Мини сочинение на тему заговори чтобы я тебя увидел

7 вариантов

  1. Сочинение по русскому языку.
    Тесную связь между речью человека и его нравственным и культурным уровнем еще в V веке до н. э. заметил Сократ. Древнегреческий философ считал: «Каков человек, такова его и речь». Действительно, речь человека может очень много рассказать о нем: о его культуре, духовном и умственном развитии, воспитании. Каждому из нас необходимо следить за своей речью и постоянно ее развивать.
    Как ни горько это осознавать, но в современной жизни мы замечаем упадок общей культуры людей, а следовательно, и речевой культуры. Наблюдается резкое снижение грамотности и оскудение словарного запаса, особенно в среде молодежи. Происходит это из-за отсутствия у многих желания по-настоящему изучать родной язык, лености ума.
    Засоренную вульгаризмами речь мы можем слышать не только на улице. Даже средства массовой информации допускают использование подобных слов и выражений. К сожалению, не является редкостью грубая (порой нецензурная) брань, которая свидетельствует не только об отсутствии культуры, но и неуважении к другим людям. Безграмотная, пересыпанная вульгарными словами, она оскорбительна для окружающих, унижает личность того человека, который ее произносит.
    Давайте вспомним речевой портрет Шарикова, персонажа повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». В том, как он говорит, чувствуется пренебрежение к другим людям, принижение их социально-культурного статуса до своего примитивного уровня: « Все у вас, как на параде…, салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по- настоящему, — это нет».  Фамильярно-разговорный тип речи, использование ненормативной лексики этим персонажем свидетельствует об отсутствии культуры, элементарного представления об этикете.
    Недостаточный интерес к книге — одна из важных причин упадка культуры речи. Ни для кого не секрет, что современное поколение не любит читать, отдает предпочтение не книге, а общению в сети интернет. Французский писатель и философ 18 века Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Но прекрасные произведения литературы, на которых училось и воспитывалось не одно поколение людей, мало привлекают нашу молодежь.
    Произведения известных классиков русской литературы являются образцом языковой культуры. Пробуждающие «чувства добрые» творения великого А.С. Пушкина служат примером безукоризненной русской речи. Произведения И.С. Тургенева и И.А. Бунина удивляют красотой и благозвучием русского слова. А читая Н.В. Гоголя, мы убеждаемся: чтобы высмеять пороки людей и общества, бывает достаточно выразительного меткого слова. Классическая литература помогает совершенствовать речь, учит любить родной язык и бережно к нему относиться.

  2. «Заговори со мной, чтоб я тебя увидел», — некогда сказал Сократ. Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, создающими иллюзию о его вкусах, взглядах на жизнь, внутреннем мире; человеку можно дать блестящее образование — но сущность его не ускользнёт от внимательного собеседника. Как ни странно, именно нематериальные слова, которые, как пар, выходят изо рта человека и растворяются — а на самом деле бережно хранятся — где-то в пространстве и времени, «скажут» о человеке всё.

    Нам нечасто приходится задумываться о сущности понятия «слово». Разве что в то время, когда учим своих детей говорить. Иногда такая необходимость возникает достаточно неожиданно, как, например, у меня в связи с сессией дочери. Филологический факультет, тот же, который когда-то закончила я сама… И вот мы уже вдвоём листаем учебники по языковедению, которые удалось достать, и пишем ответы на вопросы.
    Для начала нужно дать характеристику слова как языковой единицы.
    Любой носитель языка может выделить в своём либо чужом потоке речи отдельные слова — филологического образования для этого не нужно. В то же время ни одно из определений, данных лингвистами, не учитывает всех нюансов этого понятия. Некоторые учёные считают, что охарактеризовать его при помощи слова невозможно, что понятие слова не совместимо с нашим представлением о конкретной единице языка. Слова очень разные в пределах одного языка, а что уж говорить о сравнении слов, которые относятся к разным языкам (сравните: школа, учиться, и, для, ку-ку,
    англ. a, the).
    Но ведь надо же дать ответ, и мы выбираем самое подходящее — «звук либо комплекс звуков, за которыми закреплено определённое лексическое значение», — и радостно начинаем заполнять белое поле, стараясь не думать о том, что определение неточное, оно подходит и для морфем, и для предложений. И почему в украинском «залізниця» — это одно слово, а «железная дорога» — два? И что же тогда говорить об английском «вставать» — to get up? Сколько здесь слов: одно, два, а может, три? Прекрасно, и это только начало!Возникновение языка…
    Опять несколько учебников — и версии, версии, версии…
    Помню, как когда-то в школе я очень ждала, когда нам начнут преподавать биологию. Дело в том, что я была уверена: именно на этом уроке нам объяснят тайну жизни, ну как же ещё может начинаться такой предмет! Разница между жизнью и смертью для меня была совершенно непостижимой. Как и большинство детей, я не могла сформулировать вопрос так, чтобы меня поняли. Самой большой загадкой была работа сердца. Почему оно стучит? Что заставляет его работать? Конечно, тогда я не нашла ответа. Но биология всё должна была прояснить. И вот наконец-то первый урок… К сожалению, мне не удастся заинтриговать читателя: все на этом уроке были и сами всё слышали.
    Разочарование, подобное тому, детскому, я испытала, разбирая некоторые гипотезы о возникновении языка.Но оставим тему экзаменов, ведь и в обычной жизни есть над чем поразмыслить. Самые обыкновенные слова, которые мы ежедневно употребляем, иногда можно увидеть в совершенно ином свете. Возьмём хотя бы звукоподражательные слова. Наша речь имеет такое свойство: своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных она характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. В словах «квакать», «жужжать», «мяукать», «кукушка», «хохот», «топот» звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяукает кошка, мычит корова и так далее. Если изучающему русский язык известно значение слов «лягушка», «кошка» и «корова», то о смысле приведённых сказуемых он догадается по одной звуковой форме, так как слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Как здесь не вспомнить об аллитерации — повторении одинаковых или однородных согласных, которые придают особую выразительность сказанному. Так, в поговорке «От топота копыт пыль по полю летит» звукоподражательным является слово «топот»: звуками «т», «п», «т» передаётся идея слухового ощущения; в слове «копыто», взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному «к». А вот другой пример использования слова «топот», но уже из украинской литературы:
    Наступ потвор. Впертість убивць.
    Тупіт чобіт.
    Ближчає. Дужчає. Глибшає. Тяжчає.
    (Н. Бажан)
    Повторением согласных «п», «т», «б», «ж», «ш» создаётся выразительный звуковой образ печально известного марша немецкой армии.
    И раз уж мы затронули украинскую речь, позвольте дать несколько примеров из фразеологии, которые я очень люблю приводить своим ученикам. Для начала ответьте на вопрос: что нужно делать, чтобы о тебе сказали, что ты ведёшь себя, «як чумацька воша»? На самом деле всё очень просто — важничать. Вот ещё один фразеологизм, который не так легко сразу понять. Какое качество человека имеется в виду, если мы говорим о нём, что он «коту хвоста вузлом зав’яже»? Он ещё «з вареної крашанки курча висидить», «з-під стоячого підошву випоре», в него «і в ступі не влучиш». Теперь понятно, что речь идёт о сообразительном человеке. В противовес ему человек бестолковый — «ні цоб ні цабе»; если всё совсем плохо — «шкандибає на голову», если просто легкомысленный — «в нього цвіркуни в голові тріщать».
    Но будем серьёзнее. Существует множество понятий, которые мы привычно выражаем словами, но не способны осмыслить, представить. Создатель, бесконечность, любовь, рай, ад — первое, что приходит в голову из этого ряда. Думаю, что эти слова ещё ждут нашего понимания. Когда-то обновлённый человек увидит всё иначе, шире. Ну а пока — имеем то, что имеем.Мне очень нравится афоризм Сократа, о котором я вначале вспоминала. Но, на мой взгляд, он не приемлем для филолога. Заговорить? Да пожалуйста! Словами можно играть, манипулировать, за ними удобно прятаться. Их можно затаскать так, что пользоваться ими будет неловко и банально. Вспомните образцы сочинений старшеклассниц из «Тома Сойера» Марка Твена. Сам автор охарактеризовал их так: «Одним из признаков, которым отличались эти сочинения, была сознательная, любовно взлелеянная меланхоличность; кроме того, расточительный и безудержный наплыв „высоких слов“, дальше — глупая манера лепить куда только можно особенно „яркие“ выражения и обороты, замусоливая их по самое никуда; а особенно бросалась в глаза и тягостно поражала назойливая и невыносимо убогая мораль, которая каждый раз помахивала своим куцым хвостом в конце каждого такого произведения».
    Как часто мы забываем, что лаконичность — признак совершенства. Не зря редакторы любят повторять, что полностью отредактированный текст — это афоризм.
    Наши давние предки пользовались очень небольшим количеством слов. Но с каким же благоговением они к ним относились! Одна из теорий возникновения такого фольклорного жанра, как загадка, утверждает, что своим появлением она обязана табу: люди не осмеливались называть определённые предметы или явления, чтобы не вызывать их дух, не осмеливались тревожить. Поэтому о них говорилось метафорически. Для нас загадка — это сжатое, аллегоричное описание событий, явлений, которые нужно разгадать. Мы лишь улыбаемся, когда слышим, что предки не называли существо, на которое шли охотиться, «чтобы оно не услышало», и не задумываемся: может, в чём-то они были умнее нас. Мы обращаемся к Богу, употребляя при этом обыкновенные слова, и не только верим, но и знаем, что нас слышат, — то есть осознаём эту важную функцию слова. В то же время сами не считаем нужным следить за тем, что говорим. Мы призываем Господа в свидетели своим «ей-Богу», и делаем это не только тогда, когда говорим правду. А уж произносить имя Творца всуе нам «Сам Бог велел». Если бы человек всегда мог помнить, что судить его будут как раз по тем словам, которыми он судил других, что своими словами он фактически творит себе суд, — он был бы несколько осторожней.
    Древо нашего языка очень разрослось, переплелось с другими растущими вблизи деревьями. Но для выполнения основного задания человека — для спасения души — необходимо не так уж и много. В конце концов, можно обойтись двумя словами: «Господи, помилуй».
    На человеке лежит огромная ответственность за пользование таким непостижимым словом. Конечно, филологу чаще, чем другим, приходится задумываться над сущностью этого понятия, поэтому мне очень хочется быть лаконичной, выдержанной, осторожной со словами. Старательно примерять их ещё до использования, а не сгребать в кучу перед исповедью, с досадой отмечая, что куча эта совсем не отличается от своих старших сестричек. И знаете, что в этой ситуации успокаивает встревоженную совесть? Правильно, слова.
    В данном случае — слова Шекспира: «Мне легче научить двадцать человек, как правильно поступать, чем быть одним из этих двадцати и следовать своим же поучениям».

  3. «Заговори, чтоб я тебя увидел».
    Сократ
    Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь – показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли ми задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли мы ошибки в своей речи?» Пытаемся ли их предупредить, потому что ошибка, как беда, не приходит одна. Грамматика тянет за собой стиль, незнание фактов обязательно испортит пунктуацию.
    Считаю одним из самых главных достоинств человека умение видеть и исправлять свои ошибки. Вся наша жизнь – сплошная работа над ошибками. И кто делает эту работу, тот побеждает, а кто не делает, тот совершает одни и те же ошибки вновь и вновь – и проигрывает.
    Проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день. Над ней ломают голову учёные, осваивают новые методики учителя, ищут для своих чад рецепты родители.
    А между тем стоит оглянуться в прошлое, чтобы ещё раз убедить себя и других в том, что знания и грамотность предполагают, прежде всего, кропотливый труд. Вспомним народную мудрость: «Грамоте учат – на всю избу кричат». Наверное, А. С. Пушкин так и не стал бы великим поэтом, если бы не учился в лицее знанию языков, не учился мыслить, творить.
    И о А. С. Грибоедове мы, возможно, ничего не узнали, если бы не честолюбивые мечты матери Настасьи Фёдоровны, связанные с будущностью детей. Она решила не жалеть денег на образование сына, ибо понимала, что если он быстро достигнет высокого положения, будет блистать в свете и их фамилия, и все с завистью начнут говорить о его матери.
    Обширными разносторонними знаниями удивлял своих современников русский писатель И. С. Тургенев. Хорошее домашнее образование помогло ему в пятнадцать лет поступить в Московский университет. А затем он продолжил обучение в Петербургском высшем учебном заведении, после окончания которого совершенствовал свои знания по философии в Германии, в Берлинском университете.
    Тургенев мог стать учёным, его знаний хватило бы на то, что бы получить звание профессора философии.
    А если вспомнить историю обратиться к личностям Петра I и Екатерины II, то можно найти «говорящие» примеры, свидетельствующие об их заботе, внимании, интересе к проблеме грамотности в России.
    Пётр I с большим уважением относился к знаниям и знающим людям. Он сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Он знал несколько языков, говорил по – голландски, понимал французский и немецкий. По архивным источникам, царь в совершенстве освоил четырнадцать специальностей.
    Образование Пётр ставил во главу угла всех реформ. В Москве открывались одна за другой школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Именно с петровских времён пошёл обычай посылать детей учиться за границу. «Прелести» заграничного обучения оборачивались для учащихся тяготами и тоской по дому. И учебный день в России длился по восемь – девять часов. Каникулы были непродолжительны – рождественские праздники зимой да один месяц летом. Учились долго – по десять лет и более.
    Немка по происхождению, Екатерина II (принцесса София Августа Фредерика Анхальт Цербетская) за время своего царствования (34 года!) сделала всё, чтобы её считали русской. Она не только сменила имя, но и хорошо выучила русский язык, хотя некоторые трудности с правописанием у неё всё же остались. В слове из трёх букв она имела обыкновение делать четыре ошибки: вместо «ещё» писала «исчо». Нетрудно представить, каким терпением надо было запастись ей, чтобы выучить русский язык. Но большая целеустремлённость и редкое трудолюбие Екатерины сделали её ум гибким и восприимчивым. Общеизвестно так же, что уже в пятнадцать лет она читала Плутарха, Цицерона, Платона, Вольтера, Монтескье.
    Кроме того, императрица и сама любила блеснуть пером. Двенадцать томов и сочинений содержат интересные автобиографические записки. Несколько пьес, политические памфлеты, статьи на журналах и многочисленные письма, среди которых письма к Вольтеру и Дидро. К чести Екатерины, надо сказать, что она ценила умных людей и приближала их к себе.
    Вспомнив ещё раз о том, как обыкновенные люди благодаря собственным усилиям, стараниям, помощи родителей и учителей стали образованными, я думаю, что есть смысл задуматься об этом и нам. И, может быть, начать дорогу к знаниям с добросовестно выученного домашнего задания.
    Не стоит забывать и о том, что и Юрий Гагарин учил суффиксы, прежде чем полетел в космос, и Пушкин сидел за школьной партой, только потом стал основоположником русского языка, поэтом и писателем.
    Ведь только крепкие знания возводят человека в превосходную степень! А знания неотъемлемы от речи человека.
    Так, какой же должна быть речь современного образованного человека?
    Не ошибусь, если скажу, что речь должна быть правильной, ясной, красивой и уместной. Казалось бы, простые слова, но очень глубокие.

  4. Тема: «Заговори, чтоб я тебя увидел…»
    Цель: формирование умения слышать Другого, воспринимать Другого, направлять внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность.
    Ход урока
    Приветствие.
    Здравствуйте, уважаемые любители риторики, мои верные помощники и единомышленники, и присутствующие гости, многих из вас мы видим уже не первый раз на наших занятиях, надеюсь, с сегодняшнего дня у нас станет ещё больше единомышленников.
    Прежде чем начать урок, мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете, каково ваше душевное состояние? (Слушаем ответы учащихся)
    Цель урока. Сегодня мы попробуем поучиться слушать Другого, общаться с Другим, направляя внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность речи.
    Другой – это не ты, а твой одноклассник, учитель, гости, книги (те, кто говорит с нами из глубины веков, те, кто написал их). (Обращение к эпиграфу, записанному на доске:  «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ)
    Эти слова великого философа ещё раз напоминают нам о важности речи.
    Словарная работа
    Как обычно, начнем нашу работу над словами. Лексика оратора, общее количество слов, которыми он владеет и беспрерывно широко пользуется, чрезвычайно заметны и оказывают влияние на общую тональность речи.
    Дело ведь не только в том, чтобы понимать друг друга, а еще и получать пользу от этого понимания. И не просто пользу, но и удовольствие.
    Наиболее показателен запас слов:
    словарная копилка Эллочки Щукиной насчитывала 30 слов (Ну, Мрак, Жуть…) Здесь имеется в виду всем известный персонаж – жена инженера Щукина из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
    лингвобаза дикарей из людоедского племени мумбо-юмбо составляет 300 слов
    количество слов повседневного обихода (для современного человека) включает 400-500 слов
    активный словарь человека со средним образованием 1500-4000 слов
    лексический объем слов у человека, много читающего, около 8000
    потенциал корифеев словесности, например, у Шекспира, Пушкина соответственно: 12000 и около 20000
    словарные возможности русского языка как такового – до 200000 слов
    – А какая разница между тем, кто знает 30 слов и 12000? И о чем говорит цифра 200000?
    – Теперь смотрим на новые слова. Пополняем свой запас.
    Лингвистика – наука о языке
    Эврика – нашел! Со времен Архимеда.
    Риторика – теория словесного искусства
    Каллиопа – муза красноречия
    Амбивалентный – двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств
    Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два чувства, например, удовольствия и неудовольствия, симпатию и антипатию
    Сегодня мы также продолжаем работу и над логикой речи. Закрепим знания и умения о том, как правильно композиционно строить речь.
    Обратимся к лексике. Работа над словами: композиция, аргументы, факты, тезис.
    На прошлых уроках об этом вам рассказывала я, сегодня меня согласился заменить Жуков А. Внимательно слушаем выступление учащегося. Эта информация важна для последующей работы.
    Теперь перейдем к практической речи. Мы послушаем устное публичное выступление и попытаемся проанализировать его с точки зрения композиции. Обратим внимание на вступление, тезис, аргументы и заключение. (Публичная речь «Зачем нужна риторика?», см. приложение)
    Поговорим об образности речи.
    Слово учителя.
    Люди всегда умели и любили мыслить образно. Мы  живем и действуем в рамках образной культуры. Образы присутствуют повсюду….  Каждый образ – целый мир. Образность сама по себе впечатляет. Дело в том, что природа образа, его сущность требует соотнесения, а это уже дает нам как минимум  двойное насыщение смыслом.
    Образ – это не украшение речи, а необходимый способ передачи мысли. Есть некоторые базовые образы. И заметьте: они не только ярки, эффектны, красивы, не  просто хороши и удивительны, но еще – заманчивы убедительной доказательностью.
    Учащиеся рассказывают об образе моря, тени, самолета, звезды, Луны, дерева, корзины вишен и других. Например, об образе звезд:
    «Мысли философов – как звезды, они не дают света, потому что  слишком      возвышенны». (Френсис Бекон)
    «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам спокойно, не
    торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели». (И. В. Гёте)
    Образность создается за счет украшений. Что есть «украшения» с точки зрения риторики? (заранее подготовленное сообщение учащегося).
    Слушаем наиболее понравившиеся примеры из художественной  литературы, где используются  тропы и фигуры речи (метафора, метонимия, гипербола, оксюморон, анафора, антитеза, градация, риторический вопрос, сравнение и т.д.)
    Например,
    «Все его аргументы бьют мимо цели»            (метафора)
    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Клянусь позором преступленья
    И вечной правды торжеством.                          (анафора)
    М. Ю. Лермонтов
    5. Перейдем к практической части. Слушаем еще одну речь и
    анализируем    ее с точки зрения образности. Речь на тему
    «Берегите наш язык!» (см. приложение).
    6.Одним из ярких украшений речи являются афоризмы –
    краткие  выразительные  изречения.   Афоризм завершает
    мысль подчеркиванием ее основной идеи, раскрытием
    подспудно    зревшего содержания. Афоризм открыт, но и хитёр.
    В нем запрятан урок, который мы, надо думать уже выучили.
    Обратимся к дидактическому материалу, на котором написаны      афоризмы.
    Давайте прочитаем их и выберем  один, который вам понравился больше всех, мотивируем интерес.
    «Афоризмы – едва ли не лучшая   форма для изложения философских суждений».  (Л.Н. Толстой)
    «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной».
    (У. Хэзлитт)
    «Цель ораторского искусства не истина, а убеждение». (Т. Макалей)
    7. Важно, чтобы учащиеся заметили, насколько иногда противоречат
    друг    другу высказывания разных авторов об одном и том же:
    «Опыт – беднейшее средство познания» (Герцен)
    «Только опыт достоверен и непререкаем. Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным» (Иоанн Саркавол)
    «Не может быть красоты в том,  в чем нет мудрости» (Этьен Буле)
    «Красота редко сочетается с мудростью» (Петроний)
    «Я считаю, что человеку свойственно делать врагам зло» (Еврипид)
    «Нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость» (Сократ)
    Как же объяснить то, что великие – ораторы и все те, кого мы так трепетно чтим, умели все переиначивать, выворачивать? А все просто:
    есть закон, по которому всегда возможно (причем всему!) обратное. «Дело в том, что идея и суть мира кругообразны, а коли так, то любая  плоскость – сфера, и мысль обо всем изначально двояка, двойственна, амфиболична, полярна». И пусть теперь никого не смутит то обстоятельство, что все утверждения (даже самые лучшие!) противоположны друг другу. Еще раз возвращаемся к понятию – амбивалентность.
    Итог урока.
    1. Фамилии каких великих людей прозвучали на уроке? (Учащиеся называют Сократа, Гоголя, Герцена, Лермонтова, Архимеда, Ожегова, Л.Н.Толстого и др.)
    Значит, мы сегодня общались не только друг с другом, но и через слово приобщились к миру людей, живущих до нас. Миру тех, кто создавал культуру, тех, кто щедро поделился с нами знаниями о мире и человеке. Мы осваивали культурные достижения прошлого, пытались войти в контекст мировой культуры. Мы стоим на плечах у всего человечества. Благодаря им мы можем идти дальше.
    2. Звучат слова благодарности, с которыми учащиеся обращаются к портретам людей, живших до нас и чьи мысли и изречения прозвучали на уроке.

  5. Заговори, чтобы я тебя увидел!
    «Заговори, чтобы я тебя увидел» ; некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его и речь» – считал Сократ.
    Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь – отражение его внутреннего мира.
    Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет.
    Тут нужно порассуждать о том, что среди серой массы все люди кажутся одинаковыми. Но стоит человеку заговорить, сразу проявляются его качества, воспитание и т. п. . Именно через разговор люди передают свои эмоции, чувства, переживания. Слышал про то, что разговаривать можно с помощью музыки, искусства.. . Можно продолжить эту тему. Расскажи о том, как разговаривая, мы познаем друг друга и как тяжело тем людям, которые лишены дара речи. Именно ход мыслей, который проявляется во время беседы, выделяет умного человека среди других. Сократ судил о человеке не по его внешнему виду, а по его мыслям, идеям.
    Сколько в жизни бывает ситуаций, когда ты знаешь, что прав на все сто, а доказать — не можешь. Более того, убежденность в правоте и эмоции даже мешают. А ведь не только доказывать, отстаивать, аргументировать, опровергать — просто нормально общаться нас, к сожалению, нигде не учат. Вот и “маємо те, що маємо…”
    Мало кто знает, что знаменитый древнегреческий оратор IV века до н.э. Демосфен, прославившийся своими речами в народном собрании при разборе важнейших политических дел и финансово-экономических вопросов, имел существенные физические недостатки: слабый голос, плохую дикцию, нервное подергивание плеча. По совету своего друга, известного актера Сатира, он начал каждодневную работу по преодолению этих изъянов. Чтобы развить силу голоса, произносил речи на берегу моря, стараясь заглушить волны. Чтобы избавиться от подергивания плеча — так подвешивал к потолку меч, чтобы острие примыкало к телу: только дернешься — больно уколешься. Так Демосфен, по сути, сделал себя другим человеком. Конечно, современники не пользуются подобными садистскими методами, но солидарны в одном: хотят красиво выговаривать слова, витиевато и вычурно изъясняться, писать длинные речи или долго трепать языком на заданную тему. Жаждут они и овладеть искусством убеждать других, заинтересовывать, разрешать споры и просто уговорить любимого человека.
    Зачем говорить красиво? Что говорить? Как говорить? Зачем говорить, а может лучше промолчать? …. Именно этим вопросам мы уделяем внимание на уроках развитие речи, который как нельзя тесно связан с общей концепцией курса «Академия успеха”
    Итак, самое важное-ТРЕНИРОВКА!!!!
    Она может быть как естественной, так и искусственной. Естественная – когда человеку по роду его деятельности, увлечений, или общения приходится много и часто разговаривать, у него формируется обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо, таких людей (их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор. Искусственная – это когда ты искусственно увеличиваешь время своего общения, конечно лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт, скажем, телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить такой же речью – это будет получаться далеко не сразу, но помните, что умение подстроиться к собеседнику, под его манеру общения – это первое чему учат будущих гипнотизёров, к тому же у вас существенно пополнится словарный запас неплохой цензурной лексикой. Тренировки проводите всегда вслух, иначе эффект будет минимален. В идеале у вас должна сформироваться ровная мелодичная речь с необходимыми смысловыми паузами и заметными эмоциональными изменениями. Причём такая речь должна сопровождать вас везде и всегда, в любой неожиданной ситуации, скажем знакомство с разными людьми.
    Что делаем мы с ребятами?
    Разговор – это передача информации, и вам необходимо ею обладать. Информация содержится везде, в любом даже самом обычном предмете её столько, что не хватит и суток, чтобы обо всём кратенько так рассказать. Лично мне очень нравится такая игра для тренировки информационной наполненности речи, которая называется «разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют студенты философских , иногда журналистских факультетов. Она проста и понятна: собирается несколько студентов в одной комнате, устанавливают лимит, ну скажем 2-5 минут. Затем каждый из них выбирает по очереди себе оппонента и оппоненту предлагает предмет, о котором тот должен говорить пять минут литературным текстом. Поначалу играть чрезвычайно сложно, а ну-ка попробуй поговорить пять минут о стеклянной банке, в письменном выражении это составляет 3-4 страницы печатного текста, не так уж и мало. Но уже через месяц-два лимиты поднимаются до 10, а то и 15 минут. Затем усложняются задания, говорить нужно не просто так, как умеешь, а скажем в стиле русской классической литературы 19 века и.т.д.
    Домашнее задание: спросите своего ребёнка о правилах игры и закрепите : попробуйте устроить домашний батл (сражение,битва,бой)
    Кто победит? Спрошу на уроке.
    Уважаемые родители! Поначалу играть очень сложно: что можно говорить целых две-три минуты о, например, шапке? Студенткой я рассказала о ее форме и степени пушистости, уложившись в несколько секунд, и всё… А мой преподаватель мог рассказывать о той же шапке часами, доводя слушателей до изнеможения. Я чувствовала себя неуклюжей, неуверенной, робела, бледнела и напрягалась, не умея подобрать слов. Но стоит только несколько раз потренироваться, и с каждым разом становится проще! Когда лимит поднимается до 10-15 минут, а задание усложняется, вы заметите, как начнете влюбляться в слова, вы почувствуете их власть. Они наделят вас силой и будут служить вам!
    Философский словарь:
    Рито?рика — Научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
    В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина — как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.
    Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи» , по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia — «науке о правильной речи») , поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.
    Риторика – наука об ораторском искусстве.
    Риторика возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе.
    Классическая риторика включает следующие важнейшие разделы:
    1. Изобретение идейного материала речи:
    а) отыскание выгодной точки зрения и опорного пункта, “статуса для аргументации”;
    б) нахождение доказательства и аргументации при помощи диалектики, к-рой древние называли науку вести спор при помощи логич. доводов, достигшее у софистов особой изощренности;
    в) использование “общих мест” – формально логических “источников” “распространения” аргументации: обобщений и разделений вида и рода, сравнений, контрастов и пр. ;
    г) применение средств эмоционального воздействия в соответствии с тем, какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и пр. ;
    д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам.
    2. Распределение материала речи – ораторский порядок, основанный не на логической или исторической последовательности, а на психологической действенности; общая композиционная схема речи:
    а) вступление (разных видов) ;
    б) повествование, имеющее целью выгодный подбор и размещение фактов,
    в) рассуждение – обоснование своих положений и опровержение противных,
    г) заключение – подведение итогов, агитационный призыв.
    3. Изложение, или стиль речи, забота о котором “необходима вследствие нравственной испорченности слушателей”:
    а) стилевые особенности судебной, общеполитической, торжественной речи;
    б) разделение стилей на “простой”, “умеренный” и “возвышенный” в зависимости от использования “украшений”;
    в) строение периода;
    г) “тропы” (метафора, метонимия, перифраз и пр.) , “фигуры мыслей” (антитеза, градация, коррекция и пр. ) и “словесные фигуры” (риторический вопрос, анафора и пр.) .
    Кроме указанных трех частей в риторику включались вопросы изучения слушателей (у Аристотеля) и вопросы запоминания речи и произнесения (голос, жесты и пр.).
    Софи?стика (от др.-греч. мудрость; софия):СОФИСТИКА — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
    Эри?стика (греч. eristike от греч. eristike techne — искусство спорить) — искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами.
    Эристику следует отличать от софистики — в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте.
    На следующем уроке развития речи, мы закрепим полученные знания и будем говорить о том, КАК ГОВОРИТЬ?
    Учимся вместе с детьми!
    Следите за информацией!

  6. Заговори, чтобы я тебя увидел…
    Сократ
    Панфилова И.М., педагог дополнительного образования
    высшей квалификационной категории,
    МОУ ДОД Быковский Центр Развития
    Творчества Детей и Юношества
    Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: «…Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
    Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ребёнка – показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе развития детей, обеспечивающим успехи в учебной деятельности.
    Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается год от года. К сожалению, эти трудности могут сохраняться и во взрослой жизни.
    В связи с вышесказанным по просьбам родителей в МОУ ДОД Быковский Центр Развития Творчества Детей и Юношества под руководством А.В.Мордвинцевой была открыта группа « Совёнок –грамотейка». Цель программы данного объединения – в игровой форме содействовать развитию речи детей, воспитывать познавательный интерес к родному языку, развитие высших психических функций как основы развития языка.
    Задачи:
    формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
    развитие метапредметных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
    формирование и развитие фонематических процессов;
    уточнение и расширение лексического запаса;
    формирование и развитие  грамматического строя речи;
    формирование полноценной связной устной и письменной  речи.
    Новизна данной программы состоит в формировании ведущих компетенций личности ребёнка:
    коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть        понятым;
    информационная – умение работать со всеми видами информации;
    автономизационная –  умения саморазвития;
    социальная – умение жить и работать с другими людьми;
    Основной контингент детей – от 7 до 12 лет
    В разработанной  программе предусмотрена  работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь)
    Научно-практическая основа
    Во–первых, психологами и педагогами доказано, что знания усваиваются лучше в ситуации дидактической игры. Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр в обучении:
    функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
    функция формирования психических новообразований;
    функция формирования собственно учебной деятельности;
    функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
    функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
    функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
    Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения.
    В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
    Во-вторых, проблемы в овладении языком существуют не в отдельности, а образуют целый комплекс. Грамотность складывается  из трёх основных блоков:
    Нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма;
    Социально –педагогический. Важно учитывать характер общения ребёнка со взрослым, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению;
    Психологический, который предполагает определённый уровень мотивации ребёнка к занятиям письму, чтению и обучению вообще.
    А.Р. Лурия считал, что « акт письма не является результатом деятельности какого – либо одного
    « центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» ( А.Р.Лурия,1969)
    Все отделы мозга А.Р.Лурия разделил на три блока:
    блок
    название
    симптомы нарушений
    коррекция
    первый
    Блок регуляции тонуса и бодрствования
    Ребёнок быстро утомляется, быстро перестаёт воспринимать информацию, вертятся. Роняют карандаши, строят рожи, мешают другим.
    Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток – выполнять дыхательную гимнастику, специальный массаж. Организовать правильный режим питания.
    второй
    Блок приёма, хранения и переработки информации
    Проблемы с памятью и трудностями пространственной ориентации -зеркальное написание букв, замена букв, трудности удержания информации в кратковременной памяти.
    Упражнения на развитие памяти, внимания
    третий
    Блок программирования, регуляции и контроля
    Ребёнок не соблюдает правила, не может себя контролировать, даже если хочет: правила знает, а пишет с «дурацкими» ошибками. Может не соблюдать общие нормы поведения.
    Упражнения на развитее произвольности.
    Структуры мозга, функциональная несформированность  которых мешает усвоению школьных предметов, со временем созреют при благоприятных условиях, но к этому времени ребёнок может упустить уже очень многое из школьного материала, что может привести к развитию чувства неуверенности, страху, неврозу.
    Итак , мы хотим направить наши занятия на работу не только по развитию речи, но и развитию памяти, внимания, произвольности; активацию мыслительной деятельности; мышечную релаксацию, что создаст благоприятные условия для развития необходимых структур мозга.
    Данные занятия будут полезны и детям без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения. А умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни.
    Литература
    Глозман Ж.М.,  Курдюмова С.В., Сунцова А.В. Развиваем мышление.
    -М.:Эксмо, 2010
    Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.Русский язык. Пишем грамотно.
    -М.:Эксмо, 2009
    Сунцова А.В., Курдюмова С.В. Развиваем память. -М.:Эксмо, 2010
    .Федеральный государственный образовательный стандарт.URL: http ://standart.edu.ru/
    Материалы интернет-сайтов.

  7. привет всем:) мне задали по биологии сделать таблицу и написать в ней вред и польза растений и животных и делать ввсё подробно!!! заранее спс кто меня выручит*)
    как соченить  4  предложения  о  школе?
    Батарейка стоит 17 рублей,она дешевле фотопленки в 3 раза.Сколько стоят четыре батарейки и одна фотопленка вместе?
    предложение со словами в розовом свете
    сократите отношение величин предварительно выразив их в одних единицах 500кг/2т
    поставить в правильном порядке are/you/How/? name/What/your/`s/? are/class/you/What/in/? like/with/you/Would/sit/me/to/?
    На полив капусты израсходовали 120 литров воды, что составило 4целых 7десятых все воды в бочке. На полив помидоров израсходовали 5 целых 6 десятых оставшейся в бочке воды, остальную воду – на полив огурцов. Сколько литров воды пошло на полив огурцов? ВО сколько раз меньше израсходовали воды на полив огурцов, чем на полив помидоров
    Сколько молей составляют и сколько (молекулов,атомов…) содержит?
    128 г SO2
    8г NaOH
    49г H2SO4
    Перевести число 0.315 в двоичную систему счисления, восьмеричную и шестнадцатиричную.
    запишите в три столбика словосочетание в которых главное слово обозначает 1)предмет 2)признак 3)действие так вот словосочетания:дом с колоннами,рассказывать весело,подъехать к пристани,довольный успехами,красивый лес,любоваться восходом,широко известный,журнал с приложением,говорить вполголоса,спуск вниз,умение работать,беседовать с друзьями,удачный день,читать не отрываясь.помогите

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *