Мини сочинение на тему русский язык один из развитых языков мира

9 вариантов

  1. Русский язык необычайно богат и с этим трудно поспорить. Тончайшие оттенки и нюансы, глубочайший смысл каждого слова делает наш родной язык по-настоящему великим и всесильным. Русскому языку доступны любые возможности, и не существует таких природных красот, характеристик или человеческих эмоций, которые нельзя точно, достоверно и в ярких красках описать в русском языке.
    Владение русским языком помогает личности развиваться, наделяя его небывалой властью над словом. Слово верное и правдивое является истинным сокровищем, которое позволяет нам добиваться любых успехов.
    Слово помогает не только стать великим поэтом или писателем, филологом или лингвистом, оно также позволяет быть удачливым бизнесменом, который умеет проводить сложнейшие переговоры. Хорошее знание русского языка помогает стать и выдающимся дипломатом. Сила слова особенно заметна и в сфере журналистики, где формируется и отправляется на всеобщее обозрение общественное мнение, оказывающее влияние, как на политическую, так и на социальную жизнь страны.
    Красивый и правильный русский язык может помочь стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, рассказать о своих искренних чувствах, признаться в страсти, не боясь быть неправильно понятым.
    Русский язык нельзя сравнить с каким-либо другим языком мира, он богат эпитетами, замысловатыми оборотами, едва уловимыми оттенками и прочими признаками истинного величия и небывалого многообразия, не свойственного ни одному другому языку мира.
    Классические литературные произведения знаменитых русских авторов не могут не вызывать восторга; их великолепный слог и собственный, неповторимый стиль… мы каждый раз, перечитывая очередное произведение, находим для себя ответы на многие вопросы и темы. Эти темы и гениальность изречений трогают нас до глубины души, мастерство их поражает и заставляет снова и снова проникаться многогранностью и изумительной гармонией нашего великого русского языка.

  2. Русский язык – один из развитых
    языков мира.

    Класс: 6-й (общеобразовательный).
    Тип урока: сообщение новых сведений.
    Тема лингвистическая: русский язык –
    один из развитых языков мира.
    Дидактический материал: толковые
    словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина
    “Русский язык”.
    Цели:
    Познавательные:
    повторить ранее изученные сведения о русском
    языке( синонимы, антонимы, омонимы, многозначные
    слова, омофоны);
    раскрыть понятие развитой язык.
    Практические:
    закрепить умение подбирать синонимы, антонимы;
    уметь объяснять понятие развитой язык,
    отличать от понятия развитый ребёнок.
    Общепредметные:
    воспитывать интерес к предмету, любовь к
    родному языку, нравственные качества школьников;
    развивать память, логическое мышление, речь;
    формировать умение самостоятельно пополнять
    знания при обращении к справочной литературе.
    Оформление доски:
    Русский язык – один из развитых языков
    мира.

    (Эпиграф выведен через кодоскоп)
    Карл V, римский император говаривал, что
    ишпанским языком с Богом, французским – с
    друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским
    – с женским полом говорить прилично. Но если бы
    он российскому языку был искусен, то, конечно, к
    тому присовокупил бы, что им со всеми оными
    говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие
    ишпанского, живость французского, крепость
    немецкого, нежность итальянского, сверх того
    богатство и сильную в изображениях краткость
    греческого и латинского языка.
    М.В.Ломоносов
    (Этот эпиграф закрыт в начале урока)
    Берегите наш язык, наш прекрасный
    русский язык, – это клад, это достояние,
    переданное нам нашими предшественниками.
    И. Тургенев.
    ХОД УРОКА
    I. Слово учителя
    – Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи.
    Что такое притча? (Притча – это рассказ
    нравоучительного, философского характера.)
    – Послушайте притчу.
    Притча из “Книги о Ксанфе –
    философе и Эзопе, его рабе, или похождение
    Эзопа”.

    (Материал для учителя.)
    Однажды Ксанф решил отблагодарить своих
    учеников угощением за угощение и говорит Эзопу:
    “Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты
    ступай и свари нам самого лучшего, самого
    прекрасного, что есть на свете!”
    “Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не
    давать глупых приказаний”. Пошёл он в мясную
    лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни
    приготовил жареными, другие вареными, третьи
    холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф
    говорит: “Эзоп, принеси нам поесть!”.
    Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
    – Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у
    тебя философский: ничего не упустишь из виду!
    Только мы устроились за столом, а нам уже подают
    язык!
    Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому
    жареный язык под перцем с солью.
    – Божественно, учитель, великолепно! – говорят
    ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка
    всегда острее вкус: едкость соли с природной
    остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и
    пряный.
    В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с
    кореньями. Всем стало плохо.
    Ксанф говорит: “Эзоп, подай нам похлёбки!”
    Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и
    смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
    – Да разве не сказал я тебе: “Купи всего самого
    лучшего, самого прекрасного на свете!”
    Эзоп отвечает:
    – Счастье моё, что ты меня попрекаешь в
    присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне
    сказал: “Купи самого лучшего, самого
    прекрасного на свете”. А есть ли что на свете
    лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком
    держится вся философия вся учёность? Без языка
    ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни
    купить; порядок в государстве, законы,
    постановления – всё это существует лишь
    благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык;
    нет ничего лучше на свете.
    Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и
    разошлись.
    На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот
    говорит:
    – Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас
    настоящим обедом: вот послушайте, как я
    распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит:
    ” Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь
    наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок
    и купи там самого дрянного, самого негодного на
    свете!”
    Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять
    пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от
    всех заколотых свиней и опять состряпал из них
    обед. Тем временем явился Ксанф с учениками,
    устроились они за столом, выпили по первой чаше, и
    Ксанф сказал: “Эзоп, принеси нам поесть!”
    Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф
    разозлился:
    – Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это
    покупать? Разве я не сказал тебе: “Ступай на
    рынок и купи самого дрянного, самого негодного на
    свете!
    Эзоп отвечает:
    – Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт
    раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть,
    распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже,
    ещё презреннее, чем язык?
    II. Беседа по притчи
    – Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое
    прекрасное, что есть на свете, т.к. языком
    держится вся философия и учёность, язык – основа
    нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в
    то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт
    раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)
    – В каком значении употребляется слово
    “язык” в притче? (Язык – орган в полости
    рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь,
    способность говорить.)
    III. Повторение за 5 класс
    – Как называются такие слова? (Омонимы)
    – А как называются слова дрянное и
    прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)
    – Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5
    классе в разделе лексика? (Омофоны,
    многозначные слова, синонимы)
    – Давайте вспомним, что называется омофонами,
    синонимами, многозначными словами? (Ответ
    детей)
    IV. Объяснение нового материала
    – Сегодня на уроке мы будем говорить о языке.
    Запишите в тетради тему нашего урока.
    Русский язык – один из развитых
    языков мира.

    1. – Что именно говорится в теме урока о русском
    языке? (Что русский язык является развитым
    языком.)
    – Перед вами лежат толковые словари,
    посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь
    С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой
    степени развития. 2). Духовно зрелый,
    просвещённый, культурный.)
    – В каком из двух этих значений слово язык
    употребляется в названии темы? (В первом.
    Развитой – достигший высокой степени развития.)
    – А в каком значении слово язык
    употребляется в словосочетании развитый
    ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это
    ребёнок духовно зрелый, просвещённый,
    культурный.)
    (Обратить внимание на ударение: развитОй
    язык, но рАзвитый ребёнок.)
    – Составьте предложения с этими
    словосочетаниями.
    2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
    Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.
    – Почему на русском языке “прилично”
    говорить и с Богом, и с врагом, и с другом , и с
    женщиной? (Русский язык может быть нежным,
    ласковым, а может быть грозным. Одну мысль можно
    выразить кратко, а можно распространить
    синонимами, сравнениями. Одну и ту же фразу мы
    можем произнести с разной интонацией. Русский
    язык богат разнообразием звуков, лексическими
    единицами, синтаксическими конструкциями.)
    V. Закрепление
    – Давайте обратимся с вами к стихотворению
    А.Яшина “Русский язык” и постараемся найти
    подтверждение того, что русский язык – развитой
    язык.
    (Стихотворение спроецировано через
    кодоскоп.)
    Я люблю свой родной язык.
    Он понятен для всех,
    Он певуч,
    Он, как русский народ, многолик,
    Как держава наша, могуч.
    Хочешь – песни, гимны пиши,
    Хочешь – выскажи боль души,
    Будто хлеб ржаной, он пахуч,
    Будто плоть земли, живуч.
    – Выразительно прочитайте стихотворение.
    Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи,
    которые доказывают, что русский язык является
    одним из развитых языков. (Певуч, многолик,
    могуч, живуч.)
    – Язык певуч. Докажите правильность этой мысли.
    (В русском языке много звуков от самых твёрдых
    до самых нежных и мягких. Русский язык отличается
    мелодичностью, звучностью.)
    – Что значит многолик? (В русском языке одно
    понятие можно выразить разными словами, которые
    являются синонимами. Ни в каком другом языке нет
    омонимов. В русском языке есть слова, чтобы
    выразить любую мысль, поделиться радостью,
    рассказать о несчастье. Это говорит о
    лексическом богатстве. В русском языке есть 10
    самостоятельных частей речи, которые
    различаются грамматическими признаками. Русский
    язык отличается богатством синтаксических
    конструкций.)
    Задание по рядам:
    1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство
    (языка). Обилие, изобилие.
    2-й ряд приводит примеры многозначных слов,
    пользуясь толковым словарём учебника.
    3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой,
    маленький, крохотный и т.д.
    Затем с этими словами 1 вариант составляет
    предложения с однородными членами.
    2 вариант составляет предложения с обращениями.
    3 вариант – предложения с прямой речью.
    4 вариант – сложносочинённые предложения.
    5 вариант – сложноподчинённые предложения.
    6 вариант – предложения с обобщающими словами.
    – Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что
    язык многолик, как русский народ? (Потому что
    русский народ многонациональный.)
    – Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)
    – Почему язык могуч? (Словом можно убедить
    человека, поднять на защиту Родины, словом можно
    убить человека, а можно спасти.)
    – Прочитайте четверостишье В.Шефнера.
    (Стихотворение заранее записано на обратной
    стороне доски.)
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести,
    Словом можно предать, и продать, и купить,
    Слово можно в разящий свинец перелить.
    – Что значит выражение: слово можно в разящий
    свинец перелить? (Свинцовые пули убивают или
    тяжело ранят. Словом тоже можно убить, как пулей.)
    – Прочитайте это стихотворение ещё раз и
    запишите по памяти.
    – Что значит выражение язык живуч? (Язык
    появился давно. Поколения сменяют друг друга, а
    язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке
    находится замена ему. Русский язык пополняется
    за счёт образования новых слов различными
    способами. Есть в русском языке историзмы и
    архаизмы, которые находятся в пассивном запасе
    языка.)
    – Объясните лексическое значение слова
    держава. Подберите к нему синонимы. (Родина,
    Отечество, страна, Отчизна.)
    – Как вы понимаете словосочетание боль души?
    (Беспокоиться, сострадать, переживать.)
    VI. Итоги урока
    – Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о
    языке очень много. Давайте подведём итоги, почему
    же русский язык – развитой язык. (Русский язык
    богат звуками, интонацией, лексикой,
    синтаксическими конструкциями. Слова в русском
    языке вступают в различные отношения: синонимии,
    антонимии, омонимии. С помощью языка можно
    передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У
    русского языка богатая история.)
    – Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык,
    соблюдать языковые нормы и передать потомкам
    красивый, звучный, богатый язык, которым мы
    владеем. К этому призывал нас И.Тургенев,
    посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.
    Чтение эпиграфа.
    VII. Домашнее задание
    Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о
    языке из упражнения или найденные
    самостоятельно.
    Использованная литература:
    Францман Г.К. Сборник диктантов по русскому
    языку. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 1995.-240 с.
    Ломоносов М.В. Российская
    грамматика//Ломоносов М.В. Полное собрание
    сочинений/АН СССР. – М.; Л., 1950–1983. Т.7: Труды по
    филологии 1739–1758 гг. – М.; Л.: Издательство АН
    СССР,1952. – с.389-578.
    А.Яшин. Избранные стихотворения. М.:
    Художественная литература, 1961 г.

  3. Русский язык – один из богатейших языков мира
    Пожалуй, у всех русских людей на устах живо и будет жить знаменитое стихотворение в прозе, написанное уже более двухсот лет назад великим русским классиков И.С. Тургеневым, о русском языке.
    «Великий и могучий» – так называем мы наш родной язык во всех смыслах, во всех ситуациях, порой иронически, порой очень серьезно, исследуя его.
    Конечно, всем нам известны не пустые для русского человека слова «богатства и глубины русского языка». Метафорическое и немного, возможно, пафосное изречение, но поистине правдивое.
    Перейдем к рассуждению на эту тему, ориентируясь на мнения российских академиков. Действительно, ученые давно решили, как определять негласный термин «богатство».
    Богатство – это разветвленная система фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического строя русского языка, в которой указанные элементы переплетаются и образуют единый пласт культуры, традиций русского народа.
    Если сравнивать каждый из уровней русского языка, то можно убедиться в его уникальности, но в то же время сложности.
    К примеру, одна только морфологическая система русского языка не имеет аналогов среди других мировых языков. Если сравнить русский и английский языки, то категория падежа в нашем языке весьма разветвлена, а в английском она практически не выражена. Также в тех же языках категория вида глагола выражается по-разному.
    В этой связи во всей мировой науке признано, что русский язык – наиболее сложный для изучения и поэтому богатый.
    Язык также на всем протяжении его развития формировали знаменитые писатели, формируя и оттачивая те или иные его стороны. К примеру, считается, что именно в эпоху творчества А.С. Пушкина сформировался современный русский литературный язык.

  4. Русский язык-один из наиболее распространенных и богатых языков мира. Русский язык является одним из наиболее распространённых и богатых языков мира. Русский язык является одним из наиболее распространённых официальных языков Организации Объединённых Наций, Союза Независимых Государств, Организации Варшавского Договора и многих других международных организаций. Именно на русском языке были написаны общепризнанные шедевры мировой литературы, такие как “Мёртвые души” Гоголя,”Евгений Онегин” Пушкина,”Война и мир” Толстого и многие другие известнейшие произведения. Русским языком на сегодняшний день владеют в той или иной мере несколько миллионов человек не только в России и СНГ, но и во всём мире. Набирают популярность учебники и пособия русского языка для иностранцев. Великий русский учёный Михаил Ломоносов, которого знают во всём мире, является основателем Московского Государственного Университета, а также основателем современных стандартов российского образования. Ни в одном из языков нет такого богатства слов как в русском. Русский язык богат на синонимы, омонимы, антонимы и прилагательные, что делает возможным очень точно выражать свои мысли именно на русском языке. Ни один язык не обладает таким разнообразием оттенков смыслов слов как русский, что делает этот язык очень красивым, лаконичным и мелодичным. Русская орфография, русская азбука это уникальнейшее явление культуры, русский алфавит намного приятнее для глаза, чем латиница или иероглифы. Но не только русские буквы радуют глаз, но и звуки русского языка-они неповторимы. Ни один язык не обладает такой звучностью и звонкостью звуков как русский. Разнообразие звуков, которое можно выразить одной буквой, всего-лишь добавив “Ъ” или “Ь” отличает его красотой звучания от сухих языков, использующих латинский алфавит. Именно смысловое разнообразие русских слов и их красивое звучание делает русский язык наиболее привлекательным для изучения иностранцами, но так-же и россияне должны не забывать свою культуру и свой язык. в своём историческом развитии русский язык прошёл несколько стадий-индоевропейский язык, праславянский язык, старославянский язык, древнерусский язык и современный русский язык. Так-же из древнерусского языка произошли родственные русскому языку языки-белорусский и украинский. Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу что русский язык уже сегодня является одним из наиболее распространённых и богатых языков мира, а также одним из языков межнационального общения и продолжает уверенно развиваться.

  5. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  6. 6
    Текст добавил: Я не багат ну кайфую как Депутат

    В.Г. Белинский писал: «…что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Современный русский язык – самый распространенный европейский язык. Его международным признанием стало постоянное членство в Клубе мировых языков. Конечно, когда мы говорим о любом языке, в первую очередь речь идет о средстве воспитания, инструменте коммуникации, освоения окружающего нас мира. Именно язык формирует культуру любого общества, его духовную и национальную самобытность. Сегодня русский язык как государственный язык Российской Федерации является действенным средством межнационального общения народов, проживающих на обширной территории нашей Отчизны. Он выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной сферах, выступает фактором консолидации граждан разных национальностей и вероисповеданий. Безусловно, русский язык будет всегда залогом сохранения и развития языков и культур всех народов страны.
    Необычайное богатство, тончайшие оттенки и нюансы, глубокий и особенный смысл – русский язык действительно велик и всесилен, ему доступны любые возможности, и нет таких природных красот или человеческих эмоций, которые нельзя было бы точно, красочно и достоверно описать.
    Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых успехов и высот.
    С помощью слова можно стать не только поэтом или писателем, филологом или лингвистом, но и исключительно удачливым бизнесменом, умеющим проводить любые сложные переговоры для пользы общественного созидания и собственного процветания. Можно стать выдающимся дипломатом, работая на благо родного государства. Велика сила слова и у работников журналистики, с их помощью формируется общественное мнение, бесспорно влияющее на всю политическую и социальную жизнь страны.
    Обладая красивым и правильным русским языком, можно стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, изъясниться в своих искренних чувствах, признаться в своей страсти, не боясь быть неверно или превратно понятым.
    Сравнивая русский язык с другими распространенными языками мира, такими как лаконичный английский или отрывистый немецкий, мы невольно отмечаем богатство эпитетов, замысловатых оборотов, едва уловимых оттенков и прочих признаков истинного величия и небывалого многообразия.
    Наслаждаясь классическими литературными произведениями знаменитых русских авторов, смакуя их великолепный слог и собственный, неповторимый стиль, мы каждый раз находим для себя ответы на многие вопросы и темы, трогающие до глубины души, поскольку мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка.
    Описание темы: Русский язык оставался и есть сейчас языком поэтов и прозаиков, языком культуры и средством передачи народного достояния огромного культурного наследия от поколения к поколению.
    Закрадывается ощущение, что сейчас русский язык недооценен и его роль занижена, а то и вовсе им только и пользуются в своих корыстных целях современного общества, оставляя темные пятна бранных слов, замещая англоязычными и другими словами иностранных словарей, интернет жаргонизмом и “простословием”.
    А ведь секрет Русского языка в том, что он удивительно гибок и богат, им могут общаться все сословия и одно и то же слово может звучать в десятках вариаций и значений. Так “В чем секрет русского языка”, “Русского слова” и “Почему я люблю русский язык?”
    Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему:
    “Великий и могучий русский язык”.
    русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем более удивительно, что наши современники недооценивают его роль, замусоривая свою речь англицизмами, жаргонизмами, просторечными выражениями, новомодным интернет-сленгом и бранными словами. Если бы каждый задумался, какую ценность представляет собой русский язык и какими огромными возможностями для выражения мыслей он обладает, то стремился бы познать его еще глубже и пренебрег бы другими средствами. В чем же секрет русского языка и почему я его так люблю? Попробую объяснить с помощью весомых аргументов и наглядных примеров.
    Богатство русского языка – не в количестве лексических единиц, зафиксированных в словаре, а в его гибкости, не имеющей границ. Так, например, считается, что больше всего слов содержится в английском языке – около миллиона на сегодняшний день. В «Словаре современного русского литературного языка» – только 131000. Но при этом не учитывается уникальная особенность нашей речи: если принять во внимание все возможные словоформы, то количество лексических единиц в русском языке превысит 1,5 миллиона.
    Докажем состоятельность приведенного аргумента на конкретном примере. Возьмем любое существительное из словаря русского языка. Пусть это будет «мама». Создадим словоформы (грамматические разновидности) по падежам и числу: маме, маму, мамой, мамы (родительный падеж единственного числа), мамы (именительный падеж множественного числа), мам, мамам, (о) мамах. В английском языке слово «мама» имеет только 1 словоформу – «mothers» (множественное число). Такое сравнение можно привести почти с каждым существительным в русском языке: большинство из них может иметь в 8 раз больше словоформ, чем в том же английском.
    Великий и Могучий Русский язык
    Словарь русского языка внушителен по объему и гибкости смысловых значений настолько, что не хватит жизни для полного овладения даже при условии, если речь идет о человеке, у которого этот язык – родной. Очень наглядно доказывают цифры: абсолютный рекорд по количеству используемых слов принадлежит А.С. Пушкину – около 24 тысяч слов (из «Словаря языка Пушкина»). Высокообразованный человек применяет в своей речи максимум 8000 слов. Среднестатистический «носитель русского языка» имеет и того меньше: около 3-4 тысяч слов. Это ли не повод задуматься о том, как ограниченно мы пользуемся огромным потенциалом русского языка и насколько нелепы попытки «обогатить» свою речь жаргонизмами или интернет-сленгом.
    Возможности русского языка широки настолько, что можно в течение всей жизни пополнять свой словарный запас и не освоить даже половины. Разнообразие словоформ и значений позволяет передавать мельчайшие оттенки смыслов, составлять красочные образные описания, доходчиво выражать свои мысли – в этом и заключается виртуозное использование богатства русского языка.

  7. Необычайное богатство, тончайшие оттенки и нюансы, глубокий и особенный смысл – русский язык действительно велик и всесилен, ему доступны любые возможности, и нет таких природных красот или человеческих эмоций, которые нельзя было бы точно, красочно и достоверно описать.
    Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых успехов и высот.
    С помощью слова можно стать не только поэтом или писателем, филологом или лингвистом, но и исключительно удачливым бизнесменом, умеющим проводить любые сложные переговоры для пользы общественного созидания и собственного процветания. Можно стать выдающимся дипломатом, работая на благо родного государства. Велика сила слова и у работников журналистики, с их помощью формируется общественное мнение, бесспорно влияющее на всю политическую и социальную жизнь страны.
    Обладая красивым и правильным русским языком, можно стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, изъясниться в своих искренних чувствах, признаться в своей страсти, не боясь быть неверно или превратно понятым.
    Сравнивая русский язык с другими распространенными языками мира, такими как лаконичный английский или отрывистый немецкий, мы невольно отмечаем богатство эпитетов, замысловатых оборотов, едва уловимых оттенков и прочих признаков истинного величия и небывалого многообразия.
    Наслаждаясь классическими литературными произведениями знаменитых русских авторов, смакуя их великолепный слог и собственный, неповторимый стиль, мы каждый раз находим для себя ответы на многие вопросы и темы, трогающие до глубины души, поскольку мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка.

  8. 8
    Текст добавил: Аццкий Талпайоп

    7
    – Ребята, как вы думаете, для чего в школе изучается такой предмет, как русский язык? (Для того чтобы мы, русские люди, могли грамотно разговаривать и писать в родной стране на родном языке.)
    8
    – Совершенно верно. Ни один человек не может считаться по- настоящему образованным, если он не знает своего языка. Вы, наверное, знаете такого великого русского писателя, как И. С. Тургенев. Он написал замечательное стихотворение в прозе, которое так и называется – «Русский язык». Давайте его прочтём.
    9
    Далее учитель читает это стихотворение.
    10
    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)
    11
    – Как вы думаете, почему автор говорит о том, что русский язык могучий, правдивый и свободный? (Для ответа на этот вопрос можно использовать материалы упражнения 1 из учебника.)
    12
    – Давайте подумаем, в чём же величие русского языка, из-за которого он должен быть дан столь же великому народу. (В том, что словарный запас нашего родного языка необычайно велик. Кроме того, в русском языке существует множество способов образования новых слов, следовательно, он может постоянно по мере необходимости, пополняться новыми словами. Так же мы имеем возможность заменять многие слова в своей речи синонимами, чтобы сделать её красивее, разнообразнее.)
    13
    – Вы помните, что такое синонимы? (Слова, близкие по значению, но различные по написанию и звучанию.)
    14
    – Прочитайте слова в рамочке на странице 3 вашего учебника. Как вы думаете, какими синонимами можно заменить прилагательное развитый?
    15
    – А почему слово «развитой» нельзя применить к существительному «язык»? (Потому что слово «развитой» имеет значение, которое не соотносится со словом язык.)
    16
    – Теперь прочтите высказывание о языке К. Паустовского на странице 3. Перепишите его к себе в тетради. Согласны ли вы с мнением К. Паустовского о языке?
    17
    В конце урока можно сделать выводы о том, какую роль играет язык в нашей жизни, почему он является одним из самых развитых языков в мире.
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    32
    33
    34
    Русский язык – один из богатейших языков мира
    35
    Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
    36
    Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец.
    37
    О верном друге можно сказать и словами надёжный, преданный, постоянный, готов в огонь и в воду.
    38
    А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия.засмеяться! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят хихикнул, если внезапно фыркнул, прыснул (разговорное), если громко захохотал, расхохотался, разразился (или залился) смехом, закатился смехом, загоготал (разговорное) и др.: «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои- рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». (Л. Кассиль)
    39
    Очень выразительны русские пословицы и поговорки сокровища народной мудрости: Язык разум открывает. Добрая совесть не боится клеветы. Правда, суда не боится. Правда милости не ищет. Не всё то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её яркой и образной.
    40
    Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы: бежать прибежать, перебежать, убежать, отбежать, выбежать и др.; мальчик мальчишка, мальчуган, мальчонка и др.
    41
    Оттенки одной и той же мысли можно выразить как простыми, так и сложными предложениями: С полей сошёл снег и обнажил парящую землю. С полей сошёл снег, обнажив парящую землю. С полей сошел снег, и обнажилась парящая земля. Когда с полей сошёл снег, обнажилась парящая земля. С полей сошёл, снег обнажилась парящая земля.
    42
    Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.
    43
    Классик французской литературы Проспер Мериме ( ), выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии
    44
    Всемирно известный деятель культуры XX в., художник и философ Н. К. Рерих говорил: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны.
    45
    Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…». Как бы продолжая слова Н. В. Гоголя, критик В. Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен…»
    46
    Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.
    47
    48
    49
    50
    51
    52
    53
    54
    55
    56
    57
    58
    59
    60
    61
    62
    63
    64
    65
    66
    67
    68
    69
    70
    71
    72
    73
    74
    75
    76
    77
    78
    79
    80
    81
    Игра со словами.
    82
    83
    1. Шесть слов.
    84
    Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
    85
    86
    Ответ:
    87
    – Ямка Маяк
    88
    – Фара Арфа
    89
    -Удар Руда
    90
    -Палаш Шпала
    91
    -Стаи Аист
    92
    -Стук Куст
    93
    94
    (Маршак)
    95
    96
    97
    98
    99
    100
    101
    102
    103
    104
    105
    106
    107
    108
    109
    110
    111
    112
    113
    114
    115
    Игра «Шесть слов».
    116
    Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
    117
    Ямка _____________
    118
    Фара ____________
    119
    Удар _____________
    120
    Палаш _____________
    121
    Стаи ______________
    122
    Стук ______________
    123
    124
    125
    Игра «Шесть слов».
    126
    Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
    127
    Ямка _____________
    128
    Фара ____________
    129
    Удар _____________
    130
    Палаш _____________
    131
    Стаи ______________
    132
    Стук ______________
    133
    134
    135
    Игра «Шесть слов».
    136
    Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
    137
    Ямка _____________
    138
    Фара ____________
    139
    Удар _____________
    140
    Палаш _____________
    141
    Стаи ______________
    142
    Стук ______________
    143
    144
    145
    Игра «Шесть слов».
    146
    Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
    147
    Ямка _____________
    148
    Фара ____________
    149
    Удар _____________
    150
    Палаш _____________
    151
    Стаи ______________
    152
    Стук ______________
    153
    154
    155
    156
    157
    Игра «Ударение»
    158
    Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
    159
    Атлас – ____________________________ ____________________________ _______________
    160
    Духи – ____________________________ ____________________________ ________________
    161
    Кружки – ____________________________ ____________________________ ______________
    162
    Засыпать – ____________________________ ____________________________ _____________
    163
    Стрелки – ____________________________ ____________________________ ______________
    164
    Село – ____________________________ ____________________________ _________________
    165
    Хлопок – ____________________________ ____________________________ _______________
    166
    167
    Игра «Ударение»
    168
    Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
    169
    Атлас – ____________________________ ____________________________ _______________
    170
    Духи – ____________________________ ____________________________ ________________
    171
    Кружки – ____________________________ ____________________________ ______________
    172
    Засыпать – ____________________________ ____________________________ _____________
    173
    Стрелки – ____________________________ ____________________________ ______________
    174
    Село – ____________________________ ____________________________ _________________
    175
    Хлопок – ____________________________ ____________________________ _______________
    176
    177
    Игра «Ударение»
    178
    Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
    179
    Атлас – ____________________________ ____________________________ _______________
    180
    Духи – ____________________________ ____________________________ ________________
    181
    Кружки – ____________________________ ____________________________ ______________
    182
    Засыпать – ____________________________ ____________________________ _____________
    183
    Стрелки – ____________________________ ____________________________ ______________
    184
    Село – ____________________________ ____________________________ _________________
    185
    Хлопок – ____________________________ ____________________________ _______________
    186
    187
    Игра «Ударение»
    188
    Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
    189
    Атлас – ____________________________ ____________________________ _______________
    190
    Духи – ____________________________ ____________________________ ________________
    191
    Кружки – ____________________________ ____________________________ ______________
    192
    Засыпать – ____________________________ ____________________________ _____________
    193
    Стрелки – ____________________________ ____________________________ ______________
    194
    Село – ____________________________ ____________________________ _________________
    195
    Хлопок – ____________________________ ____________________________ _______________
    196
    197
    Игра «Ударение»
    198
    Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
    199
    Атлас – ____________________________ ____________________________ _______________
    200
    Духи – ____________________________ ____________________________ ________________
    201
    Кружки – ____________________________ ____________________________ ______________
    202
    Засыпать – ____________________________ ____________________________ _____________
    203
    Стрелки – ____________________________ ____________________________ ______________
    204
    Село – ____________________________ ____________________________ _________________
    205
    Хлопок – ____________________________ ____________________________ _______________
    206
    207
    208
    209
    2. Ступеньки.
    210
    211
    Приготовьте карандаши и бумагу. Времени на игру 5 минут. За это время ребята должны написать как можно больше слов с заданной буквы. Условие: каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего. Таким образом, у каждого игрока получится ступенька из слов.
    212
    213
    214
    215
    Си
    216
    217
    Суд
    218
    219
    Стол
    220
    221
    Салют
    222
    223
    Собака
    224
    225
    Студень
    226
    227
    Стерлядь
    228
    229
    Сочинение
    230
    231
    Состязание
    232
    233
    Чем ниже ступенька, тем больше очков. 1 – я ступенька – одно очко, 2 – ступенька – два, 3 – ступенька – три. Кто больше наберёт очков, тот и выиграл.
    234
    235
    3. Составьте рассказ
    236
    237
    Составьте маленький рассказ(3 – 5 предложений) так, чтобы каждое слово, даже служебное, начиналось с одной и той же буквы. Например, с буквы «С».
    238
    239
    Серёжа сладко спал. Слышит – сильный стук. Соскочил, схватил сумку, сунул соль, спички, сухари, сало. Спустился со ступенек, свистнул собаку: «Серко, сюда! Сиди, слушай!»
    240
    241
    Скоро съедутся Сева, Славик, Семён.
    242
    243
    Слова, слова… Сколько их,самых разных, в нашем языке. Послушайте стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах». Каково наше отношение к этому высказыванию?
    244
    245
    Слова бывают разные –
    246
    247
    То дельные, то праздные.
    248
    249
    То честные, правдивые.
    250
    251
    То льстивые, фальшивые.
    252
    253
    Есть слово – утешения
    254
    255
    И слово – удушения.
    256
    257
    Есть трезвые и пьяные,
    258
    259
    Лукавые, туманные.
    260
    261
    Есть чистые, алмазные,
    262
    263
    А есть бесстыдно – грязные,.
    264
    265
    Одни помогут выпрямить,
    266
    267
    Другие душу вытравить.
    268
    269
    Есть речь огнём горящая,
    270
    271
    Есть тлением смердящая.
    272
    273
    Слова высокой доблести,
    274
    275
    И самой низкой подлости…
    276
    277
    278
    279
    280
    281
    Поэт, тебе назначено
    282
    283
    Засеять душу зёрнами,
    284
    285
    Так сей же не иначе, как
    286
    287
    Чистейшими, отборными.
    288
    289
    Не злыми, не блудливыми,
    290
    291
    А добрыми, правдивыми,
    292
    293
    Чтоб хлеб добросердечности
    294
    295
    Давала нива вечности.
    296
    297

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *