Не стреляйте в белых лебедей сочинение на тему человек и природа

6 вариантов

  1. Противоположностью главному герою в повести представлены несколько отрицательных персонажей в образах Федора Бурьянова с сыном Вовой, Черепа, а также второстепенных персонажей – туристов, которые находясь на отдыхе поджигают муравейник. Данные герои отличаются равнодушием к природному миру, не имеющему для них никакой ценности, а только лишь собственную выгоду.
    Полушкин находит свое призвание в работе лесничим, в которой ему помогает собственный сын. Лесник добросовестно выполняет свои обязанности, вкладывая в лесное хозяйство душу, предпринимая попытки сохранения каждого живого уголка или зверя.
    Совместно они принимают решение о возрождении лесного озера, называемого Лебяжьим. С этой целью Егор приобретает на базаре несколько прекрасных белоснежных птиц, которые впоследствии оказываются убитыми безжалостными односельчанами, рассматривающими живую природу исключительно в качестве собственной гастрономической пользы. В неравной борьбе за справедливость погибает и сам лесник Егор Полушкин, отдав свою жизнь за любовь к природе.
    Смысловая нагрузка повести заключается в изображении писателем человеческого отношения к живым существам, в проявлении душевного тепла, сочувствия и любви к природе, щедро отдающей людям свои богатства и ничего не требующей взамен.
    Автор поднимает насущные проблемы современного общества, призывая человека задуматься об отношении к окружающему миру и о людской ответственности перед природой.
    Кроме того, писатель ярко демонстрирует негативные пороки общественного сознания в виде равнодушия, жестокости и зла ради получения собственной наживы любыми методами, невзирая на человеческое сознание и совесть.
    Финал повести представляется оптимистическим, поскольку после смерти защитника природы Егора остается его преданный и верный сын, который продолжит начатое отцом дело сохранения и защиты живого окружающего мира.

  2. Главный героем романа является Егор Полушкин – простачок с золотыми руками и огромным сердцем. В деревне над ним посмеиваются. Жена Егора Харитина жалуется на бесполезность мужа в быту, а его сын Колька души в отце не чает. Добрый, как и папа, мальчуган нередко терпит насмешки и обиды. Из-за своей натуры Полушкину не удаётся подолгу задерживаться на одном месте работы. Но ситуация меняется когда его назначают лесником. Это дело по душе Егору. Он со всей ответственностью охраняет лес. В итоге Егор гибнет от рук браконьеров.
    Книга очень тяжёлая. Читая её, испытываешь невероятную боль. Больно за Егора, за его наивную чистую душу, за его сына. А ещё страшно. Страшно оттого, что книга эта о реальной жизни. Ведь то, что общество поднимает на смех открытых добрых простачков, вовсе не редкость. А жестокость к животным и птицам и сегодня никого не удивляет. Всё описанное в книге – не редкость для нашего мира. Но мне лично сложно осознать, как один человек согласен остаться голодным, чтобы накормить несчастного щенка, а другой может утопить его ради забавы? Почему один готов истратить всё, чтобы купить лебедей, а другой может недрогнувшей рукой расправиться с прекрасными птицами? Думаю, что автор хотел при помощи этого романа достучаться до тех, кто редко задумывается о природе вокруг себя и о том, что именно мы, люди, несём за неё ответственность. Я от всей души надеюсь, что у него это получилось.

  3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПРОЗЕ 1960-80-х годов.

    Во многих произведениях советской литературы 1960-80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева именно в отношении к природе прежде всего реализуются нравственные идеалы, формирующие личность.
    Егор Полушкин — герой повести «Не стреляйте в белых лебе­дей» Б. Васильева своим примером бескорыстной любви к при­роде воспитывает сына Кольку. Егор — человек повышенной, говоря словами автора, «сверхнормативной нравственности». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна по­этичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно, ко всякому делу подходить творче­ски. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду, как это делает его свояк Федор Бурьянов.
    В повести открыто выражены и персонифицированы две про­тивоположные, более того — полярные жизненные позиции: с одной стороны — Егор Полушкин, высшим судьей которого является совесть, его сын Колька; с другой — Федор Бурьянов с его «резиновыми» принципами, рвачеством, хищничеством и его отпрыск Вовка.
    Идея нравственного становления человека решается в повести не только образом Кольки. Своеобразное формирование достой­ной высоконравственной личности проходит и его отец — Егор Полушкин. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте чело­веческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Он вытачивает из липового пня, десятилетиями стоявшего на бе­регу озера, прекрасную в своем совершенстве фигуру женщины, привозит на прежде поражавшее, как чудо, а теперь мертвое Чер­ное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при доб­ром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!»
    Вера в исправление людей добром, в возможность нравст­венного совершенствования руководит всеми поступками Егора. Особый смысл приобретает образ Георгия Победоносца, обрам­ляющий повесть: Георгий (или по-русски Егор) Победоносец «на прекрасном коне пронзает копьем черную тварь» — змею, воплощение зла. «Символ прекрасный: борьба добра со злом, очень современно… Вечная тема. Свет и тьма, добро и зло, лед и пламень». Этот символ освещает и смерть Егора Полушкина как торжество добра. Под его нравственным воздействием оказались почти все герои повести — и сын Колька, и учительница Нонна Юрьевна, и новый лесничий Чувалов, и те, в душах которых впервые затрепетали ростки совести, — Федор, его сын Вовка. Символический образ Георгия Победоносца и реального Егора смыкаются.
    Философское осмысление проблемы «человек и природа» дано в романе Ч. Айтматова «Плаха». Человек, по мысли писателя, — часть гармоничной природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, начинает мыслить себя царем, победителем при­роды, нарушается гармония, а это ведет к катастрофе.
    В романе олицетворением природы выступает семья волков во главе с необычной синеглазой волчицей Акбарой.
    Обращение Ч. Айтматова именно к образу волка берет истоки в киргизской мифологии и опирается на поверья и легенды миро­вой культуры. Широко известна римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей будущих основателей Рима. Аналогичные сказания имеются в иранской, китайской, индийской мифологии, где волчица выкармливала человеческого детеныша.
    В одном из киргизских мифов волчица считалась прароди­тельницей племени, а вождь выступал либо в образе волка, либо имел способность превращаться в волка. Кроме того, по киргиз­ской мифологии у человеческих детей и волчат один и тот же покровитель. Поэтому не случайно появление пары волков в сюжетной канве романа.
    Волки олицетворяют весь природный мир, и история их жиз­ни очень важна в философской концепции романа.
    Гармония жизни в Моюнкумской саванне, которая опреде­лялась «изначальным ходом вещей», была взорвана «хунтой». На стада сайгаков обрушилась облава, устроенная вертолетчиками и «расстрельщиками». В безумной гонке волки мчатся рядом с сайгаками. «Такого — чтобы волки и сайгаки бежали в одной куче — Моюнкумская саванна не видывала даже при больших степных пожарах». Они как бы соединяются в стремлении уйти от общего врага — человека. Человек и зверь поменялись места­ми, и Акбара в этом апокалипсисе увидела лицо, которое «яви­лось так близко и так страшно, с такой четкостью, что она ужас­нулась…» Волчица увидела в человеке страшного зверя с бес­смысленной жаждой убивать.

  4. Вступление:
    Человек создан природой, вышел из нее. Он не может существовать вне природы. Повесть, которую Борис Васильев написал в 1973-ем году, сохраняет свою острую актуальность в наше время и показывает эту тонкую связь человека и природы.
    Основная часть.
    В своей повести Борис Васильев описывает, противопоставляя, две категории людей, которые по-разному относятся к природе. Такие люди, как главный герой повести Егор Полушкин, любят и берегут природу, понимают ее.
    А другие люди показаны жестокими, бессердечными, готовыми ради своего развлечения просто погубить другую жизнь. В пример можно привести туристов, которые развели костер на муравейнике и гоготали, глядя на погибающих муравьев.
    Конечно, нужно написать о браконьерах, которые безжалостно убивают животных и птиц, в том числе белых лебедей. Что, эти люди разве голодали, чтобы истреблять этих прекрасных птиц? Нет, они это делали просто из своей жестокости, из интереса, ощущая свою силу и власть над природой.
    От рук браконьеров погибает и сам лесник Егор, который защищал лебедей и всю природу.
    Заключение.
    Очень тяжелое впечатление от этой пронзительной книги. Мне кажется, Борис Васильев очень хотел достучаться до человечества, обратить внимание людей на то, что нельзя быть потребителем, что нужно беречь природу и заботиться о ней.
    И то, что сын Егора Колька очень любил своего отца, говорит о том, что дело Егора будет продолжено уже руками его сына.
    Но я уверена, что жестокие люди таких сильных книг не читают. Они не узнают себя ни в туристах, ни в браконьерах(. Но разумные люди, имеющие доброе сердце, после прочтения сделают шаг по охране природы.

  5. Ежедневно человек взаимодействует с природой. Кто-то наслаждается ею, стремится не навредить и даже помочь, а кто-то, наоборот, видит в ней источник дохода и относится к ней равнодушно. Именно эту проблему отношения человека к природе затрагивает Б.Васильев в своем произведении «Не стреляйте в белых лебедей».
    В повести выделяется два противоположных друг другу стороны. Одна, состоящая из Егора Полушкина, его сына Кольки, стремится помочь братьям нашим меньшим, они живут в соответствии со своей совестью, стремятся все делать по стремлению души, а не по определенному графику. В другой же группе состоят Федор Бурьянов, его сын Вова, туристы, сжегшие муравейник, Череп и многие другие. Они не видят в окружающем нас мире никакой ценности, стремятся получить выгоду. Например, Федор Бурьянов построил себе деревянный дом, материал для которого был вывезен из практически запустевшей рощи.
    Главным героем повести является Егор Полушкин. Несмотря на то, что многие деревне считают его бедоносцем, он не отходит от своих принципов. Герой живет, вкладывая душу в работу, которой занимается, стремится проявить творческие навыки и охранять природу. Лесничий Чувалов, увидев в нем нравственного и любящего природу человека, помогает стать лесничим, так как в данной работе Егор Полушкин сможет применить свои способности в полной мере. Вместе с сыном они пишут стихи, побуждающие читателя к охране природы, мастерят охранительные столбы.
    И Егор, поехав на рынок, покупает прекрасных белых лебедей для озера, которое раньше называлось Лебяжьим. Но мало кто из жителей видит этому какое-либо применение, все видят лишь гастрономическую пользу. Люди глушат рыбу и убивают лебедей, а Егор вступает в неравносильную борьбу, итогом которой для него стала смерть. Но и тут следует отметить характер героя – он простил Федора Бурьянова и не выдал своих обидчиков, наверное, в тайне надеясь на дальнейшее их исправление. За любовь к окружающему миру Егор Полушкин отдал свою жизнь.
    Думаю, что читателю стоит поучиться у главного героя отваге и отношению к природе, ведь мы в ответе за нее. Ведь в природе можно найти не только полезные ископаемые и пищу, в ней людское спокойствие и умиротворение. Она влияет и на наше здоровье. Но также это произведение учит нас быть честными и живущими по совести людьми, что, несомненно, должно стать девизом любого человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *