Островский гроза сочинение рассуждение на тему образ катерины

14 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Катеринка Мармарис

    Что вы, помилуйте!
    Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
    Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
    Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
    Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
    Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

    Отношения с Борисом

    В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
    Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

  2. Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
    Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
    благосостояния.
    Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
    Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
    «Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
    Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
    «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
    Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  3. «Гроза» Островского была написана после экспедиции по Волге с целью изучения жизни населения. В пьесе мы знакомимся с жизнью обитателей города Калинова. Все действующие лица делятся на два лагеря: угнетателей и угнетенных.
    Уже в первых картинах сталкиваются два противоположных мнения: Кулигин – сторонник просвещения, прогресса. Он осуждает городской уклад. И Феклуша, которая наоборот одобряет его, яро защищает суеверия, невежество и религиозное ханжество.
    Катерина сильно отличается своим характером от других персонажей. Выросшая в любви и ласке она не может лгать и лицемерить, поэтому не способна жить так, как живут Дикой и Кабаниха. Обладая тонкой, поэтической натурой эта героиня хорошо чувствует красоту. Очень любит цветы, с удовольствием ухаживает за ними.
    Все ее сны наполнены видениями из сказок, в которых она летает, будто птица. «Мне иногда кажется, что я птица» – говорит она Варваре. Здесь автор очень тонко видит мотив неволи, клетки.
    Несколько раз заговаривает Катерина о своем желании летать. Этими повторами Островский показывает стремление героини к свободе, независимости. Ее очень рано выдали замуж, она как-то старается уживаться со свекровью, любить своего мужа. К сожалению, ее чувства не нужны абсолютно никому.
    Честная, чистая, нежная Катерина в такой обстановке просто «завяла». Ей некуда деться, не за кого ухватиться. Тихон не способен хоть как-то поддержать ее. Душу молодой женщины переполняет нежность, но она не находит своего выхода. Героиня мечтает о детях, которых нет. Какой заботливой, любящей матерью и женой она могла бы стать!
    Катерина очень набожна. Живя в доме родителей, она часто посещала церковь. Но как же сильно отличается по-детски чистая набожность Катерины от веры Кабанихи! Религия Кабанихи была для нее лишь силой, с помощью которой можно подавлять волю людей.
    Катерина пыталась вырваться из «темного царства», так как по своей сути она свободолюбивый человек с чувством собственного достоинства. На первый взгляд жизнь в городе Калинов была такой же, как и в доме родителей, но «здесь все делается как будто из-под неволи». Неволя была просто несовместима с гордой душой Катерины.
    Сильное желание молодой женщины изменить судьбу воплощается в любви к Борису, который внешне – манерами, одеждой, речью – не похож на жителей города. Катерина влюбилась в него и не смогла скрыть это чувство, так как стремилась к жизни безо лжи. Она понимала, что так жить больше нельзя.
    Ее самовольный уход из жизни, несмотря ни на что, – сильный поступок. На другую форму протеста она просто не способна. Перед ней был выбор: либо всю жизнь лицемерить, либо умереть, спасая свою душу. Ей неоткуда было ждать помощи, потому что даже любимый человек ее предал ради капиталов дяди.
    Островский рассказал нам о судьбе человека, доведенного до полного отчаяния и от безысходности лишившего себя жизни. Но Добролюбов увидел в «Грозе» что-то ободряющее и освежающее, потому что устои «темного царства» уже пошатнулись и властители почувствовали приближающийся конец их власти.

  4. Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.
    Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.
    Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени.  Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.
    Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.
    Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки.  Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.
    Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом.  В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.
    Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.
    Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.
    Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.
    Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

    Вариант 4

    Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.
    Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.
    Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.
    И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.
    10 класс

  5. Смотрите также по произведению “Гроза”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    В чем трагедия Катерины? (по драме Островского «Гроза»)В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60
    х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.
    Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.
    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.
    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).
    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.
    Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.
    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».
    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!».
    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков
    характер у меня».
    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  6. Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
    Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость Кабанихи.
    Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.
    Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
    Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.

  7. Пьесы А. Н. Островского — это отражения жестокой правды жизни, реалий, бытовавших в русском обществе конца XIX века. Драма «Гроза» занимает среди них особое место, она, по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского». В ней Островский бичует самодурство и деспотизм купеческого сословия, бывшего опорой государственности того времени. А образ Катерины по праву считается лучшим женским образом в творчестве Островского.
    Главная героиня драмы — Катерина, поэтическая, мечтательная, нежная женщина, живущая в доме деспотичной Кабанихи. Катерина замужем за сыном Кабанихи, Борисом. Она — птица, живущая в клетке. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества.
    Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
    «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Эти слова говорят о Катерине как о женщине, которой тесны рамки обыденного, ей нужно больше, чем размеренный мещанский быт, но выйдя замуж, Катерина попадает в «темное царство», где царят ложь и притворство. Ей невыносимо жить в условиях, когда ей приходится выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Возвышенные помыслы Катерины сталкиваются с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни.
    Традиции домостроя, которым Катерина отчасти готова следовать (стерпится — слюбится), принимают в доме Кабанихи уродливую форму: Катерина ищет черты, за которые могла бы полюбить мужа, пытается проявлять уважение к свекрови, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Катерина одинока, но как женщина «русского сильного характера», терпеливо несет свое бремя, не находя защиты ни у своего мужа, ни, как окажется позже, у своего возлюбленного Бориса Григорьевича.
    Любовь к Борису окрыляет Катерину, ее любовь искренна и глубока. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Сильная и решительная женщина, она ждет того же от Бориса, но он слишком слаб, чтобы помочь Катерине. Как и Тихон, Борис не может бороться за свое счастье, он словно парализован старыми порядками, подавлен «Кабанихами» и не способен отстоять свои права, любовь.
    Когда Катерина понимает, что от Бориса не дождаться решительных действий, она сама принимает решение. Она не может мириться с окружающей действительностью: когда она понимает, что путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых уже невмоготу, Катерина решается на самоубийство. Этот шаг она делает намеренно и обдуманно, вопреки нормам христианской морали и ее собственным представлениям. Это ее протест, вызов самодурству, темным силам, царству домостроя. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорила Катерина, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…». Смелая и волевая женщина привела свои слова в дело и в «темном царстве» блеснул «светлый луч». «Вы ее погубили! Вы! Вы!» — говорит своей матери Тихон, в котором Катерина сумела пробудить чувства любви, сострадания и правдивости, и его слова становятся отблеском этого луча.

  8. Мне умереть не
    страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я
    здесь – вот что страшно.
    А.Н. Островский. Гроза.
    Образ Катерины Кабановой – главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза» – до сих пор вызывает множество споров и противоречивых мнений. Кто-то считает эту женщину «решительной натурой» «лучом света в темном царстве» (Н.А. Добролюбов), кто-то, напротив, слабой женщиной, не сумевшей защитить себя, отстоять свою позицию, выбравшей самоубийство вместо борьбы.
    Так кем же на самом деле являлась Катерина – «решительным русским характером» или слабовольной женщиной? На мой взгляд, дать однозначный ответ на этот вопрос довольно трудно.
    Живя в семье мужа, Катерина Кабанова была несчастна. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона, наладить с ним жизнь, но ей это не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться – Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город. Ей удавалось «укрощать» даже самого Дикого.
    Марфа Игнатьевна в пьесе выступает как поборница старых патриархальных нравов. Она считает, что именно они являются единственно правильными и должными. Причем для этой героини очень важно все показное и напускное – что подумают люди, что скажут соседи, как ее семья будет выглядеть в глазах общества. Поэтому Кабаниха так настаивает на том, чтобы на людях выполнялись все «ритуалы». Она заставляет Катерину «выть», провожая мужа в поездку, заставляет Тихона бить жену, наказывая ее за провинность и т.д.
    Все это лицемерно-бессмысленое поведение противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о семье, о счастливой жизни. Ведь главная героиня тоже воспитывалась в патриархальном духе, но для нее важнее внутреннее, то, что есть на самом деле, а не то, что кажется.
    Устами Катерины автор рассказывает нам о детстве этой женщины, чтобы мы лучше поняли истоки и основу ее характера. Купеческая дочь, Катерина воспитывалась в обстановке семейного лада, тепла, взаимной любви. Большую роль в ее воспитании сыграла религия: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Девушка говорит, что в ее доме всегда было много богомолок и странников, которым ее семья давала приют.
    Весь этот рассказ Катерины овеян светлыми тонами и красками. Они как нельзя лучше характеризуют натуру девушки – светлую, искреннюю, любящую, свободную. Очень многое говорят о Катерине и ее сны: «А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    Выходя замуж, героиня мечтала о крепкой любящей семье, детях, долгой и счастливой жизни. Но ее мечтам не суждено было сбыться. В реальности Тихон, боясь Кабаниху, не имеет сил заступиться за свою жену. Он покорно смотрит, как Марфа Игнатьевна обижает и оскорбляет Катерину, заставляет ее делать то, что претит женщине.
    Мечты героини оказываются разбиты. Она не находит для себя никакой отдушины. Мне кажется, Катерина понимает, что в таких условиях она, рано или поздно, все равно погибнет. Ее душа начинает протестовать. Недаром женщина говорит Варваре: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».
    Именно поэтому, следуя неосознанному желанию счастья, Катерина решается на роман с Борисом Григорьевичем. Идя к нему на свидание, она уже знает, что скоро умрет, потому что не сможет жить с тяжестью измены. Но героиня все же решается на нее. И то время, что Катерина проводит с Борисом Григорьевичем, становится для нее настоящим праздником, той отдушиной, мечтой, о которой героиня так грезила.
    Но даже окунувшись в любовь, она никогда не забывала о том, что совершила тяжелый грех. И когда из поездки вернулся Тихон, ощущение вины у Катерины только усилилось. И вот, во время грозы, не выдержав, женщина признается в измене «перед всем честным народом»: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    После такого признания жизнь героини превратилась в ад. Конечно, в первую очередь, из-за ее душевных мук. Но еще и потому, что Кабаниха никогда не простит своей невестке такого публичного позора. Гибель Катерины, на мой взгляд, предрешена. Вопрос в том, как скоро она случится.
    Была очень маленькая надежда, что Борис увезет свою «любовь» с собой, но этот человек выбрал деньги. Из-за страха потерять наследство племянник Дикого бросает Катерину на верную погибель.
    Что оставалось героине в таком случае? Жить под вечным арестом, в вечных душевных муках и презрении всех окружающих? Катерина знала, что не выдержит этого. Именно поэтому, как мне кажется, она решилась на самоубийство. Был ли это протест? Не думаю. Был ли это решительный шаг? Да, но он был сделан в отчаянье, от безысходности. Была ли это слабость? Возможно. Но кто вправе судить несчастную Катерину Кабанову?
    Таким образом, поступок героини «Грозы» противоречив и неоднозначен. Но в любом случае, он характеризует Катерину как светлую натуру, к сожалению, не нашедшую своего места в «темном царстве».

  9. Мне умереть не
    страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я
    здесь — вот что страшно.
    А. Н. Островский. Гроза.
    Образ Катерины Кабановой — главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» — до сих пор вызывает множество споров и противоречивых мнений. Кто-то считает эту женщину «решительной натурой» «лучом света в темном царстве» (Н.А. Добролюбов), кто-то, напротив, слабой женщиной, не сумевшей защитить себя, отстоять свою позицию, выбравшей самоубийство вместо борьбы.
    Так кем же на самом деле являлась Катерина — «решительным русским характером» или слабовольной женщиной? На мой взгляд, дать однозначный ответ на этот вопрос довольно трудно.
    Живя в семье мужа, Катерина Кабанова была несчастна. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона, наладить с ним жизнь, но ей это не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери — Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться — Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город. Ей удавалось «укрощать» даже самого Дикого.
    Марфа Игнатьевна в пьесе выступает как поборница старых патриархальных нравов. Она считает, что именно они являются единственно правильными и должными. Причем для этой героини очень важно все показное и напускное — что подумают люди, что скажут соседи, как ее семья будет выглядеть в глазах общества. Поэтому Кабаниха так настаивает на том, чтобы на людях выполнялись все «ритуалы». Она заставляет Катерину «выть», провожая мужа в поездку, заставляет Тихона бить жену, наказывая ее за провинность и т. д.
    Все это лицемерно-бессмысленое поведение противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о семье, о счастливой жизни. Ведь главная героиня тоже воспитывалась в патриархальном духе, но для нее важнее внутреннее, то, что есть на самом деле, а не то, что кажется.
    Устами Катерины автор рассказывает нам о детстве этой женщины, чтобы мы лучше поняли истоки и основу ее характера. Купеческая дочь, Катерина воспитывалась в обстановке семейного лада, тепла, взаимной любви. Большую роль в ее воспитании сыграла религия: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Девушка говорит, что в ее доме всегда было много богомолок и странников, которым ее семья давала приют.
    Весь этот рассказ Катерины овеян светлыми тонами и красками. Они как нельзя лучше характеризуют натуру девушки — светлую, искреннюю, любящую, свободную. Очень многое говорят о Катерине и ее сны: «А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    Выходя замуж, героиня мечтала о крепкой любящей семье, детях, долгой и счастливой жизни. Но ее мечтам не суждено было сбыться. В реальности Тихон, боясь Кабаниху, не имеет сил заступиться за свою жену. Он покорно смотрит, как Марфа Игнатьевна обижает и оскорбляет Катерину, заставляет ее делать то, что претит женщине.
    Мечты героини оказываются разбиты. Она не находит для себя никакой отдушины. Мне кажется, Катерина понимает, что в таких условиях она, рано или поздно, все равно погибнет. Ее душа начинает протестовать. Недаром женщина говорит Варваре: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».
    Именно поэтому, следуя неосознанному желанию счастья, Катерина решается на роман с Борисом Григорьевичем. Идя к нему на свидание, она уже знает, что скоро умрет, потому что не сможет жить с тяжестью измены. Но героиня все же решается на нее. И то время, что Катерина проводит с Борисом Григорьевичем, становится для нее настоящим праздником, той отдушиной, мечтой, о которой героиня так грезила.
    Но даже окунувшись в любовь, она никогда не забывала о том, что совершила тяжелый грех. И когда из поездки вернулся Тихон, ощущение вины у Катерины только усилилось. И вот, во время грозы, не выдержав, женщина признается в измене «перед всем честным народом»: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    После такого признания жизнь героини превратилась в ад. Конечно, в первую очередь, из-за ее душевных мук. Но еще и потому, что Кабаниха никогда не простит своей невестке такого публичного позора. Гибель Катерины, на мой взгляд, предрешена. Вопрос в том, как скоро она случится.
    Была очень маленькая надежда, что Борис увезет свою «любовь» с собой, но этот человек выбрал деньги. Из-за страха потерять наследство племянник Дикого бросает Катерину на верную погибель.
    Что оставалось героине в таком случае? Жить под вечным арестом, в вечных душевных муках и презрении всех окружающих? Катерина знала, что не выдержит этого. Именно поэтому, как мне кажется, она решилась на самоубийство. Был ли это протест? Не думаю. Был ли это решительный шаг? Да, но он был сделан в отчаянье, от безысходности. Была ли это слабость? Возможно. Но кто вправе судить несчастную Катерину Кабанову?
    Таким образом, поступок героини «Грозы» противоречив и неоднозначен. Но в любом случае, он характеризует Катерину как светлую натуру, к сожалению, не нашедшую своего места в «темном царстве».

  10. Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году, накануне отмены крепостного права. В ней писатель изображает «темное царство» самодаржавно-крепостнического деспотизма. Необузданный произвол и насилие царят в изображенном Островским городе Калинове, олицетворяющем всю Россию, Дикие и Кабановы – воинственные защитники отсталости, мракобесия, убежденные сторонники заветов старины, стараются не допустить, остановить шествие всего нового и прогрессивного. Выдающееся значение «Грозы» состоит в том, что Островский, обличая жестоких героев «темного царства», показал появление стихийного протеста их жертв. С наибольшей силой этот протест выражает Катерина. До замужества Катерина жила как «птичка на воле». Она любила цветы, любила слушать рассказы странниц, вышивала золотом по бархату, молилась. Катерина – цельный, простой, волевой, решительный и свободолюбивый характер русской женщины. Всем существом ненавидя окружающий ее быт, задыхаясь в нем, Катерина страстно стремится к воле, к свету, к любви, которой до сих пор не знала. Катерина не может обманывать. Она говорит Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то не могу». Но жизнь без обмана в доме Кабанихи невозможна, и Варвара объясняет это Катерине: «У нас ведь дом на обмане держится, а без этого нельзя». Она говорит: «Я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». И Катерина, охваченная чувством, нарушает клятву, данную мужу, и идет на встречу с Борисом. Катерина- правдивый и честный человек. Ее угнетало украденное счастье, тревожило то, что на¬рушила клятву верности, данную Тихону. Она не смогла сохранить в тайне свой поступок. Катерина верила в бога, но ее религиозность была сродни вере в волшебные сказки. Катерина обращает внимание на предрассудки, которые заставляют воспринимать светлое чувство любви как смертный грех. Она мечется, тоскует, пытается погасить в себе радость любви, озарившую ее жизнь. Когда началась гроза, Катерине показалось, что наступает решительная расплата за ее грех. Это убеждение еще больше увеличили странная барыня со своими проклятиями и древняя картина на стене, изображающая ад, где мучились грешники. Катерина не смогла сдержать себя – и в состоянии помрачения, в полубреду, она всенародно кается в своем грехе. Кабаниха рада этому. Наконец-то у нее есть новая жертва, чтобы до конца дней своих точить ее. С победным видом она говорит: «Что, сынок, куда воля-то ведет. Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Катерина ушла из дому на берег Волги. Там, встретившись с Борисом, она рассказывает, как с ней стали обращаться Кабановы. Она говорит: «Мучают меня, запирают. Кабаниха говорит мужу: «Не верь ей, она хитрая!», все ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове тобой попрекают». Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой, он отказывается. Если бы он захотел взять ее с собой, то она с радостью пошла бы за любимым человеком. Катерина понимает, что, если она вернется домой, Кабаниха будет мучить ее всю жизнь. И она решает, что лучше умереть, чем терпеть издевательства Кабанихи. С этими мыслями она и покидает этот мир, бросившись в Волгу… В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под домашней пыткой. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Своей смертью она бросает вызов крепостническому строю. Смерть Катерины – это не поражение, не трусость, это проявление ее характера, ненависти к «темному царству», стремление к воле, осознание своих человеческих прав. Образ Катерины является одним из самых лучших образов русской женщины в литературе XX века.

  11. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

    Наверное, ни одному русскому писателю не уда­лось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые дере­венские бабы. Но всех их объединяют черты, из кото­рых складывается цельный, обобщенный образ рус­ской женщины. Что же характерно для нее?
    Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, независимым характером, умом и волей. Но наряду с этим каждая из них наделена прекрасной, чистой, чуткой, ранимой душой, способной на искренние чувства. Всем им довелось испытать лю­бовь, и они отдавали ей себя целиком, без оглядки на любые препоны — общественное мнение, социальные законы, любили всем сердцем, жертвуя ради дорогого человека собой. Может быть, именно поэтому для со­бирательного образа русской женщины характерна и еще одна черта — трагичность.
    Особенно ярко это проявилось в литературе девят­надцатого века. Почему же именно в этот период писа­тели так часто обращались к описанию женской души и ее трагедии?
    Сильной, и в то же время не чуждой слабостей, де­ятельной и уже несогласной довольствоваться только ролью жены, женщине трудно было найти свое место в обществе, где процветали лицемерие, ханжество, где считались грехом чувства и добродетелью — их скры­вать. Она была слишком искренней, слишком любя­щей, и в порыве чувств вырывалась за рамки условно­стей. Однако тем самым вступала в противоречие и с законами общества, и зачастую со своими собствен­ными представлениями о нравственности. Именно это и служило причиной трагедии.
    Девятнадцатый век подарил нам и Анну Каренину, и Татьяну Ларину, и, конечно же, Катерину Кабано­ву — героиню драмы А. Н. Островского «Гроза».
    Какая же она — русская женщина Катерина?
    Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она нахо­дится перед выбором — хранить ли верность нелюби­мому мужу или подчиниться зову сердца. И Катерине кажется, что она уже сделала выбор — пожертвовать своим счастьем ради спокойствия Тихона. Но почему же ей тогда так тревожно, так страшно? И что привело ее к необходимости такого выбора?
    Юность Катерины была счастливой и спокойной, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на во­ле». Ее не заставляли ни работать, ни молиться — и то, и другое было ей в радость. Семья ее была набож­ной, всегда «полон дом странниц и богомолок», и их рассказы тоже радовали девушку. В Бога она верила чисто и искренне, нравилось ей бывать в церкви: «Точ­но, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». И, как многим счастливым и добрым людям, ей часто снились прекрасные цветные сны.
    Как же получилось, что такая девушка попала в семью Кабановых? Возможно, причиной стали деньги или воля родителей — так или иначе, Катерина не любила и не любит Тихона. Варвара сочувствует ей: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось». В то время Катерина вообще никого не любила, «смеялась только». И смех обер­нулся для нее несчастливым замужеством. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре, единствен­ному своему другу в семье Кабановых. Вроде и горят по ночам лампадки в чужом доме, как и в родном, и богомолки-странницы рассказывают, что видели в дальних краях, а радости нет. Купчиха Кабанова, свекровь, напрасно обижает Катерину; впрочем, так же строга она и с собственными детьми — Тихоном и Варварой. Это известно всем в городке, за спиной у старухи судачат: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын и дочь Кабановой давно привыкли и к манере матери непрерывно на­ставлять и поучать их, и к незаслуженным обидам, и к отжившим, но все еще уважаемым правилам до­мостроя, которых она придерживается сама и застав­ляет следовать им других. Они не спорят с ней в от­крытую, но Варвара научилась обманывать мать и жить так, как ей хочется; Тихон, внешне почти­тельный, тяготится ее наставлениями, но не решает­ся противоречить. И у того, и у другой выработался своеобразный иммунитет. Катерина же его лишена, и ей трудно сносить обиды: «Напраслину терпеть ко­му ж приятно!» К тому же в том, что она любит му­жа, ей не удается убедить ни себя, ни других, ей «жалко его очень». «Коли жалко, так не любишь, — говорит ей Варвара то, в чем сама Катерина не реша­ется себе признаться. — Да и не за что, надо правду сказать».

  12. Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения — конфликт героини с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, благодаря мастерству драматурга Островского.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Жила она в деревне. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Вставала она рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
    Итак, Катерина росла счастливой, романтичной, но довольно ограниченной девушкой. Должного образования она не получила. Ее основные черты – набожность и избыток любви. Она любила все и всех вокруг: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. И самое главное в образе Катерины – ее мечтательность, ее обособленность от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй натурой, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то становилась непокорной и упрямой и защищала себя от того постороннего, чужого, что могло потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
    После замужества жизнь Катерины изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и при-земленности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно, за кого выходить замуж. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Ей остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но. жить ей становится все труднее, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где царят унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он покидает Катерину, уезжая на время, чтобы нагуляться вволю, молодая женщина становится совсем одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ хвастливо свои качества «настоящего мужчины», как Паратов из «Бесприданницы», и даже не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, она не давала Катерине окончательно зачахнуть, поддерживала ее. Она решилась на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость и заявившим о своих элементарных правах. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему для нее более невозможно. Она принесла чистоту своей совести в жертву духовной свободе и Борису.
    Идя на этот шаг, Катерина уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина помутнения ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Она страшилась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина.
    Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катерина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации
    Катерина считает смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою Душу.
    Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере героини все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что она составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто еще, кроме русского человека, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь самим собой, внутренне свободным, а не рабом.

  13. В пьесе «Гроза» Островский создает совершенно новый для его творчества женский тип, простой, глубокий характер. Это уже не «бедная невеста», не безразлично-добрая, кроткая барышня, не «безнравственность по глупости». Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского гармоничностью своей личности, силой духа, своим мироощущением.
    Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные» — вот что составляет воспоминания Катерины. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны…». Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте.
    Катерина религиозна, но вера ее обусловлена в значительной мере ее поэтическим миросозерцанием. Религия тесно сплетается в душе ее со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями3. Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» — говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой.
    Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток. Обряд этот проводился в самом начале весны и символизировал «освобождение стихийных гениев и душ из той неволи, в какой они томились, заключенные злыми демонами зимы». В основе этого обряда — вера славян в способность перевоплощения человеческой души.
    Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что «души, возносящиеся по этой дороге на небо, представлялись легкокрылыми птицами». Таким образом, уже в начале пьесы присутствуют мотивы, служащие знаками трагической судьбы героини.
    Проанализируем характер Катерины. Это натура сильная, обладающая чувством собственного достоинства. Ей невыносимо в доме Кабанихи, где «все как будто из-под неволи», невыносимы бесконечные попреки свекрови, глупость и слабохарактерность мужа. В доме Марфы Игнатьевны все построено на лжи, обмане, покорности. Прикрываясь религиозными заповедями, она требует полного подчинения от своих домашних, соблюдения ими всех домостроевских норм. Под предлогом моральных проповедей Кабаниха методично и последовательно унижает домочадцев. Но если дети Марфы Игнатьевны по-своему «приспособились» к обстановке в доме, найдя выход в молчании и лжи, то не такова Катерина.
    «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Не хочет Катерина терпеть и необоснованные оскорбления свекрови. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» — говорит она Марфе Игнатьевне. Когда Тихон уезжает, Кабаниха замечает, что «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить».
    Возможно, что постоянные нападки Кабановой на невестку связаны еще и с тем, что подсознательно она чувствует в Катерине значительный, сильный характер, способный противостоять свекрови. И в этом Марфа Игнатьевна не ошибается: Катерина будет терпеть лишь до определенного момента. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» — признается она Варваре.
    Варваре же она рассказывает о характерном событии из своего детства: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» В этом рассказе угадываются мотивы славянской языческой культуры. Как замечает Ю.В. Лебедев, «этот поступок Катерины согласуется с народной мечтой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах». В композиционном плане рассказ Катерины предваряет финал пьесы. Волга для героини — символ воли, простора, свободного выбора.
    Тоска по воле сливается в душе Катерины с жаждой настоящей любви. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви, да Тихон и не понимает ее, не чувствует состояния жены. Уважать мужа она тоже не может: Тихон слабоволен, не особенно умен, духовные запросы его ограничиваются выпивкой да желанием «погулять» на воле. Любовь же Катерины — чувство избирательное. Она любит Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, он так не похож на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется в душе героини с иной, «некалиновской» жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.
    И Катерина тайно встречается с ним, пока муж ее находится в отъезде. А затем она начинает мучиться сознанием совершенного греха. Здесь в «Грозе» возникает внутренний конфликт, позволяющий критикам говорить о трагедийности пьесы: действия Катерины не только представляются ей греховными с точки зрения православной религии, но и расходятся с ее собственными представлениями о морали, о добре и зле.
    Трагедийность пьесе придает и мотив неизбежности страданий героини, возникающий в контексте ее характера и мироощущения. С другой стороны, страдания Катерины представляются читателям незаслуженными: в поступках своих она реализует всего лишь естественные потребности человеческой личности — желание любви, уважения, право избирательности чувств. Поэтому героиня Островского вызывает в читателях и зрителях чувство сострадания.
    Сохранено здесь и понятие «двойственности трагического поступка» (ужас и удовольствие). С одной стороны, любовь Катерины представляется ей грехом, чем-то страшным и ужасным, с другой стороны — это для нее возможность ощущения счастья, радости, полноты жизни.
    Мучаясь сознанием собственной вины, героиня публично признается в содеянном мужу и свекрови. Катерина кается во всем на городской площади, во время грозы. Ей кажется, что гром — это кара Божья. Гроза в пьесе — это символ очищения героини, катарсиса, который также является необходимым элементом трагедии.
    Однако внутренний конфликт здесь не может разрешиться признанием Катерины. Она не получает прощения семьи, ка-линовцев, не избавляется от чувства вины. Напротив, презрение и попреки окружающих поддерживают в ней это чувство вины — она находит их справедливыми. Однако если бы окружающие простили, пожалели ее — чувство жгучего стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее. В этом и состоит неразрешимость внутреннего конфликта Катерины. Будучи не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, она решается на самоубийство, бросается в Волгу.
    Самоубийство, с точки зрения православной религии — страшный грех, но ключевые понятия христианства — это любовь и всепрощение. И именно об этом думает Катерина перед смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»
    Безусловно, в поступке этом отразились и внешние обстоятельства — Борис оказался робким, заурядным человеком, он не способен спасти Катерину, дать ей желаемое счастье, в сущности, он не достоин ее любви. Образ непохожего на местных обывателей Бориса Григорьевича в сознании Катерины — не что иное, как иллюзия. И Катерина, думается, чувствует это во время своей последней встречи с ним. И тем сильнее становится для нее осознание собственной неправоты, горечь и разочарование в самой любви.
    Именно эти чувства усиливают трагическое мироощущение героини. Безусловно, сказывается здесь и впечатлительность, экзальтированность Катерины, и ее нежелание мириться далее с жестокостью окружающего мира, с самодурством свекрови, и невозможность далее следовать калиновской морали — жить без любви. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Пятый акт „Грозы” составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе», — писал Добролюбов.

  14. Русская литература XIX века представила нам галерею удивительных женских образов. Мы хорошо помним пушкинскую Татьяну Ларину — скромную, кроткую и в то же время очень глубокую натуру. Лермонтовская княжна Мери мила своей почти детской непосредственностью, а Вера поражает способностью к самоотверженной и бескорыстной любви. Когда же мы встречаемся в романе И.А. Гончарова с Ольгой Ильинской, то видим в ней нарождающийся тип русской женщины, верящей в свои силы и стремящейся перевоспитать и защитить слабого, но искреннего и доброго мужчину. Полна глубины страдания от несоответствия внутреннего мира внешним условиям Лариса Огудалова в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Но образ Катерины из драмы «Гроза» все-таки стоит особняком во всей русской литературе.
    Будучи выходцем из купеческой среды, хорошо зная быт и нравы Замоскворечья, Островский показывает совершенно новую для нас героиню. Новизна этого образа состоит в том, что Катерина единственная из всех перечисленных женских типов не является дворянкой, не обременена грузом образования и светского воспитания. Она представительница купеческого сословия и несет в себе все характерные социальные признаки взрастившего ее мира. Это природная натура, данная автором во всей своей чистоте и непорочности.
    Катерина — девушка, которая жила и воспитывалась свободно: «словно птичка на воле». Эта вольность в желаниях и, в общем, не ограниченная никем свобода не развили в ней порочных качеств. Свойственная купечеству природная набожность, помноженная на страстность героини, не позволила ей приспосабливать религиозные принципы к окружающей обстановке. Вера Катерины безгранична, но это не значит, что девушка живет в полном согласии с собой и с Богом. Вся жизнь ее полна внутренних противоречий. Героиня едва ли не ежеминутно переходит из одной крайности в другую. Купеческая среда неоднородна, и принципы воспитания в родительском доме не согласуются с тем, как приходится жить в невестках. Катерина находится в постоянном смятении, в поиске, страдая от невозможности примирить в себе непримиримое. Сегодня она раскаивается в том, что делала вчера, а между тем сама не знает, что будет делать завтра.
    Своеобразие этой натуры состоит в том, что Катерина не принадлежит к буйным характерам, разрушающим все на своем пути. Наоборот, ее можно назвать кроткой, стремящейся к покойной любви и мирному семейному счастью. Она едва ли не идеальная жена. Героиня пытается жить в гармонии с собой и окружающими, но, выйдя замуж, попадает в своеобразную клетку, в мир, которым правит надменная, властная Кабанова.
    Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора для светлых видений, нет свободы чувствам. Когда Катерина хочет обнять мужа, старуха кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Тогда же, когда женщине хочется остаться одной и тихо, как раньше, погрустить, переживая предстоящую разлуку, свекровь упрекает: «Отчего не воешь?» Тысячи нелепых, неискренних условностей, дань обрядам тяжелой «старины» не дают воли проявлению свободных и простых человеческих чувств.
    Катерина ищет света, воздуха, хочет посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе. В доме она находится под неусыпным контролем. В душе героини поселился страх, боязнь каких-то темных сил, чего-то неведомого. Область греха расширилась до бесконечности, не давая возможности жить в согласии с собой. Теперь Катерина даже мыслей своих боится, за все ожидая кары небесной.
    Обстановка нагнетается, драматургический конфликт достигает своего апогея. Гроза собирается над городом Калиновым, гроза зреет в душе героини. А тут еще эта полоумная барыня: «Все в огне гореть будете неугасаемом, все в смоле будете кипеть неутолимой!»
    Катерина не видит ангелов «из пыльного столба». В глаза ей бросается картина «геенны огненной». Женщина не может больше жить под этим гнетом. Опереться-то ей не на кого, нет тепла и поддержки со стороны мужа — безвольного и слабого человека. А всего-то и нужно, что доброе слово, искра чувства. Так неужели это грех — быть счастливой?!
    Любовь к Борису рождается из безысходности. Этот человек из другого мира. Он ничего не требует, ни в чем не упрекает и не винит — просто по-доброму и спокойно говорит с Катериной. Но счастье нескольких свиданий оказывается недолгим. Героиня осознает степень греховности своей связи и не может жить в обмане, как Варвара. Себя не обманешь. Бога не обманешь. И женщина открывается и признается во всем, подвергая себя презрению, осуждению, ненависти со стороны калиновцев.
    Теперь ей и вовсе нет жилья в доме Кабанихи. Но разве не старалась Катерина сохранить брак, разве не просила мужа забрать ее с собой или хотя бы взять с нее страшную клятву? Все оказалось напрасным.
    Нет сил больше бороться с собой, но нет сил и одержать победу над «темным царством». Героиня одна, и гибель ее представляется неизбежной. Вернуться домой — все равно что в могилу. «Так не лучше ли и правда в могилу?» — вот к чему в конце концов приходит Катерина.
    Самоубийство — самый тяжкий грех, этого не могла не понимать отчаявшаяся женщина. Она, глубоко и искренне верующий человек, идет не просто против устоев «темного царства» — идет против Бога. И в этом трагедия образа Катерины. Смерть ее скорее освобождение, чем гибель. Покинув пошлый и гнетущий мир, героиня сохраняет свою внутреннюю свободу. Теперь Кабаниха не властна над ней.
    Поступок Катерины — вызов, брошенный всему «темному царству». В этом сила характера героини.
    Гроза разразилась. Город Калинов уже не сможет остаться прежним. Впервые повышает голос на мать Тихон, уходит Варвара, меняется Борис. Рушится власть самодуров, державшаяся на беспрекословном подчинении. Смертью своей героиня изменила мир, устои которого казались незыблемыми. Можно сказать, что Катерина и есть сама гроза — тревожная, страшная, но очищающая.
    Такого сильного и крепкого образа не было еще в русской литературе. Его явил миру удивительный, яркий и самобытный драматург А.Н. Островский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *