Мини сочинение на тему о полку игореве

11 вариантов

  1. “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник литературы Древней Руси XII века. Интерес к этому удивительному произвединею не исчезает и в наши дни. Оно известно не только в России. “Слово о полку Игореве” переведено на многие языки мира, причем по несколько раз. Россиянам же оно дорого прежде всего потому, что пронизано глубокой любовью к русской земле. Интересен памятник еще и потому, что в нем отражена богатая и высоко духовная культура Древней Руси. Несмотря на то, что поэма посвящена историческому событию 1185 года ( походу князя Игоря Святославича на половцев), она полна разнообразных и ярких чувств автора. Повествование о начале похода он называет тревожным, предвещая печальное окончание этого события. С первых строк автор пытается довести до читателя патриотическую идею летописи, которая заключается в единении князей в борьбе за Русь. Горестно ему, что невелики силы Игоря Святославича Новгород-Северского, что не сговорился он с киевским князем Святославом и ” навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую “. Но  отчетливо чувствуется и гордость за то, что князь Игорь ” …построил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа”, чтобы дойти до берега Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива.  Не пожалел князь и своих сыновей ради спасения родины. Они тоже участвовали в далеком походе. Не остановила Игоря и грозная предзнаменование, которое тьмую покрыло всех его воинов. Он сам понимал и дружине своей объяснил, что больше чести быть зарубленным в битве, чем бесславно дожидаться половецкого похода у себя дома. Не хотел князь Игорь прятаться за чужие спины, а жаждил сам вступить в бой и с сынами русскими или голову сложить, или на Дону половцев победить.
    В наши дни этот поход воспринимается как легенда или как исторический факт, что в XII веке князь Игорь Святославич Новгород-Северский совершил неудачный поход на половцев и был пленен ими. Но, задумавшись над этим фактом, понимаешь, что половцы были хорошо обученными воинами. Совершать набеги и грабить было их профессией, которая кормила и обогащала. Русские же жили мирной жизнью, но, если приходила беда, вставали на защиту своей земли, бились не на жизнь, а на смерть. Вот и тогда поднялись все, хотя и не хотелось, вероятно, но долг перед родиной все перевешивал.
    Невольно вспоминаются стихт Александра Блока из цикла “На поле Куликовом”:
    Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
    Не вернуться, не взглянуть назад.
    За Непрядвой лебеди кричали,
    И опять, опять они кричат…
    На пути – горючий белый камень.
    За рекой – поганая орда.
    Светлый стяг над нашими полками
    Не взыграет больше никогда.
    Та же тревога, что и в “Слове…”. Белый камень – символ выбора пути: прямо пойдешь – убитому быть. Ясно, какой выбор сделан, ясно, что выбрана смерть, а не бесславный плен.
    Так и в “Слове…” трубы еще только трубили, созывая войско в Новгороде, а в пути уже стяги развевались над построенными войсками.
    Одобрял поход Игоря его брат, буйный тур Всеволод. Он тоже был готов в битве с врагом за русскую землю и заранее оседлал коней у Курска. Его опытные воины не раз бывали в бою и прекрасно знают, что можно погибнуть, но готовы биться, “ища себе чести, а князю – славы”.
    Автор “Слова…” передает тревожное настроение воинов перед предстоящей битвой, которая усиливается по мере удаления от родных границ. Птицы ждут добычи, орлы клекотом зовут зверей на кости, но русские сыны собой заслонили свои поля, не желая уронить честь свою, а князю найти славу. Автор “Слова…” не упускает возможности подчеркнуть, что Игорю важно было защитить землю русскую, а не присвоить богатую добычу после битвы.
    Золото, ткани, всякие драгоценности достались войску Игореву, ему же – боевые знаки врагов.
    Ощущение радости победы проходит уже ранним утром следующего дня : зори – кровавые, тучи – черные, в которых сверкают синие молнии. Все предрекает беду, а четыре солнца (Игоря, Всеволода, Олега и Святослава) могут прикрыть эти тучи, полные смертельных стрел. Ждать помощи неоткуда: ” Русская земля! Уже ты за холмом”.
    В эом сетовании автора сожаление о том, что не обратился Игорь-князь князю Киевскому.
    Но как отважно сражаются князья. Ярый тур Всеволод на переднем краю битвы, не помня о своих княжеских обязоннастей, о любви к жене, бьется вместе со своей дружиной, срубая поганые половецкие головы. Он не чувствует даже ран своих в пылу битвы. Такой ожесточенной рати не помнила Русская земля. С раннего утра до вечера билось войско Игорево. От коленых стрел, от копий булатных среди поля половецкого черная земля была зесяна костями павших, кровью полита, а взошли горем эти кости на Русской земле.
    Автор горюет от поражения Игорева, о его и Всеволода пленении. Плачет природа, “никнет трава от жалости, дерево с тоской к земле приклонилось”.
    Виною проигранной битвы автор считает корысть русских князей. “Это мое, и то тоже мое”. Поганые враги в это время не упускали момента и приходили с победой на землю Русскую. Горе пришла страшное:князья русские “сами на себя крамолу ковали”, а половцы поганые брали дань с каждого двора. Вот так ” ударило насилие половецкое на свободу русских”, и наступило время зависимости от врагов. И все это произошло потому, что Игорь и Всеволод не захотели сражаться вместе с другими князьями против поганых иноземцев.
    Осудил их за то великий Святослав, заявив, что без чести для себя они кровь поганую пролили. Обвиняет храбрых, мужественных воинов за то, что будущую славу победы хотели поделить только между собой, забыв о главной цели: любыми силами защитить свою землю.
    Для автора “Слова…” понятно и близко “золотое слово” Святослава. Он слышит призыв его к князьм на защиту Руси, просит выступить в поход за обиду этого времени, отомстить за землю Русскую, за раны Игоревы. Веские доводы приводит автор, призывая к объединению. Не один князь погиб, защищая свои границы от врагов Руси, действуя в одиночестве. Именно из-за междоусобиц пришло насилие от земли Половецкой.
    Заканчивает автор повествование радостными  словами: ” Солнце светиться на небе, а Игорь – князь в Русской земле”. Рады города и села возвращению Игоря, и это дает надежду, что горькие уроки не пройдут даром.
    “Слово о полку Игореве” не забывается уже столько лет. Ведь то, что происходило тогда, неразрывно связано с тем, что происходит в наше время. И сейчас, и тогда люди не хотели умирать, они дорожили своей жизнью. Эта связь показывает, насколько важна и ценна жизнь в любое время. Никто не хотел идти на верную смерть, но русские люди всегда способны забыть о себе, борясь за свободу своей Родины.

  2. Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
    «Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
    На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.
    По форме и содержанию повествования «Слово о полку Игореве» очень близко к такому фольклорному жанру, как плач и слава. Поэт очень эмоционален и патриотичен – он воспевает отвагу русских воинов, проклинает половцев.
    «Слово о полку Игореве» — это уникальное произведение, причём не только литературное, но и историческое.

  3. «Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным.
    Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин.
    С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие перево­ды, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерус­ского языка.
    «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному по­ходу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.
    «Слово о полку Игореве» с гениальной силой и про­никновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение.
    Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.
    Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоис­тических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду. Идея единства Руси продолжала сущест­вовать в народе.
    Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с ки­евским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.
    Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова») – князь Курский и Трубчевский.
    Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) до­несли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
    Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.
    На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало про­тив себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжес­кой дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен. Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой.
    На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схва­ченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю», — по выражению летописца…
    В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.
    Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать.
    Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Полов­цы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и весели­лись, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.
    Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
    Так рассказывают о походе Игоря Святославича лето­писи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объеди­ниться и защитить Русь. Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью про­изведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
    Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещи­ми знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.
    Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех.
    Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объ­ясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение.
    И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он про­износит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонаде­янно пошли на половцев.
    Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными.
    Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа.
    Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтич­ных мест в «Слове».
    Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, ис­полнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.
    «Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не за­пись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его авто­ром, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.
    «Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях.
    Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. «Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира. Его поэтические достоин­ства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.

  4. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
    «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
    «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Историческая основа «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
    Каким я представляю себе автора «Слова…»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Композиция “Слова о полку Игореве”
    Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
    Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
    Образы князей в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Отзыв на «Слово о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
    Русская земля в «Слове о полку Игореве»
    Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Слово о полку Игореве – уникальный памятник древнерусской литературы.
    Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
    Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
    Человечность “Слова о полку Игореве”

  5. Неизвестный автор –
    Слово о полку Игореве
    Сочинение по произведению “Слово о полку Игореве”.
    Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве”, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он – великий русский мыслитель- рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как “сведоми къме-ти”, воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-деднюю славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    На утро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    “Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.”
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле:”…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “ по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке:”О река. Немало в тебе величья!”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.


  6. Заголовок материала
    Хиты
    1
    «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли.
    11514
    2
    Историческая эпоха, отражённая в Слове о полку Игореве
    3384
    3
    Жанр Слово о полку Игореве
    2725
    4
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    2836
    5
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    2447
    6
    “Слово о полку Игореве” как памятник древнерусской литературы
    3618
    7
    Автор Слово о полку Игореве – художественный анализ.
    2076
    8
    Значение Слово о полку Игореве – художественный анализ.
    1912
    9
    Рассуждение о значении “Слова о полку Игореве”
    2779
    10
    Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве»
    1005
    11
    Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве»
    1214
    12
    Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре»
    1629
    13
    Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве»
    2644
    14
    Образы и символы в «Слове о полку Игореве»
    1423
    15
    Слово о полку Игореве — величайший памятник древнерусской литературы
    2105
    16
    Сюжет «Слова о полку Игореве»
    2073
    17
    Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве»
    2164
    18
    Тема Руси в «Слове о полку Игореве»
    1547
    19
    Историческая основа “Слова о полку Игореве”
    1138
    20
    «Слово о полку Игореве» храм древнерусской литературы
    1036
    21
    Автор Слова о полку Игореве
    1222
    22
    Образ Русской земли на страницах “Слова о полку Игореве”
    4175
    23
    Образ автора “Слова о полку Игореве”
    1886
    24
    Образы и характеры в Слове о полку Игореве
    2119
    25
    Образ Ярославны
    3551

  7. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.
    В это время половцы близко подошли к
    южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь
    Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их
    дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в
    степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Север-
    ский, собравший небольшое войско, пошел в поход на
    половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам
    князь был взят в плен. Благодаря этому событию, по-
    ловцы, почувствовавшие разобщенность русских кня-
    зей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим
    походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.
    «Слово о полку Игореве» является историческим
    памятником древнерусской литературы. Это величайшее
    произведение своего времени. «Словом о полку Игоре-
    ве» нам с дольшой точностью передан образ Древней
    Руси. В него входят характеры русских людей, описа-
    ния природы, мирного труда. Главным чувством, вол-
    новавшим автора «Слова о полку Игореве», была лю-
    бовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор
    скорбит о разъеденении Великой Руси. Он-великий
    русский мыслитель- рисует разные слои народа XII
    века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и
    трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие
    дружиннники, куряне им описаны как «сведоми къме-
    ти», воины-богатыри черниговцы «бес щитовъ съ заса-
    пожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-
    деднюю славу». В «Слове о полку Игореве» описаны
    страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступ-
    ление князя Игоря Новгород-Северского в поход про-
    тив половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хо-
    чет избавить Русь от ее давних врагов. В день выс-
    тупления происходит солнечное затмение. Несмотря на
    это зловещее предзнаменование, несмотря на все
    опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не
    изменяет своего решения. Он остается тверд в своей
    воле.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь
    Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку
    Игореве» он описывается как великий воин:«Куда ты,
    Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом,
    там лежат поганые половецкие головы».
    С объединенными силами своего войска и Буй-Тур
    Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю.
    Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери.
    Но Игорь решителен, как и его войско.
    рь решителен, как и его войско. Они, «к слав-
    ной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами
    князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву
    с половцами.
    В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в тума-
    нах», русское войско побеждает половцев, взяв много
    золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает,
    что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает
    идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли
    в степь и собирают новое войско, больше прежшего.
    Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он
    остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод
    предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте
    отступил, но они решают сразиться с половцами, во
    много раз превосходящей их силой.
    На утро сама природа предвещает тяжелую развяз-
    ку:
    «Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.»
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не
    было. С огромным мужеством и отвагой сражались рус-
    ские войска. Во время боя проявляется ратная доб-
    лесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял
    в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.
    Половцы одолели русское войско своим несметным коли-
    чеством. Много русских воинов полегло в той битве.
    Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли
    в плен. После описания неудачного похода Игоря и его
    дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль,
    горе всего русского народа, русской земли. Разгром
    русского войска приободрили половцев. Их набеги на
    Русь стали бусчисленными. Остановленные Святославом,
    отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь.
    Разлилась печаль по русской земле:”… стонет Киев
    над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали
    собирать дань с городов ” по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу
    Великому. Он описывается как умный, рассудительный
    правитель и полководец. Он не одобряет поступков
    Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это при-
    вело к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как
    предзнаменование. Великий киевский князь собирает
    бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают
    ему, что главный смысл сна в том, что два сына Свя-
    тослава с небольшим войском, отправившись на полов-
    цев, потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к
    мысли, что половцев можно победить только общими
    силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В
    него вложен призав объединить свои силы ко всем
    князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суз-
    дальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав
    призывает прекратить все распри между собой, иначе
    половцев не победить, призывает защитить Русь от вра-
    гов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Нов-
    город-Северского из половецкого плена. В Путивле го-
    рюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру,
    Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из
    половецкого плена.
    цу с просьбой помочь Игорю бежать из
    половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает
    всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев.
    И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура
    вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он до-
    бирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к не-
    му, как к великой реке:«О река. Немало в тебе величья!».
    Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с
    Русью, которая представляется ему единой, неделимой
    Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но
    она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца
    и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается
    ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвра-
    щения князя Игоря.
    Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся
    Русь должна быть единой, а не разделенной на множество
    мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приво-
    дит сильное государство к неминуемой гибели. На примере
    князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке
    крупного врага не победить. Это можно сделать только об-
    щими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророчес-
    ким произведением.Оно предсказало дальнеийшее историчес-
    кое развитие России в последующую эпоху.
    < Предыдущая Следующая >

  8. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как “опытные воины”, а воины-богатыри черниговцы “без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны также страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: “Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Иго-ревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общимисилами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: “О Донец! Немало тебе величья…”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. “Слово…” заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
    ?

  9. Существует много предположений о том, кем был автор “Слова о полку Игореве”. Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствия к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор “Слова…” мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях и знающего, что такое битвы:
    С раннего утра до вечера,
    с вечера до света летят стрелы каленые,
    гремят сабли о шлемы.
    Трещат копья булатные
    в поле незнакомом среди
    земли Половецкой.
    Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени, имеющим здоровые взгляды на сложившуюся на Руси обстановку.
    Автор “Слова…” не только рассказывал о событиях Игорева похода, но и давал свою собственную оценку всему происходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска.
    О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю.
    Игорева храброго войска не воскресить…
    Необыкновенная композиция “Слова…”, различные удивительные сравнения, своеобразный певучий язык, слог “Слова…” свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом:
    На Дунае Ярославнин голос слышится,
    кукушкою безвестною рано кукует:
    “Полечу, — говорит, — кукушкою
    по Дунаю, омочу шелковый рукав в
    Каяле-реке, утру князю кровавые
    его раны на могучем его теле”.
    Сравнения, которых очень много в повествовании, придают описанию событий поэтическое звучание. Например: сравнение Игоря, и брата, и их сыновей с четырьмя солнцами:
    На другой день спозаранок
    кровавые зори свет возвещают;
    черные тучи с моря идут,
    хотят прикрыть четыре солнца…
    В “Слове…” ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действия — радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек. В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями:
    Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам;
    волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом
    на кости зверей зовут;
    лисицы брешут на червленые щиты.
    Все это ясно говорит о том, что автор “Слова…” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.
    Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова…” является патриотом своей родной земли. Его произведение проникнуто огромным нежным, теплым чувством любви к родине. Это чувство проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
    Автор “Слова…” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, населяющий Русскую землю. Автор говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
    И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова…” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:
    Сказал брат брату:
    “Это мое, и то мое же”.
    И стали князья про малое
    “это великое” говорить
    и сами на себя крамолу ковать.
    Автор призывает к прекращению междоусобиц:
    Ярослава все внуки и Всеслава,
    Склоните стяги свои,
    Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
    Ибо лишились вы славы дедов.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых на землю русскую,
    на богатства Всеслава.
    Из-за усобиц ведь настало насилие
    от земли половецкой.
    Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси. Этот призыв ясно выражается в “золотом слове” Святослава и служит главной мыслью произведения.
    Представляя себе автора “Слова…”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.
    В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — военачальник, то он — госу- дарственный деятель, то он — белобородый сказитель Бонн. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.
    Но в каком бы образе автор “Слова…” ни появлялся, ему неизменно присущи мудрость, честность, благородство, великолепное знание истории своей родины.
    Для того чтобы представить себе автора, не обязательно придумывать конкретный образ человека того времени. Надо лишь внимательно перечитать “Слово…”, и тогда сквозь древние письмена можно увидеть светлую душу, возвышенные стремления, мудрую заботу о судьбе любимого Отечества.

  10. 10
    Текст добавил: теперь мне всё равно, прости

    Древнерусская поэма “Слово о полку Игореве”. созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина-Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор “Слова…” смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oiBcry и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    и копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. прославлявшего воинские подвиг” русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель “Слова…” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить “не по замышлению Бояна”. а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет -Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация “Слова…”.
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже “кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди.
    К “золотому слову” Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция “Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано “Слово…”, поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: “О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!”. “О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!”
    Автор “Слова…” одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор “Слова…” удаление войска и дважды восклицает: “О Русская земля уже ты за холмом!” Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор “Слова…” понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав “поганые” полки половецкие, “помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты”.
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве “изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье”.
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейчаж “Слова…”: перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…”, быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи своп на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно-поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего “Слово…” к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий “Слово о полку Игореве”, по выражению академика А. С. Орлова, “не затерялось,— на границе дикого поля”. Во все эпохи “Слово…” было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего “Слово о полку Игореве”. затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *