Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
Чацкий
Молчалин
Характер
Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
Общественное положение
Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
Образование
Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
Сфера деятельности
Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
Социальные взгляды
Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
Карьерные воззрения
Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
Особенности речи
Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
Отношение друг к другу
Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
Финал
Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
Роль в комедии
Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.
Итоги
Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.
Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.
Ответ оставил Гость
Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.
“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захотел бы, был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит”.
Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…
Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:
В мои лета не должно сметь,
Своё суждение иметь.
Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.
Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:
“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин – паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу. Основное его чувство, пробуждённое к другим людям, это чувство зависти, которое выходит наружу под личиной лжи и лести.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.
Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.
Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.
Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.
Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.
В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.
В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.
Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.
А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…
Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.
Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.
Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»
Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!
Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.
Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.
Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.
Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».
Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».
И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет: Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».
Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.
Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.
В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.
Чацкий и Молчалин. Среди героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий и Молчалин обращают на себя особое внимание читателя. Это молодые люди, ровесники, герои «любовного треугольника», так как оба они ухаживают за Софьей. Но дальнейшее сопоставление показывает, что на этом и заканчивается их сходство. В героях гораздо больше различий, и именно этими различиями вызван один из основных конфликтов комедии.
Чацкий после долгого отсутствия возвращается в то общество, где его хорошо знают, помнят его родителей, он свой. «Андрея Ильича покойного сынок», — говорит о нем Фамусов Скалозубу. «Я за уши его дирала, только мало», — вспоминает Хлесто- ва. Молчалин — человек иного круга, только Фамусову он обязан тем, что оказался в этом обществе. «И будь не я, коптел бы ты в Твери!» — напоминает ему об этом Фамусов. Поэтому если Чацкий даже не задумывается об окружающих его людях, то для Молчалина главное — удержаться в этом обществе, стать своим для этих людей, пробиться. Поэтому все его помыслы и действия направлены на службу, достижение положения в обществе, карьеру. У Чацкого блестящее образование, он «славно пишет, переводит», но он не хочет служить, угождая начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин своим успехом по службе обязан, конечно же, уму и способностям, но он понимает, что без покровительства сильных он ничего не добьется, и свято выполняет завет отца: «Угождать всем людям без изъятья». Чацкий обладает чувством собственного достоинства, он независим и не считается с общественным мнением. Поэтому, выйдя из военной службы, он не смог служить и в статской, разорвав отношения с министрами, не находя для себя возможным подчиняться таким людям, как Фома Фомич, которого он считает «пустейшим» человеком. А Молчалин восхищается и тем же Фомой Фомичом: «При трех министрах был начальник отделенья», и Татьяной Юрьевной: «Чиновные и должностные — все ей друзья и все родные». И его угодничество и чинопочитание приносит свои результаты: Фамусов дал Молчалину чин асессора (дающий право на потомственное дворянство), взял в секретари, с тех пор как Молчалин «числится по архивам», он получил три награжденья. А все окружающие в доме Фамусова считают его приятным и любезным молодым человеком, в то время как Чацкий вызывает у всех полное неприятие своей резкостью и «вольнодумством».
Интересна беседа двух героев и их отношение друг к другу. Чацкий даже не скрывает своего насмешливого отношения к Молчалину, считая его глупцом: «Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» А Молчалин любезен, спокоен, сочувствует герою и даже дает ему советы, как найти покровительство: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам». Молчалин считает Чацкого неудачником, но «не смеет» его осуждать: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь». «Ведь надобно же зависеть от других» — такова исходная позиция Молчалина, сознание своей незначительности и зависимости. Этого Чацкий не поймет и не примет никогда: его свободная натура не признает такого самоуничижения, такого отказа от собственной точки зрения. Когда он видит это в Молчалине, он окончательно убеждается в его ничтожестве. При анализе этой сцены закономерно поднимается вопрос об уме героев: кто умнее — Чацкий или Молчалин? Но не может быть на этот вопрос однозначного ответа, так как в понятие ума героями вкладываются совершенно разные критерии. Для Чацкого ум —- это образование, критическая направленность при анализе социального устройства общества, система передовых взглядов. Для Молчалина понятие ума — чисто житейское, бытовое, помогающее ему добиться своей конечной цели: выйти в люди, стать в этом обществе уважаемым человеком.
Но различие героев не только в их отношении к службе и карьере, не только в их положении в обществе. Они соперники в любви, и здесь их различие особенно ярко. Чацкий любит Софью искренне и глубоко, но она оскорблена его отъездом, его невниманием: «Три года не писал двух слов». Молчалин кажется Софье совсем иным: «Молчалин за других себя забыть готов». Он внимательный, робкий, послушный. Но по своей наивности Софья не разглядела, что нет в душе ее героя любви, а только страх, что они себя выдадут. Молчалин угождает Софье, следуя тому же завету отца: «Любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека». Он ухаживает за Лизой, но нельзя утверждать, что это настоящее чувство: уж слишком откровенно он ее «подкупает», предлагая подарки за свидание. И когда Софья застает его во время объяснения с Лизой, он униженно ползает у ее ног, умоляя о прощении. И особенно интересен финал: Молчалин скрывается к себе в комнату, а Чацкий, застигнутый Фамусовым и слугами во время свидания с Софьей, становится в глазах отца героем тайного романа Софьи и виновником всего происходящего. Это еще раз говорит о горячности Чацкого, о его неумении контролировать свои чувства, и поэтому кажется закономерным сделанный им вывод: «Молчалины блаженствуют на свете!» Действительно, человеку искреннему и честному, с открытой душой, не умеющему скрывать свои мысли и дорожащему своей независимостью, очень трудно приходится в жизни, в обществе, где главными ценностями являются карьера и материальное благополучие. В это же время Молчалин делает все, чтобы к этому обществу приспособиться и в нем преуспеть, направляя на это все свои силы и незаурядные способности, но не считая для себя необходимым иметь такие нравственные ценности, как честность или собственное достоинство.
В жизни часто происходит так, что добро не торжествует, а порок не наказан, и изгнанный из общества Чацкий, не изменивший своих взглядов, разумеется, еще встретится с преуспевшим в этом обществе Молчалиным, а значит, противостояние героев будет продолжаться.
читать похожие:
Чацкий и Молчалин (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы (По комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
Чацкий и Молчалин: герой и антигерой в «Горе от ума».
Текст сочинения:
Среди героев комедии А. С. Грибоедова Горе от
ума Чацкий и Молчалин обращаю? на себя особое
внимание читателя. Это молодые люди, ровесники,
герои любовного треугольника, так как оба они
ухаживаю? за Софьей. Но дальнейшее сопоставление
показывает, что на этом и заканчивается их
сходство. В героях гораздо больше различий, и
именно э?ими различиями вызван один из основ-
ных конфликтов комедии.
Чацкий после долгого отсу?ствия возвращается = то общество, где его хорошо знаю?, помнят его родителей, он свой. Андрея Ильича покойного сынок, говори? о нем Фамусов Скалозубу. Я за уши его дирала, только мало, вспоминает Хлестова. Молчалин человек иного круга, только Фамусову он обязан тем, что оказался в этом обществе. И будь не я, коптел бы ?ы в Твери! напоминает ему об этом Фамусов. Поэтому если Чацкий даже не задумывается об окружающих его людях, то для Молчалина главное удержаться в этом обществе, стать своим для э?их людей, пробиться. Поэтому все его помыслы и действия направлены на службу, достижение положения в обществе, карьеру, У Чацкого блестящее образование, он славно пишет, переводи?, но он не хочет служить, угождая начальству: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Молчалин своим успехом по службе обязан, конечно же, уму и способностям, но он понимает, что без покровительства сильных он ничего не добьется, и свято выполняет завет отца: Угождать всем людям без изъятья. Чацкий обладает чувством собственного достоинства, он независим и не считается с общественным мнением. Поэтому,
выйдя из военной службы, он не смог служить и в статской, разорвав отношения с министрами, не находя для себя возможным подчиняться таким людям, как Фома Фомич, которого он считает пустейшим человеком. А Молчалин восхищается и тем же Фомой Фомичом: При трех министрах был начальник отделенья, и Татьяной Юрьевной: Чиновные и должностные все ей друзья и все родные. И его угодничество, и чинопочитание приноси? свои результаты: Фамусов дал Молчалину чин асессора (дающий право на потомственное дворянство), взял в секретари, с тех пор как Молчалин числи?ся по архивам, он получил три награжденья. А все окружающие в доме Фамусова считаю? его приятным и любезным молодым человеком, в то время как Чацкий вызывает у всех полное неприятие своей резкостью и вольнодумством.
Интересна беседа двух героев и их отношение друг к другу. Чацкий даже не скрывает своего насмешливого отношения к Молчалину, считая его глупцом: Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? А Молчалин любезен, спокоен, сочувствует герою и даже дает ему советы, как най?и покровительство: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. Молчалин считает Чацкого неудачником, но не смеет его осуждать: В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.
Ведь надобно же зависеть от других такова исходная позиция Молчалина, сознание своей незначительности и зависимости. Этого Чацкий не поймет и не примет никогда: его свободная натура не признает такого самоуничижения, такого отказа от собственной точки зрения. Когда он види? это в Молчалине, он окончательно убеждается в его ничтожестве. При анализе этой сцены закономерно поднимается вопрос об уме героев: кто умнее Чацкий или Молчалин? Но не может быть на этот вопрос однозначного ответа, так как в понятие ума героями вкладываю?ся совершенно разные критерии. Для Чацкого ум – это образование, кри?ическая направленность при анализе социального устройства общества, система передовых взглядов. Для Молчалина понятие ума чисто житейское, бытовое, помогающее ему добиться своей конечной цели: вый?и в люди, стать в этом обществе уважаемым человеком.
Но различие героев не только в их отношении к службе и карьере, не только в их положении в обществе. Они соперники в любви, и здесь их различие особенно ярко. Чацкий люби? Софью искренне и глубоко, но она оскорблена его отъездом, его невниманием: Три года не писал двух слов. Молчалин кажется Софье совсем иным: Молчалин за других себя забыть готов. Он внимательный, робкий, послушный. Но по своей наивности Софья не разглядела, что нет в душе ее героя любви, а только страх, что они себя выдаду?. Молчалин угождает Софье, следуя тому же завету отца: Любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека. Он ухаживает за Лизой, но нельзя у?верждать, что это настоящее чувство: уж слишком откровенно он ее подкупает, предлагая подарки за, свидание. И когда Софья застает его во время объяснения с Лизой, он униженно ползает у ее ног, умоляя о прощении. И особенно интересен финал: Молчалин скрывается к себе в комнату, а Чацкий, застигну?ый Фамусовым и слугами во время свидания с Софьей, станови?ся в глазах отца героем тайного романа Софьи и виновником всего происходящего. Это еще раз говори? о горячности Чацкого, о его неумении контролировать свои чувства, и лирикому сочинение с оллсоч кажется закономерным сделанный им вывод: Молчалины блаженствую? на свете!
Действительно, человеку искреннему и честному, с открытой душой, не умеющему скрывать свои мысли и дорожащему своей независимостью, очень трудно приходи?ся в жизни, в обществе, где главными ценностями являю?ся карьера и материальное благополучие. В это же время Молчалин делает все, чтобы к этому обществу приспособиться и в нем преуспеть, направляя на это все свои силы и незаурядные способности, но, не считая для себя необходимым иметь такие нравственные ценности, как честность или собственное достоинство.
В жизни часто происходи? так, что добро не торжествует, а порок не наказан, и изгнанный из общества Чацкий, не изменивший своих взглядов, разумеется, еще встрети?ся с преуспевшим в этом обществе Молчалиным, а значи?, противостояние героев будет продолжаться.
Права на сочинение “Чацкий и Молчалин” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
План
1. Противопоставление персонажей – прием автора-художника.
2. Сходство и различие двух героев.
3. Кто лишний?
Почти в каждом литературном произведении есть персонажи, которых можно сравнить друг с другом. Часто один герой противопоставлен другому. Они различны по характеру, по поступкам, иногда даже по внешнему виду. Автор выбирает такой прием сравнения для того, чтобы читатель лучше понимал главную мысль произведения, его суть, проблему, сюжет, отношения персонажей. Вот и в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума» есть герои, которые противопоставлены друг другу. Это Чацкий и Молчалин.
Сочинение – сравнение, которое я представлю, будет посвящено им. Нельзя сказать, что А.Грибоедов открыто заявляет, что Чацкий – хороший герой, а Молчалин – плохой. Читатель многое должен прочитать между строк. Характеристику качеств их натуры, поведения автор представляет через речь. Их реплики, монологи раскрывают характер и дают читателю понять, кто чего стоит.
Начнем со сходства этих двух героев. Они оба входят в общество Фамусова и знакомы с ним. Здесь их сходство и заканчивается. А вот различий между персонажами предостаточно. Во-первых, происхождение. Чацкий был из богатого дворянского рода, а про Молчалина автор сказал: «Безродного пригрел…», то есть, Фамусов дал ему чин коллежского асессора, после чего Молчалин может претендовать на титул дворянина. Во-вторых, Чацкий – умный, образованный, интеллигентный человек. Молчалин же глуп и недалек. «Конечно, нет в нем этого ума…», – говорит А.Грибоедов.
В-третьих, Чацкий понимает, что чин – это не главное в жизни. Можно жить и другими «вершинами», например, увлечься наукой или искусством. Можно быть творческим человеком и сопровождать службу интересным увлечениями. А Молчалин считает, что чин – это первостепенное в жизни человека. Строить карьеру – вот стезя, по которой должен идти каждый. Молчалин этим и занимается – он усердно взбирается по карьерной лестнице, чтобы получить в жизни все. Он обманывает Софью, прикидываясь влюбленным только для того, чтобы завладеть ее наследством. Прислуживая Фамусову, он преследует только одну цель – получить дворянский титул.
В-четвертых, Чацкий смел в своих суждениях. Он не боится высказать обществу собственное мнение. Он вступает в спор со всеми умными людьми московского света. Он резок и принципиален. Молчалин же, наоборот, тих и скромен. Он говорит Чацкому: «…не должно сметь свои суждения иметь». Фамилия героя полностью соответствует его характеру. Он зависит от чужого слова, взгляда, движения руки. Полная подчиненность людям выше рангом и состоянием помогает Молчалину пристраиваться к нужным чинам и продвигаться по службе.
Ну и в-пятых, Чацкий – честный, искренний человек. Герой открыто заявляет всему обществу, что он думает о нем. Он признается Софье в любви и открыто выражает непонимание ее отношения к нему. Он гневно выказывает недовольство и не скрывает своих чувств. Молчалин же все время притворяется. Он лжет и лицемерит. Совершает подлый поступок в отношении Софьи и нисколько этого не стесняется.
Чацкий и Молчалин – два главных персонажа пьесы, не случайно показаны автором в противопоставлении. Это подчеркивает черты характера героя и антигероя. Два типажа столь различны между собой. Общество живет и с Чацкими и с Молчалиными, только кто из них оказывается лишним, мы видим в финале пьесы. Вывод остается сделать самому читателю.
Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
Чацкий
Молчалин
Характер
Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
Общественное положение
Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
Образование
Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
Сфера деятельности
Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
Социальные взгляды
Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
Карьерные воззрения
Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
Особенности речи
Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
Отношение друг к другу
Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
Финал
Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
Роль в комедии
Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.
Итоги
Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.
Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.
Ответ оставил Гость
Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.
“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захотел бы, был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит”.
Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…
Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:
В мои лета не должно сметь,
Своё суждение иметь.
Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.
Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:
“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин – паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу. Основное его чувство, пробуждённое к другим людям, это чувство зависти, которое выходит наружу под личиной лжи и лести.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.
Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.
Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.
Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.
Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.
В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.
В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.
Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.
А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…
Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.
Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.
Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»
Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!
Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.
Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.
Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.
Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».
Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».
И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».
Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.
Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.
В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.
Чацкий и Молчалин. Среди героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий и Молчалин обращают на себя особое внимание читателя. Это молодые люди, ровесники, герои «любовного треугольника», так как оба они ухаживают за Софьей. Но дальнейшее сопоставление показывает, что на этом и заканчивается их сходство. В героях гораздо больше различий, и именно этими различиями вызван один из основных конфликтов комедии.
Чацкий после долгого отсутствия возвращается в то общество, где его хорошо знают, помнят его родителей, он свой. «Андрея Ильича покойного сынок», — говорит о нем Фамусов Скалозубу. «Я за уши его дирала, только мало», — вспоминает Хлесто- ва. Молчалин — человек иного круга, только Фамусову он обязан тем, что оказался в этом обществе. «И будь не я, коптел бы ты в Твери!» — напоминает ему об этом Фамусов. Поэтому если Чацкий даже не задумывается об окружающих его людях, то для Молчалина главное — удержаться в этом обществе, стать своим для этих людей, пробиться. Поэтому все его помыслы и действия направлены на службу, достижение положения в обществе, карьеру. У Чацкого блестящее образование, он «славно пишет, переводит», но он не хочет служить, угождая начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин своим успехом по службе обязан, конечно же, уму и способностям, но он понимает, что без покровительства сильных он ничего не добьется, и свято выполняет завет отца: «Угождать всем людям без изъятья». Чацкий обладает чувством собственного достоинства, он независим и не считается с общественным мнением. Поэтому, выйдя из военной службы, он не смог служить и в статской, разорвав отношения с министрами, не находя для себя возможным подчиняться таким людям, как Фома Фомич, которого он считает «пустейшим» человеком. А Молчалин восхищается и тем же Фомой Фомичом: «При трех министрах был начальник отделенья», и Татьяной Юрьевной: «Чиновные и должностные — все ей друзья и все родные». И его угодничество и чинопочитание приносит свои результаты: Фамусов дал Молчалину чин асессора (дающий право на потомственное дворянство), взял в секретари, с тех пор как Молчалин «числится по архивам», он получил три награжденья. А все окружающие в доме Фамусова считают его приятным и любезным молодым человеком, в то время как Чацкий вызывает у всех полное неприятие своей резкостью и «вольнодумством».
Интересна беседа двух героев и их отношение друг к другу. Чацкий даже не скрывает своего насмешливого отношения к Молчалину, считая его глупцом: «Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» А Молчалин любезен, спокоен, сочувствует герою и даже дает ему советы, как найти покровительство: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам». Молчалин считает Чацкого неудачником, но «не смеет» его осуждать: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь». «Ведь надобно же зависеть от других» — такова исходная позиция Молчалина, сознание своей незначительности и зависимости. Этого Чацкий не поймет и не примет никогда: его свободная натура не признает такого самоуничижения, такого отказа от собственной точки зрения. Когда он видит это в Молчалине, он окончательно убеждается в его ничтожестве. При анализе этой сцены закономерно поднимается вопрос об уме героев: кто умнее — Чацкий или Молчалин? Но не может быть на этот вопрос однозначного ответа, так как в понятие ума героями вкладываются совершенно разные критерии. Для Чацкого ум —- это образование, критическая направленность при анализе социального устройства общества, система передовых взглядов. Для Молчалина понятие ума — чисто житейское, бытовое, помогающее ему добиться своей конечной цели: выйти в люди, стать в этом обществе уважаемым человеком.
Но различие героев не только в их отношении к службе и карьере, не только в их положении в обществе. Они соперники в любви, и здесь их различие особенно ярко. Чацкий любит Софью искренне и глубоко, но она оскорблена его отъездом, его невниманием: «Три года не писал двух слов». Молчалин кажется Софье совсем иным: «Молчалин за других себя забыть готов». Он внимательный, робкий, послушный. Но по своей наивности Софья не разглядела, что нет в душе ее героя любви, а только страх, что они себя выдадут. Молчалин угождает Софье, следуя тому же завету отца: «Любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека». Он ухаживает за Лизой, но нельзя утверждать, что это настоящее чувство: уж слишком откровенно он ее «подкупает», предлагая подарки за свидание. И когда Софья застает его во время объяснения с Лизой, он униженно ползает у ее ног, умоляя о прощении. И особенно интересен финал: Молчалин скрывается к себе в комнату, а Чацкий, застигнутый Фамусовым и слугами во время свидания с Софьей, становится в глазах отца героем тайного романа Софьи и виновником всего происходящего. Это еще раз говорит о горячности Чацкого, о его неумении контролировать свои чувства, и поэтому кажется закономерным сделанный им вывод: «Молчалины блаженствуют на свете!» Действительно, человеку искреннему и честному, с открытой душой, не умеющему скрывать свои мысли и дорожащему своей независимостью, очень трудно приходится в жизни, в обществе, где главными ценностями являются карьера и материальное благополучие. В это же время Молчалин делает все, чтобы к этому обществу приспособиться и в нем преуспеть, направляя на это все свои силы и незаурядные способности, но не считая для себя необходимым иметь такие нравственные ценности, как честность или собственное достоинство.
В жизни часто происходит так, что добро не торжествует, а порок не наказан, и изгнанный из общества Чацкий, не изменивший своих взглядов, разумеется, еще встретится с преуспевшим в этом обществе Молчалиным, а значит, противостояние героев будет продолжаться.
читать похожие:
Чацкий и Молчалин (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы (По комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
Чацкий и Молчалин: герой и антигерой в «Горе от ума».
Текст сочинения:
Среди героев комедии А. С. Грибоедова Горе от
ума Чацкий и Молчалин обращаю? на себя особое
внимание читателя. Это молодые люди, ровесники,
герои любовного треугольника, так как оба они
ухаживаю? за Софьей. Но дальнейшее сопоставление
показывает, что на этом и заканчивается их
сходство. В героях гораздо больше различий, и
именно э?ими различиями вызван один из основ-
ных конфликтов комедии.
Чацкий после долгого отсу?ствия возвращается = то общество, где его хорошо знаю?, помнят его родителей, он свой. Андрея Ильича покойного сынок, говори? о нем Фамусов Скалозубу. Я за уши его дирала, только мало, вспоминает Хлестова. Молчалин человек иного круга, только Фамусову он обязан тем, что оказался в этом обществе. И будь не я, коптел бы ?ы в Твери! напоминает ему об этом Фамусов. Поэтому если Чацкий даже не задумывается об окружающих его людях, то для Молчалина главное удержаться в этом обществе, стать своим для э?их людей, пробиться. Поэтому все его помыслы и действия направлены на службу, достижение положения в обществе, карьеру, У Чацкого блестящее образование, он славно пишет, переводи?, но он не хочет служить, угождая начальству: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Молчалин своим успехом по службе обязан, конечно же, уму и способностям, но он понимает, что без покровительства сильных он ничего не добьется, и свято выполняет завет отца: Угождать всем людям без изъятья. Чацкий обладает чувством собственного достоинства, он независим и не считается с общественным мнением. Поэтому,
выйдя из военной службы, он не смог служить и в статской, разорвав отношения с министрами, не находя для себя возможным подчиняться таким людям, как Фома Фомич, которого он считает пустейшим человеком. А Молчалин восхищается и тем же Фомой Фомичом: При трех министрах был начальник отделенья, и Татьяной Юрьевной: Чиновные и должностные все ей друзья и все родные. И его угодничество, и чинопочитание приноси? свои результаты: Фамусов дал Молчалину чин асессора (дающий право на потомственное дворянство), взял в секретари, с тех пор как Молчалин числи?ся по архивам, он получил три награжденья. А все окружающие в доме Фамусова считаю? его приятным и любезным молодым человеком, в то время как Чацкий вызывает у всех полное неприятие своей резкостью и вольнодумством.
Интересна беседа двух героев и их отношение друг к другу. Чацкий даже не скрывает своего насмешливого отношения к Молчалину, считая его глупцом: Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? А Молчалин любезен, спокоен, сочувствует герою и даже дает ему советы, как най?и покровительство: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. Молчалин считает Чацкого неудачником, но не смеет его осуждать: В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.
Ведь надобно же зависеть от других такова исходная позиция Молчалина, сознание своей незначительности и зависимости. Этого Чацкий не поймет и не примет никогда: его свободная натура не признает такого самоуничижения, такого отказа от собственной точки зрения. Когда он види? это в Молчалине, он окончательно убеждается в его ничтожестве. При анализе этой сцены закономерно поднимается вопрос об уме героев: кто умнее Чацкий или Молчалин? Но не может быть на этот вопрос однозначного ответа, так как в понятие ума героями вкладываю?ся совершенно разные критерии. Для Чацкого ум – это образование, кри?ическая направленность при анализе социального устройства общества, система передовых взглядов. Для Молчалина понятие ума чисто житейское, бытовое, помогающее ему добиться своей конечной цели: вый?и в люди, стать в этом обществе уважаемым человеком.
Но различие героев не только в их отношении к службе и карьере, не только в их положении в обществе. Они соперники в любви, и здесь их различие особенно ярко. Чацкий люби? Софью искренне и глубоко, но она оскорблена его отъездом, его невниманием: Три года не писал двух слов. Молчалин кажется Софье совсем иным: Молчалин за других себя забыть готов. Он внимательный, робкий, послушный. Но по своей наивности Софья не разглядела, что нет в душе ее героя любви, а только страх, что они себя выдаду?. Молчалин угождает Софье, следуя тому же завету отца: Любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека. Он ухаживает за Лизой, но нельзя у?верждать, что это настоящее чувство: уж слишком откровенно он ее подкупает, предлагая подарки за, свидание. И когда Софья застает его во время объяснения с Лизой, он униженно ползает у ее ног, умоляя о прощении. И особенно интересен финал: Молчалин скрывается к себе в комнату, а Чацкий, застигну?ый Фамусовым и слугами во время свидания с Софьей, станови?ся в глазах отца героем тайного романа Софьи и виновником всего происходящего. Это еще раз говори? о горячности Чацкого, о его неумении контролировать свои чувства, и лирикому сочинение с оллсоч кажется закономерным сделанный им вывод: Молчалины блаженствую? на свете!
Действительно, человеку искреннему и честному, с открытой душой, не умеющему скрывать свои мысли и дорожащему своей независимостью, очень трудно приходи?ся в жизни, в обществе, где главными ценностями являю?ся карьера и материальное благополучие. В это же время Молчалин делает все, чтобы к этому обществу приспособиться и в нем преуспеть, направляя на это все свои силы и незаурядные способности, но, не считая для себя необходимым иметь такие нравственные ценности, как честность или собственное достоинство.
В жизни часто происходи? так, что добро не торжествует, а порок не наказан, и изгнанный из общества Чацкий, не изменивший своих взглядов, разумеется, еще встрети?ся с преуспевшим в этом обществе Молчалиным, а значи?, противостояние героев будет продолжаться.
Права на сочинение “Чацкий и Молчалин” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
План
1. Противопоставление персонажей – прием автора-художника.
2. Сходство и различие двух героев.
3. Кто лишний?
Почти в каждом литературном произведении есть персонажи, которых можно сравнить друг с другом. Часто один герой противопоставлен другому. Они различны по характеру, по поступкам, иногда даже по внешнему виду. Автор выбирает такой прием сравнения для того, чтобы читатель лучше понимал главную мысль произведения, его суть, проблему, сюжет, отношения персонажей. Вот и в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума» есть герои, которые противопоставлены друг другу. Это Чацкий и Молчалин.
Сочинение – сравнение, которое я представлю, будет посвящено им. Нельзя сказать, что А.Грибоедов открыто заявляет, что Чацкий – хороший герой, а Молчалин – плохой. Читатель многое должен прочитать между строк. Характеристику качеств их натуры, поведения автор представляет через речь. Их реплики, монологи раскрывают характер и дают читателю понять, кто чего стоит.
Начнем со сходства этих двух героев. Они оба входят в общество Фамусова и знакомы с ним. Здесь их сходство и заканчивается. А вот различий между персонажами предостаточно. Во-первых, происхождение. Чацкий был из богатого дворянского рода, а про Молчалина автор сказал: «Безродного пригрел…», то есть, Фамусов дал ему чин коллежского асессора, после чего Молчалин может претендовать на титул дворянина. Во-вторых, Чацкий – умный, образованный, интеллигентный человек. Молчалин же глуп и недалек. «Конечно, нет в нем этого ума…», – говорит А.Грибоедов.
В-третьих, Чацкий понимает, что чин – это не главное в жизни. Можно жить и другими «вершинами», например, увлечься наукой или искусством. Можно быть творческим человеком и сопровождать службу интересным увлечениями. А Молчалин считает, что чин – это первостепенное в жизни человека. Строить карьеру – вот стезя, по которой должен идти каждый. Молчалин этим и занимается – он усердно взбирается по карьерной лестнице, чтобы получить в жизни все. Он обманывает Софью, прикидываясь влюбленным только для того, чтобы завладеть ее наследством. Прислуживая Фамусову, он преследует только одну цель – получить дворянский титул.
В-четвертых, Чацкий смел в своих суждениях. Он не боится высказать обществу собственное мнение. Он вступает в спор со всеми умными людьми московского света. Он резок и принципиален. Молчалин же, наоборот, тих и скромен. Он говорит Чацкому: «…не должно сметь свои суждения иметь». Фамилия героя полностью соответствует его характеру. Он зависит от чужого слова, взгляда, движения руки. Полная подчиненность людям выше рангом и состоянием помогает Молчалину пристраиваться к нужным чинам и продвигаться по службе.
Ну и в-пятых, Чацкий – честный, искренний человек. Герой открыто заявляет всему обществу, что он думает о нем. Он признается Софье в любви и открыто выражает непонимание ее отношения к нему. Он гневно выказывает недовольство и не скрывает своих чувств. Молчалин же все время притворяется. Он лжет и лицемерит. Совершает подлый поступок в отношении Софьи и нисколько этого не стесняется.
Чацкий и Молчалин – два главных персонажа пьесы, не случайно показаны автором в противопоставлении. Это подчеркивает черты характера героя и антигероя. Два типажа столь различны между собой. Общество живет и с Чацкими и с Молчалиными, только кто из них оказывается лишним, мы видим в финале пьесы. Вывод остается сделать самому читателю.