Мини сочинение на тему жаргонизмы в нашей речи

2 варианта

  1. Жаргонизм используется в нашей разговорной речи довольно часто,но мы должны осозновать,что жаргонизм не показывает нашу образованность.Те же выражения как:”лит-ра”,”мат-ка”,”физ-ра”-всё это также является неким “школьным”жаргоном.Жаргон не расширяет наш лексикон,не провоцирует восприятия полного описания предмета,действия,а всего лижь сокращает его или прячет полный смысл за кратким выражением,которое мы всё же воспринемаем.
    Очень часто,в современном обществе,используются жаргонизмы и в бытовой технике:”телик”,”комп”,”видик”и т.д.
    Жаргонизм должен употребляться в меру,а по возможности вообще не употребляться,так как это поворачивает наше общество в сторону необразованности.
    В наше время,люди не задумываются о словах,которыми они могут ранить другого человека,изковеркав название его школьного предмета,который он ведет пол-жизни…
    Мы уже не можем жить без жаргона,так как он стал распорядком наших прожитых дней.
    (1)К сленгу и всяким жаргонам я отношусь неплохо.(2)В них происходит активное словотворчество, которое литературный язык не всегда может себе позволить.(3)По существу, они являются полигонами для возможных языковых экспериментов.(4)Использование сленга в обычном разговоре создаёт особый эффект и делает речь довольно выразительной.(5)И я даже завидую всем этим «колбасить не по- детски», «стопудово» и «атомно» (сам-то их использую не очень), потому что как не крути говорить по русский значит не только «говорить правильно», как время от времени требует канал «Культура», но и с удовольствием, а стало быть, эмоционально и творчески. (6)Ведь сленг звучит обычно эмоциональнее литературного языка. (7)Иногда жаргонные слова заполняют некоторую лакуну в литературном языке, то есть выражают важную идею, для которой не было отдельного слова.(8) Такими словами стали, например, «достать» и «наезд». (9) Они очень популярны и часто встречаются в устном общении, хотя бы потому, что точнее одним словом не скажешь. (10) Не только в разговорной речи, но и в письменных текстах теперь вообще используется очень много жаргонных словечек. (11) Но всё таки я удивился, прочтя в заявлении МИД фразу «акт террористического беспредела».(12)Меня поразило, как легко тусклое слово «беспредел», ещё недавно «криминальный жаргонизм», описывающий прежде всего ситуацию в лагере, преодолело границы зоны и вошло в официальный язык. (13)Пожалуй, этих примеров достаточно. (14)Думается, почти у каждого, кто обращает внимание на родной язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию – похожие или, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).
    Меня интересует один вопрос.
    Вот автор начинает вроде положительно отзываться о сленге и жаргоне, а в чём заключается собственно претензии?
    В том что жаргон и сленг начинают всё больше использоваться и начинают везде использоваться (В том числе и в официальных языках) ? Или что то другое?
    Или

  2. Проект
    «Жаргонизмы в речи школьников»
    Работу выполнил: Чумаченко Дмитрий, ученик 6 класса
    МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» с. Вновь-Юрмытское Талицкого района Свердловской области
    Руководитель : Стафеева Валентина Николаевна, учитель
    русского языка и литературы.
    Введение
    Многие слова русского языка известны всему народу.
    Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; желтый, синий, длинный; бежать, думать, говорить.
    Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.
    В детской художественной литературе советского времени не приводится сленговых выражений. Герои Аркадия Гайдара, Льва Кассиля и других детских писателей говорят удивительно правильным литературным языком, каким они вряд ли выражались в реальной жизни.
    Мы решили изучить речь современных школьников. Поставили следующие цели и задачи. И постарались их решить.
    Цели: а) наблюдать за речью школьников; б) выявить жаргонизмы в речи учащихся; в) показать особенности жаргонизмов. Задачи:
    1) выделение и анализ тематических групп жаргонной лексики;
    2) определение сферы употребления жаргонизмов;
    3) рассмотрение жаргонизмов с точки зрения происхождения.
    Гипотеза: жаргонизмы разрушают нашу речь
    Объект исследования: жаргонная лексика школьников.
    Предмет исследования: лексико-семантические и тематические особенности жаргонной лексики школьников.
    Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ лексики школьников, сравнение, классификация, обобщение.
    Новизна работы заключается в том, что в ней рассматривается не молодежная лексика в целом, а лексические особенности жаргонной лексики школьников.
    Глава 1. Теоретическое обоснование выбранной темы. Понятие термина. Особенности жаргонной лексики.
    Сначала рассмотрим значение термина лексика.
    Лексика (гр.lexikos – словесный)
    – совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка;
    – словарный состав произведений какого-либо автора;
    – совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности.
    Что такое молодёжный сленг?
    Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
    Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
    Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
    Для чего же нужен молодёжный сленг?
    Если у воров сленг призван помочь скрывать свои мысли и намерения, то школьный сленг нужен совсем не для этого.
    1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)
    2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов и пр.
    Глава 2. Жаргонная лексика
    Одной из групп молодёжного сленга являются жаргонизмы.
    Жаргонная лексика характеризуются ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения .
    Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, обьединеной общностью интересов, занятий.
    Словарный состав языка постоянно подвержен изменениям. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества.
    Жаргонизация речи присуща не только русскому языку, но и многим другим. Она возникает в особых условиях жизни и общения групп людей. Можно говорить о языке охотников и рыболовов, спортсменов и актеров, о языке студентов и школьников.
    В своём проекте мы рассмотрим школьный жаргон.
    Глава 3.Анкетирование учащихся
    Первым этапом работы было анкетирование учащихся нашей школы. Были предложен вопрос:
    Для чего Вы употребляете жаргонизмы?
    Варианты ответа:
    Модно, современно.
    Нужны в речи для связи слов.
    Помогают преодолеть недостаток слов.
    Делают речь понятней для людей.
    Другие.
    Анкетирование имело следующие цели: определить мотивы употребления жаргонизмов, круг чаще встречающихся из них; выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без сленга.
    В анкетировании принимало участие 67 человек: 30 человек из 5-7 классов, 10 человек из 8 , 12 человек из 9, 15 из 10-11-х.
    Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников:
    Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка.
    Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
    Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, сине-фиолетово.
    Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.
    Глава 4. Источники сленга.
    Источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается.
    Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из различных источников):
    а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике.
    Обломиться – достаться случайно, по блату.
    Фонарь – магнитофон. Мне недавно такой фонарь обломился.
    Отстой – плохо, неудачно; отстойный – плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!
    Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.
    (Кстати, слово очень старое, есть еще у Даля: клевый – хороший, пригожий, красивый. Клевая невеста.)
    Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик этот Чак Норрис.
    б) Новые переносные значения технических терминов
    Клон (от клонировать), то же самое скан – скопированное, списанное. Это твое сочинение или клон?
    Мобила (от мобильный) – телефон, связь.
    Самса (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи.
    Глюк (глагол глючить) – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. У меня принтер глючит.
    в) Слова, образованные от иностранных слов
    Крезанутый (от англ. craze) – сумасшедший.
    Дикий (от немецкого dick) – толстый.
    Фазер (от англ. father) – отец.
    Флэт (от англ. flat) – дом.
    Глава 5. Тематика жаргонизмов.
    В лексике школьного жаргона мы выделили слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами:
    1. сфера школы;
    2. сфера досуга;
    сфера быта;
    сфера оценки.
    Сфера школы
    Слова первой сферы можно разделить на следующие группы: наименования учителей, наименования учебных предметов, наименования реалий учебного процесса.
    А) Наименования учителей.
    Алгеброид – преподаватель алгебры.
    Физичка – преподаватель физики.
    Истеричка – преподаватель истории.
    Химоза – преподаватель химии.
    Шизик – преподаватель физики.
    Диря – директор.
    Училка – учительница.
    б) Наименования школьных предметов:
    Физра – физкультура.
    Литра – литература
    Немец – немецкий язык.
    Геос – геометрия и т.д.
    в) Наименования реалий учебного процесса:
    Шпора – шпаргалка.
    Зубрила – отличник.
    Шамовочная – столовая.
    Камчатка, чукотка – последние парты
    Девник – дневник.
    Грузить – долго рассказыва .
    Скатать – писать.
    Завалить – не сдать экзамен.
    Загибать – лгать.
    2.Сфера досуга
    К сфере досуга можно отнести такие слова, как: видак, мафон, клипейшн, диска, дискач, поп, рок, попса, гоп-компания, кореша, тусовка, шухерить, махаться и т.д.
    Для слов этой группы характерно преобладание слов, заимствованных из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов .Например: клипейшн, мафон, гопата, поп, рок, попса и т.д. (музыкальный жаргон);
    Названия действий и состояний
    Свалить, слинять, смыться – сбежать.
    Наехать – придраться.
    Тащиться, ловить кайф – получать удовольствие
    Отрываться, колбаситься, торчать, оттопыриваться – отдыхать.
    Стоять на стрёме – сторожить.
    Тусить, тусоваться, шляться – гулять.
    Допетрить, врубиться, воткнуться – догадаться
    3. Сфера быта.
    Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
    А) слова, называющие части тела:
    виза, дыня, карточка – лицо;
    пакли, культяпки, грабли, клешни, крылья – руки; котелок, кочан, кабина, чайник – голова;
    лыжи, шасси, лапти, тормоза – ноги.
    Многие части тела носят технические названия, т.е. соотносятся с наименованиями частей самолета, автомобиля и т.п.: кабина – голова; крылья – руки; шасси, тормоза – ноги; фары – глаза.
    б) Слова, называющие одежду,обувь и аксессуары:
    джопсы, джины – джинсы;
    шкура, косуха, бомбер – куртка;
    потники – носки.
    Данные слова были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам. Так слово, косуха – кожаная куртка перешло в лексикон школьников из жаргона металлистов, где имело более узкое значение: черная, кожаная куртка с большим количеством металлических клепок.
    Слово бандана – платок, завязываемый на голове или колене, первоначально было зафиксировано в жаргоне байкеров. Следует отметить актуализацию таких слов, как:
    прикид – современная одежда;
    фенечки – украшения на руку (первоначально употреблялось хиппи) из бисера либо мелких бусин;
    копыта – женская обувь с расклешенным каблуком.
    В) Слова, называющие различную бытовую технику:
    компик – компьютер;
    клава – клавиатура;
    скинуть, перекинуть – скопировать на дискету;
    маус, мышара – мышь.
    Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников. Чаще всего употребляются школьниками, имеющими непосредственный доступ к современной технике.
    4. Слова сферы оценки
    Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша).
    Популярно обращение – найк, по названию фирмы, выпускающей спортивную одежду с нашивками данного слова на английском языке: nike. Обращения, такие как: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша – используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто.
    Деваха – девушка.
    Перчики – юноши.
    Зеньки – глаза.
    Чувак – человек.
    Супер, класс – отлично.
    Чел – человек.
    Пацик – юноша.
    Глава 6. Заключение
    Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно.
    Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в
    литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости.
    Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих
    выступлениях сленговые выражения.
    Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только
    загрязняет русский язык? Это неотъемлемая часть нашей речи?
    В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено,
    что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности,
    считая его модным. Установлено также, что многие школьники относятся к
    сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть
    опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами.
    В процессе работы можно сделать вывод: жаргонизмы разрушают нашу
    речь. Одни жаргонизмы быстро выходят из употреблении, другие появляются.
    Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
    Литература
    1. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. СПб., 1994.
    2. Бруштейн А.Я. Дорога уходит вдаль… М., 1964.
    3. Гоголь Н.В. Вий. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. М., 1952.
    4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.
    5. Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *