. В избе было темновато. Зеркало настолько тусклое, что в него просто невозможно было смотреться. На стене для красоты висели два ярких плаката: один – о торговле книгами, другой – об урожае. Радио в доме не было. Хозяйка не могла позволить себе такой роскоши.
    Квартирант, учитель математики, жил с Матреной Васильевной в одной комнате. Делить они ее не стали. У печки стояла кровать хозяйки, а у окна – раскладушка Игнатьича. На окнах в избе красовались бесчисленные кадушки с фикусами – увлечение Матрены Васильевны. В деревне было электричество. Провели его и к дому старой женщины. Правда, чаще всего верхний свет не зажигали, а включали только настольную лампу, от которой расходилось тусклое свечение.
    Может, кому-то изба Матрены не казалось такой уж пригодной для жилья, но она отлично защищала от осенней и зимней непогоды. Крыша не протекала от дождя. А тепло от печки выдувало не сразу, а только ближе к утру.
    Кроме самой хозяйки и квартиранта в доме жили кошка, мыши и тараканы. Стены избы были когда-то обклеены зелеными обоями, причем, в несколько слоев. Во многих местах они уже давно отошли. Между ними и бревнами мыши проделали себе ходы и, нисколько не смущаясь и не боясь, бегали по стенам до самого потолка.
    Тараканы водились только на кухне, в саму комнату они не переходили. Зато если ночью зажечь свет на кухне, они кишели везде: на скамье, полу, по стенам.
    Почему же дом вдруг становится настоящим героем рассказа? Все дело в том, что однажды Матрена Васильевна распорядилась после своей смерти отдать дом в наследство приемной дочери Кире, которая в настоящий момент проживала с мужем в соседней деревне.
    Но Фаддей распорядился снести избу раньше. И как не переживала старая женщина, не томилась предчувствиями, дело было сделано. Снесли на пол все горшки с фикусами, которые так любила Матрена Васильевна, что во время приключившегося пожара спасала не себя и избу, а их. Завесили полотенцем старое затертое зеркало. Убрали со стен яркие плакаты. И повезли сруб Кире. Такое жестокое обращение с домом принесло немало неприятностей, во время перевозки погибли три человека, в том числе и сама Матрена Васильевна.
    Дом, как и его хозяйка, в рассказе «Матренин двор» становится настоящей жертвой в угоде корысти и человеческому бессердечию.

  4. «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие». Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
    Матренин двор – воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого – обыденная жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
    Солженицын пишет о своей героине: «Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире». Родственники Матрены, опережая события, начинают делить «добро», разбирая «отдельный сруб горницы» «по ребрышкам», чтобы везти его в Черусти.
    Чувствуя себя «потерянной», испытывая тревогу за то, «чего теперь не будет», Матрена все равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями – не строителями. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Теперь же она пошла помогать тем, кто «не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить». История с разломом избы началась из-за «старого Фаддея», с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.
    Именно этот герой, с «почтенной», «величавой» внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его «руки…ухватились ломать» дом. Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то…» Но она не изменяет представлений героя о том, что «добро» – это «имущество», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо».
    Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, «замела дорогу непомерными сугробами». Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»
    В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.
    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие – старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.
    Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»
    Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли…туда же…понесло и Матрену. Что она там подсобить могла…два паровоза…тех троих расплющили…» Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов – и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».
    Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: «В плаче, заметил я, холодно- продуманный, искони-заведенный порядок». В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.
    Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: «Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей», Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и «сам возил бревна на саночках».
    Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель – как можно больше забрать.
    Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. «Матренин двор» – это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.
    Автор так заканчивает свой рассказ: «Избу Матрены до весны забили», а сама хозяйка осталась для своих односельчан «не понятой» и «чужой». Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.

  5. «Дом Матрены стоял… неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд… крытый щепою… Дом не низкий — восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие». Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: «Милей этого места… не приглянулось во всей деревне; две — три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
    Матренин двор — воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого — обыденная жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
    Солженицын пишет о своей героине: «Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире». Родственники Матрены, опережая события, начинают делить «добро», разбирая «отдельный сруб горницы» «по ребрышкам», чтобы везти его в Черусти.
    Чувствуя себя «потерянной», испытывая тревогу за то, «чего теперь не будет», Матрена все равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями — не строителями. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)». Теперь же она пошла помогать тем, кто «не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить». История с разломом избы началась из-за «старого Фаддея», с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.
    Именно этот герой, с «почтенной», «величавой» внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его «руки…ухватились ломать» дом. Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то…» Но она не изменяет представлений героя о том, что «добро» — это «имущество», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо».
    Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, «замела дорогу непомерными сугробами». Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!”
    В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.
    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие — старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.
    Матрена — глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…”
    Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: «На переезде — горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли…туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза… тех троих расплющили…» Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: «…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов — и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе».
    Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: «В плаче, заметил я, холодно- продуманный, искони-заведенный порядок». В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.
    Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: «Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей», Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и «сам возил бревна на саночках».
    Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель — как можно больше забрать.
    Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. «Матренин двор» — это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.
    Автор так заканчивает свой рассказ: «Избу Матрены до весны забили», а сама хозяйка осталась для своих односельчан «не понятой» и «чужой». Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.

  6. Сочинения: Солженицын А.И.

    Сочинение по произведению на тему: Комплексный анализ произведения “Матренин двор” А.И. Солженицына.

    В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
    Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора. В третьем случае — «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.
    В каждом из приведенных выше мною значений слова «двор» заключен безусловно тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях преобладает страх за себя, свою жизнь, без помощи того, другого, судьба которого их никогда не волновала. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».
    Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
    Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл. «Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!)».
    Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать. «И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле всё не так, как в действительности.
    Матрёна — это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

  7. Подготовка к итоговому сочинению
    Направления «Дом», «Любовь», «Время»
    на материале рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
    Тематические направления итоговых сочинений
    2015-2016 учебного года

    «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
    «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
    Рассказ «Матрёнин двор»
    Краткое содержание
    Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…
    Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.
    Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
    Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
    Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.
    Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.
    Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?
    Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.
    Фаддей даже не приходит на поминки.
    Матрёнин двор – воплощение труда и честности, доброты и терпения, душевного спокойствия и тишины, любви.
    Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья:
    «Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Но при этом изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие».
    «Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
    Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.

    Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)».

    Кроме Матрены жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы.

    Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
    Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
    Разрушение дома, по мнению автора, повлечет за собой гибель его хозяйки, потому что дом и Матрёна – это одно целое.
    Страдая от недугов и чая недалекую смерть, объявляет Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти её отдать в наследство Кире. О самой избе она ничего не сказала. Еще три сестры ее метили получить эту избу.
    Фаддей начал требовать, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни.
    Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это – конец ее жизни всей.
    Нелегко было Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни; 40 лет прошли здесь.
    В этом доме она пережила 2 войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести.
    Как яростно разбирают горницу «ломатели»; дом разбирают, как человека – «по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтоб Матрёне ещё долго пришлось здесь жить».
    Сама природа словно противится разрушению дома– сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи.

    Но в тот же день началась метель… Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами. Потом, чуть дорогу умяли, прошёл грузовик – другой – внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по всё голенище.
    Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрёна ходила как потерянная.
    И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора – и пропала.
    Ещё и это пришибло Матрёну.

    Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом.
    Те самые фикусы, что спасла однажды Матрёна при пожаре, «испуганной толпой» замерли в эту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.
    Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, – похоронили.
    Тема дома в рассказе А.И.Солженицына раскрывает духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми, соотношение материального и духовного.
    Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только материальное благополучие.
    Сама Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»
    Направление «Время»
    «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
    А.И.Солженицын показывает, как законы общества, государства отражаются на жизни русской женщины, крестьянки.
    …Матрёна в колхозе работала не за деньги – за палочки…
    Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца…
    – Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне…
    Топлива было не положено – и спрашивать о нём не полагалось…
    Бабы собирались по пять, по десять, чтобы смелей…Зараз уносили в мешке торфин шесть, если были сыроваты, торфин десять, если сухие. Одного мешка такого, принесённого иногда километра за три (и весил он пуда два), хватало на одну протопку. А дней в зиме двести. А топить надо: утром русскую, вечером «голландку».
    Матрена говорила Игнатичу: «Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?
    Председатель колхоза пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором. Впрочем, и за пятнадцать соток потягивал колхоз Матрёну. Когда рук не хватало…, жена председателя приходила к Матрёне:
    И вилы свои бери!
    Ни лопат, ни вил в колхозе нету…
    У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей
    (А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»)
    Фотография Матрены Автор Солженицын

  8. Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
    Много было у Матрены обид
    Комплексный анализ произведения “Матренин двор” А.И. Солженицына 2
    В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор»)
    Образ рассказчика в рассказе Солженицына “Матренин двор”
    Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор»
    Жанровые особенности рассказа «Матренин двор»
    Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия
    Рассказчик
    Трагические страницы истории в творчестве Александра Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)
    Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)
    Русская деревня. (“Матренин двор” А.Солженицына)
    Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Суровая правда в рассказе «Матренин двор»
    Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А.И.Солженниына “Матренмн двор”)
    Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века
    Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    Рассказ Солженицына “Матренин двор”
    Образ России в рассказе «Матренин двор»
    “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.)
    Деревенская тема в рассказе «Матренин двор»
    Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны
    Характеристика образа Рассказчика
    Рецензия на рассказ А.И.Солженицына
    Изображение деревни в рассказе “Матренин двор”
    Сочинение по рассказу А.И.Солженицына “Матренин двор”
    Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)
    Смысл названия рассказа «Матренин двор»
    Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3
    Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»
    Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»
    От Горького до Солженицына
    Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу “Матренин двор”.)
    Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» 1
    Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор»
    Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”)
    Система образов рассказа «Матренин двор»
    Анализ рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор”
    Нравственные проблемы в рассказе “Матренин двор”
    Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Человек и государство в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»
    Русская деревня в изображении Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)
    Затеряться в самой нутряной России
    Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына “Матренин двор” 1
    Матрена – праведник, без которого не стоит село Матрена 1
    Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”
    Сюжет повести «Прощание с Матерой»
    Русская деревня в изображении Солженицына
    Без праведников нет России (рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор»
    Характеристика произведения “Матренин двор” Солженицына А.И.
    Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»
    Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
    Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы
    Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2
    «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи
    «Матрёнин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы
    Опыт анализа
    Реалистическая достоверность изображённых событий в рассказе «Матренин двор»
    Художественные особенности рассказа «Матренин двор»
    Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор”
    Матрена – праведник, без которого не стоит село Матрена 2
    Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу “Матренин двор”)
    Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”
    История создания рассказа «Матренин двор»
    В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа
    Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор” 2
    Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
    «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» )
    Речь Матрёны
    Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор”
    Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына “Матренин двор”
    Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына 1
    Матрена
    Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»)
    “Матренин двор” Солженицына. Проблема одиночества среди людей
    Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»
    Не стоит село без праведника
    Рецензия на рассказ Александра Солженицына “Матренин двор”
    Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?
    Проблема народного характера
    Матренин двор
    Без праведников нет России

  9. “Затеряться в самой нутряной России”. (По рассказу А.И.Солженицына “Матрёнин двор”.)
    «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор» )
    Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
    Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына)
    Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор»
    Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)
    Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор»
    Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
    Не стоит земля без праведника
    Не стоит земля без праведника – вариант 2
    Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
    Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
    Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И.Солженицына (“Матренин двор”)
    Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор”
    Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор»
    Русская деревня в изображении А.И. Солженицына
    Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»
    Сочинение по рассказу А.И.Солженицына “Матренин двор”
    Судьба главной героини в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»
    Судьба человека (по рассказам М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор»)
    Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)
    Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
    Тема разрушения дома (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)
    Тема Родины в повести И.А. Бунина «Суходол» и рассказе А.И Солженицына. «Матренин двор»
    Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *