К матери, разделившей супружеское положение с убийцей отца? К дяде — убийце отца? К Розенкранцу, Гильденстерну, предавшим себя Клавдию?
А может быть, все разорвать? Покончить с жизнью?: “Быть или не быть?”, не даром Гамлет произносит этот вопрос, это подчеркивает его мудрость. Кого из нас не заставал подобный вопрос в мелочных жизненных ситуациях?
Но как не сопоставимо наше временное затруднение с горем Гамлета. Дания для него – тюрьма, а королевством правит преступник, в Гамлете не просто чувство ненависти, а в нем борются раздумья о добре и зле, о борьбе с несправедливостью. Как же честен принц, как полон отваги! Он презирает себя за нерешительность.
Так много ему пришлось в себе переменить! Из любящего сына превратиться в ненавидящего мать грубияна и насмешника, из полного жизни и желаний умного юноши превратиться в безумца с ясным умом.
Он предстает перед нами актером, режиссером всего трагического спектакля, в котором сделана ставка не на жизнь, а на смерть. Я полностью поддерживаю Гамлета во всем. Мне нечего сказать, у меня нет доказательств, чтобы назвать его трусом, предателем, бездельником.
Категории
Сочинения по теме
Одиночество Гамлета Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был убит. Луков Вл. А. Загадка Гамлета “Цитирование текста взято с книги: века и Возрождение” дошедшая до нас пьеса (158&?; возможно, автор — Т. Кид), в свою Готовое сочинение: Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» «Гамлет» — произведение, требующее толкования. Великий Драматург опередил свое время. Каждая новая постановка «Гамлета» — событие в мире театра и Дон Кихот и Гамлет В статье И. С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (опубл. 1860) были сопоставлены два мировых литературных персонажа. Отклики А. И.Герцена, Л. Любил ли Гамлет Офелию? Этот вопрос постоянно возникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в котором отношения героев не строятся
Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Мой Гамлет. Кто он? Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от внутреннего напряжения чертами. Пристальный взгляд измученных глаз — измученных, но не способных закрываться, не видеть, «умереть, уснуть». Голова смело, даже дерзко вскинута, но шею и плечи отягощают цепи принца. Руки устало соскользнули с колен.
Это сосредоточенность мысли, всеоценивающей — ив глубине своей души, и в том мире, что вокруг. Пытливость и усталость человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет здесь — мститель. И хотя опыт мести приносит ему горечь и страдания, он не оставит загадку неразгаданной. Сильный или слабый Гамлет? Способен ли на самопожертвование?
Горацио:
Он мцнит вас последовать за ним.
Как если бы хотел сказать вам что-то
Наедине.
М пр целл:
Смотрите, как учтиво
Он вас зовет поодаль отойти;
Но вы с ним не идите.
Горацио:
Ни за что.
Гамлет:
Не отвечает; ну, так я иду.
Горацио:
Не надо, принц.
Гамлет:
Чего бояться? Зачем?
Мне жизнь моя дешевле, чем булавка;
А что он сделает моей душе,
Когда она бессмертна, как и он?
Меня он снова манит; я иду..
Нет, принц, вы не пойдете.
Гамлет:
Руки прочь!
Горацио:
Нельзя, одумайтесь!
Гамлет:
Мой рок взывает,
И это тело в каждой малой жилке
Полно отваги, как немейский лев.
Он все зовет? — Пустите. Я клянусь:
Сам станет тенью, кто меня удержит;
Прочь, говорю! — Иди; я за тобой.
После разговора с призраком Гамлет, пораженный информацией…
Гамлет:
О рать небес! Земля! И что еще.
Прибавить? Ад? — Тьфу, нет!
— Стой, сердце, стой!
И не дряхлейте мышцы, но меня Несите твердо! — Помнить о тебе?
Да, бедный дух, пока гнездится память В несчастном этом мире? О тебе?
Ах, я с таблицы памяти моей Все суетные записи сотру.
Так, дядя, вот вы здесь. — Мой клич отныне: «Прощай, прощай! И помни обо мне».
Я клятву дал.
Все-таки Гамлет — сильная натура. Но каждый сможет ради справедливости мстить за своего отца. Но у каждого человека, кроме чувства долга, есть и личные чувства. Пылок или холоден Гамлет?
Гамлет:
Сударыня, могу я прилечь к вам на колени?
Офелия:
Нет, мой принц.
Гамлет:
Я хочу сказать:
положить голову к вам на колени.
Офелия:
Да, мой принц.
Гамлет:
Вы думаете, у меня были грубые мысли?
Офелия:
Я ничего не думаю, мой принц.
Гамлет:
Прекрасная мысль — лежать
между девичьих ног…
Офелия:
Что, мой принц?
Гамлет:
Нет. Ничего.
Да, он любил, этот несчастный, меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие натуры. О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета.
У Гамлета решительный характер и промедление с неисполнением своего долга не является бездействием. Его заставляет идти на это любовь и жалость к матери. Это доказывает еще одну хорошую черту его сильного и великодушного характера.
Гамлет. Понимаем ли мы значение этого слова? — оно велико и глубоко. Образ Гамлета воплощается в людях и по сей день, и прогресс общества не совершается без Гамлетов. Всегда п миро нужны активные защитники правды, справедливости, семейной’чести.
читать похожие:
Гамлет — личность, обращенная к будущему
Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет»
Проблема нравственного выбора в трагедии В. Шекспира «Гамлет»
ВІЧНІСТЬ ПРОБЛЕМ ТРАГЕДІЇ «ГАМЛЕТ», АБО ЧИМ БЛИЗЬКИЙ ГАМЛЕТ СУЧАСНІЙ ЛЮДИНІ?
«Гамлет» – это известная трагедия У. Шекспира. Она не сходит с афиш многих театров мира уже четыре столетия. Но чем же это объясняется? Дело в том, что Гамлет, главный герой трагедии, возможно, является неким идеалом для многих людей. Ему противны любая ложь, зло, несправедливость. Но в то же время Гамлету самому приходится лгать, изворачиваться. Гамлет, по моему мнению, очень сильный человек. Узнав от Призрака об убийстве отца собственным братом, он решает отомстить за преждевременную гибель любимого отца. Но, однако, Гамлет медлит, ему приходится прикрываться маской безумия, он пытается ответить на все те вопросы, которые сам же себе задает. Гамлет не желает примириться с окружающим его злом, но в то же время он пытается получить несомненные доказательства вины дяди. Поэтому он не убивает короля. Однажды Гамлет уже готов был это сделать, но король молился, в нем проснулась совесть, и потому несчастный принц «опускает уже занесенный меч». Он не может убить человека в момент раскаяния. Гамлет ищет момента, когда будет ясно видно, что король – подлец, то есть во время опьянения, во гневе, за неправыми делами. Однако промедление, на мой взгляд, не является бездействием. Просто сама природа Гамлета не позволяет ему сразу убить человека.
Районный заочный литературно-творческий конкурс
«Слово доброе посеять…», посвященный 75-летию
Владимира Высоцкого
Эссе «Его Гамлет»
Номинация: проза
Выполнил: Литвинова Дарья,
обучающаяся 10 класса
МБОУ Боханской СОШ №2
Руководитель: Малкова
Надежда Анатольевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Боханской СОШ №2
Бохан, 2013 г.
Сопроводительное письмо
на районный заочный литературно-творческий конкурс
«Слово доброе посеять…», посвященный 75-летию
Владимира Высоцкого
МБОУ Боханской СОШ №2
Данные об авторах эссе «Его Гамлет»
Имя и фамилия автора: Дарья Литвинова
Класс (курс), образовательное учреждение: 10 класс, МБОУ Боханская СОШ №2
Населённый пункт: Иркутская область, п. Бохан.
Ф.И.О. учителя (преподавателя): Малкова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Эссе «Его Гамлет»
Сыграть Гамлета для актера — все равно, что защитить диссертацию и поэтому эта роль была заветной мечтой всякого актера.
Там все равны – дурак ли, хам ли,
Там рокот волн, там дикий брег,
Там пост занять мечтает Гамлет –
Простой советский человек.
Владимир Высоцкий, как актер, поэт не был исключением. И когда режиссер Ю. Любимов в Театре на Таганке решил поставить «Гамлета» актер В. Золотухин в статье “Трудный путь спектакля” вспоминает: «Духовной жаждою томим», Высоцкий рвался к вершинам поэзии. Он просил, он кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!». Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой “И в свое время он не знал себе равных в Европе. Шекспир – поэт, Гамлет – поэт, Высоцкий – поэт. Тут все связалось в один узел …»
После выхода спектакля в одном из интервью B.C. Высоцкий сказал так: « Я играл Гамлета! Это – высшая роль, о которой может думать актер. Мне повезло, что я играл Гамлета…»
Интересно, чем же роль Гамлета привлекала В.Высоцкого, каким он видел внутренний мир « принца Датского»?
Многие критики говорят, что ключевая сцена спектакля монолог Гамлета «Быть или не быть?» Высоцкому не удалась, он сыграл ее слабо, произносил монолог то шепотом, то срываясь на крик. Сам Владимир Высоцкий отмечал: «Я не играл Гамлета – я был им». Отсюда можно сделать вывод, что уже до появления в спектакле Гамлет Высоцкого все передумал, перечувствовал, освободился от мучительных сомнений. Ему остается только действовать. И невольно думаешь, что ему нет надобности произносить свой монолог: быть или не быть”. Он уже нашел ответ на этот вопрос: его выбор – бороться!
Что же думает сам Владимир Высоцкий о значении мести в жизни Гамлета? Приведем отрывки из стихотворения «Мой Гамлет».
Владимир Высоцкий
Мой Гамлет
Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий.
Не нравился мне век и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Все постигал: недвижность и движенье.
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.
Я пролил кровь, как все, и – как они,
Я не сумел от мести отказаться.
А мой подъем пред смертью – есть провал.
Я, Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на Датскую корону.
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.
1972
Получается, что В.Высоцкий опроверг вечный образ Гамлета как мстителя. Он представил его перед зрителем как неконфликтного, образованного человека для своего времени, который до знаний был жадный. Но только его беда в том, что он видел расхождения между книжным миром, миром идеальным «без войны» и жестокой современностью. Он видел, что все придворные только и ждут от него мести за смерть отца и его бездействие не понимают.
Что Гамлету остается делать? Жестокий век – жестокие нравы. Он принимает условия игры, расправляется с убийцей отца, но называет это своим падением, провалом, поэтому у Гамлета один выход – смерть.
Многие поклонники творчества В. С. Высоцкого отмечают, что роль Гамлета стала для него одной из центральных, и, быть может, является вершиной его актерского дарования. Этому может свидетельствовать тот факт, что на многих своих выступлениях разных лет поэт высказывал свое видение образа Гамлета, его судьбы и трагедии.
Последний раз В. С. Высоцкий вышел на сцену в роли принца Датского 17 июля 1980 года. Спустя всего 8 дней сердце актера остановилось. После смерти Высоцкого спектакль был выведен из репертуара Театра и представляет исторический интерес.
По всей видимости, такого Гамлета больше не под силу никому сыграть, ведь это был «его Гамлет»!
Мое отношение к “Гамлету” далеко от оригинальности. Я тоже считаю это произведение одним из самых великих за всю историю мировой литературы. В основе трагедии – неразрешимый конфликт, конфликт между судьбой и свободой воли. Герой на протяжении всей пьесы мечется, мучается, пытается найти золотую середину между возможностью подчиниться обстоятельствам и абсолютно естественным желанием – контролировать судьбу. Для Шекспира, как для любого христианина, выбор между добром и злом представляет собой почти неразрешимую дилемму. Однако выбор в пользу зла неминуемо приводит к саморазрушению, сначала моральному, потом – физическому.
Гамлет – это квинтэссенция шекспировского героя. Вынужденный бороться не только с внешним миром, но и внутренним, он в конце концов понимает, что в этой борьбе просто нет и не может быть победителя. Ни один вариант исхода его не устраивает. Бог требует от него одно, а Дух близкого человека – другого. Призрак заставляет Гамлета действовать против своей совести, что приводит его фактически к полному подчинению обстоятельствам.
“Гамлет” – это произведение, которое перечитывают на протяжении все жизни: снова и снова открывая для себя что-то новое, ранее не замеченное, но от этого – еще более значимое.
К матери, разделившей супружеское положение с убийцей отца? К дяде — убийце отца? К Розенкранцу, Гильденстерну, предавшим себя Клавдию?
А может быть, все разорвать? Покончить с жизнью?: “Быть или не быть?”, не даром Гамлет произносит этот вопрос, это подчеркивает его мудрость. Кого из нас не заставал подобный вопрос в мелочных жизненных ситуациях?
Но как не сопоставимо наше временное затруднение с горем Гамлета. Дания для него – тюрьма, а королевством правит преступник, в Гамлете не просто чувство ненависти, а в нем борются раздумья о добре и зле, о борьбе с несправедливостью. Как же честен принц, как полон отваги! Он презирает себя за нерешительность.
Так много ему пришлось в себе переменить! Из любящего сына превратиться в ненавидящего мать грубияна и насмешника, из полного жизни и желаний умного юноши превратиться в безумца с ясным умом.
Он предстает перед нами актером, режиссером всего трагического спектакля, в котором сделана ставка не на жизнь, а на смерть. Я полностью поддерживаю Гамлета во всем. Мне нечего сказать, у меня нет доказательств, чтобы назвать его трусом, предателем, бездельником.
Категории
Сочинения по теме
Одиночество Гамлета Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был убит.
Луков Вл. А. Загадка Гамлета “Цитирование текста взято с книги: века и Возрождение” дошедшая до нас пьеса (158&?; возможно, автор — Т. Кид), в свою
Готовое сочинение: Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» «Гамлет» — произведение, требующее толкования. Великий Драматург опередил свое время. Каждая новая постановка «Гамлета» — событие в мире театра и
Дон Кихот и Гамлет В статье И. С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (опубл. 1860) были сопоставлены два мировых литературных персонажа. Отклики А. И.Герцена, Л.
Любил ли Гамлет Офелию? Этот вопрос постоянно возникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в котором отношения героев не строятся
Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Мой Гамлет. Кто он? Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от внутреннего напряжения чертами. Пристальный взгляд измученных глаз — измученных, но не способных закрываться, не видеть, «умереть, уснуть». Голова смело, даже дерзко вскинута, но шею и плечи отягощают цепи принца. Руки устало соскользнули с колен.
Это сосредоточенность мысли, всеоценивающей — ив глубине своей души, и в том мире, что вокруг. Пытливость и усталость человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет здесь — мститель. И хотя опыт мести приносит ему горечь и страдания, он не оставит загадку неразгаданной. Сильный или слабый Гамлет? Способен ли на самопожертвование?
Горацио:
Он мцнит вас последовать за ним.
Как если бы хотел сказать вам что-то
Наедине.
М пр целл:
Смотрите, как учтиво
Он вас зовет поодаль отойти;
Но вы с ним не идите.
Горацио:
Ни за что.
Гамлет:
Не отвечает; ну, так я иду.
Горацио:
Не надо, принц.
Гамлет:
Чего бояться? Зачем?
Мне жизнь моя дешевле, чем булавка;
А что он сделает моей душе,
Когда она бессмертна, как и он?
Меня он снова манит; я иду..
Нет, принц, вы не пойдете.
Гамлет:
Руки прочь!
Горацио:
Нельзя, одумайтесь!
Гамлет:
Мой рок взывает,
И это тело в каждой малой жилке
Полно отваги, как немейский лев.
Он все зовет? — Пустите. Я клянусь:
Сам станет тенью, кто меня удержит;
Прочь, говорю! — Иди; я за тобой.
После разговора с призраком Гамлет, пораженный информацией…
Гамлет:
О рать небес! Земля! И что еще.
Прибавить? Ад? — Тьфу, нет!
— Стой, сердце, стой!
И не дряхлейте мышцы, но меня Несите твердо! — Помнить о тебе?
Да, бедный дух, пока гнездится память В несчастном этом мире? О тебе?
Ах, я с таблицы памяти моей Все суетные записи сотру.
Так, дядя, вот вы здесь. — Мой клич отныне: «Прощай, прощай! И помни обо мне».
Я клятву дал.
Все-таки Гамлет — сильная натура. Но каждый сможет ради справедливости мстить за своего отца. Но у каждого человека, кроме чувства долга, есть и личные чувства. Пылок или холоден Гамлет?
Гамлет:
Сударыня, могу я прилечь к вам на колени?
Офелия:
Нет, мой принц.
Гамлет:
Я хочу сказать:
положить голову к вам на колени.
Офелия:
Да, мой принц.
Гамлет:
Вы думаете, у меня были грубые мысли?
Офелия:
Я ничего не думаю, мой принц.
Гамлет:
Прекрасная мысль — лежать
между девичьих ног…
Офелия:
Что, мой принц?
Гамлет:
Нет. Ничего.
Да, он любил, этот несчастный, меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие натуры. О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета.
У Гамлета решительный характер и промедление с неисполнением своего долга не является бездействием. Его заставляет идти на это любовь и жалость к матери. Это доказывает еще одну хорошую черту его сильного и великодушного характера.
Гамлет. Понимаем ли мы значение этого слова? — оно велико и глубоко. Образ Гамлета воплощается в людях и по сей день, и прогресс общества не совершается без Гамлетов. Всегда п миро нужны активные защитники правды, справедливости, семейной’чести.
читать похожие:
Гамлет — личность, обращенная к будущему
Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет»
Проблема нравственного выбора в трагедии В. Шекспира «Гамлет»
ВІЧНІСТЬ ПРОБЛЕМ ТРАГЕДІЇ «ГАМЛЕТ», АБО ЧИМ БЛИЗЬКИЙ ГАМЛЕТ СУЧАСНІЙ ЛЮДИНІ?
«Гамлет» – это известная трагедия У. Шекспира. Она не сходит с афиш многих театров мира уже четыре столетия. Но чем же это объясняется? Дело в том, что Гамлет, главный герой трагедии, возможно, является неким идеалом для многих людей. Ему противны любая ложь, зло, несправедливость. Но в то же время Гамлету самому приходится лгать, изворачиваться. Гамлет, по моему мнению, очень сильный человек. Узнав от Призрака об убийстве отца собственным братом, он решает отомстить за преждевременную гибель любимого отца. Но, однако, Гамлет медлит, ему приходится прикрываться маской безумия, он пытается ответить на все те вопросы, которые сам же себе задает. Гамлет не желает примириться с окружающим его злом, но в то же время он пытается получить несомненные доказательства вины дяди. Поэтому он не убивает короля. Однажды Гамлет уже готов был это сделать, но король молился, в нем проснулась совесть, и потому несчастный принц «опускает уже занесенный меч». Он не может убить человека в момент раскаяния. Гамлет ищет момента, когда будет ясно видно, что король – подлец, то есть во время опьянения, во гневе, за неправыми делами. Однако промедление, на мой взгляд, не является бездействием. Просто сама природа Гамлета не позволяет ему сразу убить человека.
Районный заочный литературно-творческий конкурс
«Слово доброе посеять…», посвященный 75-летию
Владимира Высоцкого
Эссе «Его Гамлет»
Номинация: проза
Выполнил: Литвинова Дарья,
обучающаяся 10 класса
МБОУ Боханской СОШ №2
Руководитель: Малкова
Надежда Анатольевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Боханской СОШ №2
Бохан, 2013 г.
Сопроводительное письмо
на районный заочный литературно-творческий конкурс
«Слово доброе посеять…», посвященный 75-летию
Владимира Высоцкого
МБОУ Боханской СОШ №2
Данные об авторах эссе «Его Гамлет»
Имя и фамилия автора: Дарья Литвинова
Класс (курс), образовательное учреждение: 10 класс, МБОУ Боханская СОШ №2
Населённый пункт: Иркутская область, п. Бохан.
Ф.И.О. учителя (преподавателя): Малкова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Эссе «Его Гамлет»
Сыграть Гамлета для актера — все равно, что защитить диссертацию и поэтому эта роль была заветной мечтой всякого актера.
Там все равны – дурак ли, хам ли,
Там рокот волн, там дикий брег,
Там пост занять мечтает Гамлет –
Простой советский человек.
Владимир Высоцкий, как актер, поэт не был исключением. И когда режиссер Ю. Любимов в Театре на Таганке решил поставить «Гамлета» актер В. Золотухин в статье “Трудный путь спектакля” вспоминает: «Духовной жаждою томим», Высоцкий рвался к вершинам поэзии. Он просил, он кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!». Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой “И в свое время он не знал себе равных в Европе. Шекспир – поэт, Гамлет – поэт, Высоцкий – поэт. Тут все связалось в один узел …»
После выхода спектакля в одном из интервью B.C. Высоцкий сказал так: « Я играл Гамлета! Это – высшая роль, о которой может думать актер. Мне повезло, что я играл Гамлета…»
Интересно, чем же роль Гамлета привлекала В.Высоцкого, каким он видел внутренний мир « принца Датского»?
Многие критики говорят, что ключевая сцена спектакля монолог Гамлета «Быть или не быть?» Высоцкому не удалась, он сыграл ее слабо, произносил монолог то шепотом, то срываясь на крик. Сам Владимир Высоцкий отмечал: «Я не играл Гамлета – я был им». Отсюда можно сделать вывод, что уже до появления в спектакле Гамлет Высоцкого все передумал, перечувствовал, освободился от мучительных сомнений. Ему остается только действовать. И невольно думаешь, что ему нет надобности произносить свой монолог: быть или не быть”. Он уже нашел ответ на этот вопрос: его выбор – бороться!
Что же думает сам Владимир Высоцкий о значении мести в жизни Гамлета? Приведем отрывки из стихотворения «Мой Гамлет».
Владимир Высоцкий
Мой Гамлет
Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий.
Не нравился мне век и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Все постигал: недвижность и движенье.
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.
Я пролил кровь, как все, и – как они,
Я не сумел от мести отказаться.
А мой подъем пред смертью – есть провал.
Я, Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на Датскую корону.
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.
1972
Получается, что В.Высоцкий опроверг вечный образ Гамлета как мстителя. Он представил его перед зрителем как неконфликтного, образованного человека для своего времени, который до знаний был жадный. Но только его беда в том, что он видел расхождения между книжным миром, миром идеальным «без войны» и жестокой современностью. Он видел, что все придворные только и ждут от него мести за смерть отца и его бездействие не понимают.
Что Гамлету остается делать? Жестокий век – жестокие нравы. Он принимает условия игры, расправляется с убийцей отца, но называет это своим падением, провалом, поэтому у Гамлета один выход – смерть.
Многие поклонники творчества В. С. Высоцкого отмечают, что роль Гамлета стала для него одной из центральных, и, быть может, является вершиной его актерского дарования. Этому может свидетельствовать тот факт, что на многих своих выступлениях разных лет поэт высказывал свое видение образа Гамлета, его судьбы и трагедии.
Последний раз В. С. Высоцкий вышел на сцену в роли принца Датского 17 июля 1980 года. Спустя всего 8 дней сердце актера остановилось. После смерти Высоцкого спектакль был выведен из репертуара Театра и представляет исторический интерес.
По всей видимости, такого Гамлета больше не под силу никому сыграть, ведь это был «его Гамлет»!
Мое отношение к “Гамлету” далеко от оригинальности. Я тоже считаю это произведение одним из самых великих за всю историю мировой литературы. В основе трагедии – неразрешимый конфликт, конфликт между судьбой и свободой воли. Герой на протяжении всей пьесы мечется, мучается, пытается найти золотую середину между возможностью подчиниться обстоятельствам и абсолютно естественным желанием – контролировать судьбу. Для Шекспира, как для любого христианина, выбор между добром и злом представляет собой почти неразрешимую дилемму. Однако выбор в пользу зла неминуемо приводит к саморазрушению, сначала моральному, потом – физическому.
Гамлет – это квинтэссенция шекспировского героя. Вынужденный бороться не только с внешним миром, но и внутренним, он в конце концов понимает, что в этой борьбе просто нет и не может быть победителя. Ни один вариант исхода его не устраивает. Бог требует от него одно, а Дух близкого человека – другого. Призрак заставляет Гамлета действовать против своей совести, что приводит его фактически к полному подчинению обстоятельствам.
“Гамлет” – это произведение, которое перечитывают на протяжении все жизни: снова и снова открывая для себя что-то новое, ранее не замеченное, но от этого – еще более значимое.