Обучение сочинению на лингвистическую тему

3 варианта

  1. Бурцева Елена Валерьевна
    аспирант Томского государственного педагогического университета,
    учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 8
    МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ
    НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
    В статье рассматриваются методически продуктивные приемы, дающие возможность организовать на уроках русского языка поэтапную работу над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора.
    Ключевые слова: сочинение-рассуждение, аргументация, тезис, доказательство, опровержение, структура текста, рассуждение, функции различных знаков препинания.
    Методика обучения сочинению-рассуждению пока еще освещена недостаточно. Может быть, поэтому данный вид работы проводится в школе без определенной системы. Между тем сочинение-рассуждение в русской и советской школе известно давно и уже накоплен значительный опыт его проведения [1-12]. Ученые и методисты, утверждавшие, что рассуждение – вид школьных сочинений, внесли большой вклад в разработку проблемы обучения рассуждению в школе: определили возрастные границы (10-11 лет), в пределах которых наиболее целесообразно начинать обучение учащихся сочинению данного типа; предприняли попытку определить понятие «рассуждение» и предложить отдельные методические приёмы обучения данному виду сочинений; наметили круг тем сочинений-рассуждений; указали на необходимость развития логического мышления учащихся как важную предпосылку успешной работы над сочинением-рассуждением.
    Обучение написанию небольшого по объему сочинения-рассуждения – одна из самых важных задач учителя русского языка, работающего в выпускном классе. В данной статье предлагается один из вариантов организации работы по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методика которого освещена недостаточно.
    Сочинение-рассуждение и сжатое изложение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в IX классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента.
    Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
    Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ.
    В связи с этим данный вид работы необходим и востребован, требует максимально пристального внимания педагогов.
    Организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГИА, на наш взгляд, должна иметь несколько этапов:
    1 этап – анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему.
    2 этап – обобщение теоретического материала.
    3 этап – знакомство с темами работ.
    4 этап – повторение темы «Рассуждение как стиль речи».
    5 этап – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.
    Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы [14. Мы специально рассматриваем критерии, приводя наибольшее количество баллов. Это связано с тем, что ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению.
    Обсудив критерии, целесообразно еще раз вспомнить, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, а значит, необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи», включая анализ лексических и синтаксических особенностей.
    Для начала предлагается вспомнить о специфике рассуждения как типа речи. Можно предложить составить словарик по данной теме:
    рассуждение – тип текста, наряду с другими функционально-смысловыми типами текста – повествованием и описанием. Его сущность состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство (или опровержение), аргументы; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса (или его неправильности) [15, с.180];
    аргумент (-ы) – структурный (-е) элемент(-ы) рассуждения: тезис развивается и доказывается в сочинении-рассуждении с помощью аргумента; аргументы обобщаются в выводах [15, с.25];
    аргументация – доказательство, обоснование высказанной мысли [15, с.25];
    тезис – структурный элемент рассуждения (сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться). Это тезис, который развивается и аргументируется, доказывается  в сочинении. Не всегда тезис стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно, но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения тезис связан с аргументами  и с выводами [15, с.218-219].
    Аргументация может быть теоретической, опирающейся на рассуждения, и эмпирической, опирающейся на данные опыта, на факты.
    Сочинение, на наш взгляд, выигрывает, если в нем преобладает аргументация фактами. Теоретическую аргументацию, а именно, причинно-следственный анализ проблемы, мы советуем использовать в том случае, если, например, сочинение пишется по прочитанному тексту.
    Основными видами аргументации являются доказательство и опровержение.
    1. Доказательство – это операция установления истинности тезиса. Оно может быть прямым и косвенным [16, с.15].
    Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Такой способ наиболее часто используется в построении минисочинений.
    Косвенное (непрямое) доказательство – это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.
    2. Опровержение – это логическая операция установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса. Необходимо использовать аргументы, которые помогут опровергнуть тезис и прийти к сформулированному антитезису [16, с.16] (таблица №2).
    Таблица № 2
    Виды аргументации
    Доказательство
    Опровержение
    Прямое
    Косвенное
    Прямое
    Косвенное
    От тезиса с помощью аргументов, доказывающих его истинность, к истинному тезису (заключение)
    От антитезиса с помощью аргументов, доказывающих его ложность, к истинному тезису (заключение)
    От тезиса с помощью аргументов, опровергающих его, к антитезису (заключение)
    Через выдвижение антитезиса с помощью аргументов, доказывающих истинность антитезиса, к антитезису (заключение)
    Наиболее полную информацию о видах аргументов и структуре доказательства можно взять из учебника «Основы риторики. 10-11 класс» [17, с.416-422].
    Работая с текстом сочинения-рассуждения, можно задать себе вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В ЧЕМ СМЫСЛ?
    Объектом речи текста-рассуждения являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам.
    Как отмечает Е.А. Кувайцева-Солодовник, есть два типа композиции текста-рассуждения [18, с.3]:
    1 ТИП
    1. Введение.
    2. Тезис.
    3. Доказательства.
    4. Выводы.
    2 ТИП-схема
    Этот тип, представленный в виде схемы, запоминается учащимися быстро и довольно прочно [17, с.3].
    Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции. В зависимости от роли в тексте абзацы располагаются определенным образом. Для текстов-рассуждений характерны два основных типа построения: а) линейно-рамочное; б) цепочно-рамочное [16, с. 28].
    В названии типов построения текста употребляется понятие «рамочное». Под этим подразумевается, что текст заключен в своеобразные «рамки»: начальный абзац текста соотносится с заключительным. В тексте сочинения-рассуждения начальный абзац соответствует вступлению, в котором определяется точка отсчета рассуждения. Со вступлением тесно связан абзац, в котором формулируется главный тезис. Поэтому данное построение рассматривается как единое структурное целое.
    Если применять линейно-рамочное построение текста, как отмечают методисты [16, с. 30], то следом за абзацем-формулировкой главного тезиса будут идти поясняющие абзацы, каждый из которых направлен на подтверждение или опровержение главного тезиса. При этом поясняющие абзацы не связаны между собой. Такое построение текста уместно, если подобранный аргумент является самодостаточным. Однако все эти аргументы позволяют сделать однозначный вывод, который был дан в заключительном абзаце. Этот вывод является ответом на проблему, поставленную во вступлении, и подтверждает или опровергает главный тезис.
    Как отмечают авторы, цепочно-рамочное построение текста подразумевают существование тесных связей между абзацами, которые играют роль звеньев в единой «цепи» рассуждения [16, с. 31]. Этот способ построения характерен для текстов, в которых в качестве аргументов используются рассуждения, или же примеры, приводимые в качестве аргументов, требующие дополнительного обоснования, подробного изложения. Данную схему целесообразно использовать при написании сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
    После повторения теоретического материала предлагаем ознакомить учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
    Советы учащимся для выполнения задания С2.1.
    Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет этот вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах (словах, словосочетаниях), типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания целесообразно произвести ряд действий, соответствующих заданиям:
    1.        Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения.
    2.        Подберите аргументы, доказывающие справедливость высказывания, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний.
    3.        Перечитайте текст.
    4.        Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.
    5.        Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
    Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
    чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста №…; справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения №.., в котором автор использует … ; в подтверждение собственных выводов приведу пример из предложения №… прочитанного мною текста; рассмотрим предложение №…. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    6.        Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
    7.        Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что …»).
    8.        Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.
    Можно воспользоваться памяткой [24]:
    Вступление
    Введение в тему, сообщение о высказывании, иллюстрации из текста.
    Основная часть
    Раскрытие сути упомянутой цитаты о языковом явлении. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.
    Заключение
    Вывод о справедливости высказывания о сущности языкового явления.
    9.        Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
    10.        Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.
    ЛИТЕРАТУРА
    Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. 112 с.
    Ладыженская Т.А., Зепалова Т.Е. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)». – М.: Просвещение, 1990. 176 с.
    Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. 396 с.
    Мещеряков В.Н. Типология учебных текстов. – Днепропетровск, 1980. 69 с.
    Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе. – Красноярск, 1989. 162 с.
    Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2001.
    Горшкова А.И. Русская стилистика. – М.: Астрель АСТ, 2001.
    Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М. Наука, 1998. 171 с.
    Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. – М., 1998. 448 с.
    Арефьева С.А.Сочинение по прочитанному тексту.// Русский язык в школе. 2006. № 5. С.14-18.
    Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. // Русский язык в школе. 2007. № 5. С.3-6.
    Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.// Русский язык в школе. 2008. № 4. С.5-9.
    Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / Под ред. Т.В.Расташанской. Томск: ТОИПКРО, 2010. 116 с.
    Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. М.: Федеральный институт педагогических измерений. 2010. 67 с.
    Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ СКРИМ, 1997. 254 с.
    Маркелова Е.В., Колесникова Н.И. Как «раскрываются» афоризмы. – Новосибирск, 2001. 36 с.
    Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2002. 492 с.
    Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option.
    Русский язык. 5-й класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М., 2008. С.48-50.
    Русский язык. 8-й класс / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова. М., 2009. С.5-12.
    Русский язык. 9-й класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. М., 2009. С.29-31.
    Львов М.Р. Принципы русской пунктуации.// Словарь–справочник по методике русского языка. М.: РОСТ СКРИМ, 1997. С.176-177.
    Текучев А.В., Розенталь М.М., Ладыженская Т.А. Назначение и основы русской пунктуации. // Основы методики русского языка. М.: Просвещение. 1980. С.208-253.
    Рекомендации по ГИА и ЕГЭ по русскому языку [электронный ресурс].- Режим доступа:http:// www.iro-rt.ru/node/541.
    Работа опубликована:
    Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему // Международной научно-исследовательский журнал – Екатеринбург: Литера, 2012. №7 (7), ч.2 – С. 42-45.

  2. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  3. Содержание экзаменационной работы по русскому
    языку для государственной итоговой аттестации в
    новой форме направлено на выявление важных
    коммуникативных умений:
    – извлекать информацию из текста, адекватно
    понимать и интерпретировать её в соответствии с
    темой, заданным типом речи;
    – уметь создавать письменное высказывание по
    заданным параметрам, аргументировать свою точку
    зрения, используя прочитанное.
    Третья часть экзаменационной работы по
    русскому языку в 9 классе содержит два
    альтернативных творческих задания (С 2.1 и С 2.2).
    Выбирая задание С 2.1 – написание
    сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,
    выпускники должны продемонстрировать
    теоретические знания по какому-либо разделу
    лингвистики, показать умение создавать
    собственное высказывание с привлечением текста,
    раскрыть важность тех или иных знаний, речевых
    умений. Этими задачами обусловлена
    необходимость разработки системы уроков по
    обучению сочинению-рассуждению на
    лингвистическую тему.
    Так как написание сочинения-рассуждения – это,
    пожалуй, одно из самых сложных заданий, то к нему
    готовлю девятиклассников систематически,
    целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь
    к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене
    чувствовал себя уверенно и успешно справился с
    этим видом работы.
    Для себя определяю следующие цели:
    – обобщить знания по написанию
    сочинения-рассуждения;
    – развивать умение учащихся выстраивать
    логическую цепочку:
    тезис – аргументы – вывод;
    – познакомить с приёмами написания
    сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и
    отрабатывать их целенаправленно в системе
    уроков;
    – повторять и обобщать знания по пунктуации,
    формировать умения и навыки применения их на
    практике.
    Чтобы учащиеся осознанно выполняли задание С
    2.1, а результаты работы были бы очевидными для
    моих учеников и для меня, выстраиваю систему
    обучения написанию сочинения – рассуждения на
    лингвистическую тему, используя методические
    рекомендации по подготовке к государственной
    итоговой аттестации в 9-м классе (в новой форме),
    материалы приложения к газете “Первое
    сентября” (из раздела “Курсы повышения
    квалификации”), статьи из журнала “Русский язык
    в школе”.
    На первом этапе подготовки считаю необходимым
    знакомство учащихся с критериями оценки задания
    С 2.1. Хорошее знание критериев поможет постепенно
    овладеть умением самостоятельно оценивать
    уровень своей подготовки.
    Важным звеном работы является повторение и
    чёткое усвоение значения лингвистических
    терминов, понятий: лингвистика, обоснование,
    языковое явление, композиционная стройность,
    пунктуация, функции знаков препинания.

    Лингвистические темы сочинений-рассуждений
    могут быть разными. Чтобы для выпускника на
    экзамене не была неожиданной какая-нибудь из них,
    безусловно, учимся писать сочинения на те темы,
    которые были включены в экзаменационные работы
    прежних лет. Это, прежде всего, темы о роли знаков
    препинания в письменной речи.
    Учитывая большой объём знаний, необходимых для
    написания сочинения-рассуждения на
    лингвистическую тему, включаю элементы работы по
    обучению сочинению в уроки в тех классах, где
    изучаются правила постановки знаков препинания.
    Так, в 8 классе в связи с изучением темы “Тире
    между подлежащим и сказуемым” знакомлю учеников
    с разделительной функцией тире, а при изучении
    темы “Вводные предложения и вставные
    конструкции, выделяемые тире” – с выделительной
    функцией. Разрабатываю упражнения,
    способствующие формированию умений
    обосновывать постановку тире в письменной форме.
    Часто учащиеся не видят различия между тире и
    дефисом и называют их просто чёрточкой. В этом
    случае провожу различные виды словарной работы
    на повторение по темам: “Дефис в сложных
    словах”, “Дефис при приложении”, “Дефисное
    написание наречий”, а также пунктуационный
    разбор предложений с тире с целью дифференциации
    знаний по каждому знаку препинания.
    Эти виды работы наиболее эффективны для
    формирования орфографических навыков,
    пунктуационных умений и чёткого понимания
    разграничения “тире” и “дефиса”.
    Приведу пример такой работы, состоящей из трёх
    этапов:
    Самостоятельная устная работа в группе.
    Формулировка и запись обоснований постановки
    тире.
    Устное обобщение знаний (делаем вывод о
    различных функциях тире).
    Учащиеся работают по карточке №1. Одна
    группа объясняет написание слов через дефис,
    другая – правила постановки тире. Или же работа
    проводится по карточке №2 с заданием: докажите,
    что в предложениях 1,2,3,4,9,11 чёрточка – это тире, а
    в 4,5,6,7,8,10,12,13 предложениях чёрточка является
    дефисом.
    Эта исследовательская работа направлена на
    развитие аналитических способностей учащихся и
    овладение ими системного подхода к изучению
    материала.
    В 9-ом классе провожу повторение правил
    постановки тире в простых предложениях и простых
    осложнённых предложениях и, используя метод
    опережающего обучения, объясняю правила
    постановки тире во всех видах сложных
    предложений. Таким образом, у учащихся
    формируется целостное восприятие материала. В
    процессе этой работы совместно заполняется
    подготовленная мной таблица “Определение роли
    тире в тексте”, которой школьники пользуются при
    написании тренировочных сочинений-рассуждений
    на темы: “Роль тире”, “Зачем нужно тире?”.
    Работа организовывается по карточкам №3 и 4.
    Такой подход к подаче материала позволяет
    ученикам применять полученные знания для
    решения двуединой задачи – написания грамотного
    текста и анализа текста. То есть ученик не только
    знает правило, но умеет применить и объяснить его
    употребление в письменной речи.
    Таким образом, любое языковое явление,
    изучаемое на уроке, при реализации
    коммуникативного подхода в обучении русскому
    языку должно быть рассмотрено с точки зрения его
    практической необходимости, его выхода на
    реальную речевую практику. Только тогда языковая
    тренировка приобретает практически значимый
    смысл.
    После комплексного изучения материала
    приступаю к обучению написания сочинения-
    рассуждения о роли знаков препинания, в
    частности, на тему: “Роль тире”.
    Для расширения кругозора учащихся по теме
    “Роль тире” делаю короткое сообщение о судьбе
    тире в русской пунктуации, привожу высказывания
    знаменитых людей о знаках препинания.
    “Знаки ставятся по силе разума”, – писал
    Ломоносов, основоположник русской грамматики.
    Знаки препинания это как нотные знаки, они
    твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться
    (К.Г. Паустовский). Многоточие – это следы на
    цыпочках ушедших слов (В.В. Набоков).
    Знаки препинания служат нотами при чтении (А.П.
    Чехов).
    Этот фактический материал ученики используют
    при написании сочинения.
    В 9-м классе учащиеся чётко представляют
    структуру сочинения-рассуждения: Тезис –
    Доказательства – Вывод

    Опираясь на структурную форму рассуждения, даю
    план работы над сочинением:
    Назвать проблему, которой посвящается текст,
    обосновать её актуальность.
    Сформулировать тезис.
    Подобрать аргументы, иллюстрирующие две разные
    функции языкового явления.
    Написать вывод-заключение.
    Этапы работы над сочинением отрабатываю
    постепенно.
    “С чего начать? О чём писать во вступлении?”.
    Ответить на этот вопрос затрудняются многие
    ученики, поэтому даю им под запись цели
    вступления, комментируя каждую. Понимание этих
    целей облегчает решение задачи. Используя
    полученные знания, рекомендации задания С 2.1,
    план работы над сочинением-рассуждением (п.1, 2),
    ребята написали такие вступления:

    Нужно ли тире на письме? Конечно же, нужно.
    Антон заявляет, что на письме без знаков
    препинания обойтись невозможно. Он прав”.
    “Нужны ли знаки препинания? Для чего мы учимся
    правильно расставлять их? Они позволяют
    правильно понять письменное сообщение, поэтому
    выполняют важную функцию в речи”.

    По требованию третьего критерия оценивания
    задания С 2.1 сочинение должно обладать “речевой
    связностью”. Следовательно, учащимся необходимо
    дать языковые средства связи частей текста и
    показать способы применения их на практике.
    Как же перейти от вступления, в котором
    сформулирован тезис, к аргументам?
    Записываем в тетрадь языковые средства связи
    частей текста.

    Средства связи тезиса и доказательств:

    глаголы 1 лица мн.ч. (докажем, найдём, подтвердим,
    приведём, определим);
    союзы и союзные слова (так как, так что, потому
    что, поэтому, если, чтобы, для того чтобы и другие);
    вводные слова (например, следовательно);
    синтаксические конструкции (это
    подтверждается тем, это объясняется тем, это
    обусловлено тем, из этого следует, это позволяет
    предположить);
    сложноподчинённые предложения:
    Я разделяю точку зрения Антона, потому что…
    уместно использовать вопрос и ответ на него:
    Разве можно не согласиться с Ильёй? Конечно,
    нет.

    Средства связи доказательств и вывода:

    вводные слова (итак, таким образом);
    синтаксические конструкции (в заключение
    сделаем вывод, в итоге пришли к выводу).

    Задание: Дан тезис: “В письменной речи тире
    выполняет различные функции, поэтому без тире
    обойтись невозможно”. Напишите доказательства
    этого тезиса, следуя первому и второму критерию
    оценивания сочинения – рассуждения на
    лингвистическую тему. Используйте материалы
    таблицы “Определение роли тире в тексте”,
    записи по теме “Языковые средства связи частей
    текста”.
    Учащиеся самостоятельно выполняют задание на
    черновике, затем зачитывают вслух свои варианты.
    Проводим анализ ответов, исправляем, дополняем
    их.
    Варианты ответов такие:
    Докажем это на примере постановки тире в
    33-ем предложении текста. Тире ставится вместо
    пропущенного глагола-связки между подлежащим и
    сказуемым и выполняет разделительную функцию”.

    Подтверждением этому является постановка
    тире в предложениях 7-10, 14-24. Тире необходимо,
    чтобы отделить реплики тех героев рассказа,
    которые участвуют в диалоге”.

    Весь материал в виде таблиц, схем, конспектов,
    записей в тетрадях для сочинений находится в
    идивидуальной папке ученика. Тетради для
    сочинений хранятся в этих же папках. В каждую
    тетрадь после проверки сочинения вклеивается
    таблица критериев оценивания С2.1 с подробным
    анализом ошибок, промежуточными и итоговым
    баллами. Преимущество этого метода в его
    наглядности и объективной оценке работы ученика.
    Планируя отдельные уроки по обучению
    сочинению-рассуждению, стремлюсь к тому, чтобы
    они были связаны с другими уроками, стараюсь
    найти способы формирования у учащихся навыков и
    умений правильного использования языковых
    средств в устной и письменной речи. Вся работа
    ведётся индивидуально, с учётом реальных учебных
    возможностей учеников.
    Такая система работы помогает мне решать
    основную задачу современной методики обучения
    русскому языку – формирование трёх видов
    компетенции учащихся: языковой, лингвистической
    и коммуникативной.
    Приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *