Мини сочинение по истории 5 класс на тему человек разумный

5 вариантов

  1. Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.
    Самые известные из этих теорий – это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.

    Эпоха Палеолита – появление первого человека

    Появления человека связывают с эпохой Палеолита – каменного века (от греческого « палеос» – древний, «литос» – камень). Первые люди жили небольшими стадами, их хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте. Единственным орудием труда было каменное рубило. Язык заменяла жестикуляция, человек руководился исключительно собственными инстинктами самосохранения и во многом был похож на животное.
    В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.

    Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда

    Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.
    Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.
    Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.
    Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.
    Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему.
    Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу.

    Нужна помощь в учебе?

  2. Сочинение рассуждение на тему человек

    Для чего пришел человек на эту землю? Какая его задача? Многие философы пытались найти ответ на данный вопрос. Человек уникальное существо, которое владеет огромной силой.
    Человек может создавать, а может и разрушать, человек несет себе зло, но есть в нем и добро. Кто же такой человек? Чем он опасен? Что он может сотворить? А что может разрушить?
    Человек уникален, и уникальность его в том, что он может развиваться, совершенствоваться. Но самая главная его задача это борьба, и борьба не с окружающим миром, а с самим собой. Не зря есть такая пословица: кто победит себя, тот победит весь мир.
    В наше время не многие люди хотят совершенствоваться и развиваться, многие сеют внутри себя зло, ненависть, обиду, и тем самым причиняя боль себе и окружающим. Некоторые думаю так, раз мне больно, то и другим пускай будет больно. Это говорит эгоизм, человек не понимает, если вокруг его будут счастливые люди, то он тоже скоро станет счастливым. Ведь каждый из нас собирает то, что сеет вокруг себя и внутри себя.
    Человеку с самого рождения дан выбор, и на чью сторону ему перейти, это он сам решает.
    Сочинение рассуждение на тему человек

    Сочинение рассуждение на тему жизнь человека

    У человеческой жизни нет цены,
    но мы всегда поступаем так,
    словно существует нечто
    ещё более ценное.
    А.де Сент-Экзюпери.
    Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы. Откуда она появилась на «малюсеньком островке» нашей огромной Галактики? Этот неожиданный подарок дан нам — жителям Земли, и мы по-разному относимся к нему. Часто люди бережно обращаются со своей жизнью, но совершенно не ценят чужую. Результатом этого малодушия становятся войны и вооруженные конфликты, которые уносят сотни и тысячи неповинных жизней. Но я думаю, что тот, кто не ценит чужую жизнь — не достоин своей.
    «Шла война, гибли сотни тысяч людей, человеческая жизнь, казалось, теряла обычную свою цену и определялась лишь мерой нанесенного ею ущерба врагу. И тем не менее, будучи сам солдатом и сам ежечасно рискуя, Волошин не мог не чувствовать, что все-таки самое ценное на войне — жизнь человека». Быков «Его батальон»
    Я не случайно начала свои размышления с этих строк. Мне кажется, что война- это, то зло, которое не оставляет права на выбор — она рубит без объяснений человеческую жизнь.
    Нас часто мучает вопрос: «В чем смысл жизни?», не понимая того, что ее нужно любить не за смысл и не за какой-то результат, а за то, что она у нас есть.
    Что может быть ещё более ценным, чем жизнь? Римский поэт Марциал говорил, что уметь наслаждаться прожитой жизнью — значит жить дважды. Но все — таки мы живем один раз. К осознанию этого факта человек зачастую приходит тогда, когда попадает в трудные ситуации, расплатой которых может стать сама жизнь. Беседуя на философские темы, люди любят бросаться высокопарными и уже избитыми фразами вроде : «Надо уметь радоваться жизни». Причем, сказав это, на следующий день они угрюмо погружаются в суету обыденности, забыв про красоту и радость жизни и про вчерашние ( оказывается случайно брошенные) красивые слова .
    Часто можно услышать от некоторых людей фразу «…надоела такая жизнь и…» , но призывая смерть, они начинают понимать всю ее ценность. Ведь зачастую для того чтобы жить, надо иметь больше мужества, чем умереть. Я уверена, что в военные кампании или во времена голода и тяжбы люди такими страшными словами не бросались. Но бывают случаи, когда желание прервать свою собственную жизнь логически обосновано. Это мы видим на примере героини рассказа Л.Н.Андреева «Жизнь Василия Фивейского»: «Васю похоронили, и трава выросла на его могиле, попадья все еще твердила молитву всех несчастных матерей: «Господи, возьми мою жизнь, но отдай мое дитя!»
    Это достойный, я считаю, отказ от своей жизни ради того, чтобы вернуть родного ребёнка.
    На протяжении всего существования человечества, люди, что только не делали с жизнью: рисковали и убивали, напрасно тратили и портили, не любили и любили, дарили и забирали, опасались за нее и, наконец, благодарили за то, что она у них есть. Я часто задаюсь вопросом: какое право имеют люди ставить друг перед другом страшный выбор: «Жизнь или смерть», таким образом, надевая на себя мантию властелина мира всего? Имеет ли право один человек распоряжаться жизнью другого человека? Нет. Так как жизнь – это высшая ценность мира.
    Василий Быков в повести «Сотников» о жизни написал так: жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего. Каждая такая жизнь, являясь главным смыслом живущего, будет не меньшею ценностью для общества…»
    Сочинение на тему жизнь человека

    Сочинение на тему человек и история в фольклоре, древнерусской литературе

    Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от исторических условий, в которых он находится.
    Дать определение слову «фольклор» далеко не так просто, как кажется. По общему правилу считается верным относить к нему народное творчество поэтического, музыкального, театрального, изобразительного и даже архитектурного типа. Если говорить исключительно о литературной его составляющей, логично предположить, что фольклор отображает жизнь простого народа лучше, чем какие-либо литературные жанры, ведь именно народом он и составляется. В частности, о проблемах и переживаниях человека можно узнать из народных песен. Впрочем, редко эти проблемы касались конкретного исторического периода, более применимы они были к конкретной жизни и носили любовный, шуточный или лирический характер.
    Именно во времена Древней Руси на территории русской земле было принято христианство. Преимущественно с этим было связано развитие письменности и, как следствие, возникновение литературы. Большое влияние на литературу Руси также было оказано и переводной литературой. Написанное митрополитом Илларионом и изложенное в форме церковной проповеди «Слова о законе и благодати», в качестве основной идеи имело отказ от принципов богоизбранности иудаизма. Тем самым утверждалось равенство народов. Это оказало влияние на человека посредством привития ему терпимости по отношению к другим народам. Древнерусская литература изобиловала описанием жизней правителей, а не простых людей. Княжеская власть, ее обязанности, средства претворения в жизнь рассматривались в качестве крайне важных элементов жизни народа, поскольку позволяли не только преодолевать возникающие в обществе противоречия, но и противостоять вечной внешней угрозе. Естественно, что в таких условиях жизнь отдельно взятого человека была вторичной – история касалась лишь государства и его правителей.
    Более всего жизнь простого человека стала описываться в литературе 18-го века. Связано это с проникновением западных идей в российское общество. Многие литературные деятели владели французским языком, у них была возможность впитывать либеральные идеи эпохи Просвещения. Впрочем, в отличие от стран запада, в России либерализм был встречен более настороженно и к каким-либо серьезным историческим переменам либеральные идеи не привели.
    сочинение на тему человек и история фольклора

    Сочинение на тему человек и история в фольклоре, древнерусской литературе

    Человек и его характер, душа, переживания всегда находились в центре внимания писателя. Во все времена, ключевой фигурой любого литературного произведения оставался человек, а точнее его история, либо история всего человечества в целом. Именно поэтому, начиная уже с древнерусских былин, народных сказок и частушек, кроме описания живописнейшей природы России, мы встречаем так называемые «исторические портреты» — описания жизни и деятельности влиятельных людей того времени. К примеру, в центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром Святым. Одним из самых ярких представителей исторической прозы, а именно исторических портретов можно назвать древнегреческого историка, писателя и философа-моралиста — Плутарха. Его Бесценное наследие — это цикл исторических портретов под общей эгидой «Сравнительных жизнеописаний» великих героев и правителей Древней Греции и Древнего Рима, которые на сегодняшний день очень популярны. Плутарха прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, он очень часто привлекал анекдоты. Так рождались красочные, эмоциональные повествования, которые и сегодня не перестают восхищать своим величием и драматизмом.
    Одной из ярчайших исторических повестей древнерусской литературы является «История о Казанском царстве» созданная в 1564—1566 гг. и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году. Она изображает Ивана Грозного суровым, но справедливым властителем, заботящимся об интересах своей страны, и отрицательно отзывается о боярах и воеводах. Эта повесть, по-видимому, пользовалась широкой популярностью, поскольку дошла до нашего времени в большом количестве списков. Опять же, большое внимание в ней уделялось одной персоне — Ивану Грозному а так же истории его завоеваний.
    В русской литературе восемнадцатого века, а особенно в творчестве Николая Михайловича Карамзина, пристально рассматривается и описывается жизнь человека, людей, их взаимоотношения…Так, в его «русской сентиментальной повести» «Евгений и Юлия» мы можем прочитать о молодой девушке Юлии, оставшейся без матери на попечительстве у госпожи, приятельницы матери, и сыне госпожи — Евгении, который не смог вкусить прелести семейной жизни с Юлией. Драма этих двух людей очень красочно и высокопоэтично описывается в повести. В других повестях Карамзина, таких как «»Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» жизнь людей описывается очень красивым, литературным русским языком.
    На протяжении многих столетий, в искусстве и литературе, центральное место отводится человеку и его жизни. Так, начиная с древних времён со сказов об русских богатырях и полководцах, мудрых правителях, продолжая повестями о любви и человеческих отношениях, историческими портретами и миниатюрами, в литературе прослеживается определённый объект описания — человек. Человек делает историю, или история делает человека — извечная дилемма, но одно будет определено точно, человек и история всегда будут находить отражение в литературе и искусстве!
    сочинение на тему человек в древнерусской литературе

    Сочинение описание внешности человека

    Моя бабушка
    Я люблю свою бабушку, и все выходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительны, четко очерчены, правильны. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения. Ее голубые глаза освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже тогда, когда бабушка гневается.
    Когда бы я не приехала, на бабушке был беленький платочек, который резко оттенял черные брови и загоревшее лицо. Бабушка знает много сказок, и мне нравится слушать ее тихий неспешный сказ. Вот такая она, моя дорогая бабушка. Мой товарищ Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его приветливое открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный парень. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые сини, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, потому что постоянно занимается спортом.
    Мой товарищ
    Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его приветливое открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный парень. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые сини, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, потому что постоянно занимается спортом.
    сочинение на тему описание внешности человека

  3. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
    ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
    УЧЕНИКА 5 «А» КЛАССА
    ПЛОТВИЧКИНА ИВАНА
    ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ
    Первые люди напоминали обезьян. Некоторые до сих пор похожи – Витька, например. Нарисовал мамонту рога и смеётся, как австралопитек. Не любит историю.
    А мне история нравится. Учебник новенький с картинками и учительница, то есть Вы, молодая и симпатичная. И зовут Вас, как нашу соседку – Надежда Петровна. А меня зовут Плотвичкин Ваня, и я пишу сочинение про первобытных людей.
    Сначала первобытные люди жили человеческими шайками. Бродили по параграфу номер 1, занимались охотой и собирательством. На странице 7 слезли с деревьев, на 8-й сшили одежду из шкур, на 9-й пошли на охоту.
    На 10-й вышли к опушке леса и видят: саблезубый тигр схватил антилопу. (Это на верхнем рисунке. На нижнем рисунке – осколки древних горшков. Вот досталось пацану, который эти горшки расколотил! По себе знаю).
    Люди окружили тигра и начали, как мелкие хищники, визжать и бросаться камнями. «Етишкин пистолет! – подумал тигр. – Это же человек разумный! Надо спасаться!». Бросил добычу – и в кусты.
    «Етишкин пистолет», – значит, плохо дело. Так моя бабушка говорит. Но, по-моему, это не совсем верно. Крика и камней даже паразит кот Васька не боится. В субботу гостили у бабушки в деревне. Пошли с отцом на речку, наловили карасей. А Васька самого большого карася спёр и заточил на крыше за трубой. И ни крики, ни камни не помогли.
    Предлагаю другой способ охоты. Я взял длинное копьё и забрался на дерево. Внизу рассыпал рис, что мама вчера купила. Вскоре появились голодные антилопы. Я замахнулся копьём… Но тут соседка по парте, Ленка, помешала: «Пиши, не отвлекайся». А сама втихаря в зеркальце смотрится.
    Был бы вождём – изгнал бы из племени!
    Вот первобытные девчонки и женщины не били баклуши. Они тоже охотились – на червяков, гусениц и других мелких грызунов. Собирали корешки, траву, всякую гадость, и ели. Да, тяжёлая была жизнь у древнего человека!
    Но потом люди овладели огнём. Развели костёр на странице 11, а на странице 12 человеческие шайки превратились в родовые общины.
    На этом параграф номер 1 заканчивается. Перехожу к параграфу номер 2. Витька первым из трубочки плюнул. Я только отстреливался, а Вы мне замечание сделали. Это несправедливо.
    Древнего человека тоже на каждом шагу подстерегали опасности. Наши предки прошли долгий путь, прежде чем стали похожи на современных людей, кроме Витьки.
    Как Вы говорили, составляю рассказ по рисунку на странице 12 «Охота на мамонта».
    Один человек замахнулся копьём. Второй тоже. Третий тоже. У четвёртого только макушка видна. Слева скалы, справа скалы, посередине мамонт. Внизу кусты и трава, вверху небо и солнце. Закат красный, значит, будет сильный ветер. Для рыбалки плохо.
    Трудно сочинять по картинке. Вот бы самому на мамонта хоть разок поохотиться!
    Блин, скоро звонок будет, пора вывод писать. Чтобы такого придумать?
    Витька – шимпанзе. Нет, не годится. На переменке дёрнуть Ленку за косу. Тоже не подходит.
    Ага, придумал!
    Вывод: вот я всё и написал. Сочинению – конец!
    КАК УЧИЛИ В ЕГИПЕТСКОЙ ШКОЛЕ
    Параграф о Древнем Египте мы учили с отцом. Он сказал маме:
    – Первая цивилизация возникла на берегу реки. А ты ворчишь, когда мы на рыбалку ездим. Послушай, что пишут египтяне: «Я расскажу тебе о рыбаке. Достаётся ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, он работает на реке вперемежку с крокодилами…»
    – С какими ещё крокодилами? – ответила мама. – В нашей Травянке, кроме лягушек, никаких крокодилов не водится!
    Египетских фараонов обычно звали Хеопсами и Тутмосами, изредка Эхнатонами. Занимались они строительством пирамид и военными походами. Тутмос покорил страну, забыл, как называется, а потом ещё две. В папирусе о нём писали: «Его величество прекрасен. Один сокрушил сотни тысяч воинов. Рычанием своим вселил страх в сердца народов».
    Мама сказала:
    – Этот папирус точно рыбак сочинял. Врёт и не краснеет, как вы с отцом о своих рыбацких успехах.
    Взрослые египтяне возделывали поля и молились богам, а дети ходили в школу. Начинаю рассказ «Как учили в египетской школе».
    Однажды египетский мальчик опоздал на урок. В классе уже шли занятия. Дети сидели на полу, а учитель рассказывал, что иироглиф «головастик» означает миллион. То есть, не иироглиф, еероглиф. Или еироглиф? Короче, буква.
    Здесь у меня в тетрадке не иироглиф. Ленка под локоть толкнула, я её тоже толкнул, а вы у меня дневник забрали.
    Вот в египетской школе не было дневников.
    Учитель сказал опоздавшему мальчику:
    – А, явление Христа народу! Попозже не мог прийти? Снимай штаны!
    Пока мальчика наказывали, учитель говорил поучение: «Слушай ушами своими, говори ртом своим. А не будешь учиться – будут драть тебя, как сидорову козу».
    Мальчик быстро всё понял, подтянул штаны и взялся за ум. Начал хорошо учиться, окончил школу и стал писцом, жрецом или астрономцем. Пояснение: писцы считали крестьян, жрецы приносили жертвы, а астрономцы смотрели на небо и считали звёзды.
    Я бы на месте мальчика подался в инженеры. Изобрёл бы самолёт, паровоз, трактор. У египтян, кроме коз и быков, техники не было. Жили бедно, хуже, чем в бабушкиной деревне. Случались восстания.
    Об одном из них – речение Ипусера.
    Ничего себе: зажиточные работают.
    Ничего себе: кто жил на улице, владеет домом.
    Ничего себе: кто не имел хлеба, ест мясо.
    Ничего себе: бедные дождались справедливости.
    Прочитав Ипусера, отец сказал маме:
    – Понимаю древних египтян. Видишь иллюстрацию: «Земледельцы с мотыгами». Это мы с Ваней на огороде твоей мамы.
    – Ах, вот как! – сказала мама, и кончилось тем, что искусство Египта я учил самостоятельно.
    Больше всего в египетском искусстве мне нравится голова Нефертити. Имя смешное, но женщина красивая. Глаза, как у Ленки. Правда, не все понимают. Балбес Витька своей Нефертити усы подрисовал. А на пирамиде Хеопса додумался написать «Кефир».
    Беспокоит меня тайна египетских пирамид. Неужели инопланетяне? Отец над этой идеей смеётся. Он вообще сериал «X-files» называет «фиговые материалы». А мне интересно.
    Учитель труда, Василь Василич, на уроке, когда мы делали табуретки, высказал гипотезу, будто пирамиды обладают чудесными свойствами. Будто привлекают космическую энергию, и мумии в них не портятся.
    Решил проверить. Склеил бумажную пирамидку, положил в неё кусочек рыбы и спрятал в кухонном шкафу. На третий день мама нашла.
    Будете ставить оценку, прошу учесть, что я, как Галилей, тоже пострадал за науку.
    Теперь выводы.
    Первое. Тайна египетских пирамид пока не разгадана.
    Второе. Василь Василич не прав.
    Третье. Так вот как, оказывается, учили в египетской школе!
    САЛАМИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
    Древнюю Грецию раскопали археологи. Греки оставили нам богатое наследство: теорему Пифагора, ржавые мечи и осколки битой посуды.
    Бабушкин дом в деревне тоже древний. Никто не знает, когда он построен. В эту субботу решил провести раскопки на огороде. Возле бани выкопал крышку от чайника, два гвоздя и какие-то корешки. Оказалось, там были огурцы посажены.
    Вернёмся лучше к древним грекам.
    В отличие от первобытных людей вымерли они не все. У нас есть сосед, Иван Иваныч Петров – он грек. Странно только, что он не ходит в театр. Его предки любили устраивать представления.
    Греческий театр мало чем отличался от современного. Артисты бегали по сцене, кричали и топали ногами. А потом душили Дездемон или женились на Джульеттах.
    Кроме театра, в греческой истории были и серьёзные события. Одно из них – Саламинское сражение.
    Началось с того, что царь Ксеркс потребовал у афинян землю и воду. Жадный был, как бабушкин сосед. Передвинул забор у курятника и говорит, что это его земля. Бабушка осерчала и написала заявление в милицию.
    Так начались греко-персидские войны.
    Витька, всё-таки, балбес. Я у него спрашиваю:
    – Ты за кого болеешь? Я – за греков.
    А он усмехнулся и отвечает:
    – А я – за футбольный клуб «Кубань»!
    Тогда огромное войско персов вторглось в Грецию. Ржание и голоса воинов наполнили воздух. Однако греки не испугались и быстро отступили к Афинам.
    Героическое бегство прикрывали тринадцать спартанцев и их главарь царь Леопольд. Спартанцы были настоящими воинами: не умели читать и писать, смеялись над поэтами и обедали сообща. Не раздумывая, они вступили в бой со стотысячной армией врагов.
    В жестокой битве спартанцы погибли, а на могиле высекли надпись: «Э, мужик, а ну стой! Не видишь, что ли, мы здесь лежим? Короче, будешь в Спарте – нашим передай привет!».
    Отступившие греки укрылись на острове Саламин (понимаете теперь, почему сражение называется Саламинским?). В Афинах остались одни старики – думали, что боги им помогут. Но боги не помогли.
    Папа сказал:
    – Вот так всегда. Собираешься на рыбалку, просишь хорошей погоды. А в субботу с утра – дождь.
    Греки созвали военный совет. Один Фемистокл (полководец) предложил в Саламинском сражении победить. Но другой Фемистокл (другой полководец) был против. «Что вы его слушаете? У него даже дома нет!».
    – Свинья! – ответил первый Фемистокл. – Зато мы будем сражаться за нашу, вашу и ихнюю свободу!
    Саламинское сражение красочно описал его соучастник Эсхил.
    Был громкий вопль: вперёд, сыны Эллады!
    Детей спасайте! Женщин, стариков и ещё что-то.
    Кажется, храмы.
    Навстречу им неслись и персов вопли.
    Один греческий корабль
    С разгону как ударил медным носом!
    И началось великое сражение.
    Такое, что не приведи господь.
    Стихотворение Эсхила я учил больше часу. Раз двадцать прочитал во весь голос. Соседи даже по батарее начали стучать.
    Персы этого не выдержали и обратились в бегство. Ксеркс в ярости разорвал на себе одежду, но персов это не остановило. Они удирали, а греки с криками «Ура!», «Вперёд!» и «Даёшь!» преследовали врага до полного разгрома.
    Так греки отстояли свою свободу. А «Кубань» вчера проиграла «Зениту» три – ноль.
    В чём же причины этой победы? Во-первых, тринадцать спартанцев. Во-вторых, Фемистокл. В-третьих, я у Ленки не списывал. Я наклонился сказать, что сегодня на полдник – пирожки с повидлом. А вы мне сделали замечание.
    Но я всё равно рад, что греки победили. Думаю, справедливость всегда должна торжествовать. И после звонка Ленка об этом узнает!
    ДЕРЖАВА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
    Царь Филипп попал в историю, как отец Александра Македонского. Ещё он был знаменитым полководцем, что вызывало зависть сына.
    «Пока я вырасту, – переживал Саша, – отец покорит весь мир. А мне не удастся натворить ничего великого». Однако вскоре Филиппа убили, Александр сел на престол и стал готовиться к завоеванию мира.
    Папа считает, что он сам организовал покушение.
    – Знаем мы этих Македонских. Ради власти на всё готовы.
    Мама возразила:
    – Нельзя обо всех великих думать плохо. Может, он ни при чём.
    – Ага, скажи ещё, что Цезарь сам зарезался.
    Для покорения мира Александр изобрёл македонскую фалангу. В центре шла пехота, а по бокам скакали лошадиные отряды аристократической молодёжи. Такое войско считалось непобедимым.
    (Забыл написать. У Александра был конь с именем, похожим на «Бифидок». В честь него назвали город.)
    (Ещё забыл написать. У бабушкиного соседа тоже есть конь, Серко. В честь него город вряд ли назовут.)
    Перед походом на восток Александр посетил философа Диогена. Философ жил в бочке и по утрам загорал на солнышке. Витька говорит, голым.
    Александр подъехал к нему и сказал:
    – Здорово, дед. Проси, чего хочешь.
    – Не мешай загорать, – ответил Диоген и повернулся к Александру спиной и остальным.
    Александр посмотрел на это и говорит: «Если бы я не был Александром, с удовольствием стал бы Диогеном!».
    И отправился завоёвывать Персидское царство.
    Битва между Александром и персидским царём Дарием произошла у селения, название трудно запомнить. Помню, начинается на «Гав». Войско Дария состояло из слонов, боевых колесниц и трёхсот жён. Видя такую силищу, македонские полководцы приуныли.
    – Может, нападём ночью? – предложили они.
    – Я хоть и царь, но не вор! – гордо ответил Александр.
    Сначала в атаку побежали персидские колесницы. Фаланга расступилась, Александр выхватил шашку, гикнул и поскакал на врага, как орёл. Это эпизод изображён на картинке «Битва при Гав…».
    Мы видим, что у А.Македонского были выпученные глаза, большой нос и вообще героический вид. Дарий, наоборот, надел шапку, хотя было лето. Он увидел, как скачет Александр, испугался и обратился в бегство. А за ним – и всё его войско. Блестящая победа!
    Только Витьке не верьте, будто я в Ленку влюблён. Подумаешь, поднял девочке карандаш с пола. Что теперь, сразу в ЗАГС идти? Да и жениться мне рано, я ещё в армии не служил.
    После этой победы Александр быстро покорил мир. Однако папа считает, что как правитель он не состоялся. Провозгласил себя богом, по глупости сжёг Персеполь и рассорился с аристотелями (так в Греции называли учителей).
    Один аристотель ему сказал:
    – Саша, брось дурить. Будешь вести себя, как Македонский – закончишь, как Наполеон.
    Александр разъярился и приказал бросить аристотеля в клетку со львами. Но львы учителя есть не стали. Через два параграфа он ещё жив и спорит с Платоном.
    Александру повезло меньше. В зените славы он неожиданно умер, а его держава распалась. Отсюда вывод: бесполезно завоёвывать мир и бросать учителей на съедение. Толку не будет.
    Сегодня вообще день тяжёлый. Лена заболела, с урока вы её отпустили, а одному скучно, как Диогену в бочке. Только и остаётся, что по Витьке из трубочки плевать.
    Сейчас припрячу дневник, да и займусь этим делом!
    ЛЕГЕНДА ОБ ОСНОВАНИИ РИМА
    Одним итальянским городом правил злой царь. И вдруг его племянница родила двойню (из мальчиков). Царь испугался, что мальчики, повзрослев, спихнут его с престола, и велел детей утопить.
    Верный слуга уложил двойню в корзинку и отнёс на реку Тибр. Но река, как назло, разлилась и вынесла корзинку на сухое место. И вот теперь я пишу сочинение об основании Рима.
    На берегу мальчиков нашла волчица и выкормила своим парным молоком. А потом их подобрал пастух, и так дети остались живы и здоровы.
    Лена, кстати, тоже пошла на поправку. Встретил её вечером во дворе. Говорит, по мороженому соскучилась. Сбегал в киоск, принёс вишнёвое эскимо. Улыбнулась и сказала «спасибо».
    Между тем мальчики выросли. Одного из них назвали Ремом, а другого Ромулом. Или нет, наоборот: одного Ромулом, а другого Ремом. Однажды они играли с соседскими ребятами. С Ремом всё было нормально, Ромул же повёл себя, как царь: командовал и дрался.
    Родители соседских ребят нажаловались на Ромула царю (у которого племянница). «Ага, – подумал царь, – здесь чувствуется благородная кровь. Да ведь это те самые ребята!».
    Так Ромул и Рем узнали правду.
    В отместку они устроили революцию: свергли с престола старого царя и назначили нового. И задумались, что делать дальше.
    – Давай своё царство создадим, – сказал Ромул.
    – Тогда придётся жениться, – ответил Рем.
    – Ничего не поделаешь, придётся.
    Они собрали шайку, напали на соседний город и угнали сколько надо невест.
    Папа говорит, тем самым совершили большую историческую ошибку. Правда, мама с этим не согласилась. Бабушка (она в гости приехала) поддержала маму. И опять начался спор.
    Тем временем Ромул и Рем задумали основать Рим. Ромул предложил возвести город на семи холмах.
    – Вот придут враги, Ганнибал, например, увидят, что город хорошо укреплён, испугаются и отступят.
    – Ганнибал не испугается! – возразил Рем.
    Но Ромул всё равно начал строительные работы. Строил, строил, и построил стенку. Пришёл Рем и спрашивает:
    – Ну, и что это такое?
    – Что, что. Стенка! – гордо ответил Ромул.
    – А я через неё перепрыгну!
    – Только попробуй!
    – И попробую! – засмеялся Рем и перепрыгнул.
    Ромул выхватил меч, зарезал брата, и так был основан город Рим.
    Мне эта легенда не очень нравится. И бабушке тоже. Она сказала, что Ромул совершил великий грех и за это должен быть наказан. А папа возразил: «Вы же завтра в церковь пойдёте? Вот и пожалуйтесь отцу Александру». А бабушка ответила, что папа тоже за свои грехи пострадает. А папа сказал, что уже пострадал. А потом вмешалась мама, и меня выпроводили на улицу.
    Смотрю, Лена сидит на лавочке. Я спросил, как здоровье. Она ответила: «Нормально. Будешь на Млечный путь смотреть?». Короче, домой я пришёл поздно и мне крепко влетело.
    Но я на Ромула зла не обижаюсь. Он же историческая личность. Чего на него обижаться?
    ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
    Гай Юлий Цезарь по всем признакам был великим человеком. Во-первых, в учебнике ему посвящён целый параграф. Во-вторых, его закололи кинжалами друзья. В-третьих, он произносил исторические фразы: «Лучше быть первым, чем вторым», «Ах, ты, Брут!», «И Рубикон перейдём!» и другие.
    Судя по иллюстрации, Рубикон – речушка так себе, вроде нашей Травянки. Крупная рыба в ней вряд ли водится. Разве что на нерест зайдёт весной.
    В прошлую субботу ездили на рыбалку, с ночёвкой. С нами поехали грек Иван Иваныч и сосед дядя Фуников.
    На берегу каждый занялся делом. Мы с папой стали разводить костёр. У дяди Фуникова живот прихватило. Иван Иваныч взялся разбирать донки. Разбирал, разбирал, и запутался в лесках с ног до головы.
    – Ты, Иван Иваныч, в прошлой жизни, наверное, пауком был, – сказал папа. – А ещё потомок Александра Македонского!
    С большим трудом мы Иван Иваныча распутали. К тому времени солнце село и наступила ночь. Быстренько набили кормушки донок хлебом, нацепили червяков. Раз, а фонарь не горит. Пришлось донки в темноте забрасывать. Забросили, повесили колокольчики. Раз, и фонарь загорелся.
    Сели ужинать. Термос с чаем Иван Иваныч опрокинул. Соли нет. Ножик дома забыли. Колбаса вообще куда-то пропала.
    – Ничего, – сказал Иван Иваныч, – зато рыбы наловим – по два мешка!
    – Так нельзя говорить, – сказал папа. – Плохая примета!
    – А я в приметы не верю, – засмеялся Иван Иваныч. – И не боюсь ни чертей, ни инопланетян, ни кикимор.
    И тут зазвенел колокольчик.
    Все бросились к донке. Иван Иваныч успел первым. Схватился за леску и потащил, как канат на перетягивании.
    – Тяжеленное что-то! Похоже, сом!
    – Фонарь несите! – крикнул папа.
    Дядя Фуников сбегал за фонарём.
    – Близко уже! – прохрипел Иван Иваныч. – Свети!
    Дядя Фуников посветил. И мы увидели чудище!
    Тело длинное, глаза красные, пасть полна зубов, и рычит. И уже у самого берега.
    – Это чёрт! – завопил Иван Иваныч.
    – Не чёрт, а плезиозавр, – сказал я.
    – Нет, чёрт! – и все бросились бежать к машине.
    Мы с папой запрыгнули в салон. Дядя Фуников проскользнул в багажник. А Иван Иваныч заскочил на крышу и кричит:
    – Люди, спасите! Я некрещёный!
    Чёрт с горящими глазами подбежал к машине. Открыл пасть и вдруг как заскулит:
    – Ау, ау, ау!
    Короче, оказалось, это собака. В темноте Иван Иваныч перекинул свою донку на тот берег. Дворняга наткнулась на кормушку с хлебом и проглотила её. Так Иван Иваныч на рыбью снасть поймал млекопитающее.
    – Это прикормка виновата, – оправдывался он. – Хлеб такой вкусный, что даже собаки клюют.
    О том, что ему ответил папа, я лучше умолчу.
    Собаку освободили, она сразу нашла колбасу, забилась под машину и просидела там до утра. А мы расстелили одеяло и легли отдыхать.
    Я лежал, смотрел на Млечный путь и думал о нас с Леной. Что мы, как маленькие, на лавочке сидим? Надо переходить к серьёзным отношениям. Приглашу её в кино. И, может быть, по дороге возьму за руку.
    Что же касается Юлия Цезаря, то урок уже закончился. Успею только вывод написать.
    Вывод: Иван Иваныча на рыбалку больше не берём!
    ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ
    Сципион был лысым. Как наш завхоз. Он мне сказал: «Подними бумажку!». Я говорю: «Это не моя бумажка». Тогда он стал ругаться: «Все вы хулиганы, от вас мусор один», и так далее. И каждое своё выступление он заканчивал словами: «Карфаген должен быть разрушен!». То есть, про Карфаген не завхоз говорил. А про бумажку – не Сципион. Или завхоз?
    Тьфу, запутался. Начну с другой стороны.
    Город Карфаген находился в Африке. Но, несмотря на это, карфагеняне вступили в борьбу с Римом. Войском карфагенян командовал Ганнибал – полководец со страницы 193 (древний бюст).
    Как настоящий герой, он ходил в дырявом плаще, питался, чем попало, и последним убегал с поля битвы. Зная это, римляне ожидали, что он высадится в Испании. Но Ганнибал вторгся прямо в Италию.
    Недалеко от деревеньки Канны состоялась решающая битва. У римских консулов пехоты было больше, зато Ганнибал использовал слонов, как в цирке. Кстати, может, Лену не в кино, а в цирк пригласить?
    Перед началом битвы римские консулы построились прямоугольником. Ганнибал, наоборот, вытянулся полумесяцем. Римская пехота закричала в трубы и пошла вперёд.
    Сначала враги врезались в центр Ганнибала и потеснили его. Но Карфагенская конница ударила по римским всадникам и те разбежались. А тут ещё слоны. Римляне были разбиты, и Ганнибал одержал блестящую победу.
    А Лене я не подсказывал. Она же отличница. Просто спросил: «Хочешь пойти в цирк или в кино?». Сказала, что подумает.
    Римляне поняли, что дело пахнет керосином, и укрылись за стенами Рима. Как и предсказывал Ромул, Ганнибал на штурм города не решился. Ну и зря. Великий полководец, а в причинах поражения не разбирается.
    Он искал случая, чтобы сразиться с врагом в открытом бою. Но римляне повели войну на истощение сил. Они нападали на обозы с продовольствием, и их войско усиливалось, а войско карфагенян хирело.
    Вот тогда-то Сципион (не завхоз!) высадился в Африке. Около города из четырёх букв состоялась последняя битва. К сожалению, в этой битве Ганнибал был разбит.
    Витька тоже недавно отличился. Объявил себя центурионом, собрал когорту таких же балбесов и повёл завоёвывать Галлию. Для начала осадили киоск «Мороженое». Наверное, чтобы не повторить ошибку Ганнибала. Однако со швабрами и крышками от кастрюль много не навоюешь. Продавец это войско разогнал, а Витьке накостылял по шее.
    Печально закончился путь великого полководца! Он спрятался в одном доме на юге Италии. Но римляне об этом пронюхали и окружили хату.
    – Мы знаем, что ты здесь! – кричали они. – Покажись, хватит прятаться!
    Или:
    – Выходи по одному, бросай оружие, сдавайся!
    «Эх, мне бы пару гранат!», – подумал Ганнибал, крикнул:
    – Ганнибалы не сдаются! – и выпил бутылку яда.
    Но, хотя Ганнибала жаль, настроение у меня хорошее. Лена согласилась пойти и в цирк, и в кино, и улыбнулась. Значит, в личной жизни порядок.
    До чего я историю люблю, не поверите! Древний мир заканчивается, но на носу средние века. Вы нам задайте тему про рыцарский турнир. Я такое сочинение напишу – Тацит ахнет!
    А пока последний вывод.
    Последний вывод:
    КОНЕЦ

  4. Урок 2.
    Тема урока: Первые люди на земле..
    Цель урока:
    Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.
    Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
    Воспитывать культуру учебного труда.
    Учебное оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).
    Ход урока
    I .Организационный момент.
    I I.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Что изучает история
    Древнего мира?»
    1.Подготовка устного ответа по карточке № I. Работа 2 учащихся с терминами у доски.
    КАРТОЧКА № 1
    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни:
    Кого называют археологами?
    Как работают археологи?
    Как находят археологические памятники?
    Что называют историческим источником? Сделай вывод.
    Примерный ответ учащегося: Для того, чтобы узнать как. жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи — это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде, чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем, они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов — это и есть вещественные памятники истории или исторические источнику.
    2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.
    Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)
    Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)
    Что изучает история Древнего мира? {История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)
    3.Развернутый ответ учащегося по карточке № 1. Проверка работы у доски.
    Переход к новой теме
    Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников, ученые получают научную информацию о жизни людей и да леком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и иачнем изучение истории Древнего мира.
    Задача для учащихся: Как жили древнейшие люди?
    III.    Изучение новой темы
    План
    1.Облик далеких предков.
    2.Первое орудие труда.
    3.Охота и овладение огнем.
    На доске записаны тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
    1. Рассказ учителя.
    Согласно научным данным первобытные люди появились нм Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
    2.Работа по карте (с. 15 учебника).
    Где жили древнейшие люди? (В восточной и Северо-восточной Африке, Евразии кроме её северной части.)
    Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
    Как вы думаете почему? (Люди в те далёкие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
    3.Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника. Задание’, рассмотрите рисунки (с. 13 учебника) и опишите облик древнейших людей.
    .
    4.Беседа по вопросам.
    Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза.) Демонстрация на с. 12 , посбия, таблица. И.С. Неодерталец, корманьонец, петикантроп и т.д.
    Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
    Что называется орудием труда? (Орудие труда — это то, чем человек работает.)
    Эти определение дается и записывается на доске, детьми — в тетради И.С.
    Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки- копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)
    5.Работа с текстом учебника (с. 18 учебника).
    Задание: Выяснить, как охотились древнейшие люди?
    6.И.С.Работа с новыми терминами.
    Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
    7.Рассказ учителя.
    Подумайте, как люди могли овладеть огнем? (Выслушать доводы детей.) Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?». Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг об друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь… Но этому человек научится еще не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное…
    8.Работа с художественной литературой.
    Зачитать отрывок из книги Д’Эрвильи «Приключение доисторического мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке.
    «… Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.
    Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, — задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, — и только потому я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
    Огонь умер… — проворчал один начальник. — И пусть он будет отомщен.
    Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести,
    становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.
    Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …»
    VI. Закрепление изученного на уроке
    а)        Впишите недостающие слова.
    Древнейшие люди жили на земле более        лет назад
    (двух миллионов лет назад).
    Главным отличием древнейших людей от животных было        (умение трудиться).
    Древнейшими орудиями труда были:                (камень, палка-копалка).
    У древнейших людей было два главных способа добывания пищи__________________                 (собирательство, охота).
    VII. Итог урока
    Домашнее задание:        1. Прочитать §1 учебника
    2. Подготовить развернутый ответ по вопросу «Как жили древнейшие люди?».
    3. Знать определение терминов.
    *Подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?
    Дополнительная информация
    В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis— южный и греч. pitekos— обезьяна).
    Ростом австралопитеки были примерно с современную шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий груда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня — грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества — эпоха питекантропов (от греч. pitekos— обезьяна и anthropos — человек). Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см1). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия груда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
    Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.
    Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1994. — С. 386—387.
    А) Австралопитек
    1. Около 2-2,5 млн. лет назад
    Б) Homohabilis(«человек умелый»)
    2. Около 250 тысяч лет
    В) Homoerectus(«человек прямоходящий», питекантроп)
    3. Около 4 млн. лет назад
    Г) Человек разумный – неандерталец
    4. Около 40 тысяч лет назад
    Д) Человек разумный – кроманьонец
    5. 1,5 млн. лет назад

  5. Какие исторические события и жизненые испытания повлияли на дальнейшую судьбу Петра Гринёва? Составте краткий план своего рассказа.
    СРОЧНО!!!
    Ширина прямоугольника участка земли 47 м а его длина икс метров чему равен перимет?? этого участка
    Решите примеры с остатком и сделайте проверку.
    70:60 952:8 879:6 809:7 968:9
    Деревянный конь смысл притчи?
    1.Назовите народы и государства,которые оказал влияние на формирование Молдавско??о государства.
    2.Перечислите исторические документы(их названия), которые упоминают о процессе формирования Молдавского государства.
    3.Назовите имена исторических деятелей,высказывающихся о складывании Молдавского государства.
    4.Запишите имена первых воевод Молдавского государства
    Читать по ролям . Отметить героев .
    Сделай краткую запись в схемы на дачном участке посадили 8кустов смородины а мали??ы в 3раза больше сколько всего ягодных кустов посадили на дачном участке реши задачу составь к задаче обратную в которои был бы задан вопрос во сколько раз кустов малины посаженно больше чем кустов смородины
    Помогите с решением задачи.
    Петя в три раза старше Ани,а Аня на 8 лет младше Пети.О??ределите,сколько лет каждому.Ответ обоснуйте.
    В коробке теннисные мячи из них 45 белых это на 28 больше чем жёлтых мячей каких мячей больше вставь нужное слово? дополни краткую запись условия? выбери знак действия и найди количество жёлтых мячей?
    На прямой линии посажено 9 кустов так,что расстояние между любыми соседними куста??и одно и то же. Найдите это расстояние, если расстояние между крайними кустами 80 дм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *