Отцы и дети сочинение на тему нигилизм

12 вариантов

  1. Мировоззрение главного героя – Евгения Базарова – сводится к отторжению сложившегося в стране положения. Он не верит в отмену крепостного права и в то, что оно в силах что-нибудь изменить в обществе. Аристократия и либералы не могут ничего сделать, а их убеждения давно уже себя изжили. Однако и в народе герой не видит силы. Он нигилист и отрицает семью, искусство, церковь, государственное устройство – все, на чем строится буржуазное и дворянское общество.
    Базаров готов принять только то, что приносит ощутимую пользу. Даже  внешне он стремится выделяться, хочет быть непохожим на своих «врагов», нося большие бакенбарды и балахон с кистями. На лице Базарова отражается уверенность и незаурядный ум. Молодой человек изучает естественные науки. Это вполне соответствует его материалистическим убеждениям.
    Евгений – свободомыслящий человек, автор поместил его в чуждую и даже враждебную среду, поэтому в герое проявляется грубоватость, резкость и вместе с тем ум, уверенность в себе и убежденность. Базаров не приемлет эстетического восприятия мира: искусство его не интересует, потому что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
    Молодой человек не может из-за своих взглядов найти общий язык с родителями-разночинцами. Его чувства к ним неоднозначны: он разрывается между любовью и презрением к «глупой жизни отцов».
    Для раскрытия образа Базарова в полной мере необходимо было испытание любовью. Отношения с Анной Одинцовой показывают страстность натуры Базарова: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, – страсть, сродни злобе». К сожалению, чувство героя не взаимно, что наносит ему серьезный удар.
    Мы видим духовную эволюцию Базарова. Тургенев попытался в своем произведении осмыслить мировоззрение нигилиста, основываясь на противопоставлении взглядов людей старой и новой формации.

  2. Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.
    Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
    Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
    По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.
    Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
    У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… – В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
    Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».
    Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
    Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
    Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
    Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.
    Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

  3. Нигилизм особое те?ение общественной мысли, возникшее в России середины XIX века. Отрицание традиционных ценностей было главной ?ертой целого поколения молодых людей, но в романе Тургенева нигилизм представлен, по сути, только одним ?еловеком
    Евгением Базаровым. Ситников и Кукшина лишь от
    теняют подлинность главного героя; их образы даны ав
    тором в откровенно сатири?еском клю?е. При?ем в
    системе образов романа Базаров противопоставлен не
    только своим подражателям, но и всем остальным пер
    сонажам. Это вызвано убежденностью автора в преждев
    ременности для России героя романа. Но сам Базаров
    с?итает себя представителем совершенно нового миро
    воззрения, объединившего людей, ме?тающих в корне
    изменить русскую жизнь. Герой романа постоянно под
    ?еркивает свою при?астность духу времени, поколению
    ниспровергателей. Базаров верит, ?то для его поко
    ления еще придет время действовать, а пока зада?а ни
    гилизма революция сознания, уни?тожение устарев
    ших ценностей. Но масштаб его ли?ности, незаурядность характера и сила ума создают образ, не умещаю
    щийся в рамки типи?ного представителя поколения.
    Сложное переплетение ли?ного и общего определяет
    ту глубину, неоднозна?ность тургеневского героя, кото
    рая до сих пор вызывает ожесто?енные споры.
    У идейных оппонентов Базарова есть ?ерта, объединяющая их в единый социальный образ, все они дворяне. А сын полкового вра?а с гордостью говорит о своей близости народу, и слово разно?инец, ставшее синонимом нового поколения, превращается в символ истори?еского вызова одного сословия другому. Нигилизм лишь внешняя оболо?ка социального противостояния дворян и разно?инцев; борьба идей основана на совершенно иных мотивах, ?ем споры у?еных разных школ.
    Базаров остро ?увствует разницу между собой и обитателями Марьина и Никольского. Тургеневский герой ?еловек труда, а те, у кого он гостит, баре. При ?ем для Базарова труд не только вынужденная необхо
    димость, но и основа его ли?ного достоинства. Он ощу
    щает себя ?еловеком дела, а профессия вра?а в оценке Базарова прекрасная возможность приносить конкретную пользу народу. Образ жизни и взгляды стареньких романтиков кажутся ему безнадежно устаревшими, не соответствующими духу времени. Дворяне для Базарова люди, умеющие только говорить, не способные к реальным действиям.
    Нигилизм для Базарова единственно возможный в данных условиях способ борьбы с косностью своей страны. Подход к жизни либералов, их методы изменения действительности полностью себя ис?ерпали. Обли?и-тельство ни к ?ему не приводит, на месте одного опозоренного ?иновника тут же появляется другой, ни?уть не лу?ше. Вера в принципы, в ве?ные основы ?елове?еского поведения ни?его не приносит России, либералы бессильны и перед инертностью народа, и перед эгоизмом властей. Тотальное отрицание способ изменения сознания, разрушения не оправдавших себя жизненных установок. Вместо веры разум, вместо теорий эксперимент, вместо искусства наука. Ни?его не принимать на веру, все проверять опытом, доверять только фактам и своему разуму вот кредо его нигилизма. При этом Базаров с гордостью говорит, ?то он сам себя сделал, ?то он не зависит от обстоятельств, от среды, от времени. И вот здесь и на?инаются те особенности главного героя романа, которые превращают его из типи?ного представителя поколения в ли?ность, индивидуальность.
    Давно заме?ено, ?то по силе ума и силе характера Базаров не встре?ает себе равных противников в романе. Исклю?ение Одинцова, но между Базаровым и Одинцовой лишь внешне наме?ается идейный конфликт, на самом же деле перед нами история любви. И отец Базарова, и Аркадий, и сестры Одинцовы единодушно с?итают, ?то перед ними ?еловек, которому суждено большое будущее. При?ем судьба уездного вра?а слишком мала для ли?ности такого масштаба. Да и сам Базаров постоянно ощущает себя лидером, а не рядовым у?астником событий. Жизнь родителей для него бессмысленна, она лишена самого главного борьбы с самим собой и внешними обстоятельствами. Он с?итает себя ?еловеком, способным изменить и себя, и других. Взгляды Кирсановых для Базарова неправильны, потому ?то дворянская оценка народа не дает герою возможности стать творцом истории. Базаров ?увствует в себе способности, дающие ему право претендовать на роль одного из преобразователей России. Страна стоит на пороге крупнейших перемен, а это всегда эпоха быстрого взлета талантливых людей. Честолюбие, сила воли и знания дают Базарову право на лидерство, на одно из первых мест в процессе реформ, будь то реформы сверху или реформы снизу.
    Но драматизм романа в том и состоит, ?то ум, ?естолюбие и воля Базарова остаются невостребованными эпохой. Правительство не нуждается в союзниках, оно ни с кем не желает делить власть. Интересы России для высших кругов второстепенны по сравнению с собственным благополу?ием. Эгоизм власти толкает талантливых людей из низов в оппозицию, но и здесь у них не находится опоры. Для крестьян Базаров такой же барин, как и Кирсановы или отец героя. Ни внешняя простота, ни желание помо?ь народу не могут преодолеть недоверия, вековой от?ужденности мужика от всех, кто образован, кто стоит выше на социальной лестнице. Да и сам Базаров отнюдь не преклоняется перед народом, наоборот, он именно себя с?итает тем, кто укажет массам правильный путь.
    Гибель Базарова символи?на и по-своему закономерна. Герой романа не нужен своей эпохе, он лишний в мире, где господствуют традиции, сложившиеся веками. Герой романа словно оказался посередине двух сил народа и дворянства, по?ти одинаково не понятный и ?уждый и тем и другим. Гибнет не нигилист, а ?еловек, который мог бы занять достойное место в русской истории. В этом и состоит своеобразие тургеневского романа, представившего ?итателю в одном герое и типи?ного представителя поколения, и незаурядную ли?-
    пость. Поэтомeу так нелегко оцепить героя романа, так неоднозна?но его восприятие и так долгове?на история Отцов и детей в русской литературе.

  4. Роман отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева издан в 1862. Сюжет произведения строится на борьбе двух идеологий либерально дворянской и разночинно демократической , к приверженцам которой относится Главный герой романа Евгений Базаров. Он нигилист, то есть человек отрицающий всё – государственное устройство, церковь все основы буржуазного и дворянского общества, семью.
    Не воспринимает он и искусство, ни музыку, ни поэзию, никакое либо другое. Он считает, что отмена крепостного права не сможет ничего изменить и не чувствует силы в народе. Он учится на врача и занимается естественными науками, признаёт лишь, то что потрогать, доказать опытным путём, то что может принести реальную ощутимую пользу.
    Его друг Аркадий Кирсанов пытается быть во всём на него похожим. Евгений предстаёт перед нами в чуждой почти враждебной ему среде. Он старается выделиться во всем даже в одежде, носит балахон с кистями и большие бакенбарды. Евгений конфликтует с дядей своего друга Аркадия, аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.
    В их спорах показан конфликт поколений, конфликт отцов и детей, проблема смены поколений. У них разные взгляды на будущее России и на жизнь в целом, Главный герой не боится высказывать и отстаивать своё мнение. Но у Базарова не получается найти общий язык не только с Кирсановым, но и со своими родителями.
    Его отношения к ним очень не однозначно, он любит их, но относится с презрением к их глупому, по его мнению образу жизни. Евгений свободомыслящий человек, несмотря на молодой возраст у него уже сформировано мнение на все вопросы. Полностью раскрыть его характер смогла лишь любовь. Отношения с Анной Одинцовой ясно показали что Базаров пылкая импульсивная и страстная личность, но к сожалению чувства героя оказывается не взаимны, что наносит Евгению сильнейший удар.
    Автор романа показывает духовную революцию своего героя через разного рода жизненные испытания. Эпогеем духовного развития героя, является то что перед смертью Базаров смог признать свои ошибки. А ведь на это способны только очень сильные личности, да в Базарове нигилизм дошёл до крайности до абсурда.
    Но тем не менее, именно благодаря таким революционерам, как Базаров общество может двигаться вперёд. Название романа может натолкнуть на мысль, что в произведении будет решаться извечный вопрос взаимоотношений поколений, но большее внимание автор произведения уделяет проблеме конфликта разных мировоззрений. Пытаясь, при этом осмыслить мировоззрение нового человека.

  5. План
    1. В чем суть нигилизма?
    2. Характеристика Евгения Базарова
    3. Что лучше – верность нигилизму или жизнь в ладу с собственной душой?
    Евгений Базаров – главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в основе которого лежит столкновение интересов двух поколений. Поколение «отцов» представлено братьями Кирсановыми – аристократами-дворянами. Поколение «детей» Аркадием Кирсановым, образованным молодым человеком, не вступающим в открытые споры с «отцами». И Евгением Базаровым, который четко держит позицию нигилиста. Нигилизм – это полное отрицание общепринятых ценностей, всех моральных норм, этики, гармонии.
    Евгений как раз и отрицает все, что не приносит видимой пользы. Для него не существуют искусство, природа, эстетика, вера, любовь, семья. Все принятые устои общества не имеют значения для Базарова. Он с презрением говорит об «аристократишках», не стесняясь присутствия Кирсановых. А белые воротнички Павла Петровича и его «аглицкий» отутюженный костюм являются предметом насмешки для Евгения. Вступая в серьезный спор со старшим Кирсановым, Базаров обижает его прямыми высказываниями об искусстве, о дворянстве, об образовании. Занимаясь практической деятельностью, он идет рука об руку с наукой. Это характеризует Евгения с положительной стороны. Но тут же он отрицает всякое взаимодействие человека с природой в вопросе гармонии и единства. Базаров уверен, что природа – «не храм, а человек в ней работник». И лишь такой подход к делу является единственно правильным и неоспоримым.
    Оставаясь верным своей идеологии, Базаров теряет любовь. То пылкое страстное чувство не принесло ему счастья, потому как разрушило бы все его материалистические принципы. Но поддавшись любви, Базаров оказался отвергнутым, что еще больше укрепило его в своих нигилистических убеждениях. Но самое страшное – это то, что Базаров так и не смог найти общего языка со своими родителями. Старики очень любили сына, а он всецело «посвятил» себя науке и идеологии. Возможно, Базаров мог стать одним из революционеров, декабристов – его характер подтверждает это. Но стоит ли отвергать все духовное и гармоничное, что есть в человеке? Стоит ли основываться лишь на практически полезных ценностях? Стоит ли отрицать очевидное, с чем человек бороться не в силах?

  6. Если употребить в разговоре слово нигилизм, то будет мало понятно, что же под этим словом подразумевает человек. Термин этот употреблялся с самого XII века, но по-настоящему новую жизнь получил во второй половине XIX века в России. После выхода романа «Отцы и дети» это слово подхватили и стали именовать так всех «передовых» людей того времени. Во второй половине XIX века начинают широко распространяются движения отрицающие религию, мораль, допускающие большую свободу в любви. Под одну гребенку чесали и революционеров-народников. Слово это в приличном обществе имело негативную окраску, как и все новое, непонятное.
    Для России, страны патриархальной, где преемственность — главное в жизни, нигилизм был нечто совершенно невозможное. Литература тех годов полна описаний нигилистов — лохматых, немытых, феминисток, утративших всю женственность. Такова была реакция тогдашнего общества на попытку слома всего того культурного фундамента, на котором стояла Россия. Такова была во многом и позиция Ивана Сергеевича Тургенева. Но он как истинный художник отразил это явление целостно, в русле всей тогдашней жизни. Описал он и кризис дворянства, и извечный конфликт отцов и детей. Сделал все это Иван Сергеевич с присущем ему мастерством тонкого психолога — деталями, жестами, мимикой, диалогами, выразил героев через любовь.
    В XIX веке вышли статьи о романе, отражавшие диаметрально противоположные взгляды на книгу и на само явление. Доминирует и по сей день позиция критика Д. И. Писарева. По его мнению Тургенев не решал романом никакого вопроса, скорее высказывал свое мнение об освещаемых явлениях. Преемственность важна для Ивана Сергеевича, а в 50-е годы XIX века она была под угрозой. Но при этом…
    Писарев отмечает, что роман полон реализма — автор никому не сочувствует.
    Противоположное мнение высказал в статье «Асмодей нашего времени» критик Антонович. Ему показалось, что люди в романе — это олицетворенные идеи и что Тургенев не любит и всячески уязвляет своего главного героя Базарова. Антонович же считает, что Евгений лучше, чем его представляет автор. В романе Базаров демоническая натура или же байроническая, вроде Гамлета. Верхом злорадства автора считает Антонович сцену смерти нигилиста.
    Действительно смерть Базарова — это важный момент романа. Она случайна, смерть Евгения не вытекает из сюжета. Встреча Базаровым смерти показывает нам несовершенство системы нигилистов. Евгений понимает перед смертью, что элемент его системы разрушен любовью. Он разочаровывается в нигилизме и страшится смерти. Тем самым Тургенев показал, что нигилизм невозможен в России. В его романе нигилисты теряют всякое достоинство. Нигилисты у Тургенева — это распущенные нравы, эмансипированные женщины (Кукшина, Ситников). Человека же типа Базарова понять дано лишь через 50 лет, как пишет Писарев. Критик вывел целую галерею подобных Базарову героев, исторически выводя Евгения из Рудина и Бельтова. Все они, не имея возможности подняться, вымещают бессилие в практику. Но практический взгляд на жизнь однобок. Практичность жизни становится чертой эпохи конца XIX века.
    Если мы посмотрим на наше время, то увидим, что живем в эпоху практичности и даже прагматизма. Время идей и убеждений прошло, настало время постоянного сомнения на фоне предрассудков окружающих нас. Как тут не быть нигилистом, когда на тебя льется поток информации? Ответить на этот важный вопрос современности поможет роман «Отца и дети». И на вопрос этот каждый ответит сам.

  7. Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов — люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров — один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.
    Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
    Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров — сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то», — с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
    По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства — это «вздор» и «романтизм». Базаров — ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?” — спрашиваем мы словами Павла Петровича.
    Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, „длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом“, „большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета“, лицо „оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум“. Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и „плебействе“, а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
    У Базарова особые взгляды на жизнь: он — нигилист, то есть „человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип“. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: „В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем“.
    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого „полного и беспощадного отрицания“. „Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным“, — говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
    Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».
    Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
    Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой — одним словом, всё то, во что верили либералы — «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
    Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
    Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.
    Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

  8. Нигилизм Базарова.
    Сочинение по роману И. Тургенева “Отцы и дети”.
    Образ Базарова продолжает традицию изображения “лишних людей”, начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, “новый человек”, бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей “сперва место расчистить”, а “строить” потом.
    Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
    Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как “Евгений Васильев”. Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. “Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то”,- с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
    По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это “вздор” и “романтизм”. Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. “Что же такое Базаров?”- спрашиваем мы словами Павла Петровича.
    Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, “длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом”, “большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета”, лицо “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и “плебействе”, а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
    У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: “В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”.
    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого “полного и беспощадного отрицания”. “Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным”,- говорит Базаров… – В теперешнее время полезнее всего отрицание,-мы отрицаем”. Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: “Всё”. И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу “страшно вымолвить”,- самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено “безобразным состоянием общества”: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
    Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу “Отцов и детей” говоривший о Базарове: “Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”.
    Не раз Базаров высказывает свои идеи: “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “природа пустяки. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”. Этот герой отрицает даже любовь.
    Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – “отцы”. Он смеётся над “таинственными отношениями между мужчиной и женщиной”, ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
    Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, “любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью”. Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением “дельных” людей.
    Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель “полюбил” Базарова “со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью”. Писатель не хотел придавать своему герою ненужной “сладости”, делать его “идеалом”, а хотел “сделать его волком” и всё-таки “оправдать его”. В Базарове ему “металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…” То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.
    Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского “Что делать?”.
    | Сочинения по литературе

  9. Тургенев, каким мы видим писателя в его произведениях, мало похож на хрестоматийного «добрячка и размазню», каким кажется на первый взгляд. Он не выносит никому суровых приговоров, не хлещет звонкой фразой, а тихонько посмеивается в авторских отступлениях. Еще меньше похожи на автора его собственные произведения. Позер и прожигатель жизни, в книгах своих Иван Сергеевич Тургенев необычайно правдив и даже суров к правде. Он достигает высот искусства и глубокой общественной проницательности. Наивная вера в неизбежность «социальной» революции, которую ждали демократы в 1861 году, в жизни сочеталась у него с полным отрицанием вероятности справедливого переустройства жизни. Базаров – излюбленный герой многих русских революционеров. Ему подражали, этот образ породил целое поколение «записных» нигилистов, для которых отрицание всего было лишь позой, как и для самого Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Мне лично Базаров не нравится, я бы ему подражать не стал, если бы жил в 19-м веке. По внешности, по манере речи, по поступкам мне ближе всего отец Аркадия – Николай Петрович. Мне кажется, что он чем-то схож с самим автором, как бы мимолетный набросок Тургенева. Та же угодливость перед молодым поколением, та же слепая любовь к молодежи и неразумная вера в правоту ее идей. Та же непоследовательность в убеждениях. Но в конце романа он живет полной жизнью с молодой женой и новорожденным сыном, отринув всю новомодную философию. Громко заявлял Тургенев, что повесть «направлена против дворянства как передового класса», а сам до мозга костей оставался дворянином. В «Записках охотника» дал точные и до нельзя живые образы крепостных крестьян, а сам до самой смерти оставался завзятым крепостником. Если «нигилизм» – позерство Базарова, тогда любование «нигилистом» – это способ автора заигрывать с молодым поколением на случай революционных потрясений.
    Дядя Базарова – Павел Петрович – смешон до нелепости своим донкихотством с дуэлью, но Дон-Кихот был рыцарем, а русскому человеку всю историю не хватало именно рыцарства. Поэтому я скажу спасибо Павлу Петровичу и за такое «позерство». Господа Кирсановы как нельзя лучше выразили народный дух, хотя их дед «землю не пахал», чем бахвалился их антипод Базаров. Нам, молодому поколению 21-го века, становится ясно, что аристократия правила миром, правит и всегда будет править. Игра в базаровскую «демократию» так и останется игрой, потому что правнуки самого Базарова снова захотят стать аристократами и жить подобно Павлу Петровичу, которого так смешно подстрелил и сам же вылечил Базаров. Только им захочется не карет с гербом, а «Мерседесов» с «мигалками» на крышах. Насмешка автора о русском лапте из серебра в английском кабинете Павла Петровича сейчас грустна и нелепа. Для нынешних «аристократов» даже лаптя не осталось, чтобы выразить свою любовь к народным традициям. «Химики и материалисты», которыми брезговал Павел Петрович, в конце концов добились своего, играя на неразумной доброте таких господ, как
    Николай Петрович. Рафинированные помещики проиграли, их время прошло, на смену аристократии пришли разночинцы, куда более жадные до власти и наслаждений.
    Показное якобы бескультурье Базарова на самом деле является таковым. В детстве он был начисто лишен культурной среды из-за бедности. Учился «на медные деньги» да на казенный кошт. Не умел он сравниться в изяществе и образованностью с богатыми дворянскими детьми. Бравада помогала ему отбиваться от насмешек. А поза «нигилиста» выгодно выделяла Базарова в образованном обществе, недостаток культуры легко было спрятать за «убеждениями». Базаров – трагический персонаж, с моей точки зрения. Его ждет гибель не потому, что он этого заслужил. Гибель Базарова от трупного заражения крови – подсознательная находка Тургенева. Великий реалист в литературе и лукавец в жизни, не мог слукавить в творчестве: Базаров – ходячий труп, разносчик заразы, опасной для общества. Поэтому он должен умереть.

  10. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать огромный интерес читателей как остротой поставленных в нем вопросов, так и своими художественными достоинствами. В этом произведении Тургеневу удалось поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-начала 60-х годов XIX века.
    Образ Евгения Базарова — главного героя романа — потряс воображение всей читающий публики. В русской литературе был впервые изображен разночинец-демократ — человек огромной силы воли и твердых убеждений. К. А. Тимирязев, выдающийся естествоиспытатель, сравнивал его по общественной значимости с исторической личностью Петра Первого: “Тот и другой были прежде всего воплощением “вечного работника”, все равно “на троне” или в мастерской науки… Оба созидали, разрушая”. Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: “В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. Каковы же взгляды этого героя, который так ополчается против “благородного смирения” дворян и призывает своих будущих единомышленников “драться”? Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, науке, искусству. Только выяснив это своеобразие, можно понять все поступки героя, его противоречивость, его взаимоотношения с другими персонажами романа.
    Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем. Почему же Тургенев увидел героя своего времени именно в Базарове? Работать над романом он начал в ту пору, когда еще не произошла отмена крепостного права, когда все еще нарастали революционные настроения и прежде всего бросались в глаза именно идеи отрицания и разрушения по отношению к старому порядку, старым авторитетам и принципам. Надо отметить, что базаровский нигилизм не носит абсолютного характера. Базаров не отрицает того, что проверено опытом и жизненной практикой. Так, он твердо убежден, что труд — основа жизни и призвание человека, что химия — полезная наука, что главное в мировоззрении человека — естественнонаучный подход ко всему. Базаров говорит, что готовит себя к тому, чтобы совершить “много дел”, правда, какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, — остается неясным. “В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем”, — говорит он. Базаров — выразитель идей передового демократического движения, которое складывалось и развивалось под знаком отрицания всего, исторически связанного с дворянско-крепостническим обществом, с дворянской культурой, со старым миром. В те годы в кружках передовой студенческой молодежи речь шла прежде всего о разрушении старого, то есть всего того, что составляло основу жизни дореформенной России. Герцен писал: “Мы не строим, мы ломаем, мы не возвращаем нового откровения, а устраняем старую ложь”. Об этом же заявляет и Базаров.
    Каким же образом нигилистические взгляды героя отражаются на его взаимоотношениях с другими персонажами романа?
    Когда Аркадий сообщил дяде и отцу о том, что Базаров — нигилист, они постарались дать свое определение этого слова. Николай Петрович сказал: “Нигилист… это от латинского nihil, ничего, насколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который нечего не признает?” Павел Петрович тут же подхватил: “Скажи: который ничего не уважает”. Аркадий объяснил им: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Однако Павел Петрович остался при своем мнении: нигилист — это человек, “который ничего не уважает”. Он сперва не придал серьезного значения убеждениям Базарова, посчитав его пустым критиканом. Однако вскоре он потерял свое спокойствие и самоуверенность. Базаров оказался не так пуст и безопасен, как ему сначала показалось, поскольку он отрицал как раз все то, что было близко и дорого Павлу Петровичу и что составляло суть его существования, и этот нигилист, судя по его заявлениям, “собирался действовать”. Базаров же проникался все большими презрением и иронией по отношению к либеральному “аристократишке”. В этом тщательно прослеженном идейно-психологическом процессе накопления и нарастания сначала глубокой неприязни и антипатии, а потом прямой вражды нашла отражение сама действительность того времени. Если в отношениях демократов и либералов в конце 1840-х годов преобладали неприязнь, ирония, полемические стычки, то к концу 1850-х годов эти отношения стали непримиримо враждебными. Их встречи в одной среде немедленно рождали споры и конфликты. По свидетельству очевидцев, такие споры возникали между самим Тургеневым и критиками-демократами. Тургенева выводил из себя один вид всегда спокойного и уверенного Добролюбова, и он старался спровоцировать спор с ним, не признавая его принципов. Добролюбов же, в свою очередь, говорил о том, что ему с Тургеневым скучно, и отвергал его взгляды на жизнь. Психологию этих споров, их суть и форму, может быть в несколько утрированном виде, Тургенев и перенес на страницы своего романа.
    Таким образом, поставив в центре романа человека из демократического лагеря и признавая его силу и значение, Тургенев во многом ему не симпатизировал. Он наделил своего героя нигилистическим отношением к искусству и ясно дал почувствовать, что не разделяет его взглядов. При этом писатель не стал выяснять причин отрицательного отношения Базарова к искусству. Однако нетрудно догадаться, что это за причины. Базаров и его единомышленники (в действительности, а не в романе, поскольку в романе у него их нет) отрицали искусство потому, что оно в 1850-1860-х годах было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских, политических задач, которые, с их точки зрения, следовало разрешить в первую очередь. Людям, стремящимся поставить искусство выше социально-политических проблем, они возражали даже в том случае, когда речь шла о произведениях таких гениев, как Рафаэль или Шекспир. Так поступает Базаров, заявляя: “Рафаэль гроша медного не стоит”; “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” и т. д. Он не желает любоваться красотой природы: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Конечно, Тургенев не может здесь поддерживать своего героя. Ведь в истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, который бы так искренне, самозабвенно и нежно любил природу и так полно, разносторонне отразил ее красоту в своем творчестве.
    Видимо, проблема нигилизма не просто интересовала писателя, она была им выстрадана, поскольку приверженцы данного направления отрицали очень многое из того, что было ему дорого. Однако появление такого направления должно было свидетельствовать о том, что в общественном строе России назрел кризис, и увлечение нигилистическими взглядами для многих стало отчаянной попыткой найти выход из него. Может быть, Тургенев несколько сгустил краски, передавая суть данного направления, но благодаря этому проблема нигилизма получила еще большую остроту. Писатель показал всю несостоятельность нигилистических воззрений, заставив главного героя то и дело вступать в спор с самим собой. Базаров во многом противоречил своим убеждениям: в романтической любови к Одинцовой, в дуэли с Павлом Петровичем и т. д. Душевные метания главного героя должны были натолкнуть читателя на раздумья: пополнить ли ему ряды нигилистов или попытаться найти какой-то иной выход из создавшегося положения.
    Беру!

  11. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать огромный интерес читателей как остротой поставленных в нем вопросов, так и своими художественными достоинствами. В этом произведении Тургеневу удалось поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-начала 60-х годов XIX века.
    Образ Евгения Базарова — главного героя романа — потряс воображение всей читающий публики. В русской литературе был впервые изображен разночинец-демократ — человек огромной силы воли и твердых убеждений. К. А. Тимирязев, выдающийся естествоиспытатель, сравнивал его по общественной значимости с исторической личностью Петра Первого: “Тот и другой были прежде всего воплощением “вечного работника”, все равно “на троне” или в мастерской науки… Оба созидали, разрушая”. Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: “В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. Каковы же взгляды этого героя, который так ополчается против “благородного смирения” дворян и призывает своих будущих единомышленников “драться”? Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, науке, искусству. Только выяснив это своеобразие, можно понять все поступки героя, его противоречивость, его взаимоотношения с другими персонажами романа.
    Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем. Почему же Тургенев увидел героя своего времени именно в Базарове? Работать над романом он начал в ту пору, когда еще не произошла отмена крепостного права, когда все еще нарастали революционные настроения и прежде всего бросались в глаза именно идеи отрицания и разрушения по отношению к старому порядку, старым авторитетам и принципам. Надо отметить, что базаровский нигилизм не носит абсолютного характера. Базаров не отрицает того, что проверено опытом и жизненной практикой. Так, он твердо убежден, что труд — основа жизни и призвание человека, что химия — полезная наука, что главное в мировоззрении человека — естественнонаучный подход ко всему. Базаров говорит, что готовит себя к тому, чтобы совершить “много дел”, правда, какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, — остается неясным. “В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем”, — говорит он. Базаров — выразитель идей передового демократического движения, которое складывалось и развивалось под знаком отрицания всего, исторически связанного с дворянско-крепостническим обществом, с дворянской культурой, со старым миром. В те годы в кружках передовой студенческой молодежи речь шла прежде всего о разрушении старого, то есть всего того, что составляло основу жизни дореформенной России. Герцен писал: “Мы не строим, мы ломаем, мы не возвращаем нового откровения, а устраняем старую ложь”. Об этом же заявляет и Базаров.
    Каким же образом нигилистические взгляды героя отражаются на его взаимоотношениях с другими персонажами романа?
    Когда Аркадий сообщил дяде и отцу о том, что Базаров — нигилист, они постарались дать свое определение этого слова. Николай Петрович сказал: “Нигилист… это от латинского nihil, ничего, насколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который нечего не признает?” Павел Петрович тут же подхватил: “Скажи: который ничего не уважает”. Аркадий объяснил им: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Однако Павел Петрович остался при своем мнении: нигилист — это человек, “который ничего не уважает”. Он сперва не придал серьезного значения убеждениям Базарова, посчитав его пустым критиканом. Однако вскоре он потерял свое спокойствие и самоуверенность. Базаров оказался не так пуст и безопасен, как ему сначала показалось, поскольку он отрицал как раз все то, что было близко и дорого Павлу Петровичу и что составляло суть его существования, и этот нигилист, судя по его заявлениям, “собирался действовать”. Базаров же проникался все большими презрением и иронией по отношению к либеральному “аристократишке”. В этом тщательно прослеженном идейно-психологическом процессе накопления и нарастания сначала глубокой неприязни и антипатии, а потом прямой вражды нашла отражение сама действительность того времени. Если в отношениях демократов и либералов в конце 1840-х годов преобладали неприязнь, ирония, полемические стычки, то к концу 1850-х годов эти отношения стали непримиримо враждебными. Их встречи в одной среде немедленно рождали споры и конфликты. По свидетельству очевидцев, такие споры возникали между самим Тургеневым и критиками-демократами. Тургенева выводил из себя один вид всегда спокойного и уверенного Добролюбова, и он старался спровоцировать спор с ним, не признавая его принципов. Добролюбов же, в свою очередь, говорил о том, что ему с Тургеневым скучно, и отвергал его взгляды на жизнь. Психологию этих споров, их суть и форму, может быть в несколько утрированном виде, Тургенев и перенес на страницы своего романа.
    Таким образом, поставив в центре романа человека из демократического лагеря и признавая его силу и значение, Тургенев во многом ему не симпатизировал. Он наделил своего героя нигилистическим отношением к искусству и ясно дал почувствовать, что не разделяет его взглядов. При этом писатель не стал выяснять причин отрицательного отношения Базарова к искусству. Однако нетрудно догадаться, что это за причины. Базаров и его единомышленники (в действительности, а не в романе, поскольку в романе у него их нет) отрицали искусство потому, что оно в 1850-1860-х годах было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских, политических задач, которые, с их точки зрения, следовало разрешить в первую очередь. Людям, стремящимся поставить искусство выше социально-политических проблем, они возражали даже в том случае, когда речь шла о произведениях таких гениев, как Рафаэль или Шекспир. Так поступает Базаров, заявляя: “Рафаэль гроша медного не стоит”; “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” и т. д. Он не желает любоваться красотой природы: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Конечно, Тургенев не может здесь поддерживать своего героя. Ведь в истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, который бы так искренне, самозабвенно и нежно любил природу и так полно, разносторонне отразил ее красоту в своем творчестве.
    Видимо, проблема нигилизма не просто интересовала писателя, она была им выстрадана, поскольку приверженцы данного направления отрицали очень многое из того, что было ему дорого. Однако появление такого направления должно было свидетельствовать о том, что в общественном строе России назрел кризис, и увлечение нигилистическими взглядами для многих стало отчаянной попыткой найти выход из него. Может быть, Тургенев несколько сгустил краски, передавая суть данного направления, но благодаря этому проблема нигилизма получила еще большую остроту. Писатель показал всю несостоятельность нигилистических воззрений, заставив главного героя то и дело вступать в спор с самим собой. Базаров во многом противоречил своим убеждениям: в романтической любови к Одинцовой, в дуэли с Павлом Петровичем и т. д. Душевные метания главного героя должны были натолкнуть читателя на раздумья: пополнить ли ему ряды нигилистов или попытаться найти какой-то иной выход из создавшегося положения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *