Мини сочинение на тему создает человека природа но развивает и образует его общество

6 вариантов

  1. Эссе №1
    Человек – это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации – приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений – вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей.
    Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не
    развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.
    Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой — социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г. Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».
    Эссе №2
    Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.
    Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризован двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием.
    Очень много в современном мире примеров синдрома «маугли», когда воспитание ребенок получил от животного, и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.
    Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу – общество.
    Эссе №3
    Каждый человек в широком смысле это «дитя природы». Согласно биологическим, закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.
    Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения – всё это разнообразные составляющие общества в целом.
    Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества). Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.
    С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия – «общество» и «природа» – выступают как диаметральные противоположности.
    Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете, определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать или мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.
    Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.
    «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
    Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна.
    Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас – и мудрец, и шалун — в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет.
    Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека, на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки – матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное — в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.
    Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами
    «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий” (Т. Ойзерман)
    В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.
    Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д. Сахаров в своих выступлениях.
    И действительно, человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком.
    А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать. Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.
    «Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)
    Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами. «Человек немыслим вне общества» – как это понять? Чтобы грамотно сформулировать ответ необходимо, прежде всего, дать определение понятиям «общество» и «человек».
    Человек – существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.
    Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидуумов (людей), обладающих волей и сознанием и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ребенок с момента рождения попадает не только в природную, но и в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение и т.д. Общество содержит в себе смысл, разум и волю. Оно легитимно, в нем концентрируется сущность человеческого бытия: все, что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Оно формирует человеческую личность: устойчивую систему социально значимых характеристик человека как члена общества.
    Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – выдающаяся личность. Его отличает высокий ум, компетентность, воспитанность. Именно общество социализировало его, позволило ему раскрыть свой духовный и нравственный потенциал. Оно предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные» дары – все лучшие ценности, которое накопило. Он получил блестящее образование (МГИМО), стал принимать участие в политической жизни России. Я считаю, что именно такие люди должны стоять на столь высших государственных постах.
    Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии тесно связаны с обществом. В «Евангелии» Христос говорит: «… Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их».
    Природой заложено так, чтобы человек взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности…
    Среди духовных испытаний для совершенствования по системе «дзен» в Японии существует процедура «моритао» – помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там даже с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, и дальнейшая встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляла отшельнику острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение человека к установлению контакта с другими людьми есть социальная потребность.
    В настоящее время люди не пренебрегают коммуникацией. В эпоху информационно-компьютерных технологий человек все больше погружается в коммуникативную среду, черпает из нее важную и значимую для себя информацию, которая делает его умнее, начитаннее, помогает реализовать себя в жизнедеятельности, применять полученные знания на благо и развитие общества. Коммуникация – это и есть основа общества, когда люди понимают друг друга, сотрудничают и реализуют разные проекты. Наше общество развивается. С ним должен развиваться и человек. Я полностью согласен с высказыванием Льва Николаевича Толстого, что «человек немыслим вне общества».
    «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон)
    Эссе №1
    Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения – человек, а с социальной точки зрения – только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
    В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид—это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения – это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова — неповторимой личностью, индивидуальностью.
    В качестве аргументов можно привести известный пример детей – «Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п.
    Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.
    Эссе №2
    Я, считаю, что автор прав, излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Автор под словом человек в своей фразе понимает личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в своей жизни. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может стать личностью. Рождаются индивидом, а личностью или Человеком с большой буквы становятся в процессе социализации.
    Примером правоты автора может послужить следующее: в Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе. Моя мама родилась в отдаленной от города деревне, но получила надлежащее воспитание и образование и к 30-ти годам она стала заведующей сберегательной кассы в Чебоксарах. Поэтому, станет человек личностью или нет, зависит от воспитания.
    Эссе №3
    Со словами Пьерона нельзя не согласиться. Почему? Своими словами он хотел подчеркнуть, что настоящий человек — это личность. В момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью. Человек – это биосоциальное существо. В момент рождения человек обладает только своим «био», которое роднит его со всеми животными: у него такие же инстинкты, потребности. «Социо» же человека
    может развиться только в ходе общения с другими людьми. В результате общения с другими людьми у человека развивается его мышление, речь, сознание. В момент рождения человек – индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты. Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас не похож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности.
    Личностью человек может стать лишь в процессе социализации. В становлении личности велика роль воспитания, взаимодействия с другими людьми. Именно в этих процессах происходит социализация человека, т, е. усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в обществе.
    Для подтверждения слов Пьерона можно привести очень яркий пример. В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.
    ⇐ Предыдущая891011121314151617
    Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 47592 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Похожая информация:
    HPSY.RU/ публикации / .. / Проблема Человека: Самость и “Я” в психологии
    II этап бактериологического метода выделения чистой культуры микроорганизмов – возбудителей заболеваний человека
    II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
    III. Основные потребности человека (нарушение)
    IV. Психические состояния и безопасность человека
    IVПсихические состояния и безопасность человека
    V1: Кости кисти, их соединения. Особенности строения кисти человека. Тазовая кость. Таз в целом. Рентгеноанатомия и развитие скелета верхней конечности и таза
    А) выпадение одного или нескольких кодонов без сдвига рамки считывания. Образуется полипетид, укороченный на одну или несколько аминокислот
    Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем
    АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
    Адаптивные экологические типы человека
    Алкоголь, табак и иные средства воздействия на генетику и психику человека, как глобальное средство управления
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

  2. Я согласна с мнением: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», В. Г. Белинского. Действительно, человек как существо создан природой, а его сознание и
    мышление формируется в обществе. Общество помогает человеку учиться и выбирать свой жизненный путь.
    Проблема в том, что вся дальнейшая жизнь человека, его жизненный путь, зависят от того общества, где он развивался и учился. Если человек попадет в другое общество, с другими
    порядками и обычаями, ему может быть сложно там находиться, его могут не правильно понять и не принять.
    Смыслом высказывания является то, что природа создала человека только как вид, а в обществе человек приобретает качества, способствующие становлению его личности.
    В истории были такие случаи, когда без общения с людьми человек сходил с ума, а не имея возможности проявлять свои интеллектуальные способности, он переставал быть
    личностью и жил как дикий зверь, удовлетворяя только биологические потребности.
    Например дети, которые уходили жить в собачью стаю, где учились звериным повадкам, или терялись в лесу и воспитывались у диких животных. Им было очень сложно вернуться
    к человеческой жизни в обществе, а некоторым такое вообще не удавалось.
    Итак, можно сказать, что Белинский был прав, и это подтверждается множеством примеров из жизни людей.

  3. У вас по­лу­чи­лось удач­ное эс­се!
    К-1: мысль ав­то­ра рас­кры­та, обо­зна­че­на ос­нов­ная про­бле­ма.
    К-2: при­ве­де­ны гра­мот­ные ар­гу­мен­ты в рус­ле под­ня­той про­бле­мы. Рас­суж­де­ния под­креп­ле­ны тео­ри­ей в ви­де по­ня­тий “со­ци­а­ли­за­ция”, “лич­ность” (ми­ни­маль­ное тре­бо­ва­ние – ис­поль­зо­ва­ние 2 тер­ми­нов или иных тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний).
    К-3: при­ве­де­ны два при­ме­ра из раз­ных ис­точ­ни­ков. Толь­ко в дан­ном кри­те­рии со­ве­тую ука­зы­вать ис­точ­ник при­ме­ра (в пер­вом при­ме­ре он не ука­зан и у про­ве­ря­ю­ще­го мо­жет воз­ник­нуть со­мне­ние в том, что это при­мер). Вто­рой при­мер спо­рен и экс­пет при про­вер­ке мо­жет его не за­счи­тать. Прб­ле­ма в том, что вы рас­суж­да­е­те о двой­ствен­ной при­ро­де че­ло­ве­ка и о со­ци­а­ли­за­ции как пу­ти фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. При­мер с “со­ба­чьим серд­цем” у вас не ил­лю­стри­ру­ет эти по­робле­мы. Его мож­но ис­поль­зо­вать (на­при­мер, рас­крыть мо­мент, ко­гда Ша­ри­ков, став че­ло­ве­ком, в об­ще­стве усва­и­ва­ет са­мые дур­ные чер­ты окру­жа­ю­щих его лю­дей, то есть ста­но­вит­ся лич­но­стью, но сквер­ной), но вы ушли в сто­ро­ну от те­мы эс­се. В ито­ге по К-3 вы по­лу­чи­ли 1 балл за пер­вый при­мер.
    В це­лом непло­хо! Но будь­те вни­ма­тель­ны при рас­кры­тии при­ме­ров.
    Успе­хов!

  4. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.
    Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу – общество.
    Эссе №3
    Каждый человек в широком смысле это «дитя природы». Согласно биологическим, закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.
    Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения – всё это разнообразные составляющие общества в целом.
    Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества). Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.
    С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия – «общество» и «природа» – выступают как диаметральные противоположности.
    Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете, определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать или мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.
    Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.
    «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
    Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна.
    Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности.
    Известно, что деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас – и мудрец, и шалун — в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет.
    Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека, на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки – матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное — в игре всегда присутствует творчество как создание чего-
    то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.
    Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами
    «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий” (Т. Ойзерман)
    В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.
    Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую
    высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д. Сахаров в своих выступлениях.
    И действительно, человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком.
    А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать. Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.
    «Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)
    Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX
    вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами.
    «Человек немыслим вне общества» – как это понять? Чтобы грамотно сформулировать ответ необходимо, прежде всего, дать определение понятиям «общество» и «человек».
    Человек – существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной
    речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.
    Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидуумов (людей), обладающих волей и сознанием и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ребенок с момента рождения попадает не только в природную, но и в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение и т.д.
    Общество содержит в себе смысл, разум и волю. Оно легитимно, в нем концентрируется сущность человеческого бытия: все, что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Оно формирует человеческую личность: устойчивую систему социально значимых характеристик человека как члена общества.
    Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – выдающаяся личность. Его отличает высокий ум, компетентность, воспитанность. Именно общество социализировало его, позволило ему раскрыть свой духовный и нравственный потенциал. Оно предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные» дары – все лучшие ценности, которое накопило. Он получил блестящее образование (МГИМО), стал принимать участие в
    политической жизни России. Я считаю, что именно такие люди должны стоять на столь высших государственных постах.
    Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии тесно связаны с обществом. В «Евангелии» Христос говорит: «… Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их».
    Природой заложено так, чтобы человек взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла,
    человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности…
    Среди духовных испытаний для совершенствования по системе «дзен» в Японии существует процедура «моритао» – помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там даже с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, и дальнейшая встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляла отшельнику острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение человека к установлению контакта с другими людьми есть социальная потребность.
    В настоящее время люди не пренебрегают коммуникацией. В эпоху информационно- компьютерных технологий человек все больше погружается в коммуникативную среду, черпает из нее важную и значимую для себя информацию, которая делает его умнее, начитаннее, помогает реализовать себя в жизнедеятельности, применять полученные знания на благо и развитие общества. Коммуникация – это и есть основа общества, когда люди понимают друг друга, сотрудничают и реализуют разные проекты. Наше общество развивается. С ним должен развиваться и человек. Я полностью согласен с высказыванием Льва Николаевича Толстого, что «человек немыслим вне общества».
    «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон)
    Эссе №1
    Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения – человек, а с социальной точки зрения – только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
    В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и
    «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид—это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной
    жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения – это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова — неповторимой личностью, индивидуальностью.
    В качестве аргументов можно привести известный пример детей – «Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 – летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п.
    Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.
    Эссе №2
    Я, считаю, что автор прав, излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Автор под словом человек в своей фразе понимает личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в своей жизни. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может стать личностью. Рождаются индивидом, а личностью или Человеком с большой буквы становятся в процессе социализации.
    Примером правоты автора может послужить следующее: в Ростове-на-Дону в конце 90-
    х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе. Моя мама родилась в отдаленной от города деревне, но получила надлежащее воспитание и образование и к 30-ти годам она стала заведующей сберегательной кассы в Чебоксарах. Поэтому, станет человек личностью или нет, зависит от воспитания.
    Эссе №3
    Со словами Пьерона нельзя не согласиться. Почему? Своими словами он хотел подчеркнуть, что настоящий человек — это личность. В момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью. Человек – это биосоциальное существо. В момент рождения человек обладает только своим «био», которое роднит его со всеми животными: у него такие же инстинкты, потребности. «Социо» же человека
    может развиться только в ходе общения с другими людьми. В результате общения с другими людьми у человека развивается его мышление, речь, сознание. В момент рождения человек – индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты. Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас не похож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности.
    Личностью человек может стать лишь в процессе социализации. В становлении личности велика роль воспитания, взаимодействия с другими людьми. Именно в этих процессах происходит социализация человека, т, е. усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в обществе.
    Для подтверждения слов Пьерона можно привести очень яркий пример. В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с
    другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.

  5. «Человек
    немыслим вне общества»

    (Л.Н.
    Толстой)
    Лев
    Николаевич Толстой – великий русский
    писатель второй половины XIX – начала
    XX вв. Его творчество поражает читателя
    глубочайшими философскими смыслами.
    «Человек
    немыслим вне общества» – как это понять?
    Чтобы грамотно сформулировать ответ
    необходимо, прежде всего, дать определение
    понятиям «общество» и «человек».
    Человек
    – существо биосоциальное, обладающее
    мышлением, членораздельной речью,
    способностью создавать орудия и
    пользоваться ими в процессе общественного
    труда, воплощающее в себе высокие
    моральные и интеллектуальные свойства.
    Само определение подсказывает нам, что
    человек прочно связан с обществом,
    которое содействует и помогает ему
    стать личностью и отстоять свою
    индивидуальность.
    Общество
    – обособившаяся от природы часть
    материального мира, но тесно связанная
    с ней, состоящая из индивидуумов (людей),
    обладающих волей и сознанием и включающая
    в себя способы взаимодействия людей и
    формы их объединения. Здесь осуществляется
    социализация, т.е. процесс усвоения
    человеком определённой системы знаний,
    норм и ценностей, позволяющих ему
    функционировать в качестве полноправного
    члена общества. Ребенок с момента
    рождения попадает не только в природную,
    но и в социальную среду, которая готовит
    его к дальнейшей самостоятельной жизни,
    начиная со становления самых элементарных
    функций: питание, передвижение и т.д.
    Общество
    содержит в себе смысл, разум и волю. Оно
    легитимно, в нем концентрируется сущность
    человеческого бытия: все, что отличает
    человека от чисто природного существа
    и обнаруживает его разумную и духовную
    природу. Оно формирует человеческую
    личность: устойчивую систему социально
    значимых характеристик человека как
    члена общества.
    Министр
    иностранных дел РФ Сергей Лавров –
    выдающаяся личность. Его отличает
    высокий ум, компетентность, воспитанность.
    Именно общество социализировало его,
    позволило ему раскрыть свой духовный
    и нравственный потенциал. Оно предоставило
    ему свои «интеллектуально-нравственные»
    дары – все лучшие ценности, которое
    накопило. Он получил блестящее образование
    (МГИМО), стал принимать участие в
    политической жизни России. Я считаю,
    что именно такие люди должны стоять на
    столь высших государственных постах.
    Вне
    общества нет смысла, и каждый член
    общества получает возможность
    взаимодействовать со смыслами только
    в социальном пространстве. Чисто
    индивидуальный смысл, оторванный от
    общественных установок, не может
    существовать, и будет полной бессмыслицей.
    Даже высшие истины религии тесно связаны
    с обществом. В «Евангелии» Христос
    говорит: «… Где двое или трое собраны
    во имя Моё, там Я посреди их».
    Природой
    заложено так, чтобы человек взаимодействовал
    с себе подобными. Человек с момента
    своего появления не может существовать
    вне общественных связей и отношений.
    Главное значение общества состоит в
    том, что в его рамках выживание
    человеческого рода, жизнедеятельность
    людей обеспечены более надежно и более
    эффективно, чем при изолированном
    существовании каждого человека. Более
    высокая гарантированность жизнеобеспечения
    заставила наших предков вести совместную
    жизнь. В эпоху традиционного общества
    люди сообща занимались земледелием,
    собирательством, скотоводством. Затем
    к этой деятельности добавились ремесла,
    человек стал заниматься творчеством и
    таким образом происходит совершенствование
    общества вплоть до современности…
    Среди
    духовных испытаний для совершенствования
    по системе «дзен» в Японии существует
    процедура «моритао» – помещение человека
    на неделю и более в пещеру и строгий
    запрет разговаривать там даже с самим
    собой. По свидетельству лиц, прошедших
    это испытание, жажда общения к концу
    изоляции становилась просто невыносимой,
    и дальнейшая встреча с любым человеком,
    беседа на любую тему доставляла отшельнику
    острейшую радость. Отсюда вывод, что
    влечение человека к установлению
    контакта с другими людьми есть социальная
    потребность.
    В
    настоящее время люди не пренебрегают
    коммуникацией. В эпоху информационно-компьютерных
    технологий человек все больше погружается
    в коммуникативную среду, черпает из нее
    важную и значимую для себя информацию,
    которая делает его умнее, начитаннее,
    помогает реализовать себя в
    жизнедеятельности, применять полученные
    знания на благо и развитие общества.
    Коммуникация – это и есть основа
    общества, когда люди понимают друг
    друга, сотрудничают и реализуют разные
    проекты. Наше общество развивается. С
    ним должен развиваться и человек. Я
    полностью согласен с высказыванием
    Льва Николаевича Толстого, что «человек
    немыслим вне общества».

    «Имею
    право или обязан?»

    Конституция
    РФ предусматривает как соблюдение прав,
    так и соблюдение обязанностей всех
    людей, находящихся на территории РФ. Но
    что же всё-таки первично: права или
    обязанности?
    Возьмём
    Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый
    имеет право на объединение, включая
    право создавать профессиональные союзы
    для защиты своих интересов». В этом
    пункте говорится только о правах, но
    дальше следует пояснение: «Свобода
    деятельности общественных объединений
    гарантируется». Раз «гарантируется»,
    значит, кто-то обязан обеспечить
    соблюдение этого права. Так можно
    разобрать любую статью, любой закон, и
    права одного всегда будут обязанностями
    другого.
    Можно
    вспомнить, что ни в одной Утопии не было
    слоя общества начисто лишённого
    обязанностей. При коммунизме люди
    пытались построить общество равных
    возможностей, равных прав, но ни в коем
    случае не лишить, ради благоденствия
    это общество обязанностей.
    Таким
    образом, обязанности присутствуют
    всегда, а вот права нет. Практически
    бесправными были рабы в Риме и шудры в
    Индии. Государство видело в них лишь
    рабочую силу.
    Права
    надо заслужить. Именно труд, как сказал
    Ф. Энгельс, вывел обезьяну в люди. И,
    проходя по спиралям эволюционного
    процесса, человек приобретает всё новые
    обязанности, выполнять которые всё
    трудней и трудней. Но, вместе с тем, и
    новые права.
    Я
    считаю, что обязанности стоят выше прав
    ( и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу
    «Что было раньше – яйцо или курица?» ).
    И, только выполняя свои обязанности по
    отношению к другим, я имею право требовать
    от других соблюдения моих прав.
    «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
    (В.Г.
    Белинский)
    Человек
    – это существо биологическое и социальное.
    Всю свою жизнь он проходит процесс
    социализации- приобщению к традиционным
    ценностям, устоям окружающего мира.
    Этот процесс ограничен двумя полюсами:
    рождением и смертью. С раннего детства
    человека окружают первичные агенты
    социализации: семья, детский сад, школа.
    Формирование характера и мировоззрений
    – вот главные задачи первичных агентов.
    Вторичные агенты социализации, такие
    как вузы, профессиональные учреждения,
    рабочее место, формируют картину
    огромного окружающего мира и места
    человека в нем. Благодаря агентам
    социализации человек становится
    личностью, проявляет свои индивидуальные
    особенности и способности во взаимодействии
    с людьми. Человек может определить кто
    он, сравнивая себя с другими людьми,
    прислушиваясь к мнению других. По теории
    Маслоу существует пирамида человеческих
    потребностей. Фундаментом пирамиды
    является биологические потребности
    (жажда, голод, сон, продолжение рода); в
    середине пирамиды находятся социальные
    потребности (труд, самореализация); и
    самыми верхними являются духовные
    потребности (познание, мировоззрение).
    Все потребности тесно связаны между
    собой. Человек не может жить без еды,
    воды, и воздуха, потом же он не может
    жить без общения с другими людьми.
    Истории известны факты о том, что без
    общения с людьми человек сходит с ума,
    а не развивая свои интеллектуальные
    способности, он перестает быть личностью
    и живет на природном уровне, удовлетворяя
    биологические потребности.
    Таким
    образом, фундаментальной основой
    человека является его биологическая
    сущность, а стержневой основой —
    социальная. Я полностью согласна с
    мнением известного литератора
    В.Г.Белинского о том, что «создает
    человека природа, но развивает и образует
    его общество».

    «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое»

    (Л.Левинсон)
    Человечество
    находится в постоянном движении.
    Развивается наука, техника, человеческий
    разум, и если сравнить первобытность и
    наши дни, то видно, что человеческое
    общество прогрессирует. От первобытного
    стада мы пришли к государству, от
    примитивных орудий труда – к совершенной
    технике, и если раньше человек не мог
    объяснить такие природные явления, как
    гроза или смена года, то к настоящему
    моменту он уже освоил космос. Исходя из
    этих соображений, я не могу согласиться
    с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс
    как на циклическое движение. На мой
    взгляд, такое понимание истории означает
    топтание на месте без продвижения
    вперед, постоянное повторение.
    Время
    никогда не повернётся вспять, какие бы
    факторы ни способствовали регрессу.
    Человек всегда решит любую проблему и
    не допустит вымирания своего рода.
    Конечно,
    в истории всегда были подъёмы и спады,
    и поэтому я считаю, что график человеческого
    прогресса – это стремящаяся вверх
    ломаная линия, в которой подъёмы
    преобладают по величине над спадами,
    но никак не прямая или круг. В этом можно
    убедиться, вспомнив некоторые исторические
    или жизненные факты.
    В
    первую очередь, спады в графике прогресса
    создают войны. К примеру, Русь начинала
    свою историю как могучее государство,
    способное опередить любое другое в
    своём развитии. Но в результате
    татаро-монгольского нашествия оно на
    многие годы отстало, произошёл упадок
    в культуре, развитии жизни страны. Но,
    несмотря на всё, Русь встала на ноги и
    продолжала двигаться вперед.
    Во-вторых,
    прогрессу общества препятствует такая
    форма организации власти, как диктатура.
    В условиях отсутствия свободы общество
    не может прогрессировать, человек из
    мыслящего существа превращается в
    орудие в руках диктатора. Это видно на
    примере фашистской Германии: режим
    власти Гитлера на десятки лет затормозил
    политический прогресс, развитие свободы
    и прав человека, демократических
    институтов власти.
    В-третьих,
    как ни странно, но иногда спады в развитии
    общества происходят по вине самого
    человека, т.е. связаны с научно-техническим
    прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают
    общение с машинами человеческому
    общению. В результате уровень гуманности
    падает. Изобретение ядерных реакторов
    – это, конечно, великое открытие,
    позволяющее сберегать природные
    энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было
    создано и ядерное оружие, которое
    принесло неисчислимые беды людям и
    природе. Пример тому – ядерные
    бомбардировки Хиросимы и Нагасаки,
    взрыв в Чернобыле. Но все же человечество
    одумалось, осознав реальную угрозу
    такого оружия: во многих странах сейчас
    действует мораторий на производство
    ядерного оружия.
    Таким
    образом, очевиден прогресс человеческого
    разума и общества в целом и преобладание
    в истории положительных действий людей
    над их ошибками. Очевидно также и то,
    что общественный прогресс – это не
    бесконечное движение по кругу, что, в
    принципе, не может считаться прогрессом,
    а движение вперёд и только вперёд.

  6. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
    В. Г. Белинский
    Выбранное мною высказывание связано с проблемой формированием человеческой личности, ролью и значением природных и биологических качеств, а также воздействием общества на личность. Значимость проблемы связана с тем, что для человека всегда было важно понять, что задается в нем природой, а что дается как результат воздействия общества.
    Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». То есть, с его точки зрения, изначально человек ? такое же творение природы, как и любое из животных и лишь в процессе взаимодействия с обществом он становится «полноценным» человеком. Иными словами, именно общество превращает человека в личность. Я не могу не согласиться с мнением автора, так как я тоже считаю, что именно в процессе взаимодействия с обществом человек приобретает те социальные качества, которые и отличают его от животных, становится личностью в полном смысле этого слова; именно общество «развивает и образует» его.
    Для теоретического обоснования точки зрения рассмотрим понимание человека в общественных науках. Человек ? биопсихосоциальное существо. То есть в человеке соединяются биологическая (природная), социальная и психологическая составляющие. Но в данном контексте нас будут интересовать его биологические и социальные части человеческой сущности. Соответственно этому в общественных науках введено несколько терминов для определения общественной сущности. Человек рождается носителем исключительно биологических особенностей, индивидом (единичным или типичным представителем вида Homo Sapiens). Так как человек является частью природы, ее творением, то ему от рождения присущи те же качества, что и другим ее представителям.
    Рассмотрим процесс, в ходе которого человек становится личностью ? так называемую социализацию. В процессе социализации человек становится личностью, то есть приобретает социально значимые и социально обусловленные качества, то есть, говоря словами В.Г.Белинского, «развивается и образуется». Но, рассмотрим подробнее понятие социализации. Сам по себе этот процесс и есть процесс становления личности: человек из индивида, биологического существа превращается в человека в широком смысле этого слова. Это происходит посредством освоения знаний, умений и опыта в жизни общества, освоения различных социальных ролей. Иными словами, социализация ? это вхождение человека в мир социальных связей и взаимодействий.
    Социализацию мы можем разделить на первичную и вторичную. Первичная социализация происходит на самых ранних этапах жизни человека: в раннем детстве. Агентами первичной социализации могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т.д.) В ходе первичной социализации человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социализацию, когда идет в школу. То есть, по мнению ученых-обществоведов, школа ? основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т.д. К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».
    В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд конкретных, фактических примеров. Приведем пример из истории русской литературы, показывающий влияние общества на становление личности человека. Рассмотрим это на примере двух титанов русской поэзии: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. И если лирика первого наполнена философским оптимизмом и доверием к жизни, то лирика второго объята трагическим пафосом, между строк сквозит трагическое, пессимистичное мировосприятие. Литературоведы объясняют этот феномен очень просто. Основные этапы становления личности А.С.Пушкина пришлись на период приподнятого общественного настроения в связи с победой в войне 1812 года. А мировосприятие и личность М.Ю.Лермонтова формировались под влиянием разгрома восстания Декабристов 1825 года, то есть в то время, когда общество находилось в подавленном состоянии.
    Другим не менее красноречивым примером мы можем считать известного всем персонажа Редьярда Киплинга ? Маугли. Маугли ? мальчик, воспитанный животными, а значит, лишенный влияния общества. Мы можем наблюдать за развитием в нем биологически заложенных качеств: инстинктов, примитивных навыков, направленных на удовлетворение естественных потребностей. Но о развитии социальной составляющей его сущности не могло быть и речи. Примечательно, что это не только литературный, выдуманный писателем пример. История знает немало примеров людей, воспитанных животными. Лишенные влияния общества, они были абсолютно не социализированы. Не пройдя процесс социализации они оказывались лишены даже базовых социальных навыков, не обладали элементарными знаниями и опытом.
    Не стоит забывать, что процесс социализации начинается в семье, а значит, этот социальный институт имеет особое влияние на становление и формирование личности. Так, американская статистика показывает, что у детей, в раннем детстве столкнувшихся с насилием со стороны матери или отца, шанс впоследствии оказаться в тюрьме в 8 раз больше, чем у детей из благополучных семей. То есть общество может и негативно сказываться на социализации личности.
    Помимо фактических примеров можно привести пример из повседневной жизни. В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются. Даже такой простой и естественный процесс как прием пищи люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.
    Таким образом, проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод, что человек, рождаясь не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть, лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *