План к сочинению на тему золотая осень

8 вариантов

  1. Осень – красивая пора года. Яркие деревья и неизбежный листопад с багровыми коврами под ногами. Любимица поэтов, дарящая веру в себя.
    Вот и закончилось жаркое лето. Теперь полноправной хозяйкой природы стала осень. Ночи становятся холоднее и лишь дневное солнышко еще доносит до нас отголоски теплого лета. Поля, некогда усеянные злаками, приняли заслуженный отдых, а сады щедро одарили своих хозяев урожаем. Все чаще на небе видны серые тучи и капает мелкий дождик, птицы улетают на юг.
    Деревья же меняют свой окрас с привычного зеленого на яркие и огненные цвета такие как: желтый, багровый, пунцовый, коричневая бронза и желто-оранжевый. Если посмотреть в сторону леса, то можно увидеть, насколько он богат золотом в эту пору года. Кажется, что он готов укутать каждый уголок Земли своим богатством. А в своей глуби он в эту пору прячет много красивых грибов, которые так и хочется скорее положить к себе в корзину. Гуляя по паркам можно увидеть рябину, которая украшена шикарными красными гроздьями, словно бусами и почувствовать, как под ноги ложится мягкий багрово-золотистый ковер, идя по которому погружаешься в глубокие мысли,возникает желание творить что-то новое,выпить теплого кофе и укутаться в плед. Некогда зеленая трава, тоже начинает менять свой наряд на более золотой и припадает к земле. Осень – это пора новых начинаний и учебы.
    Я безумно люблю осень. В эту золотую пору года можно собрать огромную горку из листьев, которые совсем недавно расстилались над нашими головами на высоких деревьях и просто упасть на нее, лежать и мечтательно наблюдать за течением облаков, мечтать о далеких теплых странах и просто о хорошем будущем. В эти осенние дни хочется уловить каждое дуновенье теплого ветерка, каждый солнечный день, приносящий с собой радость и в тоже время некую грусть, ведь приходит осознание того, что совсем скоро все измениться. Совсем скоро деревья останутся стоять совершенно без своих красивых одеяний, воздух будет становиться все холоднее и холоднее, дни станут еще короче, а багрово-золотой ковер под ногами за собой унесет ветер в неизвестные нам места. Все в осеннем воздухе будет нам напоминать о скорой смене власти в природе, ведь не за горами приход снежной королевы-зимы и все покроется другим, не менее прекрасным ковром.

  2. Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь характерна для творчества художника – она нарисована слишком ярко, смело, мажорно, в то время как в других картинах преобладало грустное настроение. Левитан создал эту картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках.
    Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы.
    Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину. Куда мы пришли? (на опушку леса) Что обозначает слово «опушка»? (край леса)
    Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава)
    Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее)
    Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные – воды)
    Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево).
    Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая). Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, в воде отражается небо, а на переднем плане мы видим всю глубину реки.)
    Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
    Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки? (Золотые березки и 2 осинки)
    Почему осинки можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что еще можно сказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
    Какие  деревья изображены вдали? (березки, они водят хоровод, радуются осени)
    Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?
    Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
    Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны)
    Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Какие становятся красными?
    Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (это тоже береза)
    Какого цвета наряд у этой березки? (она вся золотая)
    Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? (одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
    Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд? (деревья на правом берегу реки)
    Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим поля, засеянные озимыми, и крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
    Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите  на эту картину? (Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.)
    Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый. (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
    С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя? (показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное  настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
    День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная) Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
    А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы? (Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
    Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
    Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

    План сочинения по картине Левитана Золотая осень

    В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине Золотая осень Левитана.
    В первой части напишем о том, как называется картина, кто её автор, к примеру: «Передо мной картина известного художника…»
    Во второй части начнем описывать картину – реку, берёзки, небо, поле, дома, например начнем так:  «На картине изображена ранняя осень…»
    В заключении выразим свое отношение к картине. Можно начать третью часть сочинения следующим образом: «Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство…» или «Мне эта картина нравится тем …»

    Красочные определения к словам

    Эти слова очень украсят ваше сочинение по картине:
    Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.
    День – солнечный, замечательный, чудный.
    Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.

    Синонимы к словам:

    Картина – полотно, репродукция, произведение.
    Художник – пейзажист, живописец, мастер.
    Создает – пишет.
    Сияет – сверкает, блестит, играет.
    Вот уже по этому плану любой ученик 3-4 и особенно 5 класса может написать отличное сочинение, стоит лишь немного пофантазировать. От класса к классу сочинение будет отличаться объемом. Для 3 класса это 9 – 10 предложений (50 – 60 слов), 4 класс 11 – 12 предложений (70 – 80 слов), 5 класс – не менее 100 слов.

    Примеры сочинений Золотая осень. Левитан.

    3 класс

    Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года – осень.
    В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.
    Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!

    4 класс

    “Золотая осень” – одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.
    Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту.
    На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение.

    5 класс

    Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине “Золотая осень” ее осенний пейзаж полюбил весь мир.
    Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.
    Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

    Когда сочинение готово, нужно проверить:

    есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
    правилен ли порядок слов;
    правильно ли связаны слова по смыслу;
    не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
    правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.
    Красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.

  3. Сочинение о “Золотой осени” необходимо написать с использованием красноречивых фраз: сравнений, иносказаний.
    Можно показать свое отношение, обязательно передать красоту осени.
    Осень – одно из самых красивых времен года – приятный, бархатный, нежный сезон, который радует своими мгновениями. Уже не так тепло на улице, как летом, но тепло мягкое, как отзвук лета. В сентябре начинается и продолжается бабье лето, а листья меняют цвет, украшая деревья золотыми, красными, багровыми, бордовыми, красными оттенками, отчего сады, парки преображаются, так непохожими становятся на зеленые летом. Шуршат под ногами листья, на лицах прохожих – улыбки.
    Осень дарит не только красоту – это щедрая пора. Груши, яблоки, сливы, дыни дают сады, огороды. Пора убирать урожай, готовиться к зиме.
    Роскошны осенние цветы: георгины, астры, бархатцы. Они невероятно благоухают, навевают особенное настроение.
    Осень прекрасна, но все ближе ночь, короче светлое время суток, день ото дня… Скоро начнутся нескончаемые дожди и “смоют” все эти яркие, сочные, разнообразные краски! Сорвет ветер листья, оставив голые ветви, будет их кружить в дивном танце.
    А потом, под самый апофеоз этого невероятного праздника природы, становится отчего-то грустно… Словно что-то ушло безвозвратно… Туманы во дворе, иней по утрам… И на смену дивному веселью, запорошит все белым снегом зима. Пока, Золотая осень!

  4. Сочинение на тему “Золотая осень” по картине И. Остроухова для 2 класса.
    На картине мы видим уголок осеннего леса. Деревья покрыты золотой листвой, она же усыпает землю. Яркие краски указывают на солнечный день.
    На переднем плане художник изобразил два дерева. Они склонили к земле ветки, листва на которых нежно-желтого цвета. Перед этими деревьями художник нарисовал молоденький клен, который своими широкими листьями перекрывает стоящие позади деревья.
    Далее мы видим тропинку через лес к виднеющемуся среди ветвей озеру. На тропинке спокойно сидят сороки, которые не боятся людей, ведь лес совершенно пустынный.
    На дальнем плане мы видим группу деревьев с темными, почти черными стволами, и причудливо изогнутыми ветвями. Эти деревья своим цветом словно создают контраст между веселым золотом переднего плана и глубиной мрачного леса.
    Художник специально использовал для переднего плана очень яркие, жизнерадостные краски, подчеркивая торжество светлой осени над черной. Изломанные ветки деревьев на дальнем плане словно прячутся в испуге от яркого солнца. Кажется, что им больно от солнечного света.
    Мне очень понравилась эта картина, потому что она создает позитивное настроение, дарит уверенность в завтрашнем дне.

  5. Мини-сочинения на тему «Осень»

    Осень 3-4 класс Лето ушло. Птицы скоро улетят в тёплые края. Наступает золотая осень. Солнышко уже не так греет, серые тучи покрывают небо. Осень раскрашивает деревья яркими красками. Дубы и берёзки стали золотыми, а красавец клён стал багряным. Но эта красота будет недолгой. Налетят злые ветры, пойдут дожди и деревья скинут свой прекрасный наряд.
    У животных осенью много дел. Белка запасается грибами и орехами, чтобы не голодать зимой. Медведи готовят к зиме свои берлоги, чтобы зимой было тепло и уютно.
    А деревья будут ждать, когда придёт зима и завернёт их в пушистые белые одеяла. Автор: Игорь Ковалёв
    Осень 2 класс В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают. Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая. Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. Автор: Прохорова Ольга
    Такая разная осень … 4 класс Осенью становится прохладнее. Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них сочные цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь. Я люблю это время года, можно гулять по парку и любоваться золотой осенней природой. Автор: Володя Пушкарёв

  6. IV. Беседа с учащимися по содержанию картины
    Учитель:
    – С чего бы вы начали сочинение по картине?
    Учащиеся:
    – С того, что художник И.И.Левитан изобразил
    красивую пору – осень.
    Учитель:
    – Что бы вы написали после вступления?
    Учащиеся:
    – Я бы стал(а) подробно описывать деревья, реку,
    небо…
    Учитель:
    Каково было бы последнее предложение в вашем
    сочинении?
    Учащиеся:
    – Я бы обязательно написал(а) бы о том, какая
    осень красивая пора года, как художник красиво ее
    изобразил. Эта картина мне очень понравилась…
    Учитель:
    – А теперь посмотрите, как описал эту картину
    автор книги «Беседы об искусстве»
    В.Б.Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали
    только отдельные листы с отпечатанным текстом, и
    я теперь не знаю, один это текст или разные, какой
    лист первый и какой последний.
    Давайте вместе попробуем разобраться в этом.
    Прочитайте отрывки. (Учащимся раздаются
    отпечатанные листы с текстом).
    «Простым и привычным кажется нам
    левитановский осенний пейзаж. Художник
    изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои
    воды меж невысоких берегов». «Слева мы видим
    березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш
    взгляд движется как бы вслед за течением реки,
    вдали открываются осенние леса, а в просвете
    между ними на высоком пригорке за
    изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо
    синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.
    Перед нами речка, и кажется, что её густо-синяя
    вода медленно движется. Присмотритесь, как
    художник написал ту часть воды, что ближе к нам.
    Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а
    вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась.
    И только дальше, становясь светлее, она начала
    медленное движение. Тот же прием построения
    пространства мы находим и в изображении берега
    слева. Перед нами расстилается земля, покрытая
    уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые
    березы слева и красно-бронзовые дубы справа как
    бы расступаются, открывая взгляду бескрайние
    дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным
    слоем художник накладывал краски там, где
    изображена золотая листва берез на переднем
    плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в
    глубину пейзажа, тем менее густыми и более
    легкими становятся мазки».

    «Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы
    как бы вместе с художником переживаем ту
    безмерную красоту родной земли, осенней природы,
    которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров
    русской пейзажной живописи».

    Учитель:
    – Соответствует ли содержание текста картине?
    Являются ли отрывки одним текстом?
    Учащиеся:
    – Да, являются, потому что во всех них говорится о
    картине И.И.Левитана «Золотая осень».
    Учитель:
    – Действительно, все отрывки связаны между собой
    одной мыслью. Какой?
    Учащиеся:
    – Основная мысль этого текста – это мысль о
    красоте русской осенней природы.
    Учитель:
    – Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один
    текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы
    расположили эти отрывки? Какой из них будет
    первым, (вторым, третьим)?
    Учащиеся:
    – В начале текста я бы поставил(а) отрывок
    «Простым и привычным…». В этом отрывке
    описывается картина полностью, в общем.
    Учащиеся:
    – За первым отрывком я бы поместил(а) подробное
    описание пейзажа и то, как написана картина. Эта
    часть самая большая по объему, и в ней
    объясняется то, о чем говорится в первом
    отрывке…
    Учащиеся:
    –Отрывок «Всматриваясь в картину…» я бы
    поставил(а) последним, потому что в нем говорится
    о красоте природы, как будто делается вывод из
    всего, что сказали раньше.
    Учитель:
    – Итак, мы восстановили с вами текст полностью.
    Обратите внимание, что каждый отрывок начинается
    с красной строки. Почему? Как вы считаете?
    Учащиеся:
    –Наверное, потому, что каждый отрывок описывает
    картину по-разному. В каждом из них как будто есть
    своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу
    видим картину. А во втором мы будто смотрим на
    пейзаж вместе с автором текста и медленно
    передвигаем взгляд по картине.
    Учитель:
    – Правильно. Предложения, объединенные одной
    мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы,
    образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой?
    Если связаны, то как?
    Учащиеся:
    – Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце
    автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с
    того, что описывает то, что находится слева и
    справа от реки. Во втором абзаце часто
    повторяются слова «посмотрите»,
    «присмотритесь», а в третьем абзаце делается
    вывод: «…всматриваясь в картину И.И.Левитана…».
    Учитель:
    – Вы правильно заметили, что здесь абзацы
    связаны между собой однокоренными словами.
    Существуют и другие виды связи, но об этом мы
    узнаем позже.
    Учитель:
    – Понравился ли вам текст?
    Учащиеся:
    – Мне текст очень понравился. Автор подробно
    описал картину «Золотая осень». После чтения
    этого текста я лучше понял(а) картину
    И.И.Левитана.
    Учитель:
    – Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из
    текста?
    Учащиеся:
    – Я узнала, как художник писал картину, как он
    накладывал краски, чтобы показать движение воды
    и лучше изобразить золотую листву берез.
    Учитель:
    Как описывает автор реку, деревья, поле, небо?
    Какие слова он употребляет? Дополни те опорные
    слова, которые мы записали раньше, новыми, из
    текста.

  7. По мере составления плана
    дети записывают его в тетрадях.

    – О чем нужно написать во
    вступлении?
    Д. О том, что наступила осень…
    У. Вы можете при ответе на вопрос
    пользоваться собранным языковым материалом.
    Какая осень? Почему?
    Д. Волшебница золотая,
    красавица, дивная, славная, очаровательная,
    печальная, дождливая, хмурая, чародейка, как и
    зима.
    У. О чем мы должны написать в
    основной части сочинения?
    Д. Мы должны описать красоту и
    необыкновенную прелесть золотой осени.
    У. Когда мы будем описывать
    осеннюю природу, придется ли нам немного
    фантазировать?
    Д. Да, конечно.
    У. Дайте название основной части
    сочинения.
    Д. Осенняя фантазия, осенняя
    зарисовка, осенняя сказка.
    У. Мы должны представить себе
    осень так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.
    Передать, как меняется природа осенью. Какое чудо
    мы можем наблюдать с приходом осени?
    Д. Как осень без красок и без
    кисти разукрасила все листья, соткала яркий
    разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым
    лоскутным одеялом.
    У. Какие листья вы видели осенью?
    Д. Красные, желтые, бурые,
    золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные,
    пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые,
    пунцовые.
    У. Все лето листья подставляли
    солнцу свои ладошки и до того налились и
    пропитались солнцем, что к осени стали багряными
    и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем,
    как падают листья?
    Д. Да, конечно…
    У. Как такое явление называется
    в природе?
    Д. Такое явление называется
    листопадом.
    У. С чем можно сравнить листопад?
    Д. Листопад можно сравнить с
    золотым дождем.
    У. Что вам показалось особенно
    красивым во время листопада?
    Д. Если вдруг ветер налетит, то
    закружится пестрый смерч, а если ударит по
    дереву, то хлынет сверкающий водопад.
    У. Листья падают. А какие еще
    слова, называющие действия, можно будет
    использовать в своей работе?
    Д. Они не просто падают, а
    кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут,
    плывут.
    У. Да, полетели листья, как птицы
    по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись,
    как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
    А если прислушаться, то что можно услышать
    осенью?
    Д. Как листья скребутся,
    шелестят, шуршат под ногами.
    У. Да, куда ни взглянешь, листья
    вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и
    везде. Вот листья, красиво покачиваясь на
    “крыльях ветерка”, опускаются на воду тихо и
    плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные
    кораблики, они плывут по реке – желтые, красные,
    оранжевые.
    Как можно назвать ту часть плана, в
    которой мы будем рассказывать о листьях?
    Д. Осенний ковер.
    – Осенний наряд.
    – Осень – художница, мастерица, искусница.
    У. Гуляя в парке, бывая в лесу, мы
    с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья
    мы обращали внимание? Красивы ли они?
    Дети отвечают.
    – Да, только осенью можно
    по-настоящему оценить красоту деревьев, поэтому
    я предлагаю дать название следующей части плана,
    в которой мы будем описывать красоту осенних
    деревьев.
    Д. Деревья осенью.
    – Деревья в осеннем наряде.
    У. В народных песнях рябину
    часто ласково называют рябинушкой. Как она
    выглядит осенью?
    Д. Рябинка, словно девушка,
    нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах
    и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие
    стали пурпурными.
    У. Да, в народе про рябину
    говорят: “Весной зеленела, летом загорала,
    осенью надела красные кораллы”.
    Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный
    день листья дрожат?
    Д. У осинки дрожат листики, будто
    все время шепчутся.
    У.
    В лесу осиновом дрожат осинки,
    Срывает ветер с осин косынки.
    (В.Степанов)
    Как выглядит осинка осенью?
    Д. Осенью она превращается в
    ослепительную красавицу. Листья, как фонарики,
    могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым
    переливом, лимонно-желтыми, малиновыми,
    пурпурными, огненно-красными, почти черными.
    У. Да, ни одно дерево не знает
    такого разнообразия осенних красок, как осина.
    А как осенью выглядят березки и клен?
    Д. Березки словно в золоте.
    – Клен роняет листья, будто оранжевые звезды.
    У. В чем красота их осеннего
    наряда?
    Дети отвечают.
    – Отгадайте, о каком дереве идет
    речь.
    Ее всегда в лесу найдешь –
    Пойдем гулять и встретим:
    Стоит, колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем.
    Д. Это сосна или ель.
    У. Что изменилось в их жизни с
    приходом осени?
    Д. Ничего в их жизни не
    изменилось, они по-прежнему зеленые.
    У. Деревья не забывают ель и
    сосну, дарят им подарки. Вот ива засыпала их
    тонкими золотыми рыбками, а березка – желтыми
    сердечками. На глазах ели и сосны превратились из
    колючих и хвойных в мягкие и лиственные. Все в
    золоте, багрянце, бронзе, нарядные и
    разноцветные.
    Осенью можно бесконечно восхищаться красотой
    деревьев. Но лучше всего любоваться деревьями на
    закате, когда солнышко уже спряталось.
    Почему Пушкин назвал осень унылым временем года?
    Д. Природа грустит, ждет прихода
    зимы.
    У. Когда нам становится грустно?
    Д. Нам становится грустно, когда
    прячется солнце, небо покрывается темными,
    свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется
    погода и нельзя погулять.
    У. Осень делится на два периода:
    первый – от первых заморозков до конца
    листопада, второй – от конца листопада до начала
    зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко
    вслед за ними начинается теплая, сухая погода –
    возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером
    и ночью становится холодно. И вскоре после
    погожих сентябрьских, октябрьских деньков
    начинают лить осенние дожди, а за этими дождями
    нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли
    осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди?
    Д. Нет, осенний дождь –
    моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать
    маленькими капельками на землю, так и будет идти
    день, два, три, неделю, не переставая, и тогда
    становится скучно.
    У. Да, под ногами в такое время
    слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи,
    моросит холодный, нудный дождь, дует сильный
    ветер.
    Ветер тучи гонит, ветер в трубах
    стонет,
    Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
    На дорогах лужи морщатся от стужи,
    Под навесом прячутся грустные грачи…
    (Г.Ладонщиков)
    – И хорошо, что осень в конце концов
    пройдет, наступит зима. Мы говорили о том, что
    осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто
    бывают дожди, и нам от этого становится грустно.
    Грустит и природа в ожидании нового художника.
    Да, даже после листопада деревья красивы – тихи,
    задумчивы, величавы. Как можно назвать эту часть
    плана?
    Д. Природа ждет нового
    художника.
    У. Сочинение нельзя оборвать на
    полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как
    вы его закончите? Как осень влияет на ваше
    настроение?
    Дети отвечают.
    – За что вы любите это время года?
    Д. За красоту, необыкновенную
    прелесть.
    – За то, что осень дарит нам много радости.
    – За то, как хорошо в осеннем лесу, парке.
    – За то, что грибов много.

    V. Выбор эпиграфа к сочинению

    У. К сочинению можно подобрать
    эпиграф.
    Эпиграф – это точная дословная выдержка из
    какого-нибудь произведения писателя или поэта,
    отражающая тему сочинения.
    В качестве эпиграфа можно использовать отрывки
    из стихотворений русских поэтов, которые вы
    подобрали дома.
    Дети зачитывают отрывки из
    стихотворений об осени. Выбираются наиболее
    удачные. Выбранный эпиграф записывается после
    плана в тетради.

    VI. Итог урока

    У. Каждый по-своему видит осень,
    поэтому сочинения будут разные: каждый будет
    писать то, что ему самому нравится в осеннем
    пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось
    хорошим, необходимо добиваться связности в
    изложении, красочности в описании, правильности
    построения предложений, грамотного написания.
    На втором уроке проводятся орфографическая
    подготовка детей и написание сочинения.

  8. План
    1.Долгожданная осень
    2.Работа природного художника
    3.Смена погодных явлений.
    После лета наступает осень. Мы радуемся приходу сентября, это красивое время года. Уже к середине месяца мы замечаем желтые и красные краски листвы.
    Кисть природного художника оставляет все больше багряных следов на деревьях и кустарниках, с каждым днем эти мазки становятся все увереннее и обширнее. К концу месяца уже вся листва меняет свой цвет.
    Солнечная погода сменяется дождями, а дни стремительно укорачиваются. Осень окончательно вступает в свои права.

    Золотая осень 4 класс

    План.
    1.Ласковый сентябрь.
    2.Прогулка по осеннему лесу.
    3.Вальс осени.
    Каждый осенний месяц имеет свой характер. Сентябрь почти всегда – это еще продолжение лета, но более мягкое. Солнце уже не такое теплое. Смешливые лучики, играют в каплях утренней росы и, отражаясь от стекол, приглашают нас на прогулку. Ведь скоро придут холода, нужно успеть напитаться теплым воздухом и ласковым солнцем.
    В октябре хорошо гулять по лесу или аллеям парка. Все деревья сменили свой наряд. Начинается листопад – самое красивое время. Листья разнообразных цветов: золотые, лимонные, багряные и бронзовые тихо кружат в последнем осеннем танце, сопровождаемые аккомпанементом ветра. Этот озорник то тихонько подгоняет, то задувает не на шутку и срывает их с веток. Самое время собирать разнообразный гербарий. Ноябрь убирает с деревьев последнюю одежду. Листва пожухла, утратила свою золотую яркость и уже не шуршит под ногами. Дожди становятся холодными, лужи по утрам покрываются ледяной коркой и в прозрачном воздухе уже слышится скорое наступление зимы.
    Времена года закономерно сменяют друг друга. Каждое прекрасно по-своему. Но только осенью можно увидеть и услышать музыку леса, когда деревья светятся мягким золотым светом, а листва вальсирует и тихо опадает на землю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *