По мере составления плана
дети записывают его в тетрадях.
– О чем нужно написать во
вступлении? Д. О том, что наступила осень… У. Вы можете при ответе на вопрос
пользоваться собранным языковым материалом.
Какая осень? Почему? Д. Волшебница золотая,
красавица, дивная, славная, очаровательная,
печальная, дождливая, хмурая, чародейка, как и
зима. У. О чем мы должны написать в
основной части сочинения? Д. Мы должны описать красоту и
необыкновенную прелесть золотой осени. У. Когда мы будем описывать
осеннюю природу, придется ли нам немного
фантазировать? Д. Да, конечно. У. Дайте название основной части
сочинения. Д. Осенняя фантазия, осенняя
зарисовка, осенняя сказка. У. Мы должны представить себе
осень так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.
Передать, как меняется природа осенью. Какое чудо
мы можем наблюдать с приходом осени? Д. Как осень без красок и без
кисти разукрасила все листья, соткала яркий
разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым
лоскутным одеялом. У. Какие листья вы видели осенью? Д. Красные, желтые, бурые,
золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные,
пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые,
пунцовые. У. Все лето листья подставляли
солнцу свои ладошки и до того налились и
пропитались солнцем, что к осени стали багряными
и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем,
как падают листья? Д. Да, конечно… У. Как такое явление называется
в природе? Д. Такое явление называется
листопадом. У. С чем можно сравнить листопад? Д. Листопад можно сравнить с
золотым дождем. У. Что вам показалось особенно
красивым во время листопада? Д. Если вдруг ветер налетит, то
закружится пестрый смерч, а если ударит по
дереву, то хлынет сверкающий водопад. У. Листья падают. А какие еще
слова, называющие действия, можно будет
использовать в своей работе? Д. Они не просто падают, а
кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут,
плывут. У. Да, полетели листья, как птицы
по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись,
как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
А если прислушаться, то что можно услышать
осенью? Д. Как листья скребутся,
шелестят, шуршат под ногами. У. Да, куда ни взглянешь, листья
вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и
везде. Вот листья, красиво покачиваясь на
“крыльях ветерка”, опускаются на воду тихо и
плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные
кораблики, они плывут по реке – желтые, красные,
оранжевые.
Как можно назвать ту часть плана, в
которой мы будем рассказывать о листьях? Д. Осенний ковер.
– Осенний наряд.
– Осень – художница, мастерица, искусница. У. Гуляя в парке, бывая в лесу, мы
с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья
мы обращали внимание? Красивы ли они? Дети отвечают.
– Да, только осенью можно
по-настоящему оценить красоту деревьев, поэтому
я предлагаю дать название следующей части плана,
в которой мы будем описывать красоту осенних
деревьев. Д. Деревья осенью.
– Деревья в осеннем наряде. У. В народных песнях рябину
часто ласково называют рябинушкой. Как она
выглядит осенью? Д. Рябинка, словно девушка,
нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах
и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие
стали пурпурными. У. Да, в народе про рябину
говорят: “Весной зеленела, летом загорала,
осенью надела красные кораллы”.
Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный
день листья дрожат? Д. У осинки дрожат листики, будто
все время шепчутся. У.
В лесу осиновом дрожат осинки,
Срывает ветер с осин косынки.
(В.Степанов)
Как выглядит осинка осенью? Д. Осенью она превращается в
ослепительную красавицу. Листья, как фонарики,
могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым
переливом, лимонно-желтыми, малиновыми,
пурпурными, огненно-красными, почти черными. У. Да, ни одно дерево не знает
такого разнообразия осенних красок, как осина.
А как осенью выглядят березки и клен? Д. Березки словно в золоте.
– Клен роняет листья, будто оранжевые звезды. У. В чем красота их осеннего
наряда? Дети отвечают.
– Отгадайте, о каком дереве идет
речь.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. Д. Это сосна или ель. У. Что изменилось в их жизни с
приходом осени? Д. Ничего в их жизни не
изменилось, они по-прежнему зеленые. У. Деревья не забывают ель и
сосну, дарят им подарки. Вот ива засыпала их
тонкими золотыми рыбками, а березка – желтыми
сердечками. На глазах ели и сосны превратились из
колючих и хвойных в мягкие и лиственные. Все в
золоте, багрянце, бронзе, нарядные и
разноцветные.
Осенью можно бесконечно восхищаться красотой
деревьев. Но лучше всего любоваться деревьями на
закате, когда солнышко уже спряталось.
Почему Пушкин назвал осень унылым временем года? Д. Природа грустит, ждет прихода
зимы. У. Когда нам становится грустно? Д. Нам становится грустно, когда
прячется солнце, небо покрывается темными,
свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется
погода и нельзя погулять. У. Осень делится на два периода:
первый – от первых заморозков до конца
листопада, второй – от конца листопада до начала
зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко
вслед за ними начинается теплая, сухая погода –
возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером
и ночью становится холодно. И вскоре после
погожих сентябрьских, октябрьских деньков
начинают лить осенние дожди, а за этими дождями
нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли
осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди? Д. Нет, осенний дождь –
моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать
маленькими капельками на землю, так и будет идти
день, два, три, неделю, не переставая, и тогда
становится скучно. У. Да, под ногами в такое время
слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи,
моросит холодный, нудный дождь, дует сильный
ветер.
Ветер тучи гонит, ветер в трубах
стонет,
Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
На дорогах лужи морщатся от стужи,
Под навесом прячутся грустные грачи…
(Г.Ладонщиков)
– И хорошо, что осень в конце концов
пройдет, наступит зима. Мы говорили о том, что
осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто
бывают дожди, и нам от этого становится грустно.
Грустит и природа в ожидании нового художника.
Да, даже после листопада деревья красивы – тихи,
задумчивы, величавы. Как можно назвать эту часть
плана? Д. Природа ждет нового
художника. У. Сочинение нельзя оборвать на
полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как
вы его закончите? Как осень влияет на ваше
настроение? Дети отвечают.
– За что вы любите это время года? Д. За красоту, необыкновенную
прелесть.
– За то, что осень дарит нам много радости.
– За то, как хорошо в осеннем лесу, парке.
– За то, что грибов много.
V. Выбор эпиграфа к сочинению
У. К сочинению можно подобрать
эпиграф.
Эпиграф – это точная дословная выдержка из
какого-нибудь произведения писателя или поэта,
отражающая тему сочинения.
В качестве эпиграфа можно использовать отрывки
из стихотворений русских поэтов, которые вы
подобрали дома. Дети зачитывают отрывки из
стихотворений об осени. Выбираются наиболее
удачные. Выбранный эпиграф записывается после
плана в тетради.
VI. Итог урока
У. Каждый по-своему видит осень,
поэтому сочинения будут разные: каждый будет
писать то, что ему самому нравится в осеннем
пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось
хорошим, необходимо добиваться связности в
изложении, красочности в описании, правильности
построения предложений, грамотного написания. На втором уроке проводятся орфографическая
подготовка детей и написание сочинения.
Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.
Осень – это самая яркая пора, о которой воспевали поэты, писали прозаики, осеннюю природу которой изображали художники в живописи. Красота осенней природы – это романтика настроения с легкой “грустинкой” размышления.
Особенным контрастом для ярких эмоциональных переживаний в сочинении на тему осень наступает в природе период золотой осени, когда особенно хочется подчеркнуть утонченность пейзажа осени в сочинении или в кратком рассказе. Шум осеннего леса, листопад, прогулки в последних теплых днях бабьего лета, грустное настроение и ожидание первого снега и холодов, – все это неисчерпаемый материал для сочинения на тему осени.
Сочинение про осень
Осень – позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших в мире собеседников и приятелей. Туманы. В голове и на улице. И температура воздуха что надо. Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.
Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку. Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…
Мини-сочинения на тему «Осень»
Осень 3-4 класс Лето ушло. Птицы скоро улетят в тёплые края. Наступает золотая осень. Солнышко уже не так греет, серые тучи покрывают небо. Осень раскрашивает деревья яркими красками. Дубы и берёзки стали золотыми, а красавец клён стал багряным. Но эта красота будет недолгой. Налетят злые ветры, пойдут дожди и деревья скинут свой прекрасный наряд.
У животных осенью много дел. Белка запасается грибами и орехами, чтобы не голодать зимой. Медведи готовят к зиме свои берлоги, чтобы зимой было тепло и уютно.
А деревья будут ждать, когда придёт зима и завернёт их в пушистые белые одеяла. Автор: Игорь Ковалёв
Осень 2 класс В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают. Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая. Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. Автор: Прохорова Ольга
Такая разная осень … 4 класс Осенью становится прохладнее. Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них сочные цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь. Я люблю это время года, можно гулять по парку и любоваться золотой осенней природой. Автор: Володя Пушкарёв
Отдельнова Татьяна Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия №96» г.Казань.
Урок развития речи
Тема: Подготовка к сочинению по теме «Осень»
Цели:
1. Научить подбирать материал по теме урока; продолжить работу по обучению более точному составлению плана и подбору эпиграфа.
2. Развивать устную и письменную связную речь, наблюдательность; отрабатывать навык грамотного письма.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, учебник, индивидуальные карточки, печатные тексты.
Актуализация урока
– Ребята, посмотрите на иллюстрации. Какому времени года они посвящены? (Осени).
– Что об этом говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый, красный цвета).
Подготовка к сочинению.
Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
– Почему поэт называет осень унылой? (Увядает природа, красота осени).
– Объясните лексическое значение слова «багрец». (Дети затрудняются).
– Запишите в тетради слова: багрец, багровый, багряный. (Учитель объясняет, что эти слова обозначают оттенки алого цвета).
– В каком значении употреблено слово «золото»? (В переносном, означает желтый цвет).
– Ребята, эти строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
– О чем будет наше сочинение? (О красоте осенней природы).
2. Работа над стихотворением И. Бунина «Осень».
а). самостоятельное чтение;
б). выразительное чтение вслух.
Выборочное письмо.
– Выпишите слова, подчеркивающие красоту осеннего леса.
а). лиловый, золотой, багряный.
– К какой части речи они относятся? (Прилагательное).
б). словосочетания: желтою резьбой, в листве сквозной, над светлою поляной, пестрою стеной.
– Какой прием использует автор при описании леса? (Прием сравнения),
– С каким чувством изображает поэт осенний лес? (С чувством радости, восхищения).
– Какой знак препинания ставится в конце предложения, если мы выражаем чувства? (Восклицательный знак).
3. Наблюдение учащихся за осенней природой.
– Ребята, приходилось ли вам наблюдать красоту осенней природы? Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани много скверов, где гурьбой стоят в желтых платьях березки; под окнами дома «дрожат» осинки в алых сарафанах и т.д.).
– Ребята! Деревья, как вы отметили, стоят в осеннем уборе, ярких платьях и сарафанах и выглядят словно живые существа. Можете ли вы представить нашу жизнь без этой красоты? (Нет! Природа украшает нашу землю. Мы любим нашу Родину и должны беречь природу.)
– Да, именно в период золотой осени, листопада мы по-особенному чувствуем красоту осени и не перестаем удивляться «чудесам» природы.
Физминутка
Желтый листок по асфальту бежит (бег на месте),
Лишь только ветер подует (машут руками),
А временами как в танце кружит,
Только он грустно танцует (танцуют).
– В каком смысле употреблено слово «танцует»? (В переносном, прием олицетворения).
4. Орфографическая подготовка.
– Запишите в тетрадь глаголы, помогающие понять «танец листьев».
Листья (что делают?) летят, кружатся, вьются, перелетают, опускаются, устилают.
Задание: 1. Выделите приставки глаголов.
2. Подчеркните знакомые орфограммы.
Ученик читает отрывок из стихотворения А. Толстого.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
– Какое явление осени мы наблюдаем? (Листопад)
– Еще нет массового сброса листьев, но легкий ветерок все же срывает листья и несет их, плавно опуская на землю.
5. Самостоятельная работа с текстом (текст на карточке у каждого учащегося).
Текст
Как красив осенний лес березки надели золотые платья листья клена разрумянились густая листва дуба стала как медь сосны и ели остались зелеными пестрый ковер листьев шуршал под ногами.
(По Н. Сладкову) Задание: 1. Определить границы предложений.
2. Озаглавить. Проверка. Дети зачитывают текст и заголовки.
– Почему вы считаете, что это текст? (Предложения объединены одной темой, каждое предложение логически завершено).
– Какие знаки могут быть в конце предложений? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
6. Конкретизирование темы будущего сочинения.
– Ребята, когда вы произносите слово «осень», какие ассоциации у вас возникают? (Осень – это яркие краски природы, листопад, уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
– Правильно, ребята. А мы, беседуя об осени, на что больше обратили внимание? (На красоту осенней природы),
– Давайте определим более узкую тему нашего сочинения. Предложите заголовок сочинения. («Краски осени», «Осенний костер», «Золотая осень», «Листопад», «Идет осень»).
7. Заполнение опорной таблицы
а). запишите в графу 1 название и эпиграф вашего сочинения;
б). составьте и запишите план в графу 2;
– План нам поможет отразить последовательность предложений, из которых сложится текст сочинения, выразить свои чувства, свое мнение об этом времени года. Обратите внимание на то, что каждый пункт плана раскрывается с красной строки.
в). заполнение графы 3.
– Возьмите индивидуальную карточку и перепишите опорные слова в графу 3. Дополните новыми. (Слова на индивидуальную карточку дети готовят заранее в течение нескольких уроков).
Опорная карта
(двойной лист тетради)
Тема, эпиграф
План
Опорные слова
Примерные заголовки сочинения:
Мое любимое время года.
Золотая осень.
Наступила осень.
Солнечные краски леса.
Я люблю осень!
Осенний, погода, солнце, разноцветный ковер, кружатся, легкий ветерок, чудесный, чувства, багряный, узорчатый, блестящий, оранжевый, необычный, потому что, повсюду, устилает, увядает
8. Работа по предупреждению ошибок
– Ребята, мы накопили достаточно материала, чтобы написать сочинение красиво и грамотно.
Работа у доски
Учащиеся по цепочке выходят к доске.
а). подбор проверочных слов (определяемый правило) Осенний – осень
Ковер – коврик
Золотой – золото, позолота
Тишина – тишь
Очарование – чары
Удивление – диво
Увядает – вянет
Летит – полет
б). Вставить пропущенные буквы (проверка с помощью карточек из словаря)
п_года, вет_р, ж_лтый, р_бина, б_реза
Домашнее задание
– Посмотрите внимательно в опорную таблицу. Используя, накопленный за урок материал, ваши наблюдения, напишите дома сочинение по плану.
IV. Итог урока.
– Чему научились вы сегодня на уроке? (Более точно определять тему сочинения, подбирать эпиграф, использовать выразительные средства художественных текстов, выражать свои чувства.
Урок окончен.
Приложение к уроку
Стихи (эпиграфы), подготовленные учащимися самостоятельно.
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то,
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)
По тропинкам бродит осень,
Тихо листьями шурша.
Замутилась неба просинь,
Растревожилась душа.
(Ренат Харис)
…Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер,
Устлал дорогу…
(А. Майков)
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
(Г. Граубин)
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
(Н.Некрасов)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…
(М. Лермонтов)
Отдельнова Татьяна
Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия
№96» г.Казань.
Урок развития речи
Тема: Подготовка
к сочинению по теме «Осень»
Цели:
1. Научить подбирать
материал по теме урока; продолжить
работу по обучению более точному
составлению плана и подбору эпиграфа.
2. Развивать устную
и письменную связную речь, наблюдательность;
отрабатывать навык грамотного письма.
3. Воспитывать
любовь к природе, родному краю.
Оборудование:
Иллюстрации по теме «Осень», карточки
слов из словаря, учебник, индивидуальные
карточки, печатные тексты.
Актуализация
урока
– Ребята,
посмотрите на иллюстрации. Какому
времени года они посвящены? (Осени).
– Что об этом
говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый,
красный цвета).
Подготовка к
сочинению.
Чтение отрывка
стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя
прощальная краса –
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и золото
одетые леса…
– Почему поэт
называет осень унылой? (Увядает природа,
красота осени).
– Объясните
лексическое значение слова «багрец».
(Дети затрудняются).
– Запишите в тетради
слова: багрец, багровый, багряный.
(Учитель объясняет, что эти слова
обозначают оттенки алого цвета).
– В каком значении
употреблено слово «золото»? (В переносном,
означает желтый цвет).
– Ребята, эти
строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
– О чем будет наше
сочинение? (О красоте осенней природы).
2. Работа над
стихотворением И. Бунина «Осень».
а). самостоятельное
чтение;
б). выразительное
чтение вслух.
Выборочное письмо.
– Выпишите слова,
подчеркивающие красоту осеннего леса.
а). лиловый, золотой,
багряный.
– К какой части
речи они относятся? (Прилагательное).
б). словосочетания:
желтою резьбой, в листве сквозной, над
светлою поляной, пестрою стеной.
– Какой прием
использует автор при описании леса?
(Прием сравнения),
– С каким чувством
изображает поэт осенний лес? (С чувством
радости, восхищения).
– Какой знак
препинания ставится в конце предложения,
если мы выражаем чувства? (Восклицательный
знак).
3. Наблюдение
учащихся за осенней природой.
– Ребята, приходилось
ли вам наблюдать красоту осенней природы?
Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани
много скверов, где гурьбой стоят в желтых
платьях березки; под окнами дома «дрожат»
осинки в алых сарафанах и т.д.).
– Ребята! Деревья,
как вы отметили, стоят в осеннем уборе,
ярких платьях и сарафанах и выглядят
словно живые существа. Можете ли вы
представить нашу жизнь без этой красоты?
(Нет! Природа украшает нашу землю. Мы
любим нашу Родину и должны беречь
природу.)
– Да, именно в
период золотой осени, листопада мы
по-особенному чувствуем красоту осени
и не перестаем удивляться «чудесам»
природы.
Физминутка
Желтый листок по
асфальту бежит (бег на месте),
Лишь только ветер
подует (машут руками),
А временами как в
танце кружит,
Только он грустно
танцует (танцуют).
– В каком смысле
употреблено слово «танцует»? (В переносном,
прием олицетворения).
4. Орфографическая
подготовка.
– Запишите в тетрадь
глаголы, помогающие понять «танец
листьев».
Листья (что делают?)
летят, кружатся, вьются, перелетают,
опускаются, устилают.
Задание: 1. Выделите
приставки глаголов.
2.
Подчеркните знакомые орфограммы.
Ученик читает
отрывок из стихотворения А. Толстого.
Осень! Обсыпается
весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
по ветру летят,
Лишь вдали красуются,
там на дне долин
Кисти ярко-красные
вянущих рябин.
– Какое явление
осени мы наблюдаем? (Листопад)
– Еще нет массового
сброса листьев, но легкий ветерок все
же срывает листья и несет их, плавно
опуская на землю.
5. Самостоятельная
работа с текстом (текст на карточке у
каждого учащегося).
Текст
Как красив осенний
лес березки надели золотые платья листья
клена разрумянились густая листва дуба
стала как медь сосны и ели остались
зелеными пестрый ковер листьев шуршал
под ногами.
(По
Н. Сладкову) Задание: 1.
Определить границы предложений.
2.
Озаглавить. Проверка.
Дети зачитывают текст и заголовки.
– Почему вы считаете,
что это текст? (Предложения объединены
одной темой, каждое предложение логически
завершено).
– Какие знаки могут
быть в конце предложений? (Точка,
вопросительный знак, восклицательный
знак).
6. Конкретизирование
темы будущего сочинения.
– Ребята, когда вы
произносите слово «осень», какие
ассоциации у вас возникают? (Осень –
это яркие краски природы, листопад,
уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
– Правильно, ребята.
А мы, беседуя об осени, на что больше
обратили внимание? (На красоту осенней
природы),
– Давайте определим
более узкую тему нашего сочинения.
Предложите заголовок сочинения. («Краски
осени», «Осенний костер», «Золотая
осень», «Листопад», «Идет осень»).
7. Заполнение
опорной таблицы
а). запишите в графу
1 название и эпиграф вашего сочинения;
б). составьте и
запишите план в графу 2;
– План нам поможет
отразить последовательность предложений,
из которых сложится текст сочинения,
выразить свои чувства, свое мнение об
этом времени года. Обратите внимание
на то, что каждый пункт плана раскрывается
с красной строки.
в). заполнение
графы 3.
– Возьмите
индивидуальную карточку и перепишите
опорные слова в графу 3. Дополните новыми.
(Слова на индивидуальную карточку дети
готовят заранее в течение нескольких
уроков).
Опорная карта
(двойной лист тетради)
Тема, эпиграф
План
Опорные слова
Примерные
заголовки сочинения:
Мое любимое
время года.
Золотая
осень.
Наступила осень.
Солнечные краски
леса.
Я
люблю осень!
Осенний, погода,
солнце, разноцветный ковер, кружатся,
легкий ветерок, чудесный, чувства,
багряный, узорчатый, блестящий,
оранжевый, необычный, потому что,
повсюду, устилает, увядает
8. Работа по
предупреждению ошибок
– Ребята, мы накопили
достаточно материала, чтобы написать
сочинение красиво и грамотно.
Работа у доски
Учащиеся по цепочке
выходят к доске.
а). подбор проверочных
слов (определяемый правило) Осенний
– осень
Ковер
– коврик
Золотой
– золото, позолота
Тишина
– тишь
Очарование
– чары
Удивление
– диво
Увядает
– вянет
Летит
– полет
б). Вставить
пропущенные буквы (проверка с помощью
карточек из словаря)
п_года, вет_р,
ж_лтый, р_бина, б_реза
Домашнее задание
– Посмотрите
внимательно в опорную таблицу. Используя,
накопленный за урок материал, ваши
наблюдения, напишите дома сочинение по
плану.
IV.
Итог урока.
– Чему
научились вы сегодня на уроке? (Более
точно определять тему сочинения,
подбирать эпиграф, использовать
выразительные средства художественных
текстов, выражать свои чувства.
Урок
окончен.
Приложение к уроку
Стихи (эпиграфы),
подготовленные учащимися самостоятельно.
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то,
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)
По тропинкам бродит
осень,
Тихо листьями
шурша.
Замутилась неба
просинь,
Растревожилась
душа.
(Ренат Харис)
…Кругом пестреет
лес зеленый;
Уже румянит осень
клены,
А ельник зелен и
тенист;
Осинник желтый
бьет тревогу;
Осыпался с березы
лист
И, как ковер,
Устлал дорогу…
(А. Майков)
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
(Г. Граубин)
Около леса, как в
мягкой постели,
Выспаться можно
– покой и простор! –
Листья поблекнуть
еще не успели,
Желты и свежи
лежат, как ковер.
(Н.Некрасов)
Листья в поле
пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши
ели
Зелень мрачную
хранят…
(М. Лермонтов)
Осень – красивая пора года. Яркие деревья и неизбежный листопад с багровыми коврами под ногами. Любимица поэтов, дарящая веру в себя.
Вот и закончилось жаркое лето. Теперь полноправной хозяйкой природы стала осень. Ночи становятся холоднее и лишь дневное солнышко еще доносит до нас отголоски теплого лета. Поля, некогда усеянные злаками, приняли заслуженный отдых, а сады щедро одарили своих хозяев урожаем. Все чаще на небе видны серые тучи и капает мелкий дождик, птицы улетают на юг.
Деревья же меняют свой окрас с привычного зеленого на яркие и огненные цвета такие как: желтый, багровый, пунцовый, коричневая бронза и желто-оранжевый. Если посмотреть в сторону леса, то можно увидеть, насколько он богат золотом в эту пору года. Кажется, что он готов укутать каждый уголок Земли своим богатством. А в своей глуби он в эту пору прячет много красивых грибов, которые так и хочется скорее положить к себе в корзину. Гуляя по паркам можно увидеть рябину, которая украшена шикарными красными гроздьями, словно бусами и почувствовать, как под ноги ложится мягкий багрово-золотистый ковер, идя по которому погружаешься в глубокие мысли,возникает желание творить что-то новое,выпить теплого кофе и укутаться в плед. Некогда зеленая трава, тоже начинает менять свой наряд на более золотой и припадает к земле. Осень – это пора новых начинаний и учебы.
Я безумно люблю осень. В эту золотую пору года можно собрать огромную горку из листьев, которые совсем недавно расстилались над нашими головами на высоких деревьях и просто упасть на нее, лежать и мечтательно наблюдать за течением облаков, мечтать о далеких теплых странах и просто о хорошем будущем. В эти осенние дни хочется уловить каждое дуновенье теплого ветерка, каждый солнечный день, приносящий с собой радость и в тоже время некую грусть, ведь приходит осознание того, что совсем скоро все измениться. Совсем скоро деревья останутся стоять совершенно без своих красивых одеяний, воздух будет становиться все холоднее и холоднее, дни станут еще короче, а багрово-золотой ковер под ногами за собой унесет ветер в неизвестные нам места. Все в осеннем воздухе будет нам напоминать о скорой смене власти в природе, ведь не за горами приход снежной королевы-зимы и все покроется другим, не менее прекрасным ковром.
Сочинение на тему «Осень»
Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.
Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку. Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…
По мере составления плана
дети записывают его в тетрадях.
– О чем нужно написать во
вступлении?
Д. О том, что наступила осень…
У. Вы можете при ответе на вопрос
пользоваться собранным языковым материалом.
Какая осень? Почему?
Д. Волшебница золотая,
красавица, дивная, славная, очаровательная,
печальная, дождливая, хмурая, чародейка, как и
зима.
У. О чем мы должны написать в
основной части сочинения?
Д. Мы должны описать красоту и
необыкновенную прелесть золотой осени.
У. Когда мы будем описывать
осеннюю природу, придется ли нам немного
фантазировать?
Д. Да, конечно.
У. Дайте название основной части
сочинения.
Д. Осенняя фантазия, осенняя
зарисовка, осенняя сказка.
У. Мы должны представить себе
осень так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.
Передать, как меняется природа осенью. Какое чудо
мы можем наблюдать с приходом осени?
Д. Как осень без красок и без
кисти разукрасила все листья, соткала яркий
разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым
лоскутным одеялом.
У. Какие листья вы видели осенью?
Д. Красные, желтые, бурые,
золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные,
пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые,
пунцовые.
У. Все лето листья подставляли
солнцу свои ладошки и до того налились и
пропитались солнцем, что к осени стали багряными
и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем,
как падают листья?
Д. Да, конечно…
У. Как такое явление называется
в природе?
Д. Такое явление называется
листопадом.
У. С чем можно сравнить листопад?
Д. Листопад можно сравнить с
золотым дождем.
У. Что вам показалось особенно
красивым во время листопада?
Д. Если вдруг ветер налетит, то
закружится пестрый смерч, а если ударит по
дереву, то хлынет сверкающий водопад.
У. Листья падают. А какие еще
слова, называющие действия, можно будет
использовать в своей работе?
Д. Они не просто падают, а
кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут,
плывут.
У. Да, полетели листья, как птицы
по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись,
как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
А если прислушаться, то что можно услышать
осенью?
Д. Как листья скребутся,
шелестят, шуршат под ногами.
У. Да, куда ни взглянешь, листья
вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и
везде. Вот листья, красиво покачиваясь на
“крыльях ветерка”, опускаются на воду тихо и
плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные
кораблики, они плывут по реке – желтые, красные,
оранжевые.
Как можно назвать ту часть плана, в
которой мы будем рассказывать о листьях?
Д. Осенний ковер.
– Осенний наряд.
– Осень – художница, мастерица, искусница.
У. Гуляя в парке, бывая в лесу, мы
с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья
мы обращали внимание? Красивы ли они?
Дети отвечают.
– Да, только осенью можно
по-настоящему оценить красоту деревьев, поэтому
я предлагаю дать название следующей части плана,
в которой мы будем описывать красоту осенних
деревьев.
Д. Деревья осенью.
– Деревья в осеннем наряде.
У. В народных песнях рябину
часто ласково называют рябинушкой. Как она
выглядит осенью?
Д. Рябинка, словно девушка,
нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах
и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие
стали пурпурными.
У. Да, в народе про рябину
говорят: “Весной зеленела, летом загорала,
осенью надела красные кораллы”.
Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный
день листья дрожат?
Д. У осинки дрожат листики, будто
все время шепчутся.
У.
В лесу осиновом дрожат осинки,
Срывает ветер с осин косынки.
(В.Степанов)
Как выглядит осинка осенью?
Д. Осенью она превращается в
ослепительную красавицу. Листья, как фонарики,
могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым
переливом, лимонно-желтыми, малиновыми,
пурпурными, огненно-красными, почти черными.
У. Да, ни одно дерево не знает
такого разнообразия осенних красок, как осина.
А как осенью выглядят березки и клен?
Д. Березки словно в золоте.
– Клен роняет листья, будто оранжевые звезды.
У. В чем красота их осеннего
наряда?
Дети отвечают.
– Отгадайте, о каком дереве идет
речь.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Д. Это сосна или ель.
У. Что изменилось в их жизни с
приходом осени?
Д. Ничего в их жизни не
изменилось, они по-прежнему зеленые.
У. Деревья не забывают ель и
сосну, дарят им подарки. Вот ива засыпала их
тонкими золотыми рыбками, а березка – желтыми
сердечками. На глазах ели и сосны превратились из
колючих и хвойных в мягкие и лиственные. Все в
золоте, багрянце, бронзе, нарядные и
разноцветные.
Осенью можно бесконечно восхищаться красотой
деревьев. Но лучше всего любоваться деревьями на
закате, когда солнышко уже спряталось.
Почему Пушкин назвал осень унылым временем года?
Д. Природа грустит, ждет прихода
зимы.
У. Когда нам становится грустно?
Д. Нам становится грустно, когда
прячется солнце, небо покрывается темными,
свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется
погода и нельзя погулять.
У. Осень делится на два периода:
первый – от первых заморозков до конца
листопада, второй – от конца листопада до начала
зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко
вслед за ними начинается теплая, сухая погода –
возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером
и ночью становится холодно. И вскоре после
погожих сентябрьских, октябрьских деньков
начинают лить осенние дожди, а за этими дождями
нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли
осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди?
Д. Нет, осенний дождь –
моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать
маленькими капельками на землю, так и будет идти
день, два, три, неделю, не переставая, и тогда
становится скучно.
У. Да, под ногами в такое время
слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи,
моросит холодный, нудный дождь, дует сильный
ветер.
Ветер тучи гонит, ветер в трубах
стонет,
Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
На дорогах лужи морщатся от стужи,
Под навесом прячутся грустные грачи…
(Г.Ладонщиков)
– И хорошо, что осень в конце концов
пройдет, наступит зима. Мы говорили о том, что
осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто
бывают дожди, и нам от этого становится грустно.
Грустит и природа в ожидании нового художника.
Да, даже после листопада деревья красивы – тихи,
задумчивы, величавы. Как можно назвать эту часть
плана?
Д. Природа ждет нового
художника.
У. Сочинение нельзя оборвать на
полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как
вы его закончите? Как осень влияет на ваше
настроение?
Дети отвечают.
– За что вы любите это время года?
Д. За красоту, необыкновенную
прелесть.
– За то, что осень дарит нам много радости.
– За то, как хорошо в осеннем лесу, парке.
– За то, что грибов много.
V. Выбор эпиграфа к сочинению
У. К сочинению можно подобрать
эпиграф.
Эпиграф – это точная дословная выдержка из
какого-нибудь произведения писателя или поэта,
отражающая тему сочинения.
В качестве эпиграфа можно использовать отрывки
из стихотворений русских поэтов, которые вы
подобрали дома.
Дети зачитывают отрывки из
стихотворений об осени. Выбираются наиболее
удачные. Выбранный эпиграф записывается после
плана в тетради.
VI. Итог урока
У. Каждый по-своему видит осень,
поэтому сочинения будут разные: каждый будет
писать то, что ему самому нравится в осеннем
пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось
хорошим, необходимо добиваться связности в
изложении, красочности в описании, правильности
построения предложений, грамотного написания.
На втором уроке проводятся орфографическая
подготовка детей и написание сочинения.
Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.
Осень – это самая яркая пора, о которой воспевали поэты, писали прозаики, осеннюю природу которой изображали художники в живописи. Красота осенней природы – это романтика настроения с легкой “грустинкой” размышления.
Особенным контрастом для ярких эмоциональных переживаний в сочинении на тему осень наступает в природе период золотой осени, когда особенно хочется подчеркнуть утонченность пейзажа осени в сочинении или в кратком рассказе. Шум осеннего леса, листопад, прогулки в последних теплых днях бабьего лета, грустное настроение и ожидание первого снега и холодов, – все это неисчерпаемый материал для сочинения на тему осени.
Сочинение про осень
Осень – позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших в мире собеседников и приятелей. Туманы. В голове и на улице. И температура воздуха что надо. Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.
Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку. Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…
Мини-сочинения на тему «Осень»
Осень 3-4 класс Лето ушло. Птицы скоро улетят в тёплые края. Наступает золотая осень. Солнышко уже не так греет, серые тучи покрывают небо. Осень раскрашивает деревья яркими красками. Дубы и берёзки стали золотыми, а красавец клён стал багряным. Но эта красота будет недолгой. Налетят злые ветры, пойдут дожди и деревья скинут свой прекрасный наряд.
У животных осенью много дел. Белка запасается грибами и орехами, чтобы не голодать зимой. Медведи готовят к зиме свои берлоги, чтобы зимой было тепло и уютно.
А деревья будут ждать, когда придёт зима и завернёт их в пушистые белые одеяла. Автор: Игорь Ковалёв
Осень 2 класс В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают. Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая. Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. Автор: Прохорова Ольга
Такая разная осень … 4 класс Осенью становится прохладнее. Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них сочные цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь. Я люблю это время года, можно гулять по парку и любоваться золотой осенней природой. Автор: Володя Пушкарёв
Отдельнова Татьяна Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия №96» г.Казань.
Урок развития речи
Тема: Подготовка к сочинению по теме «Осень»
Цели:
1. Научить подбирать материал по теме урока; продолжить работу по обучению более точному составлению плана и подбору эпиграфа.
2. Развивать устную и письменную связную речь, наблюдательность; отрабатывать навык грамотного письма.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, учебник, индивидуальные карточки, печатные тексты.
Актуализация урока
– Ребята, посмотрите на иллюстрации. Какому времени года они посвящены? (Осени).
– Что об этом говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый, красный цвета).
Подготовка к сочинению.
Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
– Почему поэт называет осень унылой? (Увядает природа, красота осени).
– Объясните лексическое значение слова «багрец». (Дети затрудняются).
– Запишите в тетради слова: багрец, багровый, багряный. (Учитель объясняет, что эти слова обозначают оттенки алого цвета).
– В каком значении употреблено слово «золото»? (В переносном, означает желтый цвет).
– Ребята, эти строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
– О чем будет наше сочинение? (О красоте осенней природы).
2. Работа над стихотворением И. Бунина «Осень».
а). самостоятельное чтение;
б). выразительное чтение вслух.
Выборочное письмо.
– Выпишите слова, подчеркивающие красоту осеннего леса.
а). лиловый, золотой, багряный.
– К какой части речи они относятся? (Прилагательное).
б). словосочетания: желтою резьбой, в листве сквозной, над светлою поляной, пестрою стеной.
– Какой прием использует автор при описании леса? (Прием сравнения),
– С каким чувством изображает поэт осенний лес? (С чувством радости, восхищения).
– Какой знак препинания ставится в конце предложения, если мы выражаем чувства? (Восклицательный знак).
3. Наблюдение учащихся за осенней природой.
– Ребята, приходилось ли вам наблюдать красоту осенней природы? Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани много скверов, где гурьбой стоят в желтых платьях березки; под окнами дома «дрожат» осинки в алых сарафанах и т.д.).
– Ребята! Деревья, как вы отметили, стоят в осеннем уборе, ярких платьях и сарафанах и выглядят словно живые существа. Можете ли вы представить нашу жизнь без этой красоты? (Нет! Природа украшает нашу землю. Мы любим нашу Родину и должны беречь природу.)
– Да, именно в период золотой осени, листопада мы по-особенному чувствуем красоту осени и не перестаем удивляться «чудесам» природы.
Физминутка
Желтый листок по асфальту бежит (бег на месте),
Лишь только ветер подует (машут руками),
А временами как в танце кружит,
Только он грустно танцует (танцуют).
– В каком смысле употреблено слово «танцует»? (В переносном, прием олицетворения).
4. Орфографическая подготовка.
– Запишите в тетрадь глаголы, помогающие понять «танец листьев».
Листья (что делают?) летят, кружатся, вьются, перелетают, опускаются, устилают.
Задание: 1. Выделите приставки глаголов.
2. Подчеркните знакомые орфограммы.
Ученик читает отрывок из стихотворения А. Толстого.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
– Какое явление осени мы наблюдаем? (Листопад)
– Еще нет массового сброса листьев, но легкий ветерок все же срывает листья и несет их, плавно опуская на землю.
5. Самостоятельная работа с текстом (текст на карточке у каждого учащегося).
Текст
Как красив осенний лес березки надели золотые платья листья клена разрумянились густая листва дуба стала как медь сосны и ели остались зелеными пестрый ковер листьев шуршал под ногами.
(По Н. Сладкову)
Задание: 1. Определить границы предложений.
2. Озаглавить.
Проверка. Дети зачитывают текст и заголовки.
– Почему вы считаете, что это текст? (Предложения объединены одной темой, каждое предложение логически завершено).
– Какие знаки могут быть в конце предложений? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
6. Конкретизирование темы будущего сочинения.
– Ребята, когда вы произносите слово «осень», какие ассоциации у вас возникают? (Осень – это яркие краски природы, листопад, уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
– Правильно, ребята. А мы, беседуя об осени, на что больше обратили внимание? (На красоту осенней природы),
– Давайте определим более узкую тему нашего сочинения. Предложите заголовок сочинения. («Краски осени», «Осенний костер», «Золотая осень», «Листопад», «Идет осень»).
7. Заполнение опорной таблицы
а). запишите в графу 1 название и эпиграф вашего сочинения;
б). составьте и запишите план в графу 2;
– План нам поможет отразить последовательность предложений, из которых сложится текст сочинения, выразить свои чувства, свое мнение об этом времени года. Обратите внимание на то, что каждый пункт плана раскрывается с красной строки.
в). заполнение графы 3.
– Возьмите индивидуальную карточку и перепишите опорные слова в графу 3. Дополните новыми. (Слова на индивидуальную карточку дети готовят заранее в течение нескольких уроков).
Опорная карта
(двойной лист тетради)
Тема, эпиграф
План
Опорные слова
Примерные заголовки сочинения:
Мое любимое время года.
Золотая осень.
Наступила осень.
Солнечные краски леса.
Я люблю осень!
Осенний, погода, солнце, разноцветный ковер, кружатся, легкий ветерок, чудесный, чувства, багряный, узорчатый, блестящий, оранжевый, необычный, потому что, повсюду, устилает, увядает
8. Работа по предупреждению ошибок
– Ребята, мы накопили достаточно материала, чтобы написать сочинение красиво и грамотно.
Работа у доски
Учащиеся по цепочке выходят к доске.
а). подбор проверочных слов (определяемый правило)
Осенний – осень
Ковер – коврик
Золотой – золото, позолота
Тишина – тишь
Очарование – чары
Удивление – диво
Увядает – вянет
Летит – полет
б). Вставить пропущенные буквы (проверка с помощью карточек из словаря)
п_года, вет_р, ж_лтый, р_бина, б_реза
Домашнее задание
– Посмотрите внимательно в опорную таблицу. Используя, накопленный за урок материал, ваши наблюдения, напишите дома сочинение по плану.
IV. Итог урока.
– Чему научились вы сегодня на уроке? (Более точно определять тему сочинения, подбирать эпиграф, использовать выразительные средства художественных текстов, выражать свои чувства.
Урок окончен.
Приложение к уроку
Стихи (эпиграфы), подготовленные учащимися самостоятельно.
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то,
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)
По тропинкам бродит осень,
Тихо листьями шурша.
Замутилась неба просинь,
Растревожилась душа.
(Ренат Харис)
…Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер,
Устлал дорогу…
(А. Майков)
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
(Г. Граубин)
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
(Н.Некрасов)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…
(М. Лермонтов)
Отдельнова Татьяна
Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия
№96» г.Казань.
Урок развития речи
Тема: Подготовка
к сочинению по теме «Осень»
Цели:
1. Научить подбирать
материал по теме урока; продолжить
работу по обучению более точному
составлению плана и подбору эпиграфа.
2. Развивать устную
и письменную связную речь, наблюдательность;
отрабатывать навык грамотного письма.
3. Воспитывать
любовь к природе, родному краю.
Оборудование:
Иллюстрации по теме «Осень», карточки
слов из словаря, учебник, индивидуальные
карточки, печатные тексты.
Актуализация
урока
– Ребята,
посмотрите на иллюстрации. Какому
времени года они посвящены? (Осени).
– Что об этом
говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый,
красный цвета).
Подготовка к
сочинению.
Чтение отрывка
стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя
прощальная краса –
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и золото
одетые леса…
– Почему поэт
называет осень унылой? (Увядает природа,
красота осени).
– Объясните
лексическое значение слова «багрец».
(Дети затрудняются).
– Запишите в тетради
слова: багрец, багровый, багряный.
(Учитель объясняет, что эти слова
обозначают оттенки алого цвета).
– В каком значении
употреблено слово «золото»? (В переносном,
означает желтый цвет).
– Ребята, эти
строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
– О чем будет наше
сочинение? (О красоте осенней природы).
2. Работа над
стихотворением И. Бунина «Осень».
а). самостоятельное
чтение;
б). выразительное
чтение вслух.
Выборочное письмо.
– Выпишите слова,
подчеркивающие красоту осеннего леса.
а). лиловый, золотой,
багряный.
– К какой части
речи они относятся? (Прилагательное).
б). словосочетания:
желтою резьбой, в листве сквозной, над
светлою поляной, пестрою стеной.
– Какой прием
использует автор при описании леса?
(Прием сравнения),
– С каким чувством
изображает поэт осенний лес? (С чувством
радости, восхищения).
– Какой знак
препинания ставится в конце предложения,
если мы выражаем чувства? (Восклицательный
знак).
3. Наблюдение
учащихся за осенней природой.
– Ребята, приходилось
ли вам наблюдать красоту осенней природы?
Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани
много скверов, где гурьбой стоят в желтых
платьях березки; под окнами дома «дрожат»
осинки в алых сарафанах и т.д.).
– Ребята! Деревья,
как вы отметили, стоят в осеннем уборе,
ярких платьях и сарафанах и выглядят
словно живые существа. Можете ли вы
представить нашу жизнь без этой красоты?
(Нет! Природа украшает нашу землю. Мы
любим нашу Родину и должны беречь
природу.)
– Да, именно в
период золотой осени, листопада мы
по-особенному чувствуем красоту осени
и не перестаем удивляться «чудесам»
природы.
Физминутка
Желтый листок по
асфальту бежит (бег на месте),
Лишь только ветер
подует (машут руками),
А временами как в
танце кружит,
Только он грустно
танцует (танцуют).
– В каком смысле
употреблено слово «танцует»? (В переносном,
прием олицетворения).
4. Орфографическая
подготовка.
– Запишите в тетрадь
глаголы, помогающие понять «танец
листьев».
Листья (что делают?)
летят, кружатся, вьются, перелетают,
опускаются, устилают.
Задание: 1. Выделите
приставки глаголов.
2.
Подчеркните знакомые орфограммы.
Ученик читает
отрывок из стихотворения А. Толстого.
Осень! Обсыпается
весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
по ветру летят,
Лишь вдали красуются,
там на дне долин
Кисти ярко-красные
вянущих рябин.
– Какое явление
осени мы наблюдаем? (Листопад)
– Еще нет массового
сброса листьев, но легкий ветерок все
же срывает листья и несет их, плавно
опуская на землю.
5. Самостоятельная
работа с текстом (текст на карточке у
каждого учащегося).
Текст
Как красив осенний
лес березки надели золотые платья листья
клена разрумянились густая листва дуба
стала как медь сосны и ели остались
зелеными пестрый ковер листьев шуршал
под ногами.
(По
Н. Сладкову)
Задание: 1.
Определить границы предложений.
2.
Озаглавить.
Проверка.
Дети зачитывают текст и заголовки.
– Почему вы считаете,
что это текст? (Предложения объединены
одной темой, каждое предложение логически
завершено).
– Какие знаки могут
быть в конце предложений? (Точка,
вопросительный знак, восклицательный
знак).
6. Конкретизирование
темы будущего сочинения.
– Ребята, когда вы
произносите слово «осень», какие
ассоциации у вас возникают? (Осень –
это яркие краски природы, листопад,
уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
– Правильно, ребята.
А мы, беседуя об осени, на что больше
обратили внимание? (На красоту осенней
природы),
– Давайте определим
более узкую тему нашего сочинения.
Предложите заголовок сочинения. («Краски
осени», «Осенний костер», «Золотая
осень», «Листопад», «Идет осень»).
7. Заполнение
опорной таблицы
а). запишите в графу
1 название и эпиграф вашего сочинения;
б). составьте и
запишите план в графу 2;
– План нам поможет
отразить последовательность предложений,
из которых сложится текст сочинения,
выразить свои чувства, свое мнение об
этом времени года. Обратите внимание
на то, что каждый пункт плана раскрывается
с красной строки.
в). заполнение
графы 3.
– Возьмите
индивидуальную карточку и перепишите
опорные слова в графу 3. Дополните новыми.
(Слова на индивидуальную карточку дети
готовят заранее в течение нескольких
уроков).
Опорная карта
(двойной лист тетради)
Тема, эпиграф
План
Опорные слова
Примерные
заголовки сочинения:
Мое любимое
время года.
Золотая
осень.
Наступила осень.
Солнечные краски
леса.
Я
люблю осень!
Осенний, погода,
солнце, разноцветный ковер, кружатся,
легкий ветерок, чудесный, чувства,
багряный, узорчатый, блестящий,
оранжевый, необычный, потому что,
повсюду, устилает, увядает
8. Работа по
предупреждению ошибок
– Ребята, мы накопили
достаточно материала, чтобы написать
сочинение красиво и грамотно.
Работа у доски
Учащиеся по цепочке
выходят к доске.
а). подбор проверочных
слов (определяемый правило)
Осенний
– осень
Ковер
– коврик
Золотой
– золото, позолота
Тишина
– тишь
Очарование
– чары
Удивление
– диво
Увядает
– вянет
Летит
– полет
б). Вставить
пропущенные буквы (проверка с помощью
карточек из словаря)
п_года, вет_р,
ж_лтый, р_бина, б_реза
Домашнее задание
– Посмотрите
внимательно в опорную таблицу. Используя,
накопленный за урок материал, ваши
наблюдения, напишите дома сочинение по
плану.
IV.
Итог урока.
– Чему
научились вы сегодня на уроке? (Более
точно определять тему сочинения,
подбирать эпиграф, использовать
выразительные средства художественных
текстов, выражать свои чувства.
Урок
окончен.
Приложение к уроку
Стихи (эпиграфы),
подготовленные учащимися самостоятельно.
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то,
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)
По тропинкам бродит
осень,
Тихо листьями
шурша.
Замутилась неба
просинь,
Растревожилась
душа.
(Ренат Харис)
…Кругом пестреет
лес зеленый;
Уже румянит осень
клены,
А ельник зелен и
тенист;
Осинник желтый
бьет тревогу;
Осыпался с березы
лист
И, как ковер,
Устлал дорогу…
(А. Майков)
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
(Г. Граубин)
Около леса, как в
мягкой постели,
Выспаться можно
– покой и простор! –
Листья поблекнуть
еще не успели,
Желты и свежи
лежат, как ковер.
(Н.Некрасов)
Листья в поле
пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши
ели
Зелень мрачную
хранят…
(М. Лермонтов)
Осень – красивая пора года. Яркие деревья и неизбежный листопад с багровыми коврами под ногами. Любимица поэтов, дарящая веру в себя.
Вот и закончилось жаркое лето. Теперь полноправной хозяйкой природы стала осень. Ночи становятся холоднее и лишь дневное солнышко еще доносит до нас отголоски теплого лета. Поля, некогда усеянные злаками, приняли заслуженный отдых, а сады щедро одарили своих хозяев урожаем. Все чаще на небе видны серые тучи и капает мелкий дождик, птицы улетают на юг.
Деревья же меняют свой окрас с привычного зеленого на яркие и огненные цвета такие как: желтый, багровый, пунцовый, коричневая бронза и желто-оранжевый. Если посмотреть в сторону леса, то можно увидеть, насколько он богат золотом в эту пору года. Кажется, что он готов укутать каждый уголок Земли своим богатством. А в своей глуби он в эту пору прячет много красивых грибов, которые так и хочется скорее положить к себе в корзину. Гуляя по паркам можно увидеть рябину, которая украшена шикарными красными гроздьями, словно бусами и почувствовать, как под ноги ложится мягкий багрово-золотистый ковер, идя по которому погружаешься в глубокие мысли,возникает желание творить что-то новое,выпить теплого кофе и укутаться в плед. Некогда зеленая трава, тоже начинает менять свой наряд на более золотой и припадает к земле. Осень – это пора новых начинаний и учебы.
Я безумно люблю осень. В эту золотую пору года можно собрать огромную горку из листьев, которые совсем недавно расстилались над нашими головами на высоких деревьях и просто упасть на нее, лежать и мечтательно наблюдать за течением облаков, мечтать о далеких теплых странах и просто о хорошем будущем. В эти осенние дни хочется уловить каждое дуновенье теплого ветерка, каждый солнечный день, приносящий с собой радость и в тоже время некую грусть, ведь приходит осознание того, что совсем скоро все измениться. Совсем скоро деревья останутся стоять совершенно без своих красивых одеяний, воздух будет становиться все холоднее и холоднее, дни станут еще короче, а багрово-золотой ковер под ногами за собой унесет ветер в неизвестные нам места. Все в осеннем воздухе будет нам напоминать о скорой смене власти в природе, ведь не за горами приход снежной королевы-зимы и все покроется другим, не менее прекрасным ковром.
Сочинение на тему «Осень»
Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.
Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку.
Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…