Мини сочинение на тему лингвистика

6 вариантов

  1. Особенности лингвистического сочинения касаются и темы, и формы, и содержания. Усвоить их ученик должен самостоятельно, потому что это экзаменационное задание выполняется в классной комнате под контролем преподавателя. Ни родители, ни шпаргалки не помогут наверстать упущенное на уроках языка. Причем важны именно фундаментальные знания. Оценка лингвистического сочинения учитывает знание языковой теории, применение ее на письме, понимание принципов построения текста и различий между жанрами. Пренебрежение любым из этих параметров неизбежно скажется на количестве присвоенных работе баллов, так что буквально ко всем нюансам следует отнестись как можно внимательнее.
    Требования к лингвистическому сочинению
    Лингвистическим называется сочинение на тему из области теории языка. Задание может касаться грамматики, пунктуации, морфологии – словом, любого раздела лингвистики. По стилю изложения мыслей лингвистическое сочинение – это рассуждение, основанное на некоем изначальном тезисе и раскрывающем его смысл с помощью примеров, цитат и собственных аргументов. Так что вам предстоит быть вдвойне щепетильным: продемонстрировать комплексную подготовку, теоретическую и практическую, написав это сочинение как «два в одном».
    Тема лингвистического сочинения на ИГА озвучивается непосредственно перед началом выполнения задания и может формулироваться, например, так: «В каких случаях на письме используется двоеточие» или «Каковы правила оформления прямой речи в письменном тесте». От вас требуется изложить соответствующее правило русского языка, привести варианты его использования и проявить способность внятно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме. Кроме того, нужно четко структурировать свой ответ в соответствии с утвержденными Министерством образования нормами написания лингвистического сочинения:
    Рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением соответствующей структуры текста.
    Постановка высказывания, необходимого для развития темы.
    Аргументация собственной точки зрения, использующая пройденный материал.
    Логичное и последовательное выражение мыслей, лаконичные и четкие формулировки.
    Знание научной терминологии и уместное ее использование в тексте сочинения.
    Грамотность, соблюдение всех правил грамматики, пунктуации, стилистики и т.д.
    Эти требования закреплены в методических пособиях для учителей русского языка и обязательны для соблюдения при проверке экзаменационной работы. Удачное сочинение должно отвечать каждому из них и при этом не быть шаблонным, выражать индивидуальные знания и опыт школьников. Поэтому даже использование прошлогоднего материала не гарантирует полную готовность к написанию лингвистического сочинения. Каждый раз для аттестации предлагается новое задание, достойное выполнение которого возможно лишь благодаря полноценной всеобъемлющей подготовке и отличному знанию материала школьного курса.
    Структура лингвистического сочинения
    Построение текста сочинения учитывается экзаменатором в не меньшей степени, чем его содержание. При написании лингвистического рассуждения придерживайтесь такой архитектуры:
    Вступление. В этой части необходимо обозначить основной тезис, на котором базируется дальнейший ход мыслей автора сочинения.
    Основная часть. По объему превышает две другие части текста. Она должна содержать достаточное количество аргументов и примеров, их иллюстрирующих. Приводите примеры своими словами, но в любом случае не меньше двух на каждое описываемое явление.
    Вывод. Станет заключением вашего сочинения. Не забудьте упомянуть в нем ту же информацию, что во вступлении, но переформулировать ее.
    Общий объем лингвистического сочинения не может быть меньше 70-80 слов. Более краткие работы рискуют быть не засчитанными экзаменационной комиссией. Поэтому постарайтесь высказываться развернуто, но без явной словесной «воды». Для формулировки тезиса будет достаточно 2-3 сложных предложений, но рассуждение о его сути должно быть гораздо шире.
    План лингвистического сочинения
    Аттестационное задание не подразумевает обязательное составление плана и его отражение в чистовике, но мысленно составленная последовательность разделов текста поможет вам сосредоточиться и следовать нужным пунктам, ничего не забыв и не написав лишнего:
    Тезис-вступление.
    Примеры-аргументы:
    Пример №1;
    Пример №2.
    Вывод-резюме.
    Каждый раздел начинайте с нового абзаца, то есть в вашем сочинении их должно получиться не меньше трех.
    Пишем лингвистическое сочинение правильно
    Тем не менее, не боги горшки обжигают, и вот уже несколько лет девятиклассники более-менее успешно проходят государственную аттестацию по русскому языку. Начните готовиться к ней заранее, и экзамен дастся вам без лишних сложностей. Во время подготовки учитывайте изложенные выше стандарты сочинения и пользуйтесь такой пошаговой инструкцией:
    Вам выдано задание – внимательно прочитайте его, не упуская из виду основных требований. Они будут указаны вместе с темой сочинения, и должны быть выполнены для получения хорошей оценки.
    Перечитайте отдельно тему или высказывание, которое должно стать основным тезисом вашего сочинения. Убедитесь, что хорошо поняли изложенную в нем идею и мысленно перескажите ее, выделите ключевые моменты содержания.
    Определите, какого раздела лингвистики касается заданная тема. Мысленно восстановите знания, касающиеся этой темы, и решите, с какими средствами языка она связана. Какова ее роль в языке? Значимость для его богатства и развития? Практическое применение носителями языка?
    Начните вступление с собственной формулировки тезиса – так, как вы понимаете его суть. Если в задании использовано авторское высказывание, упомяните источник и используйте как прямую, так и косвенную речь в этой части текста. Так вы продемонстрируете понимание задачи и умение пользоваться пунктуационными схемами.
    Не забывайте, что вступление не должно превышать 2-3 развернутых предложений, чтобы не выглядеть умышленно затянутым и заметно отличаться по объему от основной части сочинения.
    Отталкиваясь от тезиса во вступлении, приступайте к наполнению основной части текста. Используйте указанный в задании текст в качестве источника примеров для своих аргументов. Чтобы легче было подбирать примеры, попробуйте рассмотреть проблематику заданной темы с разных сторон. Например, сначала назовите само лингвистическое явление или правило, а затем опишите его значение в русском языке в общем и в данном тексте в частности. Аргументы, взятые из другого текста или «из головы» принесут меньшее количество баллов, чем при использовании используемого в задаче заданного материала. При этом роль в тексте должна быть пояснена для каждого из приведенных аргументов, а не только для некоторых из них.
    Старайтесь включать в текст сочинения выразительные средства языка. Они оживляют изложение информации и делают его более легким для восприятия, что обязательно скажется при выставлении оценки. Разделяйте смысловые части и отдельные иллюстрации знаками препинания, абзацами, вводными словами и фразами. Удобнее всего при перечислении своих доводов использовать выражения «Во-первых», «Во-вторых», «По мнению автора» и т.п.
    Заключительную часть сформулируйте лаконично, но вместите в нее квинтэссенцию двух предыдущих частей. Сделайте закономерный вывод, подведите итог собственным рассуждениям.
    Чтобы облегчить себе задачу по формулировке вывода, начните последний абзац сочинения со слов «Таким образом», «Исходя из сказанного», «В итоге приходим к выводу» или других, подобных по сути. Это направит ваши мысли в нужное русло и поможет изящно завершить размышления.
    Не забывайте, что качественное лингвистическое сочинение не может быть короче 70 слов, но и не растягивайте его чрезмерно. Высказывайтесь емко и по сути темы.
    Пишите неторопливо и разборчиво, чтобы возможные помарки и неясности не сказались на оценке.
    В заключение остается лишь пожелать вам плодотворной подготовки и успешной сдачи Государственной итоговой аттестации по русскому языку и другим предметам. В лингвистическом сочинении вам понадобится вспомнить и рассуждать о самых разных языковых понятиях и средствах, использовать их на практике. Как следует отдохните накануне, не нервничайте, выполняйте задание по порядку, и необходимая информация обязательно всплывет в памяти в нужный момент.

  2. Большинству из нас известна лингвистическая загадка «казнить нельзя помиловать». От того, куда будет поставлена запятая, в прямом смысле зависит жизнь человека. Поставим после «казнить» – станем свидетелями трагедии, поставим после «нельзя» – спасем от смерти. Этот пример нагляднее всего демонстрирует актуальность использования запятых в письменной речи.
    Иногда запятые почти не влияют на смысл предложения, но позволяют сделать его более понятным и выразительным. Так же, как в устной речи мы самое важное и главное выделяем голосом, так же и на письме эта благодарная роль отведена запятым. Рассмотрим такое предложение: «Удивительно, насколько прекрасно начало дня, когда солнце только поднимается над горизонтом, похожее на спелый апельсин». Если убрать из этого предложения все запятые, то читателю придется несколько раз пробежаться по нему глазами, чтобы из набора слов получился осмысленный текст.
    Запятые в письменной речи необходимы, чтобы правильно передавать смысл высказывания и облегчать прочтение. Они дают возможность определить, в каком месте сделать паузу, а также обозначают конец простого предложения в составе сложного.

    «Актуальность синонимов в русском языке»

    Одно из бесценных свойств русского языка – возможность передавать тончайшие смысловые оттенки. Поэтому в своей речи мы так часто используем синонимы. Их изобилие позволяет подобрать точное слово для обозначения предмета, признака, действия. Попробуем доказать актуальность использования синонимов на наглядных примерах.
    Для начала необходимо вспомнить, что такое синонимы. Это – слова одной части речи, схожие по своему лексическому значению, но различные по написанию/звучанию. Они могут образовывать достаточно длинные синонимичные ряды (некоторые исчисляются несколькими десятками вариантов). Поэтому мы всегда можем выбрать самое подходящее слово, в точности передающее определенный оттенок смысла. Для примера рассмотрим возможные синонимы к слову «сложный»: затейливый, витиеватый, хитроумный, причудливый, мудреный, замысловатый, претенциозный. Какой из перечисленных синонимов лучше всего подходит для описания сложного узора вышивки на одежде? Полагаю, что «затейливый». А для сложной загадки? Думаю, что «замысловатая» или «хитроумная».
    Кроме того, синонимы украшают нашу речь. Чтобы не повторять одно и то же слово несколько раз в тексте, лучше подобрать другое – близкое по смыслу. Допустим, вместо «например»в этом предложении только что мною было использовано иное вводное слово. Равно как и «иное» заменило «другое» – и всё в пределах одного абзаца.
    Можно сделать вывод, что синонимы позволяют передавать тончайшие оттенки значений, а также помогают избегать повторов одного и того же слова в тексте.

  3. Наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой). Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику (звуки речи), морфемику (состав слова), лексику (словарный состав языка), морфологию (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).
    В лингвистике выделяется несколько разделов.
    Лексикология (ее предметом является слово) – учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.
    Одним из основных разделов лексикологии является семантика (от греч. «сема» – знак), которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.
    Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также основные пути его развития и причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология – наука, изучающая происхождение слова.
    Фразеология рассматривает вопросы, связанные со значением, морфолого-синтаксическими и стилистическими особенностями фразеологизмов, а также – их классификацией и основными способами образования.
    Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (на краю света – далеко; намылить шею – проучить, наказать; пешком ходит под стол – маленький и т. д.).
    Фонетика – раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.
    Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.
    Практическое применение фонетика находит в орфоэпии – науке о правильном произношении.
    Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.
    Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.
    В некоторых учебниках этот раздел называется морфемикой (от греч. «морфе» – форма). Морфемы – значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Они образуют морфемный состав слова.
    Грамматика изучает особенности построения языка.
    В настоящее время грамматика – один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела – морфологию и синтаксис.
    Морфологию (от греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово), изучает словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Хотя есть такие, которые не изменяются (союзы, предлоги, наречия). Морфология тесно связана с орфографией, поэтому в данном разделе учебника часто встречаются разного рода орфографические правила.
    Части речи – это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.
    Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разные функции. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т. д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще служат для связи самостоятельных слов.
    Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
    Предложение и словосочетание – синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение служит для выражения высказывания, является главной единицей синтаксиса. Словосочетание – одним из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетания.
    Орфография (от греч. «орфо» – правильный, «графо» – пишу) -раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.
    В русском языке есть много случаев, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на определенное правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой.
    Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.
    Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Школьная грамматика дает представление о 10 знаках препинания:
    Точка;
    Вопросительный знак;
    Восклицательный знак;
    Запятая;
    Точка с запятой;
    Двоеточие;
    Тире;
    Скобки;
    Кавычки;
    Многоточие.
    Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой.
    Стилистика – учение о стилях речи и средствах языковой выразительности, а также условиях использования их в речи.
    Культура речи – раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

  4. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  5. Сочинение 2

    …В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о нём самом.
    Например, такое лексическое явление, как многозначное слово «объезжаешь» в предложении 7, помогает увидеть ехидное отношение «высоченного» парня к игре мальчика.
    А вот грамматическая конструкция с обособленным обстоятельством «ухмыляясь», передающим признак действия предмета (в данном случае глагола «велел»), даёт возможность читателю почувствовать подлость намерений незваного гостя.
    Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют многое понять в характере практиканта.
    Вот ещё одна возможная формулировка задания А2:
    Укажите, какое слово является контекстным синонимом к слову… (слово указано). Контекстуальные (контекстные) синонимы — слова, которые сближаются по значению только в данном контексте.

    Сочинение 3

    Слова лингвиста Л.В.Успенского о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.
    Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В. Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» — «лошадь» — «Зелёная Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесён топор, и мальчик готов любой ценой спасти её.
    Неопределённо-личное же предложение в составе сложного (пр. 52) свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить этого.
    Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.
    Задание A3 может быть сформулировано так: «Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм» (в нашем тексте — выбился из сил, без зазрения совести, к чёртовой бабушке, устрою баню).

    Сочинение 4

    Лексика отражает образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. И здесь на помощь лексике приходит синтаксис.
    Фразеологизм «отошлю к чёртовой бабушке» в предложении 49 отражает справедливое желание Матвея Сергеевича наказать парня за откровенное издевательство над Алькой, а окончания слов как грамматическое явление служат средством их связи в указанном предложении и помогают понять высказанную мысль.
    Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Л.В.Успенского: и словарь языка, и грамматика, выполняя свои функции, делают речь понятной и связной.
    Обратите внимание! В прочитанном вами сочинении ученик на примере фразеологизма удачно показал не только лексическое явление, но и грамматическое. Вы тоже можете использовать данный приём в работе.
    Перейдём к заданию В1. Чаще всего оно формулируется так:
    «Замените просторечное (разговорное, книжное) слово ________ в предложении (указано) стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово».
    В лексику разговорной речи включаются слова разговорной и просторечной окраски, которые характеризуются экспрессивностью, оценочностью, эмоциональностью.
    Просторечная лексика используется лицами, которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.
    Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чём-то важном, значительном.
    Как можно в сочинении написать об этом лексическом явлении? Следующие работы помогут вам это понять.

    Сочинение 5

    …Действительно, человек использует лексические и грамматические средства в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием, образованностью. По его словам, по строению предложений можно судить о его образе мыслей, о нём самом.
    Например, использование Касюковым просторечных слов «пацан» (пр. 24), «малёк» (пр. 27) показывает пренебрежительное отношение к мальчику, а такие синтаксические конструкции, как неполные предложения (11, 15, 18-19), в данном случае отражают способ мышления этого практиканта, человека грубого, неразвитого.
    Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают увидеть внутренний мир любого человека.
    Следующее сочинение написано с соблюдением приёмов публицистического стиля — образности, вопросно-ответной формы изложения и т.д.

    Сочинение 6

    …Да, лексика и грамматика — две стороны одной медали нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте В. Крапивина?
    Матвей Сергеевич по отношению к берёзе употребляет не простое «рубить», а возвышенное «губить» (пр. 65) О чём это говорит? Конечно, о том, что он понимает чувства мальчика и разделяет их. И такое лексическое явление, как контекстные синонимы, помогло и нам почувствовать в дереве живую душу.
    Но только ли слова могут воздействовать на читателя? «А берёзу твою — под корешок», — цинично заявляет «дяденька». Здесь автор употребил такую синтаксическую конструкцию, как неполное предложение. Пропуск сказуемого делает предложение более экспрессивным: в данном случае он подчёркивает злорадство и жестокость Касюкова.
    Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел, показать отношение к героям рассказа.

    Сочинение 7

    …Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли.
    Так, разговорные слова «пацан», «ползёшь» (пр. 24, 33), употреблённые Касюковым, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек.
    Этот же вывод подкрепляет использование практикантом в речи глаголов в повелительном наклонении в предложениях 27, 30 («хватай», «тащи», «двигай»).
    Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.
    Вы, читая сочинения, несомненно, обратили внимание и на анализ грамматических норм и правил, которые даются в этих работах. Опять-таки выбрать эти явления помогут задания части В.
    Обратимся к заданию В2, связанному со словосочетанием.
    Вы, несомненно, помните, что словосочетание — это соединение двух слов, связанных по смыслу и грамматически. Согласование — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово в своих грамматических формах уподобляется главному слову (согласование в роде, числе и падеже). При управлении зависимое слово ставится в определённом падеже без предлога или с предлогом, а в примыкании зависимость подчинённого слова выражается лексически, порядком слов и интонацией.
    Вот как данные знания можно изложить при анализе такой синтаксической конструкции, как словосочетание.

    Сочинение 8

    …В самом деле, легко убедиться в том, что если лексика — это способ выражения нашего восприятия предметов, явлений, действий окружающего мира, то грамматика — это средство организации наших мыслей.
    Например, просторечное слово «задаст» (пр. 41) отражает представление Матвея Сергеевича о том, как поступит мать, увидев сына «увозившимся». И такая грамматическая единица, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.
    Только единство лексики и грамматики помогло автору изложить свои мысли так, что они стали понятны читающим.
    Вы можете избрать и другую композицию сочинения, например такую:
    Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
    Пример лексического явления в тексте, его роль.
    Пример грамматического явления в тексте, его роль.
    Вывод (тезис Л.В.Успенского).
    Вот сочинение, написанное по данной схеме.

    Сочинение 9

    …Грамматические и лексические особенности любого текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чём он пишет.
    Обратимся к фрагменту рассказа В. Крапивина. То, что мысль обмануть Альку, заставить его поработать вместо себя, возникла внезапно и она развлекла Касюкова, передано автором в просторечном слове «ухмыльнулся» (пр. 26). Читатель сразу представил, как злорадно порадовался практикант, поняв, что легко может провести доверчивого мальчика.
    Писателю необходимо было детально описать, каким образом совершались действия сторонника «трудового воспитания» Касюкова, и поэтому он использовал глагольные словосочетания со связью примыкание, в котором зависимые слова выражены наречиями и деепричастиями: «лениво сообщил» (пр. 10), «вдруг ухмыльнулся» (пр. 26), «ухмыляясь, велел» (пр. 30), «ухмыляясь, подходил» (пр. 43).
    Всё перечисленное позволяет доказать справедливость высказывания известного лингвиста Л.В.Успенского о том, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    В задании ВЗ вам необходимо будет выписать грамматическую основу простого двусоставного (односоставного) предложения.
    Безусловно, вы знаете, что подлежащее — это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым. Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.
    Сказуемое по способу выражения может быть глагольным (простым и составным) и именным (простым и составным). Как реализовать эти знания в работе над сочинением?
    Давайте используем следующую схему его построения:
    Тезис (высказывание Л.В.Успенского).
    Рассуждение о первой части тезиса Л.В.Успенского (о лексике).
    Пример лексических особенностей в тексте, их роль.
    Рассуждение о второй части тезиса Л.В.Успенского (о грамматике).
    Пример грамматического явления в тексте, его роль.
    Вывод.

    Сочинение 10

    …В самом деле, всё, что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них имеет своё значение.
    Например, фразеологизм «устрою баню» в предложении 50 помогает представить действия Матвея Сергеевича, у которого подлый поступок Касюкова вызвал негодование и желание наказать практиканта.
    А вот к Альке, который искренне стремится спасти красивую берёзу, мужчина испытывает тёплые чувства, и автор с помощью грамматики, то есть определённой связи слов, доносит до читателя эти чувства.
    Например, в простом предложении 66 сказуемые «обнял и прижал» грамматически зависят от подлежащего он, так как соотносятся с ним в роде и числе. Они обозначают действия растроганного Матвея Сергеевича, по-отечески защитившего Альку.
    Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие грамматические связи они вступают между собой.

    Сочинение 11

    …Лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика даёт ему возможность правильно изложить свои мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния.
    Так, отношение Матвея Сергеевича к поступку Касюкова помогает понять фразеологизм «устрою баню» (пр. 50). Действительно, что, кроме наказания за свой подлый поступок, заслуживает этот великовозрастный «балбес»?
    А вот желание успокоить Альку, утешить его можно увидеть в вопросительно-риторическом предложении 64: «Чего же дерево губить?» В нём утверждение выражено в вопросительной форме, и мальчик понимает, что никто не тронет его берёзу.
    Таким образом, анализ лексических и грамматических особенностей в данном тексте доказывает правоту лингвиста Л.В.Успенского, считавшего, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

    Сочинение 12

    …Я считаю, что он прав. Действительно, слова отражают наш образ мыслей, а грамматика помогает их связать и оформить в законченное высказывание.
    Так, морфемный способ словообразования (в данном случае использование уменьшительно-ласкательного суффикса -еньк-) помогает уточнить значение слова. Алька называет «дяденькой» и парня, заставившего его тащить тяжеленную рейку, и доброго Матвея Сергеевича. Мальчик одинаково по-хорошему относится к людям, не ожидая от них ничего плохого. Вложив в уста
    Альки слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-, автор показал наивность, доброту мальчика, его открытость миру.
    А употребление простого односоставного неопределённо-личного предложения 57 («Правда, срубят?») помогает понять страх мальчика за судьбу своего зелёного друга, которому кто-то неведомый угрожает смертью.
    Таким образом, лексические и грамматические средства, слитые воедино, позволяют глубже понять смысл сказанного.
    Задание В4 связано с поиском осложнённого простого предложения. Оно может быть осложнено обособленными членами предложения и сформулировано так:
    «Среди предложений 27-30 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения».
    Найдём в тексте предложения с обособленными обстоятельствами.
    — Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
    — Хватай и двигай вперёд, — ухмыляясь, велел парень.
    Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
    — А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
    Как вы думаете, какова роль обособленных обстоятельств в данных предложениях? Верно, они помогают понять, как именно совершалось действие, переданное глаголом-сказуемым (спросил (как?) с беспокойством глядя на незваного гостя; велел (как?) ухмыляясь и т.д.), и, следовательно, характеризуют того, кто это действие производит. Вот как это можно отразить в сочинении.

    Сочинение 13

    …Лексика может многое сказать о мышлении каждого из нас, о том, что хотели бы мы отразить в своей речи. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
    Так, чтобы передать полную уверенность Касюкова в собственной безнаказанности, В. Крапивин использует фразеологизм «без зазрения совести» (пр. 45). В самом деле, практикант не испытывает ни стыда, ни раскаяния, объясняя Матвею Сергеевичу своё поведение.
    В этом же наглядно помогает убедиться ещё и обособленное обстоятельство в указанном предложении: Касюков начал говорить, «всё ещё улыбаясь». Лексические и грамматические возможности нашего языка помогли автору дать герою ёмкую негативную характеристику.
    Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием известного филолога Л.В.Успенского, утверждавшего, что «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Задание В5 поможет вам использовать знания об обращениях и вводных словах, если вы решите прокомментировать эти грамматические явления.
    Вот несколько предложений из текста с обращениями и сочинения, в которых это грамматическое явление отражено.
    — Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место.
    — А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
    — Расти, сынок.

    Сочинение 14

    …Слова этого лингвиста о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в нашей речи.
    Контекстные синонимы, употреблённые в репликах персонажей в качестве обращений (пр. 24, 27, 38, 67), характеризуют отношение говорящего к собеседнику. Например, цинизм практиканта отражён в грубоватых, пренебрежительных «пацан» и «малёк», а внимательное отношение Матвея Сергеевича — в добрых, ласковых «малец» и «сынок».
    Сами же грамматические конструкции с обращениями помогают понять читателю, кому адресована речь (пр. 16, 24, 27, 44, 45).
    Таким образом, лексика и грамматика языка действительно слиты воедино, они позволяют точно выражать свои мысли и верно понимать услышанное или прочитанное.
    Обратимся к вводным словам и словосочетаниям. Какие вводные слова использует в речи Касюков?
    (24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. Какова их роль в тексте?

    Сочинение 15

    …В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, можно многое сказать о его мышлении, о нём самом. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
    Так, желание Касюкова хотя бы перед Алькой показать себя начальником, очень важным лицом, нашло своё выражение в лексике: парень утверждал, что его ждёт «помощник», т.е. тот, кто помогает, хотя на самом деле Матвей Сергеевич был его руководителем. Этот «балбес» явно жаждет власти, повиновения, и использование в речи вводного словосочетания («может быть») подчёркивает его желание подавлять людей, унижать: «…А я за это, может быть, завтра найду для моста другое место».
    Эти примеры — наглядное подтверждение справедливости высказывания Л.В.Успенского.
    Если же простое предложение будет осложнено однородными членами, то вам, конечно, следует повторить правила о роли сочинительных союзов.
    Обратимся к тексту В. Крапивина и на конкретных примерах вспомним изученное.
    (Зб)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву?
    (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
    (66)Он обнял Альку и прижал к себе.
    (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу!
    Союз И соединяет однородные члены предложения, которые отражают последовательность действий.
    (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору.
    Союз И соединяет однородные члены предложения, отражающие значение одновременности действий.
    А теперь напишем сочинение, в котором укажем грамматическую роль этого сочинительного союза.

    Сочинение 16

    …В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чём идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.
    Так, употребляя в своей речи просторечные контекстные синонимы «дубина» и «балбес» (пр. 48, 50), Матвей Сергеевич даёт точную характеристику парню, ради собственной потехи заставившему малыша тащить тяжеленную рейку.
    А вот сочинительный союз «и» в предложении 50 («…с практики… отошлю и в техникум напишу) соединяет однородные члены предложения. Они отражают последовательность тех действий, которые намерен совершить этот мужчина в отношении своего бессовестного напарника.
    Всё сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматические явления в тексте помогают увидеть то, что хотел сказать автор.
    Следовательно, филолог Л.В.Успенский прав.
    Задания В7, В8, В9 связаны с синтаксическим анализом сложного предложения.
    Сложные предложения делятся (в зависимости от союзов) на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные. В тексте В. Крапивина есть сложносочинённые предложения с сочинительными союзами, и вы тоже можете, работая с заданиями КИМов, создавать подобные таблицы. Этот навык очень пригодится вам на экзамене.
    (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, И ему кажется, что он богатырь из сказки.
    Союз И соединяет части сложносочинённого предложения, выражает значение одновременности событий.
    (З)Было всё хорошо, НО вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
    Союз НО обозначает противопоставление противоречащих одно другому слов или предложений.
    (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, А парень поднимался впереди и иногда оглядывался.
    Союз А обозначает противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом «между тем»).

    Покажем в сочинении грамматическую роль противительных союзов.

    Сочинение 17

    …В самом деле, любые наши мысли становятся словами, имеющими лексическое значение. Но только грамматически правильно связанные, они превращаются в законченное высказывание.
    Обратимся к тексту В. Крапивина. В центре внимания автора — серьёзное испытание в жизни фантазёра Альки, раскрывающее его доброту и самоотверженность. Вероятно, поэтому «этапы» этого испытания описываются автором при помощи сложных предложений с противительными союзами: «Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда» (пр. 3), «Новое место искать надо, а я, пацан, устал…» (пр. 24). Союзы «но» и «а» подчёркивают разлад, внесённый Касюковым в мир Альки.
    Эти предложения острее дают почувствовать разрушение гармонии, на которое, «ухмыляясь», идёт взрослый, ещё и потому, что В. Крапивин использует в них контекстные антонимы: «было всё хорошо — нависла… беда» (пр. 3), «искать надо — некогда мне» (пр. 24).
    Таким образом, мы убедились, что грамматика и лексика языка действительно слиты воедино. С их помощью автор смог точно донести до читателя свои мысли, а читатель, в свою очередь, — понять то, что хотел сказать писатель.
    Если же вы решите в работе прокомментировать роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, то сделать это можно следующим образом: выписываем предложение, указываем роль придаточной части, а затем оформляем высказывание как фрагмент сочинения. Вот образец подобной работы.
    Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях
    1. Определительные:
    определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное.
    Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
    Придаточное определительное в сложноподчинённом предложении 29 помогает читателю понять, каким видится Касюков Альке. Наивный, доверчивый мальчуган принял за чистую монету подлый розыгрыш практиканта.
    2. Изъяснительные:
    дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемое).
    Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола беоёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки.
    Грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздаёт суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он — в великана.
    3. Условия:
    указывают на условие, от которого зависит осуществление действия (события, явления).
    Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, —
    прошептал Алька.
    Придаточная часть в сложноподчинённом предложении 52 помогает читателю понять условие, которое вынудило Альку тащить «тяжеленнуюрейку» — ради спасения берёзы.
    4. Причины:
    указывают на причину или обоснование действия (события, явления).
    И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива, и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
    В предложении 2 придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зелёную Гриву «волшебной, великанской» лошадью.
    5. Уступки:
    указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие).
    Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
    Придаточное уступки в сложноподчинённом предложении 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию, вопреки которой может осуществиться то, чего Алъка бо ялся больше всего: обозлённый «незваный гость» уничтожит берёзу.
    6. Сравнения:
    поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим.
    Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
    Страх Альки за судьбу своей волшебной лошади можно увидеть в построении сложноподчинённого предложения 22: придаточное сравнения, поясняя главную часть, заставляет читателя поверить в то, что мальчик любой ценой постарается спасти дерево.
    Результаты этой работы можно увидеть в следующих сочинениях.

    Сочинение 18

    …Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит своё отражение в слове. Однако без грамматических законов построения предложения люди вряд ли смогли бы понимать друг друга.
    Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр. 2) помогают представить лошадь, которая несёт Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?
    Такая грамматическая конструкция, как сложноподчинённое предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зелёную Гриву.
    Следовательно, умелое использование возможностей грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

    Сочинение 19

    …Трудно не согласиться с автором высказывания. Лексика в самом деле называет предметы, явления, действия, чувства, а грамматика даёт возможность объединить слова, чтобы выразить законченную мысль.
    Например, представить мир Алькиной фантазии помогает всего лишь одно многозначное слово: страны у него «сказочные», то есть существующие в сказке, нереальные. Однако только грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздаёт суть этой сказочности: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он — в великана.
    Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике слова определённым образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

    Сочинение 20

    …В самом деле, всему, о чём бы мы ни подумали, соответствует понятие, которое отражается в слове. Однако, чтобы слова помогли выразить связную мысль, отношение человека к тому, о чём он говорит, нужна грамматика с её законами построения синтаксических конструкций.
    Например, для Альки многозначное слово «срубят» (пр. 52) означает лишь одно: берёзу хотят свалить, уничтожить, но она для мальчика стала живой частью его волшебной жизни. Поэтому он бросается на её защиту, и придаточное сравнительное в грамматической конструкции сложноподчинённого предложения 22 наглядно показывает, что мальчик будет защищать свою сказочную лошадь любой ценой…
    Эти примеры из текста В. Крапивина наглядно доказывают, что с помощью лексических и грамматических средств языка человек может не только понять окружающих, но и точно донести до них свои мысли.
    Бессоюзные сложные предложения в тексте могут выражать значения:
    одновременности перечисляемых событий;
    их последовательности;
    причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом);
    пояснительные (второе предложение поясняет первое);
    пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т.п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т.п.);
    сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему);
    условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором);
    следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом). Вновь обратимся к тексту В. Крапивина и оформим свои наблюдения так, как делали это, работая со сложноподчинёнными предложениями.
    Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первом.
    Причинные отношения в бессоюзном сложном предложении 29 помогают читателю понять, почему Алька готов выполнить любое условие Касюкова.
    — Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место.
    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет слово в первой части.
    Пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 27 дают возможность читателю понять условия договора, от выполнения которых зависит жизнь Алъкиной волшебной лошади.

    Сочинение 21

    …С этим высказыванием нельзя не согласиться. Наши слова отражают понятия окружающего мира, но, для того чтобы выразить мысль, нужна грамматика.
    Так, например, в предложении 32 автор, используя фразеологизм «выбился из сил», позволяет читателю почувствовать, что мальчик смертельно устал, и только желание отвести беду от Зелёной Гривы заставляет его тащить рейку.
    Более того, в бессоюзном предложении 29 отношение пояснения между его частями даёт возможность убедиться, что Алька готов выполнить всё, что скажет человек, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы.
    Таким образом, связь лексики и грамматики помогает читателю понять авторский замысел.
    Варианты заданий этого практикума связаны с высказыванием Л.В.Успенского. Думается, что, решив их, вы успешно напишете любое лингвистическое сочинение, связанное с лексическим или лексико-грамматическим анализом.

  6. 6
    Текст добавил: забыт всеми любимыми

    Сочинение относится к заданиям повышенной сложности, при этом лингвистические темы считаются особенно трудными. Здесь недостаточно умения рассуждать на «общечеловеческие» темы и способностей связно и грамотно изложить результаты своих размышлений в письменной форме. Лингвистическое эссе требует хорошего знания и понимания теоретических основ школьного курса русского языка и навыков анализа конкретных языковых явлений. Поэтому такие темы выбирают обычно школьники, которые уверены в своем знании предмета.
    Однако необходимость «подкованности» в теории компенсируется простотой выполнения задания: такие сочинения пишутся по достаточно простому шаблону. И, освоив алгоритм написания подобной работы и научившись находить в заданном отрывке текста подходящие примеры, можно быстро и качественно написать сочинение-рассуждение на любую лингвистическую тему.

    Суть лингвистического сочинения и требования к нему

    В задании 15-1 участникам экзамена предлагается высказывание или афоризм, имеющий отношение к языку в целом или какому-либо из разделов языкознания (это могут быть цитаты из работ известных лингвистов, афоризмы писателей, высказывания философов или общественных деятелей и т.д.). Основную мысль, заложенную в высказывании, надо раскрыть на примере конкретного языкового материала, причем все приведенные примеры должны быть из отрывка, который уже был прочитан и частично проанализирован при выполнении второй части экзаменационной работы (задания с краткими ответами).
    При этом:
    объем сочинения должен быть не менее 70 слов;
    оно должно быть написано строго на заданную тему;
    в нем должны быть четко выделены введение, заключение и основная часть (именно она должна занимать наибольший объем);
    рассуждения автора должны быть аргументированными, необходимо привести два примера — причем выбирать их нужно только из представленного для анализа текста;
    работа должна быть написана грамотно, с соблюдением правил орфографии и пунктуации, грамматических и стилистических норм.
    Сочинение может быть написано как в научном стиле (главным для которого является точность формулировок и корректная передача информации) или в более свободном публицистическом — здесь допустимы эмоции, риторические вопросы и восклицания и т.д.

    Критерии оценки работы

    Эксперты, проверяющие задания, оценивают сочинение по четырем критериям.
    Наличие аргументированного ответа по теме. Если автор правильно понял тезис, сформулированный в предложенной цитате, грамотно выстраивает теоретические рассуждения и не допускает фактических ошибок, он получает два балла.
    Аргументация тезиса может принести до трех баллов. Чтобы их получить, нужно соблюсти три условия: работать только с анализируемым отрывком; выбрать два примера; охарактеризовать роль каждого из них в данном конкретном тексте.
    Связность, цельность и последовательность изложения оценивается в два балла. Здесь важно соблюдать логику изложения и не забывать делить текст на абзацы. Как правило, введение и заключение представляют собой отдельные абзацы, основная часть может состоять из двух (один пример — один абзац).
    Композиция текста также приносит до двух баллов. Здесь важно следить за соразмерностью и четким выделением частей сочинения и его смысловой законченностью: у эксперта не должно создаваться ощущения, что текст прерывается «на полуслове».
    Кроме того, эксперты оценивают то, насколько грамотно написан текст, есть ли нарушения речевых норм и т.д. – однако здесь баллы начисляются за сочинение и изложение в совокупности (максимум — 10 баллов).

    Алгоритм работы над сочинением

    Внимательно прочитайте высказывание, предложенное в качестве темы для сочинения; определите ключевые слова и подчеркните их. Определите, к какому разделу относится ваша тема и попытайтесь сформулировать смысл высказывания своими словами, опираясь при этом на выделенные «ключи». Запишите получившееся предложение (можно делать это прямо на полях страницы с заданием). По сути у вас получилась смысловая «заготовка» для введения. Однако не стоит писать его прямо сейчас. Лучше сначала подобрать языковой материал.
    Подумайте, какие примеры могли бы пригодиться вам для аргументации сформулированного вами тезиса. Перечитайте задания части два с краткими ответами — вполне возможно, что один подходящий (и уже проанализированный) пример можно будет найти прямо там. Внимательно прочитайте отрывок, предназначенный для анализа, подчеркивая подходящие примеры. Не надо прекращать работу после того, как вы нашли два примера — дочитайте текст до конца, времени это займет немного, зато вам могут встретиться более яркие, «красивые» и показательные языковые ситуации. Убедившись, что у вас достаточно языкового материала, приступайте к написанию черновика.
    Напишите введение. Как правило, оно пишется по схеме «исходное высказывание и как я понимаю его смысл». Вы можете начать текст с предложенной цитаты, приведя ее полностью или частично, обязательно указав фамилию, имя, отчество автора и то, кем он является. Во втором предложении введения приведите свое понимание тезиса, используя заготовленную формулировку» и выразите свое отношение к теме. Как правило, это согласие: на ОГЭ очень редко предлагаются «спорные» лингвистические темы. Для логического перехода к следующей, основной части сочинения, в конце введения можно указать, что вы собираетесь доказать (проиллюстрировать) приведенный тезис, используя примеры из текста.
    Переходите к основной части. Приведите выбранный вами пример (можно цитировать текст или указать номер предложения), поясните, о чем идет речь и опишите его роль именно в этом тексте. Например, если вы пишете о значении суффиксов и выбрали в качестве примера слово «птенчик» — укажите, что используется уменьшительно-ласкательный суффикс, с помощью которого автор, к примеру, подчеркивает миниатюрность размера птенца (или его беззащитность), выражает свои эмоции или пытается пробудить их в читателе. Просторечное или жаргонное слово может быть ярким средством речевой характеристики героя; ряд однородных сказуемых — подчеркивать динамичность происходящего и т.д. Закончив с первым аргументом, переходите к следующему абзацу и работайте над ним аналогичным образом.
    Напишите краткое заключение. Смысл его должен быть примерно следующим: «Итак, на примерах из текста можно увидеть, что (переформулированный исходный тезис), что подтверждает правоту/истинность исходного высказывания».
    Внимательно перечитайте сочинение в целом, проверьте его логичность и правильность деления на абзацы, нет ли грамматических ошибок или повторов слов. Подчеркните сложные с точки зрения орфографии слова, подберите проверочные слова или воспользуйтесь словарем. Проверьте пунктуацию.
    Перепишите готовое сочинение с черновика на бланк, стараясь делать аккуратно и разборчиво.

    Какие аргументы можно подбирать к разным темам

    Как правило, у участников экзамена не возникает проблем с подбором примеров к какой-либо конкретной теме (например, антонимы, фразеологизмы, абзацные отступы). Однако если в исходном высказывании речь идет о свойствах языка в целом или достаточно крупном разделе языкознания — могут возникать проблемы. Какой языковой материал можно подбирать в таких случаях?
    Лексика. Здесь можно писать о многозначных словах и тех их значениях, которые «проявились» в анализируемом тексте; об антонимах и синонимах. Интересный материал — стилистически окрашенная лексика (разговорная, жаргонная, просторечная), которая служит ярким средством речевой характеристики, а также может выступать в качестве способа придания тексту выразительности, экспрессии. Здесь же можно писать и о тропах — сравнениях, эпитетах, метафорах и других средствах выразительности. Темы, касающиеся богатства русского языка, важности расширения словарного запаса, языка художественной литературы, смысловой точности речи также удобно раскрывать на материале этого раздела.
    Морфемика и словообразование. Здесь можно говорить о словах с разным (или напротив — одинаковым) морфемным составом, выделяя сходства и различие в их значениях; рассматривать разные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение основ и так далее), говорить о «собственном» значении тех или иных морфем. Очень ярко возможности словообразования проявляются в разговорном стиле речи, поэтому интересные примеры можно поискать в прямой речи персонажей.
    Морфология. Можно рассматривать части речи (как самостоятельные, так и служебные, междометия), их значения и роль в тексте. Так, при помощи прилагательных писатель может «будить» воображение читателя, заставляя его увидеть в своем воображении описываемую картину или ярко охарактеризовать персонажа, а причастия еще и «оживляют» эту картину, показывая признак в динамике. Особенно показательными бывают примеры, где слова, принадлежащие к одной и той же части речи, образуют ряд однородных членов предложения.
    Грамматика изучает закономерности того, как отдельные слова «связываются» друг с другом, образуя так называемые «речевые отрезки». Здесь можно говорить о словоизменении (например, о падежных окончаниях существительного), словосочетаниях, грамматической роли слова в предложении и т.д.
    Синтаксис. Здесь можно рассуждать о разных виды предложений (по составу, цели высказывания, эмоциональной окраске), рассмотреть роль однородных членов, обратиться к функциям вводных слов или обращений. Можно обратить внимание на разницу между достаточно простыми (как правило) разговорными конструкциями и сложным синтаксисом художественной речи «от автора».
    Пунктуация позволяет структурировать высказывание, выявить логические связи между членами предложения, передать интонацию говорящего и т.д. Функции тех или иных знаков препинания хорошо видны в случаях, когда используется авторская пунктуация. Например, постановка тире в случае, когда можно было бы «обойтись» и запятой, может добавить выразительности, логически подчеркнуть противопоставление части предложения или его обособленность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *