Паустовский телеграмма сочинение на тему равнодушие

7 вариантов

  1. Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» – это срочное, как телеграмма, предупреждение для читателей о том, что время быстротечно и надо заботиться о своих родных людях.
    Главная проблема, которую поднимает в рассказе автор, – это проблема взаимоотношений родителей и детей. В центре событий – судьба пожилой женщины Катерины Петровны, которая живет одиноко в деревне Заборье, а ее дочь работает и живет в Ленинграде. Главная героиня очень скучает по дочери, потому что она давно не приезжала домой и редко пишет письма. Сама Катерина Петровна тоже редко пишет дочери, ведь не хочет ей быть в тягость.
    Почему возникла такая проблема? Почему дочь не пишет матери и не приезжает? Сама Настя уверяет себя, что причина в том, что она поглощена работой, у нее нет времени на письма. Но с другой стороны, она находит время для чужих людей. Мы видим, как она спешит на помощь талантливому скульптору. Он ей рассказывает о своих проблемах, что ему сложно живется в его «берлоге». Настя жалеет его, хотя проблемы скульптора на самом деле не так серьезны, как у ее матери. Настя не понимает или не хочет понимать, как ее матери одиноко среди чужих людей в отдаленной от городов деревне.
    Когда Катерине Петровне стало совсем плохо, она послала Насте письмо с просьбой ее увидеть. Однако девушка не стала его читать сразу. Подсознательно она боялась материнских слез и укоров. Поэтому она поступила эгоистично – не стала огорчать себя и успокоила себя тем, что, если пишет, значит все нормально. И как покажет потом развитие сюжета, именно это ее решение повлияет на конец истории. Если бы девушка сразу прочитала письмо, почувствовала боль матери, то скорее всего успела бы увидеть мать и не чувствовала потом такого раскаяния. Но Настя не прочла письмо, а дальше занималась своими важными делами. В результате равнодушие дочери привело к тому, что мать провела свою старость в одиночестве, хотя и в окружении добрых соседей.
    Кроме проблемы равнодушия детей к родителям, в рассказе есть и другая проблема – культурная разница между интеллигенцией и простым народом. Главная героиня была дочерью известного художника, однако никто в деревне не мог понять значения картин, находящихся в мемориальном доме. Да и говорить Катерине Петровне не было с кем на интересные темы. Ее окружали малограмотные люди, не было ни одной родственной души. Но с другой стороны, эти простые люди помогли ей больше, чем родная образованная дочь. Именно к таким людям у автора больше симпатии.
    Константин Паустовский был великим художником слова, сила которого и сейчас влияет на читателей, призывает их к человечности. Его рассказ «Телеграмма» показывает проблему непростых взаимоотношений родителей и детей. Автор предупреждает читателей, чтобы они задумались об этой проблеме, заботились о родных и близких людях, а не думали только о своей работе.

  2. С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского “Телеграмма” я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика, но на самом деле Константин Георгиевич описал взаимоотношения родителей и детей.
    Сюжет рассказа повествует о жизни Катерины Павловна, эта женщина была уже старушкой и всё время ждала свою дочь Настю. Женщина понимала, что на самом деле Насте уже не интересна её жизнь, ведь девушка молода и у неё свои интересы и дела, но Катерина Павловна не винила свою дочь в этом, она все прекрасно понимала, и поэтому просто ждала.
    Настя же в это время была занята обыденной жизнью, она находила возможность помогать и думать о других, в то время, когда забыла про самого дорого человека. Автор описывает девушку положительными качествами, подчеркивая в ней доброту, отзывчивость, красоту.
    Терпение Катерины Петровны в итоге заканчивается, и женщина уже находясь в полном отчаянии, перестает верить в то, что дочь проведает её хотя бы перед смертью. В итоге мама Насти умирает, так и не дождавшись вестей от дочери. Это событие стало уроком для Манюшки и учительницы, у которой также была старушка мать. Произведение Константина Паустовского заканчивается тем, что Настя всё же приезжает к маме, но лишь через день после смерти.
    Рассказ “Телеграмма” произвел на меня очень сильно впечатление, я сразу задумалась о своих родных, о том, что нужно быть более внимательной и уделять больше времени семье. Нужно чаще говорить близким, что любишь их, просто обнимать и беречь от бед. Может показаться, что только после этого рассказа я начала понимать важность своей семье, но самом деле это не так.
    Просто такие произведения дают возможность лишний раз задуматься о полезном, подумать о том, какие ты поступки совершаешь, и что близкие делают для тебя. Ведь человек не всегда может понять значимость каких-либо факторов, пока что-то не потеряет. Я рада, что прочитала это произведение и советую его к прочтению. Автор показал трагичность жизни и то, как мы не ценим то, что имеем. Константин Георгиевич пытался донести, что нужно ценить и обдумывать поступки сразу, чтобы потом не жалеть о содеянном. К сожалению не каждый из нас имеет родителей, по той или иной причине.

  3. Ответ оставил Гость
    Равнодушие и отзывчивость – эта очень серьёзная тема, которая заставляет задуматься, прежде всего, об отношении человека к людям и к окружающему его миру. Это противоположные категории. В литературе мы можем найти множество примеров, которые подойдут для аргументирования сочинения. Равнодушие – состояние полного безразличия, нежелания понять другого человека. Примером изображения людей с таким качеством является произведение К. Г. Паустовского “Телеграмма”. Единственная дочь Катерины Петровны Настя была далеко от неё, работала в Ленинграде. Она занятой человек и у неё даже нет времени прочесть телеграмму от матери, которая, возможно, в последний раз, хотела побыть рядом с близким человеком. Так и случилось. Настя не успела застать мать в живых. Рассказ имеет нравственный подтекст. Автор говорит нам, что нельзя быть равнодушным, нужно заботиться о пожилых людях. Ведь живые, любящие родители – это счастье. Также иллюстрацией к этой проблеме может выступить цитата из другого рассказа этого же писателя “Колотый сахар”: “Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь”. По ту сторону баррикад, в противовес понятию равнодушие стоит понятие отзывчивости. Быть отзывчивым это значит проявлять доброту к людям, обладать способностью откликнуться и помочь, понять чужие проблемы. Это очень редкое, дорогое качество. Таким отзывчивым человеком был князь Лев Мышкин из романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. Сам Фёдор Михайлович говорил, что хочет изобразить “положительно прекрасного” человека. Мышкин выступает в роли нового Христа. Его доброта, открытость, чуткость к чужому страданию сделали из него авторитета, стали тем идеалом, к которому потянулись окружающие. Только в нем они увидели настоящего человека. Так что вопрос это очень сложный. И пока существует литература, писателей всегда будет волновать и тревожить тема равнодушия и отзывчивости.
    /

  4. Рассказ Паустовского «Телеграмма» впечатляет до глубины души. Автор поднял важную проблему взаимоотношений близких людей и показал на примере ошибок и раскаяния героев то, к чему может привести человеческое невнимание.
    Главная героиня – одинокая старая женщина, которая живет в доме своего отца. Она не может его покинуть, потому что так она предаст его память. Образ Катерины – это пример преданной дочери, в отличие от ее собственной дочери Насти. Девушка уехала в Ленинград и устроилась на работу в Союз художников. Для героини важна была только работа, а к матери она перестала ездить, а просто посылал конверты с деньгами, словно откупаясь от нее. Катерина Петровна сильно скучала, она жадно вчитывалась в скупые надписи на конвертах, так ей хотелось прочитать что-то от Насти. Ей даже казалось, что деньги пахнут ее духами. Эта деталь очень ярко показывает, насколько главной героине не хватало родного человека.
    По-моему, образ Насти не однозначен. Ее нельзя назвать плохим человеком, в чем-то даже можно понять. Она не хотела всю жизнь прожить в глухой деревне, где не смогла бы себя реализовать. И если бы она там осталась, то злилась бы на себя и мать. Катерина Петровна не требовала такой жертвы от дочери, и это было правильно, ведь она сама в молодости жила насыщенной интересной жизнью. Так что же тогда было не правильным? Поражает то, что Настя даже не навещала мать и редко ей писала. Ведь старушке нужна была поддержка и даже несколько ласковых слов могли бы поднять ее настроение. Настя оправдывала свое невнимание большой занятостью на работе. Вот только это похоже на оправдание. Человек не должен ставить работу выше своей семьи.
    Большое уважение во время прочтения рассказа у меня вызвал простой сторож Тихон. Он был соседом Катерины Петровны, знал еще ее отца, известного художника, и хорошо относился к их семье. Поэтому Тихон и сейчас помогал женщине по хозяйству. Герой был плохо образован, но благороден в душе. Он видит, как скучает Катерина по дочери – и решает помочь. Тихон отправляет телеграмму Насте, что Катерине очень плохо, но ответа так и не было. Поэтому Тихон сам идет на почту и подделывает телеграмму. Он читает ее Катерине Петровне, но она догадывается, что это не от Насти, потому что Тихон не умел грамотно писать. Но, несмотря на неудачную попытку подделать телеграмму, Тихон поступил благородно. Он хотел помочь бедной Катерине без всякой выгоды для себя. И это вызывает к нему уважение.
    Рассказ Паустовского вызывает много мыслей после прочтения. Это произведение заставляет людей задуматься о настоящих ценностях, о семье, которую нельзя предавать ради карьеры. Рассказ очень печальный, но из него следует извлечь правильный урок. Константин Паустовский при помощи творчества будил в людях человечность.

  5. Конечно, на своих ошибках надо учиться, но и «ошибка одного — урок другому». Поэтому многие про­изведения русской литературы мы рассматриваем имен­но с этой позиции: чему учит нас тот или иной автор? О чем хотел нам сказать? О чем предупредить? Какие ошибки учил предотвращать?
    Обратимся по этому поводу к рассказу К. Паустовско­го «Телеграмма». С первых же строк перед нами встает образ одинокой Катерины Петровны, которая живет в селе Заборье в доме, построенном ее отцом-художником и который находится под охраной областного музея. Ее единственная дочь Настя живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников, устраивает выставки молодых художников, а иногда и борется с государствен­ной «бюрократической машиной», чтобы выхлопотать жилье молодым талантам. «Сольвейг», так называли ху­дожники Настю за ее русые волосы и большие холодные глаза, вроде бы идеальный образ ответственной, заботли­вой девушки, однако она совершает одну за другой ошибки по отношению к своей матери, и эти ошибки приводят к необратимым последствием.
    Настя так увлечена своей работой, что уже три года не навещала престарелую мать. Писем ей не писала, только переводила деньги. Это первая и, пожалуй, самая боль­шая ошибка Насти. Не деньги нужны были Катерине Петровне, а внимание, ласковые слова, участие единст­венной кровиночки. Предчувствуя скорую смерть, Кате­рина Петровна написала Насте письмо с просьбой прие­хать, но, получив письмо матери, Настя, даже не читая его, положила в сумочку и вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива. Это вторая ошибка, за кото­рой последовала и третья: на открытии выставки Тимо­феева Настя так же обошлась с телеграммой от соседа Катерины Петровны Тихона: «Катя помирает. Тихон».

  6. В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.
    Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит трагическая развязка этой истории. Рассказ наполнен символами, деталями, помогающими понять, как автор оценивает героев.
    Очень важен в рассказе пейзаж. Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.
    Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу – вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, – это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».
    Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
    Образу Катерины Петровны противостоит образ Насти. С ней мы знакомимся во второй части рассказа. Она живёт в Ленинграде и работает секретарём в Союзе художников. Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. У Насти Катерина Петровна – единственный дорогой человек. Но работа заставляет забыть о ней.
    Настю нельзя, казалось бы, назвать чёрствой, бездушной. Это подтверждает эпизод со скульптором Тимофеевым. Она заботится о том, чтобы он смог организовать выставку. Настя приходит к Тимофееву в мастерскую. Там холодно, чадит керосинка. Но трудности, которые переживает Тимофеев, кажутся совсем несерьёзными, особенно в сравнении с горем одинокой Катерины Петровны. На этом фоне невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «Непонятно, как я ещё не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары». То есть, переживания Тимофеева не столь драматичны, как переживания одинокой старушки.
    Истинные ценности начинают открываться, когда в зале на обсуждении выставки работ Тимофеева гремят аплодисменты в честь Насти, вытащившей скульптора из забвения, а Настя в это время читает телеграмму о том, что мать её умирает из-за душевной чёрствости «чуткой» Насти.
    Автор прямо не осуждает Настю. Здесь снова на первый план выходят символы. Вот Настя смотрит на скульптуру Гоголя: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!». А вот и последняя «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».
    Наконец, в третьей части Настя жестоко наказана за невнимание к матери. Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает прощения за свою сухость. Но теперь душа несчастной Катерины Петровны, наконец, успокоилась. Это подчёркивает спокойный, почти зимний пейзаж: «Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую картину».
    “Нет оправдания душевной чёрствости”, – утверждает Паустовский своим рассказом.
    Беру!

  7. 7
    Текст добавил: Диванный Блогер

    Начиная читать рассказ «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского, я предположила, что речь пойдёт о какой-нибудь истории на войне, так как произведение было написано в послевоенное время, в 1946 году. Но я ошиблась, на самом деле Паустовский поднимает вечную тему отношения родителей и детей.     В произведении рассказывается об одинокой старушке Катерине Петровне, которая всё ждала свою ненаглядную доченьку Настю в скучном Заборье. «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». Сердце матери не винит ни в чём свою родимую кровинку, она просто ждёт её и верит!     А Настю тем временем поглотила обыденность. Настя помогает другим, например Тимофееву, но упускает самое главное, самое дорогое, маму. Эту девушку сам писатель показывает как добрую, отзывчивую, красивую и чувствительную. Я даже сказала бы, что он её не осуждает, если бы не одна деталь – строгий взгляд Николая Васильевича Гоголя. Этот взгляд видит все насквозь, он словно сама совесть героини: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока!» или «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»»      В конце концов Катерина Петровна прекращает верить в лучшее, прекращает верить в то, что увидит перед смертью свою дочь. Она не поверила и словам Тихона, который по доброте души своей написал выдуманное письмо от Настасии Семёновны. Мама Насти умирает не дождавшись: «- Не дождалась, – пробормотал Тихон. – Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» Смерть этой одинокой старушки послужила уроком для Манюшки и молодой учительницы, у которой в областном городе такая же маленькая и совершенно седая мать.      В Заборье Настя приехала на второй день после похорон матери. Тем и кончается рассказ.      После прочтения рассказа « Телеграмма» мне захотелось уделить больше внимания родным и близким людям. Просто так взять их обнять и сказать им, как я их сильно люблю, захотелось их беречь и никогда не бросать. Не оттого, что раньше я любила своих родных меньше, а оттого, что я задумалась над тем, что они вложили в меня свою душу, свои силы, свою любовь и я просто обязана отблагодарить их тем же. «Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».      Советую всем прочитать это сильное и трагичное произведение! Жаль, что мы переосмысливаем свои принципы, поступки, слова, когда уже поздно. Мы понимаем самое главное слишком поздно, но у нас с вами ещё есть надежда. А если у вас нет мамы или вы уже упустили свой шанс и не были рядом с ней, когда ей так это было необходимо, то подарите свою любовь и вниманание тем, кто вас воспитывал или тем, кто с вами рядом сейчас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *