Мертвые души сочинение на тему манилов

14 вариантов

  1. Образы, с предельной точностью выписанные Николаем Васильевичем Гоголем в своей бессмертной поэме «Мертвые души», почти все ушли в народ, а многие их имена стали нарицательными. Встречаясь с жадиной, мы непременно заметим в его адрес: «Плюшкин какой!». Говоря о человеке, приятном во всех отношениях, но приятным чересчур, так, что тошно от этой его приятности делается, мы, конечно же, сразу вспоминаем помещика Манилова, с которым встречался главный герой произведения – Чичиков.
    Так какой он, этот самый Манилов? Да, действительно, в первую минуту о нем только и подумаешь, какой он милый и приятный, а уже на третьей минуте, как говорит сам автор произведения, почувствуешь скуку смертную. Манилов – ни то, ни се. Он не проявляет интереса ни к своему поместью, которое строит у него «на семи ветрах», ни к хозяйству, ни к своим бедным крестьянам, которым и счета-то он точного не знает. Манилов предается иллюзорным мечтам, которым никогда не суждено сбыться.
    Кажется, Манилов любит читать, но его книжка лежит с закладкой на одной и той же странице уже несколько лет. Обо всех своих знакомых помещик отзывается в превосходной степени. Губернатор у него «прелюбезнейший», вице-губернатор – «милый», а полицмейстер – «очень приятный». С одной стороны, что же плохого в том, что Манилов говорит о людях исключительно хорошо, никого не критикует, но с другой – автор дает нам понять, что его слова не совсем искренни. Он лукавит, а, возможно, и подсознательно такими лестными характеристиками хочет угодить людям, которые имеют немалый вес в губернии, а значит, могут быть ему в чем-то полезными.
    Вот и приехавшего к нему Чичикова с предложением купить мертвые души он никак не может понять. А вместо этого продолжает мечтать. Например, о том, как славно бы они с Чичиковым жили на берегу какой-нибудь реки. Даже видавшему виды Чичикову, не очень щепетильному в выборе людей, и то противно общаться с таким типом, у которого внутри одни эфемерные иллюзии и душевная пустота. И этакая приятность, которая надоедает буквально через несколько минут общения с Маниловым.
    Точное, гениальное описание Гоголем героев своей поэмы «Мертвые души» позволяет представить каждого  из них в ярчайших красках. И понять, кто и что из себя представляет. Разные по характеру, внешности, помещики, с которыми знакомится Чичиков, похожи в одном: это порочные люди, которые думают только о своей выгоде и корысти.

    Образ Манилова

    Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой– аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них «мертвые души» крестьян. Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.
    Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?
    Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.
    Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям — главные черты характера Манилова.
    Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.
    Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным , но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте. В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.
    Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники – это «препочтеннейшие люди».
    Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.
    Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность – очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею. Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко. А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным. У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям. Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.
    Автор части текста: Гамаюнов Александр

  2. Герой кажется мне достаточно легкомысленным, ведь он привык смотреть на все происходящие события сквозь розовые очки. Он не хочет замечать окружающих проблем и трудностей, поэтому, не акцентирует на них внимание. Его разум ни одного раза не возродил мысль о том, что с проблемами и трудностями можно справиться, если приложить немного усилий. Вследствие такой бездумности, его хозяйство, его личность просто меркнет и потихоньку угасает.
    Стоит отметить, что помещик Манилов был образованным и начитанным человеком. Но, эти качества не помогают ему избавиться от своей наивности. Он продолжает парить в облаках своих мечтаний и не нарывается на жизненные трудности.
    Почему этот герой выбрал такую тактику поведения? Думаю, потому что он был не способен на какие–либо действия. Его идеи покрылись таким же толстым слоем пыли, как и та книга, которая останется навсегда заложенной на своих первых страницах.
    Я считаю, что Манилова следует отнести к негативным героям поэмы. Он не делает явного зла никому из других героев произведения. Но, его существование бесполезно и глупо. Он не приносит никакой пользы и не оставит после себя никакого следа. А это значит, что этот персонаж совершенно напрасно прожил свою жизнь.

  3. Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
    (Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д., мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова.)
    Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.
    Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
    1) Характер героя не определен, не уловим.
    «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»
    Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
    Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства миросозерцания Манилова.
    В своем бесплодном идеализме Манилов антипод материалиста, практика и русофила Собакевича
    Манилов – мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”.
    Помещик только занимался прожектерством: мечтал но эти прожекты не воплощаются в жизнь.
    Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
    В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, – мертвая душа, «не то, не сё».
    Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
    2) внешность – В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»;
    отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»;
    Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.
    3) образование – Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным.
    Но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.
    Он во всем проявляет «прекраснодушие»,живость манер и любезное щебетание в разговоре.
    Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
    Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.
    У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
    Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».
    Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.
    Манилов— западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование;
    Сравнение Манилова со «слишком умным министром» указывает на призрачную эфемерность и прожектерство высшей государственной власти, типические черты которой — пошлая слащавость и лицемерие.
    Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость.
    4) качества: положительные – восторженности, симпатии ( Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимства.
    человеческие Манилов – семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
    И с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна
    Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко.
    Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.
    Манилов скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».
    Манилов – помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.
    Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают…
    5)Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:
    дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду Манилова высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления».
    Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца — «только одно бревно»;
    Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы.
    В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»…, создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого»
    Обстановка всегда рельефно характеризует героя. У Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения: его герои погружены в мир вещей, их облик исчерпывается вещами.
    Поместье М — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется симпатия к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора».
    Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России.
    6)досуг Манилова составляет :
    Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост); в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…
    Заключение.
    Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
    В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
    Он – пустое место, ничто.
    Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.
    Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.
    Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.
    И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.
    Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

  4. Автор Юлия Владимировна Терякова. Опубликовано Эссе и сочинения
    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» была издана в 1842 году . Название поэмы можно понимать двояко. Во-первых, главный герой, Чичиков, скупает у помещиков умерших крестьян (мертвые души). Во-вторых, помещики поражают черствостью души, каждый герой наделяется отрицательными качествами. Если сравнивать умерших крестьян и живых помещиков, окажется, что именно помещики имеют «мертвые души». Так как на протяжении всего повествования проходит образ дороги, главный герой – путешествует. Складывается впечатление, что Чичиков просто посещает старых друзей.  Глазами Чичикова мы видим помещиков, их деревни, дома  и семьи, что играет важную роль в раскрытии образов. Вместе с главным героем читатель проходит  путь от Манилова  до Плюшкина. Каждый помещик расписан подробно и основательно. Рассмотрим образ Манилова.
    Фамилия Манилов – говорящая, можно догадаться, что она образована от глагола манить (привлекать к себе). В этом человеке Гоголь обличает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность, неспособность идти вперед.  Как говорится про него в поэме  «человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов вежлив и обходителен, первое впечатление от него даже приятное, но когда всматриваешься в детали и лучше узнаешь  помещика, мнение о нем меняется. С ним становится скучно.
    Манилов имеет большое поместье, но совершенно не занимается своей деревней, не знает, сколько у него крестьян. Ему безразличны жизнь и судьба простого народа, «хозяйство шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу:  все безжизненно, жалко, мелко.  Манилов непрактичен и глуп  – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.
    Манилов  постоянно витает в облаках, не желая замечать происходящего вокруг: «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост». Видно, что мечты  остаются лишь  мечтами, на смену одних приходят другие и так будет всегда. Манилов живет в мире фантазий и «прожектов», реальный мир для него чужд и непонятен, «все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».  Этот человек быстро надоедает, так как он не имеет своего мнения, а может только приторно улыбаться и говорить банальные фразы.
    Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным. Однако, в его кабинете два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице, покрытая пылью, что говорит  о том, что новая информация Манилова не интересует, он только создает вид образованного человека. Деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь «препочтеннейшие» и «прелюбезнейшие» люди. Речь характеризует этого персонажа как человека, который всегда льстит, не понятно, действительно, ли  он так думает  или просто  создает видимость, чтобы польстить другим, чтобы в нужное время рядом были полезные люди.
    Манилов старается соответствовать моде. Он  пытается придерживаться европейского образа жизни. Жена  изучает французский в пансионе, играет  на фортепиано, а дети имеют странные и сложные для произношения имена — Фемистоклюс и Алкид . Они получают   домашнее образование, что свойственно для обеспеченных людей того времени. Но вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:  дом открыт всем ветрам, пруд полностью зарос ряской, беседка в саду носит название «Храм уединенного размышления». Печать серости, скудности, неопределенности лежит на всем, что окружает Манилова. Обстановка ярко характеризует самого героя.
    Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность Манилова.  В нем нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.  В нем нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, — «мертвая душа».
    Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

  5. Фамилия персонажа выбрана автором из так называемых «говорящих». Помещик «манит» своей слащавостью, лестью и подхалимством. От общения с помещиком быстро устают. Его приятная на первый взгляд улыбка становится приторной и вызывающей скуку.
    Автор предлагает распределить общение по минутам:
    1 минута – приятный человек;
    2 минута – не знаешь что сказать;
    3 минута – «Черт знает что такое».
    После этого человек отходит в сторону от Манилова, чтобы не впасть страшную грусть и скуку. В разговоре нет живых слов, ярких выражений, задора. Все тускло, однообразно, неэмоционально, но, с другой стороны, вежливо и педантично. Красивый диалог не несет информации, он бессмыслен и пуст.

    Характер героя

    Казалось бы, характер помещика строится на его воспитании. Он образован и благороден, но на самом деле у этого персонажа нет характера. В какой момент Манилов перестал развиваться, непонятно. В кабинете лежит книга, которую читает хозяин уже больше 2 лет, причем чтение стоит на одной странице. Господин очень гостеприимен. Он принимает всех как радушный хозяин. В каждом видит только хорошее, на плохое просто закрывает глаза. Становится веселее при приближении к дому брички с гостями, улыбка расплывается по всему лицу. Чаще Манилов не разговорчив. Он предается мечтам и беседует сам с собой. Мысли улетают далеко, и только Бог знает, о чем он думает. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. Они как дым, развеваются и тают. Произносить эти мысли мужчине просто лень. Ему нравится создавать горки из золы от сигарет, которые рушатся как песочные замки.
    Какие черты характера можно считать основными:
    безразличие;
    лень;
    отсутствие собственного мнения;
    словоблудие.
    Возможно, душа Манилова еще не полностью мертва. Барин любит свою семью, но сложно представить, что будет дальше, как сложится жизнь его детей. Насколько глубоко лень засела в помещике, когда его сердце очерствеет полностью, не превратиться ли он в определенный период в Плюшкина? Вопросов много, потому что автор сумел показать реальное российское лицо. Приятные и интеллигентные люди становились скучными. Они привыкали, что вокруг них все крутится. Им не нужно что-то делать, все создано до них, появляется без их труда. Маниловых можно исправить, но сначала следует пробудить их желание к жизни.

    Особые качества

    У помещика нет имени. На удивление, но автор не дает даже намека. Необычные имена у детей есть, жену зовут Лизонька, а у героя ничего кроме фамилии. В этом его первая неуловимость. Автор говорит, что такие люди известны под именем: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Что еще можно отнести к особым чертам и характеристикам:
    Прожектерство. Манилов мечтает, стоит планы, которым не суждено сбыться. Их сложно представить в чьей-то другой голове: подземный ход, надстройка для обзора Москвы.
    Сентиментальность. Все вызывает в душе мужчины умиление, причем без разбору. Он не проникает в суть события. Радуется всему, что видит. Такое отношение вызывает удивление. Нельзя радоваться голым лесам, разбросанным домам. «Щи от чистого сердца» вызывают ухмылку у внимательного читателя. «Майский день – именины сердца» – сложно даже понять смысл восторженного чувства.
    Особых качеств у мужчины много – красивый почерк, аккуратность, но они только подчеркивают, что из Манилова мог выйти толк, но все развеялось и умерло.

  6. Многие писатели первой половины XIX века особое место в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не Интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель — богатство. В своем стремлении к наживе человек не остановится ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России. И конечно же, Н. В. Гоголь не мог оставить это без внимания.
    Смысл названия поэмы «Мертвые души» очень символичен. Гоголь не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России.
    Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по мере развития сюжета «Мертвых душ». Начало развития сюжета — пустой, праздный мечтатель и фантазер Манилов. Уже описание поместья говорит ц том, что его хозяин большой выдумщик. Дом Манилова стоит на возвышенном месте, «открытом всем ветрам», склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез. Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием «Храм уединенного размышления». Сходство с английским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью. Во внутреннем убранстве поместья Манилова также отразилось несоответствие грез помещика и реальности. В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей.
    Среди этого «великолепия» живет хозяин — Манилов со своей семьей. Эта жизнь очень похожа на идиллию: Манилов со своей женой любят друг друга, внешние проблемы решаются сами по себе без участия помещика. Все, что остается Манилову, это сидеть и мечтать о каких-нибудь новых усовершенствованиях в усадьбе: построить мост с купеческими лавками или провести подземный ход от дома. Но, несмотря на мечты хозяина, все остается по-прежнему: крестьяне как бедно жили, так бедно и живут, восьмилетний сын Фемистоклюс как был неграмотен, так и остается. Однако Манилов смешон и не вызывает отвращения, как Плюшкин или Коробочка. Он способен радушно принимать гостей и искренне стараться сделать им приятное. Манилов даже способен на благородные поступки: имея возможность заработать на мертвых душах, он отдает Чичикову их бесплатно.
    Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на » англицкий сад  с заросшим прудом», жиденький кустиками  и с бледной надписью «Храм уедимнённого размышления». Говоря,о Манилове автор восклицает: » Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов
    прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми
    представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал
    жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни.
    О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(или живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное
    удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к
    практическому действию)
    Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался
    образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома
    Манилова, в котором «вечно что-нибудь недоставало», о его слащавых
    отношениях  с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался
    со слишком умным министром. В сравнении с другими помещиками Манилов и в
    самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость
    Несмотря на то, что в произведении присутствует изрядная доля юмора, «Мертвые души» можно назвать «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя обокотором они живут. Все это Гоголь не смог игнорировать и в полной мере отразил в «Мертвых душах». Люди мало изменились, поэтому «Мертвые души» — это предостережение и для нас.

  7. Сочинение описание образа Манилова и его встречи с Чичиковым. Дорожные картины в начале поездки. Завязав знакомства, Павел Иванович «решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича». Вот наш герой в дороге. Непригляден, беден открывшийся его взору пейзаж: кочки, ельник, кусты. Перечисление мелких, незначительных предметов, оценочные эпитеты (низенькие, жидкие, обгорелые, старые, дикие), сравнения (деревни, похожие на «старые складенные дрова») – этими приемами создается типичная картина убожества, нищеты русской провинции, и в то же время читатель подготавливается к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется Чичиков.
    Усадьба Манилова. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». В усадьбе – «пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков», как иронически замечает автор. Пять-шесть «мелколистых, жиденьких» берез; под двумя из них – беседка с надписью «Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так не соответствует реальной картине!). Вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно». Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосновый лес. Даже сама погода безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».
    Авторское отступление о методах изображения характеров. В лирическом отступлении автор затрагивает вопрос о двух творческих приемах изображения характеров. Один – романтический, когда художник «бросает на полотно» слепящие краски, создавая яркий, но нежизненный портрет. Другие приемы у писателя-реалиста, который следует правде жизни, изучает «все тонкие, почти невидимые черты» характеров и обстоятельств. Именно этим путем идет автор поэмы.
    Авторская характеристика Манилова. Характер, подобный маниловскому, типичен: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». И в портретной характеристике это «ни то, ни се»: видный человек, но только «на взгляд»; черты лица «не лишены приятности», но приятность эта какая-то приторная, липкая; манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая»; «белокур, с голубыми глазами». Недаром первое впечатление доброты, приятности быстро проходит и остается брезгливое отвращение или «скука смертельная».
    «У Манилова ничего не было»: ни мыслей, ни чувств, ни жизни. Характер этого человека как бы сливается с тоном серого, скучного, безжизненного пейзажа его деревни и усадьбы. Даже авторская речь при рассказе о Манилове строится на безличных, неопределенных оборотах («хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался оно шло как-то само собой»). Но когда-то, во время службы в полку, он считался «скромнейшим, деликатнейшим, образованнейшим» (все в превосходной степени!) человеком. Мимолетное замечание, полное сарказма. Если Манилов считался таким, то каковы же были те, кто оценивал его!
    * Манилов любит мечтать. Это само по себе неплохое качество; у Манилова опять – «ни то, ни се»: мечты его глупы, фантастичны.
    Слащавая сентиментальность Манилова особенно комична в его отношениях с женой. Как «умилительно» они сюсюкают! Их речь полна существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, чехольчик. Они «запечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно было легко выкурить маленькую соломенную сигарку» – гипербола яркая и комичная. Таков Манилов, человек бесформенный, неопределенный, без человеческих желаний, без той силы жизни, которая оправдывает существование.
    Авторская характеристика четы Маниловых завершается риторическими вопросами-выводами: «Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?»
    Отступление о воспитании. Сатирическое изображение женского дворянского воспитания в рассказе о Маниловых не случайно. Именно воспитание готовит человека к жизни. А к чему готовят три «главных предмета» всех пансионов: «французский язык, необходимый для счастья семейной жизни (!), фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец вязание кошельков и других сюрпризов»?
    «Приятный разговор». О чем идет дообеденный «приятный разговор»? Да ни о чем, никакого определенного, содержания нет. Прекраснодушие и сентиментальность Манилова выражаются в восторженных (и очень неопределенных) оценках, которыми он характеризует всех своих знакомых: губернатор – «препочтеннейший и прелюбезнейший» человек, вице-губернатор – «милый», полицмейстер – «приятный» и т. п.
    А Чичиков? О, этот сразу попадает в тон беседы, соревнуется с Маниловым в умилительных определениях и даже начинает говорить восклицаниями: «И как вошел в свою должность, как понимает ее!» (о губернаторе); «Чрезвычайно приятный и какой умный, какой начитанный человек!» (о полицмейстере). И здесь гоголевская саркастическая насмешка: «Мы у него [полицмейстера] проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов»,- говорит Чичиков и тут же делает вывод: «Очень, очень достойный человек».
    Для «серьезного» разговора наши герои переходят в комнату, которую Манилов называет «кабинетом». Бытовые детали выразительно говорят о хозяине «кабинета»: «Стены. . . выкрашены какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»; книжка, уже два года заложенная на 14-й странице; табак и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Так через детали быта рельефно проступают «тонкие», «почти невидимые» черты пошлого человека. Несколько проникнутых предельной любезностью фраз – и Чичиков, наконец, приступает к делу.
    Количество умерших после ревизии крестьян? Манилов, как и следовало ожидать, не знает. Он пытается делать вид знающего человека, но только как попугай поочередно повторяет ответы и вопросы приказчика и Чичикова. Для чего же нужны Чичикову эти сведения? И Манилов слышит поразительное: гость хочет «приобресть мертвых, которые впрочем значились бы по ревизии, как живые». В толк самого дела Манилов «никак не вник», но пришел в восторг от замысловатых, туманных объяснений Чичикова.
    Проводив гостя, помещик погружается в свои нелепые мечтания. Понять странную просьбу гостя он так и не может.
    О Манилове (итоги). Характеристика Манилова (как и других помещиков – владельцев крепостных душ) строится по определенному плану: пейзаж (деревня, усадьба), портрет помещика, его быт, разговор о «мертвых душах». Авторские характеристики, замечания и отступления раздвигают рамки рассказа, определяют отношение писателя к персонажам поэмы. Два-три метких просторечных выражения дают сатирическую оценку действиям и характерам персонажей (так, в главе о Манилове чрезвычайно любезные хозяин и гость, войдя наконец боком в дверь, несколько «притиснули» друг друга).
    Что же главное в Манилове? Поражает духовное убожество этого человека, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Последовательно и все более полно раскрывает автор серость, безликость, полный отрыв этого человека от жизни. Слова «Манилов» и «маниловщина» прочно вошли в наш язык, стали характеристикой сладеньких болтунов, которые скудость мысли, пустоту души, уход от жизненных трудностей прикрывают прекраснодушной фразой.

  8. Николай Васильевич Гоголь заслуженно считается величайшим мастером слова. Его потрясающие произведения поднимают множество проблем, актуальных и для нашей современности. Это очень печально, что более чем за двести лет, по сути, мало что изменилось в укладе нашего общества.
    Николай Васильевич обладал редким талантом показывать пороки общества и конкретно взятых персонажей, маскировать их за смехом. Хотя, как утверждал В.Г. Белинский, поэму «Мёртвые души» нельзя воспринимать в ключе привычной гоголевской сатиры. В ней нет ничего смешного, автор не ставил цель развеселить читателя, он хотел привлечь внимание, показать подтекст поэмы.
    Изначально Гоголь планировал написать три тома. В первом он собирался показать отрицательные образы, во втором и третьем томах должен был быть изображён путь спасения и очищения «мёртвых душ». Но, как мы знаем, в 1842 году свет увидел первый том произведения, оставшийся единственным.
    Итак, мы знакомимся с главным героем произведения – Павлом Ивановичем Чичиковым, предприимчивым молодым человеком, мечтающим разбогатеть. Он занимается скупкой мёртвых душ, с целью заложить их в опекунский совет. Чичиков посещает пятерых помещиков. Каждый из них представляет различные характеры и отрицательные черты, свойственные в целом их классу.
    Более подробно остановимся на образе Манилова, именно к нему Чичиков отправляется в первую очередь. Гоголь – мастер деталей и говорящих фамилий. Манилов – от слова «манить». И действительно, этот образ мало кого мог бы заманить. Манилов оказывается ничем не примечательным человеком, на первый взгляд его облик и манеры не лишены приятности, но стоит лишь немного времени провести рядом с ним, как появляется ощущение ужасного отторжения. Он до приторности слащав, очень старается угодить своему визитёру, не в меру и не к месту использует в своей речи высокопарные обороты. Чего стоит одна только сцена, где Чичиков и Манилов очень долго стоят при входе в комнату и «нижайше» просят друг друга прошествовать первым.
    Автор мастерски показывает несостоятельность Манилова как человека посредством мелких деталей: это и раскрытая на 14-й странице книга, которая лежит в кабинете уже много-много лет, это и некая неопрятность дома героя. Обстановка вроде бы и с заявкой на шик, но, не доведена до конца. (Диваны и кресла обиты дорогой материей, но на одно кресло материала не хватило, и его обтянули простой рогожей). Вся прислуга в господском доме полностью отбилась от рук, пьянствует, ворует. Но Манилова это нисколько не беспокоит. Он занят философскими размышлениями, мечтами. Его «прожекты» совершенно глупы и бесполезны, но это всё, на что он способен. Нет в нём ни отвратительных, ни приятных черт. Его отношения с семьёй тоже далеки от реалий жизни. С женой они прекрасно дополняют друг друга, она такая же мечтательница, считающая основным своим супружеским долгом не присмотр за хозяйством, а рукоделие и развлечение мужа игрой на фортепиано. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами – Фемистоклюс и Алкид, что, откровенно говоря, очень нелепо для помещика, живущего в глубинке. Воспитание своих отпрысков по европейскому обычаю он доверил наёмному учителю.
    Манилов отдаёт мёртвые души Чичикову совершенно бесплатно, даже не пытаясь понять, для чего они ему нужны.
    Лучше всего этот образ характеризуется поговоркой «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов не плохой и не хороший человек. Он никакой. Без цели в жизни. Поэтому он и пополнил галерею характеров «Мёртвых душ».

  9. Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева
    Первый том поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» был напечатан в 1842 году. С названием возникли проблемы, поэтому к нему Гоголь добавил фразу: «Похождения Чичикова». Но на самом деле из-за такого названия авантюрного романа не получилось. Сюжет произведения заключается в том, что «предприниматель и подлец» Чичиков ездит по окрестным усадьбам, навещает различных помещиков и покупает у них души умерших крестьян, чтобы на них потом сделать себе состояние. Как писал сам Гоголь, в первом томе герои – «один пошлее другого».
    Манилов был первым из помещиков, к кому заехал Павел Иванович Чичиков покупать мертвые души крестьян. Его дом стоял на высоком месте и был виден издалека. Вокруг дома были устроены и подстрижены газоны, скошена трава, разбиты клумбы. Росли сирени и акации. Стояла беседка, которая, как потом выяснилось, называлась «храмом уединенного размышления». Купол у нее был зеленого цвета, колонны – голубые. На фоне полуразвалившихся крестьянских изб совсем рядом это выглядит фальшиво. Гоголь называет этот сад «аглицким», т.е. устроенным на английский манер. Так поступали многие русские помещики, которые с презрением относились ко всему родному, национальному.
    Рядом находились крестьянские избы, которых насчитывалось около двухсот. Из всех щелей глядела бедность. Каким-то непонятным был день – светло-серого цвета. Уже по внешнему виду поместья можно сделать предварительные выводы о хозяине: он совсем оторван от реальной жизни и ее проблем, витает где-то в мечтах. Недаром в его фамилии слышится глагол «манить».
    Манилов охарактеризован при помощи русской пословицы: «человек ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Он внешне приятен и опрятен, улыбается и старается угодить. Но в его доброте слишком много притворства. Манилов весь какой-то сахарный, искусственный. У него не было никакого «задора», т.е. увлечения. Он много мечтал и хозяйством не занимался. В его кабинете лежит книжка, заложенная на 14-й странице, которая читается уже два года. Так что его любовь к чтению означает отсутствие этой самой любви. Сам кабинет тоже выкрашен в серо-голубой цвет. Повсюду громоздятся горки табака. Манилов много курит, когда размышляет. Но все его размышления и планы – это утопии, они так и умирают в его голове, не дождавшись реализации.
    Интерьер комнат таков, что роскошь соседствует с запустением. На стулья опасно садиться. На стол ставят то старинный подсвечник, то старого «инвалида». Сыновей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид – в подражание античным персонажам. Фемистоклом на самом деле звали одного из афинских правителей и полководцев, а Алкид – это родовое имя Геракла. И при чем тут Россия и глухая глубинка? Для сыновей русского помещика имена, конечно, странные, если не сказать – глупые и фальшиво звучащие.
    Сколько живо и сколько умерло крестьян – Манилов не знает. На просьбу Чичикова о покупке мертвых крестьянских душ хозяин реагирует полным шоком и недоумением, даже на некоторое время теряет дар речи. Даже когда приходит в себя, начинает бормотать что-то невнятное и все его приятные манеры куда-то улетучиваются. Манилов отдает мертвые души даром. Чичиков вне себя от счастья. Оба остались очень довольны друг другом.
    Почему Манилов – тоже «мертвая душа»? Ведь он явно выигрывает на фоне Коробочки, Собакевича и особенно Плюшкина. Потому что у него нет цели в жизни. Он не живет, а просто плывет по течению. Он помещик и его развратила привычка ничего не делать. Его часто посещает скука, и развеять ее все труднее. В его характере нет «ядра», потому что и самого характера нет. Это человек вроде бы и неплохой, но никакой.
    У нас есть и другие сочинения по литературе!

  10. Большое место в поэме Гоголь уделяет изображению поместного дворянства – помещиков-крепостников.
    По наружности помещик Манилов – «человек видный». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек». В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое» и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Душевная пустота Манилова выражена, прежде всего, в праздной мечтательности и слащавой сентиментальности. Манилов любит помечтать, но мечты его беспредметны, неосуществимы. Между его мечтой и действительностью – полный разлад. Он мечтает, например, о сооружении через пруд каменного моста с лавками «по обеим сторонам», об устройстве подземного хода, о постройке дома с таким высоким бельведером, чтобы оттуда можно было видеть Москву. Никакого практического смысла в этих мечтаниях нет.
    Время Манилова ничем не заполнено. Он любит сидеть в своей «приятной комнатке», предаваться размышлениям и от нечего делать расставлять «красивыми рядками» горки выбитой из трубки золы. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года».
    В обращении с людьми Манилов до приторности учтив и обходителен. Разговаривая с Чичиковым, он пересыпает свою речь «приятными» словами и комплиментами, но не в состоянии высказать ни одной живой и интересной мысли. «От него не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова, какое можешь услышать от всякого, если коснешься задирающего его предмета».
    Ко всем людям он относится с одинаковым благодушием и в любом человеке склонен видеть только хорошее. Когда в разговоре с Чичиковым речь касается губернских чиновников, Манилов каждому из них дает самую лестную оценку: губернатор у него «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор – «милый», полицмейстер – «очень приятный» и т. д. Доброта, мягкость, доверчивое отношение к людям – эти сами по себе неплохие качества характера у Манилова являются отрицательными, так как они не связаны с критическим отношением к окружающему.
    Он далек от практической деятельности и хозяйственных дел: его дом стоит на юру, открыт всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня бедна.
    Хозяйство у этого помещика «шло как-то само собой», на поля он никогда не ездил, не знал даже, сколько у него мужиков и сколько из них умерло. Поручив хозяйство приказчику, он полностью устранился от решения каких бы то ни было хозяйственных вопросов. Его соображению никак не доступно, для чего потребовались Чичикову умершие
    крестьяне, зато с большим удовольствием он мечтает пожить с Чичиковым «на берегу какой-нибудь реки».
    Таким внешне приятным, но нравственно опустошенным изображен Манилов. Образ Манилова стал нарицательным. Пустая, не связанная с реальной жизнью мечтательность, одинаковое ко всем людям благодушие, независимо от их качеств, до сих пор носят название маниловщины.

  11. (248 слов) Манилов – первый помещик, к которому приехал Чичиков в поисках мертвых душ. Он исключительно вежливо принимает гостя, но читатель различает авторскую иронию: за внешней приветливостью в герое скрывается лицемерие. Персонаж из всех сил старается пустить пыль в глаза, поэтому так важно «разобрать по косточкам» его характер.
    Характеристика Манилова в «Мертвых душах» начинается с яркой пословицы: «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Это означает, что герой – бесхарактерный и неопределенный мужчина. При всех своих возможностях он только летает в облаках, ничего не предпринимая. Он хочет, чтобы все его считали образованным, бросает гостю высокопарные фразы, но книга на его столе покрылась пылью. Ее хозяин не занимается самообразованием, а лишь делает вид. Хозяйством Манилов тоже не увлекается, за него давно распоряжается приказчик. Поэтому все желания вроде строительства каменного моста через пруд так и остались на стадии планов. В его словах никогда не бывает конкретики, он обо всем говорит обобщенно, вокруг да около. Все это оттого, что сказать ему нечего. Помещик не имеет собственного суждения, он во всем полагается на общие места и банальные истины. В его личности нет никаких особых черт, она как медный грош – хочет всем нравиться, но почти ничего не стоит.

  12. В поэме Гоголя «Мертвые души» автор знакомит нас с помещиком Маниловым, который пытается всем угодить. Сначала он вызывает симпатию, но постепенно эта симпатия сменяется резким отторжением и неприятием такого человека.
    При первой же встрече с Чичиковым Манилов заискивает перед ним, старается сделать что-нибудь приятное. Когда они вместе подъезжают к дому этого слащавого помещика становится ясно, что он не умеет обращаться с землей и угодьями. Сам дом построен на пригорке, предоставленный всем ветрам. В результате такой непредусмотрительности в доме постоянно гуляет ветер, а это лишние расходы. Также расточительно ведет себя Манилов и по отношению к своим крестьянам и поместью. Его беспечность и фантазерство приводит постепенно к разорению, так как одними мечтами жить просто невозможно.
    Манилов настолько склонен к уходу в мир грез, что даже хотел сделать специальную беседку для этого прекрасного времяпровождения. Правда, его проект остался незаконченным, также как и другие его проекты. Из-за плохой приспособленности к жизни этот помещик старается быть приятным для всех, но со временем это преклонение утомляет. Кажется, что ты попадаешь в липкий сироп, от которого просто нужно срочно отмыться.
    Образ Манилова – это сборный образ, через который высмеивается угодничество, бездельничество и стремление к пустым фантазиям. Гоголь считал, что добиться чего-то в жизни можно только трудом, а не пустыми разговорами.

  13. Сочинение описание образа Манилова и его встречи с Чичиковым. Дорожные картины в начале поездки. Завязав знакомства, Павел Иванович «решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича». Вот наш герой в дороге. Непригляден, беден открывшийся его взору пейзаж: кочки, ельник, кусты. Перечисление мелких, незначительных предметов, оценочные эпитеты (низенькие, жидкие, обгорелые, старые, дикие), сравнения (деревни, похожие на «старые складенные дрова») – этими приемами создается типичная картина убожества, нищеты русской провинции, и в то же время читатель подготавливается к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется Чичиков.
    Усадьба Манилова. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». В усадьбе – «пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков», как иронически замечает автор. Пять-шесть «мелколистых, жиденьких» берез; под двумя из них – беседка с надписью «Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так не соответствует реальной картине!). Вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно». Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосновый лес. Даже сама погода безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».
    Авторское отступление о методах изображения характеров. В лирическом отступлении автор затрагивает вопрос о двух творческих приемах изображения характеров. Один – романтический, когда художник «бросает на полотно» слепящие краски, создавая яркий, но нежизненный портрет. Другие приемы у писателя-реалиста, который следует правде жизни, изучает «все тонкие, почти невидимые черты» характеров и обстоятельств. Именно этим путем идет автор поэмы.
    Авторская характеристика Манилова. Характер, подобный маниловскому, типичен: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». И в портретной характеристике это «ни то, ни се»: видный человек, но только «на взгляд»; черты лица «не лишены приятности», но приятность эта какая-то приторная, липкая; манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая»; «белокур, с голубыми глазами». Недаром первое впечатление доброты, приятности быстро проходит и остается брезгливое отвращение или «скука смертельная».
    «У Манилова ничего не было»: ни мыслей, ни чувств, ни жизни. Характер этого человека как бы сливается с тоном серого, скучного, безжизненного пейзажа его деревни и усадьбы. Даже авторская речь при рассказе о Манилове строится на безличных, неопределенных оборотах («хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался оно шло как-то само собой»). Но когда-то, во время службы в полку, он считался «скромнейшим, деликатнейшим, образованнейшим» (все в превосходной степени!) человеком. Мимолетное замечание, полное сарказма. Если Манилов считался таким, то каковы же были те, кто оценивал его!
    * Манилов любит мечтать. Это само по себе неплохое качество; у Манилова опять – «ни то, ни се»: мечты его глупы, фантастичны.
    Слащавая сентиментальность Манилова особенно комична в его отношениях с женой. Как «умилительно» они сюсюкают! Их речь полна существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, чехольчик. Они «запечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно было легко выкурить маленькую соломенную сигарку» – гипербола яркая и комичная. Таков Манилов, человек бесформенный, неопределенный, без человеческих желаний, без той силы жизни, которая оправдывает существование.
    Авторская характеристика четы Маниловых завершается риторическими вопросами-выводами: «Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?»
    Отступление о воспитании. Сатирическое изображение женского дворянского воспитания в рассказе о Маниловых не случайно. Именно воспитание готовит человека к жизни. А к чему готовят три «главных предмета» всех пансионов: «французский язык, необходимый для счастья семейной жизни (!), фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец вязание кошельков и других сюрпризов»?
    «Приятный разговор». О чем идет дообеденный «приятный разговор»? Да ни о чем, никакого определенного, содержания нет. Прекраснодушие и сентиментальность Манилова выражаются в восторженных (и очень неопределенных) оценках, которыми он характеризует всех своих знакомых: губернатор – «препочтеннейший и прелюбезнейший» человек, вице-губернатор – «милый», полицмейстер – «приятный» и т. п.
    А Чичиков? О, этот сразу попадает в тон беседы, соревнуется с Маниловым в умилительных определениях и даже начинает говорить восклицаниями: «И как вошел в свою должность, как понимает ее!» (о губернаторе); «Чрезвычайно приятный и какой умный, какой начитанный человек!» (о полицмейстере). И здесь гоголевская саркастическая насмешка: «Мы у него [полицмейстера] проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов»,- говорит Чичиков и тут же делает вывод: «Очень, очень достойный человек».
    Для «серьезного» разговора наши герои переходят в комнату, которую Манилов называет «кабинетом». Бытовые детали выразительно говорят о хозяине «кабинета»: «Стены. . . выкрашены какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»; книжка, уже два года заложенная на 14-й странице; табак и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Так через детали быта рельефно проступают «тонкие», «почти невидимые» черты пошлого человека. Несколько проникнутых предельной любезностью фраз – и Чичиков, наконец, приступает к делу.
    Количество умерших после ревизии крестьян? Манилов, как и следовало ожидать, не знает. Он пытается делать вид знающего человека, но только как попугай поочередно повторяет ответы и вопросы приказчика и Чичикова. Для чего же нужны Чичикову эти сведения? И Манилов слышит поразительное: гость хочет «приобресть мертвых, которые впрочем значились бы по ревизии, как живые». В толк самого дела Манилов «никак не вник», но пришел в восторг от замысловатых, туманных объяснений Чичикова.
    Проводив гостя, помещик погружается в свои нелепые мечтания. Понять странную просьбу гостя он так и не может.
    О Манилове (итоги). Характеристика Манилова (как и других помещиков – владельцев крепостных душ) строится по определенному плану: пейзаж (деревня, усадьба), портрет помещика, его быт, разговор о «мертвых душах». Авторские характеристики, замечания и отступления раздвигают рамки рассказа, определяют отношение писателя к персонажам поэмы. Два-три метких просторечных выражения дают сатирическую оценку действиям и характерам персонажей (так, в главе о Манилове чрезвычайно любезные хозяин и гость, войдя наконец боком в дверь, несколько «притиснули» друг друга).
    Что же главное в Манилове? Поражает духовное убожество этого человека, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Последовательно и все более полно раскрывает автор серость, безликость, полный отрыв этого человека от жизни. Слова «Манилов» и «маниловщина» прочно вошли в наш язык, стали характеристикой сладеньких болтунов, которые скудость мысли, пустоту души, уход от жизненных трудностей прикрывают прекраснодушной фразой.

  14. «Оставь надежды всяк сюда входящий»
    Кажется, все и так знают, что Гоголь — великий писатель, а «Мертвые души» (1842) – нетленная классика, так что нет смысла повторять это еще один раз. Поэтому, начну без долгих и ненужных предисловий. Пишу я про помещиков, и про то, почему они, как мне кажется, поставлены автором в порядке возрастания отвращения к ним. Если бы не одно «но». Но этого «но» мы коснемся немного позже.
    Мы начнем хронологически, то есть с Манилова. Помещик Манилов нам поначалу нравится, когда мы читаем его описание в первый раз. Совсем чуть-чуть, но нравится. Правда, как и пишет Гоголь, он нравится нам недолго. Буквально пару секунд. Затем мы приходит в недоумение. Еще же через некоторое время отходим, постигнув совершенную приторность и пустоту этого человека. Таков Манилов в двух словах. Ну а теперь остановимся на нем подробнее. Чтобы лучше раскрыть образ пустого мечтателя, Николай Васильевич регулярно дает нам характерные детали, к которым мы должны внимательно приглядываться. Это и книга, которую Манилов «читает» уже несколько лет, которая говорит о его бездеятельности. И разбросанный повсюду табак, символизирующий его рассеянность. И наконец, самая его суть — его пустые и глупые мечтания.
    «Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост»
    О том же говорят и характерные детали интерьера в его доме.
    Вот таков помещик Манилов. Но Манилов не совсем человек. Вернее, совсем не человек. Он — символ, притом довольно-таки однозначный. А именно – «Духовная смерть через безделье, излишнюю сентиментальность и тщетность существования». Но этот помещик, как нам кажется, самый безобидный. Он гостеприимен, дружелюбен и незлобив. Да и жену любит. Несмотря на всю его раздражающую пустоту, он не вызывает у нас сильных негативных эмоций. По крайней мере, следующие помещики будут олицетворять вещи гораздо более ужасные.
    Но давайте поспорим сами с собой и посмотрим на Манилова с другой стороны. Манилов — персонаж о прошлом, которого не сказано ровным счетом ничего. Слушая его речи, мы понимаем, что за этой сладостью и любезностью абсолютно ничего нет; нет никакой личности. Манилова невозможно духовно воскресить в принципе, так как нечего, в сущности, воскрешать. Ничего и не было в нем — одна пустота. По этой причине, начинаю другую иерархию, мы помещаем его в самый низ.
    Настасья Петровна «Дубиноголовая» Коробочка. С ней Павел Иванович повстречался случайно, заблудившись на дороге. Уже с первых минут Коробочка начинает надоедать нам и автору своей глупостью. Присутствует в описании ее дома и имения любимые Гоголем алогизмы.
    На следующий день Чичиков обедает у нее и предлагает ей купить мертвых душ. Тут то она и проявляет свою колоссальную бездумность и торгашескую натуру. Коробочка даже не задумывается над безнравственностью поступка, заботясь лишь о том, чтобы не продешевить. В конечном итоге Павел Иванович напрягает все свое искусство и все-таки заставляет Коробочку купить мертвых душ по средней цене. Тем не менее, Коробочка после этого пытается продать ему продукты своего хозяйства. Но тщетно. Чичикову от помещиков нужно только одно и он не желает находиться в их обществе после того, как это получит. Гоголь преподносит нам Настасью Петровну, как символ глупости и бренности. «Духовная смерть через глупость и торгашество».
    Если смотреть на Настасью Петровну с другой стороны, то мы увидим, что ее «хозяйственность» и торгашество все же неприятны нам меньше, чем полнейшая пустота Манилова и его грез. Она, как ни крути «живее» Манилова. Также в поэме говорится о прошлом Коробочки. Несмотря на то, что Коробочка занимает низкую ступень в иерархии помещиков, она все же способна к изменению. По крайней мере, больше предыдущего помещика.
    Исторический человек – Ноздрев. В конечном итоге именно он портит Чичикову все пребывание в городе NN. Но обо всем по порядку. Павел Иванович встречает Ноздрева в трактире вместе с его товарищем. Тот сразу же, повинуясь какой то «юркости и бойкости характера» сразу же приглашает его к себе во владения. Тут нас уже поджидают нелепости. Например, граница, не разделяющая ничего. Разбросанные повсюду сабли и ружья. Нелепые песни и полная, полнейшая неразбериха, царящая в голове (а значит и в имении) у Ноздрева. Но Ноздрев не так прост, как мы поначалу думаем. За обедом он подливает Чичикову, а сам не пьет. Он, как заядлый картежник и плут знает, что легче провести пьяного человека, чем трезвого. Услышав предложение Чичикова о мертвых душах, он единственный интересуется, зачем они ему, не поверив лжи главного героя. Затем следует торг Ноздрева и Павла Ивановича. Торг абсолютно нелепый и бессмысленный, который, разумеется, заканчивается ничем. Чичиков отправляется спать, а Ноздрев приказывает не кормить его лошадей сеном. На следующий день Ноздрев вновь предлагает ему сыграть на души в карты, но получив отказ, заговаривает об шашки. Главный герой рассуждает, что в шашках отсутствует элемент удачи и соглашается на предложение. Но тут Ноздрев начинает плутовать и если бы не подоспевший офицер, все бы закончилось очень печально. Чичиков, проклиная себя и Ноздрева, уезжает. Итак. Ноздрев – «духовная смерть через бесцельность существования и лживость»
    Но, тем не менее, нужно признать, что Ноздрев — невероятно живой человек. Гоголь постоянно подчеркивает это. И это очень важно. Ведь такой человек способен к добродетели и созиданию, если его энергию направить в нужное русло. По сравнению с Коробочкой и Маниловым он нам нравится гораздо больше, даже, несмотря на все те глупости, что он делает и неприятности, что доставляет окружающим.
    Описание Собакевича предваряет описание его имения. Оно изобилует такими эпитетами как «крепко», «прочно», «плотно». Таков же и сам Собакевич. “Он был похож на средней величины медведя”.
    Таков же и его обед
    «У меня, когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»
    Услышав предложение Чичикова, он сразу стал торговаться. Наконец уступив ему души, он распрощался с ним, довольный сделкой, смекнув, что если Чичиков заинтересован такой покупкой, то это ему, зачем то надо. А зачем – не его дело. Собакевич символизирует «духовную смерть через жадность»
    Анализируя Собакевича с противоположной точки зрения, мы сразу же замечаем, что в нем есть какое-то русское «богатырство» (прошу вас, Марина Борисовна, простить новое слово). Это какая-то широта души, которая во всех его поступках и описаниях.
    «Прореха на человечестве»- Степан Плюшкин. Это совершенно особенный помещик. Его страсть маниакальна, доведена до последней, нечеловеческой черты. Все, включая расписание его имения ( а вернее того, что от него осталось), его внешнего вида, его самого и даже его слуг говорит о его поражающей воображение скупости. Он вызывает у нас и у Гоголя худшие ощущения. Плюшкин – «духовная смерть через нечеловеческую, болезненную скупость»
    Теперь же постараемся забыть все то, что я сказал ранее. Или отложить в сторонку. И попытаемся воспринять иную точку зрения по поводу Плюшкина. Нужно отметить, что в его описании присутствуют две важные детали, раскрывающие его личность. Первая: дано почти полное описание его жизни, перемен, приведших к нынешнему образу жизни. Это означает, что герой способен меняться и эволюционировать. А эволюция — не только прогресс, но и регресс. Вторая знаменательная деталь: в месте описания Плюшкина присутствуют две закрытые церкви. В других описаниях этого нет, и более того, быть не может. Не вяжутся образы предыдущих помещиков в той духовностью, которая присуща Гоголю. А вот образ Плюшкина, как раскаявшегося грешника был бы близок его творчеству. И у этого есть явные предпосылки. Таким образом, мы приходим к совершенно обратному первому выводу: Плюшкин, более других помещиков способен к духовному возрождению.
    Вот мы и обсудили детально всех каждого из помещиков. Мы сделали это не просто так, а для того, чтобы понять символами чего они являются для нас и для Николая Васильевича. Теперь же, когда нам известна суть каждого из них, мы можем сделать одно предположение. Оно, с одной стороны может показаться достаточно очевидным, а с другой стороны — не так очевидно, каким кажется на первый взгляд. Как мне кажется, в произведении все помещики расположены в порядке возрастания неприятия их склонностей и презрения к ним со стороны читателя и автора. Если поначалу мы не испытывает особой ненависти к Манилову, хоть нам и не нравится его приторность и чрезмерная слащавость, то в самом конце, встретившись с Плюшкиным, мы презираем то, до какой низости может пасть некогда гордый человек. С каждым новым помещиком ненависть к его пороку, его образу мыслей и жизни все больше и больше нарастает. Но, как мы выяснили, помещиков можно с тем же успехом расположить помещиков по их способности к духовному возрождению.
    Если живут все люди по-разному, то мертвы они все точно одинаково. Различна лишь причина, приведшая к этому, в то время, как результат один и тот же. В этом и есть спорность вопроса. Но в этом также и прелесть «Мертвых душ». Каждый имеет право читать произведение по-своему. На то Николай Васильевич Гоголь и гений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *