Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом.
Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля.
Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в., достигая наивысшего расцвета в 60 — 70-е годы, затем переживает кризис.
В первой половине XVIII в. его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой французской революции 1789— 1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом вырождается в начале XIX в., но различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней.
В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.
Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).
Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус4. Все эти категории считались объетивными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.
Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.
Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество.
Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII — XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.
Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.
Классицизм (от лат. Classicus – “образцовый”) – напряженно-драматический и в то же час гармонически-величественный стиль – окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Трагедии Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, размышления Буало о словесном искусстве можно сравнивать с творениями древних – трагедиями Еврипида, комедиями Аристофана, баснями Эзопа, поэтикой Аристотеля…
Поставленная гуманистами Возрождения поставленная проблема – создать искусство, ни в чем не уступающее античным образцам, – была достигнута в творениях французских классицистов и их последователей.
Именно классицизм стал символом культуры Франции XVIIв.. Теоретики классицизма считали, что основу красоты в искусстве составляют определенные правила, следовать которым нужно неукоснительно они призывали подражать “упорядоченной” природе: подстриженным газонам и цветникам, радующим зрачок просвещенного человека.
Многочисленные трактаты об искусстве, написанные классицистами во главу угла ставили гармонию, разумность и творческую дисциплину поэта, обязанного противостоять хаотичности мира, в котором бушуют страсти. Самый прославленный французский теоретик классицизма – Никола Буало-Депрео (1636-1711). В его трактате “Поэтическое искусство” (1674г.) практика современников-литераторов обрела вид стройной системы. Каждому жанру в теории Буало соответствует стиль: слог, которым может быть написана басня (“средний” жанр), не подходит для героической поэмы (“высокий” жанр) и т. д. На первое место Буало ставил драматургию, а в ней выделял трагедию. Ей более всего подходили сюжеты из античности, из жизни королей и героев.
Классицизм просветительного периода опирается на опыт классицизма XVIIв. Он стремился к упорядоченности, стройной структуре художественного мира, исходит из принципов “правильного искусства” и ясной манеры изложения и ориентируется на просвещённый вкус. Александр Поп и Вольтер, Лессинг и Гёте отдают дань этому направлению, особенно в традиционных “высоких” жанрах – эпопее, трагедии, оде, – насыщая их содержание злободневной гражданской проблематикой. Принцип классицизма – единство действия: единство действия (т.е. не прерывая стихотворный рассказ), единство места (т.е.) и единство времени (т.е. в течение 24 часов).
Для русского классицизма характерна сословная обособленность, условность, схематизм в изображении реальности. Наличие в литературном языке классицизма церковно-славянских оборотов и слов делало его резко отличным от народного языка. Строго определялось различие между жанрами, каждому жанру соответствует определенный стиль языка – “штиль”. В последствии классицизм заменяется сентиментализмом и романтизмом.
Творческая
работа на тему:
«
»
Кадета 213 взвода
Чиркова Николая.
Чем же так
отличается
русский классицизм
от европейского?
Главным образом,
тем, что он
удивительно
гармонично
сочетает в себе
идеалы античности
и собственной
русской, даже
православной
культуры. Собственно,
в России трудно
провести четкую
границу между
чистой воды
классическим
искусством
и следовавшим
за ним неоклассицизмом,
настолько
тщательно и
велико было
переосмысление
античной и
европейской
культур. Россия
стала перекрестком
всех классических
направлений:
от аскетического
немецкого цопфа
до наполеоновского
ампира.
Художники
и скульпторы,
кроме античности,
чаще, чем их
европейские
коллеги, обращаются
к библейским
преданиям и
героям (вспомните
фонтан «Самсона»
и полотно «Явление
Христа народу»).
К концу классического
периода уже
появляются
работы, основанные
на событиях
отечественной
истории (памятник
Суворову, Минину
и Пожарскому).
В этих работах
символизм и
пафос античных
поз сочетается
с героизмом
российских
исторических
личностей,
именно на их
примере, а не
на абстрактных
мифологических
героях, идет
воспитание
нового поколения.
Столицей
русского классицизма
становится
Петербург. Для
этого города
характерно
то, что именно
классика является
его основой,
заложенной
еще в чертежах.
В отличие от
Москвы, пережившей
многие архитектурные
эпохи, Петербург
изначально
принимал строгие
классические
формы в перпендикулярном
пересечении
улиц, устройстве
императорских
дворцов и театров
и даже в жилых
зданиях.
Разумеется,
русским аналогом
Версаля стал
Петродворец,
созданный
Шлютером и
Растрелли. В
этом великолепном
произведении
русского паркового
искусства
гармонично
сочетаются
строгие формы
аллей и силуэты
дворцов, скульптуры
и фонтаны. Простор
и рационализм
– вот две опорные
точки русского
классицизма.
Начало XIX в.
является переходным
моментом в
истории русского
зодчества: идет
переосмысление
классических
элементов,
придание им
нового значения.
Архитектурные
композиции
становятся
более пафосными,
приобретают
еще более четкие
силуэты и легкость.
Что отражается
в таких постройках,
как Казанский
собор, Адмиралтейство,
Биржа, Александринский
театр. Героизм
античности
переходит в
героизм современников,
что видно из
многочисленных
памятников
и скульптур
Петродворца
и Петербурга
вообще.
Интересно,
что куда бы не
поворачивала
свое течение
художественная
культура, история,
Санкт-Петербург
никогда не
отдавал большего
предпочтения
ни одному другому
стилю, кроме
классицизма.
И по сей день,
говоря о русском
классицизме,
мы можем рассматривать
его феномен,
в большей степени,
на примере
Петербурга,
как его основателя
и хранителя.
Как и в живописи,
в скульптуре
классицизма
царило стремление
к подражанию
античности.
Кажется, ничто
не может нарушить
покой и сдержанность
скульптурных
композиций,
украшающих
Версаль, Веймар,
Петербург. Все
подчинено
рациональности:
застывшие
движения, идея
скульптуры
и даже ее расположение
в парке или
дворце.
Скульптуры
классицизма,
словно трехмерное
воплощение
мифов, рассказывают
нам о могучей
силе человеческой
мысли, о единении
народа в достижении
общих целей.
Просто удивительно,
как классицисты
сумели рассказать
целую эпоху
в жизни той или
иной нации при
помощи не масштабных
композиций!
Стремясь
к рациональному
применению
пространства,
занимаемого
скульптурой,
мастера тем
самым следовали
еще одному
принципу классицизма
– отходу от
частного. В
одном единственном
персонаже, чаще
всего взятом
из мифологии,
воплощался
дух целого
народа. А герои
настоящего
с той же легкостью
изображались
в античном
окружении, что
лишь подчеркивало
их историческую
роль.
Не остался
без внимания
и дизайн интерьера.
Потолок усадеб
снова поддерживался
величественными
колоннами,
стены отделывались
тканью либо
окрашивались
в пастельные
тона. Даже в
дизайне мебели
преобладала
античная простота
и гармоничность
в сочетании
с современным
рационализмом
и конструктивностью.
Она более не
была настолько
массивной и
слитной, но
гармонично
вписывалась
в открытое
пространство
классических
зданий.
Что такое классицизм? Понятие «классицизм» применимо практически ко всем видам искусства. Оно встречается в архитектуре, в музыке, в литературе, в живописи. Поэтому на вопрос, что такое классицизм, мы будем отвечать в зависимости от того, какой вид искусства имеется в виду. Если же говорить в общем, что такое классицизм — определение в этом случае будет следующее: это художественный стиль или система, которая господствовала в Европе на протяжении двух веков — с XVII по XIX век. По сути — это целая эпоха. А теперь поговорим классицизме через призму отдельных видов искусства. Что такое классицизм в литературе Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в XVI-XVII вв.
В произведениях, написанных в духе классицизма читатель найдет восхваление свободы, призывы к освобождению от религиозной тирании и гнета абсолютной монархии. Писатели эпохи классицизма в своих трудах выражали надежду на формирование нового общества, которое будет жить по иным законам — законам равенства и справедливости, а члены этого общества будут добрее и снисходительнее по отношению друг к другу. Что касается структуры классического произведения, то, в первую очередь, в нем должен соблюдаться так называемый принцип трех единств: единства действия, единства места и единства времени. Это означает, что в действии должна быть одна сюжетная линия, одно должно происходить в определенном месте, а также произведение обязательно должно разворачиваться во времени строго последовательно.
Что касается конкретных временных рамок, то в идеале действие пьесы или романа, написанных в духе классицизма, должно разворачиваться за один день. Из западных авторов, произведения которых относят к этому стилю, выделим Корнеля, Расина, Лафонтена, Мольера, Буало, Вольтера, Сэмюэла Джонсона, Босуэлла и Гиббона. В России… наиболее яркими представителями классицизма являлись такие выдающиеся писатели, как А. П.Сумароков, Д. И.Фонвизин, М. В.Ломоносов, Г. Р.Державин и А. Д.Кантемир. Что такое классицизм в музыке Прежде всего, давайте разграничим такие понятия, как «классическая музыка» и «музыка классицизма». Под классической музыкой искусствоведы и все образованные люди понимают такие музыкальные произведения, которые прошли проверку временем. В этом смысле к классике можно причислить достаточно большое количество композиторов — начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XX веком (в России это, например, Д. Д.Шостакович, С. С.Прокофьев, С. В.Рахманинов, за рубежом — Ш. М.Видор, М. Дюпре, Дж. Гершвин, Д. Эллингтон). Что же касается музыки классицизма, то к ней можно отнести музыку европейских композиторов середины XVIII — середины XIX вв. — сроки эти, конечно, весьма условны.
Зато более чем реальны личности, творившие в духе музыкального классицизма. Это, прежде всего, такие выдающиеся композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, которых в музыкальных кругах нередко называют «венскими классиками». Именно они определелили дальнейшее развитие музыки на много лет вперед. Именно их идеями пользовались впоследствии многие знаменитые композиторы, писавшие музыку уже в более современном романтическом стиле. Классицизм в архитектуре Монументальность, строгость, простота, логически выстроенная структура и гармония — с помощью именно этих слов можно охарактеризовать архитектурные сооружения, несущие на себе печать классицизма.
Это стиль ведет свою историю из глубокой древности, если точнее — со времен античности. В то время строили именно так. Архитектурный классицизм пришел в Европу на смену вычурному стилю барокко. В России классицизм в полной мере расцвел в середине XVIII — XIX вв. Самыми яркими европейскими памятниками эпохи классицизма являются, по сути, целые города — Санкт-Петербург, Хельсинки и Варшава.
Своеобразие комедий Мольера состоит в том, что они создавались в эпоху классицизма.
Классицизм — это явление общеевропейского масштаба, хотя, конечно, в каждой национальной Литературе он проявлялся и развивался по- своему. Возник классицизм в Италии, наибольшее развитие получил в XVII веке во Франции, став там почти официальным творческим направлением.
Как художественное направление в литературе и искусстве классицизм характеризуется высокой гражданской тематикой, строгим соблюдением определенных творческих норм и правил.
Писатели-классицисты отображали жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей норме, образцу. Они часто обращались в своем творчестве к античным образам и сюжетам, так как классическую древность принимали за образец совершенного и гармоничного искусства. Ведущим жанром тогда считалась трагедия, относящаяся к так называемым «высоким жанрам». Мольер же решился противопоставить этим традициям жанр комедии, что было с его стороны большой смелостью.
Оставаясь в русле классицизма, Мольер внес в это направление передовые идеи Просвещения — критику порядков феодального мира, защиту естественных прав человека, свободолюбивые мотивы. Его произведения также характеризуются вниманием к национальным историческим сюжетам. Мольер раскрывал основные принципы своей эстетической программы, говоря: «Задача комедии состоит в бичевании людских пороков… Самые блестящие трактаты на темы морали часто оказывают куда меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто так не берет людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный удар.
Легко стерпеть порицание, но насмешка нестерпима. Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным… Если же мы пожелаем прислушаться к свидетельству истории, то она скажет нам, что комедии воздавали хвалу прославленные философы древности, философы, проповедовавшие суровые правила жизни и неустанно бичевавшие пороки своего времени. Она расскажет нам о том, как неусыпно трудился на пользу театра Аристотель, и о том, что он взял на себя заботу изложить правила, коим должно следовать драматическое искусство. Она сообщит нам, сколько великих мужей древности, занимавших самое высокое положение, гордились тем, что пишут комедии, а иные из них не считали для себя зазорным читать их публично. Она напомнит, что в Греции уважение к этому искусству проявилось в почетных наградах и в постройке грандиозных театров, что, наконец, и Рим высоко чтил это искусство, — я говорю не о развращенном Риме распутных императоров, но о суровом Риме мудрых консулов в пору расцвета римской доблести».
Мольер считал, что «главная обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их», и подчеркивал общественный характер комедийного и сатирического искусства, его действенное начало. Вместе с тем в предисловии к «Тартюфу» драматург как представитель классицизма сознательно опирался на авторитет античности — на Аристотеля, которого теоретики классицизма считали своим главным наставником. Комедия оптимистична по своей природе, а оптимизм требует известного простодушия и мудрости.
В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия характеров, комедия положений. Однако в произведениях Мольера все эти виды переплетаются, соединяясь органически и гармонично. Так, в его «Тартюфе» перед нами — яркое изображение нравов, доведенные до обобщающей полноты характеры и забавные, озорные положения.
Мольер продолжал традиции античной комедии и широко использовал фольклор средних веков и богатейшее литературное наследие эпохи Возрождения. От средневековых сатирических рассказов у Мольера — бытовая конкретность и яркий колорит. Мастерство развития сюжета и органическое единство интриги, пародийная параллельность построения сцен и характеров, исключительная динамика роднят Мольера с великими комедиографами Возрождения и лучшими достижениями итальянской комедии, и все это органически соединено с эстетическими принципами классицизма.
От классицизма у Мольера — характерная линия подчеркивания какой-то одной, доминирующей черты характера в образах главных героев. Такой прием создания художественного образа характерен для всей драматургии классицизма. Следуя теории Буало, Мольер отражает окружающую действительность не во всем ее объеме, не во всей сложности, а после определенного отбора и осмысления фактов, явлений в духе рационализма, что значительно обедняло творческие возможности Мольера и ослабляло социальную остроту его произведений. Например, при изображении народа Мольер всегда наделяет его представителей мудростью и нравственной чистотой, но при этом народ никогда не поднимается до протеста против общества, в котором благоденствуют Тартюфы и Дон Жуаны, — у представителей народа нет даже проблесков мысли о необходимости взяться за социальное переустройство жизни.
Во многих комедиях Мольера строго соблюдается правило трех единств (действия, времени, места), а финалы многих его комедий условны. В «Мещанине во дворянстве» порок наказан, добродетель торжествует — все по правилам эстетики классицизма. Но в комедиях Мольера есть и черты реализма. Не понимая причин глубоких социальных противоречий современности, Мольер, как художник, «господствующий над нравами своего времени» (Гете), умел глубоко раскрыть всю порочность системы абсолютизма, основанной на сословных привилегиях и беспощадной эксплуатации народных масс. Комедии Мольера наставляли, учили зрителя. Теоретик классицизма и друг драматурга Н. Буало писал о Мольере:
Умел ты с пользой поучать И правду весело вещать.
Всем у тебя мораль готова,
Прекрасно все, разумно в ней.
И часто шутовское слово Ученой истины мудрей.
Комедии Мольера, обладая огромной силой разоблачения, приобретали политическое звучание, потому что в них писатель беспощадно бичевал носителей общественного зла, чиновников и духовенство, богатых мещан и других людей, враждебных народу, воплощал идеи гуманности, правды, красоты и добра. Это и обеспечило комедиям Мольера долгую сценическую жизнь и признание многих поколений зрителей. Л. Толстой писал: «Мольер — едва ли не самый всенародный и поэтому прекрасный художник нового времени». Выдающийся критик В. Г. Белинский так отзывался о комедиях Мольера: «Комедии Мольера — сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость… Они имели сильное влияние на современников, следовательно, имеют историческое значение. Человек, который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества, — великий человек!..»
Основной конфликт произведений – борьба между эгоистическим чувством и гражданскими долгом или между страстью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрицательные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т. д.), т. е. характеры были однолинейны. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изображались выдающиеся события, героями были монархи, государственные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.
В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сословий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты характера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
Драматические произведения в эстетике классицизма подчинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе должно занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.
Во Франции ведущими писателями классицизма были драматурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (комедия), Ж. Лафонтен (басня).
В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский классицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась национальная специфика. Если западноевропейский классицизм обращался к античным сюжетам, то русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
Представители классицизма в русской литературе – А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин.
Назовите основные черты классицизма в театре и приведите примеры из прочитанного. Эти черты являются следствием увлечения античным театром, в котором действовало соответствие закону трех единств: времени, места и действия, ориентация на античные образцы, стремление заинтересовать зрителя, использование тем культа ума, обязанности перед отчизной. Так в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» все происходит в доме мещанина Журдена. Через образ Журдена Мольер показывает зрителю: смотрите, какой смешной этот Журден, он смешной именно потому, что хочет быть не тем, кем он является на самом деле, т не делайте так, как Журден, лучше берите пример с молодого и умного Клеонта.
Чем отличаются и чем схожи классицизм и барокко? Оба художественных направления похожи ориентацией на обучение зрителя; классицизм отличается ориентацией на античные образцы – закон трех единств; в барокко действие может переноситься в разные места, происходить в разные времена. Язык классицизма простой и лаконичный, приближенный к пониманию широкой массы, язык барокко – изысканный и метафорический.
Назовите главных героев комедии Ж. -Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Это мещанин Журден, его дочь Люсиль, влюбленный в Люсиль юноша Клеонт, маркиза Доримена, граф Дорант, горничная Николь и др.
Для чего старый Журден изучает танцы, фехтование и философию? Для того, чтобы выглядеть благородно.
К какой затее прибегает Клеонт, чтобы вступить в брак с Люсиль? Клеонт понимает, что Журден глупый, и играет на его желании стать благородным, итак доказывает желание Журдена к абсурду: Клеонт притворяется сыном турецкого султана для того, чтобы вступить в брак с Люсиль.
Кем был отец Журдена? Журден – богатый мещанин, но его отец был простым торговцем, который много работал ради своей семьи и со временем создал для своего сына богатства, благодаря которым глупый Журден начал мечтать о переходе к другому слою общества, принадлежность к которой нельзя купить, которую можно получить только с рождением в благородной семье.
Чем заканчивается комедия Мольера? Все французские комедии во времена Мольера заканчивались балетом, так как это должно было развлекать короля и его семью.
Кого Мольер изображает настоящим мошенником? Доранта, который является бесстыдным мошенником, который запускает руку в карман Журдена и обманывает одурелого в своей мании буржуя.
Является ли госпожа Журден положительным персонажем? И да, и нет. Госпожа Журден простоватая и необразованная, ее мудрость в соблюдении правил простой жизни: «Не чужие сани не садись!» И все же она добрая, это женщина, которая руководствуется личным опытом.
Назовите наилучшие произведения Мольера. Мольер написал много комедий, среди которых известнейшие – «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Врач невольно», «Затеи Скапена», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф».
.
Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Человеку предъявляются очень строгие требования и искусство должно отражать эти требования. Художники классицизма равнялись на классические образцы. Считали, что вечное – неизменно – поэтому надо учиться у Греческих и Римских авторов. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Были убеждены, что красоту в искусстве создает правда – поэтому писатель должен подражать природе и изображать жизнь правдоподобно. Появляются жесткие каноны теории классицизма. Буало пишет «Поэтику искусства». «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно».
Писатели классицизма подходили к жизни с позиции разума, чувству они не доверяли, считали его изменчивым и лживым. Точно, разумно, правдиво и красиво. «Обдумать надо мысль и лишь потом писать».
Вся литература этого времени подчиняется строгому делению на жанры: высокий (трагедия, ода, поэма), средний (роман, драма), и низкий (басня, комедия). Драматические произведения требовали соблюдения трех единств: места, времени, действия. Действие должно развиваться по строгой схеме: экспозиция (вступление), завязка (начало конфликта), кульминация, развязка. Количество положительных и отрицательных героев должно быть одинаково. Долг, честь всегда торжествуют!.
мне нужно написать сочинение.
на тему:классицизм в искусстве.
Ответы:
Классицизм – стиль искусства, главным своим смыслом считающий следование образцовой классике, зародился в Риме в начале XVII века, существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция, в общем завершился с началом в Европе романтизма, но не пресекся — его последним крупным художником был Жан Огюст Доминик Энгр. Этапами классицизма считаются европейский неоклассицизм кон. XVIII — XIX веков, русский архитектурный неоклассицизм начала XX века.Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство и, опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума. Классицизму XVII века свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Великими его представителями были французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Пуссена увлекала героика Древнего Рима, идеал всепобеждающего чувства долга. Космические панорамы мира Лоррена — чистая природа, исполненная нюансов настроений, его главная тема — свет во всех тончайших своих изменениях.Главную задачу художника Пуссен и Лоррен видели в поиске и отборе им из мира Природы идеальных форм, сама идеальная природа понималась как архитектура, скульптура, живописное полотно, в котором все подчиняется закону его творца. Личный талант этих двух мастеров был много шире законов и ограничений самого стиля, но выразил главные его черты: упорядоченность и логичность всех живописных построений, их разумную организацию, обращение к вневременным, внеэмоциональным темам природы, человеческой истории и жизни.Многочисленные последователи Пуссена и Лоррена (крупнейшие — Гаспар Дюге-Пуссен, Шарль Лебрен) лишь более или менее талантливо следовали манере своих великих учителей.Господство барокко в европейском искусстве и архитектуре наложило свой отпечаток и на развитие классицизма. Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как XVII – XVIII, так и первой половины XIX веков. Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России).
Свободная тема “10 класс” – сочинение “Классицизм как направление”
Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом.
Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля.
Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в. , достигая наивысшего расцвета в 60 — 70-е годы, затем переживает кризис.
В первой половине XVIII в. его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой французской революции 1789— 1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом вырождается в начале XIX в. , но различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней.
В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.
Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).
Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус4. Все эти категории считались объетивными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.
Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.
Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество.
Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII — XVIII вв. , а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.
Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.
.
Почему А. Н. Радищев называет «осьмнадцатое столетие» одновременно безумным и мудрым?
Восемнадцатый век Радищев оценивал как век противоречий. С одной стороны, Россия достигла большого прогресса в политической сфере, в укреплении государственности, авторитета на международной арене. Расширились и укрепились границы России. Радищев, несомненно, высоко оценивал распространение и развитие идей просвещения и их влияние на общественную и интеллектуальную жизнь страны. Мудрость века проявилась также в больших научных достижениях, сказавшихся и на прогрессе в промышленности, в создании замечательных произведений русской литературы, скульптуры, градостроительства, живописи. «Осьмнадцатое столетие» в то же время «безумно» из-за постоянных кровопролитий. Это в первую очередь крестьянские войны, крупнейшей из которых стало восстание Пугачева, их жесточайшее подавление, дальнейшее усиление крепостнического гнета, произвола «власть имущих». Это и безумная реакция властей на стремление передовой части общества к духовной свободе. Вспомним судьбы просветителя Н. И. Новикова и самого Радищева, за свою литературную деятельность подвергшихся репрессиям.
Охарактеризуйте классицизм как литературное направление. Назовите черты русского классицизма.
Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. Классицисты исповедовали философию Р. Декарта, согласно которой отдавали предпочтение разуму перед чувствами и эмоциями. Любой конфликт в их произведениях решался в пользу разума, долга перед отечеством, служения обществу, верности традициям. Слово «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый». Писатели этого направления таковыми образцами считали произведения античной литературы — древнегреческой и римской. Потому часто их собственные эпические, драматические и стихотворные произведения были написаны на античные сюжеты, содержали в себе указания на них, имена героев и мифологических персонажей античного мира. Классицисты также использовали основы античной эстетики при построении своих творений, например трехчастную композицию в оде и архитектурных сооружениях, три единства в драме, прямые ораторские обращения, строгое деление согласно античной эстетике на роды и жанры, притом каждому жанру соответствовал свой стиль: комедии и сатире — низкий, оде, трагедии — высокий, драме — средний. Герои также делились на возвышенных и низких. Эстетические требования, которыми руководствовались классицисты, были сформулированы еще Аристотелем в трактате «Поэтика» и закреплены в «Поэтическом искусстве» французского теоретика классицизма Н. Буало.
Литература русского классицизма развивалась в середине XVIII века. Учитывая опыт и принципы западноевропейской литературы, имела ряд своих особенностей. Их можно кратко сформулировать следующим образом: а) повышенный интерес к русским национальным традициям, к историческому прошлому нашего отечества, а также и к некоторым актуальным проблемам современников; б) большее развитие, чем на Западе, в классицизме получило сатирическое направление, обличавшее пороки российского общества; в) перенесение идеи абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма, что привело к возникновению новой в истории классицизма антидеспотической, тираноборческой направленности произведений, выразившейся в обличении пороков людей, наделенных властью и не исполнявших должным образом свои обязанности; г) наконец, проявление интереса к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина, а также интереса к русскому народному творчеству.
Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом.
Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля.
Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в., достигая наивысшего расцвета в 60 — 70-е годы, затем переживает кризис.
В первой половине XVIII в. его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой французской революции 1789— 1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом вырождается в начале XIX в., но различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней.
В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.
Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).
Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус4. Все эти категории считались объетивными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.
Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.
Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество.
Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII — XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.
Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.
Классицизм (от лат. Classicus – “образцовый”) – напряженно-драматический и в то же час гармонически-величественный стиль – окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Трагедии Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, размышления Буало о словесном искусстве можно сравнивать с творениями древних – трагедиями Еврипида, комедиями Аристофана, баснями Эзопа, поэтикой Аристотеля…
Поставленная гуманистами Возрождения поставленная проблема – создать искусство, ни в чем не уступающее античным образцам, – была достигнута в творениях французских классицистов и их последователей.
Именно классицизм стал символом культуры Франции XVIIв.. Теоретики классицизма считали, что основу красоты в искусстве составляют определенные правила, следовать которым нужно неукоснительно они призывали подражать “упорядоченной” природе: подстриженным газонам и цветникам, радующим зрачок просвещенного человека.
Многочисленные трактаты об искусстве, написанные классицистами во главу угла ставили гармонию, разумность и творческую дисциплину поэта, обязанного противостоять хаотичности мира, в котором бушуют страсти. Самый прославленный французский теоретик классицизма – Никола Буало-Депрео (1636-1711). В его трактате “Поэтическое искусство” (1674г.) практика современников-литераторов обрела вид стройной системы. Каждому жанру в теории Буало соответствует стиль: слог, которым может быть написана басня (“средний” жанр), не подходит для героической поэмы (“высокий” жанр) и т. д. На первое место Буало ставил драматургию, а в ней выделял трагедию. Ей более всего подходили сюжеты из античности, из жизни королей и героев.
Классицизм просветительного периода опирается на опыт классицизма XVIIв. Он стремился к упорядоченности, стройной структуре художественного мира, исходит из принципов “правильного искусства” и ясной манеры изложения и ориентируется на просвещённый вкус. Александр Поп и Вольтер, Лессинг и Гёте отдают дань этому направлению, особенно в традиционных “высоких” жанрах – эпопее, трагедии, оде, – насыщая их содержание злободневной гражданской проблематикой. Принцип классицизма – единство действия: единство действия (т.е. не прерывая стихотворный рассказ), единство места (т.е.) и единство времени (т.е. в течение 24 часов).
Для русского классицизма характерна сословная обособленность, условность, схематизм в изображении реальности. Наличие в литературном языке классицизма церковно-славянских оборотов и слов делало его резко отличным от народного языка. Строго определялось различие между жанрами, каждому жанру соответствует определенный стиль языка – “штиль”. В последствии классицизм заменяется сентиментализмом и романтизмом.
Творческая
работа на тему:
«
»
Кадета 213 взвода
Чиркова Николая.
Чем же так
отличается
русский классицизм
от европейского?
Главным образом,
тем, что он
удивительно
гармонично
сочетает в себе
идеалы античности
и собственной
русской, даже
православной
культуры. Собственно,
в России трудно
провести четкую
границу между
чистой воды
классическим
искусством
и следовавшим
за ним неоклассицизмом,
настолько
тщательно и
велико было
переосмысление
античной и
европейской
культур. Россия
стала перекрестком
всех классических
направлений:
от аскетического
немецкого цопфа
до наполеоновского
ампира.
Художники
и скульпторы,
кроме античности,
чаще, чем их
европейские
коллеги, обращаются
к библейским
преданиям и
героям (вспомните
фонтан «Самсона»
и полотно «Явление
Христа народу»).
К концу классического
периода уже
появляются
работы, основанные
на событиях
отечественной
истории (памятник
Суворову, Минину
и Пожарскому).
В этих работах
символизм и
пафос античных
поз сочетается
с героизмом
российских
исторических
личностей,
именно на их
примере, а не
на абстрактных
мифологических
героях, идет
воспитание
нового поколения.
Столицей
русского классицизма
становится
Петербург. Для
этого города
характерно
то, что именно
классика является
его основой,
заложенной
еще в чертежах.
В отличие от
Москвы, пережившей
многие архитектурные
эпохи, Петербург
изначально
принимал строгие
классические
формы в перпендикулярном
пересечении
улиц, устройстве
императорских
дворцов и театров
и даже в жилых
зданиях.
Разумеется,
русским аналогом
Версаля стал
Петродворец,
созданный
Шлютером и
Растрелли. В
этом великолепном
произведении
русского паркового
искусства
гармонично
сочетаются
строгие формы
аллей и силуэты
дворцов, скульптуры
и фонтаны. Простор
и рационализм
– вот две опорные
точки русского
классицизма.
Начало XIX в.
является переходным
моментом в
истории русского
зодчества: идет
переосмысление
классических
элементов,
придание им
нового значения.
Архитектурные
композиции
становятся
более пафосными,
приобретают
еще более четкие
силуэты и легкость.
Что отражается
в таких постройках,
как Казанский
собор, Адмиралтейство,
Биржа, Александринский
театр. Героизм
античности
переходит в
героизм современников,
что видно из
многочисленных
памятников
и скульптур
Петродворца
и Петербурга
вообще.
Интересно,
что куда бы не
поворачивала
свое течение
художественная
культура, история,
Санкт-Петербург
никогда не
отдавал большего
предпочтения
ни одному другому
стилю, кроме
классицизма.
И по сей день,
говоря о русском
классицизме,
мы можем рассматривать
его феномен,
в большей степени,
на примере
Петербурга,
как его основателя
и хранителя.
Как и в живописи,
в скульптуре
классицизма
царило стремление
к подражанию
античности.
Кажется, ничто
не может нарушить
покой и сдержанность
скульптурных
композиций,
украшающих
Версаль, Веймар,
Петербург. Все
подчинено
рациональности:
застывшие
движения, идея
скульптуры
и даже ее расположение
в парке или
дворце.
Скульптуры
классицизма,
словно трехмерное
воплощение
мифов, рассказывают
нам о могучей
силе человеческой
мысли, о единении
народа в достижении
общих целей.
Просто удивительно,
как классицисты
сумели рассказать
целую эпоху
в жизни той или
иной нации при
помощи не масштабных
композиций!
Стремясь
к рациональному
применению
пространства,
занимаемого
скульптурой,
мастера тем
самым следовали
еще одному
принципу классицизма
– отходу от
частного. В
одном единственном
персонаже, чаще
всего взятом
из мифологии,
воплощался
дух целого
народа. А герои
настоящего
с той же легкостью
изображались
в античном
окружении, что
лишь подчеркивало
их историческую
роль.
Не остался
без внимания
и дизайн интерьера.
Потолок усадеб
снова поддерживался
величественными
колоннами,
стены отделывались
тканью либо
окрашивались
в пастельные
тона. Даже в
дизайне мебели
преобладала
античная простота
и гармоничность
в сочетании
с современным
рационализмом
и конструктивностью.
Она более не
была настолько
массивной и
слитной, но
гармонично
вписывалась
в открытое
пространство
классических
зданий.
Что такое классицизм? Понятие «классицизм» применимо практически ко всем видам искусства. Оно встречается в архитектуре, в музыке, в литературе, в живописи. Поэтому на вопрос, что такое классицизм, мы будем отвечать в зависимости от того, какой вид искусства имеется в виду. Если же говорить в общем, что такое классицизм — определение в этом случае будет следующее: это художественный стиль или система, которая господствовала в Европе на протяжении двух веков — с XVII по XIX век. По сути — это целая эпоха. А теперь поговорим классицизме через призму отдельных видов искусства. Что такое классицизм в литературе Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в XVI-XVII вв.
В произведениях, написанных в духе классицизма читатель найдет восхваление свободы, призывы к освобождению от религиозной тирании и гнета абсолютной монархии. Писатели эпохи классицизма в своих трудах выражали надежду на формирование нового общества, которое будет жить по иным законам — законам равенства и справедливости, а члены этого общества будут добрее и снисходительнее по отношению друг к другу. Что касается структуры классического произведения, то, в первую очередь, в нем должен соблюдаться так называемый принцип трех единств: единства действия, единства места и единства времени. Это означает, что в действии должна быть одна сюжетная линия, одно должно происходить в определенном месте, а также произведение обязательно должно разворачиваться во времени строго последовательно.
Что касается конкретных временных рамок, то в идеале действие пьесы или романа, написанных в духе классицизма, должно разворачиваться за один день. Из западных авторов, произведения которых относят к этому стилю, выделим Корнеля, Расина, Лафонтена, Мольера, Буало, Вольтера, Сэмюэла Джонсона, Босуэлла и Гиббона. В России… наиболее яркими представителями классицизма являлись такие выдающиеся писатели, как А. П.Сумароков, Д. И.Фонвизин, М. В.Ломоносов, Г. Р.Державин и А. Д.Кантемир. Что такое классицизм в музыке Прежде всего, давайте разграничим такие понятия, как «классическая музыка» и «музыка классицизма». Под классической музыкой искусствоведы и все образованные люди понимают такие музыкальные произведения, которые прошли проверку временем. В этом смысле к классике можно причислить достаточно большое количество композиторов — начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XX веком (в России это, например, Д. Д.Шостакович, С. С.Прокофьев, С. В.Рахманинов, за рубежом — Ш. М.Видор, М. Дюпре, Дж. Гершвин, Д. Эллингтон). Что же касается музыки классицизма, то к ней можно отнести музыку европейских композиторов середины XVIII — середины XIX вв. — сроки эти, конечно, весьма условны.
Зато более чем реальны личности, творившие в духе музыкального классицизма. Это, прежде всего, такие выдающиеся композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, которых в музыкальных кругах нередко называют «венскими классиками». Именно они определелили дальнейшее развитие музыки на много лет вперед. Именно их идеями пользовались впоследствии многие знаменитые композиторы, писавшие музыку уже в более современном романтическом стиле. Классицизм в архитектуре Монументальность, строгость, простота, логически выстроенная структура и гармония — с помощью именно этих слов можно охарактеризовать архитектурные сооружения, несущие на себе печать классицизма.
Это стиль ведет свою историю из глубокой древности, если точнее — со времен античности. В то время строили именно так. Архитектурный классицизм пришел в Европу на смену вычурному стилю барокко. В России классицизм в полной мере расцвел в середине XVIII — XIX вв. Самыми яркими европейскими памятниками эпохи классицизма являются, по сути, целые города — Санкт-Петербург, Хельсинки и Варшава.
Своеобразие комедий Мольера состоит в том, что они создавались в эпоху классицизма.
Классицизм — это явление общеевропейского масштаба, хотя, конечно, в каждой национальной Литературе он проявлялся и развивался по- своему. Возник классицизм в Италии, наибольшее развитие получил в XVII веке во Франции, став там почти официальным творческим направлением.
Как художественное направление в литературе и искусстве классицизм характеризуется высокой гражданской тематикой, строгим соблюдением определенных творческих норм и правил.
Писатели-классицисты отображали жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей норме, образцу. Они часто обращались в своем творчестве к античным образам и сюжетам, так как классическую древность принимали за образец совершенного и гармоничного искусства. Ведущим жанром тогда считалась трагедия, относящаяся к так называемым «высоким жанрам». Мольер же решился противопоставить этим традициям жанр комедии, что было с его стороны большой смелостью.
Оставаясь в русле классицизма, Мольер внес в это направление передовые идеи Просвещения — критику порядков феодального мира, защиту естественных прав человека, свободолюбивые мотивы. Его произведения также характеризуются вниманием к национальным историческим сюжетам. Мольер раскрывал основные принципы своей эстетической программы, говоря: «Задача комедии состоит в бичевании людских пороков… Самые блестящие трактаты на темы морали часто оказывают куда меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто так не берет людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный удар.
Легко стерпеть порицание, но насмешка нестерпима. Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным… Если же мы пожелаем прислушаться к свидетельству истории, то она скажет нам, что комедии воздавали хвалу прославленные философы древности, философы, проповедовавшие суровые правила жизни и неустанно бичевавшие пороки своего времени. Она расскажет нам о том, как неусыпно трудился на пользу театра Аристотель, и о том, что он взял на себя заботу изложить правила, коим должно следовать драматическое искусство. Она сообщит нам, сколько великих мужей древности, занимавших самое высокое положение, гордились тем, что пишут комедии, а иные из них не считали для себя зазорным читать их публично. Она напомнит, что в Греции уважение к этому искусству проявилось в почетных наградах и в постройке грандиозных театров, что, наконец, и Рим высоко чтил это искусство, — я говорю не о развращенном Риме распутных императоров, но о суровом Риме мудрых консулов в пору расцвета римской доблести».
Мольер считал, что «главная обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их», и подчеркивал общественный характер комедийного и сатирического искусства, его действенное начало. Вместе с тем в предисловии к «Тартюфу» драматург как представитель классицизма сознательно опирался на авторитет античности — на Аристотеля, которого теоретики классицизма считали своим главным наставником. Комедия оптимистична по своей природе, а оптимизм требует известного простодушия и мудрости.
В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия характеров, комедия положений. Однако в произведениях Мольера все эти виды переплетаются, соединяясь органически и гармонично. Так, в его «Тартюфе» перед нами — яркое изображение нравов, доведенные до обобщающей полноты характеры и забавные, озорные положения.
Мольер продолжал традиции античной комедии и широко использовал фольклор средних веков и богатейшее литературное наследие эпохи Возрождения. От средневековых сатирических рассказов у Мольера — бытовая конкретность и яркий колорит. Мастерство развития сюжета и органическое единство интриги, пародийная параллельность построения сцен и характеров, исключительная динамика роднят Мольера с великими комедиографами Возрождения и лучшими достижениями итальянской комедии, и все это органически соединено с эстетическими принципами классицизма.
От классицизма у Мольера — характерная линия подчеркивания какой-то одной, доминирующей черты характера в образах главных героев. Такой прием создания художественного образа характерен для всей драматургии классицизма. Следуя теории Буало, Мольер отражает окружающую действительность не во всем ее объеме, не во всей сложности, а после определенного отбора и осмысления фактов, явлений в духе рационализма, что значительно обедняло творческие возможности Мольера и ослабляло социальную остроту его произведений. Например, при изображении народа Мольер всегда наделяет его представителей мудростью и нравственной чистотой, но при этом народ никогда не поднимается до протеста против общества, в котором благоденствуют Тартюфы и Дон Жуаны, — у представителей народа нет даже проблесков мысли о необходимости взяться за социальное переустройство жизни.
Во многих комедиях Мольера строго соблюдается правило трех единств (действия, времени, места), а финалы многих его комедий условны. В «Мещанине во дворянстве» порок наказан, добродетель торжествует — все по правилам эстетики классицизма. Но в комедиях Мольера есть и черты реализма. Не понимая причин глубоких социальных противоречий современности, Мольер, как художник, «господствующий над нравами своего времени» (Гете), умел глубоко раскрыть всю порочность системы абсолютизма, основанной на сословных привилегиях и беспощадной эксплуатации народных масс. Комедии Мольера наставляли, учили зрителя. Теоретик классицизма и друг драматурга Н. Буало писал о Мольере:
Умел ты с пользой поучать И правду весело вещать.
Всем у тебя мораль готова,
Прекрасно все, разумно в ней.
И часто шутовское слово Ученой истины мудрей.
Комедии Мольера, обладая огромной силой разоблачения, приобретали политическое звучание, потому что в них писатель беспощадно бичевал носителей общественного зла, чиновников и духовенство, богатых мещан и других людей, враждебных народу, воплощал идеи гуманности, правды, красоты и добра. Это и обеспечило комедиям Мольера долгую сценическую жизнь и признание многих поколений зрителей. Л. Толстой писал: «Мольер — едва ли не самый всенародный и поэтому прекрасный художник нового времени». Выдающийся критик В. Г. Белинский так отзывался о комедиях Мольера: «Комедии Мольера — сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость… Они имели сильное влияние на современников, следовательно, имеют историческое значение. Человек, который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества, — великий человек!..»
Основной конфликт произведений – борьба между эгоистическим чувством и гражданскими долгом или между страстью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрицательные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т. д.), т. е. характеры были однолинейны. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изображались выдающиеся события, героями были монархи, государственные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.
В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сословий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты характера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
Драматические произведения в эстетике классицизма подчинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе должно занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.
Во Франции ведущими писателями классицизма были драматурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (комедия), Ж. Лафонтен (басня).
В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский классицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась национальная специфика. Если западноевропейский классицизм обращался к античным сюжетам, то русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
Представители классицизма в русской литературе – А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин.
Назовите основные черты классицизма в театре и приведите примеры из прочитанного. Эти черты являются следствием увлечения античным театром, в котором действовало соответствие закону трех единств: времени, места и действия, ориентация на античные образцы, стремление заинтересовать зрителя, использование тем культа ума, обязанности перед отчизной. Так в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» все происходит в доме мещанина Журдена. Через образ Журдена Мольер показывает зрителю: смотрите, какой смешной этот Журден, он смешной именно потому, что хочет быть не тем, кем он является на самом деле, т не делайте так, как Журден, лучше берите пример с молодого и умного Клеонта.
Чем отличаются и чем схожи классицизм и барокко? Оба художественных направления похожи ориентацией на обучение зрителя; классицизм отличается ориентацией на античные образцы – закон трех единств; в барокко действие может переноситься в разные места, происходить в разные времена. Язык классицизма простой и лаконичный, приближенный к пониманию широкой массы, язык барокко – изысканный и метафорический.
Назовите главных героев комедии Ж. -Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Это мещанин Журден, его дочь Люсиль, влюбленный в Люсиль юноша Клеонт, маркиза Доримена, граф Дорант, горничная Николь и др.
Для чего старый Журден изучает танцы, фехтование и философию? Для того, чтобы выглядеть благородно.
К какой затее прибегает Клеонт, чтобы вступить в брак с Люсиль? Клеонт понимает, что Журден глупый, и играет на его желании стать благородным, итак доказывает желание Журдена к абсурду: Клеонт притворяется сыном турецкого султана для того, чтобы вступить в брак с Люсиль.
Кем был отец Журдена? Журден – богатый мещанин, но его отец был простым торговцем, который много работал ради своей семьи и со временем создал для своего сына богатства, благодаря которым глупый Журден начал мечтать о переходе к другому слою общества, принадлежность к которой нельзя купить, которую можно получить только с рождением в благородной семье.
Чем заканчивается комедия Мольера? Все французские комедии во времена Мольера заканчивались балетом, так как это должно было развлекать короля и его семью.
Кого Мольер изображает настоящим мошенником? Доранта, который является бесстыдным мошенником, который запускает руку в карман Журдена и обманывает одурелого в своей мании буржуя.
Является ли госпожа Журден положительным персонажем? И да, и нет. Госпожа Журден простоватая и необразованная, ее мудрость в соблюдении правил простой жизни: «Не чужие сани не садись!» И все же она добрая, это женщина, которая руководствуется личным опытом.
Назовите наилучшие произведения Мольера. Мольер написал много комедий, среди которых известнейшие – «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Врач невольно», «Затеи Скапена», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф».
.
Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Человеку предъявляются очень строгие требования и искусство должно отражать эти требования. Художники классицизма равнялись на классические образцы. Считали, что вечное – неизменно – поэтому надо учиться у Греческих и Римских авторов. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Были убеждены, что красоту в искусстве создает правда – поэтому писатель должен подражать природе и изображать жизнь правдоподобно. Появляются жесткие каноны теории классицизма. Буало пишет «Поэтику искусства». «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно».
Писатели классицизма подходили к жизни с позиции разума, чувству они не доверяли, считали его изменчивым и лживым. Точно, разумно, правдиво и красиво. «Обдумать надо мысль и лишь потом писать».
Вся литература этого времени подчиняется строгому делению на жанры: высокий (трагедия, ода, поэма), средний (роман, драма), и низкий (басня, комедия). Драматические произведения требовали соблюдения трех единств: места, времени, действия. Действие должно развиваться по строгой схеме: экспозиция (вступление), завязка (начало конфликта), кульминация, развязка. Количество положительных и отрицательных героев должно быть одинаково. Долг, честь всегда торжествуют!.
мне нужно написать сочинение.
на тему:классицизм в искусстве.
Ответы:
Классицизм – стиль искусства, главным своим смыслом считающий следование образцовой классике, зародился в Риме в начале XVII века, существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция, в общем завершился с началом в Европе романтизма, но не пресекся — его последним крупным художником был Жан Огюст Доминик Энгр. Этапами классицизма считаются европейский неоклассицизм кон. XVIII — XIX веков, русский архитектурный неоклассицизм начала XX века.Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство и, опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума. Классицизму XVII века свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Великими его представителями были французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Пуссена увлекала героика Древнего Рима, идеал всепобеждающего чувства долга. Космические панорамы мира Лоррена — чистая природа, исполненная нюансов настроений, его главная тема — свет во всех тончайших своих изменениях.Главную задачу художника Пуссен и Лоррен видели в поиске и отборе им из мира Природы идеальных форм, сама идеальная природа понималась как архитектура, скульптура, живописное полотно, в котором все подчиняется закону его творца. Личный талант этих двух мастеров был много шире законов и ограничений самого стиля, но выразил главные его черты: упорядоченность и логичность всех живописных построений, их разумную организацию, обращение к вневременным, внеэмоциональным темам природы, человеческой истории и жизни.Многочисленные последователи Пуссена и Лоррена (крупнейшие — Гаспар Дюге-Пуссен, Шарль Лебрен) лишь более или менее талантливо следовали манере своих великих учителей.Господство барокко в европейском искусстве и архитектуре наложило свой отпечаток и на развитие классицизма. Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как XVII – XVIII, так и первой половины XIX веков. Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России).
Свободная тема “10 класс” – сочинение “Классицизм как направление”
Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом.
Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля.
Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в. , достигая наивысшего расцвета в 60 — 70-е годы, затем переживает кризис.
В первой половине XVIII в. его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой французской революции 1789— 1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом вырождается в начале XIX в. , но различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней.
В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.
Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).
Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус4. Все эти категории считались объетивными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.
Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.
Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество.
Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII — XVIII вв. , а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.
Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.
.
Почему А. Н. Радищев называет «осьмнадцатое столетие» одновременно безумным и мудрым?
Восемнадцатый век Радищев оценивал как век противоречий. С одной стороны, Россия достигла большого прогресса в политической сфере, в укреплении государственности, авторитета на международной арене. Расширились и укрепились границы России. Радищев, несомненно, высоко оценивал распространение и развитие идей просвещения и их влияние на общественную и интеллектуальную жизнь страны. Мудрость века проявилась также в больших научных достижениях, сказавшихся и на прогрессе в промышленности, в создании замечательных произведений русской литературы, скульптуры, градостроительства, живописи. «Осьмнадцатое столетие» в то же время «безумно» из-за постоянных кровопролитий. Это в первую очередь крестьянские войны, крупнейшей из которых стало восстание Пугачева, их жесточайшее подавление, дальнейшее усиление крепостнического гнета, произвола «власть имущих». Это и безумная реакция властей на стремление передовой части общества к духовной свободе. Вспомним судьбы просветителя Н. И. Новикова и самого Радищева, за свою литературную деятельность подвергшихся репрессиям.
Охарактеризуйте классицизм как литературное направление. Назовите черты русского классицизма.
Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. Классицисты исповедовали философию Р. Декарта, согласно которой отдавали предпочтение разуму перед чувствами и эмоциями. Любой конфликт в их произведениях решался в пользу разума, долга перед отечеством, служения обществу, верности традициям. Слово «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый». Писатели этого направления таковыми образцами считали произведения античной литературы — древнегреческой и римской. Потому часто их собственные эпические, драматические и стихотворные произведения были написаны на античные сюжеты, содержали в себе указания на них, имена героев и мифологических персонажей античного мира. Классицисты также использовали основы античной эстетики при построении своих творений, например трехчастную композицию в оде и архитектурных сооружениях, три единства в драме, прямые ораторские обращения, строгое деление согласно античной эстетике на роды и жанры, притом каждому жанру соответствовал свой стиль: комедии и сатире — низкий, оде, трагедии — высокий, драме — средний. Герои также делились на возвышенных и низких. Эстетические требования, которыми руководствовались классицисты, были сформулированы еще Аристотелем в трактате «Поэтика» и закреплены в «Поэтическом искусстве» французского теоретика классицизма Н. Буало.
Литература русского классицизма развивалась в середине XVIII века. Учитывая опыт и принципы западноевропейской литературы, имела ряд своих особенностей. Их можно кратко сформулировать следующим образом: а) повышенный интерес к русским национальным традициям, к историческому прошлому нашего отечества, а также и к некоторым актуальным проблемам современников; б) большее развитие, чем на Западе, в классицизме получило сатирическое направление, обличавшее пороки российского общества; в) перенесение идеи абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма, что привело к возникновению новой в истории классицизма антидеспотической, тираноборческой направленности произведений, выразившейся в обличении пороков людей, наделенных властью и не исполнявших должным образом свои обязанности; г) наконец, проявление интереса к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина, а также интереса к русскому народному творчеству.