Обучение написанию сочинения рассуждения на лингвистическую тему

2 варианта

  1. Самой сложной частью экзаменационной работы по русскому языку является творческое задание ОГЭ. Оно выполняется на основе печатного текста. С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились три альтернативных задания:
    задание 15.1 – сочинение на лингвистическую тему;
    задание 15.2 – сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера);
    задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).
    Это дало выпускникам возможность выбора одного из трёх вариантов. Какой конкретный вид задания выбрать и как правильно его выполнять? Ведь каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом и требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.
    Для успешного написания одного из  сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать  все задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.
    Итак, рассмотрим, как работать с творческой формой 15.1.
    Как писать сочинение на лингвистическую тему? Используем тот алгоритм, который нацелен на 15.1.
    Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
    Часто бывает так, что  в одних случаях языковые явления упомянуты, а в других случаях они подразумеваются или подбираются самим учеником. Казалось бы, подбирай любую языковую  единицу и пиши, что хочешь. А ребята вообще не знают, о чем писать, потому что они не могут определить, а какую брать: морфемы, значение и т.д. Поэтому, естественно, проще бывает с теми высказываниями, где языковые единицы хотя бы упомянуты.
    Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). Чтобы не потерять, чтобы увидеть: вот они, мы с ними работаем.
    В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
    Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте.
    Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от девятиклассников потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера предложений. Обращаем внимание ребят на то, что такое «роль языковой единицы»? Объясняем так: «Зачем эта единица в тексте нужна? Что она дает для понимания смысла?»
    И вот, что интересно!  Всё-таки есть высказывания, которые на смысл выйти нам не позволяют. И  есть те, где понятно: как идти, куда идти, куда двигаться. Т.е. опять же смотрим, если ребенок написал: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор выражает противопоставление…». Роль раскрыл? Нет! Указанные антонимы и вне текста  всегда выражают противопоставление. Другое дело, когда ребенок пишет: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор противопоставляет белые ночи Ленинграда черным дням блокады». Мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать.
    Дальше показываем композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).
    Вступление: размышление над  смыслом цитаты.
    Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
    Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
    Вывод.
    Таким образом, сочинение состоит из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.
    Облегчат написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
    Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1
    Типовые конструкции для вступления
    Типовые конструкции для основной части (аргументации)
    Типовые конструкции для заключения
    1.Автор пишет о…
    2.В высказывании…говорится о…
    3.Как отмечает…
    4. Бесспорно мнение автора о том, что…
    5. Я полностью согласен с…
    6. Не могу не согласиться с …
    7. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    8.Попробуем доказать эту мысль примерами из текста
    1.Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
    2.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
    3.Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…
    4.Пример можно найти в предложении № …
    5.Рассмотрим предложение… В н?м использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
    6.Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
    7.Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
    1.Таким образом, итак, в заключение, как видим…
    2.Итак, можно увидеть, что…
    3.Нам удалось доказать, что…
    4.В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    5.Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Помните! В любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные шаблонные фразы.
    Во  избежание повторов при написании сочинения необходимо использовать синонимы:
    автор цитаты – лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель;
    автор говорит – утверждает, считает, пишет, рассуждает;
    высказывание – цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова;
    оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо,  бесспорно.
    Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему
    Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
    Отсутствует комментарий.
    Анализируя языковые средства, учащиеся  приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления.
    Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
    Нет ответа на вопрос: зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинение приобретает формальный оттенок.
    Творческие задания.
    Хотелось бы, чтобы разговор о тексте, о творческой работе не начинался в первый раз в 9 классе. К  нему  необходимо идти  медленно, постепенно. Для этого можно использовать систему заданий для учащихся.
    Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами.
    1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист)
    ________________________________________
    И здесь мы работаем с лингвистическими высказываниями и, соответственно,  предлагаем понять: правильно или неправильно справились.
    И следующее задание:
    Задание 2. Прочитайте высказывания  лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант.
    «У каждой части речи свои достоинства» (А.М.Пешковский, лингвист)
    Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.
    Здесь есть типичная для ученика ошибка: он путает части речи и члены предложения. О частях речи нужно говорить.
    Еще один момент. Подсказки, которые мы можем предложить.  Всегда хочется сначала показать, в каком русле работать.
    Предположим, задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого».
    Аргументируя свой ответ, приведите  примеры из прочитанного текста.
    Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.
    Подсказка:  Приведённое высказывание я понимаю так:  ___________________________________
    Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые_________________________________
    ____________________
    Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью________________________________________
    Таким образом, __________________________________
    Используемая литература.
    Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки.
    Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ОГЭ.

  2. Содержание экзаменационной работы по русскому
    языку для государственной итоговой аттестации в
    новой форме направлено на выявление важных
    коммуникативных умений:
    – извлекать информацию из текста, адекватно
    понимать и интерпретировать её в соответствии с
    темой, заданным типом речи;
    – уметь создавать письменное высказывание по
    заданным параметрам, аргументировать свою точку
    зрения, используя прочитанное.
    Третья часть экзаменационной работы по
    русскому языку в 9 классе содержит два
    альтернативных творческих задания (С 2.1 и С 2.2).
    Выбирая задание С 2.1 – написание
    сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,
    выпускники должны продемонстрировать
    теоретические знания по какому-либо разделу
    лингвистики, показать умение создавать
    собственное высказывание с привлечением текста,
    раскрыть важность тех или иных знаний, речевых
    умений. Этими задачами обусловлена
    необходимость разработки системы уроков по
    обучению сочинению-рассуждению на
    лингвистическую тему.
    Так как написание сочинения-рассуждения – это,
    пожалуй, одно из самых сложных заданий, то к нему
    готовлю девятиклассников систематически,
    целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь
    к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене
    чувствовал себя уверенно и успешно справился с
    этим видом работы.
    Для себя определяю следующие цели:
    – обобщить знания по написанию
    сочинения-рассуждения;
    – развивать умение учащихся выстраивать
    логическую цепочку:
    тезис – аргументы – вывод;
    – познакомить с приёмами написания
    сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и
    отрабатывать их целенаправленно в системе
    уроков;
    – повторять и обобщать знания по пунктуации,
    формировать умения и навыки применения их на
    практике.
    Чтобы учащиеся осознанно выполняли задание С
    2.1, а результаты работы были бы очевидными для
    моих учеников и для меня, выстраиваю систему
    обучения написанию сочинения – рассуждения на
    лингвистическую тему, используя методические
    рекомендации по подготовке к государственной
    итоговой аттестации в 9-м классе (в новой форме),
    материалы приложения к газете “Первое
    сентября” (из раздела “Курсы повышения
    квалификации”), статьи из журнала “Русский язык
    в школе”.
    На первом этапе подготовки считаю необходимым
    знакомство учащихся с критериями оценки задания
    С 2.1. Хорошее знание критериев поможет постепенно
    овладеть умением самостоятельно оценивать
    уровень своей подготовки.
    Важным звеном работы является повторение и
    чёткое усвоение значения лингвистических
    терминов, понятий: лингвистика, обоснование,
    языковое явление, композиционная стройность,
    пунктуация, функции знаков препинания.

    Лингвистические темы сочинений-рассуждений
    могут быть разными. Чтобы для выпускника на
    экзамене не была неожиданной какая-нибудь из них,
    безусловно, учимся писать сочинения на те темы,
    которые были включены в экзаменационные работы
    прежних лет. Это, прежде всего, темы о роли знаков
    препинания в письменной речи.
    Учитывая большой объём знаний, необходимых для
    написания сочинения-рассуждения на
    лингвистическую тему, включаю элементы работы по
    обучению сочинению в уроки в тех классах, где
    изучаются правила постановки знаков препинания.
    Так, в 8 классе в связи с изучением темы “Тире
    между подлежащим и сказуемым” знакомлю учеников
    с разделительной функцией тире, а при изучении
    темы “Вводные предложения и вставные
    конструкции, выделяемые тире” – с выделительной
    функцией. Разрабатываю упражнения,
    способствующие формированию умений
    обосновывать постановку тире в письменной форме.
    Часто учащиеся не видят различия между тире и
    дефисом и называют их просто чёрточкой. В этом
    случае провожу различные виды словарной работы
    на повторение по темам: “Дефис в сложных
    словах”, “Дефис при приложении”, “Дефисное
    написание наречий”, а также пунктуационный
    разбор предложений с тире с целью дифференциации
    знаний по каждому знаку препинания.
    Эти виды работы наиболее эффективны для
    формирования орфографических навыков,
    пунктуационных умений и чёткого понимания
    разграничения “тире” и “дефиса”.
    Приведу пример такой работы, состоящей из трёх
    этапов:
    Самостоятельная устная работа в группе.
    Формулировка и запись обоснований постановки
    тире.
    Устное обобщение знаний (делаем вывод о
    различных функциях тире).
    Учащиеся работают по карточке №1. Одна
    группа объясняет написание слов через дефис,
    другая – правила постановки тире. Или же работа
    проводится по карточке №2 с заданием: докажите,
    что в предложениях 1,2,3,4,9,11 чёрточка – это тире, а
    в 4,5,6,7,8,10,12,13 предложениях чёрточка является
    дефисом.
    Эта исследовательская работа направлена на
    развитие аналитических способностей учащихся и
    овладение ими системного подхода к изучению
    материала.
    В 9-ом классе провожу повторение правил
    постановки тире в простых предложениях и простых
    осложнённых предложениях и, используя метод
    опережающего обучения, объясняю правила
    постановки тире во всех видах сложных
    предложений. Таким образом, у учащихся
    формируется целостное восприятие материала. В
    процессе этой работы совместно заполняется
    подготовленная мной таблица “Определение роли
    тире в тексте”, которой школьники пользуются при
    написании тренировочных сочинений-рассуждений
    на темы: “Роль тире”, “Зачем нужно тире?”.
    Работа организовывается по карточкам №3 и 4.
    Такой подход к подаче материала позволяет
    ученикам применять полученные знания для
    решения двуединой задачи – написания грамотного
    текста и анализа текста. То есть ученик не только
    знает правило, но умеет применить и объяснить его
    употребление в письменной речи.
    Таким образом, любое языковое явление,
    изучаемое на уроке, при реализации
    коммуникативного подхода в обучении русскому
    языку должно быть рассмотрено с точки зрения его
    практической необходимости, его выхода на
    реальную речевую практику. Только тогда языковая
    тренировка приобретает практически значимый
    смысл.
    После комплексного изучения материала
    приступаю к обучению написания сочинения-
    рассуждения о роли знаков препинания, в
    частности, на тему: “Роль тире”.
    Для расширения кругозора учащихся по теме
    “Роль тире” делаю короткое сообщение о судьбе
    тире в русской пунктуации, привожу высказывания
    знаменитых людей о знаках препинания.
    “Знаки ставятся по силе разума”, – писал
    Ломоносов, основоположник русской грамматики.
    Знаки препинания это как нотные знаки, они
    твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться
    (К.Г. Паустовский). Многоточие – это следы на
    цыпочках ушедших слов (В.В. Набоков).
    Знаки препинания служат нотами при чтении (А.П.
    Чехов).
    Этот фактический материал ученики используют
    при написании сочинения.
    В 9-м классе учащиеся чётко представляют
    структуру сочинения-рассуждения: Тезис –
    Доказательства – Вывод

    Опираясь на структурную форму рассуждения, даю
    план работы над сочинением:
    Назвать проблему, которой посвящается текст,
    обосновать её актуальность.
    Сформулировать тезис.
    Подобрать аргументы, иллюстрирующие две разные
    функции языкового явления.
    Написать вывод-заключение.
    Этапы работы над сочинением отрабатываю
    постепенно.
    “С чего начать? О чём писать во вступлении?”.
    Ответить на этот вопрос затрудняются многие
    ученики, поэтому даю им под запись цели
    вступления, комментируя каждую. Понимание этих
    целей облегчает решение задачи. Используя
    полученные знания, рекомендации задания С 2.1,
    план работы над сочинением-рассуждением (п.1, 2),
    ребята написали такие вступления:

    Нужно ли тире на письме? Конечно же, нужно.
    Антон заявляет, что на письме без знаков
    препинания обойтись невозможно. Он прав”.
    “Нужны ли знаки препинания? Для чего мы учимся
    правильно расставлять их? Они позволяют
    правильно понять письменное сообщение, поэтому
    выполняют важную функцию в речи”.

    По требованию третьего критерия оценивания
    задания С 2.1 сочинение должно обладать “речевой
    связностью”. Следовательно, учащимся необходимо
    дать языковые средства связи частей текста и
    показать способы применения их на практике.
    Как же перейти от вступления, в котором
    сформулирован тезис, к аргументам?
    Записываем в тетрадь языковые средства связи
    частей текста.

    Средства связи тезиса и доказательств:

    глаголы 1 лица мн.ч. (докажем, найдём, подтвердим,
    приведём, определим);
    союзы и союзные слова (так как, так что, потому
    что, поэтому, если, чтобы, для того чтобы и другие);
    вводные слова (например, следовательно);
    синтаксические конструкции (это
    подтверждается тем, это объясняется тем, это
    обусловлено тем, из этого следует, это позволяет
    предположить);
    сложноподчинённые предложения:
    Я разделяю точку зрения Антона, потому что…
    уместно использовать вопрос и ответ на него:
    Разве можно не согласиться с Ильёй? Конечно,
    нет.

    Средства связи доказательств и вывода:

    вводные слова (итак, таким образом);
    синтаксические конструкции (в заключение
    сделаем вывод, в итоге пришли к выводу).

    Задание: Дан тезис: “В письменной речи тире
    выполняет различные функции, поэтому без тире
    обойтись невозможно”. Напишите доказательства
    этого тезиса, следуя первому и второму критерию
    оценивания сочинения – рассуждения на
    лингвистическую тему. Используйте материалы
    таблицы “Определение роли тире в тексте”,
    записи по теме “Языковые средства связи частей
    текста”.
    Учащиеся самостоятельно выполняют задание на
    черновике, затем зачитывают вслух свои варианты.
    Проводим анализ ответов, исправляем, дополняем
    их.
    Варианты ответов такие:
    Докажем это на примере постановки тире в
    33-ем предложении текста. Тире ставится вместо
    пропущенного глагола-связки между подлежащим и
    сказуемым и выполняет разделительную функцию”.

    Подтверждением этому является постановка
    тире в предложениях 7-10, 14-24. Тире необходимо,
    чтобы отделить реплики тех героев рассказа,
    которые участвуют в диалоге”.

    Весь материал в виде таблиц, схем, конспектов,
    записей в тетрадях для сочинений находится в
    идивидуальной папке ученика. Тетради для
    сочинений хранятся в этих же папках. В каждую
    тетрадь после проверки сочинения вклеивается
    таблица критериев оценивания С2.1 с подробным
    анализом ошибок, промежуточными и итоговым
    баллами. Преимущество этого метода в его
    наглядности и объективной оценке работы ученика.
    Планируя отдельные уроки по обучению
    сочинению-рассуждению, стремлюсь к тому, чтобы
    они были связаны с другими уроками, стараюсь
    найти способы формирования у учащихся навыков и
    умений правильного использования языковых
    средств в устной и письменной речи. Вся работа
    ведётся индивидуально, с учётом реальных учебных
    возможностей учеников.
    Такая система работы помогает мне решать
    основную задачу современной методики обучения
    русскому языку – формирование трёх видов
    компетенции учащихся: языковой, лингвистической
    и коммуникативной.
    Приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *