Мцыри сочинение на тему свобода

12 вариантов

  1. Во всем творчестве Лермонтова прослеживается любовь к свободе. Не только в этой поэме, но и в других произведениях, например, в «Демоне» тема свободы является главной. Именно она, по мнению поэта — основа жизни и даже существования любого человека. И речь не всегда идет о свободе внешней. Любая власть всегда может ограничить человека. Лермонтов много пишет и о свободе внутренней, которую ограничить никто кроме нас самих не сможет и без нее не может быть свободы внешней.
    Место действия поэмы «Мцыри» — Кавказ, о котором сам Лермонтов знал не по наслышке. Именно туда его сослали, как и многих других неугодных царскому правительству. Находясь вдали от городской суеты, напыщенного общества, видя свободолюбивых горцев, неиспорченную человеком природу, поэт восхищается этим. Поэтому можно сказать, что Кавказ — один из символов свободы в этой поэме.
    Свобода человека неотделима от его личности. Наверное именно поэтому Лермонтов начинает поэму с короткого, но яркого описания жизни главного героя.  Слово «мцыри», в переводе с грузинского, может означать «послушник» или «иноземец».  Другого имени автор нам не дал.
    Интересно, что на первый взгляд — ничто не должно было пробудить в Мцыри любовь к свободе. Попав в плен и оказавшись в монастыре, мальчик не видит почти ничего, кроме его стен и молитв. Главная ценность здесь — послушание. Из всех радостей, только взгляд с «высокой башни угловой» на окрестности монастыря.
    Но Мцыри далёк до смирения. Несмотря на возраст, он прекрасно запомнил и сестер, и отца, и даже его оружие.
    Жизнь в монастыре безопасна и спокойна. Монахи хотят для юноши только добра. Но Мцыри воспринимает монастырь как тюрьму. Там, за его стенами, настоящая жизнь. Там родина, там любовь, там родственники и свобода. Но можно ли из-за свободы рисковать всем, даже жизнью? Можно, даже если цена настолько высока! И эта мысль прослеживается с самого начала поэмы.
    Юноша не простой мечтатель-романтик, он готов действовать. Во время бури, которая напугала монахов, Мцыри совершает побег. Разразившаяся буря с грозой не испугала главного героя, а наоборот, обрадовала.
    Но жизнь на свободе опасна. Он встречает на своем пути свирепого барса, испытал голод и жар солнца.
    Судьба не благосклонна к юноше. На свободе ему суждено провести три дня. Стоят ли эти дни целой жизни? Этот вопрос автор ставит перед нами, читателями. Сам же Лермонтов считает что это того стоит. Главный герой его произведения так и говорит:
    Жизнь без свободы, по Лермонтову, почти смерть. Отчего погибает Мцыри? Конечно, кто-то скажет, что от ран, полученных в схватке со зверем. Голод точно не успел его сильно ослабить. Но мне кажется, что юношу убивает само заточение. Его опять вернули в монастырь, в тюрьму, из которой он бежал. И жизнь просто уходит из него.
    Главный герой это понимает, но оказавшись впервые не в своих мечтах, а по настоящему, на свободе, он теперь не представляет как продолжать жить без воли. Мцыри выбирает смерть, а не плен. Единственное о чем он сожалеет:
    Рекомендуем прежде чем переписывать эту работу прочитать другие сочинения про Мцыри которые есть на нашем сайте)

  2. Сочинение на тему: свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
    Простой воспитанник природы,
    Так я, бывало, воспевал
    Мечту прекрасную свободы
    И ею сладостно дышал.
    А. С. Пушкин
    В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..>
    Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа — символ свободы. В том, что герой поэмы — пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.
    Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза:
    Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнию ловил…
    Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание:
    Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,
    Меж бурным сердцем и грозой?..
    Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением:
    …Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы;
    Дохнули сонные цветы,
    И, как они, навстречу дню,
    Я поднял голову мою…
    Но свобода — это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза:
    Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…
    Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры. А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя. В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах:
    На мне печать свою тюрьма Оставила…
    Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б смог.
    В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» — это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

  3. Свобода… Человек рождается для воли и свободы, но, что если её отобрали у человека? Именно о свободе идёт речь в поэме “Мцыри”.
    В начале своего творчества М.Ю. Лермонтов убеждён, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств.
    Герой поэмы чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый “след” в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Мцыри любил свою родину. Он пытался убежать в Грузию, чтобы стать свободным и независимым человеком. У него получилось убежать, хоть всего на три дня. Мцыри – это человек, который настолько сильно хотел выбраться из монастыря и попасть домой, что даже смерть не пугала его. Он готов бороться за свою свободную жизнь, за счастье. Даже, когда он встретил дикого животного, он не побоялся. Он шёл в бой со зверем насмерть, чтобы всё-таки приобрести свободу.
    Как бы Мцыри не хотел и не пытался быть свободным, у него не получилось. Ведь на это повлияло не только его рвение к воле, но и определённые обстоятельства, которые управляют самой личностью. Например, когда Мцыри сбежал, он ослаб, был болен и голоден. Так же он случайно вернулся к монастырю и был пойман.
    Смысл поэмы – свобода. Поэма объясняет читателям, что мы родились не для плена, а для воли.
    Меня впечатлила поэма Лермонтова. Писатель на примере своего героя показывает, что человек ради своей цели и мечты делает всё возможное и невозможное, чтобы достичь её. Я считаю, что люди должны брать пример с Мцыри. Ведь не каждый человек способен променять жизнь на свободу.

  4. Для каждого из нас важна свобода, ведь это – величайшая ценность, данная нам от рождения. Предлагаю рассмотреть эту тему на примере поэмы Лермонтова «Мцыри», в ней она наиболее важна.
    Прежде всего, стоит отметить, что действие поэмы происходит возле Кавказских гор. Известно, что сам поэт воспринимал их олицетворением свободы. Ведь именно на Кавказ ссылали провинившихся (в том числе, и поэт не избегнул этой участи). И там, среди дикой природы, навивающей романтические чувства, можно ощутить себя воистину свободным от законов светского общества. Получается, что в этой поэме Кавказ (как идеальное воплощение природы) является неким символом свободы. Сам Лермонтов говорит об этом устами Мцыри.
    Теперь следует обратить внимание на главного героя. Мцыри –  романтический персонаж. Но стоит сказать, что он не просто обыкновенный мечтатель, он борется за свою свободу, споря с судьбой. И ведь именно такой человек был необходим во времена Лермонтова, времена, когда нельзя было выражать своё мнение напрямую. Писатель вообще считал, что цивилизация портит людей. Мы можем заметить, что образ романтической личности автору удался. Герой – дитя гор, он пронёс память о родине через всю свою недолгую жизнь. Воспоминания о далёком детстве среди своих родичей не смог убить никакой монастырь, ведь Мцыри на протяжении всего заточения страстно желал вернуться в родной аул. Несомненно, что монахи, воспитывающие его, не желали юноше зла, но их добро являлось для героя лишь тюрьмой. И настоящая жизнь, полная свободы, к которой так стремился Мцыри, существовала лишь за стенами монастыря.
    И вот, в грозовую ночь герой всё-таки решился на побег. Он ещё толком не знал, что ждёт его за стенами, но с юношеской страстью бросился навстречу неизвестному. Ведь ради малейшей возможности вкусить свободу, можно рискнуть жизнью, так и поступает Мцыри. Именно поэтому его не пугает буря, наоборот, он стремится слиться с ней, его вольная душа соединяется со свободной стихией. Интересен также момент пробуждения на краю бездны и схватка со зверем.
    Всё это просто является одним из важных элементов «испытания свободой». За три дня, проведённые на воле, юноша получает столько новых впечатлений, сколько не испытывал за все годы, проведённые в монастыре. В нём оживает лавина чувств, свойственная его возрасту. Ведь эта насыщенная жизнь является полной противоположностью жалкому существованию в монастыре. Следует оговориться, что автор поднимает интересную проблему: что лучше, долгие годы спокойной жизни в неволе или же несколько дней, проведённых на свободе? Полагаю, что в данной поэме ответ очевиден. Ведь только свободную жизнь можно называть жизнью как токовой. Лермонтов решил, что три дня на воле должны быть воспеты в целой поэме.
    Существует ещё один факт, который следует отметить отдельно. Мцыри умирает в неволе. Многие могут справедливо задаться вопросом: почему герой умирает? Ведь раны, нанесённые барсом, не являлись смертельными. Но ответ абсолютно прост: юноша, вкусивший свободы и снова вернувшийся в прежнюю «тюрьму», уже не представляет себе дальнейшей жизни. Ведь целью почти всей его жизни было стремление вырваться на волю. Но и на грани погибели Мцыри остаётся верен своим идеалам. Даже смерть не смогла сломить его. Существует мнение, что герой получит настоящую свободу где-то там, за гранью бытия. Это традиционный романтический мотив, раскрытый автором в этой по настоящему бессмертной поэме.

  5. Лермонтов – гений. Но именно поэтому нашему современнику так трудно понять всю глубину отчаяния Мцыри, главного героя его прекрасной поэмы. Поклонники русского гения, воспевая убогие славословия в честь молодого монаха, лишь обнажают всю бездну собственного непонимания.
    Сюжет поэмы весьма незатейлив. Маленький мальчик волею судеб оказался в плену. А потом стал послушником христианского монастыря, о котором Михаил Юрьевич ничего не желает рассказывать. Такая тихая обитель на каждого воздействует неоднозначно, по-своему. Для кого-то такое убежище – освобождение от власти греха, символ свободы, а для другого человека монастырь – умертвляющая душу тюрьма.
    Молодой грузинский парень подрос, стал монахом и возжаждал свободы. Монастырские стены стали для Мцыри ненавистным казематом. Он задыхается в этой тюрьме. И это – особый вид чисто духовной асфиксии, испытываемой лишь вольнодумцами и бунтарями. Рабу не известен такой горячий порыв к драгоценной свободе.
    Но что есть Свобода? Разве в монастыре ходят в наручниках и кандалах?
    Этот вопрос так же сложен, как и вопрошание Понтия Пилата: «Что есть Истина?» Каждый бандит и каждая блудница жаждут свободы ничем не меньше, чем благовоспитанный индивидуум. И каждый из них понимает свободу по-своему. Одни желают освободиться от тлетворного влияния дьявола, другие – от докучливой благопристойности.
    Возможно, никто из простых смертных не знает, что есть Свобода. Более того, не исключено, что и сам автор поэмы до конца не понимает, в чем именно она заключается. Общечеловеческая трагедия в том, что свободы жаждут все, без исключения. Даже самый одураченный раб желает, чтобы его не слишком уж часто наказывали, ибо жаждет, словно буддист, освобождения от страданий.
    И этот прекрасный дух освобождения от тягот скучного бытия время от времени посещает каждого человека. А такие чудесные минутки всегда кажутся подарком Бога или ангелов, если человек религиозен.
    Мцыри рвется к свободе, но не знает, где живет эта прекрасная Госпожа. Может быть, она где-то там, за монастырскими стенами? Поэтому монах хочет сбежать, неважно куда. Прочь «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв»! Он готов совершить жертвоприношение Госпоже Свободе, но не знает, как это сделать:
    «Я мало жил, и жил в плену.
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог».
    Поэтому Мцыри просто бежит, нарушив свои христианские обеты, ибо жажда свободы сильнее страха возмездия. Судьба, возможно, накажет его, но монах готов заплатить за мимолетное блаженство свободы любую цену. Свобода превыше всего! – таков абсолютный императив неиспорченного цивилизацией человека.
    Но что же там, за крепостными стенами? Монах жадно пьет сладкий воздух свободы, но однажды слышит далекий звон колоколов. И в него, словно молния, входит страшная мысль: внешний мир не даст ему желанной свободы, ибо на нем клеймо вечного раба – человека, давшего нерушимый обет. Это звон, радующий большинство людей, звучит для него как приговор, как проклятие, лишающее последней надежды.
    «Из сердца – будто кто-нибудь
    Железом ударял мне в грудь.
    И смутно понял я тогда,
    Что мне на родину следа
    Не проложить уж никогда».
    Нет свободы в монастыре, но нет ее и снаружи! – вдруг осознает грузинский беглец. И это страшное понимание лишает надежды, оживотворяющей душу.
    А жизнь без надежды ему не нужна. Смерть намного желаннее проклятой неволи. Раненный барсом монах умирает не от причиненных ему травм, его душа оставляет тело, ибо жизнь стала напрочь бессмысленной.
    Лермонтов предвосхищает собственную судьбу. Его жажда свободы столь велика, что он невольно вкладывает ее в душу своего любимого персонажа. Великий поэт тоже не дорожит жизнью, соглашаясь на дуэль, от которой легко уклониться.
    Его любимец, Мцыри, очень похож на древнегреческого легендарного Эзопа, решившего умереть свободным, а не рабом. Как гласит седая легенда, рабовладелица, отпустившая любимого поэта на свободу, в действительности решилась на хитрый маневр: она подложила в его котомку золотую чашу их храма. Она полагала, что когда Эзопа обвинят в краже, он назовет себя рабом, а рабов не наказывают. Их возвращают хозяевам. Но поэт сделал нечто немыслимое, невероятное: он показал обвинителям вольную – свой смертный приговор. «Лучше умереть свободным, чем долго жить рабом, мечтающим о свободе», – заявил великий поэт древней Греции.
    Возможно, именно там, на сияющий Небесах, Лермонтов и Эзоп наконец-то обрели то, что почти невозможно обрести на земле – долгожданную, оживотворяющую Свободу. Два замечательных человека достойны ее. Ибо боролись за нее, не щадя своей жизни.

  6. “Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”.
    Поэма начинается с эпиграфа,запрет их Библии,нарушенный Мцыри.Где сливаются Арагви и Кура,стоит разрушенный монастырь.На старинных плитах хранится память о днях минувших ,о чём и пойдёт повествование.
    Удивительная поэма Лермонтова переносит нас на Кавказ.История маленького горца,выросшего в монастыре ,завораживает и заставляет задуматься.Что такое свобода,почему так люди стремятся её обрести.  Мцыри вырос в неволе,его воспитали монахи,готовясь к постригу,он сбегает из монастыря.Его не пугает гроза,его душа рвётся домой,в горы,увидеть близких,познать,что такое Родина.Три дня беглец провёл на свободе,он встретил любовь,победил барса,доказав себе,что он истинный воин.Поняв,что он вернулся к монастырю,Мцыри теряет жажду к жизни,он решает умереть.  Исповедь беглеца потрясает,три дня сделали юношу по-настоящему свободным.Его бунтарский дух вырвался из тела покорного пленника.Мцыри-настоящее дитя природы,он рвётся на свободу.Открытие,что он вернулся,откуда бежал ,убивает свободолюбие юного горца.Мцыри сдаётся,его дух сломлен.Но он счастлив,он увидел за три для столько,сколько не видел за всю свою жизнь.  Жизнь Мцыри коротка,три дня свободы и обретение покоя.Мцыри умирает в согласии с собой,его дух свободен,его могила смотрит на горы родного Кавказа,ветер качает акации и доносит звуки далёкой Родины.

  7. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.
    Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
    Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен.
    В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.
    Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!». На Кавказ традиционно ссылали неугодных режиму, инакомыслящих (не избежал этой участи и сам поэт). Среди дикой, прекрасной природы, навевающей романтические чувства, среди простых и привыкших к полной свободе горцев можно было почувствовать себя независимым от законов светского общества. Все это ощущения отображаются в поэме «Мцыри», в которой Лермонтов вкладывает свое восхищение Кавказом в уста главного героя. Кавказ становится символом свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».
    Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца. А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью. В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.
    Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится.
    Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?
    Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:
    «Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог»
    А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.
    Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы. Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова. Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.
    Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:
    «Я эту страсть во тьме ночной
    Вскормил слезами и тоской;
    Ее пред небом и землей
    Я ныне громко признаю
    И о прощенье не молю»
    Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.
    В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».
    Тема свободы в поэме «Мцыри» Лермонтова – раскрытие символа свободолюбивой личности для сочинения | источник

  8. Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.
    М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.
    Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине — теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.
    И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;/ Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь — одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой.
    Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, — гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений.
    Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса. Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.
    М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

  9. “Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”.
    Поэма начинается с эпиграфа, запрет их Библии, нарушенный Мцыри. Где сливаются Арагви и Кура, стоит разрушенный монастырь. На старинных плитах хранится память о днях минувших, о чём и пойдёт повествование.
    Удивительная поэма Лермонтова переносит нас на Кавказ. История маленького горца, выросшего в монастыре, завораживает и заставляет задуматься. Что такое свобода, почему так люди стремятся её обрести. Мцыри вырос в неволе, его воспитали монахи, готовясь к постригу, он сбегает из монастыря. Его не пугает гроза, его душа рвётся домой, в горы, увидеть близких, познать, что такое Родина. Три дня беглец провёл на свободе, он встретил любовь, победил барса, доказав себе, что он истинный воин. Поняв, что он вернулся к монастырю, Мцыри теряет жажду к жизни, он решает умереть. Исповедь беглеца потрясает, три дня сделали юношу по-настоящему свободным. Его бунтарский дух вырвался из тела покорного пленника. Мцыри-настоящее дитя природы, он рвётся на свободу. Открытие, что он вернулся, откуда бежал, убивает свободолюбие юного горца. Мцыри сдаётся, его дух сломлен. Но он счастлив, он увидел за три для столько, сколько не видел за всю свою жизнь. Жизнь Мцыри коротка, три дня свободы и обретение покоя. Мцыри умирает в согласии с собой, его дух свободен, его могила смотрит на горы родного Кавказа, ветер качает акации и доносит звуки далёкой Родины.

  10. Тема свободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
    План сочинения:
    1. История создания поэмы.
    2. Свободолюбивый герой:
    — характер героя;
    — побег;
    — жизнь на свободе;
    — возвращение в монастырь.
    3. Смерть героя.
    Все творчество Михаила Лермонтова пронизано темой узничества и свободы. Мятежной, рвущейся душе поэта был очень близок Кавказ с его гордым и непреклонным духом. Две этих темы нашли свое воплощение в поэме «Мцыри», написанной в 1839 году и изданной в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».
    По свидетельствам современников, сюжет поэмы основан на реальных событиях. В наши дни установить достоверность этих сведений не представляется возможным. Но факт остается фактом — в годы Кавказской войны нередкими были случаи пленения детей горцев русскими.
    В начале повествования мы узнаем, что главный герой был пленен русским генералом в очень юном возрасте (всего шести лет), но уже обладал гордым и сильным духом своего народа:
    … Без жалоб он
    Томился, даже слабый стон
    Из детских губ не вылетал,
    Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Детство и юность главного героя омрачала тоска по родине, но постепенно он привык к новому образу жизни:
    … Но после к плену он привык,
    Стал понимать чужой язык,
    Был окрещен святым отцом
    И, с шумным светом незнаком,
    Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет…
    Но прошлое встает тенью на пути героя. Глядя из окон монастырских башен на горный хребет, юноша вспомнил свой дом, свою родину, отца и мать, сестер. И тогда герой дает клятву — обрести свободу и неважно, какой ценой, ведь только жизнь на воле можно назвать жизнью, все остальное — существование.
    Мцыри бежит во время грозы. Он не знает дороги, не ведает, что будет с ним дальше, но при…
    этом герой счастлив, ведь вот она — свобода. В душе его нет места страху:
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Всего три дня длился побег героя. Всего три дня он был свободным. За столь короткое время он пережил больше эмоций и чувств, нежели за годы жизни, проведенные в монастыре. Он успел познать чувство влюбленности, проверить свои силы в схватке со снежным барсом, и еще раз убедиться, что, если бы не плен, он стал бы совсем другим человеком:
    … Но нынче я уверен в том,
    Что быть бы мог в краю отцов
    Не из последних удальцов…
    Уставший, измученный и голодный, Мцыри сбивается с дороги. Тропа выводит его к стенам ненавистного монастыря:
    … И страшно было мне, понять
    Не мог я долго, что опять
    Вернулся я к тюрьме моей;
    Что бесполезно столько дней
    Я тайный замысел ласкал,
    Терпел, томился и страдал…
    Отчаянье Мцыри велико. Он винит в этом свою тюрьму и сравнивает себя с темничным цветком, которому противопоказана свобода:
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    И все же, нельзя сказать, что герой покорен. Да, он умирает. Но умирает непокоренным, не смирившимся со своей неволей:
    … Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет…
    Я думаю, что в какой-то мере Михаил Юрьевич олицетворял себя с главным героем. Только в свободе видел Лермонтов свое счастье. И именно свободы он так и не нашел при жизни, вынужденный подчиняться чужим приказам. Его герой Мцыри не смог вырваться из монастыря на волю, но, по крайней мере, был свободен целых три дня.

  11. 11
    Текст добавил: Всему миру на диво

    Введение
    История пленения и жизни Мцыри.
    Основная часть
    Три дня скитаний – самые яркие впечатления жизни героя:
    а) красота природы;
    б) встреча с девушкой-грузинкой;
    в) битва с барсом.
    Мцыри понял, что “на родину следа не проложить уж никогда”.
    Герой не жалеет о трех днях, проведенных в скитаниях.
    Заключение
    Жизнь героя “без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней … “.
    Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” посвящена событиям на Кавказе 30-40-х годов XIX века. Мцыри – пленный ребенок из горского племени, ослабевший и больной. Русский генерал оставляет его в грузинском монастыре на попечение монахов. Им удалось вылечить ребенка, его окрестили, назвали “Мцыри”, что означает “послушник”. Казалось, Мцыри привык жить в монастыре, смирился со своей участью и даже готовился принять монашеский обет, но “вдруг однажды он исчез”. Лишь через три дня нашли его, бесчувственного, в степи и принесли обратно.
    Что же рассказал Мцыри о своих скитаниях в эти три дня? Это были самые яркие впечатления его жизни. Все то, чего он был лишен, предстало перед ним во всей красе. Красота природы, “пышные поля”, холмы, горные потоки поразили юношу. “Кругом меня цвел Божий сад”, – рассказывает он монаху. Еще больше поразила его встреча с девушкой-грузинкой. Пусть “беден был ее наряд”, но “мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились … ” – вспоминает юноша. Наконец, самым сильным потрясением стала для него битва с барсом: ” … сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови … ” Вооруженный лишь рогатым древесным суком, Мцыри проявляет в этой битве чудеса мужества и силы. Он наслаждается яростью битвы и убеждает себя, что “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”.
    Конечно, все эти впечатления утомили и истощили его силы. Он не готов к побегу, ни практически, ни физически. Он не знает дороги, не запасся едой. Поэтому потом начинается блуждание по горам, упадок сил, бредовый сон. Увидев знакомые места и услышав звон колокола, Мцыри понял, что обречен, “что мне на родину следа не проложить уж никогда”. Но он не жалеет о трех днях, проведенных в скитаниях. Они вместили в себя все то, чего не было в его жизни раньше, все его упущенные возможности: свободу, красоту мира, тоску о любви, ярость борьбы.
    Ты хочешь знать, что делал я
    На воле? Жил – и жизнь моя
    Без этих трех блаженных дней
    Была б печальней и мрачней
    Бессильной старости твоей, –
    говорит Мцыри монаху в предсмертной исповеди. Жизнь – подвиг, жизнь-борьба – это то, что нужно было мятежной душе героя, и не его вина, что в его жизни осуществились только эти три дня.

  12. “Проводы ополчения” сочинение 8 класс

    На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на «Куликовскую битву» . Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простых крестьян, и знать. Нам предоставлен только фрагмент картины, но…

    Воспевание любви и свобоы в поэме Лермонтова “Мцыри”

    Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – это поэма не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы.Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души.Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы,…

    Жизнь в уездном городе до приезда ревизора

    Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения известия о прибытии ревизора. Эта весть напугала…

    Жизнь в уездном городе перед приездом Ревизора

    В произведении Гоголя “Ревизор” показывается жизнь в уездном городке после получения известия о прибытии ревизора. Эта новость нарушала чиновников так как дела у них в городе шли не очень то благоприятно. Город не ухожен, на улицах творится беспорядок, а сами чиновники нарушают множество законов.Почтмейстер не выполняет своих обязанностей, из-за чего все посылки задерживаются, а он сам больше…

    Значение “Немой сцены” в комедии “Ревизор”

    В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а ложные понятия об обязанностях, присущие большинству…

    Капитанская дочка. Сочинение на тему любовь

    Читая повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша-…

    Комедия Ревизор краткое содержание

    Ее герои – жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин – Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой – Хлестаков.     Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в…

    Короткое сочинение Капитанская дочка 8 класс

    Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной…

    Краткое сочинение на тему Ревизор 8 класс

    Комедия ,Ревизор” была очень современна и своевременна для того времени. Автор высмеивает пороки чиновников.Завязка всей истории начинается с известия о приезде важного чиновника – ревизора. В маленьком городке имели место быть большие нарушения. Они были в различных сферах деятельности. городничий и его помощники спешно начинают придумывать план действий. Надо как то отвлечь ревизора от…

    Краткое сочинение про Мцыри 8 класс

    Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри обладает гордой и неизмеримо-глубокой натурой. Именно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *